Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года. Родительское собрание в подготовительной группе в начале учебного года «Год до школы

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в подготовительной к школе группе

«Ребенок на пороге школы» 2018г

Цель : Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

Задачи:
1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия

«Готовность ребенка к школе».
2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.
Предварительная работа:
1. Подготовка памяток для родителей воспитанников.
2. Анкетирование родителей воспитанников.
3. Проведения с детьми опроса «Хочу ли я в школу».
4. Опрос родителей: какие вопросы вы хотели бы задать на родительском собрании.
5. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. Возраст наших детей от 6 до 7 лет, и совсем скоро у них окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап формирования личности со строгим планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов. Каждый из вас переживает и сейчас я хотела бы определить степень вашего беспокойства по поводу предстоящего школьного обучения.
На ваших столах лежат карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка

(черная - сильное, синяя – умеренное, зеленая – отсутствует).

Вопрос родителям, которые подняли черную карточку:

От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия?

Вопросы дискуссии:
1. Что на ваш взгляд обеспечит успех ребенка в школе?
2. Что больше всего способствует возникновению желания учиться?
Выберите пять главных факторов говорящие о том, что ребенок готов к школе.

Рассмотрите их по степени значимости
- физическое здоровье;
- развитый интеллект;
- умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- умение считать и читать;
- выносливость и работоспособность;
- аккуратность и дисциплинированность;
- хорошая память и внимание;

Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Итак, поговорим о готовности ребенка к школе.

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений и навыков ребенка, что, конечно, тоже имеет значение. Но самое главное при переходе на качественно новую ступень –

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ и

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

она представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:

мотивационная готовность; волевая готовность; интеллектуальная готовность; социальная готовность.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ – СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА.

Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков.

Залог успеха - объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.

Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребенка, а затем - выполнение всех назначений врача.

Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья:

Четкое и строгое выполнение режима дня

(приучает ребенка к определенному распорядку)

Достаточная продолжительность ночного и дневного сна

(в сумме примерно 12 часов) предотвращает утомляемость.

Свежий воздух – подлинный эликсир здоровья

Совет родителям:

Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание/плавание. Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.

Мотивационная готовность.

Первым условием успешного обучения в начальной школе являются наличие у ребенка соответствующих мотивов , отношение к обучению как важному делу, стойкое желание учиться в школе. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показывают, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания не у всех одинаковое

1группа - Получение новых знаний

2группа - Внешние атрибуты школьной жизни:

портфель, форма, школьные принадлежности, встреча с учителем,

перемены между уроками т.д.

Однако это не означает, что дети из второй группы к школе мотивационно не готовы, и у первой, и у второй группы детей присутствует положительная мотивация к обучению в школе, которая будет являться фундаментом для формирования учебной деятельности. Но…

Волевая готовность.

… существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать» , без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

«Надо» выходит на первый план вместо «хочу».

Совет родителям :

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные игры.

Интеллектуальная готовность

Подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов:

Умение обобщать. Сравнивать. Классифицировать разные объекты. Выделять существенные признаки вещей и явлений. Делать выводы. Это развитие образного и словесно-логического мышления. Овладение родным языком и основными формами речи. Наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе. Хорошая память и внимание.

К 6-7 годам ребенок должен знать:

свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов; домашних и диких животных.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Социальная (коммуникативная) готовность.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает следующие умения:

способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, при необходимости, уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Совет родителям:

Поддерживайте доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Помните - личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.

На что еще следует обратить внимание при подготовке к школе:

Развитие самостоятельности

- Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

- Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

- Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

- Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы.

- Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять.

- Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

Подготовка руки к письму

предполагает развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются ее движения.

При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки .

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики:

1. Лепка из глины и пластилина.. 2. Рисование или раскрашивание картинок 3. Изготовление поделок из бумаги, 4. Изготовление поделок из природного материала; 5. Конструирование. 6. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. 7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке. 9. Всасывание пипеткой воды. 10. Нанизывание бус и пуговиц. 11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. 12. Переборка круп. 13. «Показ» стихотворения. 14. Театр теней. 15. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ?

1.Не волноваться, успокоиться и понять, что «не вы первые, не вы последние» идете в школу.

3.Обратиться к специалисту, чтобы он оценил возможности и уровень

развития Вашего ребенка и подсказал, на что обратить внимание.

4. Беседовать со своим ребенком:

- о школе (не приукрашивая и не пугая)

- о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителями (не запугивая,

и не рисуя радужных картин)

- о радостных минутах своего школьного детства, о своих огорчениях

- постараться дать понять ребенку следующее:

«ЕСЛИ БУДЕТ ТРУДНО В ШКОЛЕ, Я ТЕБЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГУ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ТЕБЯ ПОЙМУ. МЫ ВМЕСТЕ СПРАВИМСЯ СО ВСЕМИ ТРУДНОСТЯМИ».

5. Для ребенка «первый раз в школу», все равно, что для нас «первый раз на работу» - тревога ожидания, настороженность, и, если, вдруг, действительно не поймут - боль, обида, слезы…

6. Кто поможет ребенку? Только вы – родные люди.

7. Поддержите, приласкайте, погладьте: ребенку необходимо 16 ласковых прикосновений в день, включая любящий взгляд, чтобы он нормально развивался и чувствовал себя уверенным в жизни.

На что надо обратить внимание…

1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать, нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка. 2. Самостоятельность.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы.

К чему надо быть готовым родителям

перед школой?

- что ребенок не совсем готов к тому, что ему со всех сторон буду говорить «надо» и «ты обязан»

- что его работоспособность – 15-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности

- что ему непривычно будет «быть одним из многих»

- что могут обостриться заболевания

- что ему обязательно будут нужны свежий воздух после занятий и движения

- что Вы будете ему нужны рядом, как никогда

- что ребенку просто необходимы положительные эмоции

- что ему будет трудно отпирать дверной замок (заранее научите)

- что на бедного неокрепшего ребенка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы

- что психика ребенка в этот период наиболее ранима:

(Вам нужно будет сдерживать свои эмоции)

- что ребенок ждет от Вас похвалы

- что он хочет чувствовать себя счастливым и умеющим

- что ему будет плохо без Вашего понимания, любви и заботы.

Пожелания родителям в процессе

подготовки ребенка к школе

- Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.

- Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

- Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

Это дает ребенку уверенность в своих силах.

- Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

- Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.

- Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

- Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 1

Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями. Играйте вместе с ребенком в игры, развивающие все свойства внимания. Учите малыша играть в домино, шахматы и шашки, ведь их называют «школой внимания». Развивайте у дошкольника наблюдательность. Занимайтесь с ребенком систематически

(2-3 раза в неделю)

Продолжительность каждого занятия не больше 30 минут. Рисовать (писать), читать, лепить , раскрашивать,

вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут

заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике.

Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 2

Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).

Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).

Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).

С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.

Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.

Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).

Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!! Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
4. Где они работают и кем?
5. Как называется город, в котором ты живёшь?
6. Какая река протекает в нашем селе?
7. Назови свой домашний адрес.
8. Есть ли у тебя сестра, брат?
9. Сколько ей (ему) лет?
10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?
11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
14. Сколько времён года ты знаешь?
15. Сколько месяцев в году и как они называются?
16. Где правая (левая) рука?
17. Прочти стихотворение.
18. Знания математики:
- счёт до 10 (20) и обратно
- сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
- решение задач на сложение и вычитание

10 советов родителям как защитить детей

Научите их никогда не разговаривать с незнакомцами, если Вас нет рядом

Научите их никогда и никому не открывать двери, если дома нет взрослого.

Научите их никогда не давать по телефону информацию о себе и своей семье или говорить что они дома одни.

Научите их никогда и ни к кому не садиться в машину, если у вас с ребёнком об этом не было предварительной договорённости.

Научите их, с раннего возраста, что они имеют право сказать «НЕТ» любому взрослому.

Научите их, что всегда должны сообщать вам куда идут, когда собираются вернуться и звонить по телефону, если неожиданно их планы поменяются.

Научите их, если они почувствовали опасность, убегать так быстро, как только могут.

Научите их избегать пустынных мест.

Установите границы окрестностей, в которых они могут гулять.

Помните, что жесткое соблюдение «комендантского часа» (времени возвращения ребёнка домой) – один из самых эффективных способов уберечься от опасностей, которым подвергаются дети поздно вечером

До начала нашей встречи вы подготовили вопросы, которые вас интересуют .

Сейчас мы попробуем с вами разобраться в них и ответить на эти вопросы.

1.Как часто и сколько времени нужно уделять подготовке к школе дома?
Не больше 30 минут, с небольшими перерывами, 2-3 раза в неделю.

2.Нужно ли учить ребенка читать?
Если у ребенка есть желание складывать по слогам, не запрещайте. Акцент желательно сделать на следующие задания: определения позиция звука в слове, деление слов на слоги, определение мягкости, звонкости звуков и.т. д.

3.Ребенок не проявляет инициативы заниматься дома, что делать?
Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.

4.Какие пособия лучше выбирать для занятий дома?
Я советую Вам, выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом. Пособия с понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи.

Кроме того, в нашей раздевалке, в уголке «Готовимся к школе» вы всегда можете найти информацию, задания, игры, в которые можно поиграть дома.

РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

1.Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к

школе.

3.Организовать с детьми экскурсию в школу, посещение выставок с

целью расширения кругозора, ознакомления со школой,

работой учителя.
4.Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к

школе
5.Принимать участие вместе с детьми в мероприятиях познавательной,

эстетической и спортивной направленности.

Ирина Антонова
Собрание в подготовительной группе в начале года

Родительское собрание в подготовительной группе

Тема :«Через год – первоклашка»

Цель : Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу

готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи :

1. Познакомить родителей с характеристиками психологической и педагогической

готовности;

2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками;

объединить всех участников преемственной связи;

3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию

психологической культуры родителей;

4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Материалы и пособия : Мультимедийный проектор, мячик, спички, задания для

Ход собрания:

Воспитатель : Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду! Хотим вас

поздравить, уважаемые родители, с переходом в подготовительную к школе группу .

Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в

первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе . Как это

сделать мы и попробуем сегодня разобраться.

Упражнение - визуализация "Первый раз в первый класс":

На экране слайд – шоу – фотографии родителей в первом классе под музыку.

Воспитатель : Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о

которых я вам расскажу. С чего все начинается? С волнения родителей, которое

самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны

учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа красивое платье или

отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко, вселяя в него любопытство и

тревогу. И вот настал долгожданный день, когда он примерил на свои плечи

портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него букет, рядом

уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это –школьный двор, где

множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах

появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек! Построение

на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо… Тетя, она

теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая – то комната -

это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон ту

девочку… А теперь откройте глаза, вы снова здесь в этом зале, и мы с вами сейчас

находимся приблизительно, но далеко не в такой ситуации. Многие из нас

незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь

и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться, ведь

имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом

Упражнение "Имена"Цель : Установление контакта между участниками. Создание доброжелательной

Атмосферы.

она в руках, тот называет имя соседа, а затем своё имя. Я начну : "Меня зовут Ольга

Владимировна". Тот, кто принимает игрушку, должен произнести : "Вас зовут Ольга

Владимировна, а я…"

Воспитатель : Познакомились. А теперь предлагаем вам ещё немного поиграть и

сплотить наш коллектив.

Упражнение «Спичка»

Цель : Сплочение коллектива

Встаньте плечом к плечу (две команды) . Сейчас мы раздадим вам спички, которые

можно держать только одним пальцем. Ваша задача : всем вместе дойти до финиша,

не уронив спичку. Если упала хоть одна спичка, то вся команда возвращается к

старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула. Как именно держать спички,

решать вам. Главное условие – держать одним пальцем. Молодцы, садитесь на свои

Ответьте на вопросы :

Легко ли было выполнить это упражнение?

Что мешало дойти до финиша?

Это упражнение направлено на сплочение нашего коллектива.

Упражнение "Парад мнений"

Цель : Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы

Ведущий задает вопрос : "Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к

школьному обучению?" (высказывания родителей записываются на доску)

Примерные ответы :

Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что

Ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в

общий режим работы;

Ребенок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет

задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

Ребенок проявляет мало инициативы; тяготеет к шаблонным действиям и решениям,

имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

У нас присутствуют педагоги школы, согласны ли с данными утверждениями?

(выступление педагогов школы)

Выступление воспитателя :

Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в

дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – переломный момент в

жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с

окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность.

Современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений,

сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к

управлению своим поведением, большей работоспособности. Родителям

необходимо знать, что существуют два понятия : педагогическая готовность и

психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьномуобучению понимаются первоначальные навыки счета , письма и чтения. Родители в

основном ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не

совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать.

Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет

долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать

требованиям нового взрослого (педагога) . Родители в этом случае недоумевают :

«Как же так!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным , а тут

вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в

школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т. д. Это другая

сторона готовности к школе – психологическая.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты :

1. физическая готовность.

2. интеллектуальная готовность.

3. социально-личностная.

4. мотивационная.

Физическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных

систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому

во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и

определяют этот вид готовности. Интеллектуальная готовность включает багаж

знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать,

обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь

достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря,

восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать,

ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе . Гораздо важнее научить

дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социально-личностная готовность.

Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими

людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников.

Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на

протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным

требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более

высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В

психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе : игровой,

познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и

можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.

Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое,

интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея

который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной

Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый

социальный статус : стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные

принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что

только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не

имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школыориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс

обучения осуществляют, используя игровые формы.

Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент. На

начальном этапе школьном обучения наиболее слабым звеном в психической

регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи,

отвлекаемость на посторонние раздражители. "Наука властвовать собой" часто

представляется непосильной задачей для ребенка, поскольку анатомическая и

функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту

деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни .

Очень важны также способность тормозить на определенное время высокую

двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять

необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы

развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук. «Незрелые»

дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе

растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей

лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между

тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается

выполнить требования школы, страдает здоровье : они чаще болеют, у многих

формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы

предотвратить подобные ситуации, необходимо прогнозирование готовности

ребенка к обучению ещё до поступления в школу и системная совместная работа

педагогов и родителей по формированию у детей готовности к школьному

обучению, которая включает следующие составляющие :

1. Выработка представления о занятиях как о важной деятельности для

приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на

занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам педагога)

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.

Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями,

умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к

сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как

участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать

результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в

условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс

нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в

выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Итак, давайте подведем итог : Что включает в себя понятие "Ребенок готов к

школьному обучению" (высказывание родителей)

Физическое здоровье.

Наличие мотива учения (познавательного и социального) .

Сформированность произвольности поведения : умение сознательно подчинять

свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и

самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и

взрослыми).

Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать,сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный

уровень развития восприятия речи)

Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе ? В первую очередь

создать условия : играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в

семье требования и добиваться их выполнения, формировать у детей объективный

образ школы, прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к

школе, вызывать интерес к учебной деятельности : посещать музей, покупать

иллюстрированные энциклопедии и т. п., развивать у ребенка уверенность в себе. А

теперь Вашему вниманию предлагаем игры, в которые можно играть с детьми дома.

(презентация игр и упражнений)

Рефлексия : Просим вас высказать свое мнение о проведенном мероприятии.

Родителям вручается памятка для родителей первокласснико

Надежда Зозуля
Первое родительское собрание в подготовительной группе

Родительское собрание в подготовительной группе

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями.

познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год;

обновить анкетные данные семей воспитанников;

моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;

повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Форма проведения: встреча, деловая игра.

Участники: воспитатель, родители.

Вступительная часть

Родители заходят в группу. Рассаживаются на стулья, которые расставлены полукругом.

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в нашей группе. Наши ребята стали совсем большие. Еще один год и они будут первоклассниками. Этот год будет для нас с вами самым сложным и трудным. Мы должны качественно подготовить наших деток к школе. Без вашей помощи мне никак не справится. И сегодня мы поговорим с вами о планах на предстоящий год, а так же выясним, как морально помочь ребенку и не сломить его в столь трудные дни.

Деловая игра.

Сейчас, я предлагаю вам вспомнить себя в возрасте 6-7 лет.

Чего вам больше всего хотелось?

Нравилось ли вам, когда на вас ругались родители?

И вашим детям это не нравится. И вашим детям хочется побегать и поиграть.

Для того, чтобы нам лучше с вами понять своих детей, понять их чувства, мы с вами обыграем самые распространенные ситуации из жизни каждой семьи, в которой есть ребенок первоклассник.

Я попрошу вас разделиться на пары и решить, кто из вас будет ребенком, а кто родителем. Пусть один человек из пары подойдет к цветку и выберет себе лепесток. На лепестке у каждого из вас написана своя ситуация, которая может произойти с ребёнком в школе. Ваша задача обыграть ее. Затем мы с вами решим, как лучше было поступить в этой ситуации.

Лепестки цветка (см. приложение 1).

Я очень надеюсь, что прорешав такие проблемы в группе со мной, вы будете решать их так же со своим ребенком.

Возрастные особенности:

А теперь следует сказать вам о возрастных особенностях ваших деток.

Вашему ребенку исполнилось 6 лет. Он превратился в фантазера, которому позавидуют самые великие писатели. Ребенок готов целый день воплощать свои фантазии в реальность. Он верит в чудеса и видит их повсюду. Это очень творческий, волнующий период в жизни вашего ребенка. Только от вас зависит, чтобы его нестандартное логическое мышление и воображение не угасли, развивались.

В 6 лет у вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с легкостью может освоить плавание.

У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку.

Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и связи между различными явлениями. Малыш становится очень самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься новым интересным для него занятием более чем полчаса.

Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с легкостью осваивает сложные игрушки -конструктор, компьютер). К шести годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах - становится более аккуратным, следит за своим внешним видом - прической, одеждой, помогает вам по хозяйству. 6-7 лет пик творческого развития ребенка Его очень привлекает живопись, может подолгу рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что-то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет. В 6 лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует. Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему миру малыша. Теперь уже он рисует человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом, чтобы говорил и носом, чтобы нюхать. У нарисованного человечка появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды. Чем больше у картинки сходства с настоящим человеком, тем развитее ваш ребенок и лучше подготовлен в школе.

Готовность ребенка к школе

Более подробно остановимся на психологической готовности,

которая включает:

Интеллектуальную готовность;

Мотивационную готовность;

Эмоционально-волевую готовность;

Коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

Свой адрес и название города, в котором он живет;

Название страны и ее столицы;

Имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

Времена года, их последовательность и основные признаки;

Названия месяцев, дней недели;

Основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери.

Мотивационная готовность…Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

Способностей ставить перед собой цель,

Принять решение о начале деятельности,

Наметить план действий,

Выполнить его, проявив определенные усилия,

Оценить результат своей деятельности,

А также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

Коммуникативная готовность.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими.

Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Родители, вы должны понять одно, если ваш ребенок умеет читать, писать, считать – это еще не значит, что он готов к школе!

Приложение 1

Ребёнок получил оценку «2»

Вас вызывают в школу

Ребёнок принёс замечание в дневнике

Ребёнок не выполнил домашнее задание

У ребёнка порвался портфель, пиджак, юбка.

Ребёнок потерял что-то в школе

Ребёнок не отзвонился, как дошёл до школы

Ваш ребёнок соврал вам.

Ваш ребёнок стал ругаться

Ваш ребёнок не хочет идти в школу

Ваш ребёнок плохо себя ведет в школе

Ваш ребёнок принёс чужую вещь из школы

Родительское собрание в подготовительной группе №2

МБДОУ «Детский сад №8» г. Новочеркасска.

Воспитатель Звягинцева С.В.

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Задачи: познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников.

Форма проведения: встреча.

Участники: воспитатель, родители.

План проведения:

1. Вступительная часть (приветствие родителей, пожелания друг другу, комплименты)

2. Выступление воспитателя «Возрастные особенности детей 6-7 лет.

3. Ознакомление родителей с целями и задачами МБДОУ на новый учебный год.

4. Тест «Я и мой ребенок».

5. Анкета для родителей.

6. «Шкатулка пожеланий» - пожелания родителей на новый учебный год.

5. Выборы состава родительского комитета.

6. Разное.

Родители заходят, рассаживаются произвольно.

Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе!. Нашим ребятам исполнилось 6-7 лет, они перешли в подготовительную группу детского сада!

Возрастные особенности:

Вашему ребенку исполнилось 6 лет. Он превратился в фантазера, которому позавидует даже Андерсен. Ребенок готов целый день воплощать свои фантазии в реальность. Он верит в чудеса и видит их повсюду. Это очень творческий, волнующий период в жизни вашего ребенка. Только от вас зависит, чтобы его нестандартное логическое мышление и воображение не угасли, развивались.

В 6 лет у вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с легкостью может освоить плавание.

У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку.

Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и связи между различными явлениями. Малыш становится очень самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься новым интересным дл я него занятием более чем полчаса. Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с легкостью осваивает сложные игрушки -конструктор, компьютер). К шести годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах - становится более аккуратным, следит за своим внешним видом - прической, одеждой, помогает вам по хозяйству.

6-7 лет пик творческого развития ребенка Его очень привлекает живопись, может подолгу рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что-то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет. В 6 лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует. Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему миру малыша. Теперь уже он рисует человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом, чтобы говорил и носом, чтобы нюхать. У нарисованного человечка появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды. Чем больше у картинки сходства с настоящим человеком, тем развитее ваш ребенок и лучше подготовлен в школе.

Показ презентации по пяти направлениям образовательной деятельности, как ориентиры для подготовки детей к школе.

Более подробно остановимся на психологической готовности, которая включает:

-интеллектуальную готовность;

- мотивационную готовность;

- эмоционально-волевую готовность;

- коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

Свой адрес и название города, в котором он живет;

Название страны и ее столицы;

Имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

Времена года, их последовательность и основные признаки;

Названия месяцев, дней недели;

Основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери.

Мотивационная готовность…

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

Способностей ставить перед собой цель,

Принять решение о начале деятельности,

Наметить план действий,

Выполнить его, проявив определенные усилия,

Оценить результат своей деятельности,

А также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование , поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры , где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

Коммуникативная готовность.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Сообщение воспитателя:

Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий).

ТЕСТ

«Я И МОЙ РЕБЁНОК»

Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе, как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблемы воспитания детей.

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Ответ «А» оценивается в 3 очка;

Ответ «Б» оценивается в 2 очка;

Ответ «В» оценивается в 1 очко;

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 27 до 36 ОЧКОВ значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 13 до 27 ОЧКОВ забота о ребёнке – для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в иных случаях – чересчур мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ МЕНЕЕ 13 ОЧКОВ у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знания, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, ни того, ни другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемый родитель!

Отметьте, пожалуйста, высказывания знаком « V », если Вы с ними согласны.

    Меня полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной работы.

    Я уверен (а) в хорошем отношении воспитателя к детям группы и к моему ребенку в частности.

    В воспитателях меня привлекает их компетентность, умение дать нужный совет тактично и ненавязчиво.

    При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего ребенка в группе детского сада.

    Я имею возможность в любое время по присутствовать в группе.

    Благодаря помощи педагогов детского сада мне удалось преодолеть многие трудности в воспитании своего ребенка.

    Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу, я стал(а) лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста.

Предложить родителям написать свои пожелания на новый учебный год и положить их в «волшебную шкатулку» для исполнения. (Приготовить шкатулку и листочки для записи).

Памятка для родителей:

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)

15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17.Различать гласные и согласные звуки.

18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Время проведения : конец августа - начало сентября.

Форма проведения : беседа - диалог воспитателей и представителя администрации дошкольного образовательного учреждения с родителями детей подготовительной к школе группы.

Цель : ознакомить родителей воспитанников: с содержанием, особенностями и условиями воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе; с возрастными особенностями детей 6-7 лет; с целями и задачами дошкольного образовательного учреждения на предстоящий учебный год.

Подготовка к собранию:

Подготовка поздравительного детского номера;

Украшение группы;

Оформление выставки детских работ;

Подготовка благодарственных писем;

Приглашение представителя администрации дошкольного учреждения, узких специалистов.

Разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.

План проведения

1. Торжественное начало собрания: выступление детей, поздравление с началом учебного года, вручение благодарственных писем за помощь в подготовке группы к началу учебного года.

2. Выступление воспитателя:

Цели и задачи дошкольного образовательного учреждения на учебный год;

. «Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования» (приложение А) или «Возрастные особенности развития детей подготовительной к школе группы» (приложение Б);

Режим дня, сетка занятий;

Организация дополнительного образования: платного и бесплатного (в форме кружковой работы).

3. Встреча с узкими специалистами.

4. Знакомство с родителями вновь пришедших детей.

5. Выборы родительского комитета группы.

6. Определение тематики групповых родительских собраний. Утверждение плана совместной работы на учебный год.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

Воспитатель обдумывает форму приглашения родителей воспитанников. Приглашение может быть выполнено в виде поздравительной открытки со следующим содержанием:

Уважаемые мама и папа воспитанника группы №... детского сада № ... (фамилия, имя)!

Приглашаем вас на встречу родителей с воспитателями группы (Ф.И.О.) и (Ф.И.О.) и представителями администрации дошкольного учреждения.

Встреча состоится (дата, время) в группе №... нашего детского сада.

Воспитатель (Ф.И.О.)

Приглашение-объявление о предстоящим родительском собрании может быть оформлено и на двери группы, которую посещают дети, и в родительском центре на видном месте. Приглашение на родительское собрание может быть сделано и по телефону.

Воспитатель оформляет приглашение на первое родительское собрание и узким специалистам, которые будут работать с воспитанниками группы в течение предстоящего учебного года. Это могут быть музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физкультуре и плаванию, преподаватель ИЗО, психолог дошкольного учреждения. Воспитатель обговаривает с каждым из них цель его прихода на данное родительское собрание и примерный текст выступления.

Воспитатель приглашает на родительское собрание также представителя администрации ДОУ (старшего воспитателя) и обговаривает с ним момент представления нового воспитателя, если он начинает работать в группе вновь.

Если в группе появились новенькие дети, то воспитатель обговаривает с родителями этих детей содержание речи, отражающей особенности ребенка, его занятий и увлечений, стиля воспитания в данной семье. По данной схеме будут рассказывать о своей семье вновь вливающиеся в родительский коллектив родители.

Воспитателям необходимо подготовить текст анкеты, включающей наличие определенных сведений, касающихся семьи ребенка. Данная анкета может быть использована воспитателями на протяжении всех лет посещения ребенком детского сада. Каждый год организационное собрание в группе начинается с этой, уже заполненной анкеты, в нее вносятся лишь произошедшие по истечении каждого года изменения (приложение В).

Воспитатели в период подготовки к родительскому собранию придумывают наглядное оформление в виде плакатов с высказываниями выдающихся людей о воспитании, об отношениях взрослых и детей. Плакаты могут быть следующего содержания:

. «Воспитание - лучший припас к старости». (Аристотель)

. «Терпение - пластырь на все раны».

. «Хороший пример - наилучшая проповедь».

. «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью».

(А. Чехов)

К данному родительскому собранию желательно оформить стенды, отражающие культурно-досуговую деятельность детей группы, физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в дошкольном учреждении по сбережению и сохранению здоровья детей, в целом направления воспитательно-образовательной работы данного дошкольного образовательного учреждения.

II. Организационный этап

Родители, заходя в группу, рассаживаются произвольно. Если в группе появились новенькие дети, то на первом собрании воспитатель дает каждому приходящему на собрание родителю бейдж с полностью написанными фамилией, именем, отчеством. Цель - предоставить возможность познакомиться со вновь пришедшими родителями.

В группе звучит музыка, помогающая снять ощущение усталости от напряженного рабочего дня и настраивающая на совместную работу. У гостей должно быть время ознакомиться с содержанием подготовленных к собранию стендов. Воспитатель помогает освоиться новым представителям родительской группы, вовлекая их в просмотр подготовительных стендов. Родительское собрание начинает вести воспитатель.

Представитель администрации дошкольного учреждения представляет родителям нового воспитателя (если таковой имеется). Сообщает присутствующим родителям сведения о его образовании, стаже работы в качестве воспитателя, количестве выпусков, сделанных воспитателем, об основных отличительных особенностях выпускников данного воспитателя, о стиле, методах и формах работы, предпочитаемых воспитателем.

Затем присутствующим оглашаются вопросы, предлагаемые для рассматривания на родительском собрании, представляются присутствующие, оговаривается продолжительность проводимого собрания.

Выбирается председатель и секретарь родительского собрания сроком на 1 год.

Далее воспитатель информирует родителей воспитанников о режиме дня группы, содержании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с реализуемой образовательной программой, о расписании развивающих занятий, дополнительных образовательных услугах (платных и бесплатных), сообщает номера контактных телефонов администрации дошкольного учреждения и воспитателей.

Родителям раздаются памятки «О возрастных особенностях детей подготовительной к школе группы» и «Правила поведения в дошкольном образовательном учреждении».

III. Этап ознакомления родителей с достижениями их детей

На организационном собрании данный этап проведения собрания будет заключаться в представлении присутствующих узких специалистов и их сообщения об особенностях работы по тому или иному направлению в развитии дошкольников (музыкальное, речевое, физкультурно-оздоровительное, изобразительное) и основных требованиях, предъявляемых к воспитанникам при изучении данного предмета, а также обговариваются необходимые принадлежности для занятий. Узкие специалисты называют день, отведенный им для проведения консультаций с родителями воспитанников.

IV. Этан проведения педагогического всеобуча для родителей

На данном этапе предполагается ввести родителей воспитанников в круг целей и задач дошкольного образовательного учреждения на новый учебный год, в решении которых предстоит принять участие и родителям воспитанников данной группы. Главная задача воспитателей группы - увлечь родителей общей идеей дошкольного учреждения, чтобы родители стали единомышленниками в разрешении проблем, возникших на данном этапе развития учреждения. Поэтому необходимо указать конкретную роль родителей группы на предстоящий учебный год.

V. Этап знакомства с новыми родителями

Проводится в устной форме. Цель - познакомить вновь пришедших родителей с коллективом родителей. Можно использовать игры в знакомства (приложение 3).

Раскрыть в краткой форме индивидуальные особенности семей. Первыми выступают представители родительского комитета, далее новые родители и все желающие. Выступления представителей семей должны содержать краткую, но интересную информацию о семье. После выступления всех желающих родителей предлагается внести свои изменения в предложенную воспитателями анкету. На работу по заполнению анкеты отводится 5 мин.

VI. Выборы родительского комитета группы

При выборе родительского комитета группы можно воспользоваться документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения» и обязательно ознакомить родителей с задачами родительского комитета, организацией и содержанием работы, правилами родительских комитетов. Воспитатель может также использовать и локальный акт своего дошкольного образовательного учреждения «Положение о родительском комитете группы». Альтернативой родительскому комитету группы может выступить инициативная группа, которая представляет собой сменный состав родительского комитета группы. Инициативной группе можно предписать те же задачи и права, что и родительскому комитету группы, указанные в «Положении о родительском комитете группы». Изменяется лишь организация и содержание работы инициативной группы.

1. Инициативные группы формируются на общем собрании родителей группы в составе 5-6 человек, количество групп - 4.

2. Комплектование инициативных групп происходит добровольно по желанию родителей.

3. Каждая инициативная группа отвечает в течение одного квартала:

За привлечение родителей к участию в воспитательной, культурно-массовой работе с воспитанниками;

Осуществление мероприятий по укреплению материально- технической и наглядно-дидактической базы группы, благоустройство и создание в ней нормальных санитарно- гигиенических условий;

Развитие, укрепление связей педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников;

Проведение и оснащение мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспитанников.

4. Инициативная группа составляет план работы на квартал, учитывая условия и возрастные особенности воспитанников группы и их родителей.

5. Инициативная группа принимает решение при наличии на заседании не менее 4 ее членов.

6. Заседания индивидуальной группы проходят по необходимости, но не менее 2 раз в квартал.

7. Инициативная группа отчитывается о проделанной работе на родительском собрании группы.

8. Руководителем работы всех инициативных групп является председатель родительского коллектива группы, избираемый на родительском собрании и являющийся представителем от группы в родительский комитет дошкольного образовательного учреждения или Совет ДОУ.

VII. Этап выступления представителей родительского комитета или инициативной группы

Сначала следует познакомить родителей с мероприятиями, которые будут проводиться в рамках Годового плана работы дошкольного учреждения на новый учебный год (раздел «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников»). Целесообразно выступление одного или нескольких родителей, присутствовавших на обсуждении предварительного плана проведения совместных мероприятий. Обговаривается количество планируемых мероприятий, цель их проведения, материальное оснащение, назначаются ответственные за проведение, определяется тематика групповых родительских собраний. Утверждается групповой план совместной работы на новый учебный год.

VIII. Подведение итогов родительского собрания

На этапе подведения итогов первого родительского собрания следует обговорить вопрос о проведении следующих родительских собраний, времени их проведения, продолжительности. В преддверии проведения следующего родительского собрания воспитателю желательно раздать родителям памятку-письмо по теме следующего родительского собрания.

Решение данного родительского собрания может быть следующим.

1. Установить режим присутствия на групповых родительских собраниях - 1 раз в квартал. Время начала проведения родительского собрания - 19.00.

2. Утвердить состав первой инициативной группы, обеспечивающей помощь в проведении культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных и других мероприятий в течение первого квартала: (перечисляются имена, фамилии, отчества входящих в данную инициативную группу).

3. Назначить дату заседания инициативной группы по составлению плана групповой работы на первый квартал.

4. Председателем родительского коллектива группы избрать (фамилия, имя, отчество).

5. Принять к сведению содержание памятки «Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования» («Возрастные особенности развития детей подготовительной группы»),

6. Воспитателям планировать свой стиль взаимодействия с родителями группы, стремясь к выполнению главной задачи - созданию благоприятного климата для воспитания, обучения и развития детей в сложившемся коллективе.

Приложение А. Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования

Этот компонент государственного стандарта соответствует п. 1 ст. 7 закона Российской Федерации «Об образовании» в части требований к подготовке выпускников и определяет достижения ребенка на данном этапе развития.

Указанные достижения выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и служат опорой учителю начальных классов для реализации индивидуального подхода.

Целевые ориентиры ступени дошкольного образования (возрастные характеристики ребенка на этане завершения дошкольного образования)

Целевые ориентиры дошкольной ступени образования представлены в виде возрастных характеристик ребенка. Эти характеристики отражают идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей. Они не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования и уровня развития самого ребенка. Степень соответствия особенностей ребенка возрастному портрету может быть выявлена только при определенных условиях. Подлинные возможности дошкольника могут быть достоверно установлены только при длительном наблюдении за ним в естественных, привычных для него ситуациях.

Возрастные характеристики ребенка на этапе завершения им дошкольного образования

Для ребенка старшего дошкольного возраста характерно:

Положительное отношение к себе;

Уверенность в своих силах;

Открытость внешнему миру.

Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности, общении, при решении элементарных бытовых задач. Он охотно общается со взрослыми и сверстниками, обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему, участвует в совместных играх и занятиях. Он проявляет доброжелательное внимание к окружающим, стремится оказать помощь, поддержку другому человеку, учитывает мнения, желания, взгляды партнеров по общению. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, умеет отстаивать свою точку зрения, свободно выражает свои чувства и предпочтения; не боится неуспехов и неудач; уважает достоинство других.

Ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров по совместной деятельности. Он способен к созданию и воплощению собственных замыслов, стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Воображение и фантазия ребенка особенно ярко проявляются в ролевой и режиссерской игре: он может придумать новый сюжет, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. Ребенок использует разнообразные выразительные средства в рисовании, пении, танцах, театрализованных постановках. Он с удовольствием фантазирует, сочиняет сказки, играет со словами и звуками, придумывает новые рифмы.

Ребенок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о своих близких и самом себе, о далеком прошлом и будущем, об устройстве мира. Ребенок строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным «открытиям». Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы, собирать коллекции. Ребенок с увлечением слушает рассказы познавательного содержания, рассматривает иллюстрации.

Особым объектом освоения становится для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Ребенок может видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; его движения приобретают произвольный характер.

Ребенку так же доступна произвольная регуляция поведения. Он может следовать инструкции взрослого, правилам в играх, действовать по заданному образцу, планировать свою деятельность, подчинять свои действия социально принятым нормам поведения. Волевое начало ребенка проявляется в продуктивных видах деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного, хорошего результата, при необходимости Устраняя ошибки и недоделки. Ребенок испытывает чувство ответственности перед самим собой и другими за начатое дело, данное обещание. Он бережно относится к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в области отношений с другими людьми. Компетентность проявляется не только в том, что ребенок обладает знаниями, умениями и навыками, но и способен применять их для самореализации и саморазвития в различных сферах деятельности.

Приложение Б. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок. К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в узкий и высокий количество ее не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря ему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач.

Воображение - это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Сензитивный период для развития воображения - это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становятся линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение. Предпочтение должно быть отдано выразительной и интеллектуальной музыке.

Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

В работе с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5 - 7 лет:

* ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

* в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;

* ведущее значение приобретает развитие воображения.

Приложение В. Анкета для родителей вновь пришедших в группу детей

Дорогие родители!

Ваш ребенок стал воспитанником нашего детского сада, в связи с этим мы просим вас заполнить анкету.

1. Ребенок:

фамилия, имя __________________

дата рождения __________________

страховой полис __________________

фамилия, имя, отчество __________________

год рождения __________________

образование, специальность __________________

место работы, телефон __________________

4. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком) __________________

5. Домашний адрес, телефон __________________

6. Ребенка, кроме родителей, могут забирать: __________________

7. Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? __________________

8. Существуют ли ограничения в пищевом, температурном режиме и пр. для вашего ребенка? __________________

9. Кто из членов семьи больше всего времени уделяет ребенку? __________________

10. Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения, игры? __________________

11. Назовите любимые ребенком игры, занятия и другие виды деятельности __________________

12. Существует ли у вашего ребенка любимое занятие, которым он может самостоятельно заниматься довольно продолжительное время? __________________

13. Назовите любимые игрушки вашего ребенка. Как вы думаете, почему ребенок их выделяет? __________________

14. Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? Как часто? Кто проводит? __________________

15. Перечислите положительные качества вашего ребенка __________________

16. Какие черты характера вас настораживают в ребенке? __________________

17. Какие склонности, задатки вы заметили в вашем ребенке? __________________

18. Какими способами вы поощряете ребенка? __________________

19. Какая мера поощрения, на ваш взгляд, наиболее действенна? __________________

20. Наказываете ли вы своего ребенка? За что? Каким образом? __________________

21. Дайте краткую характеристику поведения ребенка в домашней обстановке

22. Дайте краткую характеристику поведения вашего ребенка вне дома:

со взрослыми __________________

с детьми на детской площадке __________________

в группе __________________

23. Какое участие вы бы хотели принять в жизни нашего детского сада? __________________

24. О каких семейных традициях вы хотели бы рассказать? __________________

25. Желаете ли вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка:

психолога

медицинского работника __________________

старшего воспитателя __________________

другого специалиста (укажите, какого) __________________

26. Другие замечания и пожелания __________________