Врожденные (безусловные) рефлексы грудного ребенка. Сосательный рефлекс у новорожденных

Жизнь только что появившегося на свет существа определяют врожденные рефлексы. Рефлекс сосания (один из главных) заканчивает формирование уже в и остается основным на протяжении первого года жизни младенца. За счет него родившийся малыш утоляет голод и успокаивается, удовлетворяя основные биологические потребности — в питании, тепле и защите. Дети индивидуальны. И всё же выяснено, что в среднем в возрасте около 2,5 лет начинает постепенно угасать, полностью исчезая к 4-м годам.

С момента рождения до 1,5 лет ребенок проходит оральную (от англ. «оral » — рот) стадию психического развития. Во рту и вокруг губ в этот период сосредоточена основная зона получения удовольствия и приятных ощущений, которая позже поменяет свою «географию».

Роды — сильнейший стресс для единой системы «мать — дитя». Ребенок, оказавшийся вне материнского организма, пытается доступными ему способами воссоединиться с ним. такова, что большое количество нервных рецепторов, сигнализирующих мозгу о восстановлении единства с матерью, находится именно в ротовой полости. Кормление грудью — и есть способ воссоединения. Младенец ощущает себя и маму одним организмом, а мамину грудь — продолжением себя.

Материнская грудь — средство не только получения питания, но и ощущения безопасности. В числе 20 видов гормонов в материнском молоке содержатся эндорфины — гормоны умиротворения и радости. Дискомфорт от голода, отсутствия физического контакта или любого другого повода младенец снимает сосанием груди — так распорядилась природа. Доказано, что если кроха плачем зовет мать, а она долго не откликается, беспомощный человечек испытывает эмоции отчаяния, страха, «умирания». Вот почему так важно сохранять . В течение первого года формируется важнейшее психологическое образование — базовое доверие к миру через привязанность к матери, которая для него на этом этапе и есть весь мир.

Неудовлетворённый сосательный рефлекс — чем он грозит?

Каждая ступень развития живого организма должна пройти по законам природы, без вмешательства в естественный ход и последовательно смениться следующим периодом.

Стадия активности сосательного рефлекса должна быть пройдена без помех и до конца, что всецело зависит от правильного поведения родителей. Если этап орального развития проходит с отклонениями: искусственное вскармливание, преждевременное отлучение от груди, замена её пустышкой — есть опасность «застревания» на нём, так называемая фиксация тех действий, которые характерны для этого периода развития. Человек в ситуации тревоги, растерянности, слабости как бы впадает в детство, в тот период, в котором была получена психическая травма.

Сосание — это очень сложный процесс. За его реализацию отвечают 5 пар нервов в черепной коробке. Проверить этот рефлекс у ребенка легко — достаточно погладить его щечку или дотронуться до губ. Малыш приоткроет ротик и начнет двигать языком, словно хочет сосать.

Сосательный рефлекс у новорожденного — это умение сосать материнскую грудь либо соску на бутылочке со смесью, вложенную в ротик. Сосанию ребенка никто специально не обучает, поскольку это не навык, а один из важнейших рефлексов (формируется еще в процессе внутриутробного развития). Дальше этот рефлекс оказывает положительное воздействие на детскую психику и с помощью него грудничок утоляет голод.

Возникает он в первые часы и относится к группе врожденных рефлексов, которые обеспечивают выживание новорожденного. В процессе кормления, когда происходит касание нёба, малыш принимается высасывать молоко из груди или из бутылочки. Выраженность сосательного рефлекса у грудничка определяет — голоден малыш или сыт.

Инстинкт ослабевает после еды, однако, спустя час снова о себе напоминает. Ритмичное сосание оказывает хорошее успокаивающее действие на ребенка. В процессе сосания кроха может даже уснуть, поскольку чувствует себя под надежной маминой защитой, ему спокойно и уютно.

Сколько продолжается это явление

До какого возраста у новорожденного реализуется сосательный рефлекс?

Как уже было отмечено, родившийся ребенок начинает сосать спустя 2-3 часа, а формирование и возникновение этого рефлекса осуществляется задолго до рождения. Через несколько часов после рождения кроха начинает активные поиски материнской груди с целью реализации своего природного инстинкта.

Продолжительность, при которой сосательный рефлекс у грудничков наиболее выражен — это первые 12 месяцев жизни. Потом, ближе к году, он начинает слабеть. И приблизительно к 3-4 годам исчезает окончательно.

По этой причине многие специалисты сходятся во мнении — грудное вскармливание необходимо вплоть до полного исчезновения рефлекса сосания в соответствии с заложенными в природе нормами.

Определить слабость инстинкта касания можно в процессе кормления. Здоровые малыши сразу и с жадностью берут грудь матери и достаточно активно ее сосут. А новорожденные, у которых этот рефлекс снижен, засыпают во время кормления, они редко сглатывают, вялые, зачастую полностью отказываясь от материнской груди.

К основным причинам снижения сосательного рефлекса у новорожденного следует отнести:

  • гипоксию во время беременности или родов;
  • тяжелые соматические состояния;
  • умственную отсталость;
  • парезы лицевых нервов;
  • иногда ОРВИ, .

Причиной может быть и неправильное прикладывание малыша к материнской груди:

1. Для начала удостоверьтесь, что малыш окончательно проснулся и хочет есть. Для этого проведите пальцем по уголку рта. Если грудничок голоден, он попытается ухватить ваш палец, перепутав его с соском груди.

  • подбородок грудничка прижат к груди;
  • его ротик широко раскрыт;
  • нижняя губка отодвинута вниз;
  • расстояние между верхней губкой ребенка и соском должно быть больше, нежели под нижней.

3. Если у малыша затруднено дыхание (при простуде или ) — это тоже является препятствием к полноценной реализации рефлекса. Грудничок при этом станет сосать вяло, делать перерывы.

4. Также причиной ослабления инстинкта может являться неправильная форма сосков (втянутые) – .

Если вам не удается справиться с проблемой, целесообразнее будет обратиться к специалисту по вопросам грудного вскармливания, поскольку за этой неприятностью могут скрываться серьезные нарушения в работе ЦНС.

Отсутствие рефлекса

Если сосательный рефлекс отсутствует, это является первым признаком того, что нарушена работа центральной нервной системы, а конкретно ствола головного мозга и это является опасным неврологическим симптомом. При полном отсутствии данного рефлекса у грудничка шансов на выживание практически нет.

Причиной отсутствия сосательного рефлекса, как правило, является неврологическая патология:

  • слабость жевательной мускулатуры;
  • языка;
  • круговой мышцы рта.

Любое самолечение со стороны родителей в этом случае недопустимо. Первое время нужно будет кормить малыша из ложечки. Но консультация специалиста необходима.

Наличие рефлексов свидетельствует о полноценном состоянии его ЦНС. В процессе их формирования происходит поэтапное, полноценное развитие ребенка.

Почему же так происходит и что делать, если «палец во рту» вошел в привычку?

Вкусные пальчики

Впервые палец во рту оказывается у ребенка еще в те времена, когда он находится в утробе матери. Почему еще не рожденный малыш сосет палец, ученые могут только делать предположения. Одно из них – подготовка к грудному вскармливанию, развитие сосательного рефлекса. Второе – попытка успокоиться, ощущая материнскую тревогу. Какое из этих объяснений верно? Сам ребенок, конечно, не может ответить на этот вопрос, а достаточных научных данных пока нет.

В 3 месяца «палец во рту» становится достижением ребенка. Несмотря на всю внутриутробную тренировку, лишь в этот период координация движений становится достаточной, чтобы произвольно, т.е. по собственному желанию, а не случайно, донести до рта руку. Малыш еще несколько недель будет продолжать осваивать координированные движения «рука – рот», и мешать ему в этом было бы ошибкой.

Но вот ребенку уже около 1 года или больше. И родители замечают, что он снова сосет палец, чаще всего большой.
И чувствуют тревогу, ведь если привычка закрепится, проблем не избежать. Родителей пугают глисты, неправильное формирование прикуса, да и просто – это некрасиво!

И начинается борьба «с пальцем», часто столь жестокая, сколь и бессмысленная. Ведь сосание пальца имеет разные причины, и в каждом случае нужно действовать особо, чтобы помочь ребенку.

Мешает ли сосание пальца самому малышу? Скорее нет, чем да. Пока ему не исполнится 5–6 лет, сверстники вообще не обратят на это внимание, а предметом насмешек он станет не раньше чем в школе. Так значит, эта детская привычка мешает скорее нам, взрослым. Сосание пальца – достаточно яркий симптом, свидетельствующий о возможном психологическом неблагополучии малыша.

Помощь заключается не в том, чтобы избавиться от симптома, а чтобы выявить проблему, которая ведет к такому поведению. Именно поэтому запрещение сосать палец, битье по рукам, убеждения ни к чему не ведут. Они не решают той проблемы, которая привела к возникновению вредной привычки! Давайте попробуем разобраться с основными причинами сосания пальца.

Сосательный рефлекс

  • Моему Костику 5 месяцев. Меня беспокоит то, что он часто сосет свои пальцы. К сожалению, у меня было мало молока, и уже к концу первого месяца жизни Костик получал питание из бутылочки. Проблема началась в 3 месяца, когда малыш «нашел» свои ручки. Он быстро натренировался, и пальчики теперь находятся во рту слишком часто. Костик долгожданный, любимый ребенок, и все в нашей семье относятся к нему с нежностью и вниманием. Но я не могу понять, чего же ему не хватает?

Младенцы до 1 года нередко сосут пальчики, если их сосательный рефлекс не удовлетворен в той мере, в которой необходимо. У некоторых детей рефлекс сильнее, чем у других, и даже в условиях грудного вскармливания они сосут все вокруг, включая собственные руки.

Речь о неудовлетворенном сосательном рефлексе может идти в следующих случаях:

  • Вашему малышу не более 1,5 лет. В норме этот рефлекс начинает постепенно затухать в возрасте полугода и окончательно угасает около 1,5 лет.
  • Ребенок слишком быстро ест, например проводит у груди или бутылочки 5–10 минут. Если вскармливание грудное, то причиной может быть «тугая» грудь при слабых мышцах рта у малыша. Или же наоборот – молока много, и малышу почти не нужно трудиться. При искусственном вскармливании причиной нередко становится слишком большая дырочка в бутылочке.

При отсутствии грудного вскармливания кроха не умеет пить из бутылочки – например, пьет только из ложки. Это может произойти и в той ситуации, когда мама сознательно не приучает малыша к бутылочке, надеясь вернуться к грудному вскармливанию после вынужденного перерыва – например, после приема лекарств, несовместимых с кормлением грудью.

Если вы предполагаете, что инстинкт сосания может быть не удовлетворен, можно предпринять следующее:

  • Продлите время сосания груди. Если малыш находится на грудном вскармливании, не спешите заканчивать кормление. Позвольте крохе находиться у груди и 30, и 40 минут, даже если он лишь чуть-чуть ее подсасывает, уже заснув. Особенно актуальна эта рекомендация для малышей первых месяцев жизни.
  • Если ваш малыш «искусственник», то следите за тем, как долго он сосет бутылочку. Хорошо, если отверстие в бутылочке подобрано так, чтобы ребенок сосал 15–20 и более минут. Соска к бутылочке должна быть подобрана по возрасту, о чем можно прочитать на упаковке.
  • Купите пустышку. В настоящее время ведутся споры о том, нужна ли она ребенку. Конечно, выбор за вами, но если у малыша сильно развитый или недостаточно удовлетворенный рефлекс сосания, то пусть он лучше сосет качественную соску, чем у него сформируется привычка сосать палец или язык. В конце концов, от соски отказаться легче, после 1,5 лет «подарив» ее другому малышу, а вот палец или язык подарить не получится.

Стоит отметить, что у малышей до 1 года неудовлетворенный сосательный рефлекс – не единственная причина, чтобы сосать пальчики. Часто рука ребенка оказывается у него во рту в тот момент, когда он хочет есть. Тогда кроха с жадностью начинает ее сосать, раздражаясь и плача, что из нее не течет молоко. Такое сосание пальцев не перерастет в привычку, если мама будет своевременно реагировать на подаваемые сигналы, а еще лучше – предлагать грудь прежде, чем малыш будет слишком голоден.

Также уже в этом возрасте одной из причин может быть скука. Если мама проводит много времени с малышом, ласкает его, берет на руки, играет, то у ребенка остается не так уж много времени на сосание пальцев или других предметов. Кроха все равно будет «все тянуть в рот», но по-другому. Предмет или пальчики оказываются во рту на несколько секунд, затем ребенок вынимает их и рассматривает. Затем снова «пробует на вкус», уже чуть более длительное время, затем снова рассматривает. Эта последовательность может повторяться несколько раз. Также в нее включаются и другие действия: малыш может стучать предметом (или рукой по какой-то поверхности), трясти его, кидать. Все это – исследовательское поведение. Если же вы видите, что кроха «застыл», его взгляд стал отсутствующим и он сосет палец или что-то еще – пора отвлечь его, пока это не стало вредной привычкой.

Вредная привычка

  • Моей дочке Лизе 2 года 5 месяцев. У нас проблема: малышка не может заснуть, не пососав большой палец на правой руке. Я замечаю, что палец также оказывается во рту, когда Лиза смотрит мультфильмы или когда она устает или расстраивается. Но я не хочу пока мазать пальцы чем-то горьким, мне жалко свою дочку. Как помочь малышке избавиться от этой привычки?

Давайте для начала разберемся, что же такое «привычка». Привычка – это любое повторяющееся поведение, сформировавшееся по принципу «стимул – реакция», с каждым разом возникающее все более автоматически. Иначе говоря, когда-то случилось так, что ребенок был слишком возбужден перед сном, в ротик ему случайно попал пальчик. Ощущения понравились малышу: пальчик теплый, и его посасывание было приятным. Кроха успокоился и заснул. Через несколько дней ситуация повторилась, ребенок повторил и действие: засунул палец в рот, чтобы заснуть. И постепенно это вошло в привычку: даже когда малыша ничего не тревожит, он должен взять палец в рот перед сном. Это стало «кнопкой», включающей засыпание.

Привычки, которые помогают успокоиться, распространяются и на другие ситуации, в которых ребенок испытывает негативные эмоции. Вечерняя усталость, пребывание в одиночестве в своей комнате, недовольство родителей поведением малыша, испуг – эти и другие похожие ситуации требуют успокоения. И на помощь приходит «сладкий пальчик», становясь универсальным средством!

Часто родители недоумевают: ребенок любимый, вниманием не обделен, стрессов не переживал, так откуда же привычка, похожая на невротическую? Родители начинают копаться в себе, выискивая тайные проблемы, влияющие на малыша. Возможно, эта «работа над собой» и небесполезна. Но все же сосание пальца, особенно в возрасте до 3 лет, далеко не всегда связано с чем-то очень серьезным. На втором-третьем году жизни кроха переживает целую эпоху стереотипных форм поведения (повторяя что-то вновь и вновь), которая затем сменяется новым этапом развития. И проблема «пальца» может сама бесследно исчезнуть.

Если разобраться, то мы все состоим из привычек. Наличие привычек оптимизирует нашу жизнь, иначе мы тратили бы массу времени, каждый раз перебирая варианты возможных действий в уже знакомых ситуациях. Вот и сосание пальца для ребенка – это «палочка-выручалочка», помогающая ему успокоиться и уравновесить внутреннее состояние. Нет, автор не утверждает, что сосать палец – это хорошо. Но нужно понимать, что эта привычка несет для ребенка ту же пользу, как для нас, взрослых, другие действия, помогающие успокоиться. Мы покусываем кончик ручки, обдумывая проблему, теребим кулон или прядь волос, потираем руки, дотрагиваемся до губ или висков. Каждому из нас требуются определенные привычки, помогающие в сложных ситуациях.

Все это означает только одно: если вас раздражает привычка ребенка сосать палец, то вы должны научить его другим способам успокаиваться или занимать себя. Нельзя просто искоренить привычку, не предложив ничего взамен. Она либо вернется в первоначальном виде, либо перейдет в другую, не менее раздражающую: обгрызание ногтей, посасывание губ или языка, сосание игрушки и т.д. Именно поэтому в случае устоявшихся привычек так неэффективны бывают запреты, воспитательные беседы, намазывание пальца чем-то невкусным. Все эти меры не предлагают ничего взамен.

Итак, если сосание пальца – это привычка, то вы можете действовать таким образом:

  • «Поймайте» привычку в самом начале. Помните, чем дольше продолжается цикл «стимул – реакция», тем привычнее становятся нежелательные действия. Посмотрите, в какой ситуации малыш сосет палец – при скуке, тревоге, усталости? Предложите замену. Например, если ребенок сосет палец перед сном, вы можете сделать ему массаж пальчиков и всего тела, при этом что-то тихо напевая. До сна можете предложить крохе игры с водой, которые прекрасно стимулируют нервные окончания всего тела, в том числе и пальцев: те же тепло, вода, массирующее воздействие, как и при сосании. Создайте такой ритуал укладывания, который поможет малышу расслабиться без сосания пальца.
  • Есть ли пример? Часто дети, приобретающие дурные привычки, неосознанно копируют важных для них людей. Например, ребенок может подсмотреть привычку сосать палец у брата или сестры (как младших, так и старших) и даже у взрослых, если кто-то из них в задумчивости может посасывать пусть не сам палец, а косточку на руке. Если примером стал кто-то из взрослых, ему нужно самому избавиться от данной привычки, иначе все остальные меры будут неэффективны. Если примером стали брат или сестра, подумайте, как вы организуете время, которое проводите с детьми? Достаточно ли уделяете каждому позитивного внимания? Если оба ребенка сосут пальцы – проблема серьезнее и глубже: лучше проанализировать ее с психологом.
  • Отвлекайте, но с умом. Когда вы видите, что кроха сосет палец, лучшее, что вы можете сделать, – это мягко отвлечь малыша, не упоминая при этом, что он делает что-то не то. Вы можете пригласить его поиграть, потанцевать, заняться поделками, развивающими мелкую моторику, почитать книгу. В общем, заняться любым делом, чтобы кроха не сосал палец просто от скуки. Если ребенок сосет палец в состоянии усталости, нужно его обнять, приласкать, сделать общий массаж и массаж рук. Хорошо, если у вас в запасе будут веселые стихи, под которые можно заняться пальчиковой гимнастикой. Но при этом важно помнить следующее: если вы начинаете заниматься с ребенком только после того, как увидите «палец», то привычка сосать его никуда не исчезнет. Просто «палец» станет кнопкой включения общения с вами. Поэтому важно, чтобы вы предлагали игры и расслабление еще до того, как палец окажется во рту, поняв, что ребенок находится в том состоянии, когда ему нужна помощь.
  • Не ругайте малыша и, если можете, поменьше обращайте на сосание пальца прямое внимание. Дело в том, что пока привычка неосознанна, она может уйти самостоятельно. В этом счастливое отличие детей от взрослых. Если же вы постоянно одергиваете ребенка: «Вынь палец изо рта!», бьете его по руке, заматываете бинтом, то привычка закрепляется уже на сознательном уровне. Более того, малыш получает инструмент для того, чтобы гарантированно привлечь ваше внимание, пусть и негативное.

Психологическая проблема

В 1 год 4 месяца Ваню пришлось отлучить от груди, так как его маме требовалась срочная операция. Малышу пришлось расстаться с мамой на две недели. Затем последовал развод родителей и оформление в детский сад. Ванечка интенсивно сосал палец. Мама старалась оградить ребенка от переживаний, делала все, чтобы он чувствовал ее любовь, понимание и поддержку. Она не применяла «радикальных» мер (пластыри, горькие жидкости), более того, Ване разрешалось «легально» сосать палец перед сном. Но мама объясняла, что это плохо влияет на зубки, да и микробы могут быть опасны, поэтому Ваня будет молодцом, если решит отказаться от этой привычки. В 4 года мальчик сам решил не сосать больше пальчик. Нужно ли говорить, что он получил самую горячую поддержку и восхищение своей мамы!

Не всегда проблемы в жизни ребенка настолько очевидны, как в случае с Ваней. От просто дурной привычки до симптома психологической проблемы – один шаг.

Вы можете предположить, что сосание пальца является показателем психологического неблагополучия в следующих случаях:

  • Ребенок пережил какой-то стресс. Это может быть смерть кого-то из близких или домашнего любимца, перенесенное заболевание (особенно с госпитализацией), сильный испуг. Ребенок может начать сосать палец не сразу, а через некоторое время после травмирующего события. Будьте внимательны!
  • Малыш живет в ситуации хронического семейного стресса. Если ваш быт сопровождают скандалы, выяснение отношений или «гнет молчания», то даже годовалый ребенок может реагировать на это невротическими проявлениями.
  • «Радостные» стрессы. Рождение еще одного ребенка, переезд в новую квартиру, выезд на отдых радостны для взрослых, а вот для малыша могут стать настоящим испытанием.
  • Ребенок не был желанным изначально. Чувство ненужности может сопровождать ребенка с самого рождения и приводить к глубоким проблемам в эмоциональном развитии. Если контакт между мамой и малышом нарушен, он не получает необходимого тепла и внимания, то реагирует множеством симптомов неблагополучия, включая сосание пальца.
  • Все меры по борьбе с «плохой привычкой» оказываются неэффективными. Вы пытаетесь сделать все, чтобы отвлечь ребенка, уделяя ему много внимания, но палец все равно оказывается во рту. Упорная привычка, на которую не влияют ваши действия, говорит о том, что проблема, возможно, глубже, чем кажется.

Сосание пальца в ситуации, когда оно является психологической проблемой, редко бывает единственным тревожным симптомом. После пережитого стресса малыш может утратить некоторые уже сформированные навыки – перестать есть самостоятельно, «забыть», как пользоваться горшком, «растерять» речь. Это называется регрессом развития. Если ситуация для ребенка благоприятна и ему стараются помочь, то прежние навыки восстанавливаются, а невротические симптомы исчезают. Если малыш живет в «холодной» семье, не чувствует эмоциональной привязанности, а уход за ним формален (одеть, накормить, уложить спать), то к сосанию пальца могут присоединиться различные страхи, например нового пространства, новых людей. Ребенок может демонстрировать «неадекватные» реакции: панику, пронзительный визг, агрессивные действия и др. Сосание пальца – лишь верхушка айсберга, когда малыш испытывает психологический дискомфорт. И совершенно бесполезно бороться с самой привычкой – нужно искать проблему и работать над ней. Обдумайте возможность обратиться к психологу за профессиональной помощью, потому что в каждом конкретном случае рекомендации по преодолению проблемы будут иными.

Таким образом, сосание пальца – яркий симптом, указывающий на то, что ребенку нужна помощь. В возрасте до 1 года это меры, помогающие удовлетворить сосательный рефлекс. С 1 года до 3 лет малышу требуется поддержка в состоянии тревоги, усталости, скуки, чтобы «палец» не стал вредной привычкой. После 3 лет, если ребенок сосет палец часто, то есть повод задуматься, нет ли психологических проблем, ведущих к такому поведению.


Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный “комфорт”.

В первые дни жизни у ребенка формируется сосательный рефлекс. Любое раздражение губ ребенка вызывает ответную реакцию. В реализации сосательного рефлекса участвуют расположенные в стволе головного мозга ядра черепно-мозговых нервов (тройничного, лицевого, вестибулярного, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного).

Низшие, стволовые отделы головного мозга - продолговатый и средний мозг - по своему строению и функции близки к спинному мозгу и являются центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложнейших и жизненно важных рефлексов. Так, в продолговатом мозгу замыкаются дуги сосательного рефлекса, имеющегося у человека с первого дня рождения, слюноотделительного рефлекса, проявляющегося при раздражении пищей полости рта, и некоторые другие рефлексы. Эти рефлексы имеют биологически целесообразное значение и называются защитными.

Впервые сосательный рефлекс проявляется в первые часы после рождения. Ребенок активно ищет мамину грудь, и очень важно поддержать этот инстинкт. Как только малыш почувствует тепло тела, услышит знакомый стук сердца и получит первую каплю молозива, он сразу успокоиться.

Сосательный рефлекс является одним из основных и важнейших, он сохраняется обычно весь первый год жизни.

Ребенок с соской. Фото: sovgunga

Сосательный рефлекс является отражением зрелости ребенка. Строгая координация механизма сосания слагается из взаимодействия пяти пар черепно-мозговых нервов.

После кормления этот рефлекс в значительной мере ослабевает, а спустя полчаса-час начинает вновь оживляться.
При поражении головного мозга сосательный рефлекс снижается или совсем исчезает.
Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.

В чем это выражается:

1. Сосание посторонних предметов:

Пальца (самое распространенное);
материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
любимых игрушек, и прочего.

2. Обгрызание ногтей.

3. У мальчиков под влиянием запрета на сосание соски или пальца последствия нереализованного рефлекса часто приводит к мастурбации.

4. В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс вызывает привычку к курению, или сохраняется привычка держать во рту посторонние предметы (карандаш и пр.). Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот.

В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.



Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире.

Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам.

Патологией считается их отсутствие, а также задержка их обратного развития.

Недопустимо стимулировать рефлексы новорожденного, особенно рефлекса автоматической ходьбы.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. После кормления этот рефлекс в значительной мере угасает и спустя полчаса-час начинает вновь оживляться. Рефлекс сохраняется в течение первого года жизни. Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.Сосание успокаивает ребенка. Если он не насосался в младенчестве, то в старшем возрасте, может начать сосать кончики волос или пальцы, обкусывать ногти, что потребует вмешательства психотерапевта или невропатолога.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли новорожденному.

Поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает у новорожденного опускание угла рта и губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание.

Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы.

Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

При болевом раздражении происходит поворот только головы в противоположную сторону.

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки.

Поисковый рефлекс отсутствует или снижен, асимметричен у новорожденных с повреждением лицевого нерва. При наличии церебральной патологии у новорожденных рефлекс может быть задержан и не исчезает к 3-месячному возрасту

1 - ладонно-ротовой;
2 - хоботковый;
3 - поисковый;
4 - сосательный

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании большим пальцем на ладонь новорожденного, младенец поворачивает голову и открывает рот.

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением.После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

В ответ на штриховое прикосновение к ладони новорожденного происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена.

Снижение хватательного рефлекса наблюдается у детей, родившихся в асфиксии. А также рефлекс ослаблен на стороне поражения шейного отдела спинного мозга. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

В ответ на поглаживание ладонной стороны кисти возникает сгибание пальцев и захватывание предмета. Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок удерживает предмет или палец так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за пальцы приподнять вверх — эта фаза рефлекса получила название рефлекса Робинзона. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его собственное тело в подвешенном состоянии.

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе)

Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев.

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Если произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

Мы же хотим предупредить родителей.

У здоровых новорожденных НЕ должно быть рефлекса Бабинского.

Рефлекс Бабинского является патологическим уже с первых дней жизни ребенка и является тонким признаком патологии пирамидных путей, а частота выявления его есть не доказательство его физиологичности, а доказательство частоты неврологических нарушений у новорожденных. Тем более если этот рефлекс с рождения спонтанный(то есть его не надо вызывать, он появлялся сам по себе)

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Вызывается различными приемами: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки (не надо бить со всей силы!), то новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки - I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (поза эмбриона) — II фаза рефлекса Моро.

Аналогичное движение в руках возникает при пассивном внезапном вытягивании (разгибанием) ног новорожденного, приподниманием разогнутых ног и таза малыша над постелью, при надавливании на бёдра.

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки.

В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. Если рефлекс проявляется при попытке переодеть ребенка или без повода, то его стоит показать невропатологу.

14. Рефлекс Галанта

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) проводят пальцем вдоль позвоночника (на расстоянии 1 см от него) с правой стороны — малыш выгнется дугой и подожмёт правую ножку. Так же рефлекс проверяют и с левой стороны.

Рефлекс Галанта хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. В норме рефлекс сохраняется до 2-4 мес, исчезает после 6 месяцев.

Реакция с обеих сторон должна быть одинаковой.

У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.


1.Рефлекс Галанта
2.Рефлекс Переса
3.Рефлекс охватывания Моро

15. Рефлекс Переса

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) слегка надавливая, проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника ребенка от копчика к шеи.

Это неприятно малышу, в ответ у ребенка возникает задержка дыхания с последующим криком. Его позвоночник прогибается, приподнимается таз и голова, сгибаются руки и ноги, возникает кратковременное общее повышение мышечного тонуса, при этом иногда происходит потеря мочи и дефекация.

В норме рефлекс Переса хорошо выражен в течение первого месяца жизни новорожденного, постепенно ослабевает и совсем исчезает к исходу 3 - 4-го месяца жизни.

Сохранность рефлекса старше 3 мес следует считать патологическим признаком. У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переса получается как бы «обезглавленным». Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

16. Рефлекс опоры

Если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.

В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-6-неделыюму возрасту.

При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии.

1.защитный рефлекс;
2.рефлекс ползания (Бауэра);
3.рефлекс опоры и автоматическая походка;
4.хватательный рефлекс;
5.рефлекс Робинсона.

17. Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс

При опоре на стопы во время легкого наклона тела ребёнка вперёд, новорождённый делает шаговые движения.

Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция автоматической походки часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях автоматическая походка отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

18. Рефлекс ползания по Бауэру

К стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука. Рукой слегка давим на подошвы малыша — в ответ ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и выполняет движения ползанья.

Рефлекс ползания в норме вызывается у всех новорожденных. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3-4-й день жизни и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев.

19. Защитные рефлексы

а)Верхний защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону и он пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.

Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен с первого дня жизни постоянно, а после полутора мес ребенок пытается удерживать голову сам. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга. И, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

б)«Утиный» рефлекс. При попадании струи воды или воздуха на область носа новорожденный задерживает дыхание.

в)Зрачковый рефлекс. Яркий свет вызовет сужение зрачка

г)Мигательный рефлекс Если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки.

20. Рефлекс отдергивания ноги

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.

Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен).

Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях.Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.

21. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол — в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.

При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

22. Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка
Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна)

Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно.
У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка лежа на животе, увеличивается тонус в сгибательных мышцах: голова сгибается к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Спустя некоторое время, эта поза сменяется плавательными движениями, которые переходят в рефлекс спонтанного ползания.

Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» - поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки — ласточка, от 6 месяцев до полутора лет

1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса – Клейна;
2.симметричные шейные тонические рефлексы;
3.тонические лабиринтные рефлексы;
4. рефлекс Ландау.

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами — первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время - оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение – залог здоровья ребенка в будущем.