Семья это…. Что такое современная семья и каково её значение

Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.

В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.

В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.

Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.

Как возникла семья: экскурс в историю

На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.

Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.

Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.

Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.

У каждой ячейки есть несколько составляющих.

  • Основа. В этой роли выступает брак. Заключение официального союза обеспечивает обеим сторонам установление супружеских прав и обязанностей.
  • Система отношений. Сюда входят не только отношения между супругами, но и родственные связи – дети, братья, тещи и так далее. Таких в России около 70%.
  • Состав. Законодательные правовые акты подробно перечисляют круг лиц, образующих один род. В разных типах кодексов – трудовом, гражданском или любом другом, состав этой ячейки отличается.

Признаки и функции

Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:

Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:

  • официально зарегистрированный брак;
  • ведение общего хозяйства, совместное проживание;
  • приобретение материальных ценностей;
  • наличие близких, интимных отношений;
  • наличие одного или нескольких детей.

Функции:

  • Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.
  • Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.
  • Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.
  • Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Структура семьи

В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.

  • По количеству партнеров – моногамные и полигамные. Первые представляют собой союз одной женщины и одного мужчины, вторые допускают проживание с несколькими партнерами одновременно. Большинство семей моногамны. Часто этому способствует религия. В православной традиции любовь одного мужчины и одной женщины скрепляется узами брака.
  • По структуре родственных связей – простые и нуклеарные. В простых совместно проживают родители и их дети, а в нуклеарных – несколько поколений, ведущих общее хозяйство.
  • По количеству детей – бездетные, малодетные и многодетные.
  • По типу проживания. Если молодожены живут с родителями жены – это матрилокальная, если с родителями мужа – патрилокальная. Отдельно живущие супруги относятся к неолокальному типу.
  • По форме управления – матриархат, патриархат, демократия. В матриархальной главенствует женщина. Она берет большую долю ответственности и принимает большинство решений. В патриархальной вся власть сосредоточена в руках мужчины. В демократической – оба супруга несут равную ответственность и принимают решения совместно.
  • По социальному статусу – молодая, приёмная, сложившаяся.
  • По морально-психологическому состоянию – благополучная, неблагополучная.
  • По материальному состоянию – обеспеченная или малоимущая.

Ресурсы семьи и их виды

Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.

Ресурсы можно разделить на несколько категорий.

  • Материальные. К ним относят недвижимость, автомобили, бытовую технику, ценные вещи, украшения. Каждый род стремится обзавестись определенными ресурсами, так как они обеспечивают комфортное проживание её членов.
  • Трудовые. Все родственники выполняют какую-то работу по дому: приготовление еды, уборка, ремонт и т.д. Всё это, сложенное вместе, называют трудовыми ресурсами.
  • Финансовые – наличные деньги, счета в банке, ценные бумаги, акции, вклады. Финансовые ресурсы дают возможность приобретения материальных.
  • Информационные. Ещё их называют технологическими, так как они представляют собой технологию выполнения какого-то домашнего дела. Например, мама готовит еду, и учит точно так же готовить свою дочь или сына. В разных ячейках общества технологические процессы проходят по-разному, следовательно и ресурсы отличаются. Особенностью этих процессов является то, что они часто перерастают в традиции.

Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.

Для чего необходима семья

Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.

Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.

При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.

Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.

Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.

Что такое современная семья и каково её значение

В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.

Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени

Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.

Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:

  • Увеличение числа законных браков. Молодые пары всё больше предпочитают официально оформлять свои отношения в ЗАГСе, хотя институт гражданского брака еще сохраняется.
  • Увеличение возраста вступления в брак. Средний возраст новобрачных составляет 22 года, в то время как еще 30-40 лет назад молодожены едва переходили рубеж совершеннолетия, а 50 лет назад наши бабушки и дедушки вступали в брак еще раньше: в 15-16 лет. Взросление молодоженов связано с необходимостью получать высшее образование и потребностью обустройства быта. Современная молодежь в большинстве случаев задумывается о карьере и подготовке почвы для вступления в брак.
  • Более позднее рождение детей после оформления отношений. По статистике, появление первенца приходится на 3-5 год совместной жизни.
  • Стремление жить отдельно от родителей. С царской России и Советском Союзе в одном доме проживало несколько поколений. Молодожены после свадьбы не стремились отделяться и жили с родителями жены или мужа, вели общий быт и даже бюджет. Современные пары стремятся как можно быстрее начать жить отдельно.
  • Проявление интереса к традициям. Современная молодежь всё чаще задумывается о своих корнях, происхождении и предках. Популярным стало составление своего генеалогического древа, родословной. Такой всплеск интереса – нормальное явление. В определенный период жизни страны не принято было говорить о происхождении, особенно тем, у кого предки были не крестьянами, а князьями, помещиками и купцами. Сохранить свои традиции и укрепить родовые связи можно, создав семейное древо . В этом поможет «Дом Родословия». Специалисты компании найдут информацию о предках и родственниках в архивах, оформят родословную книгу , которая сможет стать не только хорошим подарком, но и настоящей реликвией.

Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.

Роль семьи в жизни человека

Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

  • умение любить;
  • понимание своих традиций;
  • отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
  • умение ценить помощь и оказывать её самому;
  • линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.

Помните шутку, что семья — это маленькое государство, в котором папа — президент, мама — власть, а дети — это народ? Нужно сказать, что доля правды в ней все же присутствует. Как у любого государства у семьи есть функции, структура, ресурсы и проблемы, которые нужно решать, чтобы сохранить целостность.

Каждая третья семья распадается из-за онлайн зависимости хотя бы одного из родителей. Молодые пары предпочитают просто жить вместе вместо того, чтобы официально оформить отношения. Что случилось с институтом семьи в современном мире? Почему люди перестали верить в брак и в семью в классическом понимании этих слов?

Психологи провели исследование, в результате которого выяснилось, что современный человек стал более эгоцентричным. Ему требуется больше свободы в действиях, поступках, мыслях. А дает ли эту свободу брак? Ведь семейному человеку необходимо думать не только о себе, но и о своей второй половинке, детях. Может, именно в этом и кроется причина большого количества незарегистрированных союзов? Сами подумайте: вроде и вместе, но в то же время каждый сам по себе. Каждый сам решает свои проблемы. Мужчине не нужно беречь свой доход, чтобы "прокормить семью", а женщине не нужно стремглав бежать домой, чтобы "навести уют в семейном очаге". И все же, подобные союзы все чаще и чаще сравнивают с семьями. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся и узнаем что такое семья.

Что такое семья? Определение

Что такое семья и что она обозначает? Само понятие "семьи" и необходимость ее создания возникла еще во времена, когда наши предки жили племенами. Именно в то время людям стало ясно, что женщина (даже несмотря на то, что она занималась бытом) в одиночку не справиться с воспитанием детей и их полным обеспечением едой и кровом. Ей нужен был надежный помощник, которым стал мужчина. Жизнь грамотно распределила обязанности, и вплоть до 60-х годов XX века на плечах мужчины лежала материальная забота о семье, а женщина заботилась об уюте, быте и образовании детей.

Дать какое-то одно определение слову "семья" тоже не легко: кто-то будет рассуждать с точки зрения социологии, кто-то — с юридической точки зрения, а еще кто-то объяснит вам этот термин как психолог. Но все они будут настаивать на одном: семья — это одна из самых основных ячеек общества, члены внутри которой всегда будут связаны определенными отношениями и выполнять определенные функции, а именно: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную и образовательную.

Структура семьи

Функции семьи всегда остаются неизменными, даже несмотря на различную семейную структуру.

Семьи бывают — моногамные (союз одного мужчины и одной женщины) и полигамные (союз, который подразумевает нескольких партнеров одновременно).

С точки зрения структуры родственных связей, семьи делятся на нуклеарные или простые (родители и их дети) и расширенные или сложные (состоят из нескольких поколений, которые, обычно, живут в одном доме и ведут одно хозяйство).

В зависимости от количества детей семьи бывают бездетными (инфертильными), малодетными и многодетными.

Если молодые супруги живут вместе с родителями жены — это матрилокальная семья. Соответственно, если с родителями мужа — патрилокальная, и если супруги живут отдельно — неолокальная семья.

Что же касается форм власти, то типы семей будут следующими: матриархат (власть в руках женщин), патриархат (власть в руках мужчин) и демократическая семья (супруги равны в своем влиянии друг на друга).

Такая разнообразная структура семьи позволяет рассматривать ее и изучать с разных сторон и аспектов, с точек зрения разнообразных наук. А это, в свою очередь, делает все исследования более полными, детальными и интересными. Но даже такая расширенная структура не меняет такой аспект как ресурсы семьи.

Что такое ресурсы семьи? Их виды

Ресурсы семьи — это все деньги, ценности, материалы, которыми владеет семья, а еще это все возможные источники доходов и запасов.

Ресурсы бывают:

  • Трудовыми. Абсолютно каждый член семьи что-то может делать: например, отец чинит автомобиль, мама готовит еду, сын убирает комнату и т.д. А если собрать все эти возможности вместе, то мы получим трудовые ресурсы определенной семьи.
  • Материальными. Сюда можно отнести все, чем владеет семья: квартиры, дома, приусадебные участки, автомобили, техника и др.
  • Финансовыми. Обычно, это наличные, ценные бумаги, счета в банке, страховые полисы.
  • Технологическими (информационными). Каждый член семьи что-то делает по дому, тем самым запоминает технологию процесса. Так, отец по-своему чинит пол, у мамы своя технология приготовления блюда… И данные ресурсы в разных семьях могут быть разными.

Ресурсы семьи являются важной составной частью семейной экономики и помогают достигать необходимых целей. Но все же, данных ресурсов всегда бывает мало, чтобы воплотить все семейные потребности. Именно поэтому мы часто решаем, что нам необходимо в первую очередь, а что может подождать.

Как построить семейное счастье?

Данный вопрос можно отнести к категории риторических. Но не потому что на него нет ответа. Причина в том, что не существует абсолютно одинаковых семей с абсолютно одинаковыми проблемами. Поэтому психологи всего мира готовы расшибиться в лепешку, чтобы создать единый рецепт семейной гармонии. Но, как говорят, что лучше решать проблему еще до ее появления. В нашем случае — еще до брака. Ведь один из частых вопросов, который задают супруги: "Почему я за тебя вышла замуж (я на тебе женился)?" Ответ прост. Чтобы создать счастливую семью, нужно знать, почему ты ее создаешь, какую цель ты преследуешь в браке. И тут все тоже просто: большинство из нас стремятся к собственной гармонии и счастью, вместо того, чтобы сделать счастливым свою вторую половинку.

Еще один секрет счастливых семейных отношений. Вы должны понять, зачем вам нужен брак. Кто-то скажет, чтобы иметь общий дом, чтобы воспитывать детей в семье, чтобы иметь стабильные интимные отношения. Но мы живем в обществе свободном от предрассудков, поэтому чтобы иметь дом, семья совсем не обязательна. Дети могут расти и без штампа в паспорте их родителей. Не говоря уже об интиме. Ваш ответ не должен иметь никакой материальной составляющей. Помимо решения ряда социальных проблем, брак освобождает от одиночества. На работе, в толпе нас постоянно окружает море людей, но от этого мы лишь больше чувствуем себя одинокими. Придя же домой, мы сталкиваемся с человеком, которому не безразличны наши проблемы и радости, с которым мы можем быть такими, какие мы есть на самом деле. Может, это и есть та самая необходимая причина?

Над отношениями в браке, как и над любыми другими, необходимо работать. Работать, в первую очередь, над собой. Возможно, придется постепенно отучиваться быть равнодушным и эгоистичным. Для своей второй половинки мы должны стать именно тем идеалом, о котором он или она всегда мечтает.

Не забывайте о доверии в семье. Кто как не родители лучше всего поймут проблемы своего ребенка-подростка. Кто как не жена лучше всех выслушает о плохом дне на работе. В семье не должно быть страха рассказать что-то сокровенное и быть непонятым.

Разговаривайте. Не зря же проблемы иногда называют недомолвками. Конечно, сейчас намного легче уткнуться в смартфон (планшет, компьютер…) и просто помолчать, тем самым усугубив проблему. Если что-то пошло не так, об этом нужно говорить открыто и спокойно, вместе искать пути возможного решения. Таким образом, вы не только все разрешите, но и укрепите свои отношения.

Если так получилось, что ссоры не избежать, то дайте ей произойти и простите любимого человека. Все мы не идеальны, да и ссоры бывают разные. Но если семья достаточно крепкая, то в ней не позволят взять верх отрицательным эмоциям. И еще, помните пословицу: "Не выноси сор из избы". Старайтесь все конфликты решать внутри своего маленького государства, не жалуясь друзьям. Постороннее мнение нередко может нанести необратимый ущерб.

И последний, но немаловажный секрет счастливых семейных отношений: любите друг друга. Да, вы будете ругаться из-за разных взглядов на воспитание детей и распределение бюджета, но именно любовь поможет вам найти общее решение для всех проблем.

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.

Человек - это живой организм. Организм, имеющий множество потребностей. Так же, как и другие звери, мы вынуждены добывать пищу и воду, искать кров и возможность продолжить род.

Но в отличие от большинства животных, люди не наделены острым слухом и зрением, цепкими когтями или маскирующим окрасом. Испокон веков выживание человека зависело от других представителей его вида.

Стая приматов или первобытная родовая община могли добыть больше еды, чем каждый из них по отдельности. Объединённая родственными узами группа обеспечивала своим количеством защиту от хищников и безопасность развивающемуся потомству.

Семья позволила человечеству занять место в этом мире. Социальная сторона жизни родила множество новых потребностей: в любви, воспитании, эмоциональном тепле и принятии.

И хотя между примитивным и современным человеком лежат миллионы лет эволюции, нечто осталось неизменным - в моменты острой нужды мы обращаемся к родным (а ещё мы прямоходящие). Можно сказать, что всё человеческое общество родилось в семье. Но что же такое семья?

Семья - это самое важное, что есть в мире.
Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего.
Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни.
Джонни Депп

Что такое семья: Определение

Значение семьи в жизни человека столь велико, что невозможно дать её характеристику, при взгляде только с одной стороны. Несмотря на распространённость этого слова в повседневной жизни, его значения широко рознятся. К примеру, сказав, что семья - это брачный союз, мы будем правы, но упустим кучу деталей, не упомянув детей, родителей, да и вообще, что делает эта самая семья.

Так, взрослый человек оценивает семью, как микрогруппу, в которую входит, и как структуру, способную удовлетворять материальные и духовные потребности. Хотя пребывание в ней и предусматривает множество требований, это окупается своими субъективными выгодами.

Ребёнок расценивает семью иначе. На вопрос что такое семья – определение для детей будет рассмотрено с другой стороны. Для них это самая первая социальная среда, в которой происходит развитие психических, эмоциональных и интеллектуальных функций личности. Мать и отец являются для ребёнка образцами поведения и ролевыми моделями того, какими являются мужчины и женщины. Опыт, полученный в детстве в семье, человек несёт с собой всю оставшуюся жизнь.

Общество и государство рассматривают другое – социальное определение семьи. Для них это группа людей, связанных кровными, брачными или родственными узами, а также, как правило, проживающая на одной территории. Это позволяет структурировать индивидов в отдельные кластеры, составляющие основу социума. Состояние и проблемы семей являются проекцией состояния и проблем общества в целом. Таким образом, обеспечивая благополучие семей, общество может обеспечивать собственное «здоровье».

Наука на вопрос что такое семья определение находит в рамках такого направления, как семейная психология. С точки зрения психологов, семья – это структурно-функциональное объединение людей, связанных общностью быта и имеющих между собой супружеские или родственные связи. Акцент тут делается на функциональном значении. Рассмотрим подробнее, какие функции выполняет семья.

Что такое семья - определение для детей

Семья – понятие разностороннее. Определяя его суть, сложно отразить всё в одном предложении. Здесь объединены представления: брачный союз, самые близкие родственники, традиции, жилище, быт, многое другое.

С ранних лет дети задаются вопросом, что такое семья. Определение для детей с взрослым понятием совпадать не может. Важно направить их любознательность в нужное русло.

Важность семьи для человека

Для взрослых семья – определённая структура, микро группа, совместные духовные и материальные заботы. У детей понимание этой структуры развивается постепенно и от взрослых во многом зависит правильность их восприятия.

Семья создаётся в любви и верности для продолжения рода, взаимной поддержки, стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Детей надо подготовить не только к пониманию сути понятия, но и к нормам поведения в этой ячейке общества.

Формирование у детей понятия «семья»

Начиная с младшего детского возраста, для понимания, что такое семья, определение для детей важно подкреплять наглядностью. Просто беседа не отложится, не запомнится. Малыш должен видеть, ощущать, соприкасаться с изучаемым понятием, как с предметом.

Результативными бывают наблюдения за семьями животных, рассматривание фотографий, ролевые игры. Значимым является эмоциональный контекст. Дети знают, что семья – важное место для возникновения добрых взаимоотношений, получения первого опыта во всех сферах жизни.

Развитие ребёнка в семье

По мере взросления в определении «семья» для ребёнка появляются новые значения, понятие расширяется. Но всегда главной составляющей семьи остаётся любовь.

Расширение детского определения семьи с возрастом

Возраст Понятия в определении семьи (семья – это)
2-3 года мама и папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки
4-6 лет
  • близкие родственники;
  • совместное проживание;
  • любовь, ласка, уют и тепло.
7-10 лет
  • забота, внимание, ответственность;
  • чувство защищённости;
  • совместная работа и отдых.
11-14 лет
  • чуткое и бережное отношение друг к другу;
  • преемственность поколений, взаимопонимание и стабильность;
  • общие финансы, среда для развития.
15-18 лет
  • генеалогическое древо, родословная, история семьи;
  • основы супружеской любви и рождения детей;
  • виды семей, моральная и правовая ответственность.

Определение слова семья для детей к 18 годам соответствует взрослому или близко к нему. Детское развитие внутри семьи на всю жизнь оставляет свой отпечаток и отношение к ячейке общества.

Важность примера

Стандарты поведения формируются собственным примером и убеждённостью. Дети чувствуют фальшь, как никто другой, и ценят искренность. Образцом для подражания, бесспорно, являются родители. Отношения между мужчиной и женщиной остаются в детском подсознании на всю жизнь как взаимодействие мамы с папой.

Психологи до сих пор спорят по многим темам семейного воспитания, задаваясь вопросом, что такое семья. Определение для детей особенно интересно для многих. Приглашаем к обсуждению читателей.

Как вы думаете, какое определение семьи для детей наиболее верно отражает её суть и почему? Выскажите, пожалуйста, ваше мнение. Спасибо.

Функции семьи

Под функцией тут подразумевается сфера жизни, в которой удовлетворяются потребности членов семьи – людей, являющихся частью семьи, и состоящих с другими членами семьи в родственных или супружеских отношениях.



Семьи, которые выполняют все свои функции в полном объёме называются полнофункциональными. Впрочем, значение того, что такое «полный объём» может варьироваться в зависимости от возраста семьи или внешних обстоятельств. Так, в молодой семье, состоящей из двух членов, на первом месте может стоять сексуальная функция, тогда как пожилой брак, как правило, уделяет ей меньше времени, акцентируя внимание на воспитании нового поколения.

Когда одна или несколько функций не выполняются или нарушены, то мы находим ответ на вопрос что такое «семья социального риска». Определение для данной категории семей раскрывает основную проблему. Разобщённость и отстранённость между членами семьи, отсутствие общих интересов, эмоциональный холод, равнодушие и отсутствие поддержки, взаимное недоверие, жестокость и насилие по отношению к близким - все эти факторы позволяют отнести семью к дисфункциональным.

Семья заменяет всё.
Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.
Фаина Георгиевна Раневская


Редко встречаются случаи, когда нарушение наблюдается только в одной функции, т.к. они связаны. Поэтому социальная работа ведётся со всеми компонентами и членами семьи.

Типы семей

Основным критерием для классификации является состав семьи, т.е. количество людей, являющихся членами семьи.

К примеру, в зависимости от количества родителей выделяют:

  • неполные семьи (только отец или только мать с ребёнком).
  • полные семьи (членами семьи являются оба родителя и один или несколько детей).
По числу поколений, входящих в состав семьи , выделяют:
  • нуклеарные семьи (состоят из одного или двух поколений – супругов и их несовершеннолетних детей).
  • расширенные семьи (включают также родителей супругов).
В зависимости от количества детей , проводят следующую классификацию:
  • бездетная семья (диада супругов без детей)
  • малодетная семья (от одного до двух детей)
  • среднедетная семья (три или четыре ребёнка)
  • многодетная семья (пять детей и более)
Но, как правило, многодетными признаются семьи, имеющие от трёх детей.

Несмотря на преимущество в виде богатства и разнообразия внутренних связей, способствующих более скорой и эффективной социализации подрастающего поколения, многодетные семьи подвержены многим рискам. Прежде всего экономическим. Так, семьи с большим количеством детей часто становятся малоимущими в результате бытовых расходов.

Малоимущей называется семья, имеющая средний доход на человека меньше прожиточного минимума. Учитывается общий доход семьи, который включает:

  • зарплату;
  • доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности;
  • стипендии;
  • пенсии;
  • пособия;
  • доходы от сдачи в аренду имущества и др.
Статус малоимущей присваивается только в том случае, когда семья по объективным причинам имеет низкий уровень доходов. Финансовый вопрос встаёт остро также и в молодых семьях, которые ввиду, как правило, неопытности членов не всегда могут обеспечить себе выживание, а также рационально контролировать расходы.

Стадии жизненного цикла семьи

Как и любой другой процесс идущий через время, семья проходит определённые этапы, сопровождающиеся изменениями и кризисами.

1. Молодая семья

Охватывает период между вступлением в брак и рождением первого ребёнка. На данном этапе чувства между партнёрами, обычно, наиболее сильны, но и количество разводов наиболее высоко.

Супруги проходят через сложный период «притирания», обнаруживая в повседневной жизни друг с другом все углы своего характера и характера партнёра. Проблемой также является вынужденное вмешательство родственников в жизнь молодой семьи, т.к. зачастую она не имеет собственного отдельного жилищного пространства.

Адаптация к совместной жизни является сильным стрессом для психики.

2. Семья с несовершеннолетними детьми

Включает минимум 18 лет – промежуток между рождением первенца и совершеннолетием последнего ребёнка. Может быть и дольше, если детей несколько, и они разного возраста.

Эмоциональное напряжение на данном этапе достигает пика, потому что супругам приходится не только выполнять воспитательную функцию, проводя ребёнка через все возрастные этапы, но и материально обеспечивать нового члена семьи.

Конец данного периода знаменуется «кризисом пустого гнезда», когда супруги вновь спустя много лет оказываются наедине друг с другом. Для многих пар это становится причиной развода, т.к. подрастающие дети являлись единственным, что было общее у мужа с женой.

В силу возрастных особенностей пары, это время также часто совпадает с кризисом среднего возраста или кризисом достижений. Человек осознаёт, что перешагнул экватор жизни и, глядя на собственные успехи и статус, остаётся недоволен результатами.

3. Завершающий этап

Начинается новый период адаптации супругов друг к другу, а также адаптации к новому, взрослому статусу детей. Этап сопровождается возрастными изменениями в организмах мужа и жены, ухудшениями здоровья, ослаблением физических сил.

Заключение

Дойдя до завершения статьи, мы можем теперь однозначно сказать, что такое семья, своими словами. Это союз двух любящих друг друга людей, способный произвести и вырастить новую жизнь.

Семья, это те люди, которые могут оказать поддержку в трудную минуту и обеспечить любовью и пониманием. Существование семей заложено в самой нашей человеческой природе. И насколько бы ни менялся окружающий мир, мы всё равно будем тянуться друг к другу, чтобы справиться с этими изменениями.

Это одновременно уникальное в плане глубокой субъективной интимности и самое распространённое в мире явление. В честь него даже существует «День семьи, любви и верности», отмечаемый в России и других странах мира.

Такое явление как семья существует в множестве форм, но в итоге каждый отдельный человек имеет свой багаж воспоминаний переживаний и образов, связанных с представлением о том, что это такое. А что такое семья для Вас?

Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

Функции семьи как социального института

К основным функциям семьи относится:

  • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
  • воспитание и обучение, социализация;
  • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
  • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
  • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение числа разводов;
  • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
  • ухудшение здоровья детей и супругов;
  • изменение семейных ролей;
  • рост семейного насилия.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

На функционирование семьи в свою очередь влияет:

  • нормы и ценности культуры;
  • экономическая сфера общества;
  • демографические изменения;
  • государственные институты;
  • физиологические процессы;
  • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

Типы семей

Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и ребенка.

  1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
  2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними , потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
  3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Благополучные и неблагополучные семьи

Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
Благополучные семьи Понимающие Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
Покровительствующие Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
Безразличные Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
Неблагополучные семьи Подавляющие Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
Тревожные Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
Отстраненные Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
Отвергающие На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

По воспитательному потенциалу

По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

Воспитательно-сильная семья

Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

Воспитательно-устойчивая

В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

Воспитательно-неустойчивая

Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

  • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
  • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
  • правонарушительская;
  • преступная;
  • психологически отягощенная семья.

Родительский авторитет

Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

  • достойную жизнь родителей;
  • достойную работу родителей;
  • их поведение;
  • их знание жизни ребенка;
  • помощь ребенку;
  • чувство ответственности за воспитание ребенка;
  • гражданское лицо родителей.

Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

  1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
  2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
  3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
  4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
  5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
  6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
  7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
  8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
  9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на , а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

Низкий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Послесловие

Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
  • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.

Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью и воспитанием детей. С развитием цивилизации и в различных социальных сообществах функции семьи меняются.

СЕМЬЯ

family) Семья в психоанализе - это всегда то, что антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из матери, отца и детей, которые рассматривают себя и рассматриваются обществом как исходная ячейка, а не большая семья клана или племени. В результате такие явления, как ЭДИПОВ КОМПЛЕКС и соперничество между братьями и сестрами (см. СИБСЫ), всегда описываются в терминах, которые потеряют смысл, еслиих применить к культурам, где дяди, бабушки и дедушки не менее значимы, чем отцы, а между двоюродными и родными братьями и сестрами не делается различий. Кроме того, явления, подобные кризису юношеской ИДЕНТИФИКАЦИИ, имеющие место только в нуклеарных семьях, определяются таким образом, словно они - неотъемлемые свойства человеческой природы. семейная терапия - это ПСИХОТЕРАПИЯ, которая в качестве объекта лечения рассматривает не отдельного пациента, как "представителя" семьи, а всю семью в целом. В США выпускается журнал "Семейный процесс", где публикуются исследования, основанные на предположении, что неврозы являются внутрисемейными нарушениями. семейная романтика - фантазия ребенка о том, что его родители - не настоящие, и что на самом деле он благородного, даже королевского происхождения.

Семы

Sems ). "Социально сформированные проводящие структуры эргов". Выученные или приобретенные динамические черты, промежуточные цели, связывающие аттитюд с изначальным эргом. Семы берут свою энергию из эргов и придают аттитюдам некоторую организацию и стабильность.

СЕМЬЯ

1. В самом строгом значении термин "семья" относится к фундаментальной единице родства. В своей минимальной или ядерной форме семья состоит из матери, отца и потомства. В более широком использовании это может относиться к расширенной семье, которая может включать дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т.д., которые все вместе действуют как отдельная социальная единица. У социологов и антропологов имеется множество других специальных классификаций для различных видов семей, согласно тому, как они представляются в различных культурах и обществах. 2. Более широкое значение – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей. 3. Еще более широкое значение – термин, применимый к любой совокупности близко или формально связанных предметов или событий; в математике это относится к семье кривых, в социальной психологии – к семье черт или отношений, в лингвистике – к семье языков и т.д. 4. В биологии – уровень классификации связанных видов (или иногда отдельного вида), которые сгруппированы в определенном порядке.

СЕМЬЯ

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Основные исторические формы С.: парная (при неустойчивых связях между мужем и женой и раздельном имуществе), большая (включающая несколько поколений родственников), полигамная, моногамная. Большинство современных С. состоит из супругов и их детей (нуклеарная С.). Сфера возникновения и развития семейных конфликтов.

СЕМЬЯ

устойчивое объединение, основанное на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Важнейшая функция С. – репродуктивная, т. е. рождение и воспитание детей. С. обеспечивает наиболее адекватные условия для полового воспитания детей и формирования их полового самосознания. У индивидов, воспитанных в С., особенно в которых есть и отец и мать, реже встречаются половые извращения, легче и естественнее проходит процесс половой социализации.

Семья

славянск. «семь» - работник, слуга, домочадец; лат seimа – домочадец) - 1. фундаментальная единица родства. В своей минимальной или ядерной, нуклеарной форме семья состоит из отца, матери и их потомства. В более широком значении термин относится к «расширенной семье», которая может включать дедушку, бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т. д., которые все вместе функционируют как отдельная социальная единица. Существует множество других специальных классификаций для различных видов семей, согласно тому, как последние представляются в разных культурах и обществах; 2. более широкое значение – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никакой кровной связи; 3. еще более широкое значение – термин, который обозначает любую совокупность близко или формально связанных объектов или событий. Например, в социальной психологии – семью черт или отношений, в математике - семью кривых, в лингвистике – семью языков и т.п.; 4. в биологии – уровень классификации связанных видов (иногда отдельных видов), которые сгруппированы в определенном порядке; 5. в психоанализе – то, что антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из отца, матери и их родных и/или приемных детей, которые рассматривают себя и рассматриваются обществом как исходная ячейка, а не большая семья клана или племени. В результате такие явления, как Эдипов комплекс и соперничество между братьями и сестрами всегда описываются в терминах, которые теряют смысл, если их применить к культурам, где дяди, бабушки, дедушки и другие родственники отнюдь не менее значимы для детей, чем их отцы, а между двоюродными и родными сибсами не делается при этом существенных различий. Кроме того, явления, подобные кризису юношеской идентичности (в психопатологии - «нарушению отождествления»), обычно имеющие место только в нуклеарных семьях, определяются таким образом, словно они представяют неотъемлемые свойства и всегда существующие свойства человеческой природы. Существуют исследования, основанные на предположении о том, что неврозы являются преимущественно внутрисемейными нарушениями. Термин семейная романтика обозначает фантазии ребенка о том, что его родители – не настоящие, и что на самом деле он имеет высокое, благородное, даже королевское происхождение.

Семья

малая социальная группа, состоящая из людей, связанных узами родства и/или супружества. Представляет собой динамическую систему, функционирование которой определяется действием двух законов: закона гомеоста-за и закона гетеростаза. Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое положение, остаться в данной точке развития. Согласно закону гетеростаза, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл: некую последовательность смены стадий. Семья выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: функция духовного (культурного) общения, эмоциональная, сексуально-эротическая, функция первичного социального контроля, репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая.