Схема составления описательного рассказа по картине. Составление описательных рассказов Составление описательного рассказа по

Екатерина Александровна

Использование в работе общепринятых схем и логоритмов для составления описательных рассказов дало подтверждение факту, что на начальном этапе, с учётом определённых проблем в речевом развитии, они являются сложными для ребёнка. Вместо помощи в формировании грамматически правильного строя речи, они "обнажали" пробелы в речевом развитии, чем ставили ребёнка в неловкое положение. Поэтому на этапе предварительной работы мною были составлены упрощённые схемы для составления описательного рассказа по картине . Как показала практика, эти схемы послужили хорошей базой для активизации словаря ребёнка, построения монологической и диалогической речи, повышения уровня развития связной речи .

На следующем этапе детям были предложены схемы , которые можно найти в методической литературе и на просторах сети Интернет. Наблюдения и мониторинг показали уверенную работу детей, без трудностей, вызванных ранее.






Публикации по теме:

нтеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно.

На протяжении всей педагогической практике, я стараюсь использовать в любой деятельности, а чаще всего в развитии речи с детьми различные.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи. Составление описательного рассказа по картине «Не боимся мороза» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.

Конспект НОД «Составления описательного рассказа «Весна» с использованием мнемотаблицы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 Конспект НОД по образовательной области «речевое развитие».

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» Цель: учить самостоятельно.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЛОШАДЬ С ЖЕРЕБЕНКОМ» Цели: - учить составлять описательный рассказ по картине, включая в.

Конспект открытого занятия Составление описательного рассказа по картине «На границе» Воспитатель: Кармаева С. В..

Конспект занятия

Татьяна Казакова

Цель : учить составлять описательный рассказ о доме .

Задачи :

1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

3. Закрепить навыки образования прилагательных.

4. Закрепить навык составления рассказа по описанию

План составления рассказа :

1. Что это? Сколько этажей в доме (одноэтажный, многоэтажный, n-этажный)

2. Из какого материала построен дом? Какой дом? (из кирпича, дерева, панелей, блоков. Кирпичный, деревянный, панельный, блочный)

3. Какого цвета дом?

4. На какой улице расположен дом?

5. Что находится рядом с домом? (Растут деревья, кустарники, магазин, школа, детская площадка и т. д.)

6. С кем проживает? (с мамой, папой, дедушкой, бабушкой, сестрой, братом)

7. Какие домашние животные живут дома? (кошка, собака, морская свинка и т. д.)

8. За что любишь свой дом? (он уютный, там тепло, он красивый и т. д.)

Примерный рассказ :

Это дом. Он одноэтажный. Дом построен и дерева, значит он деревянный. Мой дом красного цвета. Он расположен на улице Московская. Рядом с моим домом растет много берез. Еще рядом с домом находится дорога. Я живу с мамой и папой. У меня дома живет кошка – ее зовут Мурка, и собака – ее зовут Жучка. Я люблю свой дом за то, что он красивый.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле. Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ о.

Конспект НОД «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 1. Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Дать энциклопедическое.

Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.

Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» в старшей группе. Программные задачи: учить детей составлять.

Мнемотаблица для составления описательного рассказа. Приложение к конспекту НОД по развитию речи «Мебель» 3. Работа по плану. Вывешивается картинно-графический план Логопед обращает внимание детей на схему, расположенную на магнитной доске и.

Конспект занятия «Составление описательного рассказа по игрушкам» Тема: «Составление описательного рассказа по игрушкам» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально.

Конспект занятия по составлению описательного рассказа по картине «Ежи» для старшей группы Задачи: Воспитывать интерес к лесным животным. Учить детей составлять рассказ по картинке с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных.

Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» Пояснительная записка. Занятие по развитию речи рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова.

Консультация для воспитателей, логопедов и родителей, раскрывающая методы и приемы составления описательных рассказов в процессе игр-выставок. Представлена нетрадиционная и интересная форма работы, позволяющая добиваться высоких результатов в составлении описательных рассказов.

Совершенствование связной речи детей — это одна из ведущих задач развития в дошкольном возрасте.

На пятом году жизни, появляется сложная форма связной речи — «сообщение в виде монолога, рассказа о пережитом и увиденном». (Д,Б.Эльконин). Именно в этом возрасте необходимо уделять внимание обучению рассказыванию.

Для полноценного речевого общения с окружающими одинаково важны все виды рассказов-монологов. Легче всего начинать работу с описания игрушек, предметов, иными словами, с формирования умения характеризовать единичный объект. Умение точно, экономно и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления человека, облегчает процесс обмена информацией в различных видах деятельности.

«Несомненно, что слово играет решающую роль уже в наглядно-действенном мышлении и что только отражение в речи определенных предметов дает возможность ребенку составить о них дифференцированные представления и оперировать этими представлениями в умственном плане или в плане воображения». (А. Запорожец).

Опыт моей работы, анализ литературы, наблюдения, беседы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Навыки приобретенные при описании одной родственной группы предметов (например, посуды), дети не всегда переносят в деятельность описания иной группы предметов (например одежды, мебели). Легче усваивается совместная деятельность по составлению плана описания, совместное составление с педагогом. А вот самостоятельное составление рассказов детьми — утомительно для детей. Снижается устойчивость внимания в случаях, когда рассказывают сверстники. Логопеду необходимо все время искать приемы, чтобы активизировать их внимание.

При сообщении цели непосредственной деятельности и игрового упражнения не стоит забывать о мотивах. Ведь именно мотивы побуждают человека к деятельности. Необходимо мотивировать детей. Можно включать в работу деловой мотив: «Ты сможешь купить игрушку, если сочинишь рассказ о ней». Постановка познавательной задачи еще не достаточна, чтобы активизировать умственную деятельность. Необходимо, чтобы задача была не только принята, но и затронула его интересы. Также необходимо учитывать следующие моменты: желание детей рассказывать и слушать рассказы сверстников, количество и качество сочиненных рассказов.

Я решила провести эксперимент в процессе игры: » Срочно необходим ваш совет». Вниманию детей предложила пять бокалов и объяснила: «завхозу надо купить малышам новые бокалы. В магазине предложили образцы, которые сейчас есть в магазине. Помогите выбрать нужные бокалы, только учтите бокал для малыша должен быть легким и конечно, красивым. Иметь удобную ручку. Прежде чем вы будите высказывать свое мнение, нет ли у вас ко мне вопросов.»

Вопросы оказались:

Вы действительно выберите те чашки, которые мы выберем? (Конечно, иначе зачем бы мы затеяли этот разговор?).

Заданные вопросы уже свидетельствовали о том, что дети заинтересовались. Позже, оценивая эту работу, дети высказывали удовлетворение тем, что им доверили настоящее дело, радовались деловому сотрудничеству со взрослым.

Как же проходила игра? Объяснение задания, включая цель, мотив деятельности, план описания чашки заняло 7 минут, количество заслушенных рассказов — 9 минут. Радовал тот факт, что дети размышляли, приступая к описанию. (мне понравился вот этот бокал, но я еще не проверил, годится ли он малышам.) Легче, чем обычно, начинали рассказывать. И первая фраза не была стереотипной, как зачастую бывает при составлении описательных рассказов по плану.

Обучая ребенка речи, необходимо создавать ему такие условия, однотипные с естественными, чтобы его речевые высказывания приближались к тем, которые существуют в жизни, когда удовлетворяется потребность в коммуникации.

При работе по составлению описательных рассказов необходимо искоренить главный недостаток: дети больше слушают, нежели говорят . В деловом содружестве со взрослыми и сверстниками, ребенок уже не удовлетворяется активностью других, претендует на активную роль. Необходимо выстраивать процесс игры таким образом, чтобы процесс обучения в достаточной мере удовлетворял любознательность ребенка и потребность в мыслительной деятельности. Необходимо поддерживать атмосферу непринужденного речевого общения. Надо стараться, чтобы не было ни молчащих детей, ни тех, которым нечего сказать.

Работу по составлению описательных рассказов можно также проводить в процессе игр «Выставок». Интерес к играм- выставкам, так велик, что они играют в выставки на прогулке, дома, требуя, чтобы родители не только слушали, но и задавали вопросы.

Как же в играх-выставках решается ведущая задача — составление описательного рассказа? С этой целью я анализировала рассказы — результат речевой деятельности старших дошкольников, по традиционной методики и в игре-выставке. В основном я ориентировалась на два параметра:

  • употребление сложных предложений,
  • употребление наречий и прилагательных.

Монологи в процессе игры «Выставки» оказались объемнее, описывая экспонат дети чаще использовали сложные предложения, особенно сложноподчиненные, употребляли самые разнообразные наречия и прилагательные. В их рассказах прилагательные составляли 21% от числа всех используемых слов, 6 % — наречий. Когда при описании подобных объектов вне выставочной ситуации эти же дети употребляли лишь 14% прилагательных и 3% наречий. Информативность, ведущий признак текста, выступил отчетливее. В рассказах детей экскурсоводов четче проявлялись и такие признаки текста как целенаправленность, связь между частями описания и между предложениями.

Что еще положительно характеризуется в процессе игр-выставок:

  • Воспроизводят ситуации, в которых высказывания детей и их поведение максимально приближены к жизненным.
  • Отвечают потребностям старших дошкольников в активном деловом содружестве с окружающими.
  • Учат культуре общения. Ребенок помнит о взятой на себя роли и действует в соответствии с ней.
  • Поведение детей подтверждает положение Л.С.Ввыготского о том, что в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя и может решать более трудные задачи.
  • Внимание детей поддерживается за счет чередования монологов (моментов более утомительных) и диалогов (моментов оживления).
  • Возможность задавать вопросы, возможность сформулировать вопрос поинтереснее необычайно активизирует мысль и речь ребенка.

Во время подготовительной работы к выставкам вопросы и ответы детей в массе своей просты и стереотипны. Однако в процессе игры звучат высказывания, вызывающие радость.

Наблюдения показывают, что после закрытия выставок интерес к экспонатам сохраняется в течении 6-8 минут, а в случае, когда экспонируются заводные игрушки, интерес не угасает в течении 10-15 минут.

Выставки можно проводить, используя разные игрушки и предметы. Это позволяет определенным образом решать проблему межпредметных связей. Так выставки решают интегративные задачи. Помогают уточнить представления детей об окружающем.

В старшей группе успешно проходят описания таких выставочных экземпляров, как чайная и столовая посуда, куклы в национальных костюмах, различные автомобили, подносы, книги.

В подготовительной группе дети с увлечением характеризуют изделия хохломы, дымковской игрушки.

Игры-выставки помогают достичь высокий результат, строятся с опорой на мотивированную деятельность, эмоционально-волевую сферу личности ребенка и его творческое воображение.

Рассказы детей, записанные при традиционной методике.

Игры-выставки (2).

Наташа Т., 5 лет 7 месяцев.

1. Летний костюм мальчика.

Это костюм для лета. Рубашка красная, на плечах широкие синие полоски. Есть карман, еще карман. И брюки. Костюм сшит из мягкой ткани. (Дальше молчит, затрудняется. Ждет наводящих вопросов). Рубашка сшита с воротником.

2. Летнее платье девочки.

Это платье для лета. Девочке купили, чтобы носить в жару. У платья беленький воротничок и золотые пуговки. Рукава короткие. На платье есть поясок, а на пояске пряжка. Платье ситцевое. Очень красивое.

Денис Ш., 5 лет 6 месяцев.

1. Хохломская тарелка

Это тарелка, она черная. А внутри золотая. Вот тут проходит узор, ягодки и три листочка. Опять ягодки и опять три листочка. А вверху какие-то листочки. Тарелка небольшая.

2. Хохломская тарелка.

Это большая красивая тарелка для салата. Внутри она, как многие хохломские тарелки золотая, а снаружи черная. Нарисован красивый золотой узор, который состоит из веток и ягод, похожих на рябину. А над листьями — цветы. У тарелки обычная форма. Круглая. Есть красный ободок. Очень красивый.

1. Игрушечный пылесос.

Это пылесос. Сделан он серой пластмассы. Вверх непрозрачный, а низ прозрачный. Видно желтые шарики. Это, наверное, мусор. Еще есть шланг и щеточка. Есть кнопка. На нее нажмешь, и пылесос включается.

2. Снегоуборочная машина.

Эта машина называется снегоуборочная или грейдер. Она может опускать и поднимать щит. Руль тоже можно немного опустить вниз. При повороте руля влево колеса тоже поворачиваются влево. При повороте руля вправо колеса тоже поворачиваются вправо. Машина вся сделана из металла, а колеса из резины. Так же и у настоящей машины. Вся машина окрашена зеленым цветом. Шины колес черные.

Волкова Мария Александровна,
учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ детский сад №5 «Березка»,
Нижегородская область, г. Сергач

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  • Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
  • Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.
  • Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.
  • Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.
  • Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности инициативности.
  • Создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.

Оборудование:

  • демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий
  • раздаточные картинки с изображением инструментов
  • схемы для составления описательных рассказов
  • компьютерная презентация
  • кукла Незнайка

Предшествующая работа:

  • Беседы «Профессии наших мам и пап».
  • Чтение В.Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяка «Мамина работа».
  • Игры «Загадки о профессиях», «Как сказать иначе», «Доскажи словечко».
  • Экскурсии на стройку, в магазин, больницу.

Ход НОД

Организационный момент.

Игровое упражнение «Кто это? Кто спрятался (кого не стало?)»

Компьютерная презентация загадок.

Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажите, кто это, как его зовут? (Незнайка). Я его пригласила к нам.

Вноситься кукла.

Незнайка: О чем вы тут говорите?

Дети: О профессиях людей.

Незнайка: Я тоже много профессий знаю и даже знаю, кто, чем занимается.

Игровое упражнение «Кто что делает?»

Предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить Незнайку, если это необходимо.

Врач варит суп.

Учитель учит детей в школе.

Повар лечит людей.

Шофер убирает двор.

Дворник водит машину.

Швея чинит сапоги.

Сапожник шьёт одежду.

Продавец продает продукты.

Строитель подстригает людей.

Парикмахер строит дома.

Незнайка благодарит детей за правильные ответы и предлагает поиграть в следующую игру.

Игровое упражнение с мячом “Кто, где работает?”

Дети стоят в кругу.

Шофер – на дороге.

Повар – в столовой.

Строитель – на стройке.

Врач–в больнице.

Швея – в ателье.

Продавец – в магазине.

Парикмахер – в парикмахерской.

Воспитатель – в детском саду.

Незнайка приглашает помочь разобраться кому, что нужно для работы.

Игровое упражнение «Кому что?»

Работа в микрогруппах. Дети к картинке с профессией подбирают инструменты.

Затем детям предлагается определиться, кем бы они хотели быть, когда вырастут. Раздаются схемы для составления рассказов.

Изучение нового.

Составление описательного рассказа по схеме.

План:

Название профессии. (Кто это?)

Место работы. (Где работает?)

Что делает человек данной профессии?

(Что делает на работе?)

Что ему нужно для работы?

(Какие предметы нужны ему для работы?)

Образец рассказа:

— Это продавец. Продавец работает в магазине(супермаркете, универсаме и т.д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т.д. для работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.

Самостоятельные рассказы детей.

Закрепление материала.

Игровое упражнение «Составь предложение»

Незнайка предлагает, опираясь на картинки закончить предложение.

Врач лечит…

Повар варит…

Строитель строит…

Швея шьёт…

Воспитатель воспитывает…

Шофер перевозит…

Парикмахер подстригает…

Продавец продает…

Итог.

— Чему вы сегодня научились?

— Что узнал Незнайка из ваших рассказов?

В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых - подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

Что это такое

План - это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно - в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

  • Начало - барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом - искренне привязался к ней.
  • Конец - смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

Выделение смысловых частей

Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

  1. Вступление - особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
  2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
  3. Животное бросили в клетку льва.
  4. Хищник пожалел беднягу.
  5. Неожиданная дружба льва и собаки.
  6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
  7. Через год собачка заболела и умерла.
  8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы - емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Основные ошибки

Рассмотрев, о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

  • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
  • Нарушение логики, перестановка частей местами.
  • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
  • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.

Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс - это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.