Трудный возраст: почему подростки так странно себя ведут.

Почему они ходят на митинги, хотят любви и занимаются сексом

Если интересно, почему ваш ребёнок, став подростком, начал вести себя совсем не как тот десятилетний ангел, лучше пойти к подростку, а не в интернет. И попробовать с ним поговорить. Но если разговаривать он отказывается - ладно. Можно забить свои вопросы в поисковой строке и надеяться, что все ответы найдутся, а тревоги пройдут. «Мел» вместе с «Яндексом» собрали самые популярные* запросы о подростках.

1. Почему врёт подросток

Вопрос, на который, наверное, вообще ответа не существует. В принципе, врут примерно все. И взрослые тоже. А потом, если за правдивый ответ подросток может получить порцию недовольства от своих родителей, то и смысла говорить правду нет никакого.

2. Почему подростки не хотят учиться

Тут причин может быть столько, что все не перечислишь. От банальных лени и подросткового бунта, до, например, проблем в школе вроде буллинга . В последнем случае нужно открыто поговорить с ребёнком: может, условная Марья Петровна назвала его идиотом, и теперь он думает, что всё пропало. А вот если дело в прокрастинации, помогите подростку организовать его работу организовать его работу: вместе составьте план занятий, помогите разобраться в заданиях, не ставьте невыполнимых задач (и объясните, что так делать - себе вредить).

Кажется, потому что многое в жизни подростка меняется: физиологические изменения, психологические. Из детства - в более осознанный возраст. Но это не точно.

4. Почему подростки закрывают лицо на фото

Это можно спросить у своего подростка (если такой есть дома). Но вообще, отношение к себе у подростков часто критичное и не всегда адекватное. Поэтому ощущение «я урод/уродина, только не фотографируйте» - нормально. И потом проходит.

5. Почему идёт кровь из носа у подростка/почему выпадают волосы у подростка/задерживается менструация/появляются растяжки/хрустят суставы и тому подобное

Причин, по которым у взрослого человека или подростка может идти кровь из носа, много. То же самое - с выпадением волос. Это может быть в рамках нормы, а может говорить, например, об эндокринных заболеваниях. В любом случае, если речь идёт о здоровье вашего ребёнка, лезть в интернет и доверять сомнительным форумам - плохая затея. Лучше сходите к нормальному врачу.

6. Почему подростки агрессивны

16. Почему подростки нуждаются в карманных деньгах

Деньги нужны всем и всегда: обед в школе, поход в кино, кафе, покупки, которые можно сделать, не оглядываясь на родителей и не отчитываясь за какие-то мелочи. Карманные деньги - отличный способ научить ребёнка управляться с деньгами, а в будущем не вырастить того, кто промотает свои деньги и ваши заодно. Расскажите ребёнку о семейном бюджете , вместе посчитайте возможные расходы подростка и определите понятные суммы, которые вы готовы давать. И хватит ждать подвоха и думать, что все деньги подросток спустит на развлечения в сомнительной компании.

17. Почему подростки курят

Опять немного про мозг. Центр удовольствия расположен внутри лимбической системы (именно она развивается очень активно в подростковом возрасте). Именно центр удовольствия восприимчив к воздействию алкоголя, никотина и кокаина. Поэтому подростки впадают в зависимость от веществ гораздо проще, чем взрослые. Так что тут правильнее спрашивать не «почему курят», а «почему начинают». Вот тут и правда можно говорить про влияние компании и опыта семьи. Если в окружении курят, шанс, что это же начнёт делать подросток, - довольно высокий.

18. Почему подростки жестокие

О каких проявлениях жестокости идёт речь, не совсем понятно. Спускать кошку в мусоропровод - это уже что-то не вполне здоровое. Тут надо, скорее всего, к психологу (или хотя бы начать с текста нашего блогера Анастасии Мироновой «12 советов, как не вырастить из ребёнка живодёра»). А может быть ваш ребёнок стал буллером и травит в школе одноклассников. И хотя травля - это системный сбой школьного коллектива , решить проблему можно. Только для этого должны приложить усилия и учителя, и родители, и ученики.

19. Почему болит сердце у подростков

Если вопрос серьёзный и про здоровье - к врачу. Если это метафора душевных состояний - вспомните себя. Клише «трудный возраст» не такое уж плохое. Если подростку грустно - будьте рядом. Не пускают в комнату - не злитесь. Рано или поздно подросток выйдет на ужин.

20. Почему подростки матерятся

Во-первых, так проще выразить отношение к событиям, которые вызывают сильные эмоции. Во-вторых, способ показать «я уже не ребёнок - мне можно». И посмотрите на себя. Если вы любите крепкие выражения и не стесняетесь их использовать, почему бы подростку, глядя на вас, не делать то же самое. А если вас всё-таки не устраивает, что ребёнок матерится как сапожник, .

ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:

Быть подростком - это не только пользоваться почти законным правом разрушать все на своем пути, но и испытывать сложные изменения на биологическом уровне. Если раньше причиной проблемного поведения назывались «недостаток воспитания», «социальная неустроенность» или «психологическая травма», то последние данные нейробиологии говорят, что все дело в особенностях развития мозга. О юношеских тревогах и тяге к неизвестному рассказывается в статье The New York Times , а T&P перевели из нее основные тезисы.

Слово «юность» в нашей культуре воспринимается почти так же, как «риск», «эмоциональная драма» и ассоциируется со всеми формами странного поведения. До недавнего времени было принято объяснять подростковые метания с точки зрения психологии. По мере развития молодые люди должны решать ряд социальных и эмоциональных проблем, таких как отделение от родителей, завоевание своего места в группе сверстников, и осознание того, кто же они на самом деле. Не надо быть специалистом, чтобы понять, насколько это тревожные вопросы.

Но до сих пор остаются темные пятна в анализе подросткового возраста: например, тот внезапный всплеск тревоги и страха, который испытывают все тинейджеры и который не наблюдается ни у детей, ни у взрослых. Его причина кроется в особенностях развития мозга, а следствием является уйма времени, потраченного на то, чтобы научиться не бояться.

«Поведенческий парадокс помогает объяснить, почему тинейджеры так склонны причинять вред себе и другим. В их мире три врага - несчастные случаи, убийство и суицид»

Разные отделы мозга развиваются с разной скоростью. Оказывается, область, ответственная за обработку страха, миндалевидное тело, намного обгоняет в этом префронтальную кору, ответственную за рассуждения и функцию контроля. Это означает, что подростки имеют мозг, который наделен повышенной способностью испытывать тревогу и, вместе с тем, не так хорош, когда дело касается самоуспокоения и сознательной остановки неприятных мыслей.

У вас, возможно, возникнет вопрос: раз уж подростки такие пугливые, почему же они все время ищут новых ощущений и больше всего любят риск? Эти два утверждения входят в противоречие друг с другом. Ответ кроется в том, что центр удовольствия, так же, как и область, ответственная за обработку страха, развивается раньше, чем префронтальная кора. Этот поведенческий парадокс помогает объяснить, почему тинейджеры так склонны причинять вред себе и другим. В их мире три врага - несчастные случаи, убийство и суицид.

Конечно, у большинства подростков неврозы не развиваются, а напротив, формируется умение работать со своими страхами - к 25 годам префронтальная кора вполне развита для этого. Но все же до 20% тинейджеров в США имеют диагностированный невроз страха и страдают паническими атаками, что, возможно, является следствием влияния сразу и генетических, и средовых факторов.

Миндалевидное тело, или миндалина, находится глубоко под корой и посылает сигналы об опасности в префронтальную зону еще до того, как мы смогли бы ее осознать. Вспомните тот мгновенный выплеск адреналина, когда, гуляя по лесу, вам вдруг показалось, что в траве ползет змея. Это то, что делает миндалина. Вы еще раз оглядываетесь на место опасности, и префронтальная кора успокаивает вас: это всего лишь палка.

Схематично происходящее напоминает улицу с двусторонним движением: миндалина повышает уровень страха, а спустя время префронтальная кора дает нам информацию о том, как все обстоит на самом деле. Но у подростков эти процессы не идут так слаженно, потому у них гораздо хуже получается управлять своими эмоциями.

Б. Дж. Кейси, профессор психологии в Корнелльском университете, исследовал страх в группе детей, подростков и взрослых. Участникам показывали цветной квадрат и при этом включали вызывающие страх звуки. Квадрат, до этого нейтральный стимул, начинал ассоциироваться с неприятными звуками, а затем вызывал те же эмоции, что и музыка. Во всех группах показатели в этом эксперименте были одинаковы.

Интересное открылось в другом. Когда профессор Кейси тренировал в участниках отсутствие страха перед стимулом, то есть показывал просто цветной квадрат, то оказалось, что подростки дольше не могли «разучиться» испытывать те же чувства, что и в эксперименте с пугающей музыкой. Подросткам гораздо труднее, однажды запомнив что-то как небезопасное, отказаться от своих убеждений.

Юность - это время исследований, когда молодые люди отвоевывают все большую автономию, а растущая способность чувствовать страх и цепкая память в отношении небезопасных ситуаций помогают им пройти этот период адаптации и развивают чувство самосохранения. Разница в развитии миндалины и префронтальной коры была обнаружена не только у человека, но и у всех млекопитающих и классифицируется как эволюционное достижение. Такое новое, нейробиологическое, понимание подростковых проблем может изменить наш взгляд на терапию невроза.

Одно из наиболее распространенных направлений сегодня - когнитивно-поведенческая психотерапия, во время которой стимул, воспринимавшийся до этого как опасный, предъявляется многократно в новых, безопасных, условиях, что тренирует у пациента способность не испытывать страх. Если вы, к примеру, боитесь пауков, вам их шаг за шагом покажут в разных спокойных ситуациях, так чтобы вы наконец избавились от своей акарофобии. Но парадокс заключается в том, что подростки, хотя и нуждаются в терапии по причине плохого контроля негативных эмоций, могут быть к ней мало восприимчивы - по той же причине.

Недавнее исследование подростков с тревожными расстройствами показало, что только 55-60% из них вылечиваются в ходе когнитивно-поведенческой терапии или при приеме антидепрессантов, тогда как если эти методы совместить, то есть кроме психологического оказывать и фармакологическое воздействие, цифра увеличивается до 81%.

Рано или поздно вопрос "что делать, если ребенок смотрит видео для взрослых?" задается в любой семье. Кто-то из родителей случайно увидел в истории браузера соответствующие запросы, кому-то дети сами задали вопрос о том, что их интересует. Но как все-таки правильно реагировать? Советы дает сексотерапевт Мария Тихонова .

Почему дети смотрят видео для взрослых?
Сейчас все происходит быстрее и раньше. Современные дети раньше знакомяться с интернетом, и поэтому, нередко случается так, что возраст первого знакомства с порнографическим контентом сдвигается к 6-8 годам. Тема вызывает у детей интерес, потому что это некая запретная область, про которую они ничего не понимают, а с помощью электронных устройств они легко находят эти знания. Да, мы можем ограничивать доступ к Всемирной паутине, но дети все равно найдут способ посмотреть этот контент, не на своем смартфоне, так на смартфоне соседа по парте или на компьютере родителя. Таким образом, просмотр детьми «запретного» видео становится своеобразной нормой современного общества, от которой мы в шоке и к которой не можем привыкнуть.

Надо понимать, что в большинстве случаев просмотр взрослого видео в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте - это познавательный интерес. Ребенок пытается разобраться, как всё устроено в жизни: как он появился на свет, что происходит за закрытыми дверьми в спальне родителей, как выглядит тело у противоположного пола. Это как раз тот возраст, когда раньше, до появления гаджетов, мальчики и девочки показывали друг другу, что у них в трусиках. Современным детям уже не за чем раздеваться, теперь всё есть на экране. Получается, что это повтор той реальности, которая уже была, только в новом формате, и связано это с естественным формированием сексуальности.

Конечно, совершенно не значит, что если ваш 6-7 летний ребенок не интересуется порно - то это не норма. И, естественно, не нужно ему такое видео показывать в качестве просвещения.

Для подростков просмотр видео - это фаза вхождения в сексуальность, связанная с половым созреванием, возникновением привязанностей и появлением первых серьезных чувств. Тема взаимоотношений между полами уже перестает быть просто детским любопытством, а носит личную заинтересованность. Причем, речь здесь скорее идет о фантазиях. Видеоряд разогревает возбуждение, помогает разобраться с импульсами, желаниями. Не нужно считать, что просмотр взрослого видео приведет к каким-то отклонениям в формировании сексуальности. Исследования показывают, что подростки хорошо понимают, что на экране они видят имитацию, что кино и реальная жизнь - разные вещи.

В подростковом возрасте сложно определить «допустимую» норму просмотра видео . Она значительно отличается у разных детей, у мальчиков и девочек. Даже у одного и того же ребёнка, в зависимости от времени года или гормонального уровня.
Да, есть ситуации, требующие особого внимания, о них мы поговорим отдельно (см. раздел «Когда нужна помощь специалиста»), но, в целом, к этому нужно относиться спокойно. Современные дети смотрят взрослое видео и будут находить способы его посмотреть, потому что это этап их взросления.

Когда и как обсуждать с ребенком эту тему?
Говорить о вопросах сексуальности мы начинаем тогда, когда ребенок сам начинает задавать вопросы. Причем это может быть прямой вопрос с его стороны, или невербальный посыл - когда ребенок заинтересован, но не готов об этом сказать напрямую. Здесь важно доверять своей родительской интуиции, но всегда нужно спрашивать ребенка, хочет ли он поговорить. Не настаивайте на разговоре, если ребенок не готов.

Обсуждать тему нужно на том уровне языка, который доступен ребенку, углубляясь в детали в зависимости от возраста. Конечно, не существует стандартных фраз, которые будет уместно сказать ребенку в той или иной ситуации. Здесь важнее то, как это будет сказано. Интонации должны быть ровными, голос спокойным, очень важно деликатно относится к этой теме.

Если ребенок посмотрел порно, родителю важно оценить свои силы и готовность адекватно на эту тему говорить.

Если родитель понимает, что способен выстроить доверительный разговор, обсудить вопрос спокойно и осознанно, то важно выяснить, что происходит с ребенком, почему он заинтересовался таким видео, при каких условиях это произошло, был ли это единичный случай или это происходит на регулярной основе. Нужно понимать, что как правило это проходящий, познавательный интерес. Не нужно сильно застревать на этой теме.

Как родителям справиться со своими эмоциями? Что на самом деле травмирует ребенка?
Какая бы ситуация не произошла, в первую очередь важен посыл родителя.
Cамая главная ошибка - это очень эмоциональная, неадекватная реакция на произошедшее. Ни в коем случае не нужно осуждать ребенка, стыдить его. Если родитель не будет бурно реагировать, удивляться, таращить глаза, хватать ребенка за руки или еще хуже - бить по рукам, то ребенок подобных эпизодов, скорее всего, даже не запомнит, поскольку они укладываются в этапы естественного развития сексуальности.

Тот факт, что родитель шокирован, является очень мощным невербальным посылом для ребенка о том, что сексуальность - это плохо, грешно и грязно. Бывает, что запрет и протест родителей приводит к тому, что даже во взрослом возрасте тема секса для человека останется табу, и это негативно отразится на его попытках строить отношения с противоположным полом, создать семью.

Если родитель, столкнувшись с подобными вопросами, чувствует беспомощность, возмущение или отвращение, то в первую очередь ему важно задаться вопросом о своей собственной сексуальности. Если эти ситуации и разговоры о сексе доставляют вам дискомфорт, не бойтесь сходить к специалисту, разобраться со своей интимной жизнью и решить этот вопрос. Главное, что нужно сделать - это привести себя в адекватное состояние и успокоиться.

Когда нужна помощь специалиста?
Если родитель понимает, что он не готов говорить на тему сексуальности, лучше ее и не обсуждать, чем высказывать что-то негативное или, наоборот, говорить невразумительное и выставлять себя некомпетентным человеком. Хорошо если есть возможность «поручить» этот разговор близкому к семье взрослому, которому вы доверяете и с которым у ребенка хороший контакт - тетя, крестная, мамина близкая подруга, возможно, кто-то из адекватных учителей или другой взрослый одного пола с ребенком. Но на такое общение обязательно должен быть запрос со стороны ребенка.

Конечно же, существуют особые ситуации, когда без помощи специалиста не обойтись.
Родителям нужно уметь эти ситуации распознавать.

На что стоит обратить внимание:
Дети младшего возраста: «застревание» ребенка, когда обнаруживается, что он просматривает видео для взрослых регулярно, проявляет слишком высокий интерес к этой теме.

Дети подросткового возраста: навязчивость (ребенок постоянно стремится вернуться к просмотру); нет других интересов (хобби); резкое снижение успеваемости в школе; отсутствие романтического интереса к сверстникам, извращенная и противоестественная тематика видео.

Если у ребенка наблюдаются эти «симптомы», то он, скорее всего, пытается справится через просмотр видео с какой-то своей проблемой.

К сожалению, ребенок не всегда готов рассказать о неприятностях, которые с ним произошли, потому что ему стыдно об этом говорить или он считает, что сам в этом виноват. Если поведение ребенка изменилось: он стал более замкнутым, стал хуже спать, меньше улыбаться, выглядит рассеянным, он наносит себе порезы бритвой (часто случается у подростков), начались непонятные кожные реакции (экземы, дерматиты) - всё это показатели того, что в жизни ребенка произошло что-то травмирующее.

Если разговор о просмотре видео происходит в очень доверительной обстановке, возможно, ребенок расскажет о каких-то вещах, с которыми нужно будет идти к специалисту.

Если родители решили обратиться к специалисту, не нужно говорить ребенку, что с ним что-то не так. Важно спокойно подвести к этой теме, и позиционировать психолога как другого взрослого с соответствующим образованием, способного помочь.
Опытный психолог предложит ребенку специальные упражнения, задания в зависимости от возраста (например, порисовать, полепить из пластилина), побеседует с ним, и если была травма, она проявится. Очень важно уметь выбирать правильного специалиста, особенно с темой сексуальности, и особенно в России, потому что в нашей стране тема секса очень сильно табуирована. Сексотерапевт не должен перегружать ни вас, ни ребенка специфической информацией, давить или спекулировать этой темой. Сексотерапевт должен быть очень деликатен, чуток, уметь правильно подбирать слова. И главное вы должны помнить, что любая проблема разрешима.

Не пропусти молнию! Подписывайся на нас в Telegram

Читайте все новости по теме " " на OBOZREVATEL.

Для малышей родители - волшебники, они могут всё: и прогнать чудовищ из-под кровати, и включить мультики. Потом дети вырастают, и родители оказываются просто людьми, со своими несовершенствами. Вечно мешают заниматься интересными вещами и просто ничего не понимают.

Вконтакте

Однокласники

Блогер и мама двоих детей Эмма Беддингтон в колонке для The Guardian рассуждает о том, почему все подростки считают своих родителей идиотами и можно ли это изменить.

«Ты держишь меня за идиота?» - рано или поздно вам придётся произнести эти слова. Ничего не поделаешь. Это риторическое восклицание, которое вы слышали ещё от своих родителей, теперь произносите вы, когда ваш ребёнок с каменным лицом ответит «не знаю» на вопрос, где его телефон.

Для вашего подросшего ребёнка этот вопрос не риторический. Ответ - «да», он держит вас за идиота. Поздравляю, вы достигли того момента в воспитании, когда ваш статус как родителя сместился с «героя» на «нудного дурака».

Это случалось со мной дважды. Моему старшему сыну 14, его брату 12, но и он уже достиг совершенства в искусстве относится ко мне как к беспросветно глупому человеку. Они оба сейчас сдают экзамены. Возможно, я нахожусь под неадекватным впечатлением от своих карьерных достижений (именно так думают мои сыновья), но я никогда не сталкивалась с экзаменом, который не могла бы сдать. Я люблю экзамены, но мои попытки помочь были признаны совершенно лишними: я слишком глупа, чтобы мне доверять. Я отстранена от процесса подготовки к математике и другим наукам.

Все мои карточки и маркеры для выделений остались там же, где и мои предположения, что нам нравится проводить время втроём на природе.

Мой старший сын хитрит в ответ на попытки вовлечь его в дискуссию о феодализме, а младший завёл привычку поправлять моё произношение, когда я пытаюсь проверить его на знание слов китайского языка. И на их лицах теперь неизменные снисходительные улыбки.


Однажды утром перед экзаменом я задержала старшего сына на лестнице, чтобы дать ему напутственный совет. Когда я начала излагать свои мысли, тщательно подбирая слова, он положил мне руки на плечи и посмотрел на меня со странным, но хорошо знакомым выражением. Это было то выражение, которое принимает моё лицо, когда я смотрю на ютубе видео про неуклюжих панд, которые падают с деревьев. «Я пойду», - сказал он мягко, но твёрдо. И похлопал меня по щекам. Теперь это моя жизнь.

Я стала неуклюжей пандой, падающей с дерева под тяжестью сарказма и подростковой снисходительности

Раньше было проще. Я была оракулом, божеством, я могла творить чудеса. Мои дети доверяли мне безоговорочно. Мне было достаточно показать им нечёткое видео с совой, едущей на скейтборде, или испечь кривоватый торт в виде Пикачу, чтобы увидеть восторг в их глазах. Теперь они истерично смеются, когда я пытаюсь заняться их сексуальным воспитанием или выразить своё мнение о Сирии.


Я признаю, что могу чего-то не знать или не помнить. И это бы не было так страшно, если бы не накладывалось на обострившиеся способности моих детей к критическому мышлению. Знаю ли я, что они имеют в виду, когда говорят, что им нужно «купить больше оперативной памяти» или «включить SLI»? Нет. Действительно ли я пять раз спросила младшего сына, идёт ли он завтра на плавание? Возможно. Недавно они получили большое удовольствие, снова и снова показывая мне видео, в котором нужно вычислить вероятность, что за одной из трёх дверей окажется коза или машина. Я не могла понять, как это работает, и едва не плакала.

Когда мы с их отцом выпьем слишком много и засыпаем на диване под вечернее шоу, просыпаясь через несколько часов растрёпанные и озадаченные, с подтекающей в углу рта слюной, это только поддерживает их убеждение в том, что мы не годимся быть примером для подражания. Будучи родителями билингвальных детей, мы страдаем вдвойне.

Им очень нравится заставлять нас с отцом произносить нелепые французские фразы, чтобы посмеяться над нашим акцентом

Конечно, мы не одни такие, и это немного утешает. Все подростки думают, что их родители глупые. Это эволюционный императив, жестокий, но универсальный: он заставляет детей покидать гнездо. Когда мой сын с апломбом объясняет мне, человеку с дипломом историка, причины первой мировой войны, я вспоминаю разговор с биологом, чей сын так же поучал его о необходимости использовать возобновляемые источники энергии и женщиной, которая выслушала лекцию о менструации от своего 11-летнего сына. Мы все в одной лодке, и едва ли можем управлять этой лодкой без посторонней помощи.

Оказавшись в положении «глупых» родителей, которые «не секут фишку», мы можем обратиться к опыту предыдущих поколений. Всё-таки немного успокаивает, если думать об этом как о чем-то кармически предопределённом: вы сами вели себя так со своими родителями, а через некоторое время и ваши дети будут, в свою очередь, так же страдать.

Подростком я была уверена в своём интеллектуальном превосходстве над родителями, профессором Беддингтоном и профессором Болдуином, даже сталкиваясь с убедительными доказательствами обратного. В честь моего отца назвали математическую модель, а я провела шесть лет, считая его самым глупым человеком, который когда-либо ходил по Земле. Я считала его настолько глупым, что на улице шла на 10 шагов позади него, а теперь наказание настигло меня, и я выношу всё то же от своих сыновей-подростков. Что посеешь, то и пожнёшь. Я с нетерпением жду недалёкого будущего, когда мои внуки будут угрюмо тащиться позади моих сыновей, выдерживая дистанцию.

Но что, если всё-таки попробовать что-то с этим сделать? Здесь есть два варианта ответа. Первый звучит как «Даже не пытайтесь, это слишком сложно». Чтобы перейти ко второму, нужно вспомнить, что кошек больше всего привлекают люди, которые уделяют им меньше всего внимания, не так ли? Так вот, подростки - это кошки.

Если интересно, дети до 10 лет, совершенно точно, лабрадоры, а дошколята - результат некого нечестивого союза обезьяны-ревуна и лысого барсука

В любом случае не пытайтесь пересилить себя в попытках казаться «крутым». Мы все помним, как ужасны учителя, которые стараются сойти за «своего» в общении с учениками. Истории о ваших похождениях на вечеринках будут звучать отталкивающее: им всё равно, даже если вы были на концерте Radiohead в 1992 ещё до того, как они стали известными, и делили писсуар с Бобби Гиллеспи. И не пытайтесь перенять их сленг. Взрослые должны уметь выглядеть достойно, оставаясь взрослыми.

Когда мы с сестрой были подростками, наш отчим проводил большую часть времени за чтением Тургенева и раскуриванием самокруток на заднем дворе, чем заслужил наше постепенное, сдержанное уважение. Если следовать этому пути, однажды вы можете быть вознаграждены: это может быть просьба показать, как делать шоколадное печенье, или помочь решать квадратные уравнения, а может голова, которая ненадолго ляжет к вам на плечо, пока вы смотрите телевизор.


Всему этому есть альтернатива: вы можете показать подросткам, что они правы. Носите «кэжуал» и напевайте старые песни, будьте тем шутом, каким они вас считают. Есть что-то успокаивающее в том, чтобы быть кем-то кроме кассового аппарата и послушной марионетки в их руках.

Наконец, вы всё равно не сможете их разочаровать, ведь подростки уже ожидают от вас худшего

Всё дело в том, что я люблю подростков - и своих, и всех остальных. Со всем их презрением, насмешками и нежеланием слушать мои советы, с ними приятно проводить время: они весёлые, живые и фонтанируют идеями - самый яркий пример того, что значит быть человеком. Я правда чувствую, что мне повезло быть рядом с ними (кроме тех моментов, когда мне хочется их убить, а я бы сказала, сейчас это 50 на 50).

Чем больше я об этом думаю, тем больше мне кажется, что, возможно, нам просто нужно принять их вердикт: мы глупые. Сейчас это их мир, и мы, со своим глобальным потеплением, гомофобией и «брекситом», просто мешаемся. Недавно моя подруга Барбара спросила у своей дочери-подростка, есть ли что-то, что она может сделать, чтобы перестать быть объектом презрения. «Don’t be a twat», ответила её дочь. Что же, теперь мы знаем, что делать, товарищи идиоты.

Зачем презерватив второкласснице и почему подростки смотрят порно?

"Это стыдная тема. О ней приличней молчать". Такую позицию занимают многие родители, когда ребёнка начинает интересовать секс.

В этой публикации мы попытались обобщить рекомендации специалистов папам и мамам. Что отвечать на неудобные вопросы детей? Как вести себя, если ваш сын или дочь имеет запретные увлечения?

Все ситуации, о которых речь пойдет ниже, - реальные. Мы попросили психолога Людмилу Русину прокомментировать типичные реакции взрослых на них. Госпожа Русина - специалист по детско-родительским отношениям психологического центра "Gestalt" (gestalt-r.kz) и по совместительству психолог отделения по разрешению кризисных ситуаций центра "Ульба".

Ситуация 1

Второй класс, дети восьми лет. Мама нашла у дочери записку: "Петя, я хочу тебя. Давай займёмся сексом". В записку вложен презерватив. Дочь ответила, что записка - это шутка, а презерватив - жевательная резинка.

Родители: Не заострять внимания, это игра, дети сами потеряют интерес к теме.

Людмила Русина: Если ребёнок обозначил интерес, он не успокоится, пока не получит необходимую информацию. Все его вопросы нужно прояснить, не откладывая в долгий ящик.

Разговор на столь деликатную тему не должен быть для ребёнка неприятным, не должен пугать и настораживать. Ведите себя спокойно и естественно. Прежде чем начать разговор, спросите у ребёнка, что означают слова "хочу", "секс". А то наговорите лишнего.

АНЕКДОТ В ТЕМУ

Мама, а что такое аборт?

Доченька, это так ужасно, так аморально и так больно,.. - мать в красках описывает причины аборта, ход операции.

Завершив рассказ, спохватывается, откуда её маленькая девочка узнала это слово.

Ребёнок с полными слёз глазами тычет пальчиком в книжку:

Здесь написано: "А волны бились о борт корабля".

Родители: Провести разъяснительную беседу на тему, откуда берутся дети, как использовать презерватив и со скольки лет возможны половые отношения между мужчиной и женщиной.

Людмила Русина: Не стоит разом выдавать ребёнку всю информацию от "а" до "я". Расскажите только о том, что его интересует именно в этот момент. Можно начать так: "Что такое "хочу"? Это чувства. Это про любовь. Это когда двое друг другу нравятся. Когда вместе жить договорились. Семью создали. Ребёночка родили". Я специально делаю паузы. По реакции ребёнка вы поймёте, в каком месте нужно остановиться. Если не поняли, спросите прямо: "О чём из перечисленного ты бы хотел узнать подробнее?"

Вся беда в том, что сейчас дети начинают узнавать об интимных отношениях между мужчиной и женщиной с конца. Сразу - секс. Интернет, телевидение навязывают упрощённую модель отношений. Родителям следует восстановить упущенные звенья цепи, вернуться к началу. Остановиться на ответственности и на смысле взаимоотношений - создании семьи. Словом, переключить ребёнка с секса на любовь.

В восемь лет рассказывать непосредственно о половом акте всё-таки рано. Необходимо раскрыть смысл эмоций, чувств. В этом возрасте дети переходят от эмоций дружбы к эмоциям привязанности, симпатии, но не знают, как их правильно выражать. Вот и "выстреливает" что-то, выхваченное в молодёжном сериале.

Объясните, что "хочу" - это желание видеться, сидеть за одной партой, держаться за руку, заботиться друг о друге, делиться конфетами, быть всегда вместе.

Рисуйте для детей правильные картинки любви, чтобы у них была альтернатива.

Родители: Беседа в духе "ай-яй-яй". Обвинить ребёнка в аморальном поведении. Наказать.

Людмила Русина: Так вы навсегда закроете эту тему для ребёнка в своей семье. Он будет знать, что родители такое любопытство не приветствуют, - считает психолог. - Значит, надо узнавать у друзей, в интернете. Готовьтесь, что полученная таким образом информация может быть сильно искажённой.

Напирать: "Где ты этого нахватался?! Зачем ты это написала?!!" - тоже не к месту. Ребёнок находится в познавательной стадии развития, только учится определять, что хорошо, что плохо. Показывают по телевизору - запомнил, попробовал применить фразу в записке. О том, что это неправильно, он может догадаться только по вашей осуждающей интонации.

Ещё один момент. У некоторых детей половое созревание начинается уже в 10-12 лет. Действуют гормоны. Девочка сама не понимает, что происходит, почему тянет к мальчикам. А тут мама допрос устраивает. Кто кому должен объяснять происходящее и подсказывать, как себя вести?

Ситуация 2

Мама обнаружила, что сын десяти лет систематически посещает порносайты. Причём их содержание "не для слабонервных". Мама в этот же вечер отправляет ребёнка к бабушке на две недели. Не объясняя ему причину, оторвав от учёбы.

Женщина испытывает отвращение, ей противен собственный ребёнок.

Родители: Высказать ребёнку всё, что о нём думаешь: извращенец, ты мне противен и т.д.

Людмила Русина: В этой ситуации мама правильно сделала, что не стала проявлять эмоций при сыне. Но лучше было не его отправлять в ссылку, а самой на некоторое время уединиться. Дети догадливые, всегда найдут, с чем соотнести поведение родителей. Но не всегда верно смогут его трактовать, оказавшись с проблемой один на один. Могут расценить это как предательство.

Наедине с собой можно поплакать, дать выход эмоциям. А потом сделайте глубокий вдох и начинайте выяснять, в какой именно информации возникла потребность у вашего чада.

Не смогли сдержаться? Объясняем почему: "Я сейчас разозлилась. Прости меня. Просто я люблю тебя, волнуюсь за тебя. Сейчас я спокойна, давай поговорим".

Родители: Провести с ребёнком разъяснительную беседу об интимных отношениях между мужчиной и женщиной, что в них приемлемо, что - нет, когда позволительно начинать их.

Людмила Русина: Если дело дошло до таких сайтов, придётся обозначить границы нормы в отношениях. Начинаем очень осторожно, выказывая желание обсудить, поддержать: "У меня тут выскочила ссылка на такой-то сайт. У тебя тоже так было? Давай обсудим, что там изображено". Стоит оговорить, что такая информация выложена на сайте незаконно. Показаны ненормальные отношения, таких в жизни не бывает. Так можно причинить боль, унизить, оскорбить. Это плохо. Дальше начинаем восполнять пробелы в чувственно-эмоциональной цепочке: рассказываем о влюблённости, семейных ценностях.

Заметьте, мальчики всегда будут искать информацию о физических отношениях. Обратитесь к специальной литературе, детской энциклопедии, к примеру. Эти книги написаны понятным детям языком. Почитайте их вместе. Там есть рисунки, некоторые дети ищут именно визуального объяснения.

Вообще о физиологическом строении тела, зачатии ребёнка мальчикам и девочкам следует рассказать накануне полового созревания. Сейчас этот возраст снизился: 10-13 лет - девочки, 11-14 - мальчики.

Родители: Отключить интернет и в дальнейшем держать ребёнка в строгости.

Людмила Русина: Это годится, когда у ребёнка появилась зависимость от таких сайтов, а разговоры не помогают. Но в этом случае хорошо ещё обратиться за консультацией к специалистам.

Вообще родители должны научиться определять, когда ребёнок делает что-то по незнанию, а когда очень даже осознанно. Иначе дети быстро смекнут, что, изображая незнание, можно манипулировать родителями. Чётко объясняйте, что именно плохо, почему плохо и к каким последствиям может привести.

В описанной ситуации меня удивляет, что мама заметила увлечение сына так поздно. После первого же просмотра однозначно была реакция. Либо мальчик был эмоционально подавлен, либо - излишне возбуждён. Словом, что-то в его поведении было не так. Если в семье внимательны к детям, это бы сразу же обнаружилось.

Во всех подобных ситуациях главное - не отбить у ребёнка желание разговаривать об этом с вами, родителями. Здесь не только моральная сторона дела. Это - вопрос безопасности ваших детей. Если ребёнок знает, что к чему, он не пойдёт за дяденькой, пообещавшим конфету. Или за пацаном из подворотни, посулившим сказку. Потому что поймёт, когда приглашают посмотреть на Луну, а когда – совсем для другого, - резюмирует Людмила Русина.

Светлана Иваненко, директор областного центра поддержки семьи и детства:

Не обсуждать с ребёнком неудобные темы - вредить и себе, и ему. Дефицит внимания к детям встречается не только в неблагополучных семьях. Но и в тех, где родители увлечены карьерой или активно устраивают личную жизнь. От детей откупаются подарками, походами в кино, позже карманными деньгами.

Сейчас многие родители против того, чтобы дети водили друзей в гости. А зря. Они лишают себя возможности ненавязчиво контролировать компанию, интересы ребёнка. Да, пока он маленький, его можно не пустить к друзьям или следить из окна, как он играет во дворе. Подростка дома вы уже не удержите. Как ведут себя юноши и девушки, дорвавшиеся до запретной свободы, думаю, объяснять не нужно.

Круглосуточный телефон доверия Центра поддержки семьи и детства: 262-313.

Ирина Шведунова, директор молодёжного инструкторского центра ВКО (организация готовит вожатых и программы для трёх детских оздоровительных лагерей области):

Исключите телевизор из членов семьи. Бывают семьи, где и поговорить друг с другом не о чем, если он выключен. Где слушают ребёнка, параллельно глядя на экран. Это невнимание. Детей необходимо слушать, какие бы глупости они ни говорили. Иначе вы не будете знать, чем они живут. А ребёнок найдёт недостающее внимание на стороне.

Не позволяйте детям всё свободное время проводить у телевизора или в интернете. Необходимо формировать интересы ребёнка, не зацикливаясь на одной только учёбе. Дети испытывают колоссальные нагрузки в школе. Им требуется выплеск эмоций, разрядка. Есть те, кто находит это в интимных отношениях. Но лучше перенаправить эту энергию, записав чадо в секцию или кружок.

Чтобы не произошло, помните, вы по одну сторону с ребёнком. Не прекращаете его ценить, уважать, доверять, верить в него. Ему очень необходимы ваше понимание, поддержка и приятие. Помните также, что каждый имеет право на ошибку. А запретный плод - сладок.

Анастасия Строкова, газета «Мой город» (апрель 2011 года)