Влияние изобразительного искусства на формирование личности ребенка - документ. Материал на тему «Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка-дошкольника

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Рисование - вид изобразительной деятельности, основное назначение которого - образное отражение действительности. Рисование - одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: карандаши и бумагу, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.

Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Рисование как вид изодеятельности имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Дети воспроизводят в рисунке, то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы.

На наш взгляд, рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, рисование имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Рисование оказывает влияние на то, что принято называть «мелкой моторикой», то есть ребенок развивает кисти рук, пальцы. Это тонкие координации, которые с одной стороны укрепляют связи между нейронами мозга и нервами в кистях. С другой же стороны -- обратные сигналы от непослушных еще пальцев заставляют мозг обрабатывать новые массивы информации и, следовательно, развиваться. Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами. Это, безусловно, расширяет кругозор, приучает мыслить шире, чем подсказывает повседневная жизнь. Но воздействие на душу и ум состоит не только в этом. Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и насыщенность.

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.).

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.

Значение занятий по рисованию для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Рисование как вид изобразительной деятельности должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Занимаясь рисованием дети узнают разные материалы (бумага, краски, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. На занятиях по рисованию происходит развитие творческих способностей детей, также они усваивают названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, что способствует обогащению словаря. Высказывания в процессе наблюдений и явлений при исследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связанной речи и личностное развитие ребенка. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициативность, умственная активность и самостоятельность. Впервые нарисовать - большое счастье для трехлетнего малыша. В процессе выполнения лепки или рисунка, ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны, что положительно влияет на развитие личности ребенка.

Роль воспитателя в развитии ребенка научить малыша держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволит добиваться выразительности линий и изображения, так как линия - один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью дети учатся вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

Правильное развитие мелкой моторики у детей учит ребят приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую - с просветами). Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.

Здесь важная роль воспитателя для развития ребенка состоит в том, чтобы проследить процесс усваивания детьми различных способов работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски - гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.). Овладение техникой рисования развивает моторику детей, позволяет им свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки!

Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего, на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий труд.

Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Существуют разные направления исследования детского рисунка. Современные исследователи акцентируют свое внимание на изучении возрастной эволюции рисунка ребенка, т.е. как рисунок меняется с возрастом ребенка; на психологическом анализе самого процесса рисования; на измерения одаренности посредством результатов изобразительной деятельности детей. Рисунок ребенка - всегда загадка. В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.

Педагоги и психологи отмечают, что дошкольный возраст - уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, в познании их, и сложно не согласится с тем, что умения нужно развивать именно в период дошкольного детства. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений.

Таким образом, единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических умений и навыков необходимо. Занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. При создании образов дети используют прием антропоморфизации - одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.

«Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период до изобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности.

Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д.

Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые.

Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.

К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.


Наталья Асютина
Консультация «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника»

«Центр развития ребёнка - детский сад «Калинка»

Тема : "Влияние изобразительного искусства на развитие творческой

личности дошкольника ".

Асютина Наталья Валерьевна

Специальность : педагог дополнительного образования

1. Введение

2. Основная часть

2.1.

2.2. Этапы развития детского рисунка . .

2.3. Методы и приемы в ИЗО, направленные на развитие творческих способностей дошкольника (Программа "Детство") .

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5. Приложения :

Таблица №1

Таблица №2

Введение

Основной целью современного образования является воспитание творческой ,

самостоятельной, свободной личности . Именно человек определяет прогресс человечества. За

последние пятьдесят лет в мире произошли большие изменения, имеющие положительный

характер. В медицине, в искусстве , винформационных технологиях, в образовании

человечество достигло положительных результатов и сделало много открытий. Наше время –

время информационных технологий - требует творческих , нестандартно мыслящих людей,

которые будут направлять свою энергию на благо человечества.

Поэтому развитие творческой личности - это одна из основных целей образовательного

процесса в дошкольных и школьных учреждениях. Определение детского творчества одной из

первых дала известный советский педагог, учёный Е. А. Флерина : "Детское изобразительное

творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей

действительности в рисунке, лепке, конструировании . Отражение, которое построено на

работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им

через слово, картинку и другие виды искусства . Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а

перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому ". Е. А.

Флерина выделяла проблему творческого развития из многих других и писала оее

актуальности ещё в середине 20-го столетия. Автор излагает следующее : "О ценности и

значении творческой деятельности советских людей свидетельствуют ежедневные успехи в

труде, достижения в разных областях науки и искусства . Инициативный, творческий труд в

Советском государстве ценится высоко, почитается и поощряется. Несомненно, что активной

творческой деятельности подрастающее поколение должно учиться с ранних лет; для этого

имеются все возможности и богатый пример взрослых". Дальнейшие исследования детского творчества ещё более уточнили это определение. Н. П. Саккулина рассматривает

изобразительную деятельность ребёнка как способность к изображению , то есть умению

правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к

нему рисующего. Эта способность выражается и является показателем детского творческого начала .

Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте .

Дошкольные годы сензитивны для творческого развития , а именно, для становления процесса

восприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для

творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит

творческое развитие ребенка- дошкольника . Наиболее благоприятными для творческого

развития являются игра и изобразительная деятельность . Именно в них проявляются разные

стороны развития ребёнка .

Г. А. Кузьмина добавляет : " Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и

приобщение их к художественному творчеству , начиная с дошкольного возраста - один из

признанных путей формирования личности , развития её творческого потенциала ".

Итак, цель работы- показать, какое влияние оказывает изобразительное искусство на ребёнка

дошкольного возраста и как помогает развитию его творческих способностей .

Основная часть.

1. Изобразительная деятельность детей .

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон :

как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ

процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования , а так же связи между

личностью ребёнка и рисунком . Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский

рисунок с точки зрения его психологической значимости, ещё недостаточно изучен. С этим

связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу

детских рисунков.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый

биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и

психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения

программы совершенствования организма и психики.

В первые годы жизни ребёнка особенно важно развитие зрения и моторики , а также

сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребёнок переходит к

усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки,

появляющиеся в эту пору, естественно линейны. Рисование участвует в формировании

зрительных образов, помогая овладеть формами, координировать перцептивные и моторные

Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций.

По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности

межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное

мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также

абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Особенно важна связь

рисования с мышлением ребёнка. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем

накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в

образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотряна нехватку слов.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование-это один из видов

аналитико-синтетического мышления. Будучи напрямую связанным с важнейшими

психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и

мышлением, рисование непросто способствует развитию каждой из этих функций, но и

связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания,

оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Чем наблюдательнее ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже

предметы и явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к

изображаемому .

Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает , и в этой

оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь

передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и

красками.

Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребёнка и хотят помочь

ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует.

Увлекаясь рисованием, даже самые непоседливые дети способны на час или два просидеть за

рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то бормоча себе под нос, быстро заполняя

большие листы бумаги изображениями людей , животных, домов, машин, деревьев. Рисуют

дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих

их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая

смелость. Ребёнок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и

воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков : наблюдателя и мечтателя.

Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, виденные в жизни, а для мечтателя

Образы сказок, образы воображения.

Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне,

что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется,

это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не

только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он

может усовершенствоваться в работе над рисунком.

2. Этапы развития детского рисунка . Влияние ИЗОна развитие творческой личности дошкольника .

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка :

доизобразительный и изобразительный . Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте

двух лет. Первые каракули – это обычно случайные метки. В это время ребёнка интересует не

изображение , а сам карандаш. Больше того, ребёнок может вообще не смотреть на карандаш,

когда чертит им по бумаге. На этой стадии он ещё не умеет связывать зрительные образы с

рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой карандашом. В этот период

ребёнок ещё не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом

возрасте изобразить , например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после

начала стадии каракулей, у ребёнка возникает возможность зрительного контроля над

рисованием. Теперь он познаёт зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период

рисуют с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребёнка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития , поскольку этот тип контроля

важен и для других сфер деятельности.

Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это

время ребёнок ищет и осваивает три линии : горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.

Часто, стадию каракулей или стадию «мараний» (какой понятный, почти житейский термин,

сравнивают с младенческимгулением, возникающим задолго до появления речи, когда,

порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки, ребёнок

стремительно овладевает «звуковой материей» . Каракули заканчиваются в тот момент, когда

появляется замкнутый контур - «круг» .

Очень важно уметь замкнуть контур, потому что закрытый контур даёт форму. У ребёнка ещё

нет чёткого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметного

мира. До трёх лет ребёнок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет. Если ему

дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них «вот такие» , показав

зелёный квадрат, то ребёнок будет искать и тащить квадраты любого цвета, но именно

квадраты.

Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от

Предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребёнок начинает

давать названия своим рисункам : «Это – папа» или «Это я бегу» , хотя ни папы, ни самого

ребёнка обнаружить на рисунках невозможно. Но если раньше ребёнок получал удовольствие

от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим

внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребёнку создавать линии и

По определению психологии, познавательные процессы — это ощущение, мышление, память, восприятие, внимание и наблюдательность. Иными словами - все, что напрямую связано с сознанием. Познавательные процессы у человека развиваются всю жизнь, но активнее всего это происходит в детстве, особенно в первые десять лет. Основы зарождения творческой личности закладываются еще раньше - до 6 лет. Одним из наиболее полезных занятий является рисование, положительно влияя на развитие ребенка.

Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.

Благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи. Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся посредством рисования или идентификации конкретных образов.

Как именно рисование влияет на разные стороны развития ребенка?

Влияние на интеллект

В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу.

Уникальное свойство человеческого мышления - креативность - развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов - отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.

Влияние на фантазию и воображение

Рисование развивает воображение - способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.

Фантазия нужна будущему взрослому - она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить.

То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, - они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.

Влияние на развитие речи

Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой - драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать.

В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

Влияние на развитие восприятия

Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, - очень полезное для развития мышления.

Нетрадиционные техники рисования

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию .

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

На занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность, ребенок экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

К нетрадиционным техникам относятся:

  • рисование пальцами по бумаге картону и проч. материалам;
  • рисование по стеклу;
  • роспись ткани;
  • рисование мелом по бархатной бумаге;
  • роспись камней, кружек и других предметов;
  • рисование ватными палочками, зубной щеткой и прочими подручными предметами;
  • рисование по песку и рисование песком...

Список можно долго продолжать, т.к. рисовать можно многими предметами и материалами по еще большему количеству предметов и материалов. В данном вопросе мы предлагаем вам, дорогие родители, проявить уже свои фантазию и изобретательность и подключить ребенка к придумыванию того, "на чем бы и чем нам с тобой еще порисовать"? Дерзайте и у вас все получится!

Как приготовить краски самостоятельно

Даже совсем маленькие дети могут рисовать красками, если эти краски пальчиковые (ребенок макает палец в краску и рисует пальцем). Родители могут самостоятельно приготовить безвредные краски для детей.

Для этого понадобится:

2 чашки комнатной воды;

3 столовые ложки сахара;

- ½ чашки крахмала из кукурузы;

Пищевые красители.

Все, кроме красителя, необходимо смешать и на тихом огне варить 15 минут, затем охладить, разлить по небольшим емкостям и добавить пищевые красители.

В статье описывается какое влияние оказывает изобразительное творчество на становление творческой личности дошкольника, на развитие его эмоциональной сферы, на умение понимать прекрасное в природе. Рисование не признано сделать всех детей художниками, его задача - освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте. Также в статье показана интеграция между изобразительной деятельностью и другими образовательными областями (экологическое воспитание, развитие речи, художественная литература, социально - нравственное воспитание). Широко представлены методы и приёмы в ИЗО, напрвленные на развитие творческих способностей дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 87 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Фрунзенского района г. Санкт-Петербург.

СТАТЬЯ

Тема: "Влияние изобразительного искусства на развитие творческой

личности дошкольника".

Шелехова Ольга Александровна

Специальность: воспитатель

Санкт-Петербург

2014 год

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Изобразительная деятельность детей

2.2. Этапы развития детского рисунка. Влияние ИЗО на развитие творческой личности дошкольника.

2.3. Методы и приемы в ИЗО, направленные на развитие творческих способностей дошкольника (Программа "Детство").

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5. Приложения:

Таблица №1

Таблица №2

Введение

Основной целью современного образования является воспитание творческой,

самостоятельной, свободной личности. Именно человек определяет прогресс человечества. За

последние пятьдесят лет в мире произошли большие изменения, имеющие положительный

характер. В медицине, в искусстве, в информационных технологиях, в образовании

человечество достигло положительных результатов и сделало много открытий. Наше время –

время информационных технологий - требует творческих, нестандартно мыслящих людей,

которые будут направлять свою энергию на благо человечества.

Поэтому развитие творческой личности - это одна из основных целей образовательного

процесса в дошкольных и школьных учреждениях. Определение детского творчества одной из

первых дала известный советский педагог, учёный Е.А. Флерина: "Детское изобразительное

творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей

действительности в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на

работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им

через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а

перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому". Е. А.

Флерина выделяла проблему творческого развития из многих других и писала о ее

актуальности ещё в середине 20-го столетия. Автор излагает следующее: "О ценности и

значении творческой деятельности советских людей свидетельствуют ежедневные успехи в

труде, достижения в разных областях науки и искусства. Инициативный, творческий труд в

Советском государстве ценится высоко, почитается и поощряется. Несомненно, что активной

творческой деятельности подрастающее поколение должно учиться с ранних лет; для этого

имеются все возможности и богатый пример взрослых". Дальнейшие исследования детского творчества ещё более уточнили это определение. Н. П. Саккулина рассматривает

изобразительную деятельность ребёнка как способность к изображению, то есть умению

правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к

нему рисующего. Эта способность выражается и является показателем детского творческого начала.

Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.

Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно, для становления процесса

восприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для

творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит

творческое развитие ребенка-дошкольника. Наиболее благоприятными для творческого

развития являются игра и изобразительная деятельность. Именно в них проявляются разные

стороны развития ребёнка.

Г.А. Кузьмина добавляет: " Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и

приобщение их к художественному творчеству, начиная с дошкольного возраста - один из

признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала".

Итак, цель работы- показать, какое влияние оказывает изобразительное искусство на ребёнка

дошкольного возраста и как помогает развитию его творческих способностей.

Основная часть.

1. Изобразительная деятельность детей.

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон:

как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ

процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а так же связи между

личностью ребёнка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский

рисунок с точки зрения его психологической значимости, ещё недостаточно изучен. С этим

связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу

детских рисунков.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый

биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и

психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения

программы совершенствования организма и психики.

В первые годы жизни ребёнка особенно важно развитие зрения и моторики, а также

сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребёнок переходит к

усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки,

появляющиеся в эту пору, естественно линейны. Рисование участвует в формировании

зрительных образов, помогая овладеть формами, координировать перцептивные и моторные

акты.

Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций.

По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности

межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное

мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также

абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Особенно важна связь

рисования с мышлением ребёнка. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем

накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в

образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование - это один из видов

аналитико-синтетического мышления. Будучи напрямую связанным с важнейшими

психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и

мышлением, рисование непросто способствует развитию каждой из этих функций, но и

связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания,

оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Чем наблюдательнее ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже

предметы и явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к

изображаемому.

Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой

оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь

передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и

красками.

Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребёнка и хотят помочь

ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он так рисует.

Увлекаясь рисованием, даже самые непоседливые дети способны на час или два просидеть за

рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то бормоча себе под нос, быстро заполняя

большие листы бумаги изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев. Рисуют

дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих

их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая

смелость. Ребёнок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и

воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.

Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, виденные в жизни, а для мечтателя

Образы сказок, образы воображения.

Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне,

что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется,

это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не

только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он

может усовершенствоваться в работе над рисунком.

2. Этапы развития детского рисунка. Влияние ИЗО на развитие творческой личности дошкольника.

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка:

доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей , которая начинается в возрасте

двух лет. Первые каракули – это обычно случайные метки. В это время ребёнка интересует не

изображение, а сам карандаш. Больше того, ребёнок может вообще не смотреть на карандаш,

когда чертит им по бумаге. На этой стадии он ещё не умеет связывать зрительные образы с

рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой карандашом. В этот период

ребёнок ещё не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом

возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после

начала стадии каракулей, у ребёнка возникает возможность зрительного контроля над

рисованием. Теперь он познаёт зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период

рисуют с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребёнка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля

важен и для других сфер деятельности.

Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это

время ребёнок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.

Часто, стадию каракулей или стадию «мараний» (какой понятный, почти житейский термин!),

сравнивают с младенческим гулением, возникающим задолго до появления речи, когда,

порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки, ребёнок

стремительно овладевает «звуковой материей». Каракули заканчиваются в тот момент, когда

появляется замкнутый контур - «круг».

Очень важно уметь замкнуть контур, потому что закрытый контур даёт форму. У ребёнка ещё

нет чёткого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметного

мира. До трёх лет ребёнок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет. Если ему

дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них «вот такие», показав

зелёный квадрат, то ребёнок будет искать и тащить квадраты любого цвета, но именно

квадраты.

Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от

Предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребёнок начинает

давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого

ребёнка обнаружить на рисунках невозможно. Но если раньше ребёнок получал удовольствие

от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим

внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребёнку создавать линии и

формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей

действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребёнок овладевает движениями

своей руки.

Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого -

стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные

изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» в том, что нарисовано.

Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трехлетний мальчик спрашивает

себя «Это снег»? Рука опережает образ. Но первым осознанным предметным рисунком у

каждого ребёнка, в какой бы точке мира он не жил, становится изображение человека. Более

того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его

будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунков.

Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму – они изображают человека «вообще», просто

созданный буквально по инструкции детской песенки: «Точка, точка, запятая, минус - рожица

кривая, ручки, ножки, огуречик – вот и вышел человечек». Нос в виде запятой вовсе

необязателен (в отличие от глаз и рта); «огуречик» же кривым замкнутым контуром

охватывает вместе голову и туловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и

палочки-ножки. Обратите внимание, ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи,

тем не менее, на первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и

две ноги, а рот всегда один – никто ещё из трёхлетних детей ни разу в этом не ошибался. У

современных городских детей головоног может лишь промелькнуть, продержаться от

нескольких дней до двух недель: усложнённая среда, усилия родителей подстёгивают

развитие. Но в любом случае он становится первым, ещё неясным, недифференцированным

образом самого себя, отражением целостного переживания своей «самости». Все первые

изображения основываются на собственном «телесном» опыте ребёнка (другого у него пока

нет), повторяют всю недолгую историю его жизни. Постепенно в человеческой фигуре

выделяются новые части, прежде всего – туловище и руки. Туловище может иметь разную

форму – квадратную, овальную, в виде удлинённой полоски и т.д.

Там, где из общей массы туловища выделяется шея, она получает непропорционально

большую длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное

оформление. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намёк на нос. Уши и брови

появляются на детских рисунках не сразу. Однако, неявные в обычных условиях части,

например, зубы, выступают довольно часто. Эти несовершённые портреты ребёнок, как

правило, старается снабдить некоторыми «эмблемами», соответствующими статусу человека.

Особенно часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета у мужчины, пышная причёска

с крупным бантом у женщины. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц. Подобные

изображения представляют человека анфас. Лишь постепенно ребёнок овладевает

профильным изображением. При этом он продолжительное время задерживается на

промежуточной ступени: лишь часть фигуры рисуется в профиль, остальное обращено к

наблюдателю лицом. Иногда это даже приводит к удвоению отдельных органов – рта, носа и

других.

Следующая стадия развития рисунка – стадия правдоподобных изображений

характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный

ряд предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда,

когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться

функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-то предмет. На голове

появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу, шея

приобретает соизмеримость, плечи – округлость. Больше внимания уделяется изображению

одежды. Всё это достигается не сразу.

Растёт ребёнок, развивается и усложняется его рисунок, в точности повторяя логику развития

самого маленького художника.

Всё, человечек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен так же, как в жизни –

первыми шагами. И действительно, человечек-огуречик готов двигаться – вот чуть-чуть

согнул ногу в колене и пошёл! Постепенно он будет становиться всё более и более

пропорциональным, его станет окружать не только реальный, бытовой, предметный, но и

вымышленный, фантастический мир. Рисованный человечек окажется включенным во

множество ситуаций и отношений с другими персонажами.

В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит – от человека к его

окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре.

Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким

многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашего

недоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живёт в этом доме, да, на третьем

этаже, видишь, вот его окошко и балкон». А нам кажется несуразной несоотносимость

размеров изображаемого человека и его мира: «Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?»

На самом деле, это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети,

и со временем, в рисунке всё уравновесится, а правильные пропорции установятся и в

окружающем мире.

Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают

внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребёнок особенно

любит, изображается более тщательно: ребёнок стремится добиться максимального сходства и

всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но

реально несуществующие родственники. Рисунки подобного содержания могут служить

ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного

воспитания. В автопортретах ребёнок обычно отражает положительное отношение к своей

персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте и в желаемых

обстоятельствах. Это соответствует центральному личностному новообразованию

развивающегося ребёнка: у него отчётливо представлено чувство доверия к внешнему миру и

чувство личной ценности. Когда ребёнок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, это

свидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.

К подростковому возрасту рисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои

психологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребёнок переходит к более

высокому уровню абстракций, на первые выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей

лёгкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.

3. Методы и приёмы в изобразительном искусстве, направленные на развитие творческих способностей дошкольника (Программа «Детство»).

Одним из важнейших вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о

творчестве детей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего

развития и созревания ребёнка.

Творческая деятельность – форма деятельности человека, направленная на создание

качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит

проблемная ситуация, которую невозможно разрешить, на основе имеющихся данных,

традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате

формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи

элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления

между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности

являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность

(способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и

сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи

любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить.

Проявление творческих способностей варьируется от крупных и ярких талантов до скромных

и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница – в

конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач (их можно

наблюдать в «обычном» мыслительном процессе).

«Творческий процесс в изобразительной деятельности предполагает создание детьми

художественно-выразительных образов доступными им изобразительными средствами.

Процесс изображения предметов детьми при рисовании, лепке, аппликации зависит не только

от овладения ими изобразительного умения, но и от формирования системных знаний». Это

высказывание Т.Л. Денисовой раскрывает суть методов и приёмов, используемых на занятиях

по развитию художественно-творческой деятельности у дошкольников по программе

«Детство». « Всё взаимосвязано» - утверждают авторы программы «Детство».

Художественно-творческая деятельность, а это лепка, аппликация, рисование,

конструирование, музыкально-театрализованная деятельность тесно связана с

художественной литературой, с экологическим и социально-нравственным воспитанием.

Поэтому, Надежда Александровна Курочкина предлагает воспитателям в совместной

творческой деятельности знакомить детей с различными жанрами искусства.

1. «Знакомство с натюрмортом» (ознакомление детей 3-6 лет)

2. «Детям о книжной графике» (ознакомление детей 3-7 лет с книжной графикой)

3. «О портретной живописи» (ознакомление детей 4-7 лет с портретом)

4. «Дети и пейзажная живопись» (ознакомление детей 4-7 лет с пейзажной живописью)

Знакомство с различными жанрами искусства происходит в процессе

художественно-творческой деятельности, а также во время знакомства детей с

художественной литературой и наблюдениями за природой, т. е. в результате экологического

воспитания.

Примеры.

1) Средняя группа. 1 квартал.

П. Кончаловский «Клубника» и Ф. Толстой «Ветка крыжовника».

Во время экологического воспитания происходит знакомство ребёнка с натюрмортом. А затем,

на рисовании, дети уже рисуют натюрморт. «Придумаем натюрморт» или «Что ты, осень, нам

в подарок принесла?»

2) Подготовительная группа. Сентябрь.

Экологическое воспитание: рассматривание картин.

И. Бродская «Упавшие листья. Осенний туман».

Ф. Васильев «Перед дождём».

А. Саврасов «К концу лета на Волге».

Аналогично, во время экологического воспитания, дети знакомятся с пейзажем, а на рисовании

рисуют пейзаж «Золотая осень» (2 занятия).

Итак, благодаря такой программе обучения изобразительному искусству, дошкольники

знакомятся с различными жанрами живописи, сами учатся рисовать натюрморт, пейзаж,

портрет, непринуждённо знакомятся с художниками и запоминают картины. Так, постепенно,

происходит развитие творческих способностей у дошкольника. Это нетрадиционные

особенности в ИЗО по программе «Детство».

А традиционным является следующее: «Основу изобразительных средств, при создании

детьми образов, составляет рисунок, линия, цвет и некоторые основы композиционной

организации, посредством которых дети отражают в рисунках окружающий мир и выражают к

нему своё отношение». (Г.А.Кузьмина, С-Петербург, «Художественные развития

дошкольников в процессе композиционного творчества в сюжетном рисовании».)

Н.П.Сакулина пишет, что развитие художественного творчества невозможно без

эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое восприятие,

переживание, оценка.

Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие

применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник.

Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: простой

карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангину,

фломастеры.

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной

задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал. По мере

взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору

материала все более привлекаются дети. Соответствующие вопросы побуждают их сделать

правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать

наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Такая тактика обусловлена тем, что введение новых художественных материалов и техники,

как известно, активизирует процесс художественного творчества дошкольников.

Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники

(акварель с белилами, сочетание пастели и акварели и др.) не только позволяет детям

добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного

творчества.

Заключение

На становление творческой личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, умения

понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми, среди прочих

факторов, оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия

изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о

культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными

навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают

возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

Рисование не призвано сделать всех детей художниками, его задача – освободить и расширить

такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить

способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе,

нахождении и обработке формы ребёнок становится мужественным, искренним, развивает

фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного позднее, вкус. Тем

И будет обеспечен подход к красоте.

Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия

соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими

способностями. Считается, что всё дело в «умении рисовать», но важнее – правильное

отношение к творческой деятельности. Часто решение этих проблем лежит в психологической

плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что «не умеем», а потому, что составлено

неправильное представление о том, какой должна быть работа. Таким образом, задача педагога

в том, чтобы развивать художественные, а следовательно, и творческие способности ребёнка.

Интеграция между изобразительной деятельностью и другими образовательными областями (экологическое воспитание, развитие речи, художественная литература, социально-нравственное воспитание)

Старшая группа Сентябрь Таблица №1

Экологическое воспитание

Связная речь

Лепка

1. «Ваза с фруктами»

2. «Дары нашего огорода» (с натуры)

Рисование

1. «Осенняя фантазия»

2. «Осенний натюрморт»

3. «Сочное, румяное, для всех ребят желанное»

4. «Путешествие в страну сказок»

Рассматривание картин

1. Ван Гог «Картофель»

«Корзина с фруктами»

2. И. Ерышев «Корова»

«Хлебное поле»

3. И Левитан «Осенний день»

«Осень»

«Золотая осень»

4. И. Шишкин «Утро в сосновом бору»

Художественная литература

Стихи

Н. Егоров «Огород», «Капуста», «Помидор», «Наша яблонька», «Малина»

Ю. Тувим «Овощи»

Рассказы

В. Зотов «Вяз»

«Царство грибное»

Пересказ знакомых сказок

Подготовительная группа Март Таблица №2

Художественно-творческая деятельность

Экологическое воспитание

Связная речь

Художественная литература

Социально-нравственное воспитание

Рисование

«Ранняя весна»

Аппликация

«Поздравительная открытка для мам и бабушек»

Наблюдения

Ежедневный осмотр участка: солнце, небо, луна, звёзды, долгота дня

Рассматривание картин

К. Юон

«Мартовское солнце»

«Лыжники»

«Конец зимы»

Рассматривание пейзажных картин

И. Левитан «Большая вода»

В. Бакшеев «Голубая весна»

Рассказывание по картине

Песенки

«Весна-красна, с чем ты пришла?»

Стихи

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

О.Григорьев «Бабушка», «Букет»

Е. Серова «Подснежник»

В. Берестов «Праздник мам»

Общение

«Цепочки в лесу»

«Жалобная книга природы»

«Праздник послушания, поздравления и цветов»

Список использованной литературы.

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова,

Л.Б. Ительсон и др.; Под. Ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1979 г.

2. Г. Фолькельт «Экспериментальная психология ребёнка» М.Л.: Гос. Из-во, 1930 г.

3. С. Степанов «Тайна детского рисунка» // Ряря, №9, 1997 г. Искусство в жизни детей: Опыт

художественных занятий с младшими школьниками/ А.П. Ершова, Е.А.Захарова и др. –

М.: Просвещение, 1991 г.

4. Г.Г. Григорьева Изобразительная деятельность дошкольников – М., 1999 г.

5. Г.Г. Григорьева Развитие дошкольника в изобразительной деятельности – М., 2000 г.

6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструктированию / Под. Ред.

Т.С. Комаровой – М. , 1991 г.

7. Т.Н.Доронова «Развитие детей от 3-5 лет в изобразительной деятельности» - С-Пб:

Детство-Пресс, 2007 г.

8. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», С-Пб: из-во КАРО,

2010 г.

9. Е.А. Флёрина «Эстетическое воспитание дошкольника», из-во Академии педагогических

Наук РСФСР М., 1961 г.

10. «Дети и пейзажная живопись» Времена года, С-Пб: Детство-Пресс, 2011 г.

11. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова «Методические советы к программе», С-Пб: Детство,

Детство-Пресс, 2009-2011 г.

12. Н.А. Курочкина «О портретной живописи – детям», С-Пб: Детство-Пресс, 2011 г.