Родительская мастерская в детском саду. Мастерская творчества Творческая мастерская в доу

Ольга (Норышева) Осоченко
Мастерская как форма работы с детьми

В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми , как мастерская .

Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как фактора общего личностного развития и роста.

Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.

Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество.

От чего зависит новизна творческих решений?

Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.

Чему же способствует творческая деятельность детей?

Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.

«Творческие мастерские » - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской » ? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская » - это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей : например, театральные мастерские , в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг , игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний , таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской , как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской , в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.

Работа строится поэтапно , где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично : “Работа с бумагой” , “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью” . Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.

При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.

Например : если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.

Занятия в «мастерской » помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой : умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» .

Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской . Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской : это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников.

Особенность «мастерской » в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами , красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными : краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры , разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал : фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания

Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

При составлении презентации были использованы разработки таких известных ученых, как Лисина Майя Ивановна, Асмолов Александр Григорьевич, Белкин Август Соломонович, а также материалы разработок современных педагогов, опубликованные ими на указанных сайтах.

Программа «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей» на 2016 – 2017 учебный год

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”…
(В.А.Сухомлинский)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Занятия, связанные с ручным трудом, способствуют развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей.

Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Новизна и отличительная особенность.
Программа «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей» направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Цель и задачи.
Цель: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.
Задачи по обучению технике работы по ручному труду:
1. Сформировать у детей интерес к разнообразным видам художественного искусства.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы, приспособлениями и инструментами, разнообразными видами техник, постепенно осваивать более сложные приёмы работы, подвести к созданию работ по собственному замыслу.
4. Развивать общую ручную умелость. Координировать работу глаз и обеих рук.
5. Развитие творческих способностей детей, оригинальности подхода к решению художественных задач.
6. Воспитание интереса к ручному труду, желания сделать поделки, украшения своими руками.
Задачи по сенсорному воспитанию.
1. Повышать сенсорную чувствительность.
2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.
Задачи по развитию речи:
1. Активизировать пассивный словарь детей, обогащать словарь детей.
2. Развивать монологическую и диалогическую речь.
3. Учить активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства предметов; объекты и явления природы. Называть материалы, используемые для работы.
Задачи по эстетическому воспитанию:
1. Учить создавать выразительные образы.
2. Развивать чувства цвета, цветового восприятия, учить подбирать цветовую гамму в соответствии задуманным образом.
3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.
4. Формировать композиционные навыки. формировать эстетического отношения детей к окружающему. развивать умение видеть и чувствовать красоту в искусстве, понимать прекрасное;
5. Воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
6. Формировать художественные умения и навыки работы в разных изобразительных техниках.
Задачи по нравственному воспитанию:
1. Формировать у детей умение трудится в коллективе.
2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность.
3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.
4. Развивать желание детей делать приятное для других детей, родителей.
5. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.

1.4. Направления работы:
1. Развитие творческих способностей
2. Художественно-эстетическое развитие
3. Познавательное развитие

1.5. Содержание программы.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.
На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.
Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.

1.6. Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.

1.7. Методы и приемы обучения.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
1.Словесные:
-рассказ;
-беседа;
-объяснение;
- чтение художественной литературы, художественное слово;
- образное слово (стихи, загадки, пословицы);
- поощрение;
- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные:
-использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический прием:
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

1.8. Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).
2 этап - знакомство со свойствами материалов.
3 этап - обучение приемам изготовления.
4 этап - изготовление поделок.
5 этап – выставки детских работ.
Основной формой работы являются занятия с группой Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.

1.9. Условия и материалы для реализации программы
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Материалы:
Бумага разных видов:
картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая бумага, папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька и т.д.
ткань,
вата, ватные диски, ватные палочки,
свеча,
природный материал:
семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д.
крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия,
пластилин,
глина,
тесто соленое, тесто цветное,
бросовый материал:
коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц и т.д.
фольга,
нитки:
мулине, джутовая, ирис и др.
краски:
гуашь, акварельные краски, акриловые краски,
карандаши простые, цветные,
фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые ручки и т.д.
ножницы,
клеёнка,
клей:
клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер,
кисти:
беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5
стеки,
влажные салфетки,
непроливайки,
шаблоны.
Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
5.Наклеивание ниток и ткани на изображение.
6.Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
7.Наклеивание ватных дисков на изображение.
8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
9. Скрепление различных деталей.
10. наматывание ниток на основу.
11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.
12.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
13.Изучение нетрадиционных способов рисования.
14.Лепка предметов из теста и их закрашивание.
15.Изучение приемов работы с бумагой.
16.Барельеф.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары, практикумы, мастер-классы.
Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

1.10. Планируемый результат.
Средняя и младшая группы.
Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
Освоят навыки работы с разнообразными материалами, ножницами, клеем.
Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
Научатся видеть необычное в обычных предметах
Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая и подготовительная группы
Овладеют различными приемами преобразования материалов.
Освоят обобщенные способы работы.
Разовьют познавательные, конструктивные способности.
Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Разовьется поисковая-исследовательская деятельность.
Освоят умение анализировать поделку.
Сформируется положительное отношение к труду(как своему, так и других).
Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
Подготовится рука к письму.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.

2.1. Содержание разделов программы по «Творческой мастерской»
№ Месяц Наименование раздела Кол-во часов
1 Октябрь Экопластика. 8
2 Ноябрь Пластика
(работа с пластилином, соленым тестом, глина). 8
3 Декабрь Изготовление новогодних поделок, различные техники. 8
4 Январь Работа с бумагой. 7
5 Февраль Различные техники рисования. 6
6 Март Работа с тканью и нитками 7
7 Апрель Работа нетрадиционными материалами 8
8 Май Смешанные техники (бумага, картон, фольга) 6
Количество часов по программе 58

2.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по «Творческой мастерской» на 2016-2017 учебный год.

Октябрь. Экопластика.
1
«Подсолнухи»
Учить детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств.
2
«Семейство ежей»
Шишки, пластилин
Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Скатывание пластилина «колбаской», шариком. Использование приема примазывания, вытягивания.
3
«Цветочная полянка»
Каштаны, желуди, семена клена, пробка.
Закрепление приемов работы с пластилином, Совершенствовать технику лепки: знакомство с новым способом скрепления частей с помощью пластилина.
4
«Старичок-Лесовичок»
Каштаны, палочки, шишки, пластилин.
Ознакомление с новыми приемами работы с природным материалом, соединение частей с помощью деревянных палочек. Развивать способности к формообразованию и сюжетосложению.
5
«Осенняя открытка»
Засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны, клей
Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, воспитывать художественный вкус.
6
«Гусеница»
Свежие листья, проволока, шаблоны, палочки, клей, пластилин
Знакомство с новым изобразительным приемом нанизывание на палочку свежих листьев. Развивать ручную умелость.
7
«Осенняя фантазия»
Листья клена, дуба, краски, кисти тонкие
Создание ритмичного рисунка. Формировать точные графические умения, показать зависимость декора от формы листа. Познакомить с необычным использованием знакомых материалов.
8
«Насекомые»
Палочки, семена клена, сушеные листья, желуди, пластилин.
Продолжать знакомство с разнообразными способами присоединения деталей с помощью пластилина. Развивать чувство цвета и композиции
Ноябрь. Пластика
(работа с пластилином, соленым тестом, глина)
9
«Дерево жизни»
Соленое тесто, шаблоны листьев, фруктов, шляпки от желудей
Знакомство с новым материалом, его свойствами. Учить детей создавать в лепке модели деревьев, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде. Украшать композицию используя разнообразный природный материал.
10
«Розочки»
Пластилин, цветной картон
Закреплять приемы работы с пластилином: скатывание, расплющивание. Познакомить с новым способом лепки из пластина методом скручивания. Показать возможность моделирования формы изделия. Развитие фантазии, эстетического вкуса.
11
«Крендельки»
Соленое тесто, стека
Учить детей использовать разнообразные приемы лепки: скатывание, скручивание, прищипывание, примазывание. Учить декорировать изделие, создавая единую композицию.
12
«Черепашка»
Глина, вода
Учить детей лепить черепаху, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения панциря черепахи. Знакомство с видом изобразительного искусства контррельефом.
13
«Золотая рыбка»
1 часть
пластилин, трафарет
Подготовка фона для создания композиции. Обучение приемам примазывания, смешивания разных цветов пластилина для получения необходимого оттенка, плавного перехода от одного цвета к другому. Учить работать с трафаретом.
14
«Золотая рыбка»
2 часть
пластилин, трафарет
Создание образа рыбки, передавая ее характерные особенности (форма, цвет и соотношение частей). Учить планировать работу – отбирать нужное количество материала, определять способ лепки.
15
«Веселые зверята»
Соленое тесто, пуговицы, бусинки, цветной картон
Создание образов животных, учитывая их характерные особенности. Закрепление навыков работы с пластичным материалом. Комбинирование техник лепки.
16
«Котята»
Глина, стека
Продолжать учить детей создавать и трансформировать выразительные лепные образы скульптурным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Развивать чувство формы и пропорций.
Декабрь. Изготовление новогодних поделок, различные техники.
17
«Волшебные снежинки»
Макароны различных видов и форм, клей концелярский, акриловая краска белая, блестки
Составление композиции из различных повторяющихся элементов. Формировать умение создавать ритмичные узоры, Воспитывать аккуратность при работе с клеем
18
«Письмо Деду морозу»
Шаблоны открыток,
Вата, клей, цветная бумага, фломастеры
Формирование образа Деда Мороза используя шаблон, вату и цветную бумагу. Учить дополнять работу рисованными элементами.
19
«Елочка»
Лента упаковочная, шпажки деревянные, капсулы от киндер-сюрприза
Закрепление приемов бумагопластики, нанизывание ленты на деревянную шпажку. Развивать композиционные умения, фантазию.
20
«Новогодние шары»
Нитки разноцветные, клей ПВА, шарики воздушные
Знакомство с нетрадиционной техникой работы с нитками, накручивание ниток смоченных клеем на объемную основу - шар. Побуждать к поиску средств образной выразительности.
21
«Елочные игрушки»
Мука, соль, вода, формы для печенья и пластилина для формирования игрушек
Знакомство с соленым тестом, способом его приготовления, замешивания, раскатывания, создание различных силуэтов с помощью готовых форм. Расширить спектр скульптурных приемов лепки.
22
«Декорирование игрушек»
Готовые формы игрушек, краски, кисти, клей с блестками
Закрепление приемов раскрашивания. Учить оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона).
23
«Новогодний декупаж»
1 часть
Основа пластиковая, губки паралоновые, краски акриловые.
Знакомство с новой изобразительной техникой «декупаж». Обучение нанесению акрилового слоя на пластиковую основу, используя губку примакивающими движениями, равномерному нанесению белого акрилового слоя на всю форму.
24
«Новогодний декупаж»
2 часть
Фрагменты салфеток с новогодними сюжетами, клей ПВА, кисточки
Нанесение фрагментов салфеток на основу. Развивать композиционные умения, декорировать блестками форму частично перекрывая изображение.
Январь. Работа с бумагой.
25
«Снежинки»
Полоски из белой бумаги, клей
Продолжать обучение приемам моделирования из полосок бумаги в технике бумагопластики. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. Закреплять навыки использования.
26
«Бабочка»
Картонные шаблоны, цветная бумага
Закрепление приема складывания бумаги «гармошкой», закрепление приемов вырезания по контуру. Знакомство с рациональным способом вырезывания из бумаги силуэта.
27
«Волшебные узоры»
Декоративная салфетка, бумага креповая разноцветная, клей
Знакомство с приемом скручивания в жгутик креповой бумаги, расположение на салфетке спиралью. Учить, пользуясь клеем, правильно закреплять элементы композиции.
28
«Варежки»
Бумага цветная, картонная основа, вата
Знакомство с обрывной техникой аппликации, Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, терпение. Воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа.
29
«Кошечки и котики»
Бумага офисная цветная, (или бумага для оригами)
Закрепление приемов складывания бумаги способом оригами, развитие пространственного мышления. Координация работы обеих рук. Инициировать декоративное оформление готовой работы.
30
«Гусеница»
Основа из полоски цветного картона,
Цветные салфетки, клей ПВА
Закрепление приема складывания «гармошкой», скручивание шариков из кусочков салфеток. Знакомство с новым материалом (вата) и способами работы с ним. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа с добавлением элементов аппликации.
31
«Снежные вершины»
Бумага белая, картон цветной, клей
Формировать навыки создания объемной композиции из мятой, жатой бумаги. Воспитывать интерес к природе. Расширить спектр технических приемов работы с бумагой.
Февраль. Различные техники рисования.
32
«Витраж»
1 часть
Бумага, гуашь, кисти
Знакомство с техникой витраж. Рисование контура. Воспитывать интерес к искусству. Обогащать кругозор детей. Учить умело рисовать кистью, рисовать кончиком кисти.
33
«Витраж»
2 часть
Бумага, гуашь, кисти
Развитие воображения. Учить детей создавать образ из частей. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков).
34
«Подводный мир»
Бумага для акварели, карандаши простые, ластики
Знакомство с новой техникой рисования с помощью ластика по заретушированному простым карандашом фону, развивать чувство формы, пропорции. Учить детей регулировать нажим.
35
«Морозные узоры»
Жидкое цветное тесто, деревянные шпажки, тарелки одноразовые
Знакомство с новой техникой рисования по жидкому тесту контрастными цветами. Познакомить с приемом «вливания одного цвета в другой», познакомить с новым приемом рисования деревянной шпажкой по жидкому соленому тесту.
36
«Ночной полет»
Часть 1
Бумага плотная, цветные восковые мелки, гуашь черная + ПВА (=акрил)
Знакомство с новой техникой рисования граттаж. Подготовка фона (нанесение фона-основы разноцветными мелками, покрытие черной краской). Развитие мелкой моторики, воображение, усидчивость, самостоятельность.
37
«Ночной полет»
Часть 2
Готовая основа, деревянные шпажки
Продолжение знакомства с новой техникой рисования граттаж: процарапывание узора заостренным концом шпажки. Учить анализировать особенности соотношения частей рисунка по величине и пропорциям. Развивать глазомер и чувство композиции.
Март. Работа с тканью и нитками.
38
«Пушистики»
Нитки для вязания, картонная основа для создания помпонов, ножницы
Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (знакомство с приемом формирования помпонов, накручивание на картонную основу разноцветных нитей).
39
«Сердечко для любимой мамочки»
бумага цветная, картонная основа, шаблон, клей, ножницы
Познакомить детей с элементами техники квиллинг. Учить детей скатывать полоски бумаги. Ритмично располагать заготовки на шаблоне. Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве.
40
«Кукла»
Разноцветные отрезы тканей, нитки, деревянные палочки
Знакомство с приемами изготовления тряпичной куклы,
складывание ткани, обучение навыкам закрепления нитками с помощью узелков.
41
«Закладка»
Картон с контуром, разноцветные полоски ткани
Знакомство детей с новой техникой – плетение. Развитие мелкой моторики руки. Синхронизировать работу обеих рук.
42
«Цветик-семицветик»
Круглая основа из картона с дырочками, нитки для вязания, ножницы, клей
Продолжать формировать умение детей работать с ножницами и нитками с использованием элементов макраме. Синхронизировать работу обеих рук, воспитывать усидчивость, терпение.
43
«Яблочки»
Картонные основы, разноцветные нитки, пушистая проволока
Продолжение обучения детей использованию различных материалов и уже знакомых техник при изготовлении изделия, передавая его характерные особенности. Развитие пространственного мышления и воображения.
44
«Мороженое рожок»
Разноцветные отрезы ткани, синтепон, нитки, клей, цветные конусы из картона
Продолжать формировать умение детей работать с тканью ножницами. Обучать умению плести косички и закреплять их с помощью узелков. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании композиции.

Апрель. Работа нетрадиционными материалами

45
«Леопард»
Распечатанный рисунок леопарда на плотной бумаге, клей ПВА, пшено, гречка.
Знакомство с новой техникой аппликации с использованием нестандартных материалов. Развитие глазомера, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к живой природе, прилежность, аккуратность.
46
«НЛО»
Плотный картон, пластилин холодных оттенков, упаковки от йогуртов, деревянные палочки и др.
Учить детей создавать различные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированными способами используя разнообразные материалы и знакомые способы соединения деталей. Развитие фантазии и пространственного мышления.
47
«Дракончик»
Учить склеивать прямоугольник в цилиндр, учить преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения образа дракона, используя полоски и разнообразные материалы.
48
«Макарония»
Макароны разных видов. картонная основа, гуашь, клей.
Развивать комбинаторные и композиционные умения детей: составлять изображение из нескольких частей, красиво размещать на основе. Воспитывать самостоятельность инициативность.
49
«Кит»
Бумага цветная, клей, ножницы, цветной картон, глазки
Учить работать детей с шаблоном, придавать бумаге объемную форму путем складывания и склеивания в определенных местах. Дополнять форму деталями. Развивать воображение пространственное, мышление.
50
«Ромашки»
Ватные диски, клей, ножницы, цветной картон
Учить использовать новый материал, работать с ним разными инструментами (складывать и наклеивать). Создавать композицию используя одинаковые части, развивать чувство ритма, эстетический вкус.
51
«Стрекозы»
Ложки деревянные бумага с контуром крыльев, ножницы, клей, гуашь
Продолжать знакомить с приемами использования бросового материала. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления создаваемом образе разными изобразительно-выразительными средствами.
52
«Мальвина и Буратино»
Ложки пластиковые, конус из картона, гуашь, пластилин
Учить создавать образ, используя пластилин и ложки как основу. Закреплять умения детей применять разнообразные способы лепки для получения художественного образа. Дополнять работу деталями.
Май. Смешанные техники (бумага, картон, фольга)
53
«Рисование на фольге»
Картон цветной для основы, шаблоны с готовыми рисунками, ручки шариковые
Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования на фольге – чеканка, метод продавливания. Укрепление связи глаз-рука. Развитие внимания, мелкой моторики.
54
«Рыбки»
Картон цветной с разметкой, ножницы, глазки
Закрепление приемов работы с ножницами, вырезывание по разметке, создание образа рыбки путем использование приемов бумагопластики. Развивать воображение пространственное, мышление.
55
«Волшебные цветы»
Салфетки бумажные, карандаши
Знакомство с нетрадиционной техникой бумагопластики: накручивание салфетки на карандаш, сжимание, формирование из получившихся частей целостного образа. Создание фантазийного образа.
56
«Пионы»
Шаблоны разных размеров из цветной оф. бумаги, голубая бумага для фона
Освоение способа объемной аппликации. Закрепление приемов симметричного вырезывания. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз.
57
«Астры»
Журнальные страницы, ножницы, деревянные шпажки
Моделирование образа цветка из журнальной страницы, используя приемы скручивания. Закрепление приемов работы с ножницами: резание до отметки на тонкие полоски. Развитие глазомера, воспитание аккуратности.
58
«Летний домик»
Цветная бумага, фломастеры
Закрепление приемов складывания бумаги способом оригами, развитие пространственного мышления. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз. Декорирование готовой работы.
2.3. Список литературы:
Данная программа составлена на основе:
Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой
«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой,
«Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой,
«Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г.
Лыкова И.А. «Дымковская игрушка» - альбом, Москва, «Карапуз-дидактика», 2007г.
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2010г.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт).

Краеведение - это и отношение россиянина к малой родине, то, что передается от отца к сыну с опорой на мораль, этику взаимоотношений, которые традиционны для России. Краеведческое знание может обуздать стихийность формирования стереотипов поведения, направить их в естественное русло, обусловленное чувством нормы, правила, естественного хода адаптации через «преемство» поколений.

Краеведческое образование способствует формированию системы знаний о культурных ценностях, потенциале среды жизнедеятельности, умений применять их на практике, что в конечном итоге помогает подрастающему поколению учиться полно жить в настоящем, ценить его, выявлять в окружающей действительности светлые и добрые начала .

В содержание краеведческого образования включены вопросы об особенностях менталитета людей, проживающих на территории родного края, о жизненных проблемах человека, о проблемах социокультурного развития региона. Эти знания необходимы дошкольнику для выстраивания собственного мира ценностей, для овладения творческими способами решения проблем, для открытия рефлексивного мира собственного «Я». Важной составляющей содержания являются источники субъектного опыта дошкольника, которые представлены собственной биографией (влияние семьи, национальной, социокультурной принадлежности), результатами повседневной жизни, реальным взаимоотношением с миром вещей и людей .

Таким образом, задачами краеведческого образования является формирование знаний об уникальности, культурных и природных особенностях родного края посредством реализации коммуникативной функции родного языка; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному дому, семье, школе как части культурного наследия родного края; формирование умений и навыков социальных отношений на основе анализа культурного и природного наследия своего родного края. Краеведческое образование дошкольников направлено на формирование эмоционально-ценностного отношения к родному городу и его жителям, на творческое освоение знаний.

Сегодня впервые в истории отечественной педагогики краеведению уделяется значительное внимание, создаются новые программы, рассчитанные не только на взрослых, но и на детей, в том числе и дошкольников. Уже мало кто сомневается, что краеведение – необходимый элемент и средство патриотического воспитания и эффективной социализации подрастающего поколения.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий: игровой; музейной педагогики; метода проектов; домашнего кинотеатра; компьютерных игр. Учитывая психологические особенности дошкольников, педагогу необходимо стремиться затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на его взгляд, нужной и занимательной.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста основой построения работы по краеведению является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Краеведение способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, ориентируя на приобретение дошкольниками собственного опыта творческой деятельности. Осуществить деятельностный подход помогают творческие мастерские. В зависимости от индивидуальных склонностей и интересов дети объединяются в своеобразные «творческие мастерские», например, художественную, словесную, театрализованную, музыкальную и так далее. При этом организация деятельности в них направлена на получение детьми реально ощутимого результата (коллективного творческого продукта).

Творческая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса по развитию творческих способностей дошкольников хорошо вписывается в технологию мастерских, разработанную представителями «Французской группы нового воспитания». При создании этой технологии широко использовались идеи свободного воспитания (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.) и психологии гуманизма (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.).

По определению И.А. Мухиной мастерская «это такая форма обучения детей и взрослых, которая дает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого участника и осознание закономерностей этой деятельности".

Г.В. Степанова отмечает нестандартность формы организации учебно-воспитательного процесса, создающей творческую атмосферу, психологический комфорт мастерской. Н. И. Белова пишет о мастерской как о технологичной рефлексивной форме личностно-деятельной организации учебного процесса.

Участие в творческих мастерских дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

«Мастерская - это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия и приоритета процесса над результатом; эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания» - на такой позиции, раскрывая смысл мастерской, стоят М.Т. Ермолаева и Ж.О. Андреева.

Творческая мастерская может выступать как средство ознакомления детей с Санкт-Петербургом при следующих условиях:

  1. взаимодействие педагога и детей выстроено поэтапно от мотивации к разрешению проблемы мастерской и рефлексии участников;
  2. обеспечено сотрудничество педагога и детей в решении разнообразных задач краеведческой направленности;
  3. осуществлено повышение компетентности педагогов в области решения задач организации творческой мастерской краеведческой направленности.

Для обогащения профессиональной компетентности педагогов предлагаем семинар –практикум на тему: «Творческая мастерская как форма организации краеведческого образования в условиях ГБДОУ».

Подготовка к семинару включает: изучение и анализ методической литературы, составление аннотаций к ней, оформление наглядной информации к семинару: выставка литературы с краткой аннотацией, мультимедиа презентации, сделанные педагогами.

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов по краеведению.

Активизировать мыслительно- поисковую деятельность педагогов;

Формировать профессиональную компетентность;

Повысить эффективность работы по краеведению;

Установить профессиональное общение и обмен опытом.

Ход семинара-практикума:

1. Насколько универсальны и действенны были правила игры?

2. Смогли ли Вы воплотить свои игровые планы, и если нет, то что этому помешало?

3. Какие игровые моменты Вам больше всего понравились?

4. Какие ошибки были допущены ведущими при проведении игры?

5. Кто из игроков, с Вашей точки зрения, лучше всех сыграл?

6. Каково Ваше мнение о технической стороне организации игры?

7. Что Вы хотели бы пожелать организаторам игры на будущее?

Семинар продолжим докладом воспитателя на тему "Возможности творческой мастерской", смотром мультимедийных презентаций, сделанных педагогами, идет профессиональное общение и обмен опытом о возможностях применения педагогической технологии творческой мастерской в занятиях по краеведению.

Педагогам дано задание:

Используя в методическом кабинете литературу, придумать педагогические задачи по взаимодействию с детьми в творческой мастерской:

На выбор темы мастерской,

На этапы организации работы,

На выбор методов работы с детьми.

1 занятие – «Организация творческих мастерских является залогом успешности процессов воспитания и обучения».

Познакомить воспитателей с содержанием педагогической технологии творческих мастерских;

Определить рамки возможного использования технологии в условиях ДОУ.

Теоретический блок, понятийный аппарат, содержание и основные блоки творческих мастерских.

Дискуссия «Место творческих мастерских в педагогическом процессе по краеведению». Обсуждение педагогами изученной литературы, дискуссия об актуальности темы по созданию творческих мастерских.

2 занятие – «Тематика творческой мастерской и обучение технологии творческих мастерских».

С педагогами, проведено обсуждение темы, разработаны этапы организации работы:

Педагогам предложена следующая тема - «В городе этом я живу»

1 этап направлен на эмоционально-ценностное восприятие детьми облика родного города;

2 этап направлен на дифференцированное познание города;

3 этап направлен на творческое переосмысление детьми освоенных представлений о культурно-историческом своеобразии города.

Активизирующие методы в работе с детьми в творческой мастерской. У мастерской широкие возможности благодаря ее алгоритму, основными блоками которого являются индукция, само - и социоконструкция, дедукция, социализация, рефлексия.

Творческая мастерская имеет индуктивный характер, т.е. нелинейный, расширяющий возможности каждого участника. Ребенок должен быть включен эмоционально, интеллектуально, погружен в поиск через интригу неопределенности. Все его представления и чувства не оцениваются, а принимаются к сведению, ложатся в фундамент совместного знания.

Самоконструкция - создание собственного интеллектуального продукта (описание собственного опыта, наблюдения, формирования идеи и т.д.

Социоконструкция - создание интеллектуального продукта в группе через организацию группового пространства по ходу мастерской, необходимость договариваться, смена групп и чередование форм работы - индивидуальной, в парах, микрогруппах, фронтально - к научению диалоговой жизни.

Социализация - предъявление созданного другим участником (озвучивание, афиширование, устный рассказ, театрализация и т.д.) учит цивилизованному общению и уважению прав каждого.

Дедукция - сверка с образцом.

Рефлексия - осознание неполноты собственного знания, ощущение собственного открытия, понимания чего-либо.

3 занятие – «Как организовать педагогическое сопровождение в условиях творческой мастерской»

Показать участникам способы эффективного взаимодействия ребенка и взрослого в работе по краеведению в условиях творческой мастерской.

Использование ситуаций – проблем, как метода активизации педагогов, на конкретных примерах из практики, излагается проблема взаимодействия педагогов с детьми, которую надо решить, применяя условия педагогического сопровождения.

Проведенный семинар практикум для педагогов поможет при организации творческой мастерской, создать благоприятную среду, творческую атмосферу, в которой могли реализоваться возможности каждого ребенка.

Мы надеемся, что особые требования, в технологии мастерской, а именно: педагог создает условия для реализации заложенных в ребенке задатков и способностей, предполагаемого сотрудничества, сотворчества, совместного поиска взрослого и ребенка после предложенного семинара будут соблюдены педагогами ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Государственная программа. – Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2002 годы. // Российская газета. 2001 год.

2. Зубенко, И. В. Особенности краеведческого образования в детском саду.

3. Федорова Т. С. Краеведческое образование дошкольников.

4. Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская? // Современный ученик - современный учитель - современный урок: сб. метод. ст. и разработок. СПб., 2009. № 100.

5. Белова Н. И, Наумова Н. Н. Экология в мастерских: Методическое пособие". - СПб.: "Паритет", 2004. - 224с. (Серия "Педагогическая мастерская"), с.67.

Творческая мастерская. Тема: «Помоги маленькому Чебурашке»

Материал подготовил педагог с 10- летним стажем работы. Данная разработка будет полезна для детей старшего дошкольного возраста. В учебно-воспитательном процессе наш материал послужит как образец творческой, продуктивной деятельности с детьми.
Цель: Развитие творческих способностей детей.
Задачи : совершенствовать умение детей замысливать свою работу, подбирать необходимые материалы и использовать известные способы их крепления; развивать творческую инициативу, активность; совершенствовать умение использовать в работе различные нетрадиционные материалы (ткань, песок и др.); воспитывать трудолюбие, бережное отношение к плодам своего труда итруда других; формировать умение давать оценку своей работы.
Оборудование: схемы для рисования, схемы конструирования, ящик, одноразовые тарелочки под раздаточный материал, тарелочки под клей, тряпочки, ватные палочки, опил (в т.ч. окрашенный), сухоцветы, перья, песок, ракушки, семена; выставочный стол, мольберт, дыракол, пяльце…

Ход мастерской:

1. Организационный момент.
Сегодня мы вновь собрались с вами в нашей творческой мастерской. К нам пришли сегодня гости. Поприветствуйте их каждый по-своему.
При затруднениях воспитатель может начать первым. Например, поприветствуем друг друга, как эскимосы: потеревшись кончиками носа с участниками нашей творческой мастерской и т.д. В этом ритуале могут участвовать не все дети. Можно попросить поприветствовать гостей творческой мастерской только одного участника по желанию.
2. Мотивационный момент
В нашей мастерской сегодня появился необычный предмет (показ ящика). Как вы думаете, волшебный ящик? Как узнать, что там лежит?
(Варианты ответов детей.) Действительно, нужно приоткрыть крышку и тогда все станет ясно.
Воспитатель приоткрывает ящик…
Воспитатель: - К нам пришел гость! Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам:

Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда - то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Ну конечно - ..... (дети - ЧЕБУРАШКУ)

Воспитатель (показывает чебурашку, он плачет): Ребята, почему он плачет? Кто видел мультфильм или читал книгу про чебурашку, скажите нам почему может плакать чебурашка? (дети – потому, что у него нет друзей)
Воспитатель: - А помочь нашему гостю могут настоящие мастера. Вои и мы с вами сейчас превратимся в настоящих мастеров. Я буду говорить волшебные слова, а вы три раза повернитесь вокруг себя: “1, 2, 3, повернись, в мастеров превратись”.
3. Обсуждение увиденного
Воспитатель: - Мы с вами настоящие мастера своего дела. В нашей мастерской много материала. Давайте поможем нашему гостю и сделаем ему друзей. Из каких материалов можно сделать друзей для Чебурашки? (ответы детей) (дети - и пластилин, и бумага, и краски, и карандаши, и ножницы, и ткань…)
Воспитатель: (Совместное с детьми планирование работы)
- Сначала нужно подумать, какого друга мы хотим для чебурашки сделать. Затем выбрать необходимые материалы и приступать к работе. Ребята, вспомним правила пользования этими материалами.(вспоминают правила)
– Давайте перейдем за столы, только по пути каждый из вас возьмет то, из чего он будет делать друга для чебурашки. Не забывайте пользоваться схемами рисования, конструирования…
4. Самостоятельная деятельность детей.
(Совместная деятельность воспитателя и детей)
Звучит аудиозапись инструментальной музыки. Дети работают индивидуально за столом, а воспитатель в случае затруднения помогает детям определиться с замыслом или материалом.
Дети, закончившие работу быстрее, выставляют ее на специально поставленный стол возле Чебурашки.
(В случае неравномерного окончания работы детям, которые закончат быстрее, предлагается работа с разными конструкторами, приготовленными на отдельном столе.)
5. Подведение итогов работы в творческой мастерской.
(Анализ результатов деятельности)
– Ребята, подойдите все к дружной компании, которая получилась благодаря вам!. Посмотрите, какие разные друзья получились у нас.
– Какими материалами вы пользовались? Какие затруднения вы испытывали?
– С какими друзьями вам захотелось дружить самим?
6. Итог.
– Сегодня вы были настоящими мастерами своего дела. Чебурашка говорит нам: « спасибо.»
Нам пришла пора возвращаться в группу.
Давайте превратимся обратно в ребят.
Воспитатель: говорит слова, а дети кружатся на месте: “1, 2, 3 повернись, в ребяток снова превратись”.
7. Рефлексия.
– Ребята, подойдите к мольберту. Сейчас здесь мы составим цветок.
– Если вам в творческой мастерской было работать легко, интересно – выберите светлы лепестки, а если вы испытывали затруднения, у вас что – то не получалось – темные лепестки. Составьте из лепестков цветки.
Из работ оформляется выставка друзей в группе.

«Творческие мастерские» - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей.
Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать.
Уважаемые коллеги, используйте в своей работе различный нетрадиционные формы работы с детьми!
Творческая мастерская для детей – задел на будущее
В творческих мастерских дети могут заниматься уже с 3-х лет. Причем допускается и даже приветствуется участие в работе мастерских родителей. Во время занятий в мастерской царит атмосфера дружелюбия, творчество поднимает настроение – это неоспоримый факт, поэтому творческая мастерская для детей приносит максимум эмоционального удовлетворения.

Родительская мастерская!

Родительская мастерская является один из видов группового взаимодействия с родителями воспитанников.
Актуальность: мастер-класс проводится для укрепления эмоционально-позитивных отношений детей и родителей в процессе изготовления поделки.
Тема нашей родительской мастерской «Солнышко», выбор темы был связан с наступлением весны. Обычно изготовление различных поделок своими руками проходило дома у каждого воспитанника. В это раз я решила собрать родителей и детей в нашей игровой и смастерить поделки в детском саду.
Цель: Вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению поделки «Солнышко».
Задачи :
1. Формировать у детей любовь и уважение к родителям и педагогам, через совместную деятельность, гармоничные детско-родительские взаимоотношения;
2. Сделать поделку «Солнышко»;
3. Организовать совместную выставку «Солнышко».
Место проведения: групповая комната.
Тип деятельности : творческий, развивающий.
Продолжительность: 30 – 50 мин
Участники: дети, родители, воспитатель группы.
Оборудование и материалы:
цветная бумага, картон, линейки, карандаши, ножницы, клей «ПВА», клей-карандаш, крышки от коробок, горох;
Предварительная работа:
- подготовить для родителей красочное приглашение с указанием темы выставки;

Примеры работ «Солнышко»;
- подбор и чтение стихотворений, загадок;

Ход мероприятия:

(В групповой комнате расставлены стульчики, столы, на которых лежит используемый в работе материал, примеры создания работ).
Воспитатель:
- Добрый вечер уважаемые родители! Для начала я хотела бы загадать нашим деткам загадку.
Посмотрим разгадают ли они ее
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …

Детки отвечают Солнышко.
Воспитатель: -Молодцы правильно.
Сейчас на улице уже во все свои права вступила весна и на улице очень ярко пригревает солнышко. Поэтому я решила собрать вас в группе и сделать своими руками поделку «Солнышко».
А перед этим я хочу вас проводить на второй этаж нашего детского сада и показать выставку работ о космосе, которую делали более старшие детки.Обратите внимания на разнообразие выполненных работ.
После того как все вернулись в группу дети и родители садятся на стульчики.
Воспитатель:
- Давайте попробуем все вместе сделаем своими руками яркое, красивое, теплое солнышко. Тем более что материалов для этой поделки нужно совсем немного и немного фантазии, а результат получается более чем интересный.
Сделать наше солнышко довольно просто, и в этом увлекательном занятии нам с вами помогут дети. Даже совсем еще малыши могут принять участие в изготовлении поделки своими руками.
Если вы затрудняетесь что же вам сделать, то перед вами лежат примеры по изготовлению солнышко. Давайте начнем, не забывайте о том что дети тоже участвуют в создании поделки, активно привлекайте их.






Так как наши ребята долго на месте сидеть еще не умеют, в силу своих возрастных особенностей, они убежали от родителей минут через 10. Я приготовила для них увлекательное занятие. Перед этим показав пример солнышко


которое у нас с сними получится. Мы изготовили с ними милое солнышко из пальчиковых красок.
Вот и все, вот такие чудесные Солнышки у нас получились! Видите, как красиво, и совсем нет ничего сложного в изготовлении этой поделки. Такие замечательные солнышки могут быть идеей для красочной выставке. Так как родителей пришло совсем не много, остальным мы предложили изготовить солнышки у себя дома и мы дополним нашу выставку их поделками.





С помощью совместных поделок из простых материалов вы сможете привить ребенку любовь к художественному творчеству которая способствует в том числе и развитию мелкой моторики.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко;
Любят тебя детки,
Маленькие непоседки.

Большое спасибо за то что пришли! Будем рады всех видеть на следующей нашей встрече.