Занятие по ознакомлению с окружающим миром "В саду – на огороде". Занятие по ознакомлению с окружающим

Цель: Формировать обобщённые, элементарные представление об овощах и фруктах. Учить выделять некоторые свойства и качества. Упражнять в определение вкуса овощей и фруктов (сладкий, горький). Активизировать речь детей, словами – ботва, перья. Развивать память, сосредоточенность выдержку.

Оборудование: Картинки: корзин, овощей (моркови, лука, свеклы, капусты, помидора, огурца), фруктов (яблока, груши, апельсина). Свежие овощи, фрукты – для определение вкуса. Карточки-шапочки овощи, фрукты. Картины огорода, сада.

Ход занятия

На доске два макета корзин. Одна для овощей, другая для фруктов.

– Что это? (Показываю поочерёдно картинки-овощи: морковь, лук, свекла, капуста, помидор, огурец). Выкладываю на корзину.

– Как можно назвать одним словам? (Овощи).

– Почему морковь, лук, свекла, капуста, помидор, огурец называются овощами? Где он растут? (в огороде, на грядке) .

– Морковь, лук, свеклу мы назовём овощами “секретики”. Когда они расту, он спрятаны в земле. (Показываю картину). На земле видны лишь пушистые хвостики, которые называются ботвой. А у лука называется перья.

– А теперь назовите овощи, которые растут над землёй. (Помидор, огурец, капуста). Показываю картину.

– Что общего между этими овощами? Все овощи, растут в огороде, на грядке. Овощи выращивает человек. Каждый овощ имеет корни, листья. Все овощи можно есть.

– А ещё все овощи имеют свой вкус. Мы сейчас будем с закрытыми глазами определять на вкус овощи.

Дети поочерёдно выходят. Закрывают глазки, пробуют овощи на вкус, угадывают.

– Что это? Показываю поочерёдно картинки-фрукты: яблоко, груша, апельсин. Как можно назвать одним словам. (Фрукты).

– Где растут фрукты? (В саду). Что общего между ними? (ответы детей )

Яблоко, груша, апельсин, все растут на деревьях. Показываю картину.

Фрукты выращивает человек, их можно есть.

Все фрукты имеют свой вкус.

– Сейчас мы будем пробовать фрукты на вкус, только опять будем закрывать глазки. Дети поочерёдно выходят. Закрывают глаза, пробуют на вкус фрукты, угадывают.

Стук в дверь. Заходит Незнайка.

Незнайка: “ Здравствуйте! Я очень спешил, торопился, я опоздал? Я всё хочу знать! Что вы делали, чем занимались?”

– Ничего страшного Незнайка. Мы тебе всё расскажем и покажем. Надеваю каждому ребёнку карточки-шапочки овощи, фрукты. Дети называют названия. Ставлю корзину овощей в одной стороне, корзину фруктов в другой стороне. Предлагаю детям игру “Найди своя корзину”. Незнайка смотрит. Звучит музыка, по окончании музыки, дети бегут к своим корзинам. Место расположения корзин постоянно меняется.

Незнайка: “Я тоже хочу с вами поиграть”. Присоединяется к детям. Задание выполняет неправильно, дети помогают, подсказывают.

Незнайка: “Вот спасибо! Вы меня научили различать овощи и фрукты. Мне очень понравилось с вами играть. Вот вам мой подарок. До свидания, до новых встреч!” Уходит. Рассматриваем подарок.

– Свежие овощи и фрукты очень полезны, в них много витаминов, необходимые для хорошего самочувствия. Кушайте на здоровье!

олеся булавко
Занятие по ознакомлению с окружающем миром

Тема занятия : История и достопримечательности деревни Слобода.

Цель : Формировать представления о достопримечательностях деревни Слобода.

Задачи :

П :Продолжать знакомить с достопримечательностями деревни. Закрепить знания о детском саде, школе, музеи, библиотеке, клубе, фапе, почте, памятниках ВОВ.

Р : Продолжать развивать речь как средство общения. Обогащать речь детей. Совершенствовать диалогическую форму речи.

Х – Э : Закреплять умение лепить из соленого теста.

С – К : Продолжать воспитывать любовь к родному краю.

Ф : Учить сохранять правильную осанку в положении стоя. Воспитывать у детей умение согласовывать движение со словами.

Этапы работы Методы и приемы Материалы и оборудование

Мотивация детей к деятельности Письмо от Незнайки

Проблемная ситуация :

Ребята, сегодня придя в детский сад у себя на столе я нашла вот этот конверт.

Как вы думаете что это?

Ответы детей.

Правильно это письмо. Оно написано Незнайкой для вас.

Хотите узнать, что пишет Незнайка?

Давайте прочитаем : «Дорогие друзья, я очень люблю путешествовать. У меня уже большая коллекция фотографий из разных уголков нашей необъятной Родины. Пришлите мне пожалуйста фотографии ваше деревни, чтобы я мог насладиться красотой вашей малой Родины и показать фотографии своим друзьям. Письмо от Незнайки.

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

Проблемный диалог :

Что нам нужно сделать, чтобы помочь Незнайке?

Но чтобы рассказать Незнайке о своей деревне нужно хорошо знать ее достопримечательности нужно знать места, которые можно сфотографировать.

Ребята, а вы хорошо знаете достопримечательности своей деревни?

А чтобы лучше узнать наиболее интересные места деревни нам нужно отправиться в путешествие. Вы любите путешествовать?

На чем мы отправимся в путешествие? И нужно не забыть фотоаппарат.

Хорошо занимаем свои посадочные места.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Ребята, как называется страна, где мы с вас живем?

Россия – это огромная страна, где много красивых мест. Но каждому дорого, то место где он родился, вырос, живет. А кто мне скажет, где мы живем?

Слобода – эта наша малая Родина.

А вы любите место, где вы живете?

Чтение стихотворения воспитателем.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Итак отправляемся в путешествие.

«Интерактивная презентация»

«Въездные ворота»

Первое место, в которое мы совершили путешествие, это «Слободские въездные ворота» , так называемая визитная карточка деревни, установленные еще в прошлом веке. Деревня Слобода одно из старейших поселений Омской области, основанная казаками Фирсовым и Горбуновым. Название «слобода» произошло от искаженного слова «свобода» . Раньше название звучало «Аёвская слобода»

«Яр»

Место, для постройки деревни было выбрано неспроста возле реки Аёв. Как вы думаете почему

В нашей деревне родился и вырос поэт Федор Васильевич Лютиков. Родная деревня, свой родной край навсегда заняли место в сердце поэта. И сейчас проживая в большом городе он не забывает о своей малой Родине.

Высокий яр, от глины рыжий,

Глубокий омут, светлый пляж.

Мне всех равнин на свете ближе,

Окрестный Слободской пейзаж.

Вдоль большака полоской узкой,

Для побуждений добрых чувств

На полдеревни растянулся

На хлебном поле Долгий куст.

Пологие и с грозной кручей,

С песком и илом берега

Реки Аёва, где за Лучкой

Белова следует лука.

Сфотографировали.

Я сейчас мы отдохнем

По ровненькой дорожке,

Дети идут шагом,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

прыгают на двух ногах,

По камешкам, по камешкам.

В яму - бух!

приседают на корточки

Обелиск в память солдатам, не пришедшим с войны.

У этого обелиска мы встречаемся каждый год в праздник День Победы, чтобы почтить память солдат, которые отдали свои жизни за мирное небо над нашей головой.

Сфотографировали.

Не первый год в нашей деревни проходит акция «Бессмертный полк» , которая начинает от музея и заканчивается у памятного знака на кладбище у памятного знака войнам прошедшим ВОВ и похороненным на этом кладбище. Акция всегда проходим с участием многих жителей нашей деревни, которые в руках держат портреты с изображение воинов, участников ВОВ.

А в вашей семье есть такие воины?

Давайте сфотографирует этот памятный знак.

Следующая остановка у памятного знака установленном на участке Московско-Сибирского тракта.

наша деревня в давние времена была крупным населенным пунктом. И вышло так, что деревня стояла по прокладке тракта, так раньше называлась дорога.

Сфотографировали.

Наша остановка у Придорожного креста, который был установлен этой осенью для того, чтобы верующие люди, люди, которые верят в Господа Бога, могли прийти и поклониться к кресту и попросить Господа о нужных человеку вещах.

А эта остановка вам всем знакома, ведь сюда вы приходите каждый день, это знание детского сада.

Сфотографировали.

Что здесь мы делаем?

Давайте немножко разомнемся.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Здание у нас большое и поэтому на втором этаже у нас имеются соседи.

Это клуб. Зачем он нам нужен? Тут работает – Наталья Михайловна Севрикова.

Это Фап, или как мы его называем больница. Зачем мы сюда ходим? Здесь вас ждет каждый день Тамара Анатольевна.

Это почта. Кто ходил на почту и для чего? Наш почтальон – Татьяна Николаевна.

Это библиотека, где хранятся книжки, которые вы сможете взять почитать, когда научитесь это делать. В библиотеке работает Татьяна Евгеньевна.

Не забываем фотографировать.

А это здание куда вы будите ходить каждый день, когда закончите посещать детский сад.

Это школа. Для чего она нужна?

Жизнь в школе разнообразна, она начинается с первых ступеней, много в школе учителей, с которыми вы познакомитесь со временем . Учебные кабинеты в школе просторные, здесь есть парты и стулья за которыми вы будите получать знания. Чтобы не переутомиться и получить энергию нужно посещать столовую. Захотели почитать пришли в школьную библиотеку. А захотели поиграть нужно идти в школу в спортзал.

Сфотографировали.

И последняя наша остановка это музей.

Богата история деревни, богат и музей экспонатами. Эти экспонаты собираются не один год.

Сфотографировали.

На этом наша экскурсия подходит к завершению. Какие достопримечательности вы запомнили?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Ребята смотрите, какие замечательные фотографии у нас получились.

Но я хочу вас предложить для этих фотографий сделать красивые рамочки, чтобы Незнайка мог поставить эти фотографии к себе на стол или повесить на стену и любоваться нашими достопримечательностями.

Задание детям : изготовление рамки из соленого теста разного цвета. Соленое тесто разных цветов.

Дощечки, форма для рамки

Подведение итогов обсуждение результатов

Итог творческой деятельности.

Вопросы детям :

В чем испытывали затруднение?

Как вы думаете Незнайке понравятся ваши рамки с фотографиями?

Хотите ему показать свои работы?

Давайте вышлем посылку Незнайке с нашими работами и будем ждать ответа.

Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью в старшей группе "Предметы рукотворного мира"

Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Занятие направлено на воспитание интереса и бережного отношения к предметам рукотворного мира.

Тема: Предметы рукотворного мира.

Программное содержание.
Образовательные задачи.
Расширить знания детей о предметах рукотворного мира.
Уточнить знания детей о значении предметов рукотворного мира.
Рассказать о предметах-помощниках для каждой профессии людей.
Подвести детей к выводу, что у предметов, также как и у людей, есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Развивать связную речь детей.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы и находить правильный ответ.
Воспитательные задачи.
Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.
Воспитывать интерес к изучению истории предметов.

Предварительная работа.
Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных предметов.
Беседа об окружающих нас предметах.
Знакомство с профессиями человека.
Рассказ родителей своим детям об игрушках их детства.

Ход занятия:

Ребята, давайте посмотрим вокруг себя! Что мы видим?
- Правильно, предметы. Все эти предметы создал человек.
- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны предметы?
- Предметы нам нужны для того, чтобы играть, учиться, работать и отдыхать. С помощью предметов мы питаемся, ухаживаем за своим телом.
- Ребята, как вы думаете, какие предметы нам нужны для игры?
- Правильно, конечно же, это игрушки!

Игрушки и многие другие предметы, такие как детские книги, одежду и обувь взрослые специально создавали для детей.
- А какие предметы нам понадобятся для учебы в школе?


- Правильно, рюкзак, пенал, ручка, карандаш, ножницы, линейка, ластик, тетрадь и букварь.
- Ребята, а какие предметы помогают в работе вашим мамам и папам? Давайте вместе вспомним.
Я вам помогу. Это компьютер, телефон, лопата, лейка, книги, весы, машина и другие.
- Ребят, а вы знаете, что у людей разных профессий есть свои предметы-помощники.


Например, продавцу в магазине помогают весы – на них он взвешивает товар, также нужна касса – на ней он пробивает чек и кладет в неё деньги.
Садоводу нужны опрыскиватель, лейка и ножницы для подрезки растений.
Дворнику в работе помогают лопата, метла и ведро.
А воспитателю в работе с детьми нужно много детских книг и игр, доска, стулья и парты.
- Вот видите, у каждого человека есть свои предметы, которые ему помогают в его нелёгкой работе. Ребят, но если есть предметы для работы, значит, есть предметы и для отдыха. Как вы думаете, что это за предметы?
- Конечно же, это кровать, кресло, телевизор, телефон, магнитофон, подушка, журналы, очки от солнца, надувной мяч и круг.

Многие предметы могут служить и для работы и для отдыха.


Например, по телефону человек может общаться во время работы и когда отдыхает.
- Ребята, а какие предметы нам с вами помогают культурно поесть? Из чего мы пьём, едим, чем едим?
- Правильно, это чашка, тарелка, ложка, вилка, нож и салфетки.
- Ребята, какие предметы нам с вами помогают ухаживать за своим телом?
- Правильно, это мыло, мочалка, шампунь, зубная щётка и зубная паста, крема, расческа.
- Ребята, а теперь давайте поиграем с вами в очень интересную игру.
Я вам буду называть любой предмет, а вы мне говорить, для чего он нужен.
Например, лейка.
А вы говорите, чтобы поливать растения. Всем понятно?
Будьте внимательны!
- Саша, для чего нужен стул?
-Правильно, чтобы на нём сидеть.
- Катя, для чего нужна ручка?
- Правильно, чтобы ей писать.
(Я называю следующие слова: кукла, мяч, резинка, заколка, лопатка, стол, карандаш, тетрадь, зонт, ваза, шкаф, и т.д.).
- Молодцы, какие, всё знаете!
- Ребята, предметы придумали ещё древние люди. Со временем человек их изменял, улучшал. Люди и сегодня продолжают изменять предметы, чтобы они становились удобнее и лучше.
У каждого предмета есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Так у вашей игрушки, с которой вы играете дома, есть своя история изготовления. Вот послушайте её. Прежде чем попасть к вам домой, она очень долго блуждала по свету. Сначала её нужно было изготовить. Например, мягкую игрушку сшили на фабрике игрушек, а потом отвезли в магазин, где вам её и купили родители.
А вот машинки, в которые играют наши мальчики, делают из металла и пластмассы.
Очень длинную и интересную историю могут нам рассказать стол и стул, наши парты.


Представляете, сначала они росли в лесу в виде дерева, затем дерево срубили, и из ствола сделали доски. Собрали стол и стул, подпилили, отполировали, покрыли краской, лаком и отвезли на продажу в магазин. Теперь вот они у нас стоят в группе.
Мебель прошла нелёгкий путь изготовления, и её нужно беречь.
- Ребята, все предметы, созданные руками человека нужно беречь, чтобы они нам дольше служили!
- Занятие окончено. Все молодцы!

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у папы,

Улыбка солнечная – мамы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка

У меня есть семья -

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)

(для детей старшего дошкольного возраста)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»

Подготовила старший воспитатель Чиданова И.В. г. Надым

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • закрепить: представление детей о разнообразии предметного мира; умение правильно называть предметы рукотворного мира; представление о том, что каждый предмет имеет свое назначение и функцию
  • учить описывать предмет, вычленяя его особенности с помощью алгоритма описания
  • расширять познания детей о предметах-изобретениях, облегчающих труд человека в быту, делающих жизнь удобной и комфортной; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен беречь их
  • учить устанавливать причинно- следственные связи между явлениями окружающей жизни и предметом, который помогает человеку легче переносить неудобства, связанные с этим явлением
  • развивать любознательность, находчивость, смекалку.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, у меня для вас невероятная новость. Сегодня совершил успешную посадку воздушный корабль – дирижабль. У нас в гостях Мастер Самоделкин и его друг Незнайка. Их визит к нам не случаен. Мастер Самоделкин очень надеется на нашу помощь. Он просит помочь объяснить Незнайке, что такое рукотворный мир. Сможем помочь? (да!) Ну, а отправимся мы в страну «Рукотворный мир» на дирижабле.

Посадочным талоном будет слово, которое относится к рукотворному миру.

(дети называют слово и проходят на стульчики)

А Незнайке мы дадим ручку и блокнот, пусть записывает все самое важное.

Приготовиться к полету!
Пристегнуть ремни!
Внимание!
5,4, 3, 2, 1!

Вжик – вжик – вжик!

(дети по показу взрослого выполняют пальчиковую разминку)

Движется воздушный корабль от направления и силы ветра.

«Подули низко, подули близко, подули высоко, подули далеко»

(дети выполняют дыхательную гимнастику, звучит музыка)

Наш полет прошел в штатном режиме, у экипажа хорошее настроение? Мы прибыли в заданные координаты. Большая или маленькая страна «Рукотворный мир» ? Как вы это поняли? (картинка большого города) Много разных зданий.

Какие вы видите дома? Покажите и назовите их правильно (одноэтажные, многоэтажные) .

Из чего построены дома? (из кирпича – кирпичные, из дерева – деревянные и т.д.) Покажите.

Без чего нельзя представить дома? (без крыши, стен, окон, дверей)

Кто строит здания? Для кого? (назначение – жилой дом, школа, детский сад, цирк, дворец спорта и т.д.) Зачем?

Где мы можем увидеть такие дома? (в деревне, городе)

Итак, к какому миру принадлежат дома? Почему?

Посмотрите, какой поток машин движется по улицам города. Посчитаем, сколько машин едет направо, налево (ориентировка в пространстве)

Каждая машина выполняет свою работу. Одни отвечают за перевозку людей. Это такси, автобусы, троллейбусы, трамваи (дети называют и показывают) Другие перевозят грузы.

Д/И «Назови одним словом»

- Назовите одним словом машину, которая:

Возит молоко - …, мешает бетон -…, возит воду - …, дробит камни - …, возит хлеб - …

Ребята, скажите, а есть машины, которым все уступают дорогу? Назовите их правильно. Спецмашины – скорая помощь, милицейская, пожарная машина.

Давайте узнаем, что Незнайка записал в блокнот.

Д/И «Исправь предложения»

Дом подъехал к машине.

Бензин кончился, потому что остановилась машина.

Машина ехать по городской улица.

Пассажир брать билет у кондуктор в автобус.

Кто придумал и сделал все эти машины? Для чего? К какому миру относится техника?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Спасибо, Незнайка за веселую разминку! Мы и не заметили, как оказались у витрины магазина. Посмотрите внимательно и скажите, как он называется (одежда – обувь) .

Скажите, что мы называем одеждой? Обувью?

Д/И «Догадайся о чем говорю»

Спинка, рукава, полочки, манжеты, воротничок, карманы, пуговицы – рубашка

Штанины, карманы, пуговица, замок, ремень – брюки

Рукава, карманы, молния, меховая подстежка, воротник – пальто, шуба

Как можно рассказать про обувь?

Давайте вспомним материалы из которых шьют одежду, обувь (ситец, трикотаж, драп, хлопок; кожа, шерсть, мех) .

Назовите одежду, которую вяжут, шьют.

Кто шьет одежду. Для чего? Одежда и обувь предметы какого мира?

Что за странный рисунок перед нами? Посмотрите внимательно, может, догадаетесь.

Мастер Самоделкин привел нас к аллее инструментов и материалов (картинка)

Ребята, кто из вас знает, зачем людям нужны эти и многие другие инструменты? (чтобы совершать трудовые действия и сделать много нужных и полезных предметов) .

Д/И «Что чем делаем?» (игра с мячом)

Копаем землю – лопатой
Рубим дрова – топором
Забиваем гвозди – молотком
Откручиваем или закручиваем болт – отверткой

Пилим доски – пилой
Режем бумагу – ножницами
Прокалываем отверстие – шилом
Пишем в тетради – ручкой

Чертим таблицу – линейкой
Красим забор – кистью
Шьем платье - иголкой

Если предмет сделан из резины – он резиновый (приводят пример) , из пластмассы – пластмассовый, из бумаги – бумажный, из металла – металлический, из дерева – деревянный, из полиэтилена – полиэтиленовый, из стекла – стеклянный.

Мы и не заметили, как оказались на Площади Изобретений.

Есть предметы, с помощью которых человек трудится, а еще есть предметы, облегчающие труд человека. Отгадайте их вместе с Незнайкой.

Дом на ножках, посреди окошко.
Засветится окно – появится кино (телевизор)

Ходит, бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел – там пыли нет.
Пыль и сор его обед.
Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает (пылесос)

В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То взад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать (утюг)

Стучат, стучат –
Не велят скучать,
Идут, идут –
А все тут да тут (часы)

Полюбуйся, посмотри –
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет,
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина (холодильник

Назовите, какие вы еще знаете изобретения человека. Для чего они (посудомоечная машинка, стиральная машина, микроволновая печь, фен, миксер, кухонный комбайн, обогреватель и др.) ?

Мы возвращаемся к дирижаблю по Улице Сравнений

Д/И «Похоже – непохоже»

Конь – велосипед
Дерево – стул
Самолет – птица
Часы – петух

Путешествие по стране Рукотворный мир подходит к концу. Нам пора возвращаться. Как вы думаете, сейчас Незнайка понял, что такое рукотворный мир? Как вы сами это понимаете? (ответы детей) Верно, то, что человек сделал своими руками или с помощью инструментов, то, что улучшает, облегчает или делает его жизнь комфортной называется рукотворный мир.

Мы еще не раз побываем в стране «Рукотворный мир» .

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

На память о путешествии ребята получают раскраски с предметами рукотворного мира.

Список используемой литературы

  1. Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. Творческий центр «Сфера» . Москва, 2002
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. ТЦ «Учитель» . Воронеж, 2005
  3. Кибитина И.И. Дошкольникам о технике. Москва «Просвещение» , 1991.