Рождество Христово: история праздника, главные традиции, смысл и символы. Суть Рождества — для чего родился Христос? Как рассказать детям о сути Рождества, традициях Рождества и библейской истории

Рождество Христово является одним из трёх самых важных христианских праздников, и предворяется строгим 40-дневным постом.

Верующие, принадлежащие к православному вероисповеданию, отмечают Рождество 7 января, а у католиков Рождество приходится на 25 декабря.

Это связано с летоисчислением: католики живут по григорианскому календарю, как и большинство стран планеты, православные же придерживаются юлианского календаря и отмечают праздники по старому стилю.

Краткая история Рождества Христова

Но сначала, Матерь Божия Дева Мария появилась на свет в Иерусалиме, в семье праведных Иоакима и Анны. В трехлетнем возрасте она была посвящена Богу и отдана на воспитание в Иерусалимский Храм.

Через 11 лет, когда Деве Марии исполнилось полных 14 лет, она дала обет, что будет служить лишь Богу и никогда не выйдет замуж, ей нашли 80-летнего старца Иосифа, который стал Обручником Марии и заменил Деве родного отца.

Однажды явился в этот дом Архангел Гавриил. Он принёс Деве Благую весть о рождении Сына, который будет Сыном Всевышнего и настолько Велик, что Бог дарует ему престол.

Обручник Святой Девы — Иосиф, был из дома Давидова, поэтому, когда вышло повеление сделать перепись населения, Иосиф и Мария из Назарета Галилейского были вынуждены отправиться в Вифлеем (город Давидов).

Мест в гостинице не было, и святое семейство остановилось в пещере, служившей стойлом для скота, где и родился непорочно зачатый Сын Божий Иисус Христос.

В Библии об этом говорится так: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице « .

В это время, неподалёку пастухи пасли овец, и явился им Ангел, и слышали они небесное пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14) .
Пастухам было сказано, что родился Спаситель, и что они должны пойти и поклониться ему.

По закону, который предписывал на восьмой день после рождения обрезание крайней плоти ребёнка, и очищение матери в течении 33 дней, святое семейтво находилось всё это время в Вифлееме, а затем, Иосиф, пречистая Дева и Младенец Иисус направились в Иерусалимский Храм, чтобы исполнить тот же закон: каждый первенец мужского пола должен был быть посвящён Господу.

Затем святое семейство возвращается в Назарет, где их находят со своими богатыми дарами волхвы, которым о рождении Богомладенца указала звезда — когда родился Спаситель, волхвы увидели Его звезду, и, посетив Иисуса в Назарете говорят об этом так: «…ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему « .

Избиение младенцев

Со II века церковью установлен день Памяти убитых по приказу царя Ирода младенцев — это 29 декабря, и этот день традиционно считается самым несчастливым в году, особенно в странах Европы.

Погибшие младенцы — 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет — считаются первыми мучениками за Христа.
В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранятся мощи одного из Вифлеемских младенцев. Кроме того, глава одного из убиенных младенцев в Вифлееме находится в серпуховском Высоцком монастыре, и ещё одна - в Давидовой пустыни близ Серпухова.

Трагичная история этого события, тесно связанного с Рождеством Богочеловека такова.
Когда прослышал иудейский царь Ирод о рождении в Вифлееме младенца, который в будущем станет Царём всех царей, он призвал к себе волхвов, направляющимся с дарами к Иисусу, и выведал у них время появления звезды, чтобы вычислить примерный возраст дитя.

Ирод приказал волхвам на обратной дороге вернуться в Иерусалим и рассказать ему где находится святое семейство.

Но волхвы во сне получили откровение от Ангела не возвращаться к Ироду, и ушли из Назарета другим путём.
Тогда впавший в безумие Ирод, не знавший, что Иисуса в Вифлееме уже нет, повелел истребить в городе и его округе всех детей мужского пола в возрасте до двух лет.

Вот как рассказывает об этом апокриф Протоевангелие от Иакова: «Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их…» (Протоевангелие от Иакова, XXII) .

В это время «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» .

Святое семейство бежало в Египет, где они жили примерно два года — до известия о смерти Ирода: «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» .

Три главных события пережил в своей земной жизни Богочеловек: Рождение , Крещение , Распятие .

В память об этих судьбоносных для всех людей вехах на земном пути Единородного Божьего Сына, христиане всех стран отмечают три ярчайших праздника.

Страшная по своей событийности, но жизнеутверждающая, светлая по сути Великая Пасха — когда тоннель на небо пробит Богочеловеком, и первый кто входит вместе с Ним в Рай – разбойник с сердцем способным к состраданию.

Торжественный праздник Крещения , которое смиренно принял Бог от рук человека – величайшего пророка, святого Иоанна Крестителя.

И самый радостный, бесконечно счастливый, праздник Рождества : надежда на возвращение в потерянное отечество – Рай. Дни, когда само небо соединяется с землей и поет «Осанна» родившемуся когда-то маленькому Богу!

Установление праздника древними церквями

Обычно христиане не устраивают праздников в дни рождения, они празднуют дату своего Крещения — так называемые именины, когда человеку дают имя, и, как правило, это имя святого, которого почитает церковь в этот день.

Но дни рождения простых смертных, конечно не равны дню рождения самого Спасителя Человеческого, ведь его появление на свет стало великим счастьем для всего мира. Поэтому Церковь не могла не назначить праздник в честь рождения Господа Иисуса.

В самом начале IV века величайший праздник святого Рождества был обоснованно отделён от праздника Крещения в церкви древнейшего Рима, а затем и в других восточных древних церквях.
Именно в IV веке церковь решила перенести Рождество на известную ныне дату 25 декабря (по старому стилю 7 января).

Объяснением послужило то, что на земле Иисус прожил достоверно известное полное число лет. А поскольку дата его смерти была точно известна из Евангелий, то считалось, что зачат Спаситель был в тот же день, в который смертельно пострадал, то есть — 25 марта, что совпадало с еврейской Пасхой.
Таким образом, отсчитав 9 месяцев, получили дату рождения Христа — 25 декабря .

Традиции празднования Рождества Христова

В России, до 1917 года Рождество Христово считалось одним из любимейших праздников, и по сей день многие называют его «Матерью всех праздников».

Главной традицией, пришедшей к нам ещё при царе Петре I из стран Запада, стало украшение Рождественской ёлки.
Не было семьи, где не убирали бы к празднику ель, сосну или, например, можжевельник.

Период ожидания Рождества называют адвентом – это время радостного предвкушения. Адвент состоит из четырёх недель. Утром каждого воскресенья в течение четырёх недель зажигалась одна свеча. Полагалось, чтобы первую свечу зажёг младший ребёнок в семье, вторую – старший, третью – мать, а четвёртая свеча зажигалась отцом.

Зажигание свечей несло в себе важный смысл, означающий отступление тьмы, боязни и появление надежды и ожидания. Пламя свечи, загорающееся одна за другой, символизирует, что что-то хорошее уже происходит, а в будущем ждёт ещё большая радость.

Все четыре воскресных утра адвента сопровождались светом от новой свечи и появлением на столе какого-либо угощения. Нельзя не согласиться, что это хорошая традиция, в самое холодное время года, раз в неделю устраивать себе маленький праздник.

Не менее удивительная традиции, связанные с Рождеством — обряд колядования. В Рождественскую ночь дети, подростки, молодежь собирались небольшими группами и совершали обход по всем домам — поздравить хозяев с праздником. Это сопровождалось весельем, играми и .

Считалось хорошей приметой, если в Рождественскую ночь в дом придёт Коляда. В благодарность хозяева дома обязательно должны были положить в мешок колядующих какое-нибудь угощение.

Канун Рождества — Сочельник

Канун Рождества получил название «Сочельник».

Накануне Рождества, во всех домах создавалась видимость благополучия и богатства, умиротворения и покоя. Сочельник являлся последним днём строго рождественского поста.

Собираться за праздничным столом всегда было принято с появлением на небе первой звезды , — это связано с легендой о Вифлеемской звезде, вошедшей над древним городом и оповестившей волхвов о рождении Спасителя.

К пище, состоящей из 12 сытных постных блюд — соответственно числу Апостолов — приступить можно было только восходом утренней звезды. Основное, главное блюдо Сочельника – это кутья: вареный рис с медом, изюмом, орехами или сухофруктами, и свежеиспеченный, домашний хлеб.

А перед наступлением заката солнца вся семья молилась Господу , после чего в дом приносили солому и застилали ею лавки и полы, чтобы не забыть где когда-то был рождён Сын Божий, Спаситель Иисус Христос.

Считалось, чем богаче стол у хозяйки дома, чем тщательнее она готовиться, тем лучше будет урожай. В этот день встречались с родителями и слушали их наставления. Символом Рождества традиционно считался белый цвет — символ очищения, чистоты — поэтому застилали белую скатерть и белые салфетки.
Перед застольем хозяин брал от каждого готового блюда по несколько маленьких порций и направлялся кормить своих собак, овец, коней и коров. Лишь после этого все приступали к трапезе.

Примечательно, что все верили в то, что усопшие родственники разделяют с ними праздничную трапезу. Поэтому со стола не убирали до утра и оставляли на окне узвар и кутью.

Большим везением было, если в дом нагрянул гость, даже незнакомец — считалось, что он приносил с собой счастье. Его приглашали к столу.

Нельзя было ссориться, только согласие и мир приветствовались в этот священный вечер.
Детям обязательно рассказывали истории о рождении Иисуса.

Святки

Следующие за Рождеством Христовым, двенадцать дней называют Святками — то есть святыми днями.
Этому периоду сопутствует еще одна традиция – святочные гадания.

Но, гадание в канун Рождества – один из самых верных способов привлечь на себя беду .

В эти дни прославляется Рождение Христа и этот период является важным церковным торжеством. Гадание же отворачивает людей от Бога! Необходимо понять, что «узнать суженого» путем тайной дьявольской силы — большой, непростительный грех!
Как и вообще гадание в любой форме и в любое время года, — приносит душе только раздражение и уныние — нельзя не учитывать это, решаясь на такой безрассудный шаг.
Только обращение непосредственно к Богу дает внутренний покой: мы можем в своих молитвах просить обо всём том, что нам нужно. И, обращаясь с просьбами, должны точно знать, что даже если будет не по-нашему, будет так, как нужно для нашего спасения.
Но ни в коем случае не пытаться слепо предугадывать судьбу, прибегая к тёмным силам, даже если узнать и изменить будущее нам очень хочется!

Символы Рождества

Обобщая, ещё раз вспомним символы Светлого праздника Рождества Христова:

Праздничная елка

Первые рождественские ели появились в Германии. Это вечнозеленое растение — символ вечной жизни — то, что стало возможным с приходом Спасителя: торжество над смертью. Ели стали украшать лакомствами, стеклянными игрушками, светящимися огоньками гирлянд, и родилась замечательная многовековая традиция.

Вифлеемская звезда

Вифлеемская звезда – самое загадочное явление природы. Она родилась на небе с появлением Спасителя на свет, служила маяком для волхвов. Шестиконечная звезда Давида свидетельствует, что владелец – приверженец христианства. Сочетается с крестиком и носится поверх одежды. Встречается на иконах и на церковной посуде.

Подарки от волхвов

Придя на поклон к маленькому Иисусу, волхвы преподнесли ему символические подарки:

  • как Царю всех царей — золотые диски;
  • как Первосвященнику — ладан;
  • как Богочеловеку, которого ждёт страшна смерть, а затем воскресение — масло для погребения.

Именно в память о подарках от волхвов в Рождество принято дарить друг другу подарки, желать мира, добра, любви.
На рождественских открытках изображают участников этих далёких событий: волхвов, ангелов, пастухов. У входа в церковь устанавливаются вертепы, изображающие момент, когда волхвы приносят свои дары Богомладенцу.

Как приготовиться к Рождеству: смысл праздника

Рождество – это не только праздничный стол, это мысли, унесенные в пещеру, где на свет появился Сын Божий.

Всю свою земную жизнь Иисус жил просто, не имея ничего: ни славы, ни богатства, ни почестей. О рождении Богочеловека знали несколько посвященных людей — Матерь Божья, Иосиф, пастухи и волхвы. Никто другой и не заметил, что все в творении изменилось.

Люди думают о рождении Сына Божьего, забывая о Его кресте. Смысл Рождества — победа над грехом и над смертью, соединение с Богом и возвращение человеку утраченную невинность, блаженство, святость.

Что делать, если желание правильно встретить Рождество пришло только на Новый год

Оставшуюся неделю нужно постараться провести духовно :

  1. Если не постились, можно с этого момента попоститься до седьмого числа. Пост имеет большое значение в нашей жизни. Больные, беременные и кормящие не постятся. Главная цель поста – очистить себя от всего плохого путём усилий — лишая себя скоромной (непостной) еды.
  2. Вспомнить, кого могли обидеть и попросить прощение. Сделать доброе дело. Собрать дома какие-то вещи, игрушки и отвезти в детский дом. Купить продукты и отнести бедным или живущим рядом нуждающимся людям. Замечательно это сделать вместе со своими детьми. Так вы научите их помогать окружающим, что обязательно вернется к вам, когда дети станут взрослыми.
  3. Постараться читать утренние и вечерние молитвы. Пойти в Храм и узнать как и в какое время можно Исповедаться и Причаститься. В храме расскажут, как приготовиться к Причастию.

Именно в посещении храма, участии в церковных Таинствах — смысл светлого праздника Рождества Христова.
Исповедь и Святое Причастие дадут внутренние силы и подарят душе истинную Любовь, тишину и радость.

Пусть встреча Великого Праздника оставит в Вашем сердце неизгладимый след!
А общение с Богом посредством молитв и Таинств церкви Христовой наполнят душу спокойствием и Благодатью.

Рождество Христово… хотелось бы надеяться, что в нашей стране никому не надо объяснять, какому событию посвящается этот праздник - в отличие, например, от Великобритании, где (по данным социологического опроса) большинство людей, празднующих Рождество, этого не знают: ёлку нарядили, открытки разослали - а в честь чего? Какая разница - так принято! Нам, как это ни парадоксально, помогли 70 лет воинствующего атеизма: когда участие в святых праздниках могло иметь весьма серьёзные последствия, оно уж никак не могло «войти в привычку» и потому обесцениться… И всё-таки за последние 20 с лишним лет и мы получили возможность «расслабиться» - и потому на всякий случай напомним, что это всё-таки за праздник.

Это день, когда произошло невозможное . Когда Бог стал Человеком. В наше время нередко приходится слышать: «Все обращения к Богу - это иллюзия, неужели Высшему Разуму, создавшему Вселенную, есть дело до наших мелких проблем?» Возможно, такие мысли и могли посещать человека дохристианской эпохи (может, поэтому он предпочитал поклоняться стихиям: Творец Вселенной - и где-то Он там, а солнце, огонь, вода - вот они, рядом, близкие и понятные) - но сейчас такие сомнения уже не имеют под собой оснований. Никто же не видит ничего особенного, чтобы общаться с человеком - попросить помощи, поблагодарить, да просто поговорить по душам… и что же из того, что этот Человек - Бог!

Такое стало возможным потому, что чуть больше двух тысяч лет назад Он родился - как рождаемся мы все, от обычной земной женщины… ну, не совсем обычно - она, став Матерью, осталась Девой - но всё-таки событие это было уникальное, нельзя отрицать… И тем более удивительно, что никто его не заметил!

Да, у людей были свои заботы - они спешили на перепись населения, да и вообще - у каждого полно дел, а тут - какой-то плотник с беременной женой… им и места-то в гостинице не нашлось (невелики «птицы», и в хлеву переночуют!). Правда, их сопровождала Звезда… ещё один символ Рождества ! Было немало попыток разобраться, что же это было за природное явление - её пытались отождествить и с кометой, и со вспышкой сверхновой - но всё это выглядит натянутым: вряд ли комета (и тем более - сверхновая) могла перемещаться вслед за конкретными людьми и остановиться над хлевом. Так что просто признаем: это было нечто необычное, что мы объяснить не можем - можем только поверить.

Почему на такое небесное диво не обратили внимания современники? Может, они просто не привыкли смотреть на звёзды - вот вы когда последний раз это делали? Видимо, и в те времена люди чаще смотрели себе под ноги, чем на небо… И потому звезду заметили немногие - и это были люди, находящиеся на разных «полюсах» общества.

С одной стороны - мудрецы-«звездословцы» (обычно мы называем их волхвами) - учёные того времени, можно сказать - «интеллектуальная элита». С другой - люди самые простые и необразованные - пастухи… вот такие крайности - видимо, чтобы понять события вселенского масштаба, нельзя быть «среднестатистической личностью».

Кстати, о пастухах: скептики любят говорить, что в то время, когда мы празднуем Рождество Христово - 7 января (25 декабря по старому стилю) - стада пасти не могли - время года не то (даже с поправкой на климат). Что ж, никто и не утверждает, что это и есть дата рождения Спасителя, официально зафиксированная в исторических хрониках - её там и не могло быть (как сказал поэт, «зато отметил календарь, что был такой-то государь», а рождение Бога… какое было дело летописцам до такой «малости»!) - точную дату уже не установить. Это было сложно сделать уже в середине IV века, когда христиане стали праздновать Рождество 25 декабря. В этот день в Риме праздновалось рождение бога Солнца. Может быть, это был «наш ответ язычникам». А может - смысл гораздо глубже? «Тебе кланятися - Солнцу правды!» - поётся в рождественском песнопении. Солнце - источник света, оно даёт жизнь, оно каждое утро побеждает ночную тьму… не потому ли поклонялись ему язычники, что бессознательно увидели в нём образ Жизнеподателя, который однажды непременно явится, чтобы победить зло? И вот, когда это случилось - почему бы не открыть истинный смысл древнего праздника ?

Со временем «солнечный свет» новой веры достиг и нашей Земли. За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси празднование Рождества Христова успело обрасти традициями… правда, не все их можно считать христианскими. Например, девичьи гадания, прочно «сросшиеся» в народной традиции с Рождеством и следующими за ним Святками, решительно никакого отношения к христианскому празднику не имеют и даже осуждаются церковью , как любое гадание.

Но никто и никогда не запрещал в Рождество устроить застолье - ведь сорокадневный пост завершился - и не только для своей семьи, но и для всех родных и друзей, и для всех, кто захочет прийти в дом, будь то хоть последний нищий (кто знает - может, под его личиной скрывается сам Спаситель?).

И, конечно же, угощением одаривали колядующих! Обычай обходить дома с пением особых песен-колядок, прославляющих хозяев, с пожеланием счастья и изобилия, имеет языческое происхождение - но так органично вписался в христианский праздник! Колядовали с полуночи до рассвета, неся впереди звезду на шесте (в память о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Спасителя) - и старались не пропустить ни одного дома (не принято было заходить лишь в те дома, где недавно кто-то умер): ведь считалось, что в дом, который колядующие обошли стороной, придёт беда.

Сегодня мы может наблюдать возрождение рождественских обычаев - и не только колядки, не только застолье . Многие наши современники, которых обычно не встретишь в церкви, считают своим долгом посетить храм на Рождество Христово. Что это - дань моде? Но в такой день хочется верить в лучшее… хочется верить, что смысл События, оставшегося незамеченным 2011 лет назад, стал внятен нам хотя бы сегодня... что свет Вифлеемской звезды ешё не угас над миром, а значит - как поётся в рождественской колядке - «будет новый день, будет новый год »… будет новое время, когда всё зло и все страдания останутся в прошлом.

Ведь именно для этого более двух тысяч лет назад в Вифлееме родился Божественный Младенец!

Ольга Гаврилова - педагог, психолог. Мама троих детей.
Психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
В Центре «Рождество» ведёт занятия с детьми-дошкольниками по программе «ШАГИ В МИР».

- Ольга, зачем вообще нужны традиции? В частности, связанные с православными праздниками?

- Традиции традициям рознь. Например, в советское время было множество помпезно обставленных, но пустых по сути традиций. Живыми и близкими становились домашние обычаи, хранящие память о важных моментах семейной истории.

Настоящие традиции из поколения в поколение передают опыт, так или иначе связанный со смыслом нашей жизни, с пониманием её источника. Такова православная церковная традиция. Она связана со смыслом жизни человека в контексте духовной истории всего человечества; его отношением со Творцом и миром, и в то же время – с призванием лично тебя в этом мире. В этом основное духовное зерно всех православных праздников. Все они - откровение Божьей любви Его народу, явленной через Христа.

- Как объяснить детям смысл Рождества?

О сути Рождества есть замечательные слова из святоотеческого наследия: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Рождество Христово - свидетельство бесконечной любви Божьей и Его смирения. Открывающее каждому удивительную возможность принять Христа, обрести свое царское достоинство. Не царём – «пупом земли» себя почувствовать, но жить с «Царём в голове». Готовясь к Рождеству, вспомним, к чему мы призваны, какая нам открылась перспектива, – и жизнь свою будем соизмерять с этим. Вдохновляться, обновлять жизнь и думать, что мешает нам иметь это царское достоинство.

- А на более приземлённом уровне?

Здесь трудно изобрести что-то новое. Рождественский пост помогает проникать в смысл праздника через молитву: личную и церковную, через чтение и размышление над Священным Писанием, через молитвенное осмысление своей жизни, через ограничения в излишествах.

Есть традиция брать себе определённые задания на время поста. У взрослых это может быть всё что угодно: от возвращения когда-то взятых у друзей книг, до примирения с теми, с кем поссорился. Каждый сам знает про себя, что ему необходимо делать, чтобы быть ближе к Богу. Дети могут звонить бабушкам, одиноким родственникам, ведь это так важно в нашем разобщённом мире. Могут брать на себя дополнительную помощь по дому.

Очень важны дела милосердия. Например, дети могут помогать выжить зимой птицам: строить кормушки, следить, чтобы они были наполнены. Вспомним здесь добрую славянскую традицию класть под Рождество на крышу снопик колосьев – для воробьёв! Хорошо, если ребята станут кормить голодных собак и кошек. Это делать надо всегда, не обязательно только постом, но в пост особенно! Дела милосердия, особенно те, что сделаны бескорыстно, чужому, – способны зажечь сердце и по-настоящему вдохновить.

- Что помогает подобрать правильные слова и образы для разговора с детьми?

Внимательное всматривание в образ православной церковной традиции. Например, икона Рождества Христова несёт все важные смыслы и акценты этого события. Хорошо рассмотреть её вместе с детьми в начале поста.

Можно каждый вечер читать с детьми по одной истории из Ветхого завета, адаптированного для детей. Следуя за Священным Писанием, прожить историю сотворения мира, возникновение зла и долгое ожидание обещанного Богом Спасителя. И, наконец, чудо Рождественской ночи.

Сознательное участие в богослужениях (в меру возраста духовного и физического) - питает смыслом. Пусть в доме зазвучат праздничные песнопения: разучите с ребёнком Рождественский тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш…», кондак праздника «Дева днесь Пресущественнаго рождает…» и т.д. Разберите вместе, о чём они. Со старшими можно петь по голосам. Детям важно почувствовать себя в храме не лишними, а общее молитвенное пение - лучший путь для этого.

Вот эти традиционные «средства» - главное.

Понимая особую нужду детей в том, чтобы всё потрогать, почувствовать запах, цвет и вкус события, стоит приложить творческие детско-родительские усилия.

Сделанный вместе с ребёнком календарь поста, в виде большой картины, на которой отмечены даты, наглядно покажет, сколько дней осталось до праздника. Какой выбрать образ, чтобы передать малышам смысл поста? Может, – ёлочку, украшенную гирляндой из звёздочек, которые обозначают дни? А самая большая звезда - на макушке, – день Рождества. Или дорогу, петляющую от недели к неделе, ведущую вдаль, к вершине, к пещере, над которой в праздник непременно зажжётся звезда? Возможно, по этой дороге будут везти нас в чудесных бумажных саночках лошадки: Трудолюбие, Терпение и Послушание? И тогда каждый вечер, передвигая сани на день вперёд, мы сможем вспоминать, что получилось у нас за этот день: потрудились ли, слушались ли маму?

Эта игра позволяет детям с помощью родителей обдумать каждый прожитый день. Конечно, лошадки всех привозят к Рождеству, но привычка осмысливать свои поступки важна и взрослым, и детям.

На календаре можно отметить семейные торжества, воскресные дни, а также большие церковные праздники, такие, как Введение во храм Пресвятой Богородицы. И конечно Новый год! Его можно обозначить, например, как серебряный мостик. И сказать, что сменился год, мы все подросли и переходим по этому мостику в следующий год. Собравшись за праздничным столом, вспомним то важное, что произошло в этом году и настроимся на год Новый. Помолимся, поздравим всех и отправимся дальше, к Рождеству.

- Как создать предрождественское настроение?

Например, постепенно менять интерьер дома, продвигаясь к Рождеству. Прекрасно использовать для этого появляющиеся от недели к неделе фигурки всех действующих лиц и свидетелей Рождества Христова, от овечек и пастухов, до Святого Семейства.

В интерьере могут появляться и ангелы, и звезда, которая с каждым днём поднимается всё выше. Конечно же, ёлка – с её неповторимым запахом, зелёными иголочками, - символ жизни вечной.

Мы в семье готовим вертеп: красиво украшенная тканями коробочка - «пещера». Сначала она стоит пустая, потом приходят овечки, волхвы и так далее. А в Рождество чудесным образом появляются Христос, Дева Мария и Иосиф (икона Рождества, изображающая Святое Семейство).

Накануне Рождества с детьми и друзьями устраиваем пряничную мастерскую. Это и пряники, и удивительный запах, и радостное деятельное общение! Мы печём и поём рождественские песни, колядки. Это особая радость – что-то вместе делать, особенно не для себя. Часть пряников продаём на благотворительной православной ярмарке, с остальными идём колядовать.

После наступления Рождества, на Святках, большой компанией друзей, родителей с детьми, готовим короткие выступления с рождественскими песнями и стихами, – буквально минут на десять. Вспоминаем наших знакомых одиноких людей, бабушек, кормящих мам, которые никуда не могут вырваться; берём пряники и радуем их всех своим коротким поздравлением. Это недолгий визит, но он приносит много радости всем участникам. В прошлом году мы, по предварительной договоренности, посещали хоспис. И на предстоящие Святки обязательно туда пойдём.

- Как после Нового года не растерять до Рождества ожидания чуда?

Все мы наряжаем к Новому году ёлку, празднуем его, и дарим детям подарки. А уж конфетами их буквально засыпают друзья и родственники. Тем не менее, по опыту знакомых семей, я знаю некоторые «мамины секреты» как не затмить Рождество фейерверками Нового года. Секрет первый: убранство ёлки. Одна из мам рассказывала, что у них в доме ёлочка стоит наряженная с Нового года, но проснувшись рождественским утром, дети видят, что вся она усыпана белыми ангелочками. Только на Рождество на вершине ёлки зажигается Рождественская звезда. И свечи, и полная подсветка фонариками и гирляндами - всё это ждёт своего часа до Рождества.

Другая мама придумала для малыша игру: после Нового года на ёлочке появлялся открывающийся заветный шарик, в котором каждый вечер, от Нового года до Рождества, он находил сладкий сюрприз или маленькую игрушку (овечку, ангела, звёздочку).

Можно не устраивать на Новый год конфетного буйства. Пусть все конфеты, полученные на Новый год, дети сами складывают в большой красивый мешок, специально для этого сшитый мамой. Конфет получается много, этим «богатством» можно щедро делиться в храме после праздничной рождественской службы со знакомыми, и, что особенно ценно, – с незнакомыми, переживая общую радость.

Важен и большой и красивый подарок на Рождество – не меньше, чем подарок на Новый год. Хорошо, если подарок будет не просто развлечением, а послужит пищей и для ума, и для сердца.

- Чем занять детей накануне Рождества, в Сочельник?

Сочельник, 6 января - тихий и торжественный день ожидания чуда. В этот день строгий пост, все приготовления уже должны быть закончены. Хорошо почитать детям классическую литературу о Рождестве, о том, как переживали этот день их ровесники в прошлые века, что чувствовали, о чём думали. Сейчас издано много сборников, например: «Рождество и Пасха в стихах и прозе», или «Вифлеемская звезда». Их легко найти в интернете. В этот день можно и отдохнуть, поспать перед вечерним и ночным торжеством.

Особенное удовольствие для детей – высматривать в небе первую звезду, восход которой знаменует начало Рождества. Вечером, празднично одетые, с готовыми пряниками, конфетами мы пойдём в церковь.

- Как провести Рождество, и каково место застолья в этом празднике?

Будем помнить, что за Рождеством следует очень большой праздник - Богоявление. Традиция празднования Рождества более поздняя. Праздновалось именно Богоявление - день выхода Иисуса Христа на служение людям не прикровенно, а явно. У нас Богоявление часто связано только с набиранием святой воды. Между тем, важно говорить о связи этих двух праздников - Рождества и Богоявления - и протянуть ниточку от одного события к другому. Помнить, что Свет, который явился сначала прикровенно, в день Богоявления открылся всему народу Божьему.

В заключении, хочется напомнить, что в Царстве Божием уже не будет ни будней, ни праздников, а единая Жизнь во Христе с Богом. Радостного всем пути!

Записала Татьяна Трофимова

Святые отцы Церкви своим молитвенным опытом доказали: каждый раз, когда мы предстоим перед Богом в молитве в храме или на своей личной молитве дома, это предстояние имеет две характерные особенности. Оно наполняет нас радостью, потому что мы становимся свидетелями величайшей любви Бога к человеку. Наше сердце порывается выразить Богу огромную благодарность, так как каждый из нас, в свою меру, чувствует этот дар Господа Своему творению. Но одновременно это предстояние перед Богом является для нас также и судом, особенно в этот святой праздник, как и во все великие праздники и дни, связанные с событиями жизни Господа нашего Иисуса Христа. Но, естественно, глубочайший смысл этих событий и праздников вовсе не осуждение человека, но его спасение.

Вот и сейчас, переживая радостное событие рождения Господа нашего Иисуса Христа, мы чувствуем эту огромную Божественную любовь к нам, и наше сердце трепещет от величайшей благодарности Богу за все Его щедроты и благословения, ниспосланные роду человеческому, но главное для нас - и это принесет практическую пользу нашему духовному состоянию - суд над самим собой. Как говорит апостол Павел: «Если мы осуждаем сами себя перед Богом, то уже не будем Им осуждены» (ср.: 1 Кор. 11: 31). Если в этой временной жизни мы будем осуждать самих себя, мы не будем осуждены в «последний день», так как суд уже состоялся в этом мире.

Итак, мы становимся свидетелями и участниками празднования Рождества, мы становимся причастными к этой особой рождественской атмосфере, которая располагает к внимательному рассмотрению и суду самих себя с точки зрения того, что Господь сделал для нашего спасения, ибо мы знаем, что Бог ничего не творил случайно и бесцельно, но, будучи Господом Истории, все события, происходящие в мире, направлял к спасению нашему. Так возжелал и благоволил Бог, чтобы все события происходили с удивительной точностью. Например, Он захотел родиться в конкретный год, конкретным, известным нам образом, в определенной стране и городе и даже во всем нам известном вертепе; рождество Его предваряли и ему сопутствовали события, подробно описанные в Евангелии.

Святые Церкви каждый раз, когда находились в смущении или искушении, ставили себя перед жизнью Иисуса Христа, осуждая самих себя. Хотелось бы верить, что христианин - это тот, кто по мере своих человеческих сил подражает жизни Христа, а то, что не в силах исполнить, покрывает покаянием и смирением - этими добродетелями духовного делания.

Истина стала Человеком, чтобы мы смогли полюбить Ее. Но прежде Она возлюбила нас

В эти святые дни Рождества, наполненные такими богатыми по сути своей песнопениями, Церковь постоянно славит Христа за Его непостижимую для человеческого ума жертву, на которую Он пошел ради нас. В этих песнопениях постепенно раскрывается богословская глубина и смысл Рождества, которое у добродетельных монахов и мирян становится не просто переживанием события, но как бы даже видением и участием в нем. Когда старец Ефрем Катунакский возвратился из Иерусалима, мы ожидали, что он нам расскажет, какое впечатление на него произвели Голгофа или Распятие. Как же были мы удивлены, когда он поведал нам, что его очень растрогала пещера в Вифлееме. Когда он смотрел на эту смиренную, скромную пещеру, так умилившую его, он говорил сам себе: «До посещения Вифлеемской пещеры, живя на Афоне в скалистой, недоступной пустыни Катунаки, в скромной келлии, в которой едва могло поместиться лишь самое необходимое, у меня был помысел, что я из себя что-то представляю. Теперь, увидев место, где родился Сам Бог Иисус Христос, я чувствую всю свою ничтожность, ибо вижу, как смирился Бог, родясь в такой маленькой пещере - загоне для животных, где Ему едва-едва нашлось место».

Христос, родившись в вертепе гонимым и презираемым всеми, тем самым совершил величайшее в истории человечества; Его Воплощение произошло в абсолютной тишине, в смирении и безвестности, и из всего человечества лишь несколько волхвов-персов и простецов пастухов были извещены о Пришествии в мир Самого Бога. Бог - и крайняя нищета и смирение! И если мы действительно хотим правильного взгляда на себя и верного суда совести, то каждый раз, когда наша жизнь начинает нас мучить мирскими желаниями и требованиями, поставим себя перед этой смиренной Вифлеемской пещерой, перед событием Боговоплощения и поразмыслим над тем, что мы делаем и соответствуют ли наша жизнь и наши дела жизни Христа и тому, что сделал для нас Христос, воплотившись. Так мы можем судить всю нашу жизнь.

С того момента, как Бог стал Человеком и ангелы пропели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», слово Божие возвещает нам: «Я пришел на землю принести не мир, но меч» (ср.: Мф. 10: 34). Почему же Христос вместо того, чтобы принести мир, принес меч, ведь ангелы пели: «на земли мир»? Безусловно, мир, пришедший на землю, есть Сам Христос, ставший Человеком, Которого мы, как Бога и Человека, уже сможем полюбить. Христос нам показал, что наши отношения с Богом не есть что-то аморфное и теоретическое, потому что невозможно полюбить просто идею. Человек может быть ревностным последователем какой-нибудь философии, но он никогда не сможет развить и приобрести подлинную любовь к Богу и людям, следуя этой системе, потому что сама система никогда не будет в состоянии полюбить его самого.

В Церкви же происходит совершенно обратное. Тут мы не имеем взаимных отношений с какой-нибудь теорией, и Само Слово не стало какой-нибудь теорией или философией, но «Слово плоть бысть» (Ин. 1: 14). Слово - Иисус Христос - Само стало Человеком, чтобы и мы смогли Его полюбить. Когда же мы будем в состоянии полюбить Бога и эта любовь проснется в нашем сердце, тогда мы поймем, что Бог предварил нас Своей любовью непостижимым образом. «Мы полюбили Его, так как Он прежде возлюбил нас», - говорит апостол Павел. Это то таинство и тот замысел, что заложены в Церковь. Поэтому Христос, как Мир, пришедший в мiр, стал предметом любви, а не веры. Потому что в свое время нужно будет превзойти и веру, и надежду, чтобы остаться только в любви. По апостолу Павлу, в конце бытия упразднятся вера с надеждой и пребудет только любовь (см.: 1 Кор. 13), потому что только любовь - опытное, онтологическое действие, руководствуясь которым человек чувствует, что он соединен с Богом. Этого направления держались все святые, и с того момента, как родился Христос, они возлюбили Его всеми силами души.

Первомученик Стефан склонил свою главу под эту Божественную любовь и тем самым уподобился Самому Господу. В Деяниях апостолов говорится: когда его схватили за то, что он проповедовал имя Иисуса, во время суда над ним и его исповедования перед судилищем лицо его сияло, словно лицо ангела. Иудеи приговорили его к смертной казни. Приведя на место казни, забили его камнями - так по закону Моисееву было велено поступать с людьми нечестивыми и очень грешными. Но хотя смерть его была ужасна, первомученик Стефан, исполнившись Духа Святого, молился не о себе самом, а обо всем мире, как это делал Христос, Который говорил, возвышаясь над Вселенной на Кресте: «Господи, не вмени им греха сего». С того момента, как Христос пришел на землю и принес мир, миллионы мучеников отдали свои жизни за эту веру в Него, потому что они полюбили Христа и вкусили Его великой ответной любви. Потому что любовь Христова говорила в сердцах этих людей.

Святые были очень внимательными в эти дни

Хочу заметить, что память святых, которую мы ежедневно празднуем, вовсе не является датой дня страдания или отсчетом лет со дня преставления, как это бывает у обыкновенных усопших, но, когда совершается служба мученику или преподобному, вновь происходят события их жизни в настоящем времени. Потому что события церковных праздников всегда были для них критерием и судом. Они взвешивали, мерили, сверяли и судили свою жизнь, сопоставляя ее с жизнью Христа, соответствуют ли они ей как Его последователи. Святые были очень внимательными в эти дни, они старались вникнуть в глубину смысла церковных песнопений праздника, читали, что пишет об этом Евангелие и отцы Церкви, и размышляли над происходящим. Они, например, рассуждали над тем, что Творец Вселенной умалился до грудного Младенца; что только Он родился, а Его уже искали, чтобы убить; что для Царя Мира не нашлось иного места для рождения, кроме скромной пещеры; что само рождение Его было в полной безвестности, смирении и нищете. Святые сравнивали свои поступки, условия жизни, желания, свое смирение, думая так: «Если Христос так смирился, так терпел, подвергался гонениям, то почему же мне, следуя Его примеру, не потерпеть скорби этой жизни?»

Господь явно дал понять и почувствовать на опыте апостолов и всех святых, что невозможно, чтобы в нас присутствовал Святой Дух без сопутствующих Ему даров и плодов Духа. Чтобы у нас не было оправданий, Господь четко перечислил, какие это плоды Духа Святого: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22-23), праведность, истина, святость. Итак, рассмотри себя, и если ты имеешь эти дары, значит, ты имеешь в себе и Духа Святого. Мы должны исследовать самих себя и понять, на какой стадии мы находимся. Этот суд необходим для каждого православного христианина - и спасителен.

И пусть эти святые дни пройдут для нас как суд над своей совестью, всей нашей жизнью и своими поступками, ведь только тогда мы сможем сказать, что они для нас во спасение, потому что они доставляют нам средства для духовной борьбы в покаянии, смирении и изменении жизни и одновременно побуждают нас прибегнуть к Богу, чтобы испросить Его со смирением и любовью о великой милости.

Если мы почувствуем, что мы «народ, сидящий во тьме и сени смертной», тогда и мы сможем сказать: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4: 16). Боже, кому же воссияет свет, как не тем, кто живет во тьме? Если я действительно ощущаю, что нахожусь во тьме, тогда, безусловно, я взыщу света. Если же я нахожусь в заблуждении и мне кажется, что я нахожусь во свете, тогда уж точно мне не узреть свет подлинный, так как в руках у меня свет тварный.

7 января православные христиане всего мира празднуют рождение Иисуса Христа. сайт расскажет, что это за праздник, какие традиции необходимо соблюдать в этот день, что можно делать и чего делать нельзя.

История возникновения Рождества Христова

Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа.

Начало празднику положила библейская легенда: именно в этот день в Вифлееме, находящемуся к югу от Иерусалима, на свет появился Иисус Христос. Его рождение начинают праздновать в Сочельник, вечером 6 января. Согласно легенде, в этот день на небе появилась первая звезда – та самая, что некогда привела в Вифлеем волхвов.

Источник: alter-idea.info

Самое первое празднование Рождества было отмечено 25 декабря 354 года в древнем иллюстрированном календаре «Хронографе». Однако сам праздник официально узаконили на Эфесском соборе в 431 году.

На Руси христианский праздник стал распространяться в 10 веке. Рождество совместилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (Святками), пережитки которого сохранились в «святочных» обрядах (ряженые, гаданье), что в настоящее время церковь считает недопустимым, так как по мнению христианских священнослужителей любое гадание – страшный грех.

Почему отличаются даты католического и православного Рождества

В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других – 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю.

Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением. Древние христиане праздновали и Рождество, и Крещение Христа 25 декабря по старому стилю. В 4 веке для того, чтобы придать большую значимость одному и второму празднику и не смешивать сами понятия торжеств, эти дни были разделены на 7 января и 19 января. При этом при появлении деления на григорианский и юлианский календари произошло смещение, которое в наше время неправильно называют делением на католическое и христианское Рождество, однако на самом деле это связано лишь с различными календарями.

Традиции и символы Рождества

Главной традицией Рождества Христова принято прощать всех в этот день. Согласно Новому Завету Бог простил человека, его грехи. Поэтому в церкви считают важным всех прощать, чтобы приблизиться к тайне Боговоплощения, а также очиститься душой на Таинстве исповеди.

Одной из интересных традиций празднования Рождества считаются «рождественские ясли» или вертеп, изображающие сцену рождения Иисуса Христа. Первые в мире Ясли были созданы в 1562 году в Праге. Долгое время их устанавливали только в церквях, позже обычай переняли аристократы и богатые люди. Сцена Яслей следующая: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы. Важную роль играли персонажи из простого народа, теснящиеся вокруг: восторженные рыбаки, продавщица рыбы, женщина с глиняным кувшином и другие.


Эстебан Бартоломе Мурильо, «Поклонение пастухов».

Ещё одной из особенностей Рождественских празднеств является сценка о рождении младенца Иисуса. Традиции этих сценок лежит в средневековых мистериях, «живые» сцены рождения Христа. Сцены рождения разыгрывались в храмах и сопровождались церковными пениями. Так, одним из широко известных символов Рождества стала первая восходящая звезда в небе, по которой, согласно легенде, волхвы пришли в Вифлеем поклониться младенцу Христу. Но возвращаясь к религиозному символизму, первую звезду символизирует первая же свеча, которую выносят после богослужения. Так, принято не вкушать ничего до первой звезды и 6 января дозволено есть только , а 7 января, после литургии, заканчивается пост и можно есть все.

Также одним из символов Рождества стала и ель, у древних римлян это дерево являлось символом вечной жизни. Когда-то её украшали только фруктами, чаще всего яблоками. И когда в 1858 году случился очень плохой урожай яблок, стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки – отсюда появилась традиция ёлочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые ёлочные шары.

Также отмечают и . В первую очередь, колядки – это песнопения. Раньше это были языческие песнопения, но сейчас они восхваляют Христа. Исполнение колядок – это своего рода народная проповедь, которая рассказывает о Христе и таким образом больше людей узнают историю Иисуса Христа.

Рождество всегда было настолько сильно вплетено в жизнь российских народов, что после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине и Советская власть пыталась отменить любые церковные празднования, людям пришлось изобрести альтернативу: считается, что так появились новогодние утренники и спектакли со сказочными персонажами, являющиеся на самом деле переделанными Рождественскими сценками.

Что нельзя делать в ночь на Рождество Христово

Как утверждают священнослужители церкви, самое главное – быть чистым сердцем и не грешить.

Ранее в домах к празднованию Рождества заготавливали дидух – символический празднично украшенный сноп зерна (ржи, пшеницы, овса), который устанавливали в углу и считалось, что с этого времени там находятся души предков-покровителей. До тех пор, пока дидух находился в доме, запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом.

«Святым» называли не только ужин в канун Рождества, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13 января. При этом всю праздничную неделю запрещалось работать.

Также с Рождества до Крещения мужчинам нельзя было охотиться: убийство зверей во время святок считается большим грехом и может навлечь беду.