В Крыму прошел мордовский национальный праздник «Шумбрат! «Шумбрат» значит «здравствуйте»! Ульяновцы отметили национальный мордовский праздник Мордовский национальный праздник шумбрат.

После проведения фестиваля местные власти заверили, что он будет на последним

В Крыму состоялся мордовский национальный праздник Шумбрат!». Подобные мероприятия проходят во многих городах по всей России. В этом году Крым подхватил это движение и собрал в Алуште коллективы из Мордовии, Москвы и Московской области, Ульяновска, Пензы, Нижнего Новгорода, Татарстана, Тюмени и других городов.
В рамках фестиваля состоялся круглый стол «Влияние наследия финно-угорских народов Крыма на социально-культурное и духовное развитие полуострова».

Кроме того, была организована выставка литературы на национальных языках. Само же мероприятие несло несколько важных целей. Основной было показать, что кроме таких наций, как крымские татары, украинцы, русские, на полуострове присутствуют и представители финно-угорских народов, которые не только живут там, но и работают в общественной сфере. Кроме того, были найдены точки соприкосновения для поддержки культуры различных народов. А так же, что немаловажно, были укреплены связи между регионами, в которых проживают мордовские народы.

Центральным событием фестиваля стал праздничный концерт, в котором, кроме многочисленных национальных коллективов, приняла участие народная артистка России и Мордовии .

«По просьбам зрителей дали еще один отдельный концерт. Наш кочкуровский коллектив «Лайме» приезжал на полуостров со своими инструментами и всей аппаратурой. А одна женщина пять дней ехала из Тюменской области. Она приехала из мокшанского села Калиновка, чтобы выступить на празднике. Кстати, у местных марийцев даже возникли вопросы, почему их народные коллективы и представители нации не приезжают на полуостров в таком количестве, как мордва», - рассказал секретарь межрегиональной общественной организации мордовского «мокшанского и эрзянского) народа Олег Дулкин.

Он также отметил, что до 2014 года на полуострове очень мало внимания уделялось этнокультурному наследию. Сейчас же все пришло в движение, постоянно проводятся различные мероприятия.

«В этом направлении еще работать, работать и работать. Это поле еще не возделано. Предстоящая перепись покажет, сколько мордвы проживает в Крыму. Есть и заинтересованные в этом люди, так что работа будет продолжаться», - подытожил Дулкин.

К слову, сейчас на полуострове ведут свою деятельность две мордовских общественных организации – культурный центр «Ялгат», возглавляемый Николаем Балашовым, и региональная общественная организация «Мордовское общество имени Федора Ушакова», во главе которой стоит Владимир Старчков.

Кстати, власти полуострова уже заверили, что праздник получит продолжение и будет организован в следующем году. Пока, правда, до конца не ясно, в какое время он пройдет, но в планах провести фестиваль примерно в середине сентября.

САБАНТУЙ

Сабантуй или праздник плуга имеет древние корни. Это народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Похожие торжества проходят и у других национальностей - чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов. Однако у всех свои особенности.

Традиционный Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание весенних посевных работ. В этом празднике переплетаются радость от удачного труда и надежда на хороший урожай, общение с расцветающей природой и удальство джигитов.

Первоначальная цель этого обряда заключалась в задабривании духов плодородия, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Традиционно перед Сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и окруженная шумной веселой толпой процессия шла по деревне.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Чаще всего для их проведения выбирается поле или луг. Торжество длится целый день, но главное в Сабантуе - состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою силу и ловкость. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и, притянув противника к себе, пытаются перебросить его через голову.

Сегодня Сабантуй является международным национальным татарским торжеством, он стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и других.

АКАТУЙ

Акатуй - один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенних полевых работ. Так же, как и Сабантуй, этот обряд воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. Главными персонажами на символической «свадьбе» - соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: борьбу на поясах, бег, скачки. В день Акатуя готовили национальные блюда - пиво, творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе. Обильное угощение должно было способствовать такому же урожаю хлеба.

Для завершения ритуальной части праздника каждая семья выходила в поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги. В поле читали молитву, каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал крошки хлеба и сыра. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай. Вечером молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Главным событием вечера становились состязания - бег, скачки, прыжки, стрельба из лука. Самым популярным видом соревнования является борьба на поясах, как и у татар.

ШУМБРАТ

Шумбрат - праздник молодой, его отмечают в России около 20 лет. В Мордовии это слово означает приветствие - «здравствуйте». Праздник, по этимологии похожий на татарский Сабантуй и чувашский Акатуй, есть в календаре мордвы - это праздник меда балтай. Однако сейчас повсеместно отмечают Шумбрат.

Главная идея этого узаконенного фестиваля - сохранение национальной культуры, народных традиций, развитие самодеятельного художественного творчества.

Ульяновский Шумбрат уже в третий раз собирает представителей мордовского народа со всей страны. Идея его возникновения появилась в 2012 году на форуме «Все мы — Россия» в Саранске в рамках празднования тысячелетия единения мордвы с народами Российского государства. Праздник проходит ежегодно во всех регионах нашей страны с компактным проживанием мордвы.
Фестиваль Шумбрат направлен на укрепление не только культурных связей с Республикой Мордовией, но и национальных традиций народа, проживающего в нашем регионе.

Из года в год пришедшие на праздник становятся гостями мордовских подворий, участвуют в конкурсе «Играй гармонь» и в выставке изделий народных мастеров. Важными составляющими фестиваля становятся соревнования по национальным видам спорта, мастер-классы по народным ремеслам, а также конкурсы чтецов.

В отличие от традиционных Сабантуя и Акатуя, в этом празднике главное - не спортивные достижения, и он не имеет прямого отношение к крестьянскому календарю. Это искусственно созданный праздник, возникший как повод для гордости мордовского народа.

В этом году гостями мероприятия стали москвичи и представители мордовского народа из Оренбурга, Пензы, Самары, Нижнего Новгорода, Темниковского, Ардатовского, Чамзинского районов Республики Мордовия.

Со сцены всех собравшихся поприветствовал заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Иван Петров. «Этот прекрасный праздник проходит в Москве 7-й раз и это уже стало доброй традицией для всех москвичей. Сегодня здесь все имеют замечательную возможность прикоснуться к удивительной культуре мордовского народа», — отметил он. Иван Петров также пожелал участникам и гостям праздника отличного настроения, ярких впечатлений от мероприятия и зачитал приветствие Мэра Москвы Сергея Собянина, в котором градоначальник выразил уверенность в том, что праздник «Шумбрат» пройдет в атмосфере сердечного тепла, поможет найти новых друзей и станет украшением культурной жизни многонациональной Москвы.

Виктор Гришин, руководитель Межрегиональной общественной организации «Мордовское землячество», ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова также поздравил собравшихся на праздник земляков и москвичей, отметив, что этот день всегда наполнен радостными встречами. «На самом деле мы получаем удовольствие не только от встреч — к нам приезжают замечательные артисты, мы здесь слушаем прекрасные песни, смотрим прекрасные танцы — для нас важно, что и москвичи здесь присутствуют и видят культурные и другие достижения республики», — отметил он. Виктор Гришин также выразил благодарность руководству Республики Мордовия и Правительству Москвы за содействие в организации праздника.

Также с приветственными словами к жителям столицы обратились: Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, заместитель Министра культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия Чебаков Александр Александрович, директор Поволжского центра культур финно-угорских народов Акашкина Раиса Ивановна.




В концертной программе праздника приняли участие профессиональные и самодеятельные артисты Республики Мордовия и мордовского землячества города Москвы: Народная артистка Республики Мордовия, Заслуженная артистка России Юлия Учватова, Заслуженный артист Республики Мордовия, солист московского театра оперетты Валерий Исляйкин, Заслуженная артистка Республики Мордовия Вера Каяцкая, группа «Садко», Фольклорные коллективы «Азорава», «Эх, Мордовочки», «Бояраваня», «Колопинские голоса», «Эрзянь вайгель». Особыми гостями праздника стали представители татарского культурного центра — национальный вокальный ансамбль «Татарские напевы» и фольклорный коллектив «Лаймоня» из Темниковского района Республики Мордовия. От души повеселил гостей праздника коллектив гармонистов под руководством Заслуженного артиста Республики Мордовия Батанова Петра Ивановича.

Кульминацией праздника стал Флешмоб «Я танцую по-мордовски». Все гости в едином хороводе закружились в национальном танце.

Также были организованы мастер-классы по гончарному искусству, бисероплетению, плетению мордовских поясов (килькшт) на ткацком станке, резьбе по дереву (Тавлинская школа резьбы по дереву) и многое другое.

В торгово-ярморочных рядах можно было приобрести домашнюю выпечку, блины, плов, шашлыки, мордовский мед. Товаропроизводители Мордовии представили свою продукцию: сыры, колбасу, кондитерские изделия и другие товары. Желающие смогли приобрести национальные сувениры, изделия народных художественных промыслов.

Праздник «Шумбрат» дал прекрасную возможность поближе познакомиться с искусством и бытом мордовского народа, его обычаями, национальной кухней, костюмами, и в целом — поистине был пропитан любовью людей друг другу.

В минувшую субботу в одном из старинных сел Ершовского района – Чкалово – отметили традиционный мордовский праздник "Шумбрат" в третий раз. Свои национальные праздники есть у каждого народа. Большинство этих праздников зародились еще в древние времена – несколько столетий назад, а некоторые даже и тысячу лет. В нашей жизни меняется все: вещи, города, деревни, профессии, одежда, природа, но не меняются лишь народные праздники, которые продолжают жить, пока живут люди. Национальные праздники – праздники души и сердца народа. Проведение праздника "Шумбрат" на земле Миусского МО – не случайно, так как именно здесь компактно проживает мордва.

Что значит "Шумбрат"? Это не просто здравствуйте, а "во здравии будьте". Здравствуйте, мордовские обычаи и обряды! Здравствуйте, мордовские забытые песни наших предков! Здравствуй, древняя мордовская культура!

Ради этого праздника многие приезжают издалека, чтобы вновь окунуться в неповторимую атмосферу мордовского села с его гостеприимством и радушием.

Среди официальных гостей на празднике присутствовали: глава администрации ЕМР Светлана Зубрицкая; ответственный секретарь Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Олег Дулкин и представитель редакции газеты "Мордовская правда" Василий Лазарев из г. Саранска; представители Саратовской региональной мордовской общественной организации "Ялгат" Александр Александров, Валентина Кривошеева, Александр Твердохлебов, Владимир Кудинов, глава Новорепинского МО Сергей Самойлов, а также руководители структурных подразделений администрации ЕМР. Они поздравили всех собравшихся с праздником и вручили участникам праздника и активистам сел благодарственные письма и подарки.

Из-за дождливой погоды праздник проходил в сельском Доме культуры. Несмотря на это, все элементы праздника были соблюдены. Девушка в национальном мордовском костюме преподнесла гостям праздничный национальный мордовский каравай "Цюкор".

С праздником "Шумбрат" всех присутствующих поздравила глава Миусского МО Таисия Лосева. - Мы должны любить свою родную культуру и язык, - отметила Таисия Юрьевна, - отрадно, что год от года растет самосознание мордовского народа, мы начинаем гордиться тем, что на нашей территории компактно проживает мордва, и в этом велика роль людей, которые на протяжении всей жизни пропагандируют и популяризируют мордовскую культуру.

Она поблагодарила мордовскую общественную организацию "Ялгат" и лично Валентину Кривошееву, Николая Голованова, Марию Карбовскую, Нину Максимову за оказанную поддержку и помощь в организации и проведении мероприятия.

Со словами приветствия обратились к участникам и гостям праздника глава администрации ЕМР Светлана Зубрицкая.

Основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа, развитие самодеятельного художественного творчества. Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения Миусского МО, но и для всех жителей района, - отметила Светлана Анатольевна, а также выразила уверенность, что этот праздник будет способствовать возрождению и сохранению национальной культуры мордовского народа и гармонизации межнациональных отношений в районе.

После официальной части начинается сам праздник. У мордвы сохранилась древняя традиция перед началом всякого важного дела, а также перед началом любого народного праздника проводить обряд священной родовой свечи "Штатол". Именно с зажжения миниатюрной копии такой родовой свечи и начался праздник. В каждой деревне выбрали послов, которые пришли на торжество с землей из своего села и воском. Земля символизирует то, что человек на этом празднике не гость, он на своей земле хозяин. Воск используется для создания родовой свечи. Послы из сел Чугунка –Татьяна Шевцова, Нестерово – Раиса Морозова, Миусс – Любовь Кузнецова, Чкалово – Федор Кривошеев за руки с младшим поколением проходят к столу, на поднос высыпают горстку земли своего села, ставят свечу и низко кланяются. Право зажечь родовую свечу было предоставлено Таисии Лосевой. До конца праздника свет свечи сопровождал праздник и навеивал на присутствующих чувства внутренней гармонии и вдохновения.

Какой же праздник без мордовских песен!

Состоялся праздничный концерт, где творческие коллективы порадовали зрителей своими талантами. Гости могли насладиться мелодичными мордовскими и русскими песнями, традиционным многоголосием.

Здесь выступили народный самодеятельный коллектив "Умарина" из п. Новопушкино Энгельсского района, знаменитая в нашей области чугунская фольклорная группа "Мордовочка", народный коллектив – ансамбль "Русская песня" РДК г.Ершова, нестеровская вокальная группа "Вторая молодость", миусская вокальная группа "Надежда", дуэт "Реванш" Чкаловского СДК и другие не менее известные самодеятельные артисты.

Хочется отметить особое оформление сцены и зала. Сцена – это маленький уголок сельского подворья с бревенчатым колодцем и огромными цветущими подсолнухами. На стенах зала – баннеры "Покорители космоса – сыны Мордовии", "Сыны Мордовии", флаги, разноцветные шары и многометровый ковер с мордовским орнаментом. В зале были оформлены выставки: предметы быта и этнографии мордовского народа, стол национальной кухни, выставка мордовской литературы.

А как сочетались с оформлением сцены краски мордовских костюмов - концентрат женской души! В этом ведь и своеобразный секрет устойчивости самобытной культуры, в пристрастии и верности цветовым и смысловым композициям всей жизни женщины. Так и тянется рука к полотну, дотронуться, замкнуть ход времени.

Мордовский народ очень гостеприимный, и встречая своих гостей, он всегда угощает мордовскими пшенными блинами и мордовским напитком – позой. А на этот раз тем, кто успел насытиться пищей духовной, было чем восстановить силы: шулюм и чай со сладостями и пирожками.

Конечно, нельзя передать все эмоции, которые мы испытали на празднике. Он зарядил своим настроением всех, кто попал на "Шумбрат".

Понять и осмыслить культуру своего народа можно лишь тогда, когда ощутишь ее в самом себе. Когда для тебя вышитые бабушкой полотенца и скатерть становятся бесценными. И когда ты обращаешься к обрядам и традициям не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это – твои корни. Забывая их, мы разрываем связь времен и поколений.

Нина МАКСИМКИНА, председатель

Общественного совета Ершовского района

В минувшие выходные в Петровском районе Саратовской области состоялся национальный праздник мордовской культуры «Шумбрат, ялгат!» (эта фраза переводится на русский язык как «Здравствуйте, друзья!»). Фестиваль проходил в селе Оркино, расположенном в 80 км от Саратова. Стоит отметить, что подобное мероприятие отмечали здесь 15 лет назад.

К сожалению, ямы на дороге, идущей от трассы к селу, все же не были заделаны. ООО «Дорожник», которое выиграло конкурс на проведение работ, не прислушалось к рекомендациям «Дорожного контроля», которые были даны незадолго до проведения фестиваля. Тогда руководитель проекта Вадим Рогожин с подрядчиком осмотрели дорогу, и обнаружили на отремонтированном полотне новые ямы, они так и не были заделаны. Это же касается дороги, проходящей через центр села Озерки, то ее можно было заодно полностью залатать, а не только тот участочек, который прилегает к дороге на Оркино. На главной дороге в Озерки так и остались гигантские ямы. Озерковцы, к сожалению, не имеют достопримечательностей, куда можно было бы свозить губернатора.

В этом году селу Оркино исполнилось 305 лет. Первыми его жителями была мордва (переселенцы из пензенских сел Мачим, Ишим и Садовка) и русские. Названий у населенного пункта тоже два - мордовское Оркино (от имени первого жителя Орки Костанова) и русское Кучугуры (песчаные бугры).

«Если говорить о том, сколько тут прописано людей, то больше 700 человек значится, а если хотите знать, сколько на самом деле сегодня тут проживают, то человек 250-300 примерно», - рассказали корреспонденту «Четвертой Власти» местные жители.

На площади рядом с Центром мордовской национальной культуры, в котором на днях закончится капительный ремонт и реконструкция, расположились мордовские подворья Базарно-Карабулакского, Балтайского, Новобурасского, Советского, Татищевского, Хвалынского и Энгельсского районов. На них мастера декоративно-прикладного искусства демонстрировали гостям праздника свое искусство - вышивали картины бисером, плели узоры и скручивали из платочков поделки, напоминающие куколок. Здесь же были представлены работы гончаров, резьба по дереву, вязание, вышивка, изделия из шерсти. Посетителям рассказывали, как играли мордовские свадьбы. Всем желающим предлагали отведать блюда национальной кухни - полакомиться пшенной кашей, медом, мясными блюдами, пирогами, попить кваса и родниковой воды из местных источников.

Вблизи была разбита большая игровая площадка, на которой молодежь мерялась силой в национальной борьбе, метании мяча, перетягивании каната и других умениях. Всех их встречал распорядитель игр - Тюштя - который рассказывал ребятам правила соревнований.

Праздник посетили губернатор Саратовской области Валерий Радаев , сенатор Сергей Аренин (мордвин по национальности), члены правительства, депутаты облдумы от Петровского округа с председателем Иваном Кузьминым , главы районов, представители научного и культурного сообщества региона. На праздник также приехали гости из Мордовии во главе с первым замминистра культуры республики Александром Карьгиным .

На каждом из подворий главу региона и других высоких гостей угощали хлебом-солью, встречали национальными песнями и танцами, рассказывали о местных достопримечательностях.

После этого гости праздника перешли в дом культуры, который переделали под центр мордовской культуры. Местные активисты - Сергей Алпатов с супругой - показали губернатору на красочной схеме разработанные туристические маршруты по местным достопримечательностям. По их словам, такие туры позволили бы открыть для посетителей уникальную местную природу и познакомить их с культурой села.

К примеру, Сергей, который руководит культурным учреждением, предложил поставить на гористом месте смотровую вышку. Он напомнил, что в селе есть старинная мельница, а в расположенное неподалеку село Лох можно было бы проложить конный маршрут для туристов.

Валерий Радаев согласился с тем, что у Оркино должна быть своя «изюминка».

«Не нужно повторять ни Саратов, ни Пензу, ни Саранск. Надо жить своим колоритом, чтобы люди сюда приезжали так, как сегодня, на праздник. Главное, чтобы в селе были такие подвижники, как семья Алпатовых», - поделился губернатор.

После чего сельский глава Александр Кузнецов показал Радаеву местный музей, который был организован по инициативе сельчанина около 20 лет назад. В нем представлены предметы мордовского быта, начиная с XVIII века. По словам Кузнецова, начинался музей с библиотеки, а потом перерос в собрание редких национальных предметов. Среди них много таких вещей, которые вряд ли знакомы современному посетителю. Передавали их жители Оркина и соседних сел, некоторые экспонаты были привезены сюда из Мордовии.

Так, например, сенатору Аренину очень понравилась соха. Он даже изобразил, будто идет вслед за ней и взрыхляет землю.

«Вот так идешь соток 40-50, вспотеешь весь», - рассказал он журналистам, вспомнив о своем детстве.

Сам же директор музея снял со стены коллекционные музыкальные инструменты и сыграл на них для губернатора и гостей.

Затем для зрителей начался праздничный концерт в национальном стиле. В самом его начале Мать земли мордовской Масторава и ее сестры - Витява, Боровава, Микшава, Бармоава, Булава и Вирява - позвали участников фестиваля танцевать в хороводе. Затем на сцене выступили фольклорные коллективы «Умарина», «Сударушка» и гордость села «Кучугуры» (которому недавно исполнилось 20 лет), они спели для собравшихся на мордовском и русском языках.

Валерий Радаев сообщил присутствующим, что его в очередной раз поразил народный музей при Центре мордовской национальной культуры.

«Далеко не в каждом районе такой есть. И еще хочу сказать спасибо Александру Кузнецову, который помог организовать такой замечательный фестиваль. Такие подвижники, как он, не только сохраняют память и традиции, но и заражают своей энергией молодежь», - признался глава региона и вручил председателю села областной орден «За любовь к родной земле».

По его словам, главная цель таких мероприятий - в общении, в знакомстве с традициями живущих по соседству народов. «Люди приедут, вспомнят язык, традиции. К примеру, сегодня настоящая мордва у нас побывала, исконная», - отметил Радаев.

Кульминацией праздника стало зажжение родовой свечи-штатола. По древней традиции, огонь у мордовского народа символизирует плодородие, очищение и счастье, это также символ поклонения предкам и единения народностей. Приняв его от артистки, изображавшей Мастораву, Александр Кузнецов бережно донес его до большой символической свечи возле сцены и зажег ее.

Он напомнил, что Оркино - уникальное старинное мордовское село, которое встречало знаменитого бунтовщика Емельяна Пугачева , его жители участвовали в Отечественной войне 1812 года и других важных исторических событиях.

Завершился праздник символическим наряжанием березки - артисты на сцене пожелали, чтобы следующий фестиваль прошел так же весело и собрал немало гостей. При этом после каждой фразы на дерево прицепляли разноцветные ленточки.