Заниженная самооценка у подростка как помочь. Как помочь подростку повысить самовосприятие

Инструкция

Создайте теплую атмосферу в доме. Ребенок должен чувствовать себя под защитой. Не допускайте в его адрес критики и оскорблений, которые резко понижают самооценку , вызывая чувство неполноценности. Не ссорьтесь и не ругайтесь в присутствии чада. Ребенок, родители которого находятся в постоянной вражде, пребывает в состоянии стресса и нервного срыва. Уважайте своего малыша.

Ребенку необходимо чувствовать вашу поддержку и понимание, поэтому вместе обсуждайте проблемы и ищите их решение. Также на формирование хорошей самооценки влияет участие в различных занятиях, где подразумевается взаимодействие с командой. Запишите ребенка в или спортивную секцию, тогда ему легче будет вырасти гармоничной личностью.

Связанная статья

Здоровая самооценка очень важна для гармоничного развития ребёнка. Только имея правильное представление о себе ребёнок может стать хорошим человеком Как же поднять ребенку самооценку?

Инструкция

Искренно любите ребенка. Взрослые не застрахованы от ошибок, поэтому, будучи родителями, необходимо относиться к детям с долей понимания и уважения. Чтобы ребенок понимал и чувствовал, что он хороший и интересный человек, с которым хотят дружить, необходимо уделять время общению. И это общение должно быть искренним, ведь дети всегда распознают фальшь, даже если сами это не до конца понимают.

Развивайте чувство компетентности. Успех ребенка во многих сферах деятельности повысит его уверенность в себе и его самооценку. Поэтому родители должны способствовать тому, чтобы он активно проявлял себя: умел многое делать , решал задачи, опираясь на свои возможности. Это даст ему возможность гордиться собственными достижениями.

Меньше наказывайте и больше поощряйте. Похвала ребенка со стороны родителей имеет огромное значение. Но не менее важна и хвала посторонних людей. Для того, чтобы ребенку заслужить одобрение посторонних людей, родителям нужно создавать такие условия, где он смог бы проявить свои умения и способности в глазах окружающих.

Позволяйте своему ребенку проявлять самостоятельность. Каждый ребенок может что-то сделать сам, дайте ему эту возможность. Предоставляйте детям возможность выполнять посильные поручения: накормить кошку, вынести мусор, подмести пол и так далее. Это поможет укрепиться самоуважению и накопить нужный опыт.

Не требуйте от ребенка невозможного. Хотя опыт и навыки ему необходимы, чрезмерная нагрузка может привести к неудаче, а это повлечет утрату веры в себя и свои силы.

Формируйте в ребенке уверенность в том, что он хороший. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был счастлив и чтобы у него сложились прекрасные взаимоотношения с людьми. Для этого необходимо научить его совершать добрые поступки, получая при этом удовольствие. Не отгораживайте ребенка от проблем в семье.

Также, чтобы у ребенка был адекватный уровень притязаний и высокая самооценка, ему необходимо постоянно видеть подтверждение этого на практике. То есть, подтверждение факта, что он добрый, компетентный, самостоятельный и ответственный.

Меньше критикуйте ребенка. Как говорится в известной пословице про благие намерения, родители часто пытаются замечать все неудачи и промахи . Это весьма негативно сказывается на самооценке ребенка, отсюда и появление всевозможных навешанных ярлыков.

В школе и детском саду всегда имеются психологи. Они следят за правильным и гармоничным развитием личности. Важную роль в становлении ребенка, играет самооценка. От нее зависит и успешность малыша.

Вам понадобится

  • Вам нужно выделить немного времени для прочтения.

Инструкция

Если самооценка завышенная. Ребенок не стремиться дальше развиваться. А зачем ему это надо. Он и так все может, все достиг. Такому человеку нужна помощь. Его необходимо встряхнуть, поругать, чтобы дальше продолжал делать успехи или ошибки.

Если самооценка заниженная. Такие дети часто впадают в депрессивное состояние, уныние. У них преобладает плохое настроение. Пугаются малейших неудач. Предпочитают оставить все так, как есть, плывут по течению. Чтобы дальше научить их радоваться жизни, пробовать что-то новое, нужна моральная поддержка родных людей, учителей, воспитателей.

Завышенная и заниженная самооценка плохо влияют на развитии ребенка. Лучше, если она будет адекватной. В этом должны помогать родители. Оказывать поддержку ребенку, верить в его силы и способности. Указывать, только аккуратно, на его недостатки. Близкие должны помогать малышу, правильно оценивать свои возможности.

Видео по теме

Адекватная самооценка является залогом счастливой жизни и личного успеха человека. Если вы чувствуете, что ваше отношение к себе ниже нужного уровня, работайте над собой.

Вам понадобится

  • - листок бумаги;
  • - ручка.

Инструкция

Поймите, что вы недооцениваете себя. Поверьте, что вы заслуживаете хорошего к себе отношения. Излишняя самокритичность и самоуничижение - это ненормально. Такое самоопределение мешает вам достичь успехов во многих жизненных сферах. Когда вы осознаете необходимость проведения реформ в собственном сознании, тогда вы будете готовы к переменам.

Подумайте, из чего складывается ваша низкая самооценка. Возможно, на нее повлияли нелестные замечания окружающих, груз ошибок прошлого, отсутствие каких-то серьезных достижений в жизни или непринятие себя. Стоит разобраться с каждой из этих причин.

Если ваша самооценка стала заниженной из-за мнения других людей, подумайте, почему их отношение для вас так важно. Даже если они являются для вас примером для жизненного успеха, вы не должны позволять данным индивидам влиять на вашу самооценку. Определите список людей, с точкой зрения которых вы обычно считаетесь. А теперь вычеркните из перечня тех, кто не поддерживает, а лишь критикует вас. С этих пор вы не прислушиваетесь к словам этих людей, пропускаете мимо ушей их замечания и по возможности ограничиваете общение с ними.

Возможно, вы не можете простить себя за какие-то ошибки, совершенные в прошлом. Тогда сначала определите, как в данный момент последствия от ваших действий в былые времена влияют на вашу жизнь. Упущенные возможности не считайте. Сейчас о них нет смысла сожалеть. Тем более, еще неизвестно, как бы обернулась ваша жизнь, поступи вы в свое время иначе. Проанализируйте свое поведение, только учтите, какие мотивы вами тогда руководили. Представьте, что вы судите любимого человека, будьте снисходительны и простите себе все, что было.

Заниженная самооценка может сформироваться из-за того, что вы не цените собственные достижения, не отмечаете свои победы. Причина такого положения может крыться в стремлении к идеалу. Тогда вспомните, что перфекционизм не ведет ни к чему хорошему. Учитесь довольствоваться средним результатом. Может быть, вы настолько целеустремленный человек, что, едва выполнив одну задачу, сразу ставите себе следующую. Остановитесь, отпразднуйте победу, найдите какое-то поощрение для себя, похвалите себя.

Если вы страдаете от низкой самооценки потому, что не достаточно сильно себя любите, стоит поработать над самопринятием. Перестаньте сравнивать себя с кем-то. Найдите максимум достоинств в своем характере и внешности. Если уж не можете обойтись без соревновательного элемента, то проводите сравнение с теми людьми, которые менее успешны, красивы и умны, чем вы.


Дети остро реагируют на чью-либо негативную реакцию по отношению к себе. Строгая критика и осуждение могут зародить в ребенке комплексы, которые ему будет трудно побороть самостоятельно.


Многие комплексы с детства перекочевывают и во взрослую жизнь, поэтому важно избежать появления подобных комплексов или же постараться избавиться от них, если они уже появились.


В отношении внешних дефектов дети беспощадны. То, что кажется им некрасивым, неправильным – тот же час высмеивается.


Ребенку нужно внушить, что любая часть тела, как бы она не выглядела, служит человеку для выполнения определенных функций, а не дана ему лишь для красоты. Руки – берут что-нибудь, трогают, выполняют работу. Без ног человек не сможет ходить, прыгать, бегать, а без глаз - видеть.

Так же нужно научить ребенка правильно реагировать на нападки, отвечать спокойно и уверенно, подготовив предварительно несколько фраз.

Многие родители сразу после рождения ребенка начинают представлять то, каким он будет, порой даже выбирают за будущую профессию малыша. Это в корне неправильно, ведь далеко не факт, что мечты родителей осуществляться. Когда мама и папа постоянно настаивают, например, на том, чтобы их дочка занималась танцами, а она потом уходит в гимнастику, ей в дальнейшем может показаться, что она не оправдала надежд своих любимых родителей, она будет корить себя за это, соответственно, самооценка будет падать.

Нужно хвалить любые начинания ребенка, давать ему право выбора и поддерживать этот выбор. Но при этом возможности своего чада следует оценивать адекватно. Маленькие дети оценивают себя исключительно при помощи родителей. То есть, если малышу постоянно говорят, что он лучше всех, а все остальные дети – никто, то он в дальнейшем действительно вознесет себя на пьедестал. Ребенок должен понимать, что у всех детей есть определенные успехи и неудачи, их не нужно стыдиться.

Любящим родителям очень тяжело ставить своего ребенка наравне с другими, ведь для них он самый лучший, но если они будут давать адекватную оценку своему чаду, то и малышу будет гораздо проще в жизни. Его самооценка будет правильной. Когда человек знает свои минусы и плюсы, ему гораздо проще идти на контакт с другими людьми, он никогда не будет заносчивым и некультурным, он будет уважительно относиться ко всем окружающим, а значит, с ним обязательно будут хотеть общаться.

Снижение самооценки - неизбежная составляющая подросткового возраста. Но тревожность и неуверенность в себе ребенка можно усугубить, а можно, наоборот, дать ему поверить в свои силы. У родителей по-прежнему есть множество способов влиять на подростка, хотя он и кажется порой отстраненным.

Вы, конечно, на собственном опыте убеждались в том, как хорошо знать, что есть тот, кто поддерживает вас, находится на вашей стороне. И напротив, как плохо чувствовать себя одиноким и отверженным.

И если в жизни человека есть период, когда важно иметь кого-то на своей стороне, так это переходный возраст. Наши дети бросаются вперед без всякого опыта, поэтому им требуется содействие с нашей стороны - со стороны взрослых.

Быть на стороне подростка на практике означает быть чутким, активно слушать, демонстрировать интерес, поддерживать доверительные отношения и контакт, даже если взрослеющий ребенок ведет себя глупо. Необходимо разбираться в происходящем, однако при этом продолжать относиться к нему с теплотой. Ниже приведен воодушевляющий пример такого отношения.

Причины заниженной самооценки у детей

Что делать родителям?

Будьте достойным примером

В большинстве случаев яблоко от яблоньки недалеко падает: подростки ориентируются на родителей как на образец для подражания и заканчивают тем, что становятся во многом похожими на мать и отца.

Так, предпочтения, связанные с употреблением алкоголя, формируются у молодых людей под влиянием того, что они наблюдают дома, и это влияние куда сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Уровень образования большинства молодых людей соответствует уровню образования родителей, и их политические взгляды, как правило, схожи с родительскими.

Мы склонны недооценивать силу собственного влияния на подростков. То, что мы делаем, как мы поступаем, имеет не меньшее значение, чем наши слова. Если вы говорите дочери, что нельзя много времени проводить за компьютером, а сами не отрываетесь от своего iPad, то ваши слова - просто пустой звук.

Попробуйте как можно точнее совмещать слова с делом, чтобы ваши наставления не противоречили поведению, которое вы демонстрируете подростку.

Хвалите

Все люди ищут принятия, все мы желаем нравиться другим. Это основа нашей природы, ведь мы - стадные животные, и больше всего нам хочется быть частью социальной общности.

Когда родители, учителя и прочие взрослые замечают достижения и способности подростка, выражают ему свое одобрение, возникают моменты маленького и большого триумфа: «Я могу!», «Я им нравлюсь!». Подобные переживания пробуждают решимость и веру в свои возможности, укрепляют самооценку.

За что хвалить? Например, когда ребенок:

  • сделал что-то, требующее усилий;
  • выполнил какую-то работу;
  • проявил качество, которое мы ценим;
  • сделал то, о чем мы просили;
  • справился с чем-то;
  • был приветлив и отзывчив;
  • проявил мужество.

А также во множестве других ситуаций.

Когда вы хвалите подростка, то говорите ему сразу о многом. Во-первых, похвала, разумеется, закрепляет умение или черту, о которой идет речь: «Ты так хорошо сделал домашнее задание». Во-вторых, похвала воздействует и на более глубоком уровне. Подросток, которого хвалят, чувствует, что его принимают, что родители хотят видеть в нем хорошее («Они видят, что я действительно стараюсь»). Поэтому похвала расширяет возможности эффективного общения с подростком, в то время как ругань их ограничивает.

Работайте над собой

Подростки (как и маленькие дети) могут ненароком затронуть в нас некие струны - и тогда мы начинаем действовать автоматически, что далеко не всегда рационально. Мы уже говорили об ощущении бессилия, которое легко возникает, когда подросток поступает не так, как мы хотим. Однако не только это активирует в родителях «тревожную кнопку». Вот некоторые примеры из жизни.

  • Мать стала утрачивать уверенность в себе, когда обнаружила, что мужчины больше заглядываются на ее повзрослевшую шестнадцатилетнюю дочь. Она начала конкурировать с ней в выражении сексуальности. Девушка заметила поведение матери и сочла его отвратительным.
  • Отца выбило из колеи то, что четырнадцатилетний сын обвел его в футболе. Он стал держаться отстраненно и холодно. Юноша ощутил какое-то странное чувство стыда и толком не понимал, как ему себя вести.
  • Отец пришел в ярость, когда дети продемонстрировали признаки нерешительности и трусости. Дети испугались и стали вести себя еще трусливее.

Такие нерациональные реакции взрослых всегда на чем-то основаны, всегда есть какая-то предыстория. Порой бывает нелишним разобраться с этим: проговорив причину, запускающую в нас тревогу, мы можем ее унять. Что и случилось с отцом из последнего примера.

Семья была направлена на консультацию к психологу, поскольку в школе, где учился старший сын (пятнадцати лет), начали замечать его усиливающуюся подавленность. Кратко обсудив сложившуюся ситуацию, психолог спросил отца о его собственном детстве: «Случалось ли вам самому бояться? Бывало ли так, что вы трусили?». Отец задумался и ответил: «Да, я много чего боялся, когда был совсем маленьким. Пауков, например». - «Как на это реагировали ваши родители?» - спросил психолог. По лицу отца пробежала тень. Было видно, что он взволнован. «Я вдруг вспомнил, как отец выходил из себя и злился, когда я был ребенком, и как мне тогда было страшно. Я вдруг понял, каково приходится моему сыну», - сказал отец дрожащим голосом.

Для отца беседа с психологом стала важным поворотным моментом. Внезапное открытие заставило его кардинально изменить свое поведение по отношению к сыну. Он больше не позволял себе вспышек гнева и просил прощения, если все же срывался.

У всех родителей есть свои болевые точки. Ваша задача состоит в том, чтобы понять, что провоцирует вас, выбивает из колеи и заставляет потерять голову. Самоощущение и самооценка вашего ребенка выиграют, когда вы возьмете на себя ответственность за свои реакции. Особенно если эти реакции разрушают контакт между вами и ребенком.

Особенности психологии подростков

В психологии существуют специальные упражнения и приемы, помогающие повысить самооценку подростка:

В подростковом возрасте происходит переход из мира детства в мир взрослых. Личность ребенка будто перерождается заново. Рушатся привитые в детстве стереотипы, переоцениваются ценности, подросток ощущает себя частью социума, который не всегда бывает дружелюбным.

Если самооценка меленьких детей зависит от того, как к нему относятся родные, то на оценку личности подростков влияет мнение сверстников и друзей, а также то, как воспринимают его в обществе. Юноши и девушки относятся к себе придирчиво, они остро воспринимают критику и не верят в свои силы. Это является основополагающим фактором формирования заниженной оценки личности.

Низкая самооценка порождает много комплексов. Она является причиной неуверенности в себе, отсутствия самоуважения, напряженности и застенчивости. Все это может оказать негативное влияние на взрослую жизнь. Поэтому важно, чтобы подросток адекватно оценивал себя и верил в свои возможности и силы.

Самооценка любого человека, в том числе и подростка, поднимается за счет собственных успехов и достижений, а также признания окружающих и близких. Помочь ребенку перейти от негативного отношения к себе до позитивного нелегко, но возможно. Хотя в юности главными авторитетами являются ровесники, а не родители, именно родители способны повлиять на повышение самооценки у подростка.

Нельзя недооценивать влияние родителей на самооценку подростка. Восприятие ребенком себя зависит от понимания близкими его достоинств. Когда родители к ребенку добры и внимательны, выражают одобрение и оказывают поддержку, он верит в свою значимость и редко страдает от заниженной самооценки. Переходный возраст может внести коррективы и повлиять на уровень оценки ребенком своей личности. Тогда родители должны приложить максимум усилий и положительно повлиять на формирование самооценки у подростка. Для этого:

  • Избегайте излишней критики . Порой без критики обойтись невозможно, но она всегда должна быть конструктивной и направленной не на личность ребенка, а на то, что возможно исправить, например, на ошибки, поступки или поведение. Никогда не говорите, что вы недовольны подростком, лучше выразите негативное отношение к его поступку. Помните, что дети в этом возрасте излишне чувствительны к любой критике, поэтому старайтесь высказывать недовольство мягко. Можно это делать, сочетая с похвалой, «подслащая горькую пилюлю».
  • Признайте его личность . Не нужно все решать за ребенка. Дайте ему возможность высказывать мнение, совершать поступки, иметь свои интересы. Относитесь к нему как к личности и всеми силами старайтесь его понять.
  • Чаще хвалите . Похвала оказывает большое влияние на самооценку подростка, поэтому не нужно забывать хвалить ребенка даже за самые незначительные достижения. Вы покажете, что он вам небезразличен и вы им гордитесь. Если он плохо с чем-то справляется, не ругайте подростка, а окажите ему содействие и помощь. Возможно, его таланты раскроются в другой сфере.
  • Не сравнивайте ребенка с другими . Ваш ребенок уникален – вы должны это понимать и ценить. Не нужно его сравнивать с другими, особенно если сравнение не в его пользу. Не забывайте, что все мы разные и некоторые более успешны в одном, а другие – в другом.
  • Помогите ребенку найти себя . Низкая самооценка у подростка возникает из-за проблем в школьном коллективе, когда сверстники его не понимают, не принимают или отторгают и когда у ребенка нет возможности себя реализовать. Стоит предложить ему посещать какой-либо клуб, секцию, кружок или другое место, где он может познакомиться с новыми людьми, с которыми сможет найти общий язык и которые будут разделять его интересы. В окружении единомышленников подростку легче раскрыться и приобрести уверенность в себе. Но только кружок ребенок должен выбрать самостоятельно, основываясь на своих интересах и предпочтениях.
  • Научите ребенка отказывать . Люди, имеющие низкую самооценку, не умеют отказывать. Они уверены, что помогая всем окружающим, становятся для них значимыми. В действительности люди оказываются ведомыми, зависят от других и не имеют своего мнения, их используют и не уважают. В такой ситуации самооценка подростка может упасть еще ниже. Важно научить его говорить «нет».
  • Уважайте ребенка . Не унижайте ребенка и воспринимайте его как равного. Если вы сами не будете его уважать, а тем более, оскорблять, то вряд ли он вырастит уверенной в себе личностью.

Подростки, обладающие адекватной самооценкой, способны отвечать за свои поступки, спокойно переносят неудачи, стремятся стать как можно лучше. Они уверены в себе, не унижают слабых, не хамят окружающим.

Помочь подросткам развить в себе чувство собственного достоинства могут только взрослые. Вот несколько советов, как это сделать.

1. Не сравнивайте с другими

Подросток, которого постоянно сравнивают с более , покладистыми и красивыми, не умеет себя ценить. Вместо того, чтобы искать и развивать свои сильные стороны, он зацикливается на малейших промахах. В итоге ребёнок может потерять мотивацию вообще что-либо делать. Ведь окружающие, по словам родителей, всегда оказываются лучше него.

Взрослым стоит научиться замечать в своих детях что-то хорошее и проговаривать это. Все дети разные: одни получают пятёрки по математике, другие превосходно танцуют. Для подростка очень важно разглядеть и принять собственную индивидуальность, какой бы она ни была.

2. Хвалите за достижения

Подростка нужно хвалить тогда, когда он действительно поработал над собой. Пустое расхваливание только обесценивает реальные усилия. Поводы для гордости могут быть как материальные, так и нематериальные. Можно хвалить как за пятёрку в школе, так и за то, что ребёнок уступил кому-то место в транспорте.

Если подросток не знает, как раскрыть свои способности, предложите ему какое-нибудь занятие: музыка, танцы, рукоделие, волонтёрство, помощь по дому, научные курсы. Может, не сразу, но он найдёт, где проявить себя. После первого успеха ребёнок поймёт, на что способен, и у него поднимется .

Подросток должен чувствовать вашу поддержку и понимание, чтобы пережить внутренние страхи.

Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

3. Уважайте его мнение и вкус

Никогда не критикуйте вкус своего ребёнка. Даже если вам кажется, что он вырядился непонятно как, а от включённой им музыки раскалывается голова. Ребёнку нужно чувствовать в вас опору и искреннюю заинтересованность, ему не нужны ваши оценочные суждения. Позвольте ему найти себя, научиться выбирать и отстаивать собственное мнение. Интересуйтесь тем, что он слушает и смотрит. Иначе вы рискуете прослыть занудой и потерять с ним связь.


Просите ребёнка закачивать вам на смартфон новую музыку, посещайте квесты и концерты его любимых групп, смотрите фильмы. Это поможет удержать эмоциональную связь и понять, что сейчас волнует вашего подростка.

Валентина Паевская, детский нейропсихолог, блогер

4. Увлеките подростка спортом

В подростковом возрасте тело сильно меняется. Многие дети набирают вес, становятся неуклюжими, сутулятся, страдают от прыщей. Сложно при этом оставаться довольным своей внешностью. Кроме того, большую часть времени подростки проводят сидя: то за партой, то за компьютером. Энергия не направляется в нужное русло, и дети, не зная, что с ней делать, становятся агрессивными или .

Чтобы привести самооценку и чувства в порядок, подростку следует регулярно заниматься спортом. Это не только укрепит тело и повысит выносливость, но и снимет напряжение, поможет обрести уверенность в себе.

Подростки чаще всего хотят заниматься экстремальными видами спорта, например сноубордом, скейтом, уличными танцами. Делая новые трюки, подросток как бы доказывает сам себе, что его тело слушается.

Валентина Паевская, детский нейропсихолог, блогер

5. Разберитесь с собой

Проанализируйте атмосферу в доме: как члены семьи друг к другу относятся, что говорят, как ведут себя в ситуациях. Чтобы у подростка сложилась адекватная самооценка, она должна прежде всего присутствовать у самих родителей. Начинайте любое воспитание с самих себя.

Самооценка подростка является компонентом самосознания, включающим в себя оценку человеческих физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков. Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности, а также показывает социальную адаптацию личности, выступая регулятором ее деятельности и поведения. Однако следует отметить, что самооценка формируется в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В значительной степени от социума зависит формирование самооценки личности. Самооценка личности подростка отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.

Как повысить самооценку подростку

Исследования самооценки подростков показали, что дети с низкой самооценкой подвержены . Причем в одних исследованиях установили, что низкое самооценивание предшествует депрессивным реакциям, а также выступает их причиной, а другие исследования отмечают, что депрессивный аффект выявляется вначале, после чего переходит в низкую самооценку.

Психологи отмечают, что уже с 8 лет дети проявляют активную способность к оцениванию личной успешности. Самыми значимыми оказались: внешность, школьная успеваемость, физические способности, социальное принятие, поведение. Среди подростков школьная успеваемость, а также поведение важны для оценивания родителями, а вот три другие важны для сверстников.

Повысить самооценку подростку возможно, когда ребенок будет ощущать от следующих значимых источников социальную поддержку: родителей, одноклассников, учителей, друзей. На вопрос, где подростки чувствуют наибольшую защищенность, дети дают ответ, что и в семье, и среди друзей. Исследования показали, что поддержка семьи, а также принятие подростковых устремлений в наибольшей степени оказывают влияние на общий уровень самооценки, а успехи в школе и факторы, связанные с учителями, имеют значение для самооценки способностей.

Психологи отмечают, что внимательное, теплое отношение родителей выступает необходимым условием в формировании и дальнейшем подкреплении положительной самооценки подростков. Негативное, жесткое отношение родителей приводит к обратному действию, и подростки, как правило, фокусируются на своих неудачах, у них наблюдается страх рисковать, они избегают участия в соревнованиях, им становится присуща , грубость, высокий уровень тревожности.

Как повысить самооценку подростку? Поменяйте отношение к ребенку: начните с ним общаться, применяя симметричный стиль, который основан на партнерских началах. Такое общение формирует у ребенка собственные критерии самооценивания, ведь самоуважение ребенка поддерживается как уважительным отношением родителей, так и оценкой эффективности его деятельности.

Как повысить самооценку – волнующий вопрос для многих людей. Зачастую люди чаще недооценивают свой потенциал и себя, чем переоценивают. То же отмечается и у детей. Из-за заниженной самооценки дети способны упустить множество возможностей.

Формирование самооценки у подростков начинается с семейного воспитания. Самооценка выступает главным регулятором поведения личности. От нее зависят критичность, межличностные отношения, требовательность, отношение к своим неуспехам и удачам. Подростки, сомневаясь, тратят личное время, а также теряют возможности для личностного развития и роста. Казалось бы, осознание и понимание этой истины должно только подстегивать к реализации заложенного потенциала. Но все происходит обычно наоборот, поскольку такое поведение для ребенка в краткосрочной перспективе выгоднее. Убеждая себя, что решение трудных задач невозможно, ребенок защищается от возникновения негативных эмоций, связанными с возможными неудачами. Неуверенность в своих силах гнетет ребенка как духовно, так и физически. Подросток быстро утомляться, ощущает себя обессиленным. В итоге происходит следующее: сомнения в личных силах провоцирует то, что простые дела ранее выполняемые, становятся непосильными.

Повысить самооценку подростку возможно, но для этого потребуются определенные усилия, как от родителей, так и от самого ребенка:

— научите ребенка, чтобы он перестал себя с кем-то сравнивать, всегда будет кто-то лучше него, кого превзойти будет сложно;

— объясните подростку, что ругая себя, съедая, он только ухудшит самочувствие;

— научите ребенка на все похвалы, комплименты отвечать спасибо;

— подбадривайте своего ребенка за маленькие успехи и хвалите за большие достижения;

— научите ребенка повторять положительные аффирмации, которые приведут к повышению самооценки и повысят уверенность;

— в общении с подростком всегда будьте на позитиве, оптимистично настроены, поддерживайте его в любых начинаниях;

— для повышения самооценки необходимо изучить совместно с ребенком книги по данной тематике, посмотреть видео, посетить обучающие семинары, послушать аудиозаписи; любая изученная информация не пройдет мимо мозга, и доминирующая информация повлияет на ребенка и как следствие поведение наберет уверенности; все положительные установки будут настраивать только на положительный лад, а вот отрицательные, наоборот. Поэтому направьте внимание подростка на просмотр телепередач, а также чтение книг с позитивной направленностью;

— обязательно найдите общий язык с ребенком, разговор по душам с вашим чадом поможет вселить уверенность у ребенка перед непростым начинанием, а также решением проблемы;

— всегда выслушивайте своего ребенка и умейте читать по выражению лица его состояние, переживания, иногда дети скрывают свои проблемы, пытаясь все решить самостоятельно, очень важно не пропустить такие моменты, чтобы он не наделал ошибок, поэтому очень важно быть для своего ребенка всегда другом;

— поддерживайте ребенка в его увлечениях, хобби, ведь именно от того, что лучше получается, растет самооценка, поскольку это приносит радость и удовольствие;

— иногда желанный гаджет, модная одежда могут помочь вашему ребенку утвердиться в среде сверстников и тем самым поднять самооценку, не отталкивайте просьбы ребенка о значимой для него покупке;

— научите своего ребенка жить так, чтобы не приходилось оглядываться ни на кого, пусть ребенок сам принимает решения в ответственный момент, а вы его всегда поддержите, даже если это будут и ошибки.

Как поднять самооценку подростку? Самооценка поднимется тогда, когда будет расти позитивный настрой, любовь и уважение к себе, а грустные мысли, промедление взрастят неуверенность и понизят самооценку. Психологи подметили, что в основе механизма самооценки лежат эмоциональные переживания, которые сопровождают деятельность подростка.

Уровень самооценки подростков значительно влияет, как на качественные показатели интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, особенно, если в ситуации отмечаются эмоциональные факторы: стресс неуспеха, ответственность за качество деятельности.

Адекватная самооценка подростка

Многие исследователи отмечают, что увеличение адекватности самооценки ребенка происходит в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что подростки оценивают себя гораздо ниже по тем критериям, которые предстают для них наиболее важными, и это снижение говорит о большом реализме. Количество качеств, которые старший подросток осознает в себе превышает в два раза качества, присущие младшему школьнику. Старшеклассники, оценивая себя, охватывают все стороны собственной личности, и их самооценка превращается в более обобщенную. Помимо этого совершенствуются суждения относительно своих недостатков.

Подростки способны передать свое настроение, ощущение радости бытия, они раскрываются в учебной деятельности, в любимых занятиях, интересах, увлечениях. Подростки имеют ориентацию на идеальную самооценку, однако разрыв между их идеальной и реальной самооценкой для большинства из них выступает травмирующим фактором. Психологи подметили, что в содержании самооценки подростков зачастую превалируют следующие моральные черты: честность, доброта, справедливость. Высокий уровень подростковой самокритичности позволяет признать свои отрицательные качества и осознать необходимость избавления от них.

В подростковый период взрослый человек занимает в жизни ребенка совершенно особое место. Это связано со спецификой восприятия подростками облика других людей. И уже из-за восприятия, а также понимания другого человека подросток понимает себя. Психологи утверждают, что для подростков в образе воспринимаемого человека главными образом являются элементы облика, физические особенности, а затем прическа, выразительное поведение. С возрастом у детей увеличивается адекватность и объем оцениваемых признаков; расширяется круг используемых понятий и категорий; снижается категоричность суждений, а также возникает большая разносторонность и гибкость.

В подростковом возрасте общая самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Эта тенденция связана напрямую с самооценкой внешности.

Самооценка личности подростка

Известно, что нормальная самооценка способна сформироваться в коллективе, где в равной степени есть и одобрение, и конструктивная критика. Очень важно осознать, что пытливый разум ребенка на основании личностных взаимоотношений с окружающими познает мир, а также осознает свою исключительную индивидуальность. Попадая в сложную социальную группу, у подростка возникает желание иметь определенную позицию в системе личностных взаимоотношений. Если подростку не удается влиться в структуру коллектива, то дети тяжело зачастую переживают свою неудачу, однако в отличие от взрослых, они пытаются все исправить. Подобные трудности у подростков проявляются наиболее остро.

Манеры воспитания, жизненные условия, социальное происхождение — по-своему оказывает влияние на реализацию стремления к коммуникации. Из этого следует, что удовлетворение потребности в общении разными детьми реализуется неодинаково. По ряду признаков, чувствуя свое несоответствие, самооценка подростка испытывает негативную трансформацию.

У каждого подростка в коллективе происходят свои неповторимые ситуации, формирующие психоэмоциональный образ, содержащие представление о его личности. Развитие самооценки личности подростка может помочь избежать внутренних конфликтов. На путь асоциального поведения подросток встает в период поиска места в жизни и обществе. Этот период характеризуется не вполне сформировавшимися нравственными позициями. К этому периоду относится подростковый возраст, когда отмечается внутренний бунт, переходящий во внешний вызов. Если в свое время не обнаружить этот протест, а также не направить в необходимое русло подростковую энергию с бушующими гормонами, то можно получить массу неприятностей. Большое значение в определении жизненного пути оказывает поддержка близких, а также уверенность в себе.

Если ребенок чувствует свою бесполезность, а также ненужность обществу и родителям, то все морально-этические нормы и общественные институты не завлекут его «на сторону света». Таким образом, общество получает деструктивно настроенного подростка.

В этой ситуации доверительный разговор, а также вовремя сформировавшаяся нормальная самооценка помогут избежать проблем в переходном периоде.