Формы организации детей на занятии по физкультуре. Влияние физкультурных занятий по лыжной подготовке на физическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

ТИПЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Образно-игровое

(для детей с 3 лет)

Цель . Через воображаемый подражательный образ направлять детей на выполнение движений и на приобретение разнообразных двигательных навыков.

Варианты . 1. На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы.

2. На протяжении всего занятия один образ воплощается в разных движениях.

Для Леонтьева и Эльконина игра является основной деятельностью дошкольного периода, но причины этого утверждения отличаются от Фробеля. Начнем с того, что Леонтьев описывает статус основной деятельности в развитии ребенка. Что, в общем, является основным видом деятельности? Мы называем это выражение не только активностью, часто встречающейся на определенном уровне развития ребенка. Игрушка, например, не занимает большую часть времени ребенка. Дошкольник не играет более трех-четырех часов в день. Таким образом, вопрос заключается не в количестве времени, которое занимает процесс.

Методические рекомендации . Заинтересовать детей образом и помочь им «войти» в него. Фиксируя внимание на точном подражании образу, добиваться техники выполнения движения. С помощью музыкального сопровождения развивать творческое исполнение подражательного движения.

Сюжетно-игровое

(для детей с 3 лет)

Цель . Учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.

Мы называем это основной деятельностью, в связи с которой наиболее важные изменения происходят в психическом развитии ребенка и в рамках которого развиваются психические процессы, которые готовят путь перехода ребенка к новому и более высокому уровню развития.

Таким образом, мы видим, что игра является основным видом деятельности, поскольку в дошкольном возрасте она провоцирует эти «революции» в развитии ребенка. Вигоцкий указывает, что неправильно говорить, что игра является прототипом повседневной деятельности ребенка. Это утверждение не противоречит основной теории активности, разработанной Леонтьевым и Элькониным, поскольку они не утверждают, что игра, как основная деятельность дошкольного возраста, привела бы ребенка в его повседневной жизни действовать причудливо, чтобы действовать движимым воображением, а не объективной реальностью.

Варианты . 1. Через игру «В гости к куклам» или «Перелетные птицы» и т. д. дети учатся преодолевать игровые препятствия в выполнении движений, ориентировке в пространстве и т. п.

2. Через сюжетную игру с определенным назначением, например «Помогите Буратино найти золотой ключик», уже вначале перед детьми ставится цель, для достижения которой необходимо преодолевать двигательные трудности, уметь разрешать проблемную ситуацию.

Леонтьев четко заявляет, что разрыв между смыслом и значением, установленным во время игры, немедленно прекращается, как только ребенок перестает играть. Это означает, что ребенок в своей повседневной жизни движется объективной реальностью и не может доминировать в фантазии, существующей в момент игры.

Игра, по словам Вигоцкого, является основной деятельностью, потому что она «создает зону проксимального развития ребенка», то есть в игрушке ребенок выполняет действия, которые превышают то, что его возраст позволяет ему выполнять, действуя в окружающем его мире, пытаясь постигнуть это. В этот момент роль воображения проявляется как эмансипация: ребенок использует воображение в игре как способ выполнять операции, которые невозможны из-за его возраста. Ребенок воспроизводит, играя реальную ситуацию в мире, в котором он живет, экстраполируя свои реальные материальные условия с помощью воображаемого аспекта.

3. Через сюжет чисто спортивного назначения, например «Путешествие в страну «Спортландию», дети должны выполнить разные предлагаемые спортивные движения.

4. Игровой сюжет с неожиданностями, например «Путешествие в страну чудес», где разные сказочные герои дают задания, от выполнения которых зависит достижение цели и т. д.

Для того, чтобы ребенок мог сделать невозможную реальную операцию в своем возрасте, он использует действия, которые имеют воображаемый характер, макияж входит в сцену, порождая несоответствие, по словам Леонтьева, между операцией, которая должны быть выполнены и действия, которые образуют эту операцию. Поскольку ребенок не может использовать настоящую лошадь, он использует ручку метлы, например, как если бы это была его лошадь. Это происходит потому, что ребенок нацелен на процесс, а не на действие.

Другим примером является игра с куклой. Ребенок, играющий с куклой, повторяет ситуации или события, присутствующие во взрослой жизни, такие как уход за ребенком. При этом она подражает тому, как ее мать заботится о своем младшем брате. Вот почему Выготский говорит, что игрушка «гораздо больше напоминает то, что действительно произошло, чем воображение». Леонтьев утверждает, что в шутку все действия и действия, которые выполняет ребенок, являются реальными и социальными; через них ребенок стремится постигнуть реальность.

Методические рекомендации . Сначала назвать игру и ее назначение, а затем поставить цель. Провести психологическую подготовку к преодолению трудностей. Развитие сюжета происходит с нарастающей физической нагрузкой (кульминация и достижение цели), затем спад физической нагрузки.

Предметно-образное
(для детей с 3 лет)

Леонтьев представляет пример детей, играющих с вакцинацией против оспы. В этой игре дети подражали действительной последовательности действий, предпринятых для вакцинации. Алкоголь сначала пропускали на кожу, а затем давали вакцину. Взрослый исследователь, который наблюдал эту шутку, предложил детям использовать настоящий алкоголь, который с энтузиазмом восприняли дети. Но потом он сказал, что ему нужно будет выпить алкоголь в другой комнате и предложит им применить вакцину, пока он будет принимать алкоголь, и оставить его для запуска алкоголя в конце процесса.

Цель . Учить детей придавать снарядам и предметам образ и игровой характер для того, чтобы разнообразить и обогатить двигательную деятельность на данном снаряде и с одним предметом.

Варианты. 1. На занятии с одним снарядом или предметом, например «Праздник мяча» или «Лесенка-чудесенка», дети выполняют с мячом разнообразные движения, упражнения, игры и т. д.

Дети не согласились с этим предложением и предпочли не употреблять настоящий алкоголь, а поддерживать фактическую последовательность действий. Из этого примера Леонтьев делает следующий вывод. В игре условия действия могут быть изменены: можно использовать бумагу вместо хлопка; кусок дерева или простую палку, вместо игл; мнимая жидкость вместо алкоголя, но содержание и последовательность действий обязательно должны соответствовать реальной ситуации.

Необходимо подчеркнуть, что действие в игрушке происходит не из воображаемой ситуации, а наоборот, оно возникает из-за несоответствия между операцией и действием; так что воображение не определяет действие, но именно условия действия делают воображение необходимым и порождают его.

2. В занятии используются однотипные снаряды или предметы с разнообразной двигательной деятельностью, например «Палки, биты, городки – в игру с собой бери» и т. д.

Методические рекомендации. Закрепить полученные двигательные навыки на одном из снарядов (или однотипных) и с одним предметом, например «Школа мяча». Заинтересовать детей движениями на данном снаряде или играми с одним предметом, например со скакалкой или кеглями.

В игре ребенок создает разрыв между смыслом и значением объекта, т.е. маленький цилиндрический кусок дерева не теряет своего значения для ребенка, но во время игры этот объект может принять за ребенка ощущение шприца от применения вакцины. Важно подчеркнуть, что ребенок не делает этот перерыв до начала игры даже после окончания игры. Только во время занятий становится необходимым воображение.

Но что было бы самым ярким типом игры для дошкольников, то есть от трех до шести лет? Игра в главной роли или ролевая игра. По словам Эльконина, в этом типе пьесы влияют, прежде всего, сферы человеческой деятельности, работы и взаимоотношений между людьми и, следовательно, фундаментальное содержание роли, которую принимает ребенок, - это именно восстановление этого аспекта реальности. Эту реальность, которая окружает ребенка, по мнению автора, можно разделить на две сферы: объекты и деятельность человека.

По сказкам

(для детей с 3 лет)

Цель. Через сказку или героя из сказки вводить детей в сказочный мир, развивая у них творчество, фантазию и воображение. Учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях.

Варианты. 1. Занятие построено на сюжете одной сказки, например «Рукавичка».

В первый момент своей жизни ребенок концентрирует свою деятельность на объектах и ​​действиях, которые взрослые выполняют с этими объектами. Однако, поскольку игра главного героя развивается, фокус смещается от них к отношениям, которые люди устанавливают друг с другом, посредством своих действий с объектами, то есть ребенок становится заинтересованным в отношениях между существами и воспроизводит их в своих играх.

Эльконин говорит, что деятельность и человеческие отношения оказывают такое большое влияние на геймплей, что его тема может варьироваться, но содержание всегда остается неизменным, то есть «деятельность человека и социальные отношения между людьми». Именно в дошкольном учреждении игра главного героя развивается интенсивно и достигает максимального уровня, когда ребенок покидает фазу активности манипуляций с объектами. Важно подчеркнуть, по словам Эльконина, необходимость разоблачить этого ребенка в самых богатых ситуациях и в человеческих продуктах, потому что чем больше и богаче его вложение в окружающий его мир, тем больше у ребенка развиваются его способности.

2. Занятие построено на встрече с героями из разных сказок, например «Путешествие в страну сказок».

3. На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой, например Буратино.

4. Дети и взрослые придумывают свою сказку и по ней действуют и т. д.

Примечание. В течение всего занятия дети выполняют движения под веселую музыку, шутки, прибаутки, песни и потешки. Занятие может сочетаться и с другими типами занятий: по интересам, творчеству и т. д.

Основа игры - социальная, благодаря тому, какова ее природа и происхождение, то есть игра, в которой игра рождается из условий жизни ребенка в обществе. Теории игры, которые выводят ее из инстинктов и внутренних импульсов, фактически маргинализуют вопрос об ее историческом происхождении. В то же время история появления игры - это именно то, что может показать ее природу.

Игра является одним из механизмов внутри и снаружи школы, способных помочь ребенку понять богатство, созданное человечеством, порождая революцию в развитии детей. Представленное здесь исследование имеет предварительный характер, однако краткое изложение обеих теорий позволяет нам визуализировать большие различия. С одной стороны, мы Фребеля связывая детство и развитие в природе и божественному, другой нашел Леонтьев, Эльконин и Выготский стремится понять детство в течение всего множества аспектов, которые составляют нашу общественную организацию, в результате этой истории, которая была написана человечество.

По литературным произведениям

(для детей с 3 лет)

Цель. Обогащать двигательную деятельность детей, развивать воображение и артистичность, через восприятие сюжета произведения, учить преодолевать двигательные трудности в достижении цели.

Варианты. 1. Занятие построено на одном литературном произведении (например С. Маршак «Кто найдет колечко?», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Чуковский «Доктор Айболит» и т. д.).

Поэтому Фробель указывает на романтический и натурализующий взгляд как на развитие ребенка, так и на игру, тогда как советская школа психологии придерживается историко-диалектического материализма, чтобы изучить их. Две различные периоды человеческой истории пересеклись в этом тексте для того, чтобы показать, как радикальны отличия от игры, когда мы взяли в качестве отправной точки зрения человека и общества, основанного на мистической концепции, субъективистской, и отчужденными натурализовать; и другой, который стремится понять человека как главного героя и плода истории, чтобы дать этому человеку понять это движение и созданные богатства.

2. Занятие построено на встрече с одним персонажем литературного произведения, например «Доктор Айболит закаляться нам велит!» От лица данного персонажа осуществляется вся двигательная деятельность. Занятие может быть сюжетно-игровым или просто обучающим.

3. «В гостях у литературных героев». Во время двигательной деятельности дети «случайно» находят заранее спрятанные предметы из знакомых литературных произведений, например «лисички хлеб».

Мы не можем не отметить, что дизайн Фребелем влияние на многих педагогов и в основном выступает пионером в движении, который впоследствии будет по номенклатуре движения школы. Таким образом, критикуя основы своей теории, это распространяется на всех педагогов, которые стремятся думать о развитии ребенка с аналогичных принципов. Это также критика, лежащая в основе экспозиций советской школы, что делает их несовместимыми с ними.

Для более подробного изучения жизни и деятельности Фридриха Фребеля см Арсе, педагогику в «эпоху революции» - анализ мысли Песталоцци и Фребеля. Оригинальное выражение на русском языке - «ведящая деятельность». В португальских изданиях текстов Леонтьева иногда принималось выражение «основная деятельность» или «доминирующая деятельность».

Когда же рассказывать детям содержание произведения и беседовать о нем?

Если все занятие строится на сюжете одного произведения, то вначале.

Если стихотворение несюжетное, то оно читается детям тогда, когда это уместно в процессе занятия, например «Снегири» А. Прокофьева и т. д.

Если предстоит встреча с предметами или персонажами из литературных произведений, то можно, например, найти висящий на дереве мешочек, а в нем лисичкин хлеб из произведения М. Пришвина и т. д.

Педагогика в эпоху революций: анализ мышления Песталоцци и Фробеля. Кампинас: ассоциированные авторы. Гербарт и Фробель: попытка синтеза. Нью-Йорк: учительский колледж; Колумбийский университет. Сан-Паулу: Мартинс Фонтес. К проблеме этапов психического развития детей.

Педагогика детского сада. Переведено Жозефиной Джарвис. Фридрих Фробель, создатель детского сада, в свой двухсотлетие. Проблемы воспитания детей младшего возраста. Развитие психики. Лиссабон: Книги Оризонти. Язык, развитие и обучение. Сан-Паулу: Икона, стр. 119.

Работа ребенка: свобода и руководство в теории и практике обучения Фробеля. Образование в раннем детстве в исторической перспективе. редактор. Городское насилие и магнетизм телевидения и таблеток привлекают детей в один и тот же центр тяжести: в помещении. Но самым серьезным последствием отсутствия физических упражнений является ожирение. Заболевания, связанные с избыточным весом, такие как рак, диабет, респираторные заболевания и сердечные заболевания, вызывают 60% смертей во всем мире и требуют решительных действий со стороны органов здравоохранения.

В форме круговой тренировки

(для детей с 4 лет)

Цель. Развивать у детей моторную память, творческое мышление, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, ловкость и самостоятельность в выполнении движений.

Варианты . 1. На занятии используются разнообразные снаряды (предметы) и соответствующие движения.

2. Подбор разнообразных снарядов или предметов для однотипных движений, например, мячи, палки, мешочки, кольцебросы, летающие тарелки – для метания; гимнастическая стенка, канат, шест, веревочная лесенка, щит – для лазанья и т. д.

3. Выполнение движений по карточкам. Например, около каждого лежит карточка с графическим изображением данного движения. Дети переходят от мата к мату и смотрят по карточке, что им предстоит выполнить.

Методические рекомендации . Все снаряды (предметы) и движения на них должны быть хорошо знакомы детям, так как это занятие проводится для закрепления навыков. Следует использовать безопасные движения при выполнении детьми упражнений, в основном такие, где вообще не нужна страховка.

В форме эстафет и соревнований

(для детей с 5 лет)

Цель . Развивать у детей физические и волевые качества. Учить преодолевать препятствия для достижения поставленной цели. Развивать стремление к победе и уверенность в своих силах.

Варианты . 1. Наличие элементов соревнования в игровых упражнениях.

2. Наличие элементов эстафет в игровых упражнениях.

  1. Элементы эстафет и соревнований в процессе всего занятия.
  1. «Веселые старты» – занятие проводится в форме эстафет и соревнований.
  2. Занятие типа КВН построено в форме эстафет и соревнований с делением детей на команды (преодоление препятствий, выход из проблемных ситуаций). Соревнование по одному виду движения или спорта, например лыжи и т. д.

Методические рекомендации . Начинать занятия с частичного включения элементов соревнования, а затем эстафет с постепенным расширением и усложнением двигательной деятельности. В соревнованиях и эстафетах использовать знакомые детям движения и снаряды, со страховкой (по необходимости). Распределять детей на команды по равным силам и возможностям (сильные участники – в середине и в конце команды, а слабые между ними). Каждому ребенку независимо от его физической подготовленности дать возможность вести команду. Подобрать для него те движения, где бы он мог показать себя не хуже других, а если сумеет, то и лучше.

По интересам

(для детей с 3 лет)

Цель . Выявлять интерес детей к какому-либо виду спорта с учетом их возможностей для развития потребности в физических упражнениях; развивать и укреплять интерес и самостоятельность в организации индивидуальных и групповых игр и игровых упражнений.

Варианты . 1. В форме развлечения с музыкальным сопровождением, например «Сказочный базар», «Ярмарка», «Веселая карусель» и т. д. Перед занятием вдоль стены выставляются спортивные пособия или снаряды. Дети выбирают их по интересам.

2. Дети самостоятельно и по желанию выбирают любимые игры, снаряды и пособия; по карточкам определяют и выбирают любимые спортивные упражнения.

Методические рекомендации . Такие занятия можно проводить с детьми любого возраста, но с использованием техники безопасности при применении предметов и снарядов. Переход от одного спортивного снаряда или игры к другим осуществляется через 2– 5 минут по сигналу или самостоятельно (в старшем возрасте). Оказывать помощь в выявлении интересов детей к тому или иному виду спорта с учетом их двигательных возможностей.

На свободное творчество

(для детей с 5 лет, а для детей с 3–4 лет

в индивидуальном порядке)

Цель . Выявлять и развивать творческие двигательные способности детей в каком-либо виде спорта. Вырабатывать умение преодолевать физические и психологические препятствия. Учить чувствовать движение, наслаждаться им и получать радость и удовлетворение от него. Выработать потребность в целенаправленных движениях и физических упражнениях.

Варианты . 1. Занятие построено так, чтобы чередовать движения: с заданной программой выполнения и на свободное творчество.

2. Первая половина занятия в заданном направлении, а вторая на свободное творчество с использованием тех же снарядов и предметов.

3. Все занятие посвящается свободному творчеству с использованием разнообразной двигательной деятельности.

4. Занятие в заданном направлении (например, «Праздник гимнастов») на развитие творчества с элементами спортивной и художественной гимнастики и акробатики и т. д.

Методические рекомендации . С детьми 3–4 лет двигательная деятельность на свободное творчество организуется индивидуально через занятия по интересам. Со старшего дошкольного возраста занятия проводятся, когда имеется определенный двигательный опыт, есть интересы и способности детей к разным видам спорта. Вначале с частичным включением движений на творчество, затем полностью, но с осуществлением техники безопасности и страховки. Нельзя мешать детям пробовать свои творческие возможности в любом виде двигательной деятельности, независимо от их физической подготовленности. При выполнении отдельных движений или целой программы на свободное творчество не спешите подсказывать, пусть ребенок сам ищет, подбирает, составляет и творит. Вы только осуществляете страховку для его безопасности и направляете, если это необходимо.

Контрольное

(для детей с 3 лет)

Цель . Определить уровень физической подготовленности, состояние здоровья каждого ребенка и группы в целом для осуществления индивидуального подхода. Выявить способности и интересы каждого ребенка по его результативности для их дальнейшего развития.

Варианты . 1. Занятие проводится в форме игровых упражнений (подгруппами и всей группой) с использованием образов, сюжетов сказок.

2. Занятие в форме соревнований и эстафет.

3. Занятие по принципу круговой тренировки.

4. Занятие по интересам с использованием одного вида движения.

5. Занятие с использованием свободного творчества.

6. Спортивные досуги и праздники, походы и т. д.


В детском саду проводятся занятия различного типа. В основу их классификации могут быть положены следующие признаки: содержание, образовательные задачи, методы проведения физических упражнений.

Таблица составлена на основании теоретических материалов Степаненковой Э.Я., Алямовской В.Г., Хухлаевой Д.В., Кожуховой Н.Н. и др.

Тип физкультур-ного Занятия I часть II часть (ОСНОВНАЯ) III часть(выбратьодин из номеров)
построение, -упр. на внимание: -пере-строения, - виды ходьбы в сочетании с упр.в лазании; -виды бега в сочетании с прыжками; -перестроения к ОРУ комплекс ОРУ обучение новому ОД выполнение знакомых основных движений на 2 и 3 этапах обучения 1.Игра спокойн. характера (на ориентир. .в пространстве, на внимание; математичес-кого или речевого х-ра;) . 2.Упражнения на расслабление. 3.Спокойные танцевальные упражнения. 4.Упражнения на укрепление осанки и профилактику плоскостопия. 5.Награждение победителей личного или командного первенства.
1. Классическое (смешанное) до ОД 1 - О.Д.
2. Сюжетное до ОД 1 - О.Д. все разные ОД + знак.подв. игра
3. Игровое до ОД в старшем д/.в нет Знакомые подвижные игры на разные ОД (от 2 до 5 игр в зависимости от возраста детей)
4. Тренировка до ОД 1 – вид ОД разные виды одного ОД + знак.подв. игра на это же ОД
5. С применением тренажёров (наличие схемы перехода по станциям –необходимо) до ОД может быть одно ОД 1.Действия на тренажёрах знакомы + знак.подв. игра 2. Если не хватает тренажёров, работа на тренажёрах может сочетаться с выполнение ОД
6. Танцевального характера аэробика 1 танце-вальное Знакомые танц. движ. + знакомый танец
7. Прогулки-походы (желательно использовать компас, карту-схему) нет нет 1.Наличие плана-графика движения с учётом общего расстояния и указанием расстояния до остановок во время пути. 2.Выполнение по ходу разных ОД (1-2) в естественных условиях
8. Самостоятельной двигательной деятельностью (применять схемы) до ОД нет Создание подготовленных условий для выполнения 6-10 ОД + знаком. подв. игра
9. Оздоровительный бег до ОД в старшем д/.в нет Выполнение медленного бега в сочетании с быстрой ходьбой и длительной обычной ходьбой. Расстояние и длительность бега постепенно увеличиваются
10. Занятие-зачёт до ОД нет все разные ОД + знак. подв. игра. Два движения контр. педагогами с заполнением протоколов.

Условные обозначения : ОД – основные движения: ОРУ – общеразвивающие упражнения

1. Классическое – занятия носят обучающий, смешанный, и вариативный характеры:

Обучающий характер – ознакомление с новым программным материалом, (обучение спортивным видам и упражнениям, знакомство с правилом, содержанием, техникой видов движений и т.д.);

Смешанный характер – разучивание новых движений и совершенствование основанных раннее. Строится на повторении пройденного материала;

Вариативный характер – основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, в полосе препятствий, в играх-эстафетах).

2. Игровое – занятия построены на основе разработанных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Они проводятся преимущественно в летнее время, когда уже все упражнения разучены и ставится задача закреплять двигательные навыки, развивать физические качества в меняющейся обстановке.

3. Сюжетно-игровое – содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребёнка, состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествия», «Цирк», «Зоопарк»).

Например, для закрепления навыков при ходьбе по гимнастической скамейке и в прыжках в длину с места воспитатель выбирает сюжет «Поездка в лес». Занятие начинается с того, что воспитатель рассказывает о том, как хорошо сейчас в лесу, и предлагает всем отправиться на прогулку. Дети строятся в колонну по одному и идут, изображая движение поезда. Поезд начинает идти быстрее, а пассажиры переходят с ходьбы на бег. Поезд останавливается и все выходят на полянку. Здесь они выполняют намеченные планом общеразвивающие упражнения. Затем переходят через мостик (ходьба по гимнастической скамейке) и прыгают через ручеек (прыжки в длину с места). Потом все идут на другую полянку и там играют в подвижную игру «Ловишки». После этого дети садятся на поезд и уезжают домой (ходьба).

4. Тренировочный тип – направлен на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцирование двигательного задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

5. С использованием тренажёров и спортивных комплексов – включено лазанье по канату, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с гантелями, пластиковыми бутылками с водой, гребля, бегущая дорожка. Такие занятия позволяют достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита пространства, поскольку легко умещается даже в небольших помещениях. Цель – научить детей самостоятельно пользоваться тренажёрами, пользоваться приёмами самостраховки.

6. Прогулки-походы – длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. В начале года воспитатель намечает, рисуя картину несколько маршрутов. При этом детей знакомят со сторонами света: южное направление, северное и т.д. Протяженность каждого маршрута до 4-5 км (туда и обратно). Маршрут делится на несколько этапов. Первый – самый короткий: от 200-300 м для малышей, до 500-600 м для старших. Постепенно расстояние увеличивается, и, наконец, дети доходят до намеченной цели. Освоив один маршрут, переходят на другой, более длинный.

Это занятие позволяет детям не только укрепить своё здоровье, так как ходьба и бег – универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц, но и значительно расширить свои знания об окружающем мире.

У детей должны быть рюкзачки, питьё, средства для оказания первой медицинской помощи, какие-то любимые игрушки и вещи.

7. Занятия, построенные на танцевальном материале – проводятся не менее двух раз в месяц музыкальным руководителем. Они служат ему своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально-ритмическим движениям и танцам.

Структура занятий такова: сначала разные виды ходьбы и бега под музыку с включением элементов танцевальных движений, затем музыкально-ритмическая разминка, народные или современные танцы, музыкальные подвижные игры и хороводы.

8. Самостоятельные занятия – вся система физкультурных занятий направлена на то, чтобы дети научились самостоятельно делать гимнастику, разминаться.

Варианты этих занятий могут быть самыми разными. Смысл их в том, чтобы научить детей не только осознанно и правильно выполнять движения в нужной последовательности, но страховать себя и товарища, уметь заметить ошибки и исправить их. Дети приучаются к организаторским действиям.

9. Занятия серии «Забочусь о своём здоровье».

На этих занятиях дети учатся приёмам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи, обращению с инструментами и веществами, получают начальные познания о полезных и вредных растениях, правилах обработке овощей и фруктов, знакомятся с правилами гигиены жилища, ухода за одеждой, постелью. Проводятся не менее 3-4 раз в месяц.

10. Круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть замятия проводятся в традиционной форме. Во время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу.

Например: для группы детей в 20 человек нужно подготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи, пролёты гимнастической лестницы, скамейки, фитболы – по 4 каждого вида, и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребёнок встает к какому-либо пособию и упражняется на нем 2 минуты. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнётся круг. В зависимости от степени нагрузки полученной на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает детям проявить творческую инициативу, придумывая способы выполнения упражнения

11. Занятия-зачёты – итоговые занятия, которые проводятся каждые два месяца, обязательно в присутствии медработников и методиста.

Оцениваются физические качества и двигательная подготовленность детей. Воспитатель проводит занятие в интересной для детей сюжетно-игровой форме. Методист и медработники, наблюдая со стороны, заполняют протокол. В результате отслеживают динамику освоения детьми основных движений и развития физических качеств.

Вопросы к наблюдению и анализу занятия физической культурой.

1. Создание условий для проведения физкультурного занятия.

2. Форма проведения занятия (традиционная, сюжетная, игровая).

3. Соответствие программных задач возрасту детей, их индивидуальным особенностям, условиям проведения занятия.

4. Общее время занятия и его структура (продолжительность каждой части).

5. Создание воспитателем положительного настроя на занятие.

Вводная часть занятия

Виды строевых упражнений.

Освоение различных способов ходьбы и бега.

Проведение упражнений на внимание.

Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.

Ориентировка в пространстве.

Использование воспитателем терминологии, четкость подачи команд и распоряжений.

Использование зрительных ориентиров.

Ритмическое сопровождение ходьбы и бега.

Контроль качества выполнения движений.

Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений.

Общеразвивающие упражнения.

Общеразвивающие упражнения. Их сочетание в комплексе, количество и дозировка.

Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений.

Проведение упражнений из разных исходных положений.

Использование имитационных упражнений с целью воспитания выразительности движений у детей.

Применение методических приёмов:

Способы раздачи предметов для проведения ОРУ;

Учет этапов обучения упражнениям, соответствие методики на каждом этапе обучения.

Качество объяснения и показа упражнений воспитателем.

Контроль воспитателя за принятием исходного положения (туловища, ног, рук).

Контроль качества выполнения упражнений детьми.

Оказание помощи детям при выполнении общеразвивающих упражнений.

Подбор основных движений, их сочетание, дозировка.

Профилактика травматизма на занятии.

Применение методических приёмов:

Использование зрительных ориентиров

Качество показа и пояснения воспитателя в соответствии с этапом обучения

движению.

Способы организации детей во время обучения основным движениям,

целесообразность их использования.

Продуманное участие детей при подготовке и уборке инвентаря.

Проведение подвижной игры.

Обеспечение физиологической и эмоциональной нагрузки на физкультурном занятии.

Объяснение правил подвижной игры, выделение сигнала.

Вопросы по уточнению правил подвижной игры, способ выбора водящего.

Руководство воспитателя подвижной игрой (соблюдение правил,

качество движений, взаимоотношения детей в игре).

Вариативность проведения подвижной игры.

Подведение итогов подвижной игры.

Обеспечение снижения нагрузки в заключительной части занятия (заключительная

ходьба, малоподвижная игра).

Произнесение звуков на выдохе. (Дети не должны поднимать руки выше уровня плеч) .

ВЫВОД:

Анализ физкультурного занятия.

Организованность детей и дисциплина на занятии.

Самочувствие детей.

Взаимоотношения со сверстниками.

Предупреждение травматизма на занятии, обеспечение страховки.

Настроение детей после физкультурного занятия (определяется визуально).

К проведению занятия разрабатывается конспект. Например.