Держи все под контролем. Повышенные умственные нагрузки


1

У нас такая проблема... Ребенок 14 лет не имеет интереса к чему-либо. (Воспитывался другим человеком до 12 лет и, скорее всего, его вообще не воспитывали). Начали выяснять, что половину слов из обихода он вообще не понимает или имеет искаженное представление. То есть он общается, но на первый взгляд не понятно, что он не понимает слов. И самое страшное, что если он за столом слышит непонятные слова (допустим, половник, алюминий или еще что-либо простое), он не пытается выяснить, что это такое...

Не знает ни одной пословицы, и знать не хочет. В 14 лет не может назвать названия машин, цветы (знает только тюльпан и роза), одного или двух писателей и т.д. Причем, в школе является хорошистом.

До 14 лет не знал что такое ноты, как они выглядят и т.д.

Что делать? Подскажите, к кому обратиться.

Для удобства условно предположу, что ответственность за воспитание мальчика, о котором говорится в Вашем письме, взяли на себя именно Вы (из текста письма это явно не следует). К Вам и буду обращаться, пытаясь анализировать ситуацию и выстраивая рекомендации.

То, что у ребенка 14-ти лет бедный словарный запас, что он не различает марки машин, не знает названия растений и т.п., на мой взгляд - далеко не основная Ваша проблема. Человеческий лексикон пополняется без особого труда в процессе общения, различных видов деятельности, чтения книг и т.д. Безусловно, ребенка постепенно надо развивать. Но - без надрыва и паники.

В самом деле. Так ли уж важно на данный момент, что подросток не выучил ни одной пословицы и до недавнего времени не видел нот? Это еще не свидетельствует об ограниченности его интеллектуального потенциала. Просто он, видимо, рос в таких условиях, что вплотную не сталкивался с явлениями, о которых, с позиций Вашего житейского опыта, должен иметь представление каждый человек.

И то, что он не спрашивает, что означают те или иные незнакомые ему слова - тоже не «самое страшное». Это может объясняться вовсе не отсутствием стремления к знаниям. Но, например - его отчужденностью или стеснительностью. А, может - болезненным самолюбием, нежеланием «ударить лицом в грязь», боязнью, что над ним будут смеяться…

Из всего, о чем Вы пишете, я, прежде всего, выделил бы отсутствие «интереса к чему-либо». Потому что именно интерес к определенным занятиям способен дать мощный толчок и в интеллектуальном и в духовном развитии. Попутно отмечу, что такое, казалось бы, безразличие ко всему - «болезнь» многих современных подростков, даже тех, кому родители предоставляют самые широкие возможности выбора. И это, кроме всего прочего, может быть следствием и возрастных изменений, которые происходят в подростках в 14 лет. Их поведение в общих чертах характеризуется противоречивостью, стремлением к самоутверждению и самостоятельности и т.п. В Вашем случае на это наслаивается еще и «нестандартность» ситуации.

Все мы знаем, что интересы ребенка необходимо формировать с раннего детства. У Вас - другие обстоятельства. И Вам придется заняться этим теперь, что, разумеется, усложняет задачу, решение которой потребует приложения огромных усилий, временных затрат, терпения и такта, «мобилизации» сердца, разума и многих приобретенных в течение жизни навыков…

Прежде всего, Вам надо принять его таким, какой есть, не думать о его прошлом, о том, что его «вообще не воспитывали» и начать, как говорится - с «чистого листа». То есть - постараться лучше его узнать, изучить особенности его характера, привычки и склонности, проникнуть в его внутренний мир, понять, чем он живет, о чем думает. А это возможно лишь в том случае, если Вам удастся завязать с ним доверительные, дружеские отношения.

Да, именно дружеские. Потому что 14-летний подросток - почти взрослый человек, и общение с ним свысока, с высоты Вашего возраста и опыта, только отдалит его от Вас, воздвигая между вами барьер взаимного непонимания и отчуждения.

Процесс доверительного сближения должен быть ненавязчивым. Старайтесь как можно естественнее втягивать мальчика в общие домашние беседы, инициируя разговоры на темы, которые по Вашим представлениям могли бы его заинтересовать или преподнести ему новую информацию. Не ставя его в неловкое положение, без «учительских» ноток привлекайте его к обсуждению затронутых проблем, осторожно выясняя его мнение на этот счет. По разным поводам советуйтесь с ним. Если высказанное им мнение (или совет) противоречит Вашим убеждениям, не критикуйте его, не задевайте его человеческое достоинство, но - спокойно, не повышая тона, продолжайте дискуссию.

Формированию интересов подростка, несомненно, способствуют разнообразные практические (и даже хозяйственные) занятия, активное расширение кругозора. Просите его о помощи в домашних делах, детально (но без менторства) разъясняя ему поставленные перед ним задачи, вовлекайте его в благотворительную деятельность. Водите его вместе с другими членами семьи в музеи, в том числе, и в такие, где демонстрируются достижения науки и техники. И обсуждайте увиденное.

Учитывайте, что влияние на подростка, безусловно, оказывает и среда, в которую он попадает, выйдя из дома. Старайтесь поддерживать постоянные контакты с кем-то из наиболее преданных своему делу учителей, которые преподают в его классе. И беседуйте с ними не только о Вашем ребенке, но и об атмосфере и особенностях группы учеников, с которыми он общается больше, чем с остальными. Если у мальчика появились друзья, разрешите ему приглашать их в дом. Так Вам будет легче сориентироваться в его проблемах.

Во всех его высказываниях и действиях старайтесь обнаружить позитивную «зацепку», чтобы иметь возможность дать его словам и поступкам положительную оценку. В форме благодарности, к примеру («спасибо, ты мне очень помог») или, как минимум - проявления заинтересованности. Подростку необходимы поощрения. Они, в дополнение к уважительному отношению к его личности, не только повышают самооценку, но могут послужить хорошим «стартом» для развития и углубления доверительности общения.

Если у Вас - еврейская семья, и мальчик - тоже еврей, с ним обязательно надо разговаривать о том, что такое еврей, откуда взялся еврейский народ и куда идет, какие взаимоотношения у него с Творцом мира, какие поручения Он дал нам и т.д.

И в заключение рекомендую прочесть на сайте ответ «Как воспитывать детей, принятых в семью?» - со статьями, на которые в нем обозначены ссылки. А также - статьи (раздел «Психология») и (раздел «Этика»).


В 14летнем возрасте происходит формирование главных личностных установок - моральных и социальных. Подростки испытывают сомнения, не уверены в своих действиях и взрослых. Зачастую они довольно грубы, раздражительны, упрямы, капризны и непослушны. Их нужно заставлять учиться, убираться, приходить вовремя и хотя бы немного участвовать в делах семьи.

Главная потребность 14 лет - познание самого себя, поиск своего места в мире. Происходит это во время общения, размышлений в одиночестве. Часто подростки несдержанны в эмоциях, а ради осмысления собственных способностей могут бросаться в крайности. Подростки очень энергичны, что без нужного вектора это способно привести к самым неожиданным последствиям.

Основным интересом в этом возрасте является общение со сверстниками, связи со взрослыми сводятся к возможному минимуму. Даже в общении проявляются основные половые различия: девочки более коммуникабельны, нежели мальчики.

Подростки резко реагируют на несоответствие слов и поведения взрослых, считают их лжецами и выступают оппозицией такой несправедливости. Их раздражает, что взрослые направляют их по пути, который выбрали сами, не узнав мнения и не приняв интересов ребенка. Таким образом, появляется ощущение собственного бессилия, которое выражается в протесте: скандалах, побегах из дома.

Физиология возраста

Подростки продолжают расти: развивается эндокринная система, совершенствуется моторно-двигательная функция. В период роста может наблюдаться вялость и неловкость движений. Ребенок может сильно уставать, так как все силы организм отдает на собственное развитие.

Девочки в возрасте 14 лет приобретают формы взрослой женщины: увеличиваются ягодицы, расширяются кости таза, замедляется рост. Меняется голос.

У мальчиков начинают расти усы на лице - появляется пушок над верхней губой. Происходит первая эякуляция - непроизвольное семяизвержение, которое случается в среднем 1 раз в неделю.

В этом возрасте многие получают первый сексуальный опыт, который в большинстве случаев оказывается неудачным, что оставляет негативный след в психике. Если же обнаружится беременность, это станет большим стрессом для организма молодой матери и ребенка.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (10-14 лет) составляет 7283 тысяч человек. Из них молодых людей - 3721 тыс. человек, девушек- 3562 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2004 или 2005

2004 — В Грузии, Украине, Киргизии произошли бескровные революции, в результате которых пришли к власти более демократичные лидеры.

1 мая. Европейский союз расширил свои просторы благодаря включению в него новых десяти стран.

2005 — 5 января. Открыта Эрида – самая большая из карликовых планет нашей Солнечной системы.

2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.

24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.

2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.

4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.

2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.

10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).

Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».

7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

Согласно российскому законодательству, подросток, достигший 14 лет, обязан получить паспорт. Далеко не каждый ребенок и даже взрослый знает, какие права и обязанности приобретаются вместе с этим документом. Для родителей 14-летний гражданин РФ остается все тем же чадом, которое нужно опекать. Однако сами подростки начинают задумываться, могут ли они теперь: начать собственный бизнес, жениться, подавать в суд, брать кредиты, арендовать банковские ячейки и хранить там свои «драгоценности».

С 14 лет наступает неполная дееспособность. В этом возрасте уже налагается уголовная ответственность за целый ряд преступлений: кражу, разбой, хулиганство, убийство и т.п. Так же 14-летние подростки уже совершают любые сделки и несут за них материальную ответственность. Например, если ребенок является собственником недвижимости или одним из собственников, то он имеет право подписывать договор купли-продажи. Однако для этого нужно получить письменное разрешение родителей.

Также с согласия родителей можно выбрать место жительства и устроиться на работу для выполнения легкого труда. С 14 лет появляется право самостоятельно распоряжаться личными доходами: стипендией и заработком. Уже можно открывать вклады в банках, получать личные пластиковые карты и совершать мелкие бытовые сделки. Под последними подразумевается купля-продажа на небольшую сумму с целью удовлетворения каждодневных потребностей.

Творческие граждане, наконец-то, могут узаконить права на свои произведения. Некоторые дети не только рисуют, пишут стихи и прозу, но еще и занимаются изобретательством. Эта интеллектуальная собственность может быть запатентована и защищена законом. Наступают новые права и касательно семейных отношений. Подросток вправе требовать отмены усыновления. В некоторых субъектах РФ с 14 лет разрешается жениться.

С 15 лет наступает право самостоятельно заключать трудовой договор на легкий труд, а с 16 – устраиваться по договору на любую работу. Гражданин уже признается полностью дееспособным, если работает по найму или с согласия родителей занимается предпринимательством. При наличии веской причины (беременность, рождение ребенка) с разрешения местных органов управления можно вступать в брак. 16-летние подростки допускаются к управлению мототранспортом: мотоцикл, мотороллер и т.п.

С 18 лет россиянин становится совершеннолетним. Теперь можно все, что не противоречит законодательству. Некоторые торопятся открывать свое дело, параллельно учатся и женятся. Такое возможно при материальной поддержке родителей. Кроме того, банки выдают кредиты малому бизнесу. Однако большинство 18-летних россиян все же просто учатся или служат в армии.

Самое желанное чувство, впервые приходит к человеку в подростковом возрасте около любовь в 14 лет.

Оно возвышается поэтами и закреплено в культуре, как самое сильное и важное из чувственной палитры человека.

Возрастные периоды

Личность человека развивается с самого детства, тогда, в возрасте около 3-7 лет он подражает взрослым, присваивая себе их роли.

Ребенок примеряет на себя роль мужчины, первый раз интересуется противположным полом. Сначала он просто хочет спать в родительской спальне, позже его интересуют дружба и игры.

Так возникают его первые привязанности. В течение всех этих отношений и закладываются основы будущей личности.

От ребенка до подростка

В подростковом возрасте тело ребенка подвергается серьезным качественным изменениям, изменяется гормональный фон, изменяется тело, голос, - весь организм перестраивается.

У тинейджера нет никакой информации о том, что с ним происходит, он не знает, что ему делать с этими изменениями, как реагировать.

При этом сидеть за детским столом ему уже не хочется, но и во взрослые разговоры ему встревать запрещено.

Ребенок спрашивает, где же его место. Он уже может купить себе взрослую одежду, проникнуть на дискотеку, купить сигареты и перед его глазами возникает мир колоссальных возможностей.

Осознание себя как личность в 14

В отрочестве подросток начинает чувствовать свою обособленность от окружающего мира. Именно в этот момент у него появляется потребность в сепарации, в отделении от родителей.

Он четко разделяет «Я» и «Ты», объявляет:«Не трогай меня», - чтобы отстоять свои границы. Теперь, человек уже воспринимает себя как личность и требует этого от других.

Но в силу отсутствия опыта и какой-либо информации своих точных границ он не знает, он прощупывает их разными способами: общается со сверстниками, противоположным полом, пробует новые модели поведения.

В общении он осваивает чуждые ему социальные роли и идентифицирует себя с ними. Так и набирается опыт и развивается личность.

Психология: любовь в 14 лет

Естественно, любовь начинается с инстинкта. Мальчику начинают нравиться девочки. Когда он заводит первые отношения, они ему нравятся, ему нравится ощущать бабочек в животе, эту легкую эйфорию.

Он желает находиться в этом состоянии как можно дольше. И любит это состояние даже больше возлюбленной.

И чтобы это состояние продлить он идеализирует возлюбленную, чтобы отношения не распались, и это нормально, все через это проходят. В конце концов мальчик пробует новую для себя роль, набираясь опыта.

Как понять, нравишься или нет

Да никак, только спросить, рассказав о своих чувствах. Ни ты ни она не телепат, так задача упростится и для тебя и для нее.

Есть, конечно, несколько способов: по исследованиям психологов зрачки человека расширяются, когда он смотрит на того, кто ему симпатичен, также если человек тебе нравится, то ты неосознанно повторяешь за ним движения и позы.

Но, кроме наблюдения за другим, наблюдай и за своими ощущениями во время диалога. Люди так устроены, что отражают чувства и состояния друг друга.

И если ты часто бегаешь за человеком и чувствуешь себя после этого скованно, то, возможно, человек отталкивает тебя, даже если ты ему нравишься.

Признаки влюбленности подростка

Обычно, когда подросток влюбляется, его поведение меняется. Он начинает больше времени посвящать своей внешности, желанию понравится.

Возможно, при этом пострадает учеба, он забудет выполнить работу по дому. Но ведь все это,по его мнению, ради благой цели.

При появлении своей любви рядом, у тинейджера сразу меняется настроение, взгляд падает именно на нее, он хочет прикоснуться к ней и быть ближе.

Или же, наоборот, боится своего желания, отводит взгляд, не решаясь сделать что-либо.

Как признаться девушке в любви в 14 лет, если стесняешься

Если ты стесняешься, то стоит понять, почему это происходит. Обычно это страх того, что тебя отвергнут. Чтобы его побороть, попробуй мысленно представить, как тебя отвергают в наихудшем варианте.

Придумай историю отказа, доведи ситуацию до абсурда, и посмотри, действительно ли стоит этого бояться или же это всего лишь пустяк, каких в жизни будет еще много.

Да даже если она откажет, то что с того? Да, возможно, это будет печально, обидно, но на этом всё и закончится.

Иногда подросток считает, что на самом деле он не признается не из-за страха, а из-за нежелания беспокоить другого, который от тебя ничего не хочет.

Тогда ему надо серьезно подумать: любая реакция окружающих от тебя не зависит. Это их выбор, выбор твоего партнера: принять тебя или отвергнуть.

И вряд ли он изменится после признания. Но пока ты не признаешься, ты не узнаешь ничего. В конце концов, всегда есть социальные сети, в которых можно анонимно рассказать о своих чувствах.

Всегда можно написать анонимную записку, передать ее через друга, попросить встретиться после школы. Никакого дискомфорта тому, в кого ты влюбился, это не доставит, он скорее обрадуется, что он желанен.

Когда ребенок начинает свое становление взрослой личностью и влюбляется в кого-то, ваша задача грамотно присоединиться к ребенку и показать, где находятся границы его поведения.

Главное, не прессингуйте, потому что ребенок терпит колоссальные изменения, и ему так тяжело как никогда ранее.

Не пугайтесь, даже если вам кажется, что ребенок уходит сквозь пальцы, и вы полностью теряете контроль.

Естественно, вы боитесь, что он может влюбиться не в того, что может ошибиться, но это его опыт, и иначе этот опыт получить нельзя.

Что же в таком случае имеет смысл делать? Постарайтесь аккуратно присоединиться к ребенку, если вы начнете прессинговать и надавливать, вы получите полностью обратный эффект.

Вам нужно вспомнить себя в этом возрасте. Представить, что вы 14-летний ребенок, вспомнить, что вы чувствовали.

Видео: искренняя любовь и искренние чувства подростков

И на этом уровне, на этом языке покажите ему границы, в которых он может опробовать эту реальность, и где ему следует остановиться.

Вы должны дать ему ощущение безопасности, он должен думать, что мама за мной следит, она не бросила меня, и я всегда могу вернуться домой.

Нужен срединный компромисс. Например, если ребенок хочет вернуться со свидания в 12, а вы желаете видеть его дома в 6, то в итоге замиритесь с ним на 9.

Таким образом, первая любовь обладает своими особенностями — дети пробуют жизнь на вкус, очерчивают свои границы, взрослеют.

Родители боятся, лицезреют становление новой, взрослой личности. Но процесс этот непрерываем, когда-нибудь всё равно придется в первый раз влюбиться, в первый раз признаться, в первый раз расстаться.

Быть ребенком, внутри которого растет другой ребенок — это непростое испытание для девушки. Подростковая беременность намного реальней, чем кажется. В 2010 году 9% матерей в России были несовершеннолетними, а самый ранний возраст для материнства, зарегистрированный в нашей стране на 2016 год — 13 лет. Причины раннего материнства всегда разные: сложная семейная ситуация, отсутствие элементарного сексуального воспитания, а так же, преждевременное половое созревание. Мне стало интересно, что значит быть юной матерью, и как девушки справляются с таким опытом.

Марина, 19 лет, Москва

Мне было всего 14 лет, когда я узнала, что беременна. Как сейчас помню: было холодное январское утро, я проспала первый урок, потому что мне было плохо. Поднявшись с кровати, я осознала, что уже 8:30 утра, а я не могу найти силы, чтобы просто встать с постели. Комната вокруг была темной, зимнее солнце еще не успело осветить улицы, из окна в комнату проникал холодный воздух - депрессивная атмосфера.


Еще никогда мне не было так паршиво по утрам. Обычно мама будила меня, готовила завтрак, отец спрашивал, какие сегодня будут уроки и готова ли я к ним, а после я одевалась, встречала своего парня у подъезда, и вместе мы шли в школу по дороге, которую я знала вплоть до последней кочки.

Этим утром всё было по-другому. Казалось, дома никого не было, а на телефоне маячил пропущенный от Никиты - моего молодого человека.

Наверное, он ушел в школу без меня.

Кое-как я добрела до ванны, где начала умываться и приводить себя в порядок. Когда я увидела в зеркале свое лицо, мне стало дурно. Я была бледной и усталой, а на лбу не исчезала испарина. Дальше всё как в тумане: комната закружилась, в глазах появились темные точки, а мое ослабленное тело поползло вниз, пока не коснулось холодного кафельного пола. Обморок.


Очнулась я от того, что мама трясла меня за плечи и пыталась поднять с пола, она звала меня по имени, и ее голос был очень напряженным и испуганным. После того, как ноздри обжег едкий запах нашатыря, меня стошнило.
В школу, я конечно же, не пошла. Мама уложила меня в постель, принесла чай и завтрак, чтобы я вернула себе силы, но есть мне не хотелось. Во рту все еще был горький привкус рвоты, а конечности ослабли так, что поднять чашку с горячим напитком казалось невыполнимой задачей. Я подумала, что заболела, но совершенно не обрадовалась тому, что удастся пропустить школу. Мое состояние пугало меня, но в итоге я просто уснула.

Где-то к трем часам дня к нам в гости пришел Никита. Он не знал, почему я не пришла в школу, а на его звонки я не отвечала, поэтому он решил узнать, всё ли со мной в порядке, у моей мамы. Мои родители хорошо относятся к нему, поэтому мама, конечно же, позвала Никиту на чай.
Я проснулась, когда он зашел в комнату с шоколадкой и кружкой.

Мы общались, он рассказывал, что было в школе, спрашивал, что случилось со мной, на что я ответила, что, кажется, отравилась. Он пожалел меня, пожелал скорейшего выздоровления, поцеловал и ушел.
К вечеру я пришла в себя и была даже готова вернуться в школу на следующий день, к облегчению родителей. Но следующим утром мне снова было плохо и я опять провела час в ванной, где меня тошнило, кружилась голова, вот только на этот раз нашатырь был уже не нужен. Мама просто вызвала скорую.


Врач померил мне температуру, послушал стетоскопом, расспросил о жалобах, выписал какое-то лекарство и настоятельно посоветовал обратиться в поликлинику, чтобы сделать УЗИ, так как, по его словам, у меня было пищевое отравление и подозрения на гастрит.
Участковый врач в моей поликлинике была женщиной очень мудрой - она сразу исключила гастрит, как только услышала о симптомах. Меня отправили на УЗИ, и врач сказал фразу, которую ни я, ни моя мама не забудем никогда:

«Ваша дочь беременна».

Я увидела, как на лице моей мамы растет недоумение и страх.

«Это, должно быть, какая-то ошибка, ей всего 14 лет…», - единственное, что она смогла произнести.


Вернувшись домой, мы с мамой долго говорили обо всем, что произошло. Я рассказала ей о том, что не так давно у нас с Никитой был первый секс, и что беременность не может быть ошибкой. Я плакала, потому что мне было страшно, стыдно и больно. Мама не злилась, но всем видом давала понять, что ее сердце разбилось в тот момент, как я произнесла слово «секс». Я призналась ей, что раньше никогда не делала этого и что Никита был первым и единственным парнем, но вот о контрацептивах мы не подумали.

Никите было 16, он, как и я, был глупым подростком, который не мог обеспечить девушке никакой безопасности и подойти к вопросу полового акта грамотно. Мы совершенно не думали, что могут возникнуть трудности, мы выпили пива и веселились, пока его родители были в отъезде.

Мама пообещала, что первое время она ничего не скажет отцу, пока не решит, что делать дальше и как его лучше всего подготовить к такой новости. Папа - человек военный, со строгим характером и консервативными взглядами. Нельзя было рассказывать ему такие новости, обливаться слезами и просить не сердиться. Он достал бы Никиту из под земли, и между нашими семьями возник бы конфликт.


Той ночью я слышала, как мама звонила бабушке и приглашала ее приехать к нам на выходные, а затем она еще некоторое время провела в ванной и тихо плакала, пытаясь скрыть слезы под шумом, струящейся воды. Я же не могла уснуть. Решив, что говорить Никите я ничего не хочу, я перестала отвечать на его сообщения и звонки, а если и отвечала, что очень односложно. Мне было страшно, что он бросит меня, если узнает о ребенке, поэтому расстаться на менее драматичной ноте казалось правильным.

На следующее утро мне было не так плохо, как до этого, и я обрадовалась, что смогла взять себя в руки, иначе папа бы заподозрил неладное. Мы с мамой снова сели за стол, чтобы обсудить, что делать дальше.

«Об аборте не может идти и речи, ты слишком молода для такой операции, да и отец ни за что не согласится брать грех на душу и оплачивать его», - так говорила мама, обрекая меня на очередные слезы. Мне было страшно, что ничего нельзя изменить, повернуть время назад и проснуться утром без такого «груза».

«Ты будешь рожать, а мы с папой и бабушкой возьмем ребенка на воспитание», - мамины слова были четкими и продуманными, но она всё же попыталась нежно улыбнуться мне, чтобы рассеять свой строгий тон.

Мне страшно, мама.

Не переживай, мы с папой найдем тебе хорошую клинику, где тебя будут наблюдать, всё будет правильно.


«До того, как появится ребенок, ты будешь учиться на дому, а после просто вернешься в школу, и мы будем помогать», - мамин голос наконец-то стал спокойным и лаконичным. Тогда ее идея казалась мне нелепой: «Как так, я не буду ходить в школу, гулять, я же сойду с ума, сидя дома!».
Сегодня я пришла к осознанию, что то, что со мной случилось, было намного серьезней детских забот. Я была ребенком с ребенком внутри, маленькой мамой, которая ничего не знала ни о беременности, ни о воспитании детей, не говоря уже о родах…
Вечером приехала бабушка, а когда вернулся отец, мама созвала всех на «семейный совет».

Поначалу меня на нем не было, лишь из своей комнаты я слышала, как гнев отца раскатывается по квартире, а мама пытается усмирить его, приводя свои продуманные доводы, описывая составленный ей план. Бабушка была на ее стороне.

Когда меня пригласили на кухню, отец уже наливал себе стопку водки. Мне было страшно, а на глазах застыли слезы. Я села рядом и еще раз рассказала свою историю, на этот раз предоставляя ее на суд отца и бабушки.

Помню, словно это было вчера, как тряслись мои колени, дрожал голос и по щекам катились безмолвные слезы. Я запиналась, прикусывала язык, пытаясь исповедаться перед родителями. Мне сложно было поверить, что я вообще решилась рассказать им правду, но сегодня я понимаю, что родители - это первые и единственные люди, к которым должна обратиться девочка, оказавшаяся в моей ситуации. Раз они возьмут всю ответственность на себя, я обязана быть честной.

В конце вечера папа ушел спать, потому что водка дала о себе знать. Мама и бабушка успокоили меня, сказали, что завтра всё станет понятней, лучше, а сейчас нужно отдыхать.

«А как быть с Никитой?» - спросила я подавленным голосом.

«Я поговорю с его родителями. Он еще ребенок, как и ты. Вам сложно будет встречаться», - в голосе мамы звучала такая эмпатия, что мне было трудно поверить в ее слова. Она действительно переживает за меня и мои отношения с парнями, хотя я проявила себя как плохой ребенок.


Вопрос с Никитой был решен очень быстро. Я поговорила с ним, рассказав, что беременна, а моя мама сообщила новость его родителям. Никита воспринял сказанное, как и ожидалось, с испугом и изумлением. Разумеется, наши отношения сошли на нет, он буквально исчез из моей жизни, оставив о себе вечное напоминание о наших отношениях, которое с каждой неделей становилось всё больше и реальнее.
Родители Никиты предложили нам денег на содержание ребенка, но мама отказалась от этой помощи, сказав, что мы обо всем позаботимся сами, а им стоит позаботиться о своем ребенке. Никто никого не винил, никто не скандалил, не было драм и истерик. Мама просто расставила все точки на i, так как я не была способна сделать это самостоятельно.

Итак, здесь начинается история о том, как я выносила, родила и продолжила свою жизнь уже с ребенком на руках.

Мама повела меня в частную клинику, где мы заключили договор на ведение беременности. Мне сделали новое УЗИ, на котором я впервые увидела, что происходит внутри меня. Платная клиника предлагала разные виды УЗИ, которые помогали бы отслеживать изменение плода, контролировать мое состояние и вести полный учет процесса беременности. Поначалу все эти сложные процедуры пугали меня, но мама всегда была рядом, держала меня за руку и всегда сама общалась с врачом, чтобы я не чувствовала себя так, словно этого не должно было произойти со мной - 14-летней девочкой.

Я была на 4-й неделе беременности, когда мне впервые показали экран, на котором виднелся небольшой бугорок - мой будущий ребенок. Помню, что я плакала во время приема и после, когда мы ехали домой в такси. Мне было страшно и непривычно осознавать, что внутри меня что-то есть и скоро оно станет больше.


Отец тратил много денег на продукты, фрукты, витамины, для того, чтобы я чувствовала себя комфортно во время беременности. Мой аппетит менялся очень быстро. Я больше не могла есть то, что любила, к чему привыкла дома. Сегодня мне могло хотеться съесть мяса, а на следующий день я не могла терпеть даже его запах. Мое тело также начало меняться, и отец выделял деньги еще и на то, чтобы я купила себе новую одежду.

Признаться, это было очень приятной стадией беременности. Мы с мамой ходили в магазин, и я примеряла мягкие вязаные платья, которые бы увеличивались вместе с животом. Во время шопинга я чувствовала себя лучше, мне удавалось забыться, сблизиться с мамой еще больше. Во время одного из наших походов она рассказала мне, как о ней заботился мой отец, когда она была беременна мной.

Мамины рассказы также очень помогали мне, когда со мной происходило что-то, чего я не понимала, что пугало меня и доводило до слез. Я никогда не была плаксивой девочкой, не расстраивалась, даже если получала двойки, но во время беременности я плакала почти постоянно.


Тем временем зима подходила к концу, снег на улицах таял, начинали петь птицы и солнце теперь светило ярче. Каждый день, кроме субботы и воскресенья, а также тех дней, когда мне нездоровилось, ко мне приходили репетиторы, и мы занимались всем тем, чем я не могла заниматься в школе. Я изучала всё по школьной программе: алгебру, русский язык, английский язык, литературу, физику, химию и географию. Заниматься приходилось в ускоренном режиме, так как мама переживала, что на последних месяцах беременности и после родов мне будет не до учебы.

Мне нравилась индивидуальная программа, ведь я получала много знаний и никто не смотрел на меня косо. Папа позаботился о том, чтобы со мной работали хорошие преподаватели из вузов, а я, в свою очередь, очень старалась и прилежно выполняла задания в благодарность за его поддержку. К концу беременности я была готова сдавать экзамены и была уверена в своих силах.

Тяжело было жить в изоляции от друзей. Моими единственными собеседниками были члены моей семьи, а также подруги, с которыми я общалась в интернете. Я не могла рассказать им, что со мной происходит, ведь тогда об этом узнала бы вся школа. Не то, чтобы я не доверяла друзьям, но беременность в 14 лет - самый лучший слух, который можно было бы пустить, и для этого достаточно было лишь поговорить об этом с кем-то еще. Я и так переживала, что Никита мог кому-нибудь рассказать.
Так что мои будни были весьма унылыми. Днем я училась, а вечером читала книги о беременности, которые приносила мама. Иногда мы с родителями ходили в кино или устраивали семейный ужин, где меня угощали разными деликатесами. Но никто не приходил ко мне в мой материнский эскапизм.

Где-то на 13-й неделе беременности у меня наконец закончился токсикоз, и я смогла , без слабости, обмороков и тошноты.


Мое тело начало расти очень быстро: увеличилась грудь, располнели бедра, постоянно болела поясница и ныли суставы ног.
Я всегда была очень хрупкой девушкой: при росте 159 сантиметров я весила всего 45 килограмм. Теперь же я весила все 60, и одежду приходилось менять чуть ли не каждый месяц.
Мама также водила меня на специальный массаж и , что было немного странно для меня, но хорошо помогало справляться с усталостью. А еще я ходила к психологу.
Беременность в раннем возрасте - это не только вопрос морали, этики, но еще и психологического здоровья. Несмотря на то, что мама очень сильно помогала мне преодолевать страхи, истерики и новые открытия, психотерапия была нужна для другого - принять тот факт, что я будущая мать, а моя жизнь больше никогда не будет прежней. Также специалист прорабатывал со мной вопросы, о которых я не могла даже думать в свои 14.

Например, страх смерти во время родов, осознание, что из моего тела выйдет другое тело и будет много крови и других неприятных вещей. Когда мне задавали вопросы о физиологических последствиях, я даже не сразу понимала, о чем идет речь, мои глаза округлялись от удивления, когда я узнавала, что вообще происходит с женским телом во время родов.

Иными словами, мне пришлось повзрослеть очень быстро. К концу беременности новые термины стали для меня обычным делом, я могла бы рассказать любой девочке, что будет, если она попадет в подобную ситуацию.

Когда наступил май, я была уже на 5-м месяце беременности. На улице была чудесная погода, цвели цветы, и из окна моей комнаты каждое утро доносился одурманивающий запах. Мне так хотелось гулять, заниматься чем-то активным, поэтому родители повезли меня на природу. Мы жарили шашлыки, нежились на солнце, я болтала ногами в речке. Хотелось купаться, но я боялась, что ребенку может быть холодно в речной воде.
Мама сплела мне венок из полевых цветов, и мы так здорово провели время всей семьей. За эти 5 месяцев мои родители стали мне лучшими друзьями, а ведь раньше мы не могли похвастаться такой близостью.

5й месяц беременности были для меня лучшим временем в подготовке к материнству. У меня уже появился живот, который можно было увидеть, потрогать, а внутри то и дело давала о себе знать новая жизнь.
УЗИ показало, что у меня будет мальчик, и мы с мамой стали думать о том, как его назвать.

Мне объяснили, что ребенок - часть меня и что с ним можно общаться, его нужно чувствовать и принять. Я гладила свой живот, прислушивалась к тому, как бьется мое сердце, пыталась различить сердечный ритм внутри себя. Иногда я даже говорила с ним, просила его не делать мне больно, когда придет время.
Мама посоветовала мне включать ему красивую музыку и читать книжки уже сейчас, ведь дети всё слышат даже на стадии плода. Я уже видела свое будущее с ним на руках. Страх и волнение не покидали меня ни на день, но я научилась воспринимать их по-новому, и в итоге полюбила своего будущего сына.


Лето пришло очень рано, жара началась еще в мае, а в июне я уже сходила с ума от духоты и сухости. В своих новых платьях я чувствовала себя настоящей принцессой, но мне было грустно, что мои одноклассники сейчас сдают экзамены и скоро будут отмечать выпускной после 9-го класса, а я пропущу этот праздник жизни, не надену красивый наряд, не пойду в парикмахерскую, чтобы сделать модную прическу, и не буду пробовать свой первый алкоголь на вечеринке в честь окончания школы.
Пить я не смогу еще очень долго!
Тем временем близился мой день рождения, и родители готовили мне ценные подарки, среди которых были вещи, недоступные для меня прежде.

Мне подарили книги, новую одежду и даже первый в моей жизни iPhone. Бабушка купила одежду для будущего ребенка, а дальние родственники передали множество полезных вещей, которые я смогу использовать, когда мой сын уже родится. Мама приготовила вкусный ужин, на который захотел прийти даже Никита…

Оказалось, что всё это время он очень сильно переживал, что бросил меня, ему было стыдно, что он испугался ответственности, а ведь у него ко мне были чувства.

На семейном ужине Никита говорил с моими родителями, извинялся перед ними, просил у них и у меня разрешения быть рядом, быть отцом ребенка.

Никита рассказал, что он нашел работу, что собирается бросить школу и пойти в колледж. Его родители также готовы помогать финансово.
Мама смотрела на меня и, кажется, читала мои мысли. Мне хотелось снова общаться с Никитой, хотелось рассказать ему обо всем, что я пережила, и, конечно же, разделить с ним будущие обязанности родителей.

Страх, что мы еще не готовы, был для меня недоступен, ведь я же справилась с тем, что ношу под сердцем ребенка, смогла побороть свои чувства и слезы, которые лились ручьем. Что помешает ему стать частью нашей семьи?


Мама разрешила нам общаться, но речи о том, что мы будем жить вместе и заботиться о ребенке сами, не было. Остаток лета Никита провел со мной и учился взрослеть так же быстро, как и я.
К концу лета я стала понимать, что мой срок близок. Еще немного, и на свет появится мой сын - Вова, в честь отца.
Меня положили на сохранение за месяц до официальных родов, так как я молодая мама, а с ними всегда много нюансов, да и к родам подходят по-другому. Меня наблюдали врачи в течение двух недель, а психолог вообще был рядом до самого конца.
Воды отошли раньше времени, и меня очень скоро перевели в родовую. Врач, которая принимала моего ребенка, была очень заботливой и нежной. Она объясняла каждое свое действие, говорила, что будет в определенный момент времени, а психолог держала меня за руку и шептала на ухо разные фразы, которые мы прорабатывали в течение беременности.

Эта женщина вообще стала мне второй матерью. Людмила Павловна - замечательный специалист, мастер своего дела и друг семьи.

Как прошли роды, я практически не помню, хотя многие женщины говорят, что это тот опыт, который они никогда не смогли бы забыть. Помню, что мне было жутко больно, что я кричала, плакала, напрягалась изо всех сил. Ощущение, что все мои кости раздвигаются, а кожа словно рвется изнутри, было очень ярким.
Я видела свою собственную кровь, чувствовала странные запахи, а вокруг меня было столько людей, столько разных голосов, что в какой-то момент я перестала различать, кто есть кто и что они делают со мной.

Всё закончилось, когда я услышала плач ребенка. Моего ребенка. Моего сына!

Как только врачи вынули его из меня и унесли, всё мое тело буквально обмякло, словно я была натянута как гитарная струна, а потом в долю секунды лопнула и обвисла на грифе.


Я помню последние несколько минут перед тем, как я отключилась: шок, страх, облегчение и глубокое разочарование. Я так привыкла к тому, что внутри меня жил человек, что после того, как он родился, меня поразило опустошение и одиночество.
Когда Вову принесли мне в первый раз, я снова плакала. Он выглядел странно: темный, сморщенный, живой…

Людмила Павловна объясняла мне, что может произойти, когда я увижу его, но я была удивлена. Я снова чувствовала своего ребенка, как бьется его сердце. Я могла вдохнуть его запах и прикоснуться к его коже. Это было незабываемо. В тот момент я поняла, что я безумно люблю этого маленького человека, люблю его так, словно мне не 14, а все 50 лет.


Всё случилось так, как спланировала мама. За Вовой ухаживали она и бабушка, а я вернулась в школу, снова надела свои старые вещи. Я проводила много времени дома с Никитой, мне хотелось почаще общаться со своим сыном, учиться всему тому, что умеют делать мои родители, и стать настоящим родителем.

Я закончила школу и поступила в университет. Никита пошел в колледж на заочное отделение и начал работать в фирме своего отца. Благодаря помощи родителей Вова ни в чем не нуждался, а я могла отдыхать, пока с ним нянчились мама и бабушка.

Сегодня я уже учусь на заочном отделении и работаю, а Вове уже 4 года, он ходит в садик. Бабушки заботятся о нем гораздо реже, потому что теперь я справляюсь со своей ролью не хуже, чем они. А с Никитой мы собираемся пожениться через год, ведь мы всё еще вместе и скоро станем настоящей семьей.

В избранное