Советская семья - ячейка социалистического общества. Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние

Полная энциклопедия наших заблуждений Мазуркевич Сергей Александрович

«Семья - ячейка общества»

«Семья - ячейка общества»

Эта всем известная фраза в подлиннике звучит несколько иначе. Фридрих Энгельс писал: «Семья - это экономическая ячейка общества». Всего одно слово, а разница довольно существенная.

Из книги Акционерные общества. ОАО и ЗАО. От создания до ликвидации автора Сапрыкин Сергей Юрьевич

1.8. Документы, оформляемые при внесении различных изменений и дополнений в устав акционерного общества, или утверждение устава общества в новой редакции Внесение изменений и дополнений в устав акционерного общества или его утверждение в новой редакции осуществляется

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЯЧ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭЛ) автора БСЭ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

24. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА Общество – сложное образование с развитой структурой. Структура – это способ связи и иерархия элементов в социальной системе. Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги "Шпионские штучки 2" или как сберечь свои секреты автора Андрианов Владимир Ильич

«Лебенсборн». Была ли семья ячейкой нацистского общества? Чтобы завоевать мир, мы должны произвести немецкую кровь… Солдаты СС должны довести количество детей в своих семьях как минимум до четырех, с тем расчетом, что, если двое из них погибнут в боях, оставшиеся в живых

Из книги Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты автора Ёрдег Элизабетта

Из книги О стыде. Умереть, но не сказать автора Цирюльник Борис

«Семья - ячейка общества» Эта всем известная фраза в подлиннике звучит несколько иначе. Фридрих Энгельс писал: «Семья - это экономическая ячейка общества». Всего одно слово, а разница довольно

Из книги автора

8.7. Ячейка в банке Если вы хотите надежно спрятать предмет, то воспользуйтесь услугами банка. Предъявив в банке паспорт и составив соответствующий договор, вы можете арендовать ячейку. Стоимость аренды зависит от размеров и составляет от 0,5 до 1 доллара в сутки. В табл. 8.1 в

Из книги автора

Семья Другой удачный тип экипажа - семейная группа. Роли уже распределены и остаётся только перенести их в новую обстановку. Конечно в том случае, если все согласны!Возраст детей очень критичен. Маленькие требуют много внимания, но более управляемы. Новорожденных держат

После Октябрьской революции по стране повсеместно стали усиленно распространяться идеи женского равноправия. О них во всеуслышание заявляли «музы» русской революции Инесса Арманд и Александра Коллонтай. Они говорили о браке как о любовном и товарищеском союзе равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых. Коллонтай пошла дальше: она предрекала, что со временем семья отомрёт, и женщины научатся заботиться обо всех без разбора детях как о своих собственных. Вождь мирового пролетариата Владимир Ленин не разделял убеждений милых дам, хотя и придавал большое значение обобществлению материальной стороны быта, созданию общественных столовых, яслей, детских садов, которые он называл «образчиками ростков коммунизма».

Советское правительство регулирует семейные отношения.

Не секрет, что Советской властью жен-щина всегда рассматривалась с двух по-зиций: как мать и как активный строитель нового общества.

К 30-м годам XX века разговоры о правах женщин утихли. закрыл женотделы и объявил об окончательном разрешении женского вопроса. В 1936 году был принят новый Семейный кодекс, запретивший аборты.

Государство принялось бороться за укрепление семьи. Республике нужны были рабочие силы. «Свободную любовь» заклеймили как антисоциалистическую.

В годы войны угроза вымирания советского общества заставила Правительство принять ряд законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений. 8 июля (это не случайное совпадение: бывший семинарист Иосиф Сталин отлично помнил, что православные в этот день обмечают день памяти покровителей семьи Петра и Февронии) 1944 года был принят Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почётного звания «Мать-героиня», учреждении ордена «Материнская слава» и «Медали материнства». В соответствии с этим документом была утверждена обязательная регистрация брака. Выражение «законный брак» вновь стало общеупотребительным. Брак без регистрации в органах ЗАГС официально назывался «сожительством».

В Советском Союзе свободной любви нет и быть не может.

Середина 50-х годов была ознаменована двумя эпохальными для советской семьи событиями: были вновь легализованы аборты, и органы ЗАГС переданы в ведение местных Советов депутатов.

К этому времени советские люди чётко знали: «Семья - это ячейка общества». И каждый гражданин обязан её создать. Семья в СССР начиналась с регистрации ЗАГСе. Конечно, не все сограждане были сознательными и официально оформляли свои отношения. Но общество осуждало такие пары. И уж под закат Советского государства мужчины и женщины совсем... распустились: чтобы купить квартиру, заняться предпринимательской деятельностью стали вступать в фиктивные браки и браки по расчёту.

В СССР свободной любви нет - утверждали партийные лидеры. Но как же было назвать то, что происходило, когда граждане выезжали в командировки, на турбазы или курорты? Объективным доказательством свободной любви и нравственной ответственности по-советски стал пик абортов, который пришёлся на 1964 год. В большинстве этих случаев беременность наступала вне брака.

Существовал и институт разводов. При разводе связь между супругами не прерывалась: бывший муж поддерживал материально семью (в 99% разводов ребёнка оставляли матери), участвовал в воспитании ребёнка. Разводы в СССР были распространены с 1966 года примерно так же широко, как сейчас.

Постепенно общая картина рождаемости в СССР стала указывать на спад проявлений глубокой любви со стороны семейных пар к детям. Женщины рожали мало, в городской семье чаще всего были один или два ребёнка. Жертвовать своим комфортом ради стирки пелёнок люди теперь не желали.

Так называемое раскрепощение женщин, безусловно, имело и положительные стороны. Женщина осознавала себя личностью - это огромный плюс всей пропагандистской работе коммунистов. Но минусов было больше. Государство, как и мечтала Александра Коллонтай, взяло на себя функции воспитателя, отца и матери. Разрыв родственных связей был неизбежен. Сугубо личные вопросы выносились на суд общественности, потом те же женщины бегали в партком с просьбами образумить мужей и вернуть их в семью. Советская женщина стала борцом, изменив своей сути и не по своей воле.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Семья - ячейка общества

Введение

1. Классификация семьи

2. Суть и смысл семьи

3. Прочность семьи, её культура

4. Семейные трудности

Литература

Введение

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры.

Семья анализируется в русле 2-х основных направлений: функционализма и теории конфликта.

Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функции или социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям. Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития промышленного общества и государства всеобщего благосостояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов.

Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти внутри семьи; исследования показывают, что члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, имеют большую власть. По мнению Маркса и Энгельса, под влиянием промышленной революции семья преобразовалась в совокупность денежных отношений. В соответствии с современным вариантом этой концепции семья являются местом, где осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных средств; при этом возникают конфликт между интересами каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.

1. Классификация семьи

Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.

1. Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 основных типа семейной структуры:

Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.

Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.

В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением.

2. Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских островов и членов израильского кибутца существовала одна основная форма брака. Речь идет о моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами.

Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.

Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии (брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами). Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где они считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.

Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену (Кенкель, 1977)

Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.

3. Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.

В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.

4. Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.

5. Правило выбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство,новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

6. Родословная и наследование имущества. Существует 3 типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.

2. Суть и смысл семьи

Если детей можно было (точнее, разумно было, человечнее было) произвести в колбах-инкубаторах, как цыплят, то семья никогда не стала бы социальным институтом, находящимся под защитой государства. Сходитесь-расходитесь как на танцах, коль скоро это касается только вас.

Но доколе человек остаётся человеком и человеческое общество - человеческим, для воспроизводства потомства homo sapiens по образу и подобию родителей, как в психологическом, так и в социальном отношении существует только одна колба-инкубатор - семья (сегодня, разумеется, в органическом единстве с общественными учреждениями обучения и воспитания подрастающего поколения). Семья и в этом смысле - непреходящая ценность человеческого общества. Ибо все прочие способы нечеловечны, бесчеловечны. Поэтому семья не только социальная группа, наподобие коллектива, компании, но и социальный институт, наподобие учреждений образования и культуры.

В прошлом понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между собой, и такая связь казалась само собой разумеющейся. Бездетность во все времена и у всех народов мира представлялась таким же тяжелым несчастьем, как слепота, глухота, немота. Супруги приносили жертвы всем мыслимым богам, давали обеты, сутками ползли на коленях к каким-нибудь «святым местам», вымаливая себе ребенка. И окружающие взирали на них по крайней мере с состраданием, а то и с презрением. Теперь эти понятия «разошлись»: можно жить семьей, но не иметь детей - это ваше личное дело. Некоторые так и делают. Более четверти американских женщин в возрасте моложе 30 лет не хотят иметь детей, многие германские семьи бездетны.

Такая самоориентация молодых семей ведет в буквальном смысле к самоубийственным последствиям для общества. Но это - для общества, а для личности, для самого человека, для нас с вами?

Когда люди впервые слышат, что ребенок всегда и при всех обстоятельствах дает взрослому больше, чем тот ему, то не верят, хотя имеют вполне обычных детей и внуков. Не может быть! Это ребенок-то дает? Это капризное, орущее существо, на заботу о котором надо положить столько сил? Ну что он может дать?

Оказывается очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее.

Все это - одни только слова, слышатся порой возражения. Раньше ребенок был помощником, с малых лет трудился по-взрослому и быстро «окупал» заботы о нем в первые годы жизни. Когда он подрастал и его женили или выдавали замуж, он становился союзником, притом незаменимым, в разных трудностях жизни. А под старость это была «живая пенсия» - единственная твоя надежда и опора, случись что с тобой: других пособий не существовало. Вот детей и заводили, сколько могли. А сейчас они разве помощники? Устраивай, устраивай, покупай, покупай без конца, а потом - бац: внук на твою же шею. А пенсия теперь у всех своя собственная, ее государство платит.

Однако ребенок с малых лет может и даже должен быть помощником. И еще каким! Только, конечно, не в тех формах, что раньше. Он может и должен быть союзником. Мало того - другом, самым надежным и верным другом, что раньше было не часто.

Одна из основных социальных потребностей каждого человека - в самоутверждении, в том, чтобы к нему относились с уважением, чтоб хоть в чем-то был Учителем. Это - не честолюбие. Это - нормальная потребность нормального человека, и, если она не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно, психика человека страдает так же жестоко, как если бы его унижали.

Ребенок со своими собственными потребностями в знаниях, навыках, наконец просто в покровительстве со стороны старшего словно нарочно создан для полноценного удовлетворения потребности взрослого в самоутверждении.

Не каждому дано быть профессором для студентов в университете. Ног каждому можно - и для полноценной жизни даже нужно - стать в точности таким же по сути профессором для детей в своей семье, вообще для детей. Ежедневные стог тысяч «почему» ребенка приводят иного родителя в раздражение. А вечером, в обычном застольном пустословии, он тщетно пытается привлечь к себе внимание окружающих сущим вздором. Несчастный! Если бы он только он мог понять, от чего он отмахивается, как от назойливой мухи, и на каких пустяках пытается строить свое самоутверждение перед равнодушными к нему людьми. Если бы только он мог понять, что в одном случае он имел шанс выступить как Учитель, а в другом выглядел, как пошлый шут.

Та истина, что семья имеет решающее влияние на ребенка, особенно в ранний, дошкольный период его жизни, что семейное воспитание во многих отношениях задает тон всему процессу становления и развития личности, кажется, никем уже не ставится под сомнение. Однако пока что остаются в тени и мало исследуются те влияния, которые оказывают на семейное воспитание и его результаты различные факторы, стороны, особенности жизнедеятельности семьи.

Общество не сможет существовать, если в каждом поколении двух родителей будет сменять один и все больше семей станут вовсе отказываться иметь детей. Разъяснить, что человек обкрадывает себя, добровольно отказывая себе в счастье иметь детей. Инстинкты - инстинктами, а соблазн «проскочить» жизнь, не обременяя себя детьми, возрастает. Стало быть, на помощь инстинктам должно призвать разум.

Конечно, без детей меньше проблем. Но жизнь должна иметь смысл. Этим смыслом не может быть труд ради труда. Этим смыслом может быть только труд как первая жизненная потребность, во имя всестороннего развития личности. А такое развитие немыслимо, если из него выпадает одна из важнейших сторон - общение с детьми, которые дают взрослым больше, нежели те - им, которые помогают полноценному становлению и развитию личности, которые делают полноценной жизнь взрослого человека.

Дети - суть и смысл семьи. Потому что они - наше будущее. И завтра, и через много лет.

3. Прочность семьи, её культура

Семья для ребенка - и социальная среда, и воплощение культурных традиций, и источник общественного опыта. В ней он находит и примеры для подражания, и критерии оценки первых проявлений своего «я», и образ, модель общества, в которое ему предстоит войти, того большого социального мира, где он будет жить и работать. В семье происходит как бы второе, социальное рождение ребенка.

Глубокая специфичность и принципиальная незаменимость семьи как воспитательной среды обусловлены тем, что непосредственность и устойчивость контактов сочетаются здесь с эмоциональностью общей атмосферы. Только в семье дети постоянно и непроизвольно осваивают опыт, знания старших, а взрослые как бы повторяют, воспроизводят в детях, в их воспитании уже пройденные этапы своей жизни. Семейная среда уникальна, предпосылки ее созданы самой природой, и люди, если не хотят потерять все, что дала м дает им цивилизация, должны в каждом новом поколении воссоздавать прочную и нравственно здоровую семью.

Мало сказать: воспитательный потенциал семьи зависит от ее прочности. Нужно еще, чтобы эта прочность обеспечивалась такими средствами и способами, которые не противоречат целям нашего социалистического воспитания.

Семейные узы могут быть прочными и за счет экономической зависимости женщины от мужчины, ее подчиненности и бесправия. Такая прочность несовместима с принципами социализма и гуманизма, более того - враждебна им.

Прочность может быть следствием и утилитарных экономических интересов супругов и даже своего рода круговой поруки людей, предпочитающих, например, жить за счет незаконных, не трудовых доходов и «не выносить сор из избы».

Наконец, за показатель прочности брачно-семейных отношений в стране, регионе, городе можно принять соотношение браков и разводов в определенный период времени, как это подчас делается. В этом случае самый легкий путь к укреплению семьи - затруднить или вообще запретить расторжение браков. Статистика сразу обретет благополучный вид, но воспитание детей, другие функции семьи от этого вряд ли выиграют. Более того, законсервированные семейные конфликты, безысходность ситуации будут сказываться и на взрослых, и на детях подчас даже тяжелее, нем открытый разрыв.

Иногда выражается надежда на то, что затруднение развода обеспечит более серьезное отношение молодежи к браку. Вряд ли эти надежды оправданны: ведь перспектива трудного развода укрепляет позиции как тех, кто хотел бы проверить свои чувства, так и тех, кто предпочитает искать выход в нерегистрируемых сожительствах.

Ужесточение условий развода уменьшит число матерей, воспитывающих детей без отца в результате расторжения брака, но увеличит безотцовщину как результат внебрачных связей.

Следовательно, семья тем прочнее, чем нравственно обоснованнее этот выбор, чем в большей мере мотивы брака соответствуют моральным ценностям нашего общества, чем выше нравственные качества составляющих ее людей.

Трения, противоречия возможны в любой семье. Хотя бы потому, что это - объединение людей, различных по психическому складу, характерам, возрасту и ряду других признаков. Однако одна семья находит в себе морально-психологические силы преодолеть противоречие в самом его зародыше, другая рушится подчас от самого легкого ветерка. Причем созидательные силы эти не рождаются вместе с человеком. Они при вносятся в него воспитанием. Поэтому подготовка молодежи и браку - это не просто ознакомление ее с азами супружества и родительства, а формирование тех нравственных качеств, которые только и могут обеспечить подлинную прочность и социальную дееспособность новой семьи. Нравственность же не изолированное явление. Она элемент более широкой системы общественных ценностей, которая называется культурой.

В социологической литературе накопилось немало публикаций, выясняющих причины разводов. Среди них обычно фигурируют пьянство, супружеские измены, несоответствие характеров, грубость, бестактность, ревность и т. д. Однако в большинстве своем это перечень не причин, а скорее поводов или мотивов расторжения брака. Зачастую они выдвигаются вообще лишь с целью обеспечить быстрейшее завершение бракоразводной процедуры.

Причин разводов значительно меньше, а главная из них - низкий уровень культурности, духовности многих людей. Причем речь идет не об образовании, а именно о культуре. Она невозможна без знания, но и не равнозначна образованности. Образованность - та или иная степень ознакомления с достижениями современной науки. Культурность - мера освоения личностью всех духовных богатств, созданных народом и человечеством, потребность руководствоваться ими в своей жизни вплоть до повседневного поведения. Само по себе знание может быть реализовано и в хороших, и в плохих поступках, но, становясь органической частью культуры человека, оно делает его разумнее, добрее, интеллигентнее, нравственнее и в оценках, и в общении, и в практических действиях.

Овладение культурой означает возвышение всего круга потребностей людей, потребности же определяют и характер их интересов, и уровень их общения, и их представления об идеале, о красоте, и, наконец, само восприятие, понимание человека человеком. Культура включает в супружеские, семейные отношения всю полноту духовной жизни людей, делает более прочными моральные узы, связывающие членов семьи друг с другом и семью с обществом, наконец, позволяет выбирать оптимальные варианты разрешения внутрисемейных проблем.

От степени культуры зависит и то, как воздействуют на семью экономические факторы, идет ли речь о материальных трудностях или материальном преуспеянии. Если бы дело обстояло иначе, то можно было бы ожидать, что, по мере того как растет материальное благосостояние населения, решается на все более высоком уровне жилищный вопрос, сами собой снимутся проблемы, от которых зависят прочность семьи и ее стабильность, исчезнут нежелательные для общества явления и в семейной жизни, и в воспитании детей. Однако такие ожидания пока что не оправдываются. За четверть века (1960 - 1985 годы) реальные доходы в расчете на душу населения увеличились в 2,5 раза; около 267 миллионов человек улучшили свои жилищные условия, а брачно-семейные отношения (если судить по таким основополагающим показателям, как относительное количество разводов и семей с одним родителем) не укрепились, внебрачная рождаемость не снизилась, среднее количество детей в семье не возросло, показатели распространенности необратимых аномалий среди новорожденных и случаев отклоняющегося поведения подростков за этот период также отнюдь не уменьшились.

Достаточно сказать, что число расторгнутых браков возросло за период с 1960 года с 1,3 до 3,5 на тысячу человек, относительное количество неполных семей (главным образом - матери с детьми) осталось в основном на прежнем уровне (около 12 процентов всех семей), суммарная рождаемость (среднее число детей на одну женщину) по сравнению с предвоенным уровнем, несмотря на меры по стимулированию многодетности, понизилась в два раза (с 4,4 до 2,2), а дола незамужних женщин составила в возрастных пределах 25 - 29 лет - около 20, процентов, 30 - 39 лет - примерно 17, процентов, 40 - 49 лет - свыше 20 процентов.

Конечно, чем круче ползет вверх кривая разводов, тем ниже у людей уверенность в судьбе собственного супружества, а это, в свою очередь, непосредственна отражается на планировании родительства, то есть количества детей и сроков их рождения. А бездетность или же минимум детей в семье еще более уменьшает ответственность за сохранение брака. Несомненно и то, что неустойчивость брака увеличивает количество людей, видящих в одиночестве альтернативу такому, представляющемуся им весьма рискованным мероприятию, как женитьба или замужество.

В свою очередь, одиночество стимулирует внебрачные связи, отсюда - одинокое материнство.

Самое же главное - каждая из этих тенденций в отдельности и все они вместе ослабляют социальный потенциал семьи, ее позитивную общественную активность. А вот активность негативная растет, и диапазон тут может быть очень широким: от антисоциальной направленности семейного воспитания до попыток подчинения семейно-родственному принципу тех возможностей, которые открывает перед людьми профессиональная деятельность, власть, авторитет должности и т. д.

В то же время хорошо известно, что нередко люди стремятся сохранить семью даже тогда, когда шансы на это минимальны. И наоборот, многие легко, бездумно, в запале расправляются со своим браком, с судьбами детей, даже не вспомнив, что сыр-бор загорелся совсем из-за пустячного повода. Здесь сказывается отсутствие своевременной квалифицированной психологической помощи семье в решающий момент, когда совершается непоправимое - разрыв между такими супругами, которые, как говорит пословица, как будто созданы друг для друга.

Это означает, что внимание к организации службы семьи, обеспечению ее квалифицированными кадрами - дело большой государственной важности. Решать этот вопрос надо повсеместно еще и потому, что служба семьи там, где она создана и успешно функционирует, обычно распространяет свое влияние не только на конфликтные семьи, но и на лиц, которым нужна помощь при вступлении в брак и в начальный период супружества.

Нормальный брак (особенно для женщин) - одно из обязательных условий удовлетворенности жизнью, сохранения и поддержания личного достоинства. И наоборот, нелады в браке, неудачные попытки построить семью ведут к ощущению неустроенности в жизни, неполноценности. Здесь действуют самые разные причины, но одна из них заслуживает особенного внимания общественного мнения.

Послевоенная демографическая ситуация, наряду с тяжелыми просчетами в воспитании молодежи, способствовала тому, что у части молодых людей потребность в любви, в семье оказалась низведенной до удовлетворения чисто природной надобности. Давно известно, что поведение, диктуемое лишь одним сексуальным импульсом, ведет к духовной и физической деградации человека. Но эта тема до настоящего времени - своего рода табу в педагогической литературе и практике. Поэтому появилось немало мужчин и женщин, которые слишком поздно убеждаются в том, что человеческое счастье лежит на путях не просто сексуальной, а семейной жизни. В результате не состоялись многие супружеские пары, от которых, в общем, ничего больше не требовалось, как только не бросаться в омут сомнительных удовольствий, сохранить себя друг для друга, вспомнить о том, что всякое будущее начинается сегодня.

О масштабе этой проблемы говорит такая, например, выборочная статистика. Большинство беременностей у нерожавших женщин во всех возрастах оказались внебрачными (61,7 процента всех учтенных при обследовании зачатий). Причем у женщин в возрасте 16 - 17 лет они составляют 95,6 процента, в возрасте 25 - 29 лет - 54,9 процента. Соответственно возрастает доля браков, заключенных в целях правовой легализации внебрачного ребенка, а с другой стороны - количество абортов и (как следствие их) случаев потери женщиной способности иметь детей.

Несомненно существует и прямая связь между добрачной сексуальной активностью и весьма высокой, примерно в два раза превышающей средний показатель, степенью нестабильности молодых семей.

Эти наблюдения отнюдь не следует понимать как попытку обвинить всех, чья интимная жизнь юридически не оформлена, в аморализме. Существуют самые различные причины, заставляющие людей отступать от принятых в обществе норм и установлений. Однако вряд ли кто будет возражать против того, что среди указанных причин не должно быть ни пошлости, ни подлости, ни легкомыслия. Эмоциональная расхлябанность не имеет ничего общего ни с личной свободой, ни с богатством эмоциональной жизни.

К сожалению, до сих пор эти простые истины постигаются молодежью чаще всего методом проб и ошибок. По данным социологических опросов, только около 10 процентов городских старшеклассников получают информацию о взаимоотношениях полов от учителей, примерно столько же - от родителей, но зато более одной трети (а среди учащихся ПТУ - более половины) - от старших товарищей. Другое исследование (затем неоднократно повторенное) установил прямую зависимость между стабильностью брака и продолжительностью предбрачного знакомства.

Статистика выявляет также, что в настоящее время больше всего (в расчете на 1000 женщин в возрасте 15 лет и старше) рожают женщины, не имеющие даже начального образования (3433 ребенка), а также лишь с начальным образованием (2718). Матери же со средним и высшим образованием дают стране соответственно 1167 и 1279 детей. Эта тенденция в условиях, когда действует закон о всеобщем обязательном среднем образовании, вызывает большую тревогу. Она чревата опасностью снижения качественных показателей самого семейного воспитания.

Все это означает, что регулирование рождаемости - дело в высшей степени сложное и чисто количественный подход здесь, по-видимому, себя изжил. Наряду с гражданской и моральной ответственностью будущих отцов и матерей, нужно думать также и о генетической их грамотности. К сожалению, немало есть еще молодых (и не только молодых) людей, которые не знают о том, что поражающая детей еще во чреве матери и пока неизлечимая болезнь - умственная отсталость (олигофрения) может явиться результатом не только наследственности, но и пьянства или наркотических увлечений родителей.

В старших классах школ и в ПТУ введен курс этики и психологии семейной жизни. И вот сразу возникает вопрос: почему только в старших. Ведь, как было показано, подготовка к браку должна начинаться с создания нравственных и эстетических основ межличностных отношений, включая отношения между юношами и девушками. А такие основы лучше закладывать уже в начальной школе. Только тогда можно рассчитывать на формирование в дальнейшем у человека чувства мужского или женского достоинства, гражданского долга и социальной ответственности за создаваемую семью. Далее, нельзя делать курс практически беспроблемным, в то время как жизнь и современной молодежи, и современной семьи полна самых разных и подчас весьма острых проблем. В подготовленных и изданных пособиях немало разного рода полезных сведений, но почти ничего нет о том, как юному, только что соприкоснувшемуся с жизнью существу пройти через сложные житейские лабиринты, в них не заблудившись. Наконец, семья это не только муж, жена, дети, но и социальное окружение: родственные связи, отношения со старшим поколением. Эти мотивы в курсе также, мягко выражаясь, приглушены, хотя здесь трудностей начинающим супругам также, как известно, не занимать.

Семью создают двое. Создают для собственного, личного счастья. Но при этом семья никогда не была и не будет частным делом, а личное счастье окажется химерой, если сами люди, к нему стремящиеся, не станут личностями, если у них не будет воспитана потребность сверять каждый свой шаг, каждое свое решение с общественным благом. Только эта потребность, называемая духовностью, совестью человека, может зажечь в семейном очаге огонь сопричастности к судьбам народа, страны, человечества.

4. Семейные трудности

Как возникают нарушения взаимопонимания в семье? Нам всем хорошо известна такая закономерность: предметы, расположенные слишком близко от глаз, мы видим не так отчетливо, как отдаленные. Так и с семьей: мы здесь в большинстве случаев находимся не просто «вблизи» ситуации, но и «внутри» ее, а потому и не замечаем изменений, особенно изменений чисто психологических. А если мы их не учитываем, то на наши ответные поступки невольно порождают новые трудности... И так мало-помалу отношения в семье начинают необъяснимо ухудшаться.

Очень часто в оценках поступков ближних мы полагаемся на эмоции. Нам кажется, что между накалом чувств и значимостью поступков есть однозначная связь. Увы, она именно однозначна; оказываясь при таком способе восприятия во власти эмоций, мы невольно сосредоточиваемся только на каком-то одном аспекте взаимоотношений с близкими, именно том, который нас сейчас волнует, и забываем о множестве других сторон.

А между тем отношения в семье - и между взрослыми и детьми, и между самими взрослыми - всегда многосторонни. Для мужа и жены это и сотрудничество в воспитании детей, и практическая взаимопомощь в организации быта, и отношения с родственниками и друзьями, совместные развлечения, профессиональная взаимопомощь, сексуальные отношения и т. д. Отдаваясь чувству недовольства какой-то одной проблемой, мы теряем способность реально оценить ее весомость для всей системы отношений.

Для современного человека эмоции - ценность. Если их нет или их мало, человек начинает активно искать ситуации, события, людей, которые являются источниками эмоций, Причем ценностью обладают не только положительные эмоции. Мы предпочитаем волнующие фильмы и книги, но ведь волнуясь, мы испытываем и тревогу, и печаль, и горе. В отношении к жизненным, и в частности семейным, событиям человек часто ведет себя так же: самая худшая атмосфера в доме - это не чередование бурных ссор и примирений, а однообразное, холодное равнодушие, леденящее душу безразличие.

Может быть, именно потому, что эмоции, эмоциональная насыщенность жизни стали ценностью, мы так неохотно подвергаем их анализу, с таким трудом вносим «алгебру разума» в «гармонию эмоций».

Увы, многим, имеющим опыт семейной жизни, знакома картина, ныне обстоятельно проанализированная психологами. Сначала в браке баланс положительных и отрицательных эмоций явно в пользу первых, велика и близость между супругами. Но идет время, восхищенное удивление своим спутником жизни сменяется привычкой. Все большое, значительное, драматическое, выявляющее любовь и преданность, имеет ту особенность, что происходит редко, а вот мелкое, раздражающее, досадное случается, увы, часто, и постепенно баланс эмоций смещается в пользу отрицательных. Близость все же сохраняется: партнер хоть и раздражающий, но все же свой. Но отрицательный баланс все нарастает - и вот уже и свой превращается в чужого. Эмоции сделали свое дело, привели к результату, которого мы вовсе не хотели. Эмоции распорядились за нас.

Подобные документы

    Основные типы современной семьи. Добрачное поведение молодежи. Семья как социальная ячейка. Браки без любви. Риск дезинтеграции общества. Формы моногамной семьи в России. Рост количества незарегистрированных браков. Роль семьи в современном обществе.

    реферат , добавлен 12.12.2012

    Определение понятия "семья", характеристика ее типов. Особенности детности семьи, роль статуса родителей. Динамика браков и разводов в современном постиндустриальном обществе. Семьи с неродным отцом или матерью, популярным холостяцкого стиля жизни.

    реферат , добавлен 16.06.2013

    Понятие и типология семьи, спектр ее функций по отношению к обществу и человеку. Особенности развития молодой семьи, функциональные и структурные группы проблем. Современные особенности вопроса планирования семьи. Профилактика ситуаций разводов.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Брак как основа и ядро семьи. Исследование истории института семьи в разных культурах. Семья как ячейка первичной социализации. Особенности воспитательной функции семьи. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений. Кризис института семьи.

    реферат , добавлен 25.11.2016

    Историческое развитие семьи, ее структура и значение в современном обществе. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Продолжение человеческого рода и преемственность поколений как потребности общества. Условия социализации личности.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Юриспруденция и брак. Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи. Проблема будущего семьи.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Анализ методических основ изучения браков и разводов в молодежной среде. Исследование основных теорий семьи. Определение факторов и причин, влияющих на принятие решения о разводе. Характеристика мероприятий, направленных на укрепление института семьи.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2012

    Понятие семьи в социологическом смысле. Исторические изменения семьи как социального института в обществе. Типы брачных отношений. Причины семейных конфликтов, их гендерная природа. Особенности гендерного контракта. Модели гендерного разделения труда.

    доклад , добавлен 27.11.2013

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Семья как социальный институт. Ряд ее функций как общественного, так и индивидуального характера. Современное состояние семьи в РФ, ее кризис, перспективы развития. Проблемы молодой семьи.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Семья как объект социологии. Типы семьи и ее основные функции в обществе. Особенности функционирования семьи в условиях современности. Эволюция семейных отношений. Основные последствия в историческом изменении функций. Развитие семьи и брака в России.

Воспитание полноценной личности, гражданина и патриота невозможно вне рамок социального партнерства школы и общества, важнейшим институтом которого является семья. В семейном кругу формируются первые гражданские чувства: любовь к Отечеству, понимание его истории и культуры. В семье человек обретает душевное здоровье, спокойствие, эмоциональную поддержку, позитивное восприятие жизни. Защита института семьи, содействие семейному воспитанию являются приоритетными задачами политики государства в области воспитания и образования детей.

В Конвенции о правах ребенка сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством». Реализация данного положения осуществляется прежде всего в семье. Семья была, есть и будет главнейшим институтом воспитания, средой, где формируется личность. Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в общественной жизни. Л.Н. Толстой отмечал, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.

Семья – явление социальное. Это основная ячейка общества, она была и остается непреходящей ценностью человеческого социума: без семьи он не может существовать. По своим воспитательным возможностям семья превосходит любой социальный институт. В ней закладывается фундамент личности. Здесь осуществляется базисная социализация детей.

Семья подчиняется законам общественной жизни. Русский философ И.А.Ильин (1882 – 1954) называл семью первым, естественным и в то же время священным союзом, основанным на любви, вере и свободе. «Семья, – писал он, – есть первоначальная, исходная ячейка духовности – как в том смысле, что именно в семье человек впервые научается (или, увы, не научается) быть сильным духом, так и в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы, слабости и неумения), полученные от семьи, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь» (Ильин И.А. Собр. соч., Т.1. М., 1983, с. 146).

Основанная на духовной общности, свободе и любви, нашедшая счастье в браке семья становится источником духовности, нравственного и физического здоровья детей. Для благоприятного социального развития личности ребенка, подростка, юноши необходимы прочные духовные и нравственные связи между родителями и детьми, установление в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, взаимопомощи, здорового психологического климата.

Семейное воспитание является одной из форм воспитания подрастающего поколения. Семья сочетает в себе целенаправленные педагогические воздействия взрослых с реальным каждодневным влиянием семейного уклада. В семье дети усваивают нормы общечеловеческой нравственности, правила общежития, навыки совместного труда. Здесь формируются и реализуются их жизненные планы и идеалы. В семейной микросреде начинается путь в большую жизнь, закладываются основы умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности. Обязанность родителей заключается в том, чтобы помочь растущему человеку найти смысл в жизни, создать благоприятные условия для сосуществования и общения с другими людьми.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них.

Одним из первых советских педагогов, который занимался разработкой проблем семейного воспитания, был А.С.Макаренко. Он считал, что полная семья представляет основное условие успешного семейного воспитания. Крепкий семейный коллектив основывается на любви, взаимоуважении, дружбе между отцом иматерью, детьми. Родители являются первыми воспитателями. Важнейшие свойства и качества личности закладываются в самом раннем возрасте в семье: ребенок воспринимает впечатления об окружающем мире, получает жизненный опыт вместе с любовью матери. Контакт с родителями необходим ребенку, как воздух.

Воспитание ребенка – забота в равной степени и матери, и отца, хотя ведущая роль принадлежит матери. Объясняется это тем, что мать с первых лет жизни ребенка ближе к нему – она его кормит, ухаживает за ним, окружает заботой, теплом. Многие видные педагоги называли мать «естественной воспитательницей». Важно, чтобы вместе с матерью воспитанием детей систематически занимался отец. А.С.Макаренко, обращаясь к мужчинам, говорил: «Вы не только гражданин. Вы еще и отец. И родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше». Мать и отец равно незаменимы во влиянии на ребенка, дополняют друг друга. «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы», – писал Н.М. Карамзин. Его дополнял О. де Бальзак: «Будущее нации – в руках матерей». Нужны единство и согласованность педагогических воздействий всех взрослых членов семьи. Трудно придумать что-то худшее, чем разногласия: отец что-то разрешает, а мать запрещает, и наоборот.

Воспитывают детей в семье также старшие члены семьи: они любят младших, у них совместная жизнь, и старшие не могут быть равнодушными к судьбе младших. Они помогают родителям в их большой и благородной работе. Родительская любовь, забота, постоянное внимание к детям всех членов семьи – все это создает особую атмосферу, оказывает большое воспитательное воздействие на подрастающих членов семьи. Только совместными усилиями матери, отца, всех членов семьи можно добиться успеха в семейном воспитании. В процессе семейных отношений у детей формируется любовь к родителям. Без этого чувства жизнь ребенка не может быть полноценной, счастливой. Дети, живущие без отца или матери, страдают от того, что не испытывают родительской любви и заботы.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Значимость семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Поведение родителей должно вселять в детские души веру в защищенность и надежность семейных отношений.

Развитию ребенка способствует радость постоянной двигательной активности, разнообразие игр, увлечений и контактов с жизнью, посильное физическое, познавательное и трудовое напряжение, радость постижения мира и преодоленных трудностей. Обеспечение всестороннего развития – одна из важных задач родителей.

С раннего возраста, когда ребенок начинает понимать речь, его следует приучать к обязанностям по самообслуживанию, по дому. Начинать следует с несложных заданий (относить свою посуду, поливать цветок, помогать убирать постель, класть игрушки на место и др.), представляя их как вид игры. На первых порах это эмоциональные, подвижные, очень короткие дела, с частыми переключениями, а с годами родители реализуют линию на выполнение более сложных, требующих внимания, размышлений, усидчивости, настойчивости, постепенно приучают делать не только то, что нравится, доставляет удовольствие, но и то, что «обязан, должен».

Гармоничное взаимодействие разнообразных жизненных сфер, осуществляемое родителями, способствует возрастанию их авторитета, делает процесс воспитания в семье полноценным, формирующим духовно здоровую, нравственную личность. Отношения в семье формируют в ребенке соответствующие черты характера и личностные качества. Каковы отношения, каков характер жизни, таково и семейное воспитание. Фактор личной жизни родителей, характер их отношений между собой и с детьми является определяющим, что предъявляет самые высокие требования к их образу жизни, исполнению семейных обязанностей. Личность ребенка воспитывается всей атмосферой семейной жизни: ее трудовым укладом, гражданской зрелостью, культурой отношений. Пример родителей оказывает на детей положительное воздействие, формирует такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, ответственное отношение к труду, требовательность к себе. Если члены семьи любят свою работу, увлечены ей, честно трудятся, то дети следуют примеру матери, отца. У ребят возникают здоровые интересы, намерения, связанные с будущей трудовой жизнью, уважение к человеку труда. Родители развивают у детей интерес к выбору профессии.

Родители поддерживают установленный в семье распорядок жизни, тем самым способствуют укреплению здоровья детей. Упорядоченная семейная жизнь создает бодрое настроение, должные взаимоотношения между старшими и младшими. Домашний распорядок дня является органическим дополнением школьного режима. В семье добиваются того, чтобы учитывался режим школы, соразмерно распределялось свободное время учащихся между трудом и отдыхом, учебными занятиями и игрой. Такое взаимодействие школьного и семейного режимов позволяет добиваться всестороннего развития личности учащихся.

Сознательное отношение к умению себя вести в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат. А.С.Макаренко вполне правомерно отрицал жертвенность и «авторитет» своеобразной тирании любви со стороны родителей, когда они требуют от детей возмещения за свою самоотверженность. Благополучие родителей необходимо для нормального воспитания детей.

Функции и задачи семьи

Воспитательные функции семья начинает выполнять с первых дней жизни детей. В числе основных функций – воспитание детей, организация их досуга и отдыха, обеспечение материальных условии и духовных потребностей, поддержание здоровья и жизненного тонуса. Контакт ребенка с родителями развивает его познавательные возможности. Он прислушивается к звукам речи, воспринимает цвет, свойства окружающих предметов. Постепенно перед ним раскрывается мир. Через родителей, семью ребенок узнает много нового и неожиданного, открывает окружающее его пространство во всем многообразии. Сначала этот мир для ребенка – его дом, семья, напевы колыбельных песен, именинный пирог и новогодняя елка. Затем это родные места, где проходили детские игры, забавы. Самым дорогим и заветным для детей остаются традиции, устои, т.е. все то, чем живет семья. Влияние семьи в раннем детстве исключительно велико потому, что в эту пору наиболее пластична и податлива психическая организация личности.

Родители призваны помочь удовлетворить детскую любознательность, разобраться в происходящем вокруг. Взрослые формируют у учащихся представление об окружающей жизни посредством рассказов, ответов на поставленные вопросы. Так постепенно расширяется умственный кругозор у детей, развивается их внимание, память, мышление. Появление младенца в семье накладывает на родителей обязательства его нравственного воспитания. Вступив в жизнь, ребенок познает ее законы, общечеловеческие ценности, моральные нормы, делает для себя открытие, что в мире существуют различные преграды, обстоятельства, которые ограничивают его желания. Старшие учат ребенка быть чутким к окружающим, дружить с детьми, уважать старость. Взрослым необходимо способствовать воспитанию у детей ответственности за дела и поступки, которые они совершают.

В семье начинается подготовка детей к учению, школе. Родители создают у будущего школьника положительное отношение к предстоящей учебной деятельности. Организация режима дня учащегося, собственный рабочий уголок, регулярный контроль за выполнением домашнего задания – все это способствует успеху в учебе школьника. Родители интересуются успеваемостью детей. Если они замечают снижение качества учебы ребенка, то оказывают ему помощь в преодолении затруднений в овладении знаниями, развивают самостоятельность и активность, прилежание.

Каждый возрастной период создает особые возможности для укрепления и развития внутренних связей с детьми. Только при их наличии требования и пожелания родителей становятся для детей нравственными критериями их поведения. У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.

От того, как понимают родители воспитательную функцию, как налажено исполнение всех семейных обязанностей, как складываются взаимоотношения, зависят направленность и характер семейного воспитания. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются органически связанные между собой долг, любовь и интерес. Слепая и всепоглощающая любовь, потакания капризам приводят к формированию эгоистических черт личности. Стремление родителей постоянно развлекать ребенка формирует в нем потребность в бездумных развлечениях, психологию потребительства.

Не менее важными функциями семьи являются гуманистическая, социальная, хозяйственно-экономическая, компенсаторная, эмоциональная, эстетическая, рекреативная, коммуникативная.

Гуманистическая функция заключается в приобщении детей к ценностям общечеловеческой культуры, формирование на этой основе духовности и нравственности. Родители могут помочь ребенку в усвоении и принятии им норм общечеловеческой морали, в накоплении эмоционально окрашенных ситуаций гуманного поведения, в ориентации среди произведений литературы, музыки, живописи.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения, вот почему социальная функция – одна из важнейших. Задача родителей – защитить ребенка от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества, создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл человеческой жизни.

Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Семья возлагает на себя компенсаторные функции – снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня проведшего в коллективе. Компенсаторная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил растущего человека. Родители помогают ребенку переключать внимание на домашние дела и заботы. Тон, стиль отношений с ребенком в семье должен быть ровным, спокойным. Старшие члены семьи прикладывают усилия для принятия детьми здорового образа жизни, укрепления физических сил. В нормально функционирующем обществе реализация компенсаторной функции способствует сокращению общей продолжительности рабочей недели, увеличению свободного времени.

С компенсаторной функцией тесно связана эмоциональная функция. Она предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональную стабилизацию индивидов и их психологическую терапию в лоне семьи.

Семья оказывает помощь ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей, в приобщении к миру прекрасного – в этом заключается суть эстетической функции. Родители имеют большие возможности в выявлении индивидуальных интересов детей, расширения их познавательного и культурного кругозора. Задача семьи – помочь ребенку в выборе кружков, спортивных секций, клубов. Мир, окружающий детей, кажется им притягательным и таинственным, полным неожиданностей. Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа.

Рекреативная функция предполагает организацию родителями досуга детей, их свободного времени. Данная функция ориентированна на оптимизацию свободного семейного времени, на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышении уровня культуры, улучшении состояния здоровья. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. В благополучных семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Все большее значение педагоги и социологи придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Таким образом, семья представляет собой многофункциональную систему, где на первом месте должна стоять воспитательная функция, направленная на всестороннее развитие детей.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак отстаивал идею о том, что ребенок – не будущий человек, а уже человек, детство и юность – не ожидание взрослости, а полноценный период жизни. Правильно, когда родители строят отношения с ребенком не с позиций начальника или собственника, а как близкие, доброжелательные, доверительные. С раннего детства полезны разговоры «по взрослому», взаимные обсуждения, совместные игры и дела, уроки великодушия и справедливости, добрые советы и приучение к самостоятельности, обоснованному выбору и правилу отвечать за него и его последствия. От того, как построен семейный уклад, какие налажены внутрисемейные отношения, насколько глубоко родители осознают ответственность перед обществом за воспитание своих детей, будет зависеть успех формирования личности ребенка. Помимо этого родителям важно осуществлять всестороннее развитие, поскольку содержание семейного воспитания охватывает все направления развития личности, видоизменяясь от возраста к возрасту.

Центральное место в содержании семейного воспитания занимает нравственное воспитание. В семье формируется целый ряд таких нравственных качеств личности, которые другими участниками формирования личности детей не могут быть развиты столь успешно. К ним относятся гуманизм, эмпатия, внимательность, сострадание, сопереживание, культура общения, отзывчивость. Вместе с тем именно в сфере семейных отношений в зависимости от их стиля и традиций произрастают эгоизм, черствость, неуважение к старшим, невнимание к окружающим, безответственность, безжалостность, хамство.

Для нравственного воспитания в семье используются различные способы и средства: беседы и рассказы (методы просвещения), методы организации деятельности детей, методы стимулирования положительного поведения детей (поощрение, порицание и т.д.), методы обучения и др. Доступные нравственные беседы исподволь формируют представление о хорошем и плохом, добром и злом, сердечном и жестоком, гуманном и бесчеловечном, сердечности и бессердечном, правдивом и лживом. Однако одних бесед здесь недостаточно. Необходимы упражнения в нравственном поведении, только тот человек станет добрым, гуманным, отзывчивым, честным и т.д., который с детства совершает соответствующие этим нравственным качествам дела и поступки.

У народов Северного Кавказа семейный быт является элементом духовной культуры. Горская семья состоит из нескольких поколений и насчитывает до 40 человек. Во главе такой семьи стоит отец. Он распоряжается хозяйственной деятельностью, регулирует взаимоотношения между ее членами. Его жена ведет домашнее хозяйство, воспитывает детей. Женщина у народов Северного Кавказа пользуется глубоким уважением, ее личность считается неприкосновенной. Кавказец в каждой женщине должен видеть мать, сестру, жену и относиться к ней должен по-родственному. Авторитет отца и матери непререкаем. Дети беспрекословно подчиняются старшим членам семьи. Культивируется домашний очаг.

Также воспитанию нравственности у детей народов Северного Кавказа способствует то, что здесь культивируются основы семейно-брачных отношений. Недопустима половая жизнь до брака, неукоснительно соблюдается женское целомудрие. К нравственному облику жениха и невесты предъявляются строгие требования, учитывается общественное мнение о семье жениха (невесты). Родители с малых лет прививают знание о том, что такое семейный долг (супружеский, родительский, дочерний, сыновний, долг брата, сестры), каковы обязанности старшего сына. Детям дается представление о материнстве как высшей социальной ценности, предназначении женщины; представление об отцовстве как благородном долге и ответственности перед семьей и обществом, перед своей совестью, безупречности, справедливости и честности отца по отношению к семье, детям. С ранних лет родители прививают понятие о том, что дети – основная ценность семьи.

В содержание семейного воспитания входит умственное воспитание, которое в семье начинается с самого раннего возраста. Родители учат ребенка произносить звуки и слова, организуют развивающие игры, покупают и делают сами такие игрушки, которые способствуют умственному развитию детей. Постепенно задача родителей усложняется, старшие члены семьи должны развивать и поддерживать интерес к школьному обучению. Родители создают необходимую материальную базу для учения школьника: учебные пособия и принадлежности, рабочее место (стол, стул, соответствующие росту ученика); организуют должные гигиенические условия, следят за тем, чтобы помещение для занятий проветривалось и хорошо освещалось). Родители заботятся о развитии работоспособности детей, о выполнении ими режима дня, регулярно контролируют посещение учащимися учебных занятий, осуществляют руководство домашней учебной работой школьников, оказывают им помощь в ее выполнении. Старшие члены семьи развивают настойчивость учащихся в преодолении затруднений в учебе.

Ценной формой помощи школьнику в семье является систематическое расширение его общеобразовательного и культурного кругозора благодаря руководству домашним чтением. Родителям важно суметь заинтересовать школьника чтением, и здесь наиболее уместным будет собственный пример родителей. Помочь в этом могут вначале совместные чтения, затем контроль за чтением книг по списку, рекомендуемому учителем.

Семья является незаменимым источником обогащения эстетических вкусов, умений и навыков детей. Успехи в воспитании приходят к родителям значительно проще и быстрее, если они обеспечивают в семье интерес к чтению художественной литературы, если в доме звучит музыка, песни, исполняемые всеми членами в часы досуга, колыбельные песни маленьким детям, ведется совместный просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, если в доме растут цветы, эстетично оформлена квартира. Повышенного внимания родителей старшеклассников требует формирование здоровых эстетических вкусов по отношению к одежде, музыке, книгам и пр. Эстетика всей жизни помогает развивать внутренние эстетические представления, чувства и идеалы детей. Квалифицированными консультантами родителей по этим вопросам могут стать учителя музыки, пения, рисования, которые познакомят родителей с наиболее эффективными формами и методами эстетического воспитания.

Значителен вклад семьи в физическое воспитание подрастающего поколения. С раннего детства родители приучают ребенка к соблюдению определенного режима дня, закаливают их, прививают потребность в выполнении утренней зарядки, рационально организуют питание, отдых, сон, своевременно проводят профилактическое лечение. В период обучения в школе заботливые родители, старшие члены семьи привлекают детей к занятиям в спортивных секциях, к участию в соревнованиях, воскресному туризму и другим формам активного отдыха.

У различных народов Северного Кавказа в семьях с раннего возраста у детей воспитываются такие качества, как сила, ловкость, выносливость, сообразительность, меткость, внимательность и др. Исследователи З.Х.Боташева, М.М. Кодзоева, К.Б.Семенов, С.Б.Узденова, К.Х.Унежев, исследуя самобытность педагогики северо-кавказских народов, показали, что, живя с древнейших времен в тяжелых условиях, в семьях горских народов с раннего возраста в детях воспитывались качества, позволявшие легко войти в жизнь общества, быть его достойным представителем.

Родители, старшие члены семьи не остаются в стороне от проблем гигиенического и полового воспитания подростков. Доверительный характер семейных отношений создает благоприятную почву для просвещения и привития определенных установок в этих тонких, интимных сферах жизнедеятельности человека.

Одной из стержневых линий воспитания в семье является трудовое воспитание. Оно предполагает, начиная с раннего детства, постоянное привлечение детей к самообслуживанию, к уборке и ремонту жилых помещений, работе на дачном участке, оказанию помощи родителям в закупке продуктов, приготовлению пищи, стирке белья, уходе за цветами и др. С малых лет дети под руководством старших членов семьи включаются в производительный труд. При этом старшие члены семьи являются для младших не только примером трудолюбия, но и выступают в роли домашних учителей и наставников. В подростковом возрасте трудовое воспитание приобретает подчеркнуто профессиональную направленность, ориентирующую детей на подготовку к труду на производстве и продолжение образования.

На Северном Кавказе, к примеру, одним из основных занятий горцев в прошлом было скотоводство. Дети помогали взрослым сортировать шерсть, чесать ее, наматывать пряжу. Умение быстро сматывать веревки, арканы, подпруги было необходимо людям, занимающимся скотоводством.

Семья закладывает основы гражданского и патриотического воспитания. В семье формируется любовь к Родине, глубокое уважение к родной культуре и родному языку, готовность в трудный момент встать на защиту отчизны. От нравственного климата в семье зависит также, вырастет ли в ней законопослушный, дисциплинированный гражданин, учитывающий интересы других людей и государства, или потенциальный правонарушитель и даже преступник.

Так, у горских народов старшие члены семьи не только знакомят детей с природой, ее явлениями, но и рассказывают о том, что она дает людям все необходимое для жизни, что пребывание на лоне природы, отдых и развлечения способствуют укреплению здоровья. В семье знакомят детей с растениями, травами, рассказывают о целебных свойствах некоторых трав. Вместе со взрослыми дети собирают лечебные травы и корни, сушат их, запасаются ими на зиму. Но при этом родители советуют не рвать другие растения. У подрастающего поколения с ранних лет вырабатывается доброе, заботливое, подлинно человеческое отношение к природе. Духовное богатство, постигнутое благодаря созерцанию красоты природы, ее пользы, развивается и обогащается в труде.

Наконец, семья является первоосновой в формировании мировоззрения человека, решении им всей совокупности смысложизненных проблем, высшего уровня ценностного сознания, организующего его стремление к самореализации, духовности.

Для полноценной реализации воспитательных функций в соответствии с содержанием семейного воспитания родителям необходимо помнить о том, что условием успеха семейного воспитания является здоровый семейный быт. Данное понятие включает в себя весь уклад семейной жизни, духовный облик семьи, культуру домашней обстановки, взаимоотношения родителей. Дети с малых лет должны видеть гражданское лицо родителей, их честный труд. Организуя семейную жизнь, родителям следует учитывать, что необходимым условием развития личности ребенка является его деятельность. Мотивом может быть пример родителей, окружающих ребенка лиц, требования семьи, коллектива, сознательно поставленная цель, чувства ребенка и др. Руководя организацией жизни и деятельности детей в семье, родители добиваются того, чтобы мотивы соответствующей деятельности детей были осознанными и носили позитивную направленность. В каждом виде деятельности ребенок должен проявлять самостоятельность и активность.

Условием успеха в семейном воспитании является требовательность к ребенку и уважение к его личности. Требовательность и уважение – две стороны единого процесса: родители требуют, потому что уважают своего ребенка и уважают, потому что требуют. Требовательность не имеет ничего общего с недоверием. Требование означает, что до сознания ребенка определенным образом доводится то или иное правило поведения и указывается способ его выполнения.

Не менее важным условием успеха семейного воспитания является систематичность и последовательность педагогических воздействий. В воспитании сознания и поведения детей родители идут от простого к сложному, от легкого к трудному, учитывают при этом их возраст. Нельзя достичь успехов в воспитании без соблюдения единства требований к детям со стороны всех членов семьи, школы.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии между собой позволяет наиболее эффективно осуществлять ее воспитательную функцию.

С начала 90-х гг. XX в. семья в России подверглась деформации. Разрушалась ее репродуктивная, воспроизводящая функции: снижалась рождаемость, увеличивалась детская смертность. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред духовному и психологическому развитию, становлению личности ребенка.

Снизилось значение воспитательной функции семьи: отсутствует четкое определение цели семейного и общественного воспитания, нет условий для решения образовательных задач. Без решения проблем семьи не может быть успешно решена задача формирования личности гражданина свободной, демократической России. Необходимо пристальное внимание со стороны государства к проблемам семьи как основной ячейки общества, поскольку именно семье принадлежит ведущая роль в формировании личности на первоначальном этапе.

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением финансовых проблем, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

Семья как институт социализации выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Она несет ряд важнейших функций – передачи социального опыта детям, экономическую, гедонистическую, психотерапевтическую. На осуществление их влияют и социально-экономическое положение страны, и нравственный климат в обществе. Поэтому проблемы семьи, причины их возникновения и способы преодоления должны быть в центре социальной политики.

Таким образом, семья обеспечивает нравственное, умственное, физическое, эмоциональное, трудовое развитие ребенка. В младенчестве и в раннем детстве она играет основную роль, которая не может быть компенсирована другими агентами социализации. В подростковом возрасте ее воздействие по-прежнему остается ведущим. Семья влияет на процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает личные характеристики, особенности эмоциональных реакций, различные социальные установки, полоролевые поведенческие образцы. Семья имеет определяющее значение в овладении человеком социальными нормами, в осознании ценности общественной деятельности, формировании готовности и желания участвовать в жизни общества, в выработке умения действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность, быть полноценным членом общества.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте семью как основную ячейку общества.

2. Раскройте ведущие функции семьи.

3. Каковы основные задачи семейного воспитания?

4. В чем заключается содержание семейного воспитания?

Литература для самостоятельной работы:

1. Белогуров А.Ю. Семья как социальная ценность современного мира // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции памяти П.И. Петренко. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 1999.3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2000.

4. Макаев В.В. Семья и воспитание духовности школьника // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции памяти П.И. Петренко. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005.

5. Макаренко А.С. Книга для родителей. /Макаренко А.С. Пед. соч. в 8 т. Т.5 – М., 1985.6. Радугин А.А. Педагогика. – М.: Центр, 2002. 7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.

В нормальных условиях человек живет, думает, действует и принимает решения самостоятельно, не обращая особого внимания на планы и потребности общества, вечно навязывающего свои взгляды. В этом случае человек стремится поступать, как индивидуальность, как личность. Но и совсем не участвовать в жизни общества, как и общество в жизни конкретного человека, лицо не может.

Например, выбирать себе новое место жительства человек склонен самостоятельно. Ему может нравиться кирпичный девятиэтажный дом с большим двором в чистом и озелененном районе. Он может желать жить в конкретном подъезде и на конкретном этаже, чтобы обеспечить себе и семье прекрасный вид из окна и высокую продолжительность освещения комнаты. Но когда дело заходит о непосредственном выборе квартиры у владельца, выясняется, что во всем подъезде есть еще свободных лишь 3 или 4 квартиры. И лицу уже приходится выбирать между ними. Становится сложнее, если он будет жить не один, а с родственником или другом. В этом случае, придется учитывать еще и мнение другого человека, которое может резко отличаться от его собственного. В результате, дело может кончится тем, что вы купите квартиру, удовлетворяющую наполовину ваши интересы и на половину - интересы сожителя. И в дальнейшем, на этой почве могут возникать конфликты.

Таким образом, человеку в жизни приходится находиться как бы в 2 системах отсчета: в системе связанной с собственными желаниями, стремлениями, вдохновениями и потребностями, и в системе, зависимой от общественных мнений, традиций, потребностей, да еще и обязанностей.

С другой стороны, чего бы не смог достичь человек-личность, без общественной оценки он не получит полного удовольствия и морального удовлетворения. Как не парадоксально, но человек, получая оценку своих поступков со стороны общества может почувствовать удовлетворение, даже в случае бурного недовольства большей части общества. С обществом иногда приходится общаться не как с большим количеством людей, а как с одним человеком. Чаще всего такое наблюдается или при попытке привлечь людей к решению какого-либо вопроса, либо является проявлением недовольства элементами общественного порядка, вызовом данному обществу. Однако общество и общественное мнение являются мощным стимулом для развития творчества, какой-либо деятельности. Ведь чтобы узнать, что ты - один из лучших, нужно себя с кем-то сравнить! Кроме того, общество, являясь с одной стороны, препятствием для новаторств и крупных перемен, но может и поддержать новые идеи, новые проекты и даже быть их инициатором. Поэтому, чтобы пробиться к достижению цели, бывает достаточно заслужить общественное признание.

Часто именно поддержка общества является тем фактором, который может осуществить, казалось бы, несбыточную мечту. Разумеется, при условии, что подобные интересы есть и у общества. Однако и общество состоит из множества активных, инициативных, пассивных и консервативных людей. Нужно иметь ввиду, что общество является многоуровневой системой, и каждый уровень имеет свой собственный список приоритетных для себя проблем. Конечно, у всех уровней непременно есть общие проблемы. Но для отдельных категорий общества даже общие проблемы могут различаться по своей резкости. Благодаря взаимосвязанности всех уровней (по каким бы критериям они не отбирались) общества, самые острые проблемы наиболее численного уровня общества становятся среди наиболее приоритетных проблем общества в целом. В результате, складывается список из проблем, требующих скорейшего разрешения в интересах всего общества. Однако, это мнение можно рассматривать двояко. От имени общества могут быть сформулированы действительные интересы большинства людей, его составляющих, или же - мнения только наиболее активных его лидеров. В последнем случае можно себе позволить судить об обществе, как о малоактивной системе, которую или существующий порядок вполне устраивает, или же просто нет веры в силу своего голоса для жизни данного общества.

В обоих случаях, сначала нужно заставить общество доверять и уважать себя, выступая в роли лица, разделяющего его интересы. Для того, чтобы заслужить доверие общества уже и нужно с одной стороны, заслужить чисто субъективные симпатии, а с другой - мало по малу привносить положительные для общества новшества. Зачастую люди рассматривают человека, исходя из определенных этических и других ценностей. Такие стороны характера наиболее часто применяются при общении с людьми в домашних условиях, напряженной ситуации, на работе (при чем отдельно: с клиентами, начальством и работниками) и так далее. Исходя из этого, формируется определенное мнение о человеке, доверие и уважение к нему. Как говорится, хочется верить в хорошее, или если человек хорош в том же, что и ты, хочется верить, что он хорош во всем, с тобой во всем согласен.

Очень многое о человеке говорят его интересы, определенные заслуги, мировоззрение и особенно - его семья, как место где он открыто действует. Семья человека и личные достижения в плане карьеры наиболее полно раскрывают соответственно внутренние и внешние черты характера человека. Не зря говорят, что о человеке судят по его друзьям. Еще более полно можно судить по его семье.

Давайте вспомним о великих достижениях в своем деле таких людей, как Л. Н. Толстой, В. Маяковский, Тургенев, Айвазовский, Ю. Гагарин, М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Д. Роллинг, и теперь посмотрим на их семьи. Скажем так - у большинства с семьями были проблемы. Правда, у Нобеля и Пушкина не получилось создать семью. Супруги Кюри посвятили свою жизнь науке, и работая с радиоактивными элементами понимали: с такой работой детей лучше не заводить! Однако среди многих великих, именно Марка Твена можно назвать и великим писателем, и хорошим семьянином. Иногда, особенно вспоминая Л.Н. Толстого, по неволе начинаешь задумываться о том, а возможно ли настоящее семейное счастье для человека, посветившего себя творчеству или науке.

Некоторые скажут, что возможно и не семейное, то есть счастье без создания семьи. Глядя на отдельных мужей, особенно в России, становится жалко их жен. Людям нужно внимание, забота, общение, то время как многим (но не всем!) русским мужчинам сегодня - лишь телик, выпивка, иногда - карты и секс. Еще и пища. Когда навещаешь жен этих несчастных, иногда кажется, что в доме нет ни души: кроме жены, и дай Бог, еще и приятного домашнего животного. А пройдешь в зал и видишь, что дома есть еще и муж, но он не проявляет своего присутствия по отношению к жене или гостю, так как полностью сосредоточен лишь на себе самом. Сидя, а часто - вообще лежа, считая себя усталым от рабочей суеты, он даже не стремится облегчить положение своей супруги или просто оказать ей внимание. В то время, как женщины - примерно так же устают на работе, может лишь чуть-чуть разрядив обстановку, поговорив с подругой, матерью, сестрой или другим человеком. Обычно при разговоре с мужем особой разрядки не получается. При этом, приходя домой, женщина непременно начинает приводить в порядок дом, заниматься с детьми, готовить обед, - в общем - дополнительно работать по дому. И так каждый день, без выходных, даже будучи простуженной. Не дают передохнуть даже на собственный день рождения! Разве это хорошо говорит о ее муже, о ее семье? А уж если муж - концептуальный гений, то жена превращается буквально в пленницу.

Думаю, если бы нам не нужно было есть, такие мужья не только бы и не задумывались о том, чтобы сделать что-нибудь для других, но и вообще - только лежали бы и нежились всю вечность. Мало у кого из таких мужей появилась бы потребность в творчестве.

Но что бы могло в помочь человеку найти поддержку в кругах общества?

1. Честность

2. Порядочность

3. Свойство прислушиваться к проблемам людей и помощь в их решении.

Замечу: фактически ни одно из этих качеств не может быть сформировано и удерживаться без развитой силы воли у человека. Именно сила воли определяет способность человека держать себя в руках, учиться, мириться с фактами - в общем - управлять собой и направленно формировать себя. Безответственность и безволие же препятствуют саморазвитию, приучают человека быть ленивым и податливым до всякого рода искушений.

Многие качества человека мало способствуют росту его самостоятельности, уровня его развития и поддержки.