Зеленые своды дрезден экспонаты. Зеленые своды

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Музей Грюнес Гевельбе , что значит «Зелёные своды», располагается на территории западного крыла знаменитого , в столице Саксонии. Он входит в число Государственных художественных собраний и наряду с находящимися здесь же Нумизматическим и Гравюрным кабинетами, является центральным звеном исторического и культурного наследия города. В данный момент в музее размещаются две экспозиции - «Исторические Зелёные своды» и «Новые Зелёные своды», представляющие посетителям уникальные ценности разных эпох.

Своё необычное название Грюнес Гевельбе получил из-за некогда окрашенных в малахитово-зелёный цвет массивных колонн, расположенных в Зале драгоценностей. В данный момент они надёжно закрыты многочисленными зеркалами, однако своеобразное название музея не меняется уже много лет. Столетия назад, это место служило сокровищницей династии Веттинов, а сейчас тут находятся всевозможные ценные предметы саксонских курфюрстов и королей, собранные за много столетий, включая ювелирные украшения и произведения искусства.

Среди экспонатов музея сегодня можно увидеть скульптуру мавра, выполненную из грушевого дерева и украшенную различными драгоценными камнями, композицию миниатюр людей и животных с длинным названием «Дворцовый приём в Дели, в день рождения Великого Могола», стоящую целое состояние, великолепный картуш «Обелиск Августа», золотой кофейный сервиз, периода XVI-XVII веков и несравненную декоративную чашу «Купальня Дианы». Кроме этих сокровищ, обращают на себя внимание один из крупнейших на планете зелёный бриллиант, весом 41 карат, знаменитая Вишнёвая косточка, с изображениями почти двух сотен портретов, чаша Ивана Грозного и изысканный янтарный шкаф, выполненный в Кёнигсберге в первой половине XVIII века. Отдельного упоминания заслуживают сапфиры, бриллианты, редчайшие рубины и бесценный жемчуг из коллекций влиятельных курфюрстов.

После бомбардировки Дрездена в 1945 году, некоторые залы Грюнес Гевельбе были полностью разрушены, но почти все ценности, хранители музея вывезли из дворца заблаговременно, отправив их в крепость Кёнигштайн. Впоследствии, они оказались в распоряжении Советского Союза, победившего во Второй Мировой войне, но в 1958 году были возвращены ГДР. Несколько лет назад музейные залы открылись после масштабной реконструкции и стали ещё более популярны. Только в 2007 году Зелёные своды посетило почти полмиллиона человек, притом, что каждый следующий год эта цифра, как правило, увеличивается, что говорит о высоком историческом и культурном значении Грюнес Гевельбе для всей

Богатейшая сокровищница, расположенная в Дрездене, носит название Зеленые своды. Необычное имя появилось из-за изумрудного цвета колонн, украшающих дворец. Правда, сегодня большая их часть завешана зеркалами, поэтому насладиться первозданным видом стен невозможно.

История Зеленого свода

Изначально, с 16 века, в этой области дворца хранились драгоценные предметы, принадлежащие княжескому роду. Эти залы были выбраны для создания дорогостоящей коллекции из-за их безопасности в случае пожара. Возможно, именно это и помогло шедеврам сохраниться вплоть до наших дней.

С приходом к власти Августа Сильного было решено превратить секретную область дворца в один из первых музеев. На тот момент коллекция распределялась по девяти залам, где хранились ювелирные изделия, диковинные предметы интерьера, оружие, раритетные шедевры.

В годы второй мировой войны здание подверглось разрушению, но сокровища к тому моменту были вывезены в безопасное место. После поражения Германии драгоценности перешли к СССР, но правительство вернуло их ГДР в 1958.

Музей был восстановлен, в нем организовали десять залов для хранения исторических сокровищ. Более того, у посетителей появился шанс увидеть большинство реликвий максимально приближенными, даже без оформления стеклянными стендами.

Коллекция, чарующая уникальностью

Особенно интересно посетить комнаты с ювелирными изделиями, большинство из которых были созданы Иоганном Мельхиором Динглингером и его потомками. Уникальная пара камней, сапфир размером более 600 карат и чистейший бриллиант, были подарены Петром Великим.

Огромную ценность имеет дрезденский бриллиант дымчатого зеленого цвета, который приобрел свой необычный оттенок за счет воздействия природной радиации в течение многих веков. Такого камня в 41 карат невозможно встретить где-то еще, отчего он вызывает колоссальный интерес у ученых и туристов.

При отсутствии возможности посетить Зеленые своды можно посмотреть панорамные фото и насладиться профессиональной экскурсией. Там будут описаны истории создания известной Вишневой косточки с портретными изображениями, янтарного шкафа, чаши Ивана Грозного и других реликвий.

Рельефная плитка с изображением апостолов Иоанна и Павла.
Византия. Середина X в. Слоновая кость, серебро, частично золоченое. Высота 25 см. Ширина 13,4 см.

Дрезденский дворец-резиденция,
вход в «Грюнес Гевёльбе»


Родословное дерево Христа. Так называемое «Змеиное дерево». Вероятно, Нюрнберг.
Около 1500 г. Серебро, частично золоченое. Акульи зубы. Высота 19,5 см.


Малый кубок. Вероятно, французской работы. XIV в. Высота 17 см.
Кубок польской королевы Ядвиги. Французская работа. Вероятно, XIV в.
Оправлен в краковской придворной мастерской до 1399 г. Высота 24 см.
Чайник. Французская работа. Вторая половина XIV в. Оправлен в XV в. Высота 21 см.


Кулон с алмазной розеткой Вероятно, Нюрнберг. Начало XVI в.
Золото, алмазы, рубины, изумруды. Высота 5,2 см. Ширина 4,4 см.


Кулон с изображением святого Георгия Нидерланды (?). Около 1500 г.
Перламутр, золоченое серебро. Диаметр 6,6 см.


Перстни
Перстень с изображением черепа. Якобы принадлежал М. Лютеру. Германия. Начало XVI в.
Перстень с бирюзой. Изготовлен для курфюрста Кристиана II, вероятно, в Дрездене. Начало XVII в.
Перстень Мартина Лютера с печаткой. Карнеол. Аугсбург. Около 1530 г.
Перстень с агатом, принадлежавший Ф. Меланхтону. Германия. Первая половина XVI в.
Перстень с сапфиром. Якобы принадлежал курфюрсту Иоганну Фридриху Саксонскому. Германия. Около 1540 г.
Перстень с алмазом пирамидальной формы. Германия. Около 1570-1580 гг.


Лохань и рукомой для розовой воды. Оправа сделана в Нюрнберге. 1530-1540 гг.
Перламутровая мозаика, золоченое серебро. Диаметр лохани 56 см. Высота рукомоя 29 см.


Лохань из перламутра и рукомой. Мастер Элиас Гайер. Лейпциг. 1611-1613 гг.
Перламутр, золоченое серебро, дерево, черная мастика. Диаметр лохани 60,1 см. Высота рукомоя 35 см.


Большая бутыль с ручкой Южная Германия. Около 1540 г. Золоченое серебро. Высота 81 см.


Шкатулка с чернильным прибором Мастер Венцель Ямницер. Нюрнберг. 1562 г. Серебро,
частично золоченое, эмаль, горный хрусталь и эбеновое дерево. Высота 31 см. Длина 24 см. Ширина 11 см.


Голгофа Мастер Элиас Ленкер. Нюрнберг. 1577 г.
Золоченое серебро, дерево, перламутровые раковины, жемчужины неправильной формы,
изумруды, бирюза, гранаты. Высота 67 см. Длина подставки 31 см. Ширина 19,3 см.


Потир и сосуд для вина Нюрнберг (?) и немецкая работа. Около 1550-1560 гг.
Золото, алмазы, самоцветы, эмаль. Высота 19,5 см и 16,5 см.


Кулоны Германия и, вероятно, Франция. Около 1560-1570 гг.
Кулон с вензелем «АА» (для курфюрста Августа Саксонского и его супруги Анны).
Кулон с крестообразной розеткой.
Кулон с монограммой «А» (для курфюрста Августа или его супруги Анны).


Кулоны Кулоны с изображением св. Георгия, суда Париса, сирены и головы воина.
Германия. Около 1570-1600 гг. Золото, алмазы, рубины, один изумруд, жемчуг, эмаль.


Цепочки Германия. Третья четверть XVI в. Около 1600 г. Золото, эмаль, лазурит.

Исторические Зеленые своды и Новые Зеленые своды - два музея во дворце-резиденции в Дрездене. Они считаются богатейшими сокровищницами Европы.

Саксонские правители собирали украшения из драгоценных камней и необычных, редких материалов, а также богато декорированные предметы интерьера, механизмы и инструменты на протяжении более 450 лет. Курфюрст Саксонии Август Сильный в 1729 году приказал систематизировать коллекцию и обустроить в бывшем секретном хранилище комнаты для демонстрации гостям наиболее интересных сокровищ - это был один из первых европейских музеев.

Первоначально стены хранилища были окрашены в зеленый цвет, отсюда и название - Grünes Gewölbe (Грюнес Гевёльбе) . Сейчас в отреставрированных Исторических Зеленых сводах на первом этаже замка все представлено так, как это было в те времена - на специальных консолях на фоне зеркальных стен.

Гости попадают сначала в холл, затем в Янтарный кабинет (в Дрездене есть свой), Кабинет слоновьей кости, Кабинет позолоченого серебра и далее - роскошь экспонатов поражает все сильнее и достигает кульминации в Кабинете ювелирных украшений . Правители Саксонии Фридрих Август I (он же Август Сильный) и его сын Фридрих Август II заказали за время своего правления 10 ювелирных гарнитуров из драгоценных камней (сапфиров, изумрудов, рубинов, бриллиантов) для украшения парадных костюмов. Гарнитуры так и назывались - Изумрудный гарнитур, Сапфировый гарнитур, Карнеоловый гарнитур и т.д. Они состояли из многих десятков предметов - тут были пряжки, пуговицы, аграфы, эгреты, ножны для шпаг, трости, эполеты, даже табакерки. Роскошь украшений поражает, недаром музей назван Сокровищницей

Новые Зеленые своды - более обширная экспозиция на 2 этаже резденции, прямо над историческими Сводами, здесь можно увидеть более тысячи предметов роскоши в 200 витринах. Это шедевры итальянских, немецких и французских ювелиров - музыкальные часы с двигающимися фигурками, вишневую косточку с вырезанными на ней 150 лицами, поделки из кораллов и кокоса, золотой кофейный сервиз, парусники из слоновой кости, вазы из венецианского стекла и горного хрусталя, украшенные перламутром и драгоценными камнями, забавные фигурки из огромных жемчужин необычных форм. Одно из самых поражающих воображение украшений - работа талантливого придворного ювелира Мельхиора Динглингера "Двор великого Могола...".

Самые значительные и не поддающиеся денежной оценке сокровища - золотая чаша Ивана Грозного из скифского золота - подарок Петра I Августу Сильному, шкаф из янтаря - подарок прусского короля (оба в Исторических Зеленых сводах), чистейшие бриллианты Дрезденский Зеленый (41 карат) и Дрезденский белый (49 каратов) и сапфир в 648 каратов.

Билет только в Исторические Зеленые своды стоит 12 евро (вход по времени группами, фотосъемка запрещена).

Билет в Новые Зеленые своды + все музеи дворца-резиденции + смотровая площадка на башне Хаусманнтурм стоит тоже 12 евро (фотографирование без вспышки, аудиогид на русском языке бесплатный).

Что-то я как-то поторопиталась попрощаться с Дрезденом. Совсем забыла про Зелёные своды. Это самая большая сокровищница в Европе. Даже больше нашей Оружейной палаты. (Вернее сказать - пока часть немецких драгоценностей хранилась у нас в качестве трофея, Оружейная палата была больше, но после того, как Хрущев возвратил их в ГДР - Зелёные своды снова стали самыми большими. Обсуждать действия политиков я страшно не хочу, но как человек, близкий к искусству, считаю, что война нанесла гигансткий ущерб всем сторонам, кучу времени, сил и средств до сих пор приходится тратить, чтобы просто восстановить разрушенное и разыскать пропавшее. Я считаю, что это честно: возвращать ценности и предметы искусства в ту страну, из которой они были вывезены).
Зелёных сводов на самом деле два. Исторические располагаются в залах, которые Август Сильный еще переделал под сокровищницу-музей-выставочные залы. Новые Зелёные своды - это новейшая экспозиция, она тоже в Альбертинуме, но в обычных музейных помещениях. Просто все фонды в исторических не выставишь, вот их и разделили. Ценность можно сравнивать - в исторических экспонаты древнее (есть даже средневековые), в новых - новее, но выполнены более искусно.
В исторические залы, кстати, нужно входить-выходить через воздушный шлюз. До того немцы трясутся над сохранностью этого музея. Это даже забавно. Когда еще себя космонавтом почувствуешь?
В исторических Зелёных сводах экпонаты разделены по материалам. Примерно так, как это сложилось до начала 20-го века: есть зал драгоценностей, зал ювелирных изделий, зал белого серебра, зал янтаря - и так далее. А вообще, там собраны изделия из самых разнообразных материалов: ценных пород дерева, кокосовых орехов, страусовых яиц, стекла, перламутра и целых раковин морских моллюсков, слоновой кости, бронзы, разнообразных поделочных камней. Самый маленький экспонат - вишневая косточка, украшенная искусной резьбой (её рассматривают через мощные линзы). Самая многофигурная - "Двор великого Могола". Самый драгоценный - видимо, уникальный зеленый бриллиант, весом 41 карат.
Большинство этих изделий никогда не использовалось по прямому назначению (посуда, шкатулки и пр.), а служило только предметами любования.
В один пост я точно со всем этим добром не уложусь, поэтому будет частями.



Исторические Зелёные своды. Зал белого серебра. Серебряных скульптур осталось только три - слева их отлично видно, - остальные были переплавлены во время войны. По этой фотографии отлично видно, как демонстрируются экспонаты в исторических залах: полочки-консоли, а в стенах - зеркала.


Зал позолоченного серебра. Справа - сосуды из красного стекла. Несколько веков назад красное стекло было ужасно дорого.

Зал ювелирных изделий.


Зал драгоценностей.

Угловой кабинет.

Зал гербов.

Банка с крышкой. Мастер — Г. Шпиллер. Потсдам. Около 1700 г. Стекло.

Банка, двойной кубок, кружка из нефрита и змеевика. Германия, Цёблиц, Дрезден. До 1600 г. - около 1660 г.

Золотая чаша "Придунайского литературного общества". Украшена римскими монетами. Юго-Восточная Германия. 1508 г.

Золотой Ковш Ивана Грозного. Подарок царя Петра Великого. Московская придворная мастерская. После 1563 г. Золото, чернь, сапфиры, жемчуг.

Золотой кофейный сервиз. Мастер И. М. Динглингер. Эмаль — работа его брата Г. Ф. Динглингера. Дрезден. 1697-1701 гг.

Предметы из золотого кофейного сервиза.

Из слоновой кости в манере Георга Петеля. Оправа из золоченого серебра сделана в Штрасбурге. До середины XVII в.

Кружка и кубок из слоновой кости. Германия. XVII в. Оправа из золоченого серебра, эмаль, самоцветы.

Кувшин из лазурита. Мастер Бернардо Буонталенти. Флоренция. Конец XVI в.

Лохань и рукомой для розовой воды. Оправа сделана в Нюрнберге. 1530-1540 гг. Перламутровая мозаика, золоченое серебро.

Лохань из перламутра и рукомой. Мастер Элиас Гайер. Лейпциг. 1611-1613 гг. Перламутр, золоченое серебро, дерево, черная мастика.

Столовые приборы с ручками из кораллов. Генуя. 1579 г. Сталь, золоченое серебро, бирюза.

Щиток с гербом курфюрста Августа. Мастер Валентин Гайтнер. Дрезден.1586г. Столовый прибор. Вероятно, Нюрнберг. Около 1600 г.