Речевые нарушения у малышей: темповая задержка речи. Коррекция темповой задержки речи Задержка темпов речевого развития

Всем детям нужно пройти определенные этапы речевого развития: поначалу малыш гулит, потом переходит на лепет, начинает произносить слова и, наконец, фразы. Важная роль в прохождении через эти периоды отведена родителям, которые, общаясь с ребенком, рассказывают ему об окружающей среде, предметах и явлениях, побуждая кроху отвечать. Однако порой случается так, что кроха мало гулит и лепечет, а его первые слова и целые фразы появляются достаточно поздно.

Роль родителей в развитии ребенка

Задержка в развитии речи малыша приводит к беспокойству родителей, они начинают пытаться решить проблему, обращаясь к специалистам, зачастую, — это педиатры или невропатологи. Врачи могут назначить медикаментозное лечение. В таких ситуациях нужно помнить, что эффективную помощь крохе способен оказать логопед. Все маленькие детки пытаются подражать речи людей, которые их окружают. Если ребенок будет общаться с человеком с нарушенной речью, возможно, он станет копировать неверные варианты произношения отдельных звуков, темп речи будет ускоряться. Известны случаи, когда по подражанию у детей появляется заикание. Неправильную речевую форму усваивает слышащий малыш, воспитываемый глухими родителями.

У дошкольника не совершенная речь, и все приведенные неблагоприятные факторы способны с легкостью нарушить ее развитие. Есть некоторые так называемые критические периоды речевого развития, выделяемые для разных возрастных периодов: возраст 1-2 года отмечен интенсивным развитием речевых зон головного мозга; в 3 годика малыш должен освоить фразовую речь; ребенок 6-7 лет идет в школу, чтобы овладеть письменной речью. В эти периоды на центральную нервную систему крохи увеличивается нагрузка, что создает некие условия для нарушения развития речи или «срыва» речи (заикания). Но следует знать об удивительных компенсаторных возможностях детского мозга. Если родители, специалисты смогли рано выявить проблему и своевременно оказать чаду квалифицированную помощь, тогда возможно значительное ее уменьшение и даже устранение.

Как определить наличие темповой задержки речи?

От многих родителей малышей разного возраста поступают жалобы на то, что «ребенок не говорит». Из-за отсутствия первых слов начинают беспокоиться родители годовалого ребенка, особенно, если он является их первенцем, и они не могут сравнить его речевое развитие с детьми старшими. Распространено мнение о том, что кроха должен начать разговаривать в год, не это не совсем так. Как говорят исследователи детской речи, есть вариативность границ развития речи малышей. Это означает, что каждый ребенок обладает своим индивидуальным темпом обучения. Первые слова появятся в возрасте 9 мес. – 1 года 3 мес., причем у мальчиков всегда позже, чем у девочек. Будьте внимательны! Если в 2 года кроха не лепечет или не говорит хотя бы несколько слов, а в 3 годика не произносит фразы — это серьезная причина для беспокойства.

Говоря о причинах задержки развития речи, здесь используется общепринятая терминология, которая встречается в литературе. Это значит, что при нормальном развитии интеллектуальных способностей и понимании речи людей у малыша отмечается запаздывание сроков появления речи. Но когда ребенок начинает говорить, ему удастся быстро догнать своих сверстников. Можно определить, присуща ли малышу темповая речевая задержка?

Ребенок отлично понимает то, что ему говорим мы, взрослые. Можно предложить крохе выполнить задания, чтобы узнать, насколько хорошо он способен понимать вашу речь. В 2 годика малыш хорошо понимает простые задания и инструкции: иди на ручки; принеси мне куклу; покажи на картинке машинку. Еще одним показателем является стойкая реакция на имя. Нужно закрыть губы листом бумаги и назвать шепотом имя крохи. Он должен обернуться. Трехлетний малыш должен хорошо понимать простые задания и инструкции: посади мишку на стул; спрячь мишку за стулом; возьми газету, подойди к столу и положи ее на стол; принеси папе мамину кофту; покажи на картинке, где мальчик дает конфету девочке, а где девочка дает конфету мальчику. Малыш обладает хорошим слуховым вниманием, он может узнавать и различать звуки окружающей среды, разные шумы (пение птиц, звонок в дверь), определять расположение источника звука, различать голоса людей, подражание голосам животных, показывать на картинке предмет, названный вами.

Когда начнет говорить?

В более ранние периоды развития, включая и внутриутробный, тяжелые вредоносные факторы не влияли на организм ребенка. Темповая задержка речи зачастую возникает, когда малыш слабый, часто болеет, родители плохо воспитывают его, мало общаются с ним, игнорируют. Такие дети любознательны, проявляют интерес к предметам и явлениям, но не могут задавать вопросы, чтобы узнать нужную информацию, и подводят взрослого к интересующему предмету, показывают на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируют свою заинтересованность. Малыши с темповой задержкой речи применяют иные способы общения (жесты, вокализация, интонация, мимика). Они хотят общаться с окружающими и привлекают их внимание, тянут за одежду, поворачивают лицо взрослого к себе.

Однако такой ребенок может начать разговаривать совершенно неожиданно, без применения специального обучения, и в будущем его речь развивается как у сверстников. Иные детки резко переходят от небольшого набора слов к разговору фразами. Лингвисты этот скачок называют языковым взрывом. Это зачастую происходит летом, в это время малыш получает много новых впечатлений, а его организм становится более крепким. Хотя многие дети нуждаются в «пусковом толчке». Этим стимулом становятся игровые занятия в группе со сверстниками, умеющими разговаривать, занятия по развитию речи с логопедом. Не нужно терпеливо ждать, когда малыш заговорит самостоятельно, следует проконсультироваться со специалистами, чтобы те дали полезные рекомендации по преодолению задержки развития речи крохи.

Когда речь полностью или частично отсутствует – это явления называется алалией, возникающей в результате повреждения речевого отдела коры головного мозга во время внутриутробного развития или в очень раннем возрасте. Ребенок с алалией имеет задержку в развитии речи, которая не связана со снижением слуха или нарушенным интеллектом. Но без специального обучения подобные детки не смогут научиться разговаривать самостоятельно. Порой малыши не говорят вплоть до предшкольного возраста, а иногда и до более позднего времени. Если начать проводить лечение и коррекционное обучение поздно (после 4-5 лет), малыш начнет отставать и в интеллектуальном плане, ведь его запас знаний об окружающих явлениях намного меньше, чем у разговаривающих сверстников.

При алалии нарушены все стороны речевого развития крохи: плохое произношение, ухудшается речевой слух и усвоение правил родного языка, уменьшается словарный запас. Ребенок не способен усвоить правила функционирования всех систем родного языка, поэтому алалия получила название системного расстройства речи. В зависимости от расположения очага повреждения нарушается развитие разных зон речи в головном мозге. Если поражена моторная зона головного мозга, у малыша отмечаются проблемы с порождением речи: он понимает обращение к нему, но не говорит. Это называется моторной алалией. Если повреждены сенсорные зоны, которые отвечают за восприятие и узнавание речи, кроха плохо понимает обращение к нему, поэтому происходит нарушение формирования его собственной речи. Такая форма алалии называется сенсорной. Чаще всего мы встречаем смешанную форму — сенсомоторную алалию, при которой одновременно нарушены и понимание речи, и способность разговаривать. Иногда при алалии ухудшается память и умение концентрации внимания. Если не провести требуемое обучение и лечение, это может повлиять на характер ребенка: появится страх речи и нежелание говорить. Чем раньше начать лечение и коррекционное обучение, тем лучшим будет прогноз для интеллектуального и речевого развития малыша.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим с вами о такой проблеме как задержка развития речи у ребенка. Многие из родителей с наслаждением радуются достижениям своего малыша и не придают значения появляющимся проблемам. Это происходит до того момента, пока не требуется срочного вмешательства. Только бы не опоздать…

О темповой задержке речевого развития у детей можно говорить, если у малышика лепет и первые его слова появляются не в положенное время (в 6 месяцев и в год), а намного позже. И если ребенок в полтора года не строит простейшую фразу. Если после 3 лет проблема сохраняется, то нужно уже проводить специальную диагностику речевых функций и психики малышка.

Но, не смотря на то, что имеется задержка развития речи, предметная и игровая деятельность формируются своевременно. А возникшие проблемы с речью могут впоследствии проявляться в виде не грубых речевых ошибок, которые могут сохраняться практически до школы. Например, использование множественного числа каких-либо слов: стулы, тарелков, книгов и так далее.

Задержка развития речи характерна больше для мальчиков, которые созревают немного позже девочек. Но диагноз только на основании многократного обследования малыша, основываясь на динамике развития речи.


Влияние внешних факторов на задержку речевого развития

Задержка развития речи может быть обусловлена и внешними причинами. В первую очередь в этом повинны просчеты в воспитании, неблагоприятное окружение малыша, дефицит общения.

Многие мамы буквально «сканируют» своего ребенка на предмет его желаний. Не позволяют и слова сказать — угадывают по глазам: посмотрел ребятёнок на грушу — на тебе грушу, посмотрел на машинку — бери скорей, играй!

Естественно, это будет очень сильно тормозить развитие речи. Зачем напрягаться, пытаться что-то выговорить, работать язычком, когда достаточно лишь выразительно посмотреть на свою мамочку!

Вообще, родители подразделяются на два типа: одни разговаривают с ребенком очень мало, от того ли, что очень заняты, или ещё от чего. Малышу даже не с кем пообщаться, он всё время занят сам с собой. Другой вариант — это мама, которая без устали «трещит», ведает малышу обо всем, что видит и о чем думает.

С такой мамой в разговоре ребенок буквально не может и слова вставить. А если его о чем-либо и спрашивают, то фраза строится так, что ответить на неё можно одним словом или кивком головы: «Ты будешь пить компот?», «Пойдем гулять?», «Будем читать сказку?»

В таких условиях малышу уже совсем и не хочется развивать свои речевые навыки.

Профилактика задержки развития речи у детей

Профилактика — это уже и есть помощь в решении проблем. Учите детей выражать свои эмоции, высказывать свое мнение, свои желания. Главенствующая роль здесь принадлежит, конечно же, родителям. Обязательно нужно установить полный контакт со своим ребятенком, поощрять развитие его речи.

А начать такую «работу» нужно ещё до рождения — с первых мгновений после зачатия, в первые же дни, недели.

Расскажите своему малышу о своих впечатлениях, обо всём том, что случается с Вами. Расскажите, что Вы купили для него, какое оно всё красивое, яркое.

Каждый день начинайте словами: «Доброе утро!». В течение дня общайтесь с пузиком: «Сейчас мы пойдем гулять в парк», «Я тебя очень люблю!». Заканчивайте день пожеланием спокойной ночи.

Эти разговоры укрепляют взаимосвязь мамы и малыша, служат развитию интеллекта и стимулируют развитие речи.

Почаще включайте приятную (лучше классическую) музыку. Она воздействует на оба полушария мозга одновременно. Почитайте стишки, прибаутки, рассказы — всё это разовьет литературный вкус у Вашего человечка и создаст прочную основу, которая поможет в будущем освоить родную речь.

Всё понимает, но сказать не может…

Если Вы не сумели во время беременности так делать, то не надо переживать. Всё это можно догнать и позже. Для этого разработаны специальные нормы, на которые и надо ориентироваться родителям.

В нежном возрасте в ответ на обращение к себе малыш издает какие-либо звуки. Затем, примерно с полугода, начинается гуление. В этот момент можно помочь малышку. Говорите почаще с ним, обращайте его внимание на свои губы, лицо, проговаривайте протяжно определенные звуки.

До года малыш понемногу лепечет, у него появляется понимание речи. Продолжите занятия в том же ключе, проговаривайте все режимные моменты: «Сейчас мы пойдем гу-у-лять», «Будем ку-у-паться». Ребеночек посмотрит на Ваши губы и попытается повторить за Вами.

Во время игр с ребенком не забывайте спрашивать: «Где неваляшка?», «Где пирамидка?».

Малышок станет поворачивать голову и искать глазами названный предмет.

Если же он этого не делает, поднесите его или игрушку к нему и скажите: «Вот неваляшка» или «Это пирамидка».

Учите с ребенком простые действия: «Дай ножку», «Помаши рукой», «Подними ручку».

Попробуйте петь на ночь колыбельные, . Слушайте вместе музыку, детские песенки.

Где-то к году малыш может уже произнести некоторые облегченные слова-обозначения: «би-би» — машинка, «мя» — кошечка, «ля-ля» — куколка и так далее. В годовалом возрасте ребенку можно давать простые задания: принеси мячик, положи зайку. Маленький человечек почти не говорит, но всё понимает!

Появление в речи глаголов и местоимений

К полуторагодовалому возрасту в речи ребенка наблюдается огромный скачок, а именно — появляется фраза. Когда малыш играет, он может комментировать свои действия простыми словами и предложениями: «Машинка биб-биб», «Кукла бах».

Предлагаю вашему вниманию книги для малышей:

  • Эрик Карл «Десять резиновых утят ». Слушая и рассматривая эту книгу, малыш сможет узнать, каким образом игрушки появляются на свет и как попадают в магазины; познакомиться с обитателями морских глубин и научится считать до 10. Также ребенок сможет развить основные навыки ориентации в пространстве, назвать стороны света.
  • Эрик Карл «Очень голодная гусеница ». В этой замечательной книге примерно 30 страниц и не больше 200 слов. 200 слов, которые родители читают своим малышам на двадцати четырех языках уже в течение сорока лет.
  • Лучшие книги для малышей - сказки на ночь, сказки-мультфильмы, первые стихи

В 2 года в речи начинают появляться предложения из трёх слов. В обиходе присутствует местоимение и прилагательное. Ребенок про себя уже говорит «Я».

В разговоре задавайте такие вопросы, отвечая на которые малышу придется давать развернутый ответ: «Ты будешь есть кашу или рагу? — «Я буду есть рагу». В это время дети очень активно обогащают свой словарный запас.

Трёхлетние «почемучки»

В возрасте трёх лет малыш использует развернутые предложения. Постарайтесь подробно и как можно точнее отвечать на все его вопросы. Постоянно читайте вместе с ребенком, попросите его пересказать сказку, рассказ, попробуйте . Обязательно вместе с малышом выполняйте артикуляционную гимнастику.

Примеры её можно найти в различных методичках по логопедии. Работайте с ладошками малыша, развивайте мелкую моторику руки.

В этом плане очень хороши занятия лепкой или .

Детки постарше уже могут собирать мозаику, паззлы, конструктор. Хороши также шнуровка и застегивание пуговичек.

Подводим итоги

Есть такие родители, сетующие на то, что у них не хватает времени для занятий с малышом. Но, позвольте! Времени у всех ровно столько, сколько его было и у великих людей, например, Да Винчи, Микеланджело, Бетховена…

Предлагаю вам скачать электронную книгу Ольги Богдановой
«Учусь говорить правильно за 20 минут в день ».
Это уникальная логопедическая методика для работы с детьми дома и в детском саду.

Ведь решать проблемы с речевой задержкой у детей можно и на прогулке, и во время поездки в транспорте из детского сада, во время покупок в магазине.

Пусть малыш расскажет Вам истории про своего любимого героя или сказок, а Вы слушайте внимательно, задавайте вопросы, расскажите свою историю!

Это и будет самым верным и коротким путем к исправлению задержки развития речи у Вашего малыша. Подумайте о своём стиле общения с ребенком, вспомните — что и как Вы ему говорите. Это крайне важно!

Посмотрите видео « Причины задержки речи. Что делать, если ребенок не говорит?» :

Не забудьте поучаствовать в ! Победителя ждёт денежный приз. Подписывайтесь на и полайкайте, пожалуйста, кнопочками соцсетей — поделитесь с друзьями информацией).


Своевременное речевое развитие – это гарантия того, что интеллект ребенка будет развиваться в соответствии с возрастом. Гораздо сложнее, если речь появилась очень поздно или к 3-5 годам не появилась совсем. В этом случае мы говорим о задержке развития речи (ЗРР) у ребенка – сложной патологии, требующей длительной коррекционной работы специалистов нескольких направлений.

В этой статье вы узнаете, как и почему проявляется ЗРР, какие разновидности диагностируют у детей, как лечат задержку речевого развития различными методами и приемами, и какие специалисты занимаются диагностикой и лечением патологии.

Что такое «задержка развития речи» (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) это , возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков.

Различают три степени задержки речевого развития:

  1. Первая степень — это самая легкая степень задержки речи у ребенка, так как у таких детей отсутствует поражение нервной системы. При внимательном наблюдении можно заметить небольшие эмоциональные и волевые нарушения. Хотя отставание развития речи здесь проявляется в легкой степени, такие дети без помощи специалистов не могут самостоятельно догнать своих сверстников.
  2. Ко второй степени ЗРР относят отставание речевого развития, сочетающееся с нарушениями психики и патологиями нервной системы. У ребенка могут быть эмоциональная неустойчивость, нарушения памяти и внимания, мелкой моторики. Органы артикуляции (особенно язык) тоже страдают из-за легких параличей, тремора (дрожания) и насильственных движений. Такие дети медлительны, или, наоборот, расторможены. Они нуждаются в специальном обучении.
  3. При третьей степени задержка речевого развития вызвана поражением речевой зоны головного мозга. Нарушения речи обширны: ребенок затрудняется в произношении многих слов, не формируется фраза, нарушена грамматика речи, у него отсутствует чувство языка. Кроме явно выраженных речевых нарушений у таких детей страдает память, внимание, мышление, волевые и эмоциональные качества.

Задержка речи у ребенка, относящаяся к третьей степени, наиболее сложна для коррекции. Такие дети нуждаются в длительном лечении и сопровождении специалистов. Но даже тщательно проведенная коррекционная работа не гарантирует, что ребенок избавится от речевой патологии.

Как идет нормальное развитие детей, каковы его условия

В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

  1. Доречевой , от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
  2. Этап первичного освоения языка , длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
  3. Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.

Чтобы детей соответствовали возрасту, нужно, чтобы ребенок не имел нарушений нервной системы и неблагоприятной наследственности. Малышу нужно уделять достаточно внимания, целенаправленно заниматься развитием речи. Родители должны много разговаривать с ребенком, обращая его внимание на предметы и явления. Вокруг детей должна звучать чистая правильная речь.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо хуже сверстников. Его речь малопонятна, поздно появляется. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. Как понять, что у ребенка задержка развития речи?

Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

  • Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
  • Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
  • Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
  • Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
  • Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
  • Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.

Какие бывают причины задержки развития речи

Почему у ребенка возникла задержка речевого развития? Причиной этого могут быть нарушения внутриутробного развития и процесса родов, неблагоприятные воздействия, возникшие в первые несколько лет жизни ребенка.

Первичные причины – влияние хода беременности и родов. Как проявляются?

Наиболее тяжелые нарушения формируются во время 3-4 месяца внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуры головного мозга.

Причины задержки развития речи у детей, связанные с течением беременности и родов:

  • нейроинфекция, перенесенная беременной женщиной;
  • интоксикация химическими веществами, алкоголем, никотином, лекарствами;
  • ранний и поздний токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и ребенка по группе крови и резус-фактору;
  • глубокая недоношенность;
  • асфиксия в родах;
  • родовая травма.

На отставание в речевом развитии может повлиять генетический фактор, неблагоприятная наследственность.

Вторичные причины – влияние внешних факторов. Как проявляются?

Не всегда причины общего недоразвития связаны с патологией беременности и родов. Иногда нарушения обусловлены факторами, влияющими извне на здоровье и воспитание ребенка. Это причины биологического и социального порядка.

Провоцирующие факторы ухудшения речевого развития

Приблизительно треть причин, приводящих к ЗРР, остаются невыясненными. Речь – это наиболее уязвимая структура человеческой психики, так как она появляется позже других психических функций.

Критические периоды повышенной ранимости центральной нервной системы:

  • 1-2 года, когда интенсивно развиваются речевые зоны;
  • 3 года, когда интенсивно развивается связная речь;
  • 6-7 лет, когда высока вероятность появления заикания или детской афазии (распада сформировавшейся речи).

Как проявляются внешние факторы речевого развития:

  • Биологический фактор. К биологическим факторам относят осложнения после вакцинации, генетически заложенный медленный темп созревания нервной системы, а также длительно текущие заболевания, ослабляющие в раннем возрасте иммунитет ребенка.
  • Тугоухость. Очень опасно, когда у ребенка снижен слух или он совершенно ничего не слышит. При потере большей части слуха речь не сможет полноценно развиваться. Даже минимальное отклонение от нормы может стать причиной задержки речевого развития. Очень важно, в каком возрасте малыш потерял слух. Если это произошло в 5-6 лет, ребенок может сохранить речевые навыки. При рождении глухого ребенка или при потере слуха в 2-3 года шансы заговорить у такого малыша равны нулю.
  • Социальные факторы. К ним относится низкая культура речевого общения в семье, когда на ребенка практически не обращают никакого внимания, частые и сильные стрессы, билингвизм, когда в семье говорят на двух языках.

Разновидности задержки речевого развития

Среди специалистов, занимающихся изучением и коррекцией речевых нарушений, иногда возникают разногласия по поводу диагностирования задержки развития речи. Часть детей преодолевают свой дефект и могут обучаться в общеобразовательной школе.

Отдельные дети с речевыми расстройствами даже после систематических занятий не в состоянии преодолеть патологию. Именно поэтому важно своевременно определить, к какой разновидности относится ЗРР, чтобы точнее планировать коррекционную работу.

Темповая задержка речевого развития

Дети с темповой задержкой развития речи осваивают родной язык точно так же, как дети, не имеющие проблем, но в более поздние сроки. Это может быть связано с легким недоразвитием структур головного мозга, ответственных за речь. Со временем они «дозревают», и такие дети догоняют своих сверстников.

Еще одна причина – передаваемый по наследству от одного из родителей замедленный темп развития речи. То есть, папа или мама из-за особенностей мозговой деятельности в свое время так же запаздывали по темпам развития речи и передали эту характерную черту своему ребенку.

Симптомы темповой задержки речевого развития:

  • ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь;
  • дети с темповой задержкой развития хорошо различают слова, имеющие сходное звучание;
  • они могут изменять слова в соответствии с нормами грамматики.

Все этапы речевого развития при этой патологии соответствуют норме, но при этом ребенок овладевает ими гораздо позднее сверстников.

Алалия

Эта патология выражается в полном или частичном отсутствии речи у нормально слышащих детей в возрасте 3-5 лет.

Различают следующие формы алалии:

  • Моторная алалия – ребенок понимает устную речь, но он сам ею не владеет.
  • Сенсорная алалия – ребенок не понимает устную речь, вследствие чего не способен научиться говорить.

Признаки моторной алалии:

  • Дети не могут повторить артикуляционные движения губ, языка, потому что не понимают, как это сделать.
  • Они не запоминают порядок действий, не могут воспроизвести их последовательность.
  • Невозможно переключить одно движение губ или языка на другое без помощи рук, например, сменить улыбку на «трубочку».
  • Активный словарь пополняется очень медленно.
  • Дети строят фразы неправильно, с большим трудом («Девочка санка катается горка).
  • Звуки и слоги в словах переставляются, пропускаются, заменяются.
  • Нарушена одновременно лексика, фонетика, синтаксис, морфология, фонетика.

Признаки сенсорной алалии:

  • Позднее развитие речи, она искажена.
  • Дети не изменяют слова по родам, падежам, числам.
  • Слова в предложениях не связаны между собой.

У детей с сенсорной алалией нарушена , они неуклюжи и медлительны, не могут выполнить точные движения пальцев рук.

Задержка из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

Специалисты различают полную глухоту и тугоухость. Эти дефекты слуха возникают во внутриутробном периоде, во время или после рождения. Степень речевой задержки зависит от того, в каком возрасте произошло снижение слуха. Возможные причины этого:

  • Инфекции, перенесенные женщиной во время первого триместра беременности (грипп, краснуха, герпес, корь).
  • Алкоголизм матери.
  • Несовместимость матери и плода по группе крови и резус-фактору.
  • Хромосомные и наследственные заболевания.
  • Родственники или родители с нарушениями слуха.
  • Осложнения после лечения антибиотиками в первые месяцы жизни.
  • Частые заболевания среднего уха в раннем возрасте.

При незначительном снижении слуха страдает произношение отдельных слов. Даже минимальное снижение слуха на 15-20 децибел приводит к тому, что ребенок нечетко слышит речь окружающих и неполноценно ее воспроизводит.

Признаки того, что у маленьких детей первого года жизни снижен или отсутствует слух :

  • 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
  • 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
  • 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
  • 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
  • 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
  • 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
  • 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
  • 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
  • 9 месяцев – не откликается на свое имя:
  • 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
  • 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.

Без полноценной коррекции дети, родившиеся глухими или потерявшие слух на первом году жизни, никогда не смогут преодолеть недоразвитие речи.

Задержка психоречевого развития

Примерно 5-10% старших дошкольников страдают от задержки психоречевого развития.

Основные признаки:

  • низкий уровень знаний об окружающей действительности;
  • нет стремления к получению новой информации;
  • ребенок не способен в полном объеме перерабатывать информацию;
  • нарушено внимание, память, имеется эмоционально-волевая недостаточность.

У детей с этой патологией фраза появляется очень поздно, словарный запас беден, в речи часты грамматические ошибки, нарушено звукопроизношение. Ребенок не способен делать звуковой анализ слова, так как не способен к аналитической деятельности. Ему сложно программировать собственные высказывания, то есть ребенок не может мысленно построить фразу, создать план сообщения.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Если родители заметили отставание речи ребенка от речи его сверстников, нужно не ждать самостоятельного улучшения, а обращаться за специализированной помощью.

Решением этой проблемы занимаются неврологи, логопеды, дефектологи, педагоги-корректологи. При необходимости может понадобиться помощь врачей смежных специальностей: сурдолога, лицевого хирурга, ортодонта.

Осмотр у специалистов – что должны проверить

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят следующие исследования:

  • Проверка слуха. Используют аудиометр или звучащие за спиной у ребенка игрушки. Начало тестирования проводят с расстояния 6 метров, его постепенно сокращают.
  • Обследование понимания речи. Ребенку предлагают показать части тела куклы, игрушки, предметы быта, выполнить элементарную просьбу, узнать предметы на картинках, послушать короткую сказку или рассказ.
  • Обследование мелкой и крупной моторики. Детям предлагают постоять на одной ноге, выполнить тесты на переключаемость (завести правую руку к плечу, а левую за спину), застегнуть пуговицы, выполнить упражнения с мячом.
  • Обследование органов артикуляции. Осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий. Детям предлагают надуть щеки, пощелкать языком, положить язык на губу и убрать его, открыть и закрыть рот.
  • Исследование словарного запаса. Используя картинки, детям предлагают найти нужные предметы и действия, объединить предметы в группу обобщающим словом, выполнить названные действия, объяснить значение слов.
  • Обследование грамматического строя речи. Детям предлагают образовать множественное число (стул – стулья), согласовать существительное с числительным (1, 2, 3, 4, 5 помидоров, игрушек), с прилагательным (белый кот, черная кошка), образовать уменьшительно-ласкательные формы (стол – столик).
  • Обследование фразовой речи. Ребенок должен закончить начатое взрослым предложение (мальчик рисует…) с использованием сюжетных картинок.
  • Обследование слоговой структуры слова. Детям предлагается назвать по картинкам предметы, название которых состоит из 1-2-3-4 открытых и закрытых слогов, отстучать ритм слова.

По итогам обследования определяется форма и степень задержки речевого развития, планируется коррекционная работа.

Как лечат задержку речевого развития

Комбинированный подход, включающий в себя разные методы воздействия на центральную нервную систему и органы артикуляции, считается наиболее эффективным.

Лекарственная терапия

Цель лекарственной терапии при ЗРР – улучшение обмена веществ и кровообращения в мозговых структурах, а так же улучшение питания клеток головного мозга. С этой целью ребенку назначаются ноотропы следующих групп:

  • Производные амино-масляной кислоты (Аминалон, Пантогам, Пикамилон) для стимуляции кислородного обмена и торможения нервных импульсов;
  • Производные пиритинола (Церебол, Энербол, Энцефабол) для улучшения утилизации глюкозы;
  • Психостимуляторы (Цераксон) для повышения энергетического обмена, устранения застойных явлений, улучшения памяти и внимания;
  • Поливитамины (Мильгамма, Мультивит) для питания и стимуляции нервной системы:
  • Экстракты нервных клеток животных (Кортексин, Церебролизин) для регенерации поврежденной нервной ткани.

Одновременно с медикаментозной терапией проводится коррекционная работа с логопедом и дефектологом.

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти методы физиотерапии стимулируют речевые зоны головного мозга и центры, отвечающие за интеллект. Подбор методов следует проводить очень осторожно, в индивидуальном порядке, так как они могут вызвать эпилептический припадок, расстройство психики, судороги

Общение детей с дельфинами, катание на лошадях помогает снять гипертонус, спазмы мелкой мускулатуры, стимулирует речевые центры мозга.

Работа с педагогом-корректологом

Очень сложно добиться нужного результата только при помощи медикаментов, не подключая усилия корректолога. С ним можно заниматься, начиная с 4-4,5 лет. Педагог, стремясь к цели, старается повысить, помимо речевых возможностей, и интеллект, и эмоции, и социальное развитие малыша. Он применяет разнообразные методы, проводит профилактику осложнений, предупреждает возможные трудности в коррекции речи.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи:

  • Предметно-сенсорная терапия. Для получения , питающего клетки мозга информацией, используют игры с красками, водой, мыльными пузырями, льдинками, мукой, крупой, песком, тканью, бумагой, бытовыми предметами типа пластиковых стаканчиков.
  • Разработка крупной и мелкой моторики рук. Поскольку речевые зоны головного мозга и зоны, отвечающие за точные движения пальцев, находятся рядом, развитие моторики поможет преодолеть отставание. Для этого применяются , использование шнуровок, пазлов, застегивание пуговиц, вышивание, нанизывание бусин на веревочку, лепка из пластилина.
  • Массаж. Логопедический массаж проводится для снятия повышенного тонуса мышц органов артикуляции, улучшения кровообращения и координации движений нервной системы, стимуляции речевых зон головного мозга. Это может быть точечный, аппаратный, сегментарный или зондовый массаж.
  • Музыкальная и арттерапия. Эти методы – синтез физкультурных упражнений, психоэмоциональных этюдов, занятий рисованием, лепкой, ритмикой и играми различного содержания. Метод позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, снять чрезмерное напряжение нервной системы.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

При неосложненных формах патологии и при полноценно проведенной коррекционной работе к началу обучения в школе отставание в развитии речи ребенка будет преодолено. Для этого важно, чтобы родители поддерживали все требования и рекомендации специалистов.

Меры профилактики задержки развития речи:

  • создание условий для благоприятного течения беременности и родов, первых лет жизни ребенка;
  • формирование насыщенной развивающими игрушками и разнообразными предметами речевой среды;
  • обеспечение нормальных социальных условий для жизни и развития ребенка;
  • оценка речевого развития у логопеда не позднее 2-2,5 лет.

Основные выводы

Чтобы максимально быстро компенсировать задержку развития речи, нужно своевременно обращать внимание на возникающие у ребенка проблемы с коммуникацией. Существует несколько степеней и разновидностей ЗРР, продиагностировать которые сможет только специалист. Он же выяснит возможную причину развития дефекта речи, затрагивающего центральную нервную систему, головной мозг.

Важно дополнять работу педагога-корректолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. Сочетание разнообразных методов и своевременная диагностика поможет ребенку, страдающему от задержки речевого развития, в полной мере использовать собственные возможности.

Развитие речи любого ребёнка идёт по одному и тому же пути. Отставание от заданного природой темпа развития получило название «темповая задержка». Она встречается у большого количества детей, причём у девочек в 4 раза реже, чем у мальчиков.

Данное понятие применимо только к детям не старше 3–4 лет, после этого возраста нарушение перерастает в серьёзную проблему. Вовремя замеченная и устранённая темповая задержка, позволит избежать задержки общего развития малыша в будущем. Чем раньше она обнаружена, тем проще и быстрее её скорректировать.

При данном виде нарушения страдает активный словарь (количество слов в речи ребёнка), грамматика (употребление слов в нужном падеже, роде и числе), фразовая (умение построить предложение) и связная речь (умение рассказывать и пересказывать). Поскольку речь тесно связана с психикой, возможно одновременное нарушение памяти, внимания и мышления.

Обычно родители начинают беспокоиться, сравнивая речь своего ребёнка с тем, как говорят его сверстники. Кто-то верит в сказки, что малыш и так заговорит в 3 или 4 года, если до этого он молчал. Потом эти родители сталкиваются с печальными диагнозами вроде ЗПР и аутизма.

Причиной темповой задержки речи могут стать:

  • родовая травма, асфиксия во время родов;
  • внутриутробная гипоксия (следствие позднего токсикоза);
  • частые заболевания в грудном возрасте;
  • ошибки в воспитании (гиперопека или запущенные дети);
  • дефицит общения со взрослыми;
  • неблагоприятная речевая среда: наличие родственников с дефектами произношения или двуязычие в семье.

Иногда причиной служит генетически запрограммированный темп созревания нервной системы, когда один из родителей тоже поздно заговорил.

Поставить диагноз может только специалист - невролог, логопед. Обычно у таких детей нет грубых невропатологических расстройств, и этот факт даёт надежду на то, что задержка речи будет преодолена при занятиях с логопедом или дефектологом, и проведении массажа. Иногда невропатолог назначает приём лекарственных препаратов.

Внимательные родители могут заподозрить, что у их ребёнка темповая задержка речи, по следующим признакам:

  • в возрасте 1 год он не реагирует на слова окружающих;
  • в 1,5–2 года не повторяет за взрослыми простые или лепетные слова (кар-кар, гав-гав, дай, биби);
  • в 2 года не произносит ни слова, чаще мычит;
  • в 3 года не соединяет слова во фразы, не запоминает небольшие стихотворения;
  • на 4 году жизни не может составить своё высказывание, повторяет лишь отдельные слова из знакомых книжек и любимых мультфильмов;
  • предпочитает пользоваться жестами, мимикой, а не словами.

Важно отличить темповую задержку от общего недоразвития речи, или более сложного отклонения. Например, такие дети, в отличие от детей с ОНР, хорошо понимают обращённую к ним речь взрослых, различают голоса людей, звуки природы, могут подражать животным. Они взаимодействуют со взрослым, стараются выполнить просьбу родителей (принеси книжку, налить воды), стремятся получать новые впечатления, знания о мире, чаще обозначая интерес жестами или мимикой.

Я заметила у своей дочки признаки темповой задержки в полтора года. Она реагировала на речь окружающих, но практически ничего не говорила, предпочитая жесты и мимику словам. Было проведено обследование у невропатолога, который проверил отсутствие нарушений по своему направлению. Активные занятия позволили малышке к 2,5 годам выйти на уровень нормы, теперь она не замолкает:)

Надежда Валерьевна Буйнова, учитель-логопед

Коррекция темповой задержки имеет одну особенность. Если у детей без нарушения речь развивается плавно, то в случае нарушения, регулярные занятия со специалистом стимулируют её развитие, что выражается в резких переходах: от лепета малыш сразу переходит к простым словам, а с минимального набора слов совершает рывок к полноценным фразам, быстро догоняя сверстников.

Для стимуляции речевого развития проводятся специальные занятия, где уделяют много внимания пальчиковым играм, развитию мелкой моторики, рисованию, лепке, аппликации, формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

С ребёнком проводят различные игры, наполняют его пассивный словарь, развивают слуховое и зрительное внимание, формируют навыки связной речи. Среди хороших коррекционных приёмов, которые родители могут проводить самостоятельно, можно отметить проговаривание всех действий, совершаемых малышом и его близкими, наблюдения за окружающим миром, сопровождаемые комментариями мамы или папы.

Это нужно делать параллельно с проводимыми логопедом занятиями по стимуляции и развитию речи. Если вы сомневаетесь в развитии речи малыша и подозреваете у него речевую задержку, приходите к нам на диагностику. Мы проведём обследование, проконсультируем и объясним, что нужно делать. При желании вы можете доверить коррекционную работу нашим специалистам.

Речь – один из показателей уровня развития ребенка и одно из важнейших условий его благополучной адаптации в детском коллективе и в социуме вообще. Формирование речи находится под контролем врача-педиатра так же, как изменение роста, веса, двигательной активности в раннем, . Существуют средние нормативные требования к динамике речевого развития до 1 года, до 3 лет, до 6 лет. Если уровень сформированности речевой деятельности малыша не соответствует средним показателям, можно предполагать задержку речевого развития или другое нарушение речи. Одна из разновидностей такого отставания – это темповая задержка речевого развития (ЗРР).

Особенности темповой ЗРР

Задержка речевого развития диагностируется у ребенка, не страдающего органическими поражениями центральной нервной системы, органов слуха или артикуляционного аппарата.

Темповую задержку речевого развития по-другому называют социально-педагогической ЗРР. Причиной отставания в формировании речевых навыков в двух-трехлетнем возрасте в случае темповой ЗРР считают отсутствие у малыша потребности в речевой деятельности.

И родители, и врач при задержке темпов речевого развития видят, что общее развитие дошкольника протекает в соответствии с возрастом:

  • воспринимает и различает звуки окружающей среды (урчание мотора автомобиля, лай собаки, мяуканье кошки, чириканье птички, журчание воды, голоса близких и знакомых людей и др.);
  • хорошо слышит то, что ему говорят взрослые, и понимает их речь, обращенную к нему (поворачивает голову на свое имя, выполняет простые просьбы дать или принести известные предметы, показывает на картинке зверей, игрушки, части тела человека и др.);
  • проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира (показывает на предметы или картинки, о которых хочет узнать, выражает свой вопрос движениями рук или выражением лица);
  • испытывает потребность к общению, берет родственников или других взрослых за руку, пытается подражать звукам окружающего мира, показывает руками на интересующие предметы или картинки.

Однако дошкольнику не хватает так называемого стимула к продуцированию собственной членораздельной речи. Этот стимул носит коммуникативный, социальный характер и выражается в потребности установления речевого общения с ровесниками или взрослыми. О темповой задержке можно говорить в том случае, если к трехлетнему возрасту не сформированы необходимые речевые навыки: продуцирование собственной речи в ответ на обращенную речь, активное использование от 50 до 100 слов, построение связных высказываний (двухсловных предложений).

Причины темповой задержки развития речи

Основные причины темповой ЗРР – это разнообразные факторы, которые оказывают значительное влияние на развитие до 1 года и до 3 лет:

  • различные инфекционные и другие заболевания;
  • снижение иммунных способностей организма;
  • социально-педагогические факторы (условия, в которых растет и воспитывается ребенок от рождения до 3 лет) (таблица).

Социально-педагогические причины задержки темпов речевого развития у детей:

Дефицит внимания Недостаточность общения со взрослыми (воспитание в интернатном учреждении; родители не разговаривают с ребенком, не слушают его и не стремятся понять)
Гиперопека Родители окружают малыша заботой и вниманием, реагируют на все его потребности без слов, угождают всем капризам
Завышенные требования Мама и папа предъявляют к дошкольнику высокие требования, настойчиво побуждают его к речи, что является основой для формирования нежелания говорить, общего негативного отношения к просьбам
Отсутствие примера Дошкольник не наблюдает и не слышит живого общения взрослых (вместо живого общения предлагается телевизор, компьютерная программа)
Билингвизм Мама и папа говорят друг с другом на двух языках, поэтому малышу сложно освоить систему обоих или одного из языков

Родителям необходимо знать о социально-педагогических причинах появления темповой задержки речевого развития (ЗРР) и корректировать свое поведение в присутствии сына или дочери и отношение к дошкольнику.

Важно! Диагноз ЗРР ставится не участковым детским врачом, а в результате комплексного обследования , психолога и лечащего врача-педиатра.

Диагностика темповой задержки развития речи

Признаки темповой ЗРР можно обнаружить не только в трехлетнем возрасте, некоторые сигналы об отставании в можно отметить и в так называемых «доречевой» период. Например, младенец при темповой задержке начинает лепетать и «гулить» позднее, чем это обычно бывает, к полугоду не реагирует на появление родных, к году не откликается на свое имя, к полутора годам не пробует повторять слоги и слова за окружающими взрослыми, к двум годам не произносит небольших слов, не пытается составить фразу из двух слов.

В 2 годика у малыша, развивающегося в соответствии с нормой, активный словарный запас уже составляет не менее полусотни слов, а чаще всего равняется сотне слов, которые он не только понимает, но и активно использует. Если речевые навыки дошкольника не соответствуют указанным характеристикам к трехлетнему возрасту, можно предположить наличие темповой задержки, поэтому следует немедленно проконсультироваться у специалистов и начинать коррекционную работу.

В данной ситуации не стоит ждать, что после 3 лет произойдет скачок, нужно немедленно начинать коррекцию темповой задержки развития речи.

Коррекционная работа

Успешность коррекционных мероприятий при темповой ЗРР зависит прежде всего от того, наладилась ли обстановка в семье. Важнейшее значение в преодолении темпового отставания в речевом развитии дошкольника имеет правильное отношение мамы, папы и других близких к маленькому человеку. Их задача – окружить малыша живым общением (а не телегероями), проявлять искренний интерес к нему, говорить с ним об окружающих предметах и явлениях, предлагать книжки, которые ему нравятся, читать вслух, рассказывать сказки и стихи, петь песенки, включать его в диалог с помощью любимых игрушек. Именно обстановка в семье является главным мотиватором и стимулом к тому, чтобы дошкольник с темповой задержкой «заговорил».

При задержке темпов речевого развития (ЗРР) необходима систематическая работа с логопедом, а также полезны другие формы воздействия ( , ритмика, дельфинотерапия, общение с животными, например, с лошадьми и др.). Арт-терапия – это использование при темповой задержке с целью стимулирования речевого развития средств различных видов искусства (занятий танцами или гимнастикой, изобразительным искусством, изготовлением скульптурных произведений из различных материалов, слушание музыки или звучащего художественного слова и др.).

Важно! При темповой задержке речевого развития в составе комплекса коррекционных мероприятий врачом-неврологом с целью стимуляции работы головного мозга назначаются , и .

У малого количества детей темповая задержка речевого развития исчезает самостоятельно, без какого-либо внешнего воздействия. Иногда это выглядит так, будто ребенок внезапно заговорил, причем не односложно, а небольшими фразами. В большинстве случаев – если вовремя не придать значения задержке темпов речевого развития у детей (ЗРР) и не принимать меры по коррекции этого нарушения, то будут возникать проблемы с общим развитием личности, а небольшое отставание в развитии речи может перерасти в более сложный дефект – задержку психоречевого развития (ЗПРР).

Видео