Рекомендации для родителей«Организация режима дня в условиях семейного воспитания. Преимущества соблюдения режима дня

С появлением в семье малыша привычный уклад жизни каждого её члена меняется. Мама всё своё время посвящает крохе: она старается всегда держать его на руках и кормить по первому плачу, показывает карапузу достопримечательности нового дома и кладёт рядышком в постель. Женщина ни на секунду не оставляет новорождённого без внимания. «Так ведь и должна поступать любящая и заботливая мать!» - подумаете вы. Но… Постепенно предметы мебели в доме начинают покрываться пылью, на кухне всё чаще вырастает гора немытой посуды, а остальные домочадцы чувствуют себя забытыми и нелюбимыми, отодвинутыми на второй план. Почему так происходит? Да потому что у грудничка отсутствует чёткий распорядок дня. Мама всё будет успевать делать, сможет уделять время своим близким, и даже на отдых и саморазвитие у неё час-другой всегда найдётся, если она приложит совсем немного усилий и научит ребёнка жить, соблюдая определённый режим.

Что такое режим дня грудничка?

Режим дня грудничка - это последовательное выполнение точно запланированных действий в течение суток по часам. Малыш, как и любой другой человек, должен спать, есть, бодрствовать, развиваясь при этом интеллектуально и физически, посвящать время гигиеническим процедурам, справлять естественные нужды.

Если всё это он будет делать ежедневно примерно в одно и то же время, его мама сможет, ориентируясь на этот распорядок, рационально планировать свой день. Тогда она будет успевать уделять время и малышу, и другим домочадцам, и себе. В доме воцарится порядок, а в семье - мир и согласие.

Соблюдение режима дня пойдёт на пользу и грудничку, и его маме, и всей семье

Конечно, с рождения в любом карапузе самой природой заложены определённые инстинкты. Груднички примерно через равные промежутки времени хотят есть и много спят. Но у каждого малыша свои биоритмы.

Вы во многом выиграете, если их проследите, зафиксируете и все режимные моменты спланируете в соответствии с индивидуальными потребностями крохи. Сделать это не так уж сложно, а вот польза от соблюдения распорядка дня будет огромная как для самого грудничка, так и для всех, кто его окружает.

Плюсы следования расписанию по часам

  1. Соблюдение режима кормлений защитит ребёнка от развития аллергии, диатеза в период младенчества. Правильное питание - залог здоровья и хорошего настроения крохи. Дети, получающие пищу согласно распорядку, реже имеют проблемы с пищеварением и обменом веществ.
  2. Сложные периоды в жизни малыша (прорезывание зубов, болезни и т. п.) будут протекать намного легче.
  3. Вы всегда будете знать, в какое время проводить ребёнку утренний туалет, когда пойти на прогулку или положить кроху спать. Таким образом вы сможете организовать свой день так, чтобы успеть и в магазин сходить за продуктами, и приготовить завтрак (обед, ужин), и сделать влажную уборку.
  4. Распорядок дня включает в себя время для развития как интеллектуального, так и физического. Можно это время спланировать так, чтобы в воспитании карапуза участвовал папа, братья–сёстры, дедушки–бабушки. Ребёнок будет чувствовать себя любимым всеми членами его семьи, а домочадцы получат массу положительных эмоций от общения с ним.
  5. Строго соблюдая режим, вы не упустите ничего важного. Развиваться карапуз будет согласно возрастным показателям. И на свежем воздухе он будет проводить достаточно времени. И всегда будет сытым, сухим, чистым, отдохнувшим.

Если хотите, чтобы новорождённый малыш рос здоровым и счастливым, выстраивайте свою жизнь так, чтобы все члены вашей семьи чувствовали себя любимыми, нужными, защищёнными.

Это значит, что распорядок дня вашего грудничка должен быть удобным не только для него, но и для вас. Считаете нужным малютку кормить по требованию - кормите и даже не сомневайтесь, а если жить в таком ритме у вас не получается, составьте индивидуальный распорядок, но делайте это постепенно и правильно.

Лучший режим кормления новорождённого - видео доктора Комаровского

Как правильно организовать режимные моменты?

Для ребёнка важно, чтобы распорядок дня, составленный вами, учитывал его индивидуальные биоритмы.

Среди малышей, как и среди взрослых, есть «жаворонки» и «совы». Кто-то просыпается рано и ложится спать поздно. Кто-то наоборот. Кто-то ест больше и реже, а кто-то меньше и чаще. Один карапуз активный, подвижный и тратит много энергии. Другой предпочитает покой и созерцание, значит, и расход энергии у него меньший. Всё это нужно учитывать при планировании режимных моментов.

Первое, что нужно сделать, это немного понаблюдать за крохой. Как проходит активная деятельность малыша? Когда он спит, до кормления или после? Какой промежуток времени между кормлениями? Обратите внимание на ночной сон. Просыпается ли он ночью и как часто?

Исходя из этих данных старайтесь кормления, прогулки, сон, игры, утренний и вечерний туалет каждый день производить в одно и то же время.

Как наладить соблюдение расписания дня

  1. Прежде всего настройтесь на то, что приучение новорождённого к режиму - процесс длительный. Младенец в первые месяцы жизни только начинает адаптироваться к новой для него среде. Его органы и системы ещё недостаточно развиты. Биологические ритмы тоже находятся в процессе формирования. Крохе ещё только предстоит научиться распознавать, где день, а где ночь. Когда нужно спать, а когда бодрствовать. И здесь в ваших силах направить его на правильное восприятие окружающей действительности.
  2. Подсчитайте, сколько раз ребёнок ест и спит днём, ночью.
  3. Исходя из ваших наблюдений, составьте и запишите в блокноте режим дня.
  4. Постарайтесь в следующие дни прикладывать кроху к груди и укладывать спать примерно в один и тот же час. Это основная задача режима.
  5. И так на протяжении 2–3 недель - этого для привыкания к распорядку обычно вполне достаточно. Но, опять же, здесь всё индивидуально. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше. 8 недель - тоже неплохой результат. Учтите, новорождённый должен есть и спать столько, сколько он хочет. Постепенно младенец сам определит промежутки между кормлениями (в основном это 2–3 часа).
  6. Обязательно учтите, что ребёнок, находящийся на искусственном вскармливании, проголодается не так скоро, как грудничок, получающий материнское молоко, которое усваивается легче и быстрее, чем адаптированная смесь. В зависимости от этого нужно корректировать интервалы между кормлениями. У «искусственников» они будут составлять 3–4 часа.
  7. Утром просыпайтесь в установленное вами время. Если даже ребёнок ночью плохо спал или играл, нежно разбудите его, умойте, переоденьте, покормите.
  8. Все процедуры делайте по часам. Познавайте мир, играйте, спите, прикладывайтесь к груди, гуляйте и купайтесь согласно распорядку. И вы увидите, как в скором времени ваш малыш начнёт всё это делать с удовольствием и большой охотой, а главное тогда, когда нужно.
  9. Через 3 недели постарайтесь отказаться от прикладывания к груди по требованию. Если ребёнок поел, а через 1,5 часа вы видите, что он опять требует грудь, предложите ему бутылочку с водой, может, малыш хочет просто пить.
  10. Используйте «подсказки». Перед сном пойте крохе колыбельные или рассказывайте сказки. Если малютка проснулся ночью, разговаривайте с ним шёпотом, чтобы он мог понять, что ещё ночь, и нужно спать. Разучите потешки, соответствующие определённым режимным моментам: кормлению, купанию, одеванию и и. т.

Примерный режим дня грудного ребёнка

В первые месяцы жизни малыш много спит, режим его в основном постоянен, и мама может к такому распорядку легко приспособиться.

Итак, что мы делаем с крохой в течение суток?

Утро

С раннего возраста приучайте ребёнка умываться по утрам

Начинается и проходит утро у каждой семьи по-разному. Для младенца это один из промежутков активной деятельности. Он познаёт окружающий мир, играет, улыбается.

С раннего детства приучаем ребёнка к утренней гигиене: умываемся и переодеваемся. На протяжении этого периода детской активности эффективно делать гимнастику, массажи, воздушные ванны.

Когда кроха наиграется вдоволь и начнёт уставать, появляется потребность прижаться к маминой груди. Первое кормление обычно проходит между 5 и 9 часами утра: грудничок ест и засыпает, следовательно, мама может заняться домом и собой.

День

Время дневного сна малыша хорошо проводить на свежем воздухе

Чаще всего днём у малютки устанавливаются два периода, с продолжительностью от 2 до 4 часов, когда он крепко спит. На протяжении остального времени малыш играет, знакомится с новыми предметами.

Если крохе нравится то, что вы ему предлагаете, он лежит спокойно. Но если интерес угасает, ребёнок начинает требовать к себе внимания.

Дневной сон грудничка можно совмещать с прогулками на свежем воздухе общением с друзьями и родными, чтением или отдыхом.

Вечер

Вечернее купание - своеобразный ритуал, предшествующий отходу ко сну

После дня, проведённого активно, к вечеру ребёнок начинает уставать. Это время лучше проводить в кругу семьи, спокойно.

С самых первых дней жизни нужно приучить малыша принимать вечером ванну. Эта процедура станет для него своеобразным ритуалом перед отходом ко сну. Лучше всего купать кроху в 8–9 часов вечера - за полчаса до кормления.

Сама мама должна приготовиться ко сну заблаговременно, ведь после купания ребёнок захочет быть рядом с ней, чувствовать её запах и тепло. Когда малыш заснёт, уделите ему некоторое время, ведь дети чувствуют присутствие мамы, а затем переложите кроху в колыбель.

Ночь

Ночью грудничок спит беспокойно, только если в чём-то испытывает дискомфорт

Ночью грудничок в зависимости от возраста может 1 или 2 раза просыпаться для кормлений. Если сон крохи неспокоен, либо он проснулся и не может уснуть, убедитесь, что ничего из нижеперечисленного ему не мешает:

  • Свет, шум. Ребёнок может крепко заснуть только тогда, когда вокруг него будет спокойная обстановка. Постарайтесь отключить компьютер и телевизор, приглушить яркий свет. Создайте условия для здорового и крепкого сна любимого малыша.
  • Голод. Если кроха досыта покушал, он будет ночью спать крепко и спокойно. Если промежуток времени между ночными кормлениями слишком короткий, посоветуйтесь с вашим педиатром, может, стоит ввести дополнительный искусственный прикорм.
  • Жара, холод. Малыш должен чувствовать себя комфортно. Ему не должно быть жарко. А если карапуз ночью раскрывается и мёрзнет, купите ему специальный конверт.
  • Мокрая одежда. На ночь в обязательном порядке надевайте малышу подгузник. Так он останется сухим, и ничто не будет тревожить его сон.

График режимных моментов - таблица

1–3 месяца 3–6 месяцев 6–10 месяцев 10–12 месяцев
Кормление 6 00 6 00 7 00 8 00
Бодрствование 6 00 -7 00 6 00 -7 30 7 00 -9 00 8 30 -12 00
Сон 7 00 -9 30 7 30 -9 30 9 00 -11 00 -
Кормление 9 30 9 30 11 00 12 00
Бодрствование 9 30 -10 30 9 30 -11 00 11 30 -13 00 12 30 -13 30
Сон 10 30 -13 30 11 00 -13 00 13 00 -15 00 13 30 -15 30
Кормление 13 00 13 00 15 00 16 00
Бодрствование 13 00 -14 00 13 00 -14 30 15 00 -17 00 16 30 -19 00
Сон 14 00 -16 30 14 00 -16 30 17 00 -19 30 -
Кормление 16 30 16 30 19 00 19 00
Бодрствование 16 30 -17 30 16 30 -18 00 19 00 -21 00 19 30 -20 30
Сон 17 30 -19 45 18 00 -19 45 19 00 -21 00 -
Купание 19 45 19 45 20 30 20 30
Кормление 20 00 20 00 - -
Бодрствование 20 00 -21 00 20 00 -21 00 - -
Ночной сон 21 00 -6 00 21 00 -6 00 21 00 -7 00 21 00 -7 00
Ночное кормление 23 30 или 2 00 23 30 или 2 00 23 00 -

Режим дня ребёнка составляется из наблюдений мамы за малышом. Таблица - приблизительный ориентир для родителей. Остальное зависит от индивидуальных особенностей грудничка и уклада жизни семьи – время для той или иной процедуры всегда можно поменять.

Что же мы видим из таблицы?

  • Продолжительность сна грудничка - около двадцати часов в сутки.
  • В промежутках он ест и бодрствует - поначалу совсем немного, потом всё дольше. Этого времени достаточно, чтобы поиграть с малышом или провести необходимые манипуляции: гигиенические процедуры, массаж, гимнастику.
  • На третьем месяце жизни кроха начинает бодрствовать больше, меньше спать. В этот период на сон приходится примерно шестнадцать - восемнадцать часов в сутки. Кормление - один раз в три часа, т. е. шесть раз днём и один раз ночью.
  • В три–шесть месяцев ребёнок отдаёт сну примерно пятнадцать - восемнадцать часов в сутки, ночной сон постепенно сокращается до десяти часов. Кормления днём - пять раз, ночью - один.
  • С шести до девяти месяцев кроха спит днём три раза по два часа, период активной деятельности составляет до двух с половиной часов. Кормление малыша - пять раз в день с промежутком в четыре часа. Ребёнка можно покормить поздно вечером, тогда он будет спать всю ночь. Ночной сон длится около восьми часов.
  • Малыш в возрасте девяти - двенадцати месяцев спит два раза в день. Продолжительность дневного сна составляет около двух с половиной часов.
  • Гулять с грудничком нужно два раза в день по два часа.
  • В течение первого года жизни режим ребёнка будет постепенно изменяться. Сначала малыш спит днём два раза (до обеда и после), ближе к году - уже только после обеда. Годовалый карапуз на сон тратит примерно десять - двенадцать часов в сутки.

Если вы соблюдаете рекомендации педиатра и делаете всё правильно в течение первого года жизни крохи, в двенадцать месяцев его режим дня выглядит примерно так: кормления - четыре раза в день, сон днём - два часа, ночью - десять часов (без пробуждения для кормления).

Перевёрнутый режим: пути решения проблемы

Некоторые родители сталкиваются с тем, что их малыш начинает бодрствовать ночью и спать днём. Такое явление называют «перевёрнутым режимом».

Что необходимо делать, если грудничок перепутал день с ночью? Сначала, конечно же, обратиться к участковому педиатру. Он назначит лечение, включающее в себя приём успокоительных препаратов (настой пустырника, валерианы). Кроме того, очень важно вернуть привычный распорядок дня ребёнка.

Как приучить младенца спать всю ночь - видео

Как восстановить правильный режим дня?

  1. Попробуйте установить причину проблемы. Что именно не даёт малышу заснуть? Может, плохое самочувствие: кишечные колики, высокая температура тела, боли в горле или ухе и др. В этом случае необходимо проконсультироваться у врача и следовать его рекомендациям.
  2. Кроватка грудничка должна быть удобной. Постельное бельё - из натуральных тканей. Лучше обойтись без подушки, или она должна быть низкой.
  3. Укладывая ребёнка в колыбель, проследите, чтобы на его одежде не образовались складки, которые ночью могут создавать ему дискомфорт. И сама пижама крохи должна быть удобной, из хлопка или льна, со швами наружу.
  4. Некоторые груднички могут будить сами себя, двигая во сне ножками и ручками. Тогда нелишним будет на ночь ребёнка пеленать.
  5. Следите за тем, чтобы в детской регулярно проводилась влажная уборка. Проветривать комнату нужно 2 раза в день. Оптимальная температура воздуха в помещении - +20…+22 °С. Если малютке холодно или жарко, он может просыпаться, плакать, капризничать.
  6. На протяжении дня старайтесь организовать деятельность крохи так, чтобы он проводил время активно.
  7. Строго соблюдайте режим. Особенно это касается времени сна и бодрствования. Если малыш спит дольше положенного времени утром и днём, будите его.
  8. Вечером во время купания ребёнка в ванну можно добавлять успокоительные отвары или настои. По поводу возможности и целесообразности их применения проконсультируйтесь у педиатра.
  9. Если карапуз ночью проснулся, не включайте свет, разговаривайте шёпотом, всем своим видом давайте понять, что нужно спать.
  10. Последнее кормление должно быть с 23 до 24 часов. Тогда малютка не будет просыпаться от голода.

«Перевёрнутый режим» вполне поддаётся коррекции. Не за один день, конечно. Но вооружившись терпением, достичь успеха здесь возможно. Главное, спокойно и твёрдо идти к намеченной цели. Ночь для того, чтобы спать. Эту истину вы должны донести своему маленькому полуночнику всеми доступными способами.

Распорядок дня необходим как самому грудничку, так и его маме. И кто сказал, что соблюдая режим, нельзя кормить малыша по требованию? При правильной организации одно другому не мешает. Отталкивайтесь от индивидуальных потребностей своего ребёнка и учтите ваши. Плюс любовь, терпение, поддержка близких. И всё у вас получится. Даже не сомневайтесь!

Расписание имеет большое значение, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

В примерный распорядок дня можно внести поправки. Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.

Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.

Изменяется и частота приемов пищи. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4–4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5–6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.

Во время бодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группой детского сада вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10–15 мин, в средней группе занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15–20 мин каждое. С детьми старшей группы продолжительность занятия не должна превышать 25 мин.

У детей старше 3 лет свободное время заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем.

Еще по теме Режим дня детей раннего и дошкольного возраста:

  1. Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
  2. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста, 2006
  3. ГИГИЕНА ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Что же такое режим дня? Под этим явлением понимают организацию и упорядочивание биологических ритмов человеческого организма, распределение времени в течение суток. Если подобный жизненный график составлен верно, детский организм к нему быстро адаптируется.

Но чтобы правильно составить дневной распорядок для ребёнка определённого возрастного периода, необходимо понимать, как должны чередоваться важнейшие детские потребности: приём пищи, сон, активность, прогулки, учёба и прочие нужды.

Режим дня 5-месячного ребёнка и, конечно, новорождённого малыша – это последовательное чередование определённых действий, которые в обязательном порядке включают кормление, сон, активное бодрствование, гуляния, гигиенические мероприятия и отправление естественных нужд.

Если подобные процедуры будут осуществляться каждодневно примерно в одни и те же возрастные интервалы, матери будет проще распланировать свой день. А это, в свою очередь, позволит выделить время и на ребёнка, и на остальных членов семьи, и на себя. Значит, можно избежать усталости и конфликтов.

С момента появления на свет дети отличаются инстинктивным поведением. К примеру, младенцы приблизительно через равные временные интервалы требуют молока и много отдыхают. Однако у каждого ребёнка свои биологические ритмы.

Чтобы установить правильный дневной распорядок ребёнку в период новорождённости или в 8 месяцев, необходимо спланировать режимные моменты исходя из его личностных потребностей. Сделав это, мать облегчит жизнь и малышу, и другим домочадцам.

Преимущества составления дневного графика

Режим детского дня имеет определённые плюсы, причём не так важно, в каком возрасте малыша родители придерживаются дневного распорядка – в первые 4 недели жизни или в 10 месяцев. Рассмотрим основные преимущества данного подхода:

  1. Достаточно часто режим кормления защищает малыша от 2 до 6 месяцев от возникновения аллергических реакций, диатеза, проблем в работе пищеварительного тракта. Происходит это за счёт контроля объёма пищи в течение суток.
  2. Плач малыша не всегда означает голод, поскольку виной тому может быть и , и болезненное состояние. Если же родитель знает, что ребёнок сытый, то скорее найдёт истинную подоплёку негативных эмоций.
  3. Режим дня 10-месячного ребёнка или новорождённого помогает заранее спланировать свой день таким образом, чтобы успеть совершить покупки, порадовать близких кулинарными творениями и убраться в квартире.
  4. Установление дневного распорядка позволяет подключить к воспитанию, например, 6-месячного малыша отца, старших детей, бабушек/дедушек. При этом ребёнок будет привыкать оставаться с другими домочадцами, а не только с матерью.
  5. Соблюдение суточного графика позволит развивать малыша в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами. То есть ребёнок будет гулять положенное время, достаточно питаться, играть и отдыхать.

Многие родители считают, что режим для 3-месячного ребёнка, а тем более новорождённого не нужен. Если у вас получается и укладывать спать без особых привязок к времени, продолжайте жить в таком ритме. Если же вы ничего не успеваете, следует задуматься о составлении индивидуального графика.

Как составить режим дня для младенца?

Важнейшее условие – учёт особенностей развития младенца в первые недели жизни и ближе к 12-месячному возрасту. Данный период можно условно поделить на четыре этапа, которые вмещают по 3 месяца и отличаются определённой спецификой.

Вопрос актуальности дневного распорядка для новорождённого остаётся открытым. Одни малыши спокойно выдерживают 3-часовые промежутки между приёмами пищи, другие же просят бутылочку или грудь через каждые два часа.

Матери новорождённого необходимо наблюдать за тем, когда он пробуждается, просит покушать, сколько минут «общается» и играет. Заставлять его что-то делать не нужно, лучше всего отмечать его особенности, подмечая индивидуальные биоритмы. Это и станет отправной точкой для создания дневного распорядка.

Если младенец с первых недель жизни подчиняется распорядку, матери нужно попробовать составить собственный дневной режим, чтобы немного упорядочить жизнь. За образец можно взять табличку с графиком для малыша младше года, составленную теледоктором Комаровским.

Таблица дневного режима для младенца

Мероприятия Основные периоды
С 1 до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до С 9 до 12 месяцев
Часы основных приёмов пищи 6.00, 9.00, 12.00, 16.30, 19.30, 21.30 8.00, 13.00, 19.00
Время введения первого прикорма 10.00, 16.00
Время второго завтрака и полдника 10.00, 15.30
Домашний сон 7.30 — 9.00, 17.00 — 18.00, 21.30-6.00 10.30 — 13.00, 16.30 — 18.30, 21.30 — 7.30 13.30 — 15.30, 21.30 — 7.30
Уличный сон 11.00 — 12.00 По желанию малыша
Бодрствование (игры, активность) 6.30 — 7.30, 12.30 — 16.30, 20.00 — 20.30 8.30 — 10.00, 13.00 — 14.30, 18.30 — 19.30 10.30 — 13.00, 16.00 — 18.30, 20.00 — 21.00
Гимнастика, массажные манипуляции 9.30 — 10.30 7.30 — 8.00
Гуляния на свежем воздухе 11.00 — 12.00, 18.30 — 19.30 14.30 — 16.00, 20.00 — 21.00 8.30 — 19.00, 18.30 — 19.30
Водные процедуры 20.30 — 21.00 21.00 — 21.30

Режим дня 4-месячного малыша и младенца в 8 месяцев всегда составляется индивидуально. Данная табличка – примерный ориентир для мам. Разумеется, время для той либо иной манипуляции и режимного момента можно поменять для своего и детского удобства.

На сегодняшний день эксперты по ГВ и детские врачи убеждены, что кормить новорождённого необходимо так часто, как он требует, и позволять сосать грудь столь долго, как он того желает. В этом и заключается смысл вскармливания по требованию.

Для ребёнка регулярное прикладывание к груди – не простое добывание молока, а своеобразное коммуникативное взаимодействие с матерью. Телесный контакт даёт ему чувство спокойствия, защищённости, психологического комфорта. Для мамы кормление по требованию позволяет наладить лактацию и предупредить лактостаз.

Примерно с двух — трёх месяцев можно попробовать увеличить время между приёмами пищи до 3,5 — 4 часов. При этом если ребёнок лишь недавно покушал и опять требует грудь, следует просто с ним поиграть. Возможно, он просто требует внимания.

Примерно с 6 месяцев, когда наступает время прикорма, следует приучать ребёнка к совместному завтраку или ужину. уже способен сидеть за одним столом со взрослыми и даже употреблять почти взрослые блюда.

Интересно! Несколько по-иному обстоят дела в случае искусственного кормления. График питания и в 2, и в 8 месяцев устанавливает детский доктор, ориентируясь на массу тела и прочие особенности ребёнка. Искусственника кормят не по требованию, а по часам.

Сон

Ещё один важнейшее режимное мероприятие – сон. Обычно новорождённые малыши, если, конечно, они хорошо покушали и чувствуют себя комфортно, спят от одного до другого приёма пищи. Однако некоторые дети просыпаются достаточно часто, что также может быть нормой.

Младенцы в 8 месяцев, а также годовалый ребёнок уже не спят в течение 20 часов. Днём они могут укладываться в кроватку два раза, ну а ночью также способны обойтись без пробуждений. Для наилучшего сна нужно создать оптимальные условия: проверить подгузник, проветрить помещение и т.д.

Многие ребятишки днём лучше засыпают на свежем воздухе. Идеальный вариант – гулять с крохой в тихом месте без машин, но также можно воспользоваться застеклённым балконом либо открыть форточку в помещении (важно исключить возникновение сквозняков).

Поначалу малыш бодрствует очень мало – до четверти часа, но ко второму месяцу активность увеличивается, поэтому мама может использовать данное время для развивающих занятий, массажных манипуляций и простого общения.

Дети в 6 месяцев – это полноценные «собеседники», так что сфера активности и игровых занятий резко расширяется. Родители могут читать малышу стихи, рассказывать потешки, предлагать различные игровые принадлежности.

Ребёнок в 10 месяцев уже хорошо ползает и даже пробует вставать на ножки. Следовательно, репертуар игр ещё более расширяется. Можно стимулировать его двигательную активность с помощью специальных упражнений и приспособлений.

Прогулки

С новорождённым ребёнком гуляют минимум дважды в сутки. При этом продолжительность пребывания на свежем воздухе постепенно увеличивается, начиная с нескольких минут и заканчивая 2 — 3 часами зимой при комфортной температуре. В летнее время сроки нахождения во дворе не ограничены.

По мере взросления малыша гуляния и игры нужно совмещать. В 8 месяцев ребёнок уже способен изучать окружающий мир, а чем активнее он будет днём, тем крепче и спокойнее станет его сон. Годовалые дети уже способны делать первые шажки на улице.

Водные и гигиенические процедуры

Купание ребёнка перед укладыванием в кроватку – это ежедневный ритуал, которые не просто является гигиенической процедурой, а становится настоящим «звоночком» к засыпанию, особенно если использовать расслабляющие ароматические масла или травы (предварительно следует убедиться в отсутствии аллергии).

Кроме того, требуются и прочие ежедневные гигиенические манипуляции: умывание утром, подмывание после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, очищение носовой полости от засохших корочек и соплей, просмотр и очистка ушек.

Со временем выросший ребёнок поначалу окажется в яслях, потом в дошкольном учреждении, потом в школе, где основообразующим моментом является правильный режим дня. А если кроха с пелёнок приучен к распорядку, то ему будет намного проще привыкнуть к новым условиям.

Распорядок дня ребёнка раннего и дошкольного возраста существенно отличается от режима дня 4-месячного малыша. Ребёнок взрослеет, следовательно, снижается количество времени на сон и увеличивается продолжительность активного познания окружающего мира.

Изучение медицинских и психологических источников позволяет сделать вывод, что дошкольников необходимо приучать к следующему дневному распорядку:

  • максимальная длительность непрерывной активности – 5 — 6 часов;
  • общая продолжительность сна – 12 часов (при этом около 2,5 часов должно приходиться на дневной сончас);
  • в течение суток 4 основных приёма пищи с временным промежутком в 3,4 — 4 часа.

Обязательно узнайте, каков режим дня в детском саду, который посещает ваш ребёнок или только планирует посещать. Это позволит максимально сблизить домашний и детсадовский график, что крайне важно для нормального развития малыша.

Таблица дневного режима для дошкольника

Приблизительное время Основные мероприятия, занятия и процедуры
7.30 Пробуждение, утренние гигиенические процедуры, одевание
8.30 Первый приём пищи
9.00
10.00 Второй завтрак
10.15 — 12.30 Гуляние, игры на свежем воздухе
13.00 Обеденный перерыв
13.30 — 15.00 Сончас
15.30 Лёгкое перекусывание
16.00 Разнообразные развивающие занятия, включающие подвижную игровую деятельность, творческие задания, рисование и пр.
18.30 Вечерний приём пищи
19.30 Неактивные игры, общение, просмотр мультиков
20.00 Подготовка к засыпанию, чтение книжек, купание, гигиенические процедуры
21.00 Ночной сон

Питание

Для 3 — 6-летнего ребёнка характерен пятиразовый режим питания, который состоит из трёх основных приёмов пищи – утреннее, обеденное, вечернее кормление, а также двух дополнительных лёгких приёмов пищи – второго завтрака и полдника.

Основные приёмы пищи включают горячие блюда. При этом утреннее и вечернее кормление составляет 25 % по калоражу, обед – порядка 40 %. Остальная еда должна быть низкокалорийной и состоять из фруктов, кисломолочных продуктов.

Сон

В дошкольном детстве суточная длительность дремоты составляет 12,5 часов для малышей до 5 лет, 11,5 часов для детей 6 — 7-летнего возраста. При этом основная часть дневного сна – порядка 10 часов – приходится на тёмное время суток.

Послеобеденный сон обязателен в раннем дошкольном возрасте, однако режим дня ребёнка в 7 лет может и не включать данный момент. В этом случае для отдыха следует выбирать спокойные игры, чтение книжек, простое лежание в кровати или рисование.

Гуляния и игровая активность на свежем воздухе – обязательный элемент дневного распорядка дошкольника. Специалисты советуют совершать прогулки с ребёнком при любых погодных условиях, исключение – ливень и сильный холод.

Важно! Кроме того, регулярные «променады» можно считать закаливающими процедурами. Свежий воздух укрепляет здоровье, уменьшает вероятность простудных заболеваний, способствует улучшению обменных процессов в организме.

Развивающие занятия

С ребёнком дошкольного возраста проводят самые разные занятия: математические, физкультурные, творческие, музыкальные, танцевальные, речевые и т.д. Подобная деятельность должна осуществляться во время наибольшей работоспособности – 9 — 12 и 16 — 18 часов.

Не следует перегружать малыша разнообразные секциями, центрами развития. Для ребёнка, обучающегося в садике, будет достаточно двух — трёх добавочных занятий. В ином случае может произойти понижение иммунитета, рост невротических реакций, возникновение проблем со сном.

Чтобы разработать режим дня 6-летнего ребёнка или дошкольника помладше, необходимо соблюдать определённые правила. Рассмотрим основные советы психологов и детских врачей:

  • попробуйте играть с ребёнком, приучая его к дневному распорядку. В этом смогут помочь стишок, различные рисунки, которые схематически изображают расписание, раскраска по соответствующей теме;
  • старайтесь не отклоняться от составленного графика даже в выходные дни. Визит гостей не должен становиться поводом к изменению распорядка;
  • если ребёнок заболел, обязательно вносите коррективу в дневной режим. В данной ситуации не следует соблюдать график по минутам и секундам;
  • не нужно заменять активную подвижность и гуляния на свежем воздухе на компьютерные игры, многочасовой просмотр мультипликационных фильмов;
  • демонстрируйте положительный пример, то есть старайтесь сами соблюдать дневной распорядок. В ином случае ваш дошкольник поймёт, что правила выполнять необязательно;
  • включайте в воспитательный режим специальные ритуалы, которые помогут скорее засыпать, пробуждаться, начинать и заканчивать прогулки, расставаться перед садиком.

Главная цель родителей – отрегулировать дневной распорядок дошкольника в шесть — семь лет таким образом, чтобы режим дня первоклассника не пришлось изменять слишком радикально. Это позволит существенно ускорить процесс адаптации в начальной школе.

Переход в школьное учебное учреждение – новый и крайне важный период в жизни ребёнка. Режим дня первоклассника существенно отличается от графика жизни дошколёнка. Нагрузки только возрастают, к тому от детей теперь требуется большая собранность и ответственность.

Специалисты настоятельно советуют родителям разработать и соблюдать режим дня для школьника начальных классов. Подобная упорядоченная жизнь позволит уберечь юного ученика от переутомления и нервного истощения, а также сохранить оптимальную работоспособность.

Согласно научным данным, выделяют 2 пика работоспособности в течение суток: с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 18.00 часов. В перерывы между этими временными отрезками показатели трудоспособности существенно снижаются.

Именно поэтому так важно учитывать пики наибольшей психической и физической активности. Нередко родители удивляются тому, что ребёнок слишком долго выполняет домашние задания в вечернее время, хотя до этого демонстрировал завидную работоспособность. Просто он устаёт ближе к ночи.

Дневной график первоклашек, который представлен ниже, подойдёт и для учеников других классов, поскольку он учитывает время, требующееся для решения уроков и выполнения прочих видов внеклассной учебной деятельности.

Таблица распорядка дня для первоклассника

7.00 Пробуждение
7.00 — 7.20 Разминка, водно-гигиенические процедуры, уборка кровати
7.20 — 7.40 Первый приём пищи
7.40 — 8.10
8.15 — 8.25 Подготовка к урокам
8.30 — 12.30 Школьные уроки
10.00 — 10.15 Школьный завтрак
12.30 — 13.30 Возвращение домой и прогулка на свежем воздухе
13.30 — 14.00 Домашний обеденный перерыв
14.00 — 15.00 Тихий час, подразумевающий сон, просмотр мультфильмов или обычный отдых
15.00 — 16.00 Гуляние на улице, помощь родителям и пр.
16.00 — 16.15 Полдник
16.15 — 17.15 Решение уроков (2 класс – именно с этого времени в настоящее время задают детям домашние задания)
17.15 — 19.00 Гуляние на свежем воздухе, работа по дому, просмотр мультфильмов
19.00 — 20.00 Последний приём пищи, свободное время, спокойная игровая деятельность
20.00 — 20.30 Подготовка к засыпанию
20.30 — 7.00 Сон

Если режим дня ребёнка в 8 лет и немного старше меняется и для школьника 2 класса наступает вторая смена, не следует особо переживать, поскольку дневной распорядок будет строиться по тем же принципам, что и для «утренних» детей. Изменится только время на выполнение уроков и посещение учебного учреждения.

Пробуждение

Начало дня для школьника 1 класса и старше может начинаться с зарядки прямо в кровати. Не следует заставлять ребёнка мгновенно подниматься и выполнять силовую тренировку. Лёгкие упражнения предназначены для окончательного пробуждения, создания хорошего настроения.

Специалисты рекомендуют включать бодрящую музыку или заучить с детьми весёлые стишки. Подобное сопровождение развеселит ребёнка и обеспечит позитивный настрой на весь день. Также следует периодически менять музыкальное сопровождение и комплекс гимнастических движений.

Будить ребёнка в восемь — десять лет нужно в определённое время, чтобы он смог спокойно, без спешки провести водные процедуры, позавтракать, вымыть кружки-тарелки и прибыть в учебное заведение за четверть часа до начала первого урока.

Для ученика 1 класса особую важность представляет сбалансированный и полноценный рацион, поскольку ребёнок работает и физически, и умственно. В меню необходимо включать больше свежих плодов, кисломолочных продуктов, мясных и рыбных блюд.

Первый приём пищи должен быть довольно калорийным и питательным, поскольку в следующий раз он покушает только после 10.00. Медики рекомендуют готовить на завтрак горячую кашу, альтернативой которой могут стать сырники, запеканка из творога или омлет. Лучший напиток для юного ученика – какао с молоком.

После окончания уроков детей должен ожидать полноценный обеденный стол, состоящий из супа, тефтелей и прочих сытных блюд. Обязательно научите ребёнка пользовать микроволновой печью или храните обед в термосе.

Ужин не должен быть слишком калорийным. Идеальный вариант – повторить меню завтрака, то есть накормить ребёнка кашей, запеканкой (творожной либо картофельной), салатом из овощей. Также нельзя забывать о кисломолочных продуктах, кефир – лучшее окончание учебного дня.

Домашнее задание

Режим дня школяра в первом классе обычно не предусматривает выполнение домашних уроков, однако родителям следует составлять дневной распорядок с момента поступления в школу таким образом, чтобы в нём оставалось время на целенаправленные занятия.

Разумеется, речь не идёт о решении каких-либо сложных задачек. Можно почитать с ребёнком книгу, порисовать, закрепить пройденный в школе материал. При этом важно учитывать нагрузку и совершать перерывы через каждые 30 минут.

Создайте ребёнку комфортную учебную обстановку. Для этого необходимо организовать рабочее место, исключить громкую музыку, отказаться от просмотра телевизора, пищи на столе и прочих отвлекающих факторов.

Свободное время

Обычно время для отдыха и прогулок у детей начальных классов обнаруживается во вторую половину дня. Ребёнок может поиграть дома или с приятелями на улице, поиграть в спокойные или активные игры, посмотреть телевизор (не очень долго).

Поскольку в начальных классах детям свойственна повышенная активность, необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок больше бегал, прыгал, занимался подвижными играми. Вечером лучше погулять с ним на свежем воздухе. Если же погодные условия не позволяют выйти на улицу, предложите первоклашке настольную игру или книжку.

Сон

Детям в начальной школе необходимо спать по крайне мере 9 часов. Крепкий и продолжительный сон позволит восстановить силы, укрепить иммунитет и предупредить переутомление. В ином случае не исключены неврозы, плохая успеваемость.

Перед засыпанием следует исключить подвижные развлечения, телевизионные передачи, которые могут возбудить нервную психику, ссоры и выяснение отношений. Предложите ребёнку принять тёплую ванну, приготовьте ему кружку тёплого молочка с мёдом.

Хотя первоклашки достаточно скоро привыкают к дневному распорядку, они ещё неспособны составить и наладить его своими силами. Именно поэтому взрослые должны ввести в детскую жизнь упорядоченный режим, при этом учитывая особенности ребёнка. Как правильно разработать новый график?

  • для родителей первоклассника родительское собрание становится отличной возможностью узнать все нюансы от педагогов. Вероятно, будущий классный руководить сможет предложить примерный план составления портфолио для ученика;
  • в интернете можно скачать плакат с режимом дня школьника в картинках, различные шаблоны и яркие картинки, которые обязательно понравятся ребёнку. После этого распечатайте приблизительные схемы и повесьте в детской комнате;
  • поначалу все режимные моменты нужно выполнять совместно с ребёнком: и собирать портфель, и выполнять утренние гимнастические упражнения. Затем ответственность необходимо постепенно перекладывать на школьника;
  • старайтесь соблюдать режим и в выходные дни. Разумеется, небольшое отступление от графика не сможет навредить дневному распорядку, но всё же не следует поддаваться соблазну и разрешать ребёнку целый день за компьютером.

Распорядок дня 8-летнего ребёнка – обязательный элемент развития и воспитания ученика начальных классов. Для составления графика можно придумать собственную схему или скачать шаблон «Режим дня» с многочисленных интернет-ресурсов.

Правильный режим дня для старшего школьника во многом совпадает с дневным распорядком учеников начального звена. В основе графика лежат ранний подъём, водные процедуры, приёмы пищи, учебные занятия, гуляния на свежем воздухе. Отличаются только количественные показатели.

К примеру, ребята возрастом до 10 лет нуждаются в десятичасовом ночном отдыхе, тинейджеры же могут спать уже 9 часов. Регулярный недосып приводит к переутомлению, понижению трудоспособности, ухудшению процессов запоминания и внимательности.

Продолжительность познавательных нагрузок для первоклассников и старших школьников тоже отличается. Учебный график младших учеников состоит из четырёх уроков, подростков – из 6 — 7 занятий. Возрастают временные показатели для решения домашних заданий.

Имеются отличия в особенностях питания, отдыха, физических нагрузок. Взрослый ребёнок обычно питается 3 раза в сутки, больше занимается спортивными упражнениями, выбирает себе занятия по вкусу, у него появляются собственные пристрастия в плане развлечения и учёбы.

Таблица распорядка дня старшеклассников

Временные интервалы Режимные моменты
11 — 13 лет 14 — 17 лет
7.00 7.00 Подъём
7.00 — 7.30 7.00 — 7.30 Выполнение гимнастических упражнений, умывание, водные процедуры, заправка кровати
7.30 — 7.50 7.30 — 7.50 Первый приём пищи
7.50 — 8.15 7.50 — 8.15 Отправление в учебное учреждение (здесь следует учитывать расстояние от дома до школы)
8.30 — 14.00 8.30 — 14.30 Школьные уроки
14.00 — 14.30 14.30 — 15.00 Приём пищи в учебном заведении, возвращение домой
14.30 — 15.00 15.00 — 15.30 Обеденный перерыв дома
15.00 — 17.00 15.30 — 17.00 Гуляние на свежем воздухе, спортивные развлечения (футбол, лыжный спорт, ледовые или роликовые коньки)
17.00 17.00 Полдник
17.00 — 19.30 17.00 — 20.00 Выполнение школьных уроков, заданных на дом
19.30 — 21.00 20.00 — 21.30 Последний приём пищи и свободная деятельность
21.00 — 21.30 21.30 — 22.00 Приготовление к засыпанию (гигиенические процедуры, подготовка одежды и обуви)
21.30 — 7.00 22.00 — 7.00 Сон

Правильный режим дня для взрослого всегда подразумевает индивидуальный подход. Представленный выше график – лишь образец, родители же вместе с ребёнком должны обращать внимание на физически и познавательные особенности, привычки и интересы.

Оптимальное время на выполнение уроков – 2 — 2,5 часов в день. Если ребёнок не укладывается в данный временной интервал, необходимо разобраться, что стало причиной подобной нерасторопности. Возможно, старший школьник испытывает сложности в определённом предмете, не умеет работать рационально или его рабочее место организовано неправильно.

Следите за тем, чтобы ребёнок садился за учебный стол после того, как отдохнёт от школы, пообедает, побывает на улице пару часов. Лучше всего зафиксировать время начала решения уроков, это поможет упорядочить детский график.

Свободное время

Как составить дневной график, чтобы подросток смог уделять время своим склонностям и потребностям? Примерно 1,5 — 2 часа ребёнок должен заниматься своими делами: чтением, просмотром мультипликационных или художественных фильмов, общением в сети или игрой в компьютерные развлечения.

Ещё три часа необходимо выделить на активную деятельность на свежем воздухе. Это могут быть обычные гуляния с друзьями, игровые и спортивные развлечения. Однако важно объяснить ребёнку, что чрезмерная увлечённость физической активностью также может снизить работоспособность.

В летние и зимние каникулы, в выходные дни нахождение на свежем воздухе можно увеличить. При этом нужно не просто говорить о важности активного времяпрепровождения и вреде увлечения компьютерными играми, но и показывать положительный пример.

Питание

Правильно организованный рацион – важный элемент нормального самочувствия и работоспособности подростка. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок завтракал через полчаса после побудки и ужинал не позднее полутора часов до сна.

Обязательно делайте горячие первые и вторые блюда для старшего школьника, поскольку в этом возрасте появляется не самая лучшая привычка «перехватывать» бутерброды, хот-доги и прочие малополезные продукты на бегу между основными приёмами пищи.

Сон и подъём

Ещё один важный элемент правильного дневного распорядка – здоровый сон. Режим дня для старшеклассника должен учитывать потребность в ночном отдыхе, при этом, как мы уже отмечали, она снижается по мере роста ребёнка и постепенно приближается к взрослым показателям.

Утренняя побудка должна осуществляться в заранее обозначенные временные отметки, но исключение делается в субботу и воскресенье, праздничные дни, каникулярные периоды. Привычка подниматься в определённое время поможет выработать у ребёнка дисциплину и ответственность.

Подросток уже способен участвовать в составлении дневного графика. В этом ребёнку поможет презентация, шаблоны с рисунками, примерные схемы распорядка. Нарисуйте вместе с учеником расписание учебных и выходных дней.

В качестве заключения

Распорядок дня – это важнейшее условия для нормального развития ребёнка и в 10 месяцев, и в 7 лет, и в 15 лет. Однако важно понимать, что для каждого возраста имеются собственные параметры основных режимных моментов – сна, питания, свободной деятельности, занятий и отдыха.

Чтобы разработать график, подходящий для ребёнка, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности воспитанника. Помощью и основой может служить режим дня в стихах, специальные шаблоны, картинки, которые можно распечатывать и развешивать в комнате.

Для новорождённого малыша важен режим дня. От соблюдения распорядка выигрывают и родители, и грудничок. Маленький человечек получает максимально комфортные условия, а взрослые, особенно, мама, смогут выкроить минутку для отдыха.

Терпение и любовь к ребёнку помогут пережить сложный период. Для вас – полезная информация о том, как правильно организовать режим дня новорождённого.

Польза правильного режима дня

Педиатры уверены, что определённый режим важен для крохи:

  • грудничок лучше развивается;
  • кроха растёт более уравновешенным, меньше капризничает;
  • день не превращается в одно «бесконечное» кормление;
  • маленький желудочек успевает переваривать грудное молоко;
  • достаточное количество сна предупреждает утомляемость;
  • появляется время на обязательные прогулки. О пользе свежего воздуха знают все;
  • родители находят время на общение с маленьким человечком, купание, массаж, закаливающие процедуры;
  • мама получает возможность немного отдохнуть, уделить внимание себе, другим членам семьи.

Свободный режим или чёткий распорядок

Этот вопрос активно обсуждается на форумах, в медицинской среде. Несколько десятилетий назад были определённые правила, которые мало учитывали интересы грудничка. Врачи считали, что кормление нужно проводить строго по часам, невзирая на плач голодного ребёнка и волнение молодой мамочки по этому поводу.

Со временем представления изменились: многие педиатры рекомендовали кормить грудничка по первому требованию, всецело подчинить жизнь интересам новорождённого. Мама очень уставала, ребёнок не всегда активно кушал, процесс кормления растягивался на час и более.

Оба варианта – это крайности, имеющие свои недостатки:

  • в первом случае новорождённый плачет, потому что хочет кушать, но до следующего кормление ещё полчаса. Мама с тяжёлым сердцем переживает, но ничего не предпринимает, ведь согласно правилам, нельзя покормить кроху раньше времени. Грудь часто «наливается», могут развиться застойные явления, ощущается болезненность. Малыш жадно ест, спешит, заглатывает воздух, вздувается животик. Страдают все;
  • при свободном режиме мама превращается в «машину для выработки молока», сильно устаёт, женщине сложно выделить минимально необходимое время для отдыха. Кормление часто занимает много времени с небольшими перерывами. Отсюда проблемы со здоровьем, раздражение, нередко, снижение выработки молока из-за нервного напряжения.

Сейчас споры поутихли. Наконец-то была найдена «золотая середина», составлен режим, устраивающий новорождённого и молодых родителей. Большинство педиатров придерживается единого мнения.

  • кормите кроху по требованию, 6–8 раз за день плюс 1–2 раза ночью;
  • кормление проводите приблизительно в одно время. Если малыш проголодался чуть раньше, попробуйте «протянуть» ещё 15–20 минут, ласково поговорите с крохой, отвлеките;
  • обязательно гуляйте с младенцем;
  • при хорошей погоде рекомендован сон во время ежедневных прогулок на свежем воздухе;
  • выделяйте время для проведения гигиенических процедур. Полезны воздушные ванны, массаж. Перед сном обязательно купайте кроху;
  • учитывайте интересы ребёнка, не превращайте воспитание в ежедневную борьбу с малышом;
  • старайтесь придерживаться распорядка: качество ухода за новорождённым улучшится, у родителей появится время для отдыха.

Особенности ухода за малышом в первый месяц жизни

Из чего складывается распорядок дня новорождённого? Основные этапы:

  • сон. Оптимальная продолжительность в первый месяц – около 18–20 часов;
  • питание. Количество кормлений: 6–8 за день, по требованию прикладывайте к груди малыша ещё раз или два ночью;
  • бодрствование – от 4 до 6 часов за сутки. Общайтесь с крохой, нежно разговаривайте, делайте массаж, проводите воздушные ванны. Новорождённый пока слабо реагирует на все ваши действия, но он привыкает к тембру голоса, чувствует защищённость, комфорт. Учёные доказали, что детки, испытывающие недостаток ласки, общения, хуже развиваются, растут агрессивными, замкнутыми;
  • прогулки на свежем воздухе. Длительность – в зависимости от сезона, температуры воздуха, состояния здоровья (при болезни длительность прогулок меньше). В тёплый сезон хотя бы один раз рекомендован сон во время пребывания на свежем воздухе;
  • гигиенические процедуры. Утренний туалет (умывание, очищение ушек, носика, промывание глазок), ежедневный уход за пупочной ранкой, подмывание после дефекации/мочеиспускания. За 30-40 минут до ночного сна проводится купание грудничка.

Примерный распорядок дня младенца

Ориентируйтесь на продолжительность бодрствования и сна, корректируйте режим с учётом потребностей вашего малыша:

  • в 6 часов кроха просыпается, проводятся гигиенические процедуры;
  • первое кормление в 6.30, последующие с интервалом в 3 часа или чуть меньше, в зависимости от потребностей ребёнка;
  • после еды кроха бодрствует, затем спит до следующего кормления. До 21.00 ребёнок должен отдохнуть 4 раза примерно по два часа;
  • перед ночным отдыхом проводится купание. В 21–22 часа после кормления грудничок засыпает. Ночью большинство новорождённых требует грудь раз или два.

Совет! Вечером не тормошите малыша, поиграйте с ним, поговорите, но запрещены слишком активные движения. Перед ночным отдыхом малыш должен успокоиться. Купание проводится не только с гигиенической целью, но и для расслабления, лучшего отдыха.

Основные этапы ухода за новорожденным

Родители должны обеспечить крохе максимальный комфорт. Правильный режим важен для здоровья, развития новорождённого.

Обеспечьте полноценный отдых, достаточное питание, комфортный уровень общения. Обязательны гигиенические процедуры, внимание к здоровью грудничка.

Сон

Возьмите на заметку:

  • большую часть дня новорождённый спит, просыпается, чтобы покушать;
  • оптимальная длительность отдыха ночью – от 8 до 9 часов. Дневной сон разделён на несколько периодов. Общая продолжительность отдыха –7–8 часов;
  • в первое время на прогулке кроха также спит. Многие мамочки знают, что на свежем воздухе сон всегда крепкий, спокойный;
  • следите, не переутомился ли малыш. Бодрствование, не считая кормления, должно длиться около часа;
  • если малыш долго спит днём, осторожно разбудите его, иначе со временем грудничок перепутает день с ночью. В такой ситуации требуется немало времени, чтобы вернуть нормальный режим;
  • подберите качественный, «дышащий» подгузник, подходящий по размеру. Не ленитесь, лишний раз смените полезное приспособление: грязные подгузники – причина опрелостей, заболеваний кожи, половых органов;
  • перед сном обязательно проветрите комнату, создайте оптимальную температуру: +20…+22 градуса. Жара не способствует нормальному сну, провоцирует потницу новорождённых;
  • если кроха долго не засыпает, плачет, попробуйте немного покормить его. Возможно, грудничок, не может заснуть из-за чувства голода. Нередко причиной нарушений становятся различные заболевания. Обязательно обратитесь за консультацией к педиатру.

Питание

  • кормите грудничка «по требованию», старайтесь выработать у новорождённого привычку кушать приблизительно в одно и то же время;
  • первые дни новорождённый привыкает к новым условиям, режим кормления часто нарушается. Отбросьте сомнения: кроха чуть подрастёт, желудок окрепнет, будет проще наладить распорядок дня;
  • перед едой обязательно выкладывайте грудничка на животик. После кормления подержите ребёнка столбиком, чтобы вышел воздух. Несложный приём помогает отрыгнуть излишнее количество молока. Ещё один плюс – реже развиваются колики;
  • не перекармливайте кроху: переедание создаёт проблемы для слабо развитой пищеварительной системы, провоцирует колики, вздутие живота, капризы;
  • на первых порах подходящая пища – только грудное молоко или специальные детские смеси. При отсутствии молока у мамы выбирайте заменители от известных производителей, с обязательной пометкой «для новорождённых»;
  • количество кормлений за сутки – не менее шести. Многие детки просыпаются ночью, чтобы покушать, особенно, при низкой жирности молока у мамы. Если кроха просыпается чаще, жадно сосёт, подумайте, как изменить рацион, сделать грудное молоко более питательным.
  • не держите кроху у груди весь день, обязательно кладите его в кроватку. Создайте уютное «гнёздышко» подходящего размера, в котором малыш почувствует себя защищённым;
  • за один раз малыш должен получить 50–90 мл грудного молока. Это примерный показатель, который варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей младенца. Прибавка в весе – ориентир, показывающий, достаточное ли количество пищи получает новорождённый. Важно учесть состояние здоровья малыша, его активность.

Важно! Кормящей маме придётся отказаться от некоторых продуктов, ухудшающих качество грудного молока. Под запретом цитрусовые, мёд, шоколад, кофе, томаты, клубника, морская рыба. Не стоит употреблять жирное коровье молоко, твёрдый сыр, напитки с красителями и консервантами, алкоголь, фаст-фуд. Нарушение правил провоцирует диатез, пищевую аллергию у грудничка.

Прогулки

  • для первой прогулки летом воздух должен прогреться до +20 градусов. Начните с четверти часа, каждый день добавляйте по 5 минут;
  • если малыш родился поздней осенью или зимой, первый раз вынесите кроху на 10 минут при температуре не ниже -3 градуса. Время пребывания на улице увеличивайте постепенно, с новорождённым не гуляйте в сильный мороз;
  • через месяц пребывание на воздухе доведите до 45 минут. Летом гуляйте дважды за день, зимой – 1 раз, около получаса;
  • одевайте новорождённого по погоде, не кутайте слишком сильно. Если после прогулки стопы и ладошки тёплые, значит, ребёнок не замёрз.

Осторожнее в сырую, ветреную погоду: малыш может легко простудиться. При таких погодных условиях в воздухе находятся патогенные бактерии, предпочитающие влажные условия, температуру чуть выше нуля градусов.

Гигиенические процедуры

Обязательные мероприятия:

  • дважды за день смазывайте пупочную рану 3% раствором перекиси водорода. Обязательно после дезинфекции нанесите на ранку зелёнку: обработка предупреждает инфицирование. При купании не трите эту область;
  • ежедневный утренний туалет: умывание тёплой водой (обязательно кипячёной). Начните с +37 градусов, постепенно доведите температуру воды до +25 градусов;
  • глазки обработайте ватным диском;
  • протрите носик снаружи, внутреннюю часть аккуратно очистите скрученной ваткой;
  • уши очищайте дважды в неделю. Сильно не вталкивайте ватный жгутик внутрь, иначе сера скопится в глубине слухового прохода.

Теперь вы знаете, какой примерный режим у крохи в первый месяц. Уделяйте грудничку внимание, удовлетворяйте потребность в пище, сне, помните о психо-эмоциональном развитии. Следите за здоровьем новорождённого, понемногу закаливайте. Советуйтесь с участковым педиатром, но обязательно учитывайте индивидуальные особенности вашего ребёнка.

Видео о распорядке дня младенца:

РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера.

Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. Правильный режим – основа жизни каждого, главное условие сохранения здоровья. Режим строится на основе биологического ритма функционирования организма. Вот почему режим дня так важен. Строгое соблюдение режима дня необходимо для здоровья и правильного развития школьника. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.

Основными элементами режима дня школьника являются:

· учебные занятия в школе и дома;

· активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

· регулярное и достаточное питание;

· физиологически полноценный сон;

· свободная деятельность по индивидуальному выбору.

· Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.

· После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.

· Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.

· Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.

· Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.

· Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

· 1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.

· Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

· Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение

· Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

· Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует, домашнее задание нужно готовить через 30 минут после завтрака.

· В период подготовки к экзаменам не меняйте режим дня. Не занимайтесь до глубокой ночи. Подготовку к экзаменам лучше проводить в утренние и дневные часы.

Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену (начало занятий в 8.30)

Подъем 7.00.

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30.

Утренний завтрак 7.30-7.50.

Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.15

Занятия в школе 8.30-13.30

Горячий завтрак в школе около 9.15