Уголки эмоциональной разгрузки детей в детском саду. Презентация на тему "психологический уголок в группе детского сада" Психологический уголок в группе детского сада оформление

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Оснащение для уголков подбираются с учетом их основного назначения, а именно: для психологической разгрузки дошкольников: обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; обучения дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр; повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей; обучения воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде. Задачи: Создать максимальные условия в группах детского сада для сохранения психологического здоровья каждого ребенка. Активизировать деятельность педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов уголков психологической разгрузки для полноценного психофизического развития дошкольников

2 слайд

Описание слайда:

Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там желательно должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился - можно вылезать и снова включаться в общую суету. Назначение Материалы Зона для психологической разгрузки Уголок для уединения (шатер, палатка и т. д.), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки

3 слайд

Описание слайда:

Назначение Материалы Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции Аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т. д.), свечи, фонтаны, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, "Мешочки настроений", "Коробочки добрых дел"

4 слайд

Описание слайда:

Варианты названий и оформления календарей настроения. При определении названия должно присутствовать одно из основных определений – «настроение» или «эмоции» Календарь настроения Эмоциональная расческа Часики настроения Календарь эмоций (эмоциональный календарь) Эмоциональная корзина и т. д. веселый коврик из остатков пряжи Подушка - обнимушка Назначение Материалы Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр "Азбука настроений", "Коврик дружбы", настольные, дидактические игры: "Что такое хорошо? Что такое плохо?" и т. д., шкатулка с маленькими человечками, "Подушка примирения", "Коробочка примирения", "Доска настроений"

5 слайд

Описание слайда:

Назначение Материалы Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей Подиум, медали, "сонные игрушки«, разные виды театров, мягкие игрушки, маски, медальки

6 слайд

Описание слайда:

«ГУСЕНИЦА». Все участники выстраиваются паровозиком и, держа друг друга за талии, садятся на корточки. Ведущий объявляет, что они изображают гусеницу и должны показать, как гусеница спит, потягивается, встает, умывается, делает зарядку, танцует. При этом хвостик специально мешает голове делать свои дела. Назначение Материалы Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде "Твистер", "Гусеница", "Веселый коврик"

7 слайд

Описание слайда:

Шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные струи стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. (можно на дверь в спальную комнату) Назначение Материалы Снятие напряжения Атласные ленты разного цвета

8 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ смотра-конкурса Создать условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка; Активизировать деятельность педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию ма­териалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников; Привлечь родителей к оказанию всесторонней помощи группам в проведении смотра-конкурса. КРИТЕРИИ оценки (примерные) Наличие в группе зоны для психологической разгрузки; Материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; Материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей; Эмоционально-развивающие игры, направленных на обучение детей бесконфликтному общению; Материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям; Эстетичность оформления психологического уголка; Творчество, фантазия, оригинальность; Целесообразное использование материалов психологического уголка; Презентация психологического уголка воспитателями группы.

— гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства групповой комнаты, все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате, спальне.
— активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
— индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.

Материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

*для психологической разгрузки воспитанников;
*обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
*обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
*обучение детей бесконфликтному общению;
*повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
*обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Так, например, наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться и способствуют снятию напряжения, поднятию настроения.

Эти же задачи решает «Подушка с упрямками».
«Коврик злости» предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в уголке присутствуют мешочек для крика.

В уголке размещен «Волшебный дуб» .

Его цель: поднимать самооценку ребёнку, формирование уверенности. Для этого ребенку предлагают присесть возле дуба, который символизирует лидерство и защиту. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, комплименты, адресованных их товарищу. После этого дети подходят к волшебному дубу, и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Так дети учатся положительному самопринятию, создают свой положительный «Я – образ».

Для снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния у детей раннего возраста на этапе адаптации используются игры, направлены на развитие мелкой моторики рук, потешки, при произнесения которых, дети могут прикоснуться и погладить того или иное лесного жителя в зоне «Добрых ласковых друзей» , сопровождая потешкой:

Скачет зайка маленький,
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай- ка.

Успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции можно в «Зоне покойных игр и секретов» , здесь используются игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является знакомства детей с различными эмоциональными состояниями, а также научить дошкольников передавать эти эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства – «Зеркальное озеро». Оно имеет форму озера на стене, рядом с которым располагается трава, камушки, лягушки, черепашки. Например, для активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, можно рассказать какую – либо историю.

В «уголке психологической разгрузки» находятся и материалы, которые использует в своей работе воспитатель. Это подборка психогимнастических игр, направленных на формирование положительного самопринятия и толерантности.

Игры, применяемые в уголке психологической разгрузке
«Комнате Фей».

Страничка психолога

Материал подготовлен педагогом - психологом МДОУ "Лучик"

И.А. Самойленко

Психолог в детском саду — это прежде всего знающий
и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих
закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но
также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Основные функции психолога в детском дошкольном
учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с
созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и
обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Хотелось бы развеять распространенный «миф» о психологах
в дошкольном учреждении. Большинство родителей полагают, что слово
«психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно
неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог,
то их сын или дочь психически ненормальные. Уверяю вас это не так.
Педагог - психолог в детском саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями , а не отклонениями.

Существует еще одно ошибочное мнение, что: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог - это все одно и то же.
То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее
дефектами. На основании этого родители требуют от психолога
невозможного. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В
первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный
специалист не врач. Психолог детского сада располагает информацией,
касающейся в основном не физического, а психического состояния ребенка.
Он может только предположить диагноз и направить ребенка к
соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с
ним он не может и не имеет права.

Цель работы педагога - психолога
- сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде
всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных
особенностей ее развития.

Психолог выявляет
скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития
психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для
того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДОУ помочь
ребенку справиться с ними еще до школы.

Для решения поставленных задач, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям:

Первое направление - это консультации . Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые - психолог
проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для
детского сада, возрастной группы и контингента родителей. Консультации
«по запросу »
- любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно
вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама
или папа, бабушка или дедушка, вы можете и должны обращаться к
психологу, когда вам кажется, что с ребенком что-то не так.

Второе направление - это диагностика .
В течение всего учебного года проводиться психолого-педагогическая
диагностика. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и
навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по
которой работает детский сад, Если результаты показывают, что малыш «не
справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в
соответствии с возрастом, проводится дополнительные исследования на
зрелость основных психических процессов. И если на этом уровне
выявляются проблемы, то психолог совместно с воспитателем и родителями
старается их решить.

Психологическое сопровождение детей в период адаптации , также втечение
года изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те,
с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по
улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики , о которой шла речь, так же проводятся и «ситуативные» исследования .
Например, затянулся процесс адаптации, появились у ребенка страхи, с
помощью специальных тестов и методик выявляется причина. И проводится
коррекционная работа.

Позже в подготовительных группах проводиться отдельный вид диагностики - это комплексная оценка готовности ребенка к школе . Если ваш ребенок будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.

Так же проводиться коррекционная работа .
Дети все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее.
Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что
развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть,
чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью
планируется и проводится с ребенком коррекционная работа. Предварительно
получив ваше согласие.

Развивающая работа .
В каждом новом учебном году выбирается направление, на которое в
течение года будет делать основной акцент. Например, тема формирования
межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у
дошкольников. Исходя из выбранной темы, планируется развивающая работа. В
ходе которой малыши учатся общаться, вместе играть, решать конфликты,
избегать ссор.

И конечно, так же проводиться индивидуальная работа .

Родители и сами, могут прийти на прием к психологу, если их интересует:

Адаптация ребенка к детскому саду

Уровень развития психических процессов

Эмоциональное состояние малыша

Его самооценка

Положение, которое он занимает в группе среди сверстников (почему, например, все стремятся с ним дружить, или наоборот)

Отношение ребенка к воспитателям

Уровень его тревожности или агрессии…

Если у вас
появилась проблема, и вы готовы ее сформулировать, педагог - психолог
постарается помочь выявить причины ее возникновения. С помощью надежных и
апробированных методик, тестов и опросников он выработает рекомендации,

МДОАУ «Детский сад № 1 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников г. Орска»

Консультация для воспитателей

«Создание уголка психологической разгрузки в группе детского сада»

Выполнили: воспитатель высшей категории Болдырева О.В.

учитель-дефектолог 1 категории Кулагина Е.А.

2016 г.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувства, настроения и эмоции.

Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью нами была разработана модель предметно – развивающей среды в группе детского сада “Уголок психологической разгрузки “Маленькая страна””.

Цель: создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Мы обозначили следующие задачи:

    создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности;

    создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей;

    создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;

    способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.

Ожидаемый результат:

    умение детей с повышенной активностью владеть приёмами саморегуляции;

    снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;

    благодаря материалам психологического уголка раскроются тревожные и застенчивые дети;

    умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.

Основу разработки составили следующие принципы:

    гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства групповой комнаты, все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате.

    активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;

    индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.

Уголок психологической разгрузки “Маленькая страна” применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения , а именно:

    для психологической разгрузки воспитанников;

    обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

    обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;

    обучение детей бесконфликтному общению;

    повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

    обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Так, например, в первую очередь, мы организовали для детей “Полянку настроения”, которая каждое утро встречает их в приёмной: солнышко и тучка. У каждого ребенка фото на петельке, приходя в группу, дети вешают свою фотографию к соответствующему их настроению: солнышку или тучке. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. “Полянка настроения” привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей. Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ. “Полянку настроения” можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов.

Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры “Азбука настроений”, “Что такое хорошо, и что такое плохо”, «Театр эмоций», и др.

В качестве оборудования для психологического уголка представлены “Мешочки настроений”: Мешочек радости» и “Мешочек грусти”. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и “сложить” в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.

Наличие в группе модулей даёт возможность расслабиться, рассмотреть фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями, что способствует снятию напряжения, поднятию настроения.

В нашей группе имеется игровой модуль- мини сухой бассейн. Его наполнитель оказывает благотворный массажный эффект и способствует общему улучшению психофизического состояния, а также он обладает целым рядом уникальных сенсорных свойств, которые снимают напряжение и усталость, поднимают настроение, укрепляют мышечную систему, улучшают координацию движений.

Палатка для детей служит уголком уединения, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Такой домик позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями, побыть в тишине, надев мягкие наушники.

В зоне психологической разгрузки имеется «Сухой дождь», который служит для создания и сохранения позитивной установки, а для повышения самооценки тревожных и неуверенных в себе детей - яркий подиум, медали.

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают педагогам вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме, используются “Коврик злости”, «Мишень злости», мягкая подушка, стаканчики для крика, боксерская груша.

В уголке размещена корзинка с клубочками разноцветных ниток.

Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается.

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры –

Остров примирения”, «Коробочка примирения», «Коврик примирения». Поссорившиеся дети берутся за руки, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.

В дополнение в группе имеется спортивный уголок, где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия.

Для снятия стресса, мышечного зажима применяется мышечная релаксация. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Это помогает ребёнку снять напряжение, успокоиться, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию. Используется музыкальный центр с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций, также в своей работе применяем методику М.Чистяковой «Психогимнастика».

Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.

Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.

А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и “Шкатулка добрых посланий”, в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Педагоги зачитывают их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Таким образом, созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.

Благодарим родителей нашей группы за помощь в создании и оформление уголка психологической разгрузки «Маленькая страна».