Формируем правильный режим дня для детей. Режим дня новорожденного: кормления

1.Понятие «режим дня»

2.Принципы построения режима дня.

3.Построение режима для детей.

Режим – это рациональное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка, а также правильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

Вопросы режима уже давно разработаны теоретически и широко известны в практике. Но в детском саду и в семье допускаются грубые ошибки. Для того, чтобы правильно построить режим, прежде всего следует установить правильный режим сна и бодрствования.

На основе многочисленных исследований профессора Н.М. Щелованова и его сотрудников вскрыт механизм бодрствования, установлены качественные изменения сна и закономерности бодрствования и развития этих процессов в раннем возрасте.

Бодрствование – это основное деятельное состояние коры больших полушарий головного мозга, находящейся в активном воздействии с подкорковыми отделами головного мозга. Бодрое состояние коры поддерживается, по определению И.Н. Павлова, теми раздражителями, которые подают на большие полушария главным образом из внешнего мира.

Сон – также активный процесс. Многие нервные клетки находятся во время сна в состоянии повышенной активности, деятельность анализаторов «блокирована», заторможена.

Сон потребность организма. Чередование сна и бодрствования необходимое условие нормальной психической деятельности человека. И сон и бодрствование – сопряженные состояния. Активное бодрствование обеспечивает глубокий сон и наоборот. У новорожденного ребенка и сон, и бодрствование аритмичны, они возникают хаотично, многократно в сутки. Бодрствование в первые дни жизни не более 20-30 мин., что указывает на низкий предел работоспособности коры головного мозга.



Что оказывает влияние на изменение длительности и характера бодрствования ребенка к концу 1-го месяца жизни?

1. Увеличение предела работоспособности коры головного мозга (возникновение зрительного и слухового сосредоточения и образования условных рефлексов). Изменяется характер бодрствования.

2. К концу 1 месяца жизни у ребенка формируется суточный режим сна и бодрствования. Это происходит под влиянием условий жизни, а не является врожденным. Количество раздражителей днем в кору головного мозга поступает больше, ночью резко снижается, отсюда сон – ночью, бодрствование – днем. Если вечером горит яркий свет, громкие разговоры и т.д. – это влияет на режим, ночью просыпается, и вырабатывается неправильный режим.

Так ли важно вырабатывать правильный режим? Ритмическое чередование сна и бодрствования очень важны для нервной системы ребенка. Он обеспечивает формирование стереотипов, экономит расход нервной энергии.

Ребенок рождается, не имея готового режима, который создается специальными условиями. Режим кормления вырабатывается уже в период новорожденности.

Следующим этапом формирования является выработка дневного режима в чередовании сна и бодрствования.

С какого возраста и как его можно устанавливать? Организовывать дневной сон и бодрствование ребенка по режиму следует уже в конце 1-го или в начале 2-го месяца жизни, т.к. в этом возрасте вырабатывается суточный режим в их смене, со всех анализаторов образуются условные рефлексы, бодрствование становится более устойчивым и спокойным. Установка дневного сна – это фактически выработка условных рефлексов на определенное время для возникновения сна и бодрствования.

Для формирования дневного сна нужно создавать специальные условия для быстрого засыпания. Для этого используют длительное действие какого-нибудь слабого, ритмически действующего раздражителя. Однако в семье часто используют укачивание на руках, в коляске, воздействуя на вестибулярный аппарат. Это отрицательная привычка. Как только действия нет – прерывается сон. Качество сна низкое, нет полного торможения. Этот процесс длительный и мучительный как для ребенка, так и для взрослого.

Другие родители поют колыбельные песни, похлопывают. Тот же результат. Отрицательно использование пустышек – это вред. Сон поверхностный, тревожный, т.к. ребенок все время сосет, выпала пустышка – нет сна.

Специальные исследования Н.М. Щелованова показали, что полезным и целесообразным для дневного сна в первые месяцы жизни является сон на воздухе. Воздух усыпляет. Это постоянно действующий, слабый раздражитель. Движение кислорода действует на кожу, слизистую оболочку носа и верхние дыхательные пути, слабый охлаждающий раздражитель. Это доказал Н.И. Красногорский. Особенность данного раздражителя – постоянство. Это основное средство для приучения к дневному сну. Это также и оздоровительное средство. Приучать к дневному сну на воздухе надо постепенно (по 20-30 минут 2 раза в день в течение нескольких дней).

Для формирования активного бодрствования необходимы следующие условия:

менять чаще раздражители (соответствующие возрасту и уровню развития); взять ребенка из кроватки; эмоционально поговорить с ним; повесить над ним игрушку (после сна и кормления).

При таких условиях к 2 - 2,5 мес. ребенок может жить по четкому режиму (быстро засыпает, просыпается к началу кормления без признаков утомления).

Какие принципы брать за основу при составлении режима?

1. Профессор Н.М. Щелованов доказал, что с возрастом быстро меняется работоспособность нервной системы. У новорожденного предел работоспособности равен 20-30 минутам, а к первому году жизни 2,5-3 часа подряд. Отрицательно влияет и сокращение бодрствования, т.к. ребенок долго не может уснуть, а потом спит беспокойно.

2.Необходимо обеспечить глубокий своевременно наступающий сон, в течение которого восстанавливает затраченную энергию.

В результате исследования профессором Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, С.М. Кривиной установлена суточная потребность ребенка во сне и бодрствовании. Так ребенок от 6-9 мес. спит 3 раза, после 9 мес. – 2 раза, а с 1год 6мес. – 1 раз. Ночью без изменений спит на протяжении всего раннего детства – 10-12 часов.

С возрастом меняется и качество сна. Сон днем и ночью неоднороден. По данным Н.Л. Фигурина и Н.Т. Тереховой, происходит чередование глубокого сна и неглубокого (глубокий сон от 15-20 мин. до 30-40 мин., неглубокий с 45 мин. до 20-15 мин.).

3. При построении режима должен быть определен ритм кормления ребенка. Он изменяется в зависимости от возраста. Ритм кормления через равные промежутки сохраняется только до 9 месяцев. После в связи с удлинением бодрствования – он меняется. Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических состояний: кормление – сон – бодрствования – сон (Н.М. Щелованов).

Итак, составить правильный режим это значит:

1. Установить на каждом возрастном этапе длительность бодрствования, соответствию пределу работоспособности нервной системы.

2. Определить необходимое суточное количество часов сна и правильно распределить отрезки сна в течение суток так, чтобы обеспечить своевременный и полноценный отдых нервной системы, т.е. правильную смену работы и отдыха нервной системы.

3. Установить правильный ритм кормления.

4. Установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических состояний ребенка.

5. Обеспечить правильную смену разных видов деятельности, учитывая выносливость нервной системы, не допуская переутомления от однообразных, длительных, одних и тех же действий.

Построение режима так же зависит от здоровья ребенка, от времени года.

6. Переводить ребенка на следующий возрастной режим надо не по одному, а по нескольким показателям, свидетельствующим, что ребенок физиологически уже подготовлен к нему:

Очень медленно засыпает;

Раннее пробуждение после дневного сна;

Сохранение активности до конца бодрствования;

На первом году жизни проявление беспокойства после кормления и признаков голодного возбуждения, возникающих задолго до него. Сумма всех этих показателей при условии хорошего темпа физического развития является доказательством необходимости перевода на следующий режим.

Особенно труден переход на режим с двумя, а затем с одним дневным сном, т.к. при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех процессов. Поэтому перевод нужно проводить постепенно и последовательно. Сначала сокращается длительность отрезков сна и увеличивается длительность бодрствования без изменения самого режима. Затем при перемене режима сокращается количество отрезков дневного сна, но увеличивается их длительность. При этом максимально сократить длительность бодрствования ребенка, первым укладывать его спать, последним поднимать. На таком переходном режиме ребенок остается до полного привыкания к нему.

Необходимо установление тесной связи с семьей. Показателем правильного составленного и выполняемого режима является поведение детей:

1. Дети спокойны и активны;

2. Отсутствует плач, возбуждение;

3. Нет отказа от пищи;

4. Дети спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Рассмотрим режим детей от 9-10 мес. до 1год.-1г.2 мес. в яслях . Прием в яслях начинается в 7 часов утра, для чего родители поднимают детей в 6-6.30 часов утра. Завтрак в яслях в зависимости от начала работы кухни и завтрака детей старших групп, снятие пробы и др., детям дают в 8.30 утра, а в яслях-садах и в 9 часов утра, т.е. через 2-2,5 часа после пробуждения детей.

Таким образом, уже с утра нарушается состояние оптимальной возбудимости детей.

Нарушается также ритм сна и бодрствования. Первый отрезок бодрствования длится 3 часа, а второй – самый благоприятный для осуществления всей воспитательной работы – всего 2 часа. Уложенный через 2 часа спать ребенок долго не может заснуть, т.к. он не исчерпал свою энергию, может еще бодрствовать. Но после того как ребенок с большим трудом и поздно заснул, его будят в 4 часа, т.к. должен быть полдник и скоро придет за ним мать. Тем самым вместо полагающихся ему двух часов сна он спит меньше, сон его нельзя считать полноценным, т.к. было длительное и беспокойное засыпание, а в период глубокого сна ребенка разбудили. Такой сон не может обеспечить полноценного и длительного бодрствования. А в то же время третий отрезок бодрствования у ребенка самый длительный – 4 часа, превышающий возможный предел работоспособности нервной системы. Все это неизбежно приводит к тому, что к вечеру у ребенка нарастает возбуждение, нарушающее качество ночного сна и поведения ребенка на следующий день.

Часто в режиме указывают длительность укладывания детей на сон, подъема после сна, длительность процесса кормления и пр. Все это приводит к ненужной спешке в обслуживании детей, к нарушению принципов последовательности и постепенности, совсем исчезает при этом учет индивидуальных особенностей детей. Да разве можно предусмотреть длительность кормления? Ведь это определяется количеством детей, их аппетитом, настроением, видом пищи. Удобнее в режиме писать время начала гигиенических процессов и кормления, не указывая их конец.

У персонала грудных групп, у врачей и педагогов часто вызывает недовольство и даже страх наличие нескольких режимов в грудной группе. А в то же время это совершенно необходимо для детей и не затрудняет, а, наоборот, облегчает обслуживание детей. Возможность разобщить детей, организовать сон одних во время бодрствования других предохраняет детей от переутомления, позволяет уделить больше внимания и времени каждому ребенку, спокойно провести кормление и другие процессы и игры-занятия. Только при таком построении режимов у сестры-воспитательницы выделяется время для проведения индивидуальных занятий с детьми каждой подгруппы. Воспитатель переходит от одной подгруппы к другой, закончив кормление одних, она начинает поднимать и кормить других и т.д.

Если группа укомплектована правильно и воспитатель знает особенности детей, то эти режимы выполняются без напряжения.

Но для того, чтобы режим был четко выполнен, необходимо правильно распределить обязанности персонала и правильно построить график работы так, чтобы во время бодрствования и кормления большого количества детей была встреча сестре или нянь. Смена персонала должна быть в часы сна детей, в крайнем случае, в часы бодрствования, но не во время кормления или укладывания.

Обязанности воспитателя и няни распределяются таким образом, чтобы дети в группе никогда не оставались одни. Воспитатель должна быть там, где больше детей, она начинает проведение процесса кормления, но заканчивает его няня, т.к. сестра организует бодрствование уже накормленных детей, проводит занятия. Няня помогает воспитателю в проведении всех процессов. Но они не одновременно делают все. Так, няня принесла ребенка с веранды, развернула, переодела, положила в манеж, дала игрушки, приготовила ему кормление и начала кормить, а сестра в это время закончила кормление другого ребенка, вытерла его, положила в манеж, организовала его бодрствование, дала ему игрушку и пошла на веранду за следующим ребенком.

Распределение обязанностей составляется к существующим реальным режимам и графику работы на каждый час, начиная с приема детей и до ухода персонала из учреждения.

Как помочь школьнику адаптироваться к школьной жизни, настроиться на учебный процесс: все узнать и все успеть да еще и время на отдых чтобы осталось.

Для этого родители должны правильно организовать режим дня для школьника. От того, насколько правильно организован режим дня, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам необходимо увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки: вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе — 10-10,5 часа, 5-7 классы — 10,5 часа, 6-9 классы — 9-9,5 часа, 10-11 классы — 8-9 часов.

Правильная организация рабочего места школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку. Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Основные правила при работе за компьютером: работать за компьютерами необходимо с хорошо освещенным рабочим столом; проводить за компьютером не более трех часов в день; каждые 15 минут делать гимнастику для глаз; каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для рук и позвоночника; обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе; лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5-4 часов. Для школьников рекомендуется 4-5-разовое питание. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок - личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет - подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу ).

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на , особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев


6.00-7.00 - Бодрствование
7.00-9.00 - Сон
9.00 - Второе кормление
9.00-10.00 – Бодрствование
10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
12.00 – Третье кормление
12.00-13.00 – Бодрствование
13.00-15.00 – Сон
15.00 – Четвертое кормление
15.00-16.00 – Бодрствование
16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
18.00 – Пятое кормление
18.00-19.00 – Бодрствование
19.00-20.45 – Сон

21.00 – Шестое кормление
21.00-6.00 – Ночной сон
24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать , т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.30 - Бодрствование
7.30-9.30 - Сон
9.30 - Второе кормление
9.30-11.00 – Бодрствование
11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
13.00 – Третье кормление
13.00-14.30 – Бодрствование
14.30-16.30 – Сон
16.30 – Четвертое кормление
16.30-18.00 – Бодрствование
18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
19.00 – Пятое кормление
19.00-20.45 – Бодрствование
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00-6.00 – Ночной сон
23.00 – Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 - пробуждение, утренний туалет, первое кормление
7.00-9.00 – Бодрствование
9.00 – 11.00 – Сон
11.00 – Второе кормление
11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
13.00 – 15.00 – Сон
15.00 – Третье кормление
15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
17.00-19.00 – Сон
19.00 – Четвертое кормление
19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)
20.30 - Купание
21.00-7.00 – Ночной сон
23.00 – Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение
9:00 – завтрак
9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика
11:00-12:30 – прогулка
12:30-13:00 – обед
13:30-15:30 – дневной сон
16:00 – полдник
16:30-18:00 – прогулка
19:00 – ужин
21:00 – поздний ужин
21:30 – ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 - пробуждение, утренний туалет
8:00 – завтрак
8:30 - 9:30 – занятия, игры, гимнастика
10:00 – второй завтрак
10:30-12:30 – прогулка
12:30 – обед
13:00-15:00 – дневной сон
15:30 – полдник
16:00-16:30 – игры, занятия
16:30-18:00 – прогулка
18:30 – ужин
19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия
20:00 – подготовка ко сну, купание
20:30 – ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а ; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 – занятия в школе
13:00 – обед, отдых, свободное время
14:00-15:00 – выполнение домашнего задания
15:30 – полдник
16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций
19:00 – ужин
19:30-20:00 – игры, и свободное время
20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры
20:30-21:00 – чтение на ночь
21:00 – сон

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты - плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя - если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня - основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге - утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Фото - фотобанк Лори

Ольга Гаврилова
Особенности режима детей раннего возраста

Забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка одна из важнейших задач воспитания в раннем детстве .

Ранний возраст характеризуется интенсивным развитием психофизиологических процессов. Но вместе с тем, повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям, отрицательно сказывается на общем развитии детей . Правильное чередование отдыха и смены деятельности - вот те главные составляющие режима , которые являются фундаментом успешного развития детей .

Под режимом понимается система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей . Режим - основа формирования основных биоритмов в деятельности организма.

Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания.

Правильная организация режима способствует :

Нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма;

Обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка;

Предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время : есть, спать, гулять в одно и тоже время.

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно :

1. Выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста ;

2. Сохранение постоянства, последовательности и постепенности в проведении режимных процессов . Постоянство должно сохраняться не только в плане ежедневности, но и в плане постоянства требований со стороны всего персонала группы.

При составлении режима дня важно учитывать особенности детей раннего возраста : восприимчивость к воспитанию и обучению, пластичность высшей нервной и психической деятельности, значительную подражательность и внушаемость, эмоциональность, вырабатывание таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности. Все процессы : еда, сон, бодрствование с разнообразным его содержанием, из которых и состоит жизнь малыша, должны протекать не как захотелось взрослому, а физиологично, в соответствии с биологическими ритмами организма ребенка. Поэтому к основным режимным моментам относятся :

Время приема пищи (4- разовое)

Укладывание на дневной и ночной сон

Общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физ. упражнений.

Остальные компоненты режима дня динамические , т. е. они не должны быть строго установлены.

Когда соблюдается режим , он не в тягость ни малышу, ни родителям. У такого ребенка в определенное время появляется желание есть, аппетит у него хороший, он достаточное время гуляет, быстро засыпает при укладывании, правильно развивается и физически и психически, болеет реже и более легко.

Постоянно соблюдаемый режим предотвращает возникновение конфликтов между взрослыми и ребенком, дисциплинирует его, помогает формированию волевых качеств, почти полностью предупреждает возникновению детских неврозов.

Основные принципы организации режима в группах раннего возраста :

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны ВСЕХ воспитывающих лиц, а именно :

Детский сад,

Преемственность в работе всего персонала группы.

3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации ;

4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребенком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе. Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых слов, обращенных к детям. Но нужно помнить при этом, что идти они должны от чистого сердца. Избегайте дежурных слов и фраз!

5. Обеспечить правильное поведение взрослого. Помнить золотое правило : поведение взрослого – образец для подражания ребенка. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду) .

6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе .

7. постепенного включения каждого ребенка в режимный процесс .

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила :

1. Создание у детей положительного отношения к режимным моментам ;

2. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

3. При проведении режимных процессов вначале берется подгруппа детей самых маленьких и самых ослабленных, медлительных и наоборот легко возбудимых детей ;

4. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

5. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему) .

6. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

7. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца. Замечать то новое, чему ребенок уже научился.

8. Необходимо помнить о гигиенических требованиях : к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривания) ; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых ; к процессу кормления и пр.

9. Использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель должен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

11. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление :

Предложение взрослого должно совпадать с органической потребностью ребенка;

Нельзя принуждать ребенка, причинять ему боль, вызывать неприятные ощущения;

Постепенно вводить все новое (пища, процесс) заранее давать установку на процесс

При составлении режима дня учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка , время года.

Организм маленького ребёнка раним, подвержен заболеваниям, поэтому одна из главных задач детского учреждения и семьи – это охрана здоровья ребенка, укрепления его организма, создание условий для правильного развития. Гигиенический уход, рациональное питание, прогулки, закаливание воздухом, водой, режим дня , массаж и гимнастика. Двигательная активность – важнейшее условие физического развития и здоровья ребенка.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться :

1. Полного удовлетворения потребности в движении.

Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей.

2. Достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечения условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений во время совместной деятельности и общении.

3. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций.

Большую роль здесь играет установление теплых, ласковых отношений ребенка с воспитателем (близких к отношению ребенка с мамой) .

В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.

Используемая литература :

Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей «Москва, Просвещение 1988г.

Г. М. Лямина «Воспитание детей раннего возраста » под редакцией, Москва, Просвещение 1974г.

Кроха» - пособие по воспитанию , обучению и развитию детей до трех лет », «Просвещение» 2003г. - авторы : Г. Г. Григорьева и др.

Расписание имеет большое значение, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

В примерный распорядок дня можно внести поправки. Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.

Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.

Изменяется и частота приемов пищи. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4–4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5–6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.

Во время бодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группой детского сада вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10–15 мин, в средней группе занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15–20 мин каждое. С детьми старшей группы продолжительность занятия не должна превышать 25 мин.

У детей старше 3 лет свободное время заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем.

Еще по теме Режим дня детей раннего и дошкольного возраста:

  1. Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
  2. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста, 2006
  3. ГИГИЕНА ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ПРОФИЛАКТИКА