Психические особенности детей 5 6 лет. Общение между детьми старшего дошкольного возраста. Подготовка к школе


Теперь кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ.

Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу.

Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира "здесь и сейчас". Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут и т.п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.

Кроме того, это исследование рассмотрел взаимосвязь между тенденциями детей, чтобы реагировать на крайности рейтинговых шкал в манипулируемых задачах и их ответах на вопросник о самоотчетах. Мы предположили, что младшие дети будут иметь более экстремальные оценки шкалы оценки по задачам и опросник самоотчетов, чем дети старшего возраста. Мы также ожидали, что дети, использующие пять вариантов ответа, будут иметь более экстремальные оценки по задачам, чем дети, использующие только три варианта ответа.

Наконец, мы ожидали, что тенденция реагировать на крайности будет значительно связана между задачами и что более экстремальные оценки по манипулируемым задачам будут связаны с более экстремальными оценками субъективной, вопросной анкеты. Участниками были 60 детей в возрасте от 5 до 12 лет, набранных из рекламных объявлений, размещенных в местных библиотеках, общинных газетах и ​​детских группах. Они были случайным образом назначены либо группе ответов с тремя выборами, либо вариантами ответа с пятью ответами. группы из трех и пяти ответов были сбалансированы в возрастных группах.

Пятилетний ребенок часто задает вопрос: "Почему?". Ему становятся интересны внутренние связи явлений и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.

Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: "Тучи столкнулись друг с другом", - не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: "Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?".

Дети приходили из семей среднего и высшего класса. Комитет Британской Колумбийской комиссии по этике поведенческих исследований одобрил это исследование. Письменное информированное согласие и базовая демографическая информация были получены от родителей и устные согласие было получено от детей. Дети получили сертификат и наклейку, подтверждающие их участие.

Дети были протестированы индивидуально в тихой комнате в клинике психологии Университета Британской Колумбии или в тихом районе в собственном доме и были протестированы либо одним из нас, либо обученным помощником по научным исследованиям. После получения вербального согласия дети были ознакомлены с вариантами ответов, которые они будут использовать. Можете ли вы повторить это для меня вслух? Детям показали свои варианты ответа на 6-дюймовой × 12-дюймовый кусок ламинированной бумаги. Параметры ответа были выделены жирным шрифтом 38 пунктов, и каждый из них появился в текстовом поле размером 2 дюйма × 2 дюйма.

Внимательно выслушивайте все рассуждения и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

У некоторых детей негромкая речь "для себя" - так называемое "приборматывание" по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Она помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.

Если ребенок не смог повторить варианты ответа самостоятельно, Экспериментатор повторил их до тех пор, пока ребенок не смог это сделать. Задачи и вопросники были введены вербально детям. Дети в каждой группе выбора ответа использовали одни и те же варианты ответа для трех разных задач и опросников чувств. детей, проходящих через процедуру тестирования, и были пересмотрены с детьми между задачами. Порядок, в котором дети заполняли три вопросника и вопросник, был рандомизирован для каждого ребенка и порядок, в котором отдельные предметы в рамках задач или вопросник был также рандомизирован.

Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок пяти лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры - например, замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию - поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи - воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.

Тестирование занимало приблизительно 15-20 минут на каждого ребенка. Детям были показаны шесть отдельных наборов мультфильмов, представленных на 12-дюймовых × 12-дюймовых кусках ламинированной бумаги. На каждой фотографии изображены четверо детей, которые проявили другую физическую характеристику. После 5-секундной задержки изображение было удалено, а детям было показано второе изображение, в котором показывался только один ребенок, который представлял те же физические характеристики, что и дети, показанные на предыдущем снимке.

Затем детей спросили: Вот Майк. Сколько книг Майк сравнивает с другими детьми? Физическая задача состояла из четырех тестовых элементов, как в примере, описанном выше, и показанном на рисунке 1, рисунке 1 и двух элементах наполнителя. Такие элементы наполнителя были включены во избежание того, чтобы дети пришли к выводу, что правильный ответ всегда находился в середине шкалы рейтинга.

Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.

В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои.

Пример физической задачи. Верхняя коробка - пример первого изображения детей, которые были показаны внутри предмета, с четырьмя детьми, которые различаются по физической характеристике. Нижняя рамка - это пример второго изображения, которое показывали детям ребенка.

Детям рассказывали шесть кратких рассказов о четырех детях, чей опыт в этой ситуации различен. Например, «Хэллоуин», и все дети только что вернулись домой из «Трика» или «Лечение». Эти дети любят есть конфеты и больше конфет, которые они получают, тем счастливее они. Один ребенок получил четыре мешка с конфетами, один ребенок получил три мешка с конфетами, у одного ребенка был один мешок с конфетами, а у одного ребенка не было мешков. Затем детей попросили оценить, как они думали, что ребенок-мишень будет чувствовать: «Аманда получила два мешка с конфетами. чувствуют себя по сравнению с другими детьми?»Эта задача была представлена ​​без визуального сопровождения, наиболее приближенной к более абстрактной задаче отчетности о субъективных чувствах.

Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды, перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в "волшебный мир". Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.

Задача социальной задачи состояла из четырех тестовых элементов, как в примере, описанном выше, и двух наполнителей Из четырех тестовых предметов двое спросили детей, как «хорошие» они думали, что ребенок-мишень почувствовал бы себя, а двое спросили детей, как «плохо» они думают, что ребенок-мишень будет чувствовать. Аналогично, из двух предметов наполнителя, один спросил детей, как хорошо они думали, что целевой ребенок будет чувствовать, и один спросил детей, как «плохо» они думали, что ребенок-ребенок почувствует.

Детям рассказали шесть кратких историй, в которых их попросили представить себя в разных ситуациях. Например, «Вы приглашаете 10 детей на свой день рождения и 5 из них приходят». Затем детей попросили оценить: «Как хорошо вы себя чувствуете?» Подобно задачам социальной задачи, субъективная задача состояла из четырех тестовых элементов где правильные ответы, вероятно, будут посередине, и два элемента наполнителя, где правильные ответы, вероятно, будут в крайних случаях. Хотя возможно, что, возможно, были отдельные различия в том, как дети реагировали и реагировали на ситуации с субъективными задачами, мы ожидали, что для большинства детей их реакции будут соответствовать нашим назначенным правильным ответам.

Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырехлетка - жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

Это предположение подтверждается исследованиями, показывающими, что в 5-летнем возрасте дети хорошо понимают ситуации, которые вызывают определенные эмоции. Из четырех тестовых предметов двое спросили детей, как «хорошие» они будут чувствовать, а двое попросили детей, как «плохо» они будут чувствовать. Аналогично, из двух предметов наполнителя, один спросил детей, как «хорошие» они чувствовали бы, и один спросил, как «плохо» они будут чувствовать.

Ответы детей с использованием первого или последнего варианта в шкалах оценки выбора из трех и пяти ответов были оценены как крайние ответы для всех заданий и вопросников. Чтобы отразить степень, в которой дети отреагировали чрезвычайным образом, мы суммировали число предметов, на которые дети отреагировали на крайности, чтобы получить экстремальные баллы от 0 до 4 для каждого типа задачи. Для опросника по ощущениям мы суммировали количество предметов, на которые дети реагировали на крайности, чтобы получить экстремальный балл от 0 до 7.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно есть, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.

Поэтому, как предполагалось, младшие дети, как правило, реагируют в крайнем случае по сравнению со старшими детьми, предоставляя оценки на вопросник о самоотчетных чувствах. Опять же, количество вариантов ответа, представленных в массиве, не повлияло на склонность детей реагировать на крайности в вопроснике о чувствах самоотчета.

Корреляции момента продукта Пирсона использовались для изучения взаимосвязи между крайними баллонами детей на тестовых предметах для трех задач и их экстремальными оценками на вопроснике о чувствах. Корреляции между детскими экстремальными показателями на тестовых предметах для трех заданий и вопросов.

Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому, и только "с глазу на глаз", а не при всех.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья - те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.

Для обеспечения того, чтобы модель результатов могла быть объяснена тенденцией детей младшего возраста реагировать на крайности рейтинговых шкал, а не просто нерешительностью детей старшего возраста использовать крайности, мы также анализировали ответы детей на предметы наполнителя для каждой сумме мы подсчитали количество элементов, на которые дети ответили в крайних случаях, для элементов наполнителя для трех задач, чтобы получить экстремальные оценки от 0 до 2 для каждого типа задачи. Мы выбрали этот многомерный подход, поскольку не было никаких конкретных априорных исследований вопросы относительно различий в показателях наполнителей в зависимости от типа задачи.

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие.

Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети.

Характер исполнения роли также определяется детьми: "Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!". Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты. Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, "пещерки".

Результаты показали, что основные эффекты возрастной группы и количества вариантов ответа и их взаимодействия не были значимыми ни для одной из трех задач. Другими словами, большая часть дети, независимо от возраста и группы выбора ответа, были способны предоставлять рейтинги при экстремальных значениях рейтинговых шкал, когда это необходимо.

В этом исследовании изучались возрастные различия в использовании весовых шкал типа Ликерта, когда они отвечали на ряд задач, когда «истина» задач была установлена ​​и исследована исследователями. Как и ожидалось, у младших детей были более экстремальные оценки, чем у пожилых детей, но только для социальной цели и субъективных задач, а не для физической задачи. Отсутствие возрастных различий в рейтингах детей для физической задачи было связано с тем, что большинство детей, независимо от возраста, для получения точных оценок для этого типа задачи.

Пятилетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и "пикники". Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите "экскурсии" на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п.

Соответствующий размер эффекта для этого взаимодействия был умеренным, а размеры эффекта для основных эффектов задачи и возраста были большими, что указывает на то, что эти результаты были относительно надежными. Поскольку исследователи манипулировали «истиной» задач, эти результаты показывают, что точное использование рейтинговых шкал является сложной задачей развития для детей младшего школьного возраста. В поддержке анализ основных эффектов для типа задачи показал, что по мере того, как задачи становились более субъективными и сфокусированными на эмоциях, возрастали детские баллы, независимо от возрастной группы.

После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.

Это согласуется с теориями развития, касающимися понимания детьми эмоций. Однако дальнейшие исследования необходимы для изучения конкретных причин, по которым дети проявляют тенденцию реагировать на крайности при предоставлении рейтингов эмоциональных состояний.

Мы также предположили, что существуют возрастные различия в использовании детьми оценочных шкал типа Ликерта при ответе на вопросник субъективных ответов. Размер этого эффекта был большим. Кроме того, результаты показали, что тенденция реагировать на крайности коррелирует между задачами и существенно связана с детскими склонность реагировать на крайности на вопросник чувств. Неудивительно, что самая высокая корреляция была между социальной целью и субъективными задачами, задачами, которые были наиболее схожи в формате.

В этой статье:

Выделяя психологические особенности детей 5-6 лет, нужно обратить внимание в первую очередь на их повышенный интерес к межличностным отношениям. Дети уже не слушают взрослого, полностью полагаясь на его мнение. В 5-6 лет оценки взрослых анализируются и, что самое важное, проходят сравнение с оценками собственными.

На основании такого анализа дети четко разделяют понятия о том, какими они являются на самом деле, и о том, какими их хотят видеть взрослые.

То, по какому сценарию будет протекать нравственное развитие старшего дошкольника, во многом зависит от роли взрослого в процессе. Общаясь со взрослыми, дети не только знакомятся с нормами и правилами поведения, но и получают возможность их осмыслить, а затем и интерпретировать.

Каждый дошкольник нуждается в том, чтобы у него сформировали привычку вести себя в соответствии с нормами общества. Для этого взрослые могут инсценировать
проблемные ситуации реальной жизни, подключая к ним детей.

Очень важно в ходе принятия решения и поиска выхода из ситуации говорить с ребенком о нравственной стороне дела, давать свою оценку поступкам и интересоваться у самого ребенка его оценкой поведения участников, в том числе и в отношении его собственных действий. Таким образом можно будет способствовать развитию у дошкольника адекватной самооценки уже в этом возрасте.

К 5-6 годам у детей уже имеется достаточный объем знаний, который пополняется с каждым днем. Им важно делиться этими знаниями с другими детьми, и это желание является основным толчком для развития познавательной мотивации в ходе общения.

Чем шире кругозор дошкольника, тем большей популярностью, как правило, он будет пользоваться среди сверстников.

В 5-6 лет дети способны сохранять в сознании цепь связанных между собой событий. Они различают такие понятия, как «прошлое», «настоящее» и «будущее», копят знания об изменениях внешнего мира, алгоритмах создания чего-либо, рецептах приготовления и пр. Именно поэтому так важно уделять внимание созданию комфортных условий для развития познавательной активности ребенка, давая понятные и в то же время развернутые ответы на его вопросы, активно беседуя на интересующие его темы.

Система первичной гендерной идентичности

На шестом году жизни у детей начинает формироваться система первичной гендерной идентичности. В этом возрасте дети уже имеют четкие представления о том, к какому полу они принадлежат, на основе анализа ряда признаков.

Старшие

дошкольники анализируют собственные поступки, принимая во внимание половую принадлежность, ищут правильные, на их взгляд, решения и выходы из ситуаций, соблюдают правила поведения с детьми другого пола, подмечают мужские и женские качества в поведении окружающих их взрослых людей.

В этот же период для детей огромное значение имеют образы мужчин и женщин, получивших социальное одобрение: таковыми могут быть литературные герои, роли которых они готовы исполнять с большим удовольствием в театрализованных постановках и во время игр.

Выбор в качестве объектов симпатий сверстников противоположного пола обусловлен целым рядом их признаков. Так, например, выбирая девочек, мальчики обращают внимание на красоту, нежность, чувственность, тогда как девочки отдают предпочтение дружбе с мальчиками, которые производят впечатление сильных, смелых, благородных.

На шестом-

седьмом годах жизни дети уже понимают, что такое внешняя красота, проводят параллели и связи между профессиями и полом людей, их выбирающих.

В этот же период старшие дошкольники на основе представлений о гендерной принадлежности проводят связи между собственной гендерной ролью и проявлением свойств мужчины или женщины. Они обращают внимание на:

  1. прическу;
  2. одежду;
  3. правила поведения;
  4. реакции на ситуации и пр.

В конце шестого года жизни дети чувствуют удовлетворение от осознания собственной гендерной принадлежности, четко осознавая связанные с этим преимущества.

Игровая деятельность старших дошкольников

Детская игра на шестом году жизни заметно изменяется. Старшие дошкольники, объединяясь в игровой деятельности, уже умеют и успешно применяют практику совместного обсуждения правил игры.

Более того, для детей этого возраста свойственно вести контроль над действиями друг друга, указывая на то, каким в их представлении видится поведение того или иного персонажа игры. На этой почве во время игр у старших дошкольников неизбежно возникают конфликты, в ходе которых дети спорят о поведении друг друга, несоответствующем ранее установленным правилам.

Во время распределения ролей можно увидеть, как дети принимают совместные решения, согласуют действия, распределяют обязанности. Также примечательным является совершенствование игрового пространства и разнообразие игровых действий.

За пределами игры общение детей старшего дошкольного возраста все менее похоже на ситуативное. Они с энтузиазмом рассказывают сверстникам о своих впечатлениях от увиденного, услышанного, проявляют заинтересованность, слушая друг друга, сопереживают и поддерживают.

Я - Личность!

На шестом году жизни дети четко понимают, что являются личностями - самостоятельными субъектами поведения и деятельности. Дошкольники оценивают моральные понятия, дают им определения, способны отличать положительный смысл слова «экономный» от отрицательного «жадный», например. Они способны совершенно осознанно сделать выбор в пользу чего-то менее для них приятного ради человека, который им дорог, причем по собственной инициативе.

В этом возрасте дети отличаются устойчивыми эмоциями и социально-нравственными чувствами.

Произвольная регуляция поведения основана на правилах и нормах поведения, но не только. На шестом году жизни мотивационная сфера получает толчок для развития за счет познавательных и социальных мотивов. Ребенок понимает, что хорошо, а что плохо, и в связи с этим корректирует деятельность, оценивая собственные действия, получая радость от хороших поступков и испытывая чувство неловкости и вины во время нарушения правил.

Как развивается эмоциональная сфера старшего дошкольника?

В период окончания дошкольного возраста эмоциональная сфера заметно изменяется. Дети в этом возрасте познают все больше новых, глубоких и необычных эмоций, которые наполняют их жизнь. С другой стороны, они учатся быть сдержанными и не готовы проявлять все эмоции в присутствии других людей.

Наряду с этим

дошкольники учатся настраиваться на эмоциональную волну окружающих людей, даже если их нет рядом, для демонстрации эмоциональных переживаний. Примерно к концу шестого года жизни дети умеют предвидеть последствия поступков на основе заложенных ранее эмоциональных представлений. Эта способность оказывает влияние на результативность произвольной регуляции поведения. На практике это выглядит следующим образом:

  • дети могут вести себя хорошо, даже если им ради этого приходится себе отказывать в чем-то приятном;
  • ребенок может заниматься неинтересным для него делом ради результата, который принесет ему пользу.

Эти изменения в эмоциональной сфере старшего дошкольника позволяют говорить об трансформации его поведения, линия которого выстраивается с учетом потребностей окружающих.

Как строятся отношения со взрослыми?

Общение со взрослыми становится все более разносторонним и богатым. Старший дошкольник все так же требует к себе доброжелательного отношения, настроен на сотрудничество со взрослым, радуется его позитивной оценке, испытывает по отношению к нему чувство трепетного уважения.

Детям интересно

узнать как можно больше о жизни взрослых, поэтому они с удовольствием слушают разговоры взрослых, ввязываются в диалоги, интересуются их прошлым, настоящим и будущим. Но самое интересное, что интерес у старших дошкольников проявляется по отношению не только к близким взрослым, но и к совершенно незнакомым людям.

Общение со взрослыми в период с 5 до 7 лет у детей носит весьма противоречивый характер. С одной стороны, дети стараются быть равными взрослым, ищут свободы в общении, стараются наладить взаимодействие. С другой – они по-прежнему находятся в зависимости от их авторитета и выстраивают линию поведения таким образом, чтоб заслужить одобрение и похвалу.

Общение между детьми старшего дошкольного возраста

На шестом году жизни дети придают особое значение общению со сверстниками. Их связи становятся боле избирательными, а дружба уже имеет большое значение. Доверяя друг другу, дети делятся впечатлениями о людях и событиях, интересуются жизнью друзей, получают удовольствие просто от общения. В этом возрасте дети способны слушать друга не перебивая, вникать в рассказ, переживая его эмоции.

Несмотря на активное сотрудничество, у детей достаточно часто проявляются конкурентные отношения, в которых они ставят первоочередной целью привлечь к себе внимание других детей. Двигаясь к цели, большинство детей стараются избегать негативной манеры поведения, придавая соперничеству конструктивный характер.