Жена властна над телом но муж. Павел Островский, свящ

Спрашивает Татьяна
Отвечает Василий Юнак, 18.04.2012


Приветствую Вас, Сестра Татьяна!

Ваш вопрос: "Как часто мужчине нужно удовлетворение, ни реже скольки раз, чтобы не навредить здоровью и не было греха соблазна,и наоборот когда-озабоченность от безделья "

Никто и нигде не указывает частоту супружеских отношений. Причина - все люди различны, да и обстоятельства, влияющие на желание различны.

Если супруги физически и эмоционально здоровы, то вероятно нормальным можно считать от одного-двух раз в день до одного раза в месяц. Однако это - весьма приблизительно. Молодые супруги будут оставаться наедине чаще, равно как и встретившиеся после некоторой разлуки. Но это зависит также и от темперамента.

Чтобы не навредить здоровью - супружеская близость, если построенная со всей любовью и вниманием, никак не навредит здоровью. Более того, замечено, что супружеская близость может стать действенным лекарством от целого ряда заболеваний - и инфекционные, и сердечные, и ранения... причина? Наш организм устроен таким образом, что он способен излечить сам себя в нормальных условиях. А здоровая интимная жизнь очень даже нормализует состояние организма. Потому организм получает дополнительную силу для борьбы с болезнью или для заживления раны.

И вот здесь я хотел бы больше остановиться на "любви и внимании". И это чаще всего относится к мужчине, хотя иногда и сами мужчины страдают и терпят от невнимательности и неаккуратности жены. Постараюсь ответить для обоих.

Многие пособия по интимным вопросам утверждают, что большая часть женщин никогда не испытывает оргазм. Однако мало какие пособия сообщают, как это исправить. А исправляется всё очень просто: правильной прелюдией. Зачастую мужчина совершенно не думает об удовлетворении жены, а торопится удовлетворить себя. Но различия в физиологии мужчин и женщин требуют, чтобы мужчина во время прелюдии своими ласками уже довел или почти довел женщину до оргазма. Причем, если мужчина обычно испытывает лишь один оргазм во время полового акта, то женщина способна иметь несколько оргазмов, и это не навредит ни ей, ни ему. Потому во время прелюдии опытный и заботливый муж позволит жене испытать два-три оргазма, прежде чем займется собственным удовлетворением. Это важно также и потому, что во время прелюдии происходит естественное увлажнение влагалища. Обычно те, кто спешат и не уделяют достаточно времени прелюдии, вынуждены пользоваться маслами и кремами, которые непременно повлияют на здоровье. Учиться прелюдии нужно и важно. И если поначалу достичь оргазма будет трудно, то впоследствии это станет делом легким и обычным. Важно лишь внимание, аккуратность и терпение мужа. С другой стороны, важна открытость и внимательность жены также. Нужно аккуратно подсказывать мужу, но в то же самое время следует быть внимательной и к его телу - его органы легко ранимы и от неосторожного движения ему может быть причинена острая боль, которая сведет на нет многие добрые начинания.

Правильные интимные отношения - залог духовного и физического здоровья семьи. Это - и хорошее настроение, и укрепленное физическое здоровье, и уверенность в партнере, что он любит и заботится, и удовлетворение интимных потребностей настолько, чтобы никого не тянуло на сторону. А что значит - правильные интимные отношения?

Мы не говорим о видах и формах, мы не говорим о частоте - мы говорим об отношении! Правильные интимные отношения, это когда ими не торгуют! То есть интимность не должна выступать в виде поощрения или отказ от интимности в виде наказания. Или, что еще хуже, когда грубый интим выступает в виде наказания - некоего законного изнасилования. Правильные отношения - это отношения уважительности: и у женщин, и у мужчин бывают времена и периоды, когда полноценный половой акт невозможен. Что делать в таких случаях? Нужно обязательно уступать друг другу в пределах возможного - либо набраться терпения, либо найти некую, пусть не полноценную, но замену. В любом случае, тот партнер, который проходит через свое время ограниченных возможностей, должен стремиться проявить гораздо больше внимания и заботы не только в качестве компенсации своих ограниченных возможностей, но гораздо более ради того, чтобы второй супруг не ощутил себя отвергнутым. В такие времена сатана может особо искушать на стороне, и потому это время требует особого внимания и заботы.

В семье неизбежны ссоры по большим и малым причинам. Не допускайте, чтобы ссора отнимала у вас возможность интимной близости. Во-первых, в это время супруги наиболее уязвимы, и сатана и так искушает их, а если к этому добавится "наказание" или отчужденность в интимных отношениях, то сатаниниские обольщения возрастут многократно. Во-вторых, супружеская близость зачастую является средством примирения, особенно когда причина ссоры совершенно не существенна, или когда компромисс доступен, и лишь амбиции и самолюбие не позволяло достичь согласия.

Нужно помнить, что на протяжении лет и в зависимости от разных жизненных обстоятельств как у мужчин, так и у женщин бываю спады и подъемы в сексуальной активности. И эти спады или подъемы могут длиться годами. Потому, если вдруг один из супругов стал менее активным, или напротив, вдруг стал чрезмерно активным в сексуальных побуждениях, это не должно вас удивлять или пугать. Естественно, поговорить об этом необходимо, чтобы понять ситуацию и настроить себя соответственно. И в это время, когда активность супругов оказалась различной, нужно проявить особое внимание и заботу друг ко другу, чтобы помочь подстроиться под изменившиеся обстоятельства.

Иногда супруги вынуждены проходить через более или менее длительные периоды воздержания. Само по себе воздержание не вредит здоровью ни мужчины, ни женщины. Дискомфорт приносит, настроение понижает, но здоровью не вредит! Потому осознание такого периода весьма важно, чтобы соответственно настроиться на него. Но если воздержание от полового акта не вредит здоровью, то прерванное возбуждение очень вредно, причем если для женщины оно наносит лишь эмоциональный ущерб, то для мужчины оно может иметь и физические последствия. Потому, если желаете максимально избежать риска импотенции и простатита у мужчин и осложнений менопаузы у женщин, тогда старайтесь жить правильной половой жизнью в семье, не ограничивая друг друга, но и не измождая один другого. Будьте заботливыми и внимательными, и тогда счастье продлится до самой старости.

Благословенного супружества!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Секс, эротика и интим":

Пост супружеский

Церковь, по слову апостольскому, предписывает супружеское воздержание «по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7, 4–5).

Св. Иоанн Златоуст:

«Послушай, что говорит блаженный Павел: "во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" (1Кор.7:2,4). …Побойся Христа и скажи, что тела наши – члены Христовы. Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят: "жена не властна над своим телом, но муж". Вникни, какая мудрость заключается в этих словах Павла. В виду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию" (1Кор.7:5). Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится (апостол) почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца – целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"» (Св. Иоанн Златоуст. Собеседование на надписание псалма 50).

Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского:

Вопрос 13.

Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу.

Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет?

Учение о браке, которому посвящена 7-я глава, вызвано вопросом, поставленным Коринфянами в их письме к ап. Павлу (1 Кор. 7:1). Но оно внутренне связано с темой о телесной чистоте, и этим объясняется то, что Павел касается его именно здесь. С первого взгляда может казаться, что Павел подходит к браку чисто утилитарно. Брак для него средство против блуда (1 Кор. 7:1 – 2, 9). Брак есть средство к достижению некоей высшей цели. Святитель Иоанн Златоуст пишет по поводу(1 Кор. 7:1 – 9): «…коринфяне писали к нему, должно ли воздерживаться от жены, или нет? Отвечая на это и постановляя правила о браке, он заводит речь и о девстве. Если ты, ищешь блага весьма превосходного, то лучше совершенно не сочетаться с женщиною; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоею немощью, то вступай в брак». Преподобный Ефрем Сирин свидетельствует: «Зная, что о нем учил Господь Его. Боялся проповедать о нем сам. Когда увидал, что сами люди ищут его, то сделался советником их, а не наставником, – увещевателем, а не законодателем».

Св. Василий Великий во взглядах на девство и брак высказывает свое мнение: «Человеколюбец Бог, пекущийся о нашем спасении, дал жизни человеческой двоякого рода направление, то есть супружество и девство, чтобы тот, кто не в состоянии вынести подвиги девства, вступал в сожитие с женою, зная то, что потребуется от него отчет в целомудрии, святости и уподоблении тем, которые в супружестве и при воспитании детей жили свято». Так как брачное состояние, как и девственное, установлено Богом, то и требование от всех людей обязательного безбрачия представлялось бы противным намерению Божию». Святитель Григорий Нисский подчеркивал общехристианскую значимость аскетического идеала в духе св. Василия Великого. Согласно св. Григорию Нисскому, «не одни только девственники, а также и лица, ведущие брачную жизнь, должны пользоваться благами этого мира не иначе, как по «закону бесстрастия», то есть должны нисколько не привязываться своим сердцем ко всему мирскому, а напротив, обращать свой взор к небесному отечеству и к нему одному стремиться всем своим существованием. Таким образом, «закон бесстрастия», которым должны определяться отношения ко всему нас окружающему, как и «благочестивый образ жизни» вообще – обязателен для всех христиан, будут ли то мужчины или женщины, девственники или лица брачного состояния, и, следовательно, в этом отношении между ними различия какого-либо быть не должно».

Согласно святителю Иоанну Златоусту, брак учрежден Богом, чтобы восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. Но деторождение не единственное и даже не самое главное назначение брака, а главной целью брака является искоренение распутства и невоздержания: «…брак дан для деторождения… и еще более для погашения естественного пламени… брак установлен, чтобы мы не распутствовали, не предавались блудодеянию, но чтобы были трезвенными и целомудренным». Святитель Иоанн Златоуст указывает, что основным назначением брака является удовлетворение потребности к плотскому соединению, которая вложена Богом в природу человека. «Так, две цели, для которых установлен брак, чтобы жили целомудренно и делались отцами, но главнейшая из этих целей – целомудрие. Свидетель этому ап. Павел, который говорит: «во избежание блуда каждый имей свою жену и каждая своего мужа (1 Кор. 7:2), – не сказал для деторождения», и затем: «будьте вместе» (1 Кор. 7:5) – повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для того, чтобы «не искушал вас сатана», и продолжая речь не сказал – если желаете иметь много детей, но что же: «если не могут воздержаться, то пусть вступают в брак» (1 Кор. 7:8).

Половые отношения – это не просто удовольствие, но это акт, имеющий последствия: святой апостол Павел однозначно говорит, что совокупление даже с блудницей (то есть, при отсутствии желания получить что-то кроме физического удовольствия) уже приводит к «одной плоти» (см. 1 Кор. 5:16). Регулируя половые отношения заповедями, Бог запрещает не удовольствие, а извращение брака – великого таинства познания – которая, в конечном счете, приводит к тому, что сам человек уже будет не в состоянии воспринять от близости нечто большее, чем то, что получают животные. Павел говорит: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6:18)». Блудник сам себя обкрадывает.

На слова «во избежание блуда» святитель Киприан Карфагенский приводит пример падших дев, которые не смогли сдержать высокий обет девства: «И как тяжко падают от того многие, как много дев к величайшему прискорбию нашему, мы видим сделавшихся преступными от таких соблазнительных и пагубных связей. Если они искренно посвятили себя Христу, то должны хранить стыд и целомудрие не зазорно и за твердость и постоянство ожидать награды девства. Если же не хотят или не могут так оставаться, то пусть лучше вступают в брак, чем заслуживают огонь адский своими преступлениями. По крайней мере, они не должны подавать соблазна другим братьям и сестрам». Святитель Феофилакт Болгарский по поводу (1 Кор. 7:2) пишет: «Ибо просто может статься, что муж любит целомудрие, а жена нет или наоборот. Словами: «во избежание блуда» побуждает к воздержанию. Ибо если брак позволяет во избежание блудодеяния, то соединенные браком должны совокупляться между собою без всякой умеренности, но целомудренно». Святитель Феофан Затворник по отношению ко второму стиху седьмой главы: а именно брака и девства: «В том и другом можно угождать Богу и спасаться; но в первом это делать удобнее, во втором менее удобно. Можно к сему прибавить, что брачному нельзя дойти до такого совершенства духовного, как безбрачному. Брак – для немощных. Немощь эта телесная и – духовная».

«Жена не властна над своим телом, но муж: равно и муж не властен над своим телом, но жена». (1 Кор. 7:4). Блаженный Августин, рассуждая, над этими апостольскими словами говорит: «Безусловная привязанность супругов друг к другу, такое «взаимное супружеское соучастие», при котором вся душа одной половины всецело и нераздельно принадлежит другой половине супружеской четы. Такая непосредственная сплоченность супругов простирается не только на сферу их духовных отношений, но отражается естественным образом и на самом характере их физиологического общения. Результатом этого единства, по Августину, и является такое физиологическое и психологическое состояние, при котором жена, по слову Апостола, не владеет своим телом, но муж, равно и муж не властен над своим телом, но жена».

Св. Феофилакт Болгарский толкует призыв святого апостола Павла как побуждение христианских супругов придерживаться в брачной жизни умеренности и благоразумного воздержания: «Апостол доказывает, что любовь друг к другу, действительно есть долг необходимый. Ибо не властны, говорит: супруги над своими телами: жена – раба, поелику не имеет власти над своим телом, чтобы продавать оное, кому захочет, но владеет им муж, а госпожа, потому что – тело мужа есть ея тело, и он не властен, давать оное – блудницам. Подобным образом и муж есть раб и вместе господин своей жены»

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7:5). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому что от такого воздержания происходит великое зло: от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашние расстройства. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, когда будут лишены этого утешения». Удаляться друг от друга супругам апостол Павел позволяет на время, для упражнения в посте и молитве: «здесь апостол разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то, как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно, можно и с женою совокупляться и молиться, но при воздержании молитва бывает совершеннее!»

«Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1 Кор. 7:6). Апостол показывает, что воздерживаться друг от друга, это не повеление его, а просто рекомендация. Святитель Феофан Затворник пишет: «Что в известные времена должно воздерживаться супругам, это есть закон естества. К этому прилагает свое требование закон богоугождения. Но, как все сие уладить и упорядочить, этого предписаниями нельзя. Оставляется это по взаимному согласию и благоразумию супругов». Отсюда видно, что апостол не повелевает, а советует христианам не злоупотреблять воздержанием. Блаженный Августин, обращаясь к тем людям, которые воздерживались ради славы людской, ссылается на слова апостола Павла и говорит: «Итак, есть смиренные из воздерживающихся (от брачной жизни), есть и гордые. Пусть не надеются гордые на царство Божие. Высоко место, куда ведет воздержание… Наконец, осмеливаюсь, братья мои, высказать даже, что для воздерживающихся, но гордых полезно бывает падение, чтобы унизиться в том самом, чем превозносятся. Потому что, какая польза кому от воздержания, если господствует гордость».

«Ибо желаю, чтобы все люди были, как я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7:7). Святитель Феофан говорит: «Намереваясь предложить нечто трудное и нелегко исполнимое, он ставит себя в пример, как начало вождя в преодолении трудностей. Хочу из желания всем добра существенного «чтобы все люди были, как я, т.е. безбрачными, потому что это лучший путь к христианскому совершенству, безмятежной жизни, к беспрепятственному приступанию к Господу». Святой Ефрем Сирин, следующим образом толкует данный стих: «Без повеления Господня он избрал это. Но благодать каждому дана от Бога. И это также назвал повеление Господа своего, потому что не всякий человек имеет силы для этого. Сказал далее: один так, другой иначе, поелику один – таков, и этим может оправдаться, а другой – иным образом».

Блаженный Иероним Стридонский доказывает, что аскетизм выражает сущность религии Христовой. В частности, толкуя 1 Кор. 7:7, блаженный Иероним говорит: «Блажен тот, кто будет подобен Павлу. Счастлив тот, кто внемлет Апостолу повелевающему, а не снисходящему. Того, говорит он, хочу я, того желаю, чтобы вы были подражателями мне, как я Христу. Он девственник от Девы, от неистленной неистленный. Поелику мы, люди, не можем подражать рождению Спасителя, будем подражать по крайней мере Его жизни. Первое – свойство Божества и блаженства, последнее доступно и человеческой ограниченности и подвигу». Согласно блаженному Иерониму, «имеющий жену называется должником, необрезанным, рабом жены и, что свойственно худым рабам, – связанным. А живущий без жены, во-первых, не должник никому, потом обрезанный, в-третьих, свободный, наконец, разрешенный». Вообще, супружество соотносится с образом века сего преходящего и не соответствует Царству Небесному, «ибо по Воскресении не будет супружества». Единственное оправдание брака, согласно вифлеемскому отшельнику состоит в том, что «жена спасется тогда, если она родит таких детей, которые останутся девственниками, если потерянное ею самою приобретет в детях и повреждение и гнилость корня вознаградит цветами и плодами».

«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:8 – 9). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Видишь ли, благоразумие Павла, как он показывает превосходство воздержания, и не делает принуждения тому, кто не может воздержаться, боясь, чтобы не произошло падения? Лучше жениться, чем разжигаться. Показывает, как велика сила похоти. А смысл слов его следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжение, то избавь себя от труда и изнурения, чтобы тебе не развратиться».

Чисто утилитарное оправдание брака не выражало мысли святого апостола Павла во всей ее глубине. Он весьма далек от уничижения брака. Мало того, из отдельных его замечаний вытекает, что он понимает брак, как теснейшее единение супругов (1 Кор. 7:3 – 4). При этом он обосновывает запрещение развода прямым повелением Господним, и исключает самую возможность второго брака разведенной (1 Кор. 7:10 – 11). Это представление о теснейшем единении супругов и о нерасторжимости брака открывает путь к мистическому учению о браке, как отображении союза Христа и Церкви, учению, которое несколько лет спустя будет дано святым апостолом Павлом в послании к Эфесянам. Основная мысль святого апостола Павла во всяком случае ясна: в союзе брачном или в безбрачии, человек имеет одно призвание. Это призвание есть всецелое служение Богу: недаром все земные и, в первую очередь, социальные ценности подвергаются переоценке во Христе (1 Кор. 7:22).

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. X. Кн. I. Стр. 177.

Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. VII. / Ефрем Сирин. – Репринтное издание: М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Отчий дом, 1995. Стр. 74.

Цит. по Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. / М. Григоревский. – Репринтное издание: Архангельск, 1902; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. Стр. 40 – 41.

Цит. по Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И. Сидоров. – М.: Православный паломник, 1998. Стр. 181 – 182.

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. III. Стр. 208.

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. III. Стр. 209.

Киприан Карфагенский, священномученик. Творения: Библиотека Отцов и учителей Церкви. – М.: Паломник, 1999. Стр. 421.

Феофан Затворник, святитель. Творения. Толкования посланий святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М.: Сретенский монастырь, 1998. Стр. 248.

Августин Аврелий, блаженный. Творения. Т. 5. – М., 1997.

Феофилакт Болгарский, святитель. Толкование на Новый Завет. – СПб.: Тип. П. П. Сойкина. Б. г.

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. X. Кн. I. Стр. 178.

Феофан Затворник, святитель. Творения. Толкования посланий святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М.: Сретенский монастырь, 1998. Стр. 252.

Августин Аврелий, блаженный. Творения. Т. 5. – М., 1997. Стр. 118.

Феофан Затворник, святитель. Творения. Толкования посланий святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М.: Сретенский монастырь, 1998. Стр. 253.

Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. VII. / Ефрем Сирин. – Репринтное издание: М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Отчий дом, 1995. Стр. 75.

Цит. по Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И. Сидоров. – М.: Православный паломник, 1998. Стр. 232.

Цит. по Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И. Сидоров. – М.: Православный паломник, 1998. Стр. 233.

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. X. Кн. I. Стр. 179.

Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. / Кассиан (Безобразов). – Репринтное издание: Париж – Москва, 1996.

иерей Максим Мищенко

Тесно и часто общаясь со студентами, мне приходится постоянно отвечать на вопросы, связанные с интимной жизнью мужчины и женщины; рассказывать о том, как Православная Церковь смотрит на сексуальные отношения – что разрешает, что запрещает, а что оставляет на личный благочестивый выбор самих супругов.

По той причине, что по этому вопросу существует много необоснованных запретов и просто суеверий, я решил написать статью, которая в краткой форме осветит отношение святой Церкви к интимной жизни людей.

В канонах Церкви сексуальная жизнь супругов никак не регламентируется. Да и вообще сложно будет себе представить, как на каком-нибудь Вселенском Соборе сидят уважаемые пожилые богословы и обсуждают, можно заниматься оральным сексом или нельзя. Более того, большая часть богословов при этом обычно монахи, то есть опыта семейных отношений не имели.

Но несмотря на то, что в правилах Церкви нет, как таковых, регламентаций сексуальных отношений, определенные рамки и нормы, установленные с древних времен, существуют. Постараюсь простыми словами (чтобы не возникло двусмысленностей) описать эти нормы.

Строго запрещено:

1. Церковь запрещает любые сексуальные отношения вне брака. Этот постулат является непререкаемым; и до тех пор, пока мужчина и женщина не связали себя узами брака, их сексуальные отношения (если таковые будут) считаются блудом.

2. Церковью строго запрещается анальный секс (раньше этот грех назывался – женонеистовство). Подобное сексуальное соитие Церковью признается как противоестественное.

3. Церковь, естественно, отрицательно относится к совместному развратному разжиганию супругов – просмотр порнографии, участие в оргиях и т.п.

4. Церковь строго запрещает уклонение от интимной жизни против воли одного из супругов . Простыми словами: если жена хочет секса, муж не имеет права ей отказать. Если он ей отказывает, то за этот грех Церковь наказывает его отлучением от Святого Причастия до полного исправления (кстати, священнослужителя за подобный грех лишают сана). Это касается в том числе и постных дней. Уклоняться от интимной жизни против воли одного из супругов даже в пост – тяжкий грех.

Есть определенные дни, когда православным нельзя вступать в интимную близость. Но сразу скажу, что супружеский пост возможен только по обоюдному согласию. Об этом прямо пишет в послании апостол Павел.

Разрешено

Все остальное: взаимные услаждения и различные ласки, длительность самого процесса и т.п. зависят от благочестия супругов. От их личного выбора, мнения и решения. Любые запреты возможны только по взаимному согласию; и если один из супругов не готов терпеть какие-то запреты или ограничения, то его половинка обязана идти ему навстречу.

Цитаты

Чтобы никому не показалось, что я говорю «отсебятину», я выпишу сюда то, на чем должен основывать свое мнение любой православный семейный человек.

Апостол Павел:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (Послание к Коринфянам).

4 правило святителя Дионисия Александрийского:

«Вступившие в брак сами себе должны бути довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии».

Святитель Иоанн Златоуст:

«Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство».

Вывод

Церковь никогда не устанавливала законов, запрещающих брачное ложе супругов; максимум, что мы встречаем в Писании и правилах – это советы и призывы к благочестию.

Но если вам кто-то скажет, что в такой-то день Церковь запрещает супружескую близость, то можете смело человеку сообщить о его ошибке. Церковь не запрещает, Церковь только советует иметь воздержание иногда по взаимному согласию. Храни всех Бог!

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор.7:5) . Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров!

Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» . Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, потому что если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то откуда бы взялось время для непрестанной молитвы? Следовательно можно и с женой совокупляться и молиться; но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: молитеся, но: да пребываете, потому что (брачное) дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. «А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана» . Чтобы ты не подумал, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? «Чтобы не искушал вас сатана» . А чтобы ты знал, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» .

Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим

«Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? – Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себе ; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию или если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? – Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте и молитве . Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться, но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: да молитеся , но: да пребываете в молитве , потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана . Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? – Да не искушает вас сатана . А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: невоздержанием вашим » (святой Златоуст). Заповедует воздерживаться во время поста для усерднейшей молитвы: может это идти ко всем церковным постам, особенно же к говению. Прекращать воздержание советует,– да не искусит сатана . Следовательно, если нет опасности, то можно воздержание и продолжить. Видно, что Апостол хотел бы, чтобы воздержание держали будто закон, а сходились только уступая крайней необходимости, которая определяется не пожеланиями, а естеством и даже не естеством, а благоразумием.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим

Не уклоняйтесь друг от друга, разве только с согласия на время , для исполнения религиозных обязанностей, во время постов и молитв. Итак, по дням торжественным воздерживайтесь, да не искушает вас сатана .

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Анастасий Синаит

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим

Я полагаю, что это время есть не что иное, как время, наиболее пригодное для молитвы, или период Четыредесятницы и праздника Пасхи. Для жаждущих причащаться каждое воскресенье я считаю достойным предварительно очищать себя начиная с пятницы, как то хорошо предписывает Ветхий Завет, гласящций: «Три дня не входите к женщинам» (Исх. 19:15) и «от жен воздержахомся вчера и третияго дне» (1 Цар. 21:5) .

Вопросы и ответы.

Прп. Никодим Святогорец

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим

Как необходим пост по средам, пятницам и в Великую Четыредесятницу, так необходим пост и в отношении плотских наслаждений. Поэтому в эти дни не должно быть свадеб, ибо божественный Павел заповедует, чтобы супруги во время молитвы и поста не вступали в плотское смешение: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве ». И божественный Златоуст, приводя во свидетельство изречение Иоиля, говорящее: «Освятите пост… Да изыдет жених от ложа своего, и невеста от чертога своего » (Иоиль 2, 16) , - говорит, что новобрачные, у которых во время их цветущей юности необузданна похоть и пожелание, не должны вступать в плотское общение во время поста и молитвы. Не тем ли более не должны соединяться плотски другие супружеские пары, у которых не столько требовательно насилие плоти (Слово о девстве). Потому Вальсамон (ответ 50) говорит, что те супружеские пары, которые не воздерживаются в Четыредесятницу, не только не должны причащаться на Пасху, но и понести наказание епитимьи. Таким же образом и те супруги, которые вступают в плотское общение по средам и пятницам, должны исправляться с помощью епитимьи.

Руководство к исповеди.

Блж. Августин

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим

Соответственно апостольским словам, если бы он [муж] захотел практиковать воздержание, а ты бы [жена] не захотела этого, то он должен был бы уступить тебе, а Бог принял бы его стремление к воздержанию при сохранении супружеской близости, считаясь с твоей слабостью, а не его, дабы уберечь тебя от заслуживающего осуждения блудодеяния. Насколько лучше было бы для тебя, которой более свойственна покорность, пойти навстречу его желанию, отдавая этим должное, поскольку Бог принял бы твое желание практиковать воздержание, от которого ты отказываешься ради спасения твоего мужа от грехопадения.

Послания.

Ничего выдающегося и трудного нет для состоящих в браке верующих в том, чтобы в течение нескольких дней делать то, что приняли на себя до конца дней своих святые вдовы и что всю жизнь делают святые девы. Пусть же в них всех сияет набожность и смиряется гордыня!

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время

То есть против воли мужа не должна воздерживаться жена, равно и муж не должен воздерживаться против желания жены. Ибо воздерживаться одному против воли другого - значит лишать себя, подобно как и о деньгах говорится; но воздерживаться по воле - совсем другое дело, когда например, оба (и муж, и жена) по согласию определят известное время для взаимного воздержания.

Для упражнения в посте и молитве

Изъясняет, что значит его выражение: на время , то есть когда придет время пребывать в молитве, то есть молиться особенно усердно. Ибо не сказал просто: для молитвы, но: для упражнения в молитве . В самом деле, если бы апостол находил в супружеском сожительстве препятствие к обыденной каждодневной молитве, то как в другом месте сказал бы: непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17)? Итак, чтобы ваша молитва была пламеннее, удержитесь, говорит, друг от друга, потому что совокупление хотя не оскверняет, но мешает благочестивому занятию.

А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим

Я, - рассуждает апостол, - говорю, чтобы вы опять соединялись; но не полагаю сего законом, а предписываю для того, чтобы не искушал вас сатана , то есть побуждая к блудодеянию. Поскольку же не диавол сам по себе бывает виновником блудодеяния, но преимущественно наше невоздержание, то апостол прибавил: невоздержанием вашим , ибо в нем заключается причина и того, что диавол искушает нас.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блж. Феодорит Кирский

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим

Толкования на послания апостола Павла.

Ориген

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим

Для должного рода и образа молитвы служит препятствием, если брачная тайна, о которой прилично молчать, не делается достойнее, реже и бесстрастнее, поскольку по взаимному согласию [воздерживаться друг от друга], о котором здесь говорится, устраняется несогласие страсти, умерщвляется невоздержание и затрудняется причиняющая нам вред радость сатаны.

О молитве.