(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)
Для диагностики уровня знаний у дошкольников основ нравственно – патриотического воспитания мною была использована технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
Подготовительная группа «Лучики»
Вопросы диагностики | Фамилия, имя ребёнка | ||||||||||||||
А.Я. | А.М. | Б.А. | Б.В. | В.А. | Г.Д. | Д.А. | З.М. | К.К. | |||||||
1.Родная страна: | н | с | н | с | н | н | н | с | с | ||||||
Название страны | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
Название города | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
Домашний адрес | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
- | + | - | + | - | - | - | + | - | |||||||
Название зеленых зон | - | + | - | + | - | - | - | + | - | ||||||
Название улиц, площадей | - | + | - | + | - | - | - | + | - | ||||||
2.Символика | |||||||||||||||
Флаг России | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
Герб России | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
Герб родного города | - | + | - | + | - | - | - | + | + | ||||||
Гимн России | - | + | - | + | - | - | - | + | - | ||||||
Народная игрушка | - | + | + | - | - | - | - | + | + | ||||||
Народные праздники | - | + | - | + | - | - | - | + | + | ||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
- | + | - | - | - | - | - | + | + | |||||||
+ | + | + | + | + | - | + | + | + | |||||||
+ | + | + | + | - | - | - | + | + | |||||||
5.Личностный компонент | |||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Забота о близких | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
Проявление дружелюбия | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
- | + | - | + | + | + | + | + | + | |||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Вопросы диагностики | Фамилия, имя ребёнка | ||||||||||
М.М. | М.А. | М.И. | Н.В. | Н.С. | П.К. | П.Е. | С.М. | Ф.А. | |||
1.Родная страна: | с | в | с | с | с | н | в | н | н | ||
Название страны | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Название города | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Домашний адрес | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Название достопримечательностей города | + | + | + | + | + | - | + | - | - | ||
Название зеленых зон | + | + | + | + | + | - | + | - | - | ||
Название улиц, площадей | + | + | + | + | + | - | + | - | - | ||
2.Символика | |||||||||||
Флаг России | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Герб России | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Герб родного города | + | + | + | + | + | - | + | - | - | ||
Гимн России | + | + | + | + | + | - | + | - | - | ||
3.История народной культуры и традиций | |||||||||||
Народная игрушка | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Народные праздники | + | + | + | + | + | + | + | + | - | ||
Жилище человека и предметы быта | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
4.Историко- географический и природный компоненты | |||||||||||
Природные богатства нашей страны | + | + | + | + | + | - | + | - | - | ||
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) | + | + | + | + | + | + | + | - | - | ||
Виды ландшафта (горы, равнины) | + | + | + | + | + | + | + | - | - | ||
5.Личностный компонент | |||||||||||
Отношение к окружающей среде | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Забота о близких | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Проявление дружелюбия | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Умение – управлять своими чувствами, договориться | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Умение анализировать свои поступки и поступки других | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Вопросы диагностики | Фамилия, имя ребёнка | |||||||||||
Ф.Е. | Ч.М. | Ш.В. | Ш.Е | Ш.М. | Щ.М. | |||||||
1.Родная страна: | с | в | с | с | в | с | ||||||
Название страны | + | + | + | + | + | + | ||||||
Название города | + | + | + | + | + | + | ||||||
Домашний адрес | + | + | + | + | + | + | ||||||
Название достопримечательностей города | - | + | + | + | + | + | ||||||
Название зеленых зон | - | + | + | + | + | + | ||||||
Название улиц, площадей | - | + | + | + | + | + | ||||||
2.Символика | ||||||||||||
Флаг России | + | + | + | + | + | + | ||||||
Герб России | + | + | + | + | + | + | ||||||
Герб родного города | + | + | + | + | + | + | ||||||
Гимн России | + | + | + | + | + | + | ||||||
3.История народной культуры и традиций | ||||||||||||
Народная игрушка | + | + | + | + | + | + | ||||||
Народные праздники | + | + | + | + | + | + | ||||||
Жилище человека и предметы быта | + | + | + | + | + | + | ||||||
4.Историко- географический и природный компоненты | ||||||||||||
Природные богатства нашей страны | + | + | + | + | + | + | ||||||
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) | + | + | + | + | + | + | ||||||
Виды ландшафта (горы, равнины) | + | + | + | + | + | + | ||||||
5.Личностный компонент | ||||||||||||
Отношение к окружающей среде | + | + | + | + | + | + | ||||||
Забота о близких | + | + | + | + | + | + | ||||||
Проявление дружелюбия | + | + | + | + | + | + | ||||||
Умение – управлять своими чувствами, договориться | + | + | + | + | + | + | ||||||
Умение анализировать свои поступки и поступки других | + | + | + | + | + | + | ||||||
Подготовительная группа «Буратино»
Вопросы диагностики | Фамилия, имя ребёнка | |||||||||||||||||
А.В. | Б.С. | Г.К. | Д.Д. | Е.Д. | Ж.В. | Ж.А. | И.Р. | К.Н | ||||||||||
1.Родная страна: | в | н | с | с | н | н | в | с | с | |||||||||
Название страны | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Название города | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Домашний адрес | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Название достопримечательностей города | + | - | + | + | - | - | + | + | + | |||||||||
Название зеленых зон | + | - | + | + | - | - | + | + | + | |||||||||
Название улиц, площадей | + | - | + | + | - | - | + | + | + | |||||||||
2.Символика | ||||||||||||||||||
Флаг России | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Герб России | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Герб родного города | + | - | + | + | + | - | + | + | + | |||||||||
Гимн России | + | - | + | + | + | - | + | + | + | |||||||||
3.История народной культуры и традиций | ||||||||||||||||||
Народная игрушка | + | - | + | + | + | - | + | + | + | |||||||||
Народные праздники | + | - | + | + | + | - | + | + | + | |||||||||
Жилище человека и предметы быта | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
4.Историко- географический и природный компоненты | ||||||||||||||||||
Природные богатства нашей страны | + | - | + | + | + | - | + | + | + | |||||||||
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) | + | + | + | + | + | - | + | + | + | |||||||||
Виды ландшафта (горы, равнины) | + | + | + | + | + | - | + | + | + | |||||||||
5.Личностный компонент | ||||||||||||||||||
Отношение к окружающей среде | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Забота о близких | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Проявление дружелюбия | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Умение – управлять своими чувствами, договориться | + | + | + | + | + | - | + | + | + | |||||||||
Умение анализировать свои поступки и поступки других | + | + | + | + | + | - | + | + | + | |||||||||
Вопросы диагностики | Фамилия, имя ребёнка | ||||||||||||||||
М.К. | М.С. | М.А. | М.М. | К.А. | Н.Я. | О.Я. | П.К. | Р.И. | |||||||||
1.Родная страна: | н | н | в | н | с | с | с | н | с | ||||||||
Название страны | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Название города | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Домашний адрес | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Название достопримечательностей города | - | - | + | - | + | + | + | - | + | ||||||||
Название зеленых зон | - | - | + | - | + | + | + | - | + | ||||||||
Название улиц, площадей | - | - | + | - | + | + | + | - | + | ||||||||
2.Символика | |||||||||||||||||
Флаг России | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Герб России | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Герб родного города | + | + | + | + | + | + | + | - | + | ||||||||
Гимн России | + | + | + | + | + | + | + | - | + | ||||||||
3.История народной культуры и традиций | |||||||||||||||||
Народная игрушка | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Народные праздники | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Жилище человека и предметы быта | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
4.Историко- географический и природный компоненты | |||||||||||||||||
Природные богатства нашей страны | + | + | + | + | + | + | + | - | + | ||||||||
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) | + | + | + | + | + | + | + | - | + | ||||||||
Виды ландшафта (горы, равнины) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
5.Личностный компонент | |||||||||||||||||
Отношение к окружающей среде | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Забота о близких | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Проявление дружелюбия | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Умение – управлять своими чувствами, договориться | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Умение анализировать свои поступки и поступки других | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
Вопросы диагностики | Фамилия, имя ребёнка | ||||||||||||||
Р.И. | С.Д. | Т.Д. | Т.П. | У.Л | |||||||||||
1.Родная страна: | с | с | с | с | с | ||||||||||
Название страны | + | + | + | + | + | ||||||||||
Название города | + | + | + | + | + | ||||||||||
Домашний адрес | + | + | + | + | + | ||||||||||
Название достопримечательностей города | + | + | + | - | + | ||||||||||
Название зеленых зон | + | + | + | + | + | ||||||||||
Название улиц, площадей | + | + | + | + | + | ||||||||||
2.Символика | |||||||||||||||
Флаг России | + | + | + | + | + | ||||||||||
Герб России | + | + | + | + | + | ||||||||||
Герб родного города | + | + | + | + | + | ||||||||||
Гимн России | + | + | + | + | + | ||||||||||
3.История народной культуры и традиций | |||||||||||||||
Народная игрушка | + | + | + | + | + | ||||||||||
Народные праздники | + | + | + | + | + | ||||||||||
Жилище человека и предметы быта | + | + | + | + | + | ||||||||||
4.Историко- географический и природный компоненты | |||||||||||||||
Природные богатства нашей страны | + | + | + | + | + | ||||||||||
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) | + | + | + | + | + | ||||||||||
Виды ландшафта (горы, равнины) | + | + | + | + | + | ||||||||||
5.Личностный компонент | |||||||||||||||
Отношение к окружающей среде | + | + | + | + | + | ||||||||||
Забота о близких | + | + | + | + | + | ||||||||||
Проявление дружелюбия | + | + | + | + | + | ||||||||||
Умение – управлять своими чувствами, договориться | + | + | + | + | + | ||||||||||
Умение анализировать свои поступки и поступки других | + | + | + | + | + | ||||||||||
Высокий уровень -
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень -
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень -
Не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
После проведения входной диагностики среди детей седьмого года жизни (общее число 47 детей)были подведены следующие итоги.
В большей части дети показали средний уровень развития нравственно-патриотического воспитания (25 детей – 53%).
На втором месте по количеству оказались дети с низким уровнем развития нравственно – патриотического воспитания (15 детей – 32%).
На третьем месте – с высоким уровнем развития нравственно – патриотического воспитания (7 детей – 15%)
Диагностика родителей
По вопросам нравственно – патриотического воспитания
В ходе исследования опрошено 47 человек, им была предложена анкета, состоящая из 7 вопросов.
Нравственно-Патриотическое воспитание младших дошкольников
МБДОУ БГО Центр развития ребенка детский сад № 18
Воспитатель: Жукова Ирина Владимировна
"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш."(В.А.Сухомлинский)
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства привязанности к окружающим.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Младший дошкольный возраст – важный период в социально-
нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей
активно формируются первые элементарные представления о хорошем и
плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и
сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного
педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства,
представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот
моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего
нравственного развития.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая
эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу
воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно
при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно
эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу,
чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают
любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребёнком добрых чувств к
окружающим.
В младшем возрасте происходит интенсивное формирование
навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют
мотивы. Мотивация деятельности ребёнка, его поступка, отношений
способствует установлению единства между внешними формами
культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.
Поскольку дети раннего возраста оказываются способными выполнять
элементарные поручения взрослых, руководствоваться в своём поведении
правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие
мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для
сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую
деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами
интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение
окружающих, формировать нравственные мотивы – быть нужными другим
(сверстникам, взрослым).
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков?Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Такая работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.
Воспитание детей в силу возрастных особенностей, целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность взрослых часто приводит к тому, что их ребёнок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Как же воспитать маленького патриота? Это целая система воспитательного процесса:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе; организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных и т.д.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Статья "Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста"
Доклад-выступление «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».(обобщение опыта)
"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш."(В.А.Сухомлинский)Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В своей статье хотелось бы остановиться на патриотическом воспитании детей 1 младшей группы.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по которой и работает наш детский сад, основными целями и задачами по патриотическому воспитанию детей 2-3 лет является формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашей группе ведется по следующим направлениям:
- НОД
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
-взаимодействие с семьями воспитанников,
а также создание предметно-пространственной среды в группе;
Далее хотелось бы подробно остановиться на формах и методах, которые мы используем в работе с детьми младшего дошкольного возраста, решая вопросы патриотического воспитания.
В течении всего года с детьми проводятся беседы:
«Моя семья», «Праздники в моей семье», «Я и мое имя», «Что значит любить родителей», «Как зовут маму, папу, сестренку…», «Какие они…», беседы с детьми о папах в преддверии праздника Дня защитника Отечества, беседы о мамах к 8 марта.
На группе собран большой материал по теме «Семья» - это подборки пословиц и поговорок, потешек, закличек, песенок, загадок, стихов.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», «Уважай старших»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.
В первой младшей группе используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя».
С детьми проводятся дидактические игры: «Чья мама?», «Вежливые слова», «Полное и неполное имя», «Ласковые слова для мамы», «Чей малыш».
Широко применяется разыгрывание различных ситуаций по теме «Семья». «День рождения», «Ссора», «Как помириться», «Как поднять настроение маме», «Вечер в семье», что создает предпосылки к формированию сюжетно – ролевой игры.
Игровая ситуация «Семья» - самая любимая детьми. Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. В игре дети имеют возможность примерить к себе разные роли и приобрести соответствующий социальный опыт.
Теме «Семья» в нашей группе уделяется большое внимание и реализуется она также и в художественном творчестве: лепке, рисовании, аппликации - наших любимых видах деятельности с детьми. Дети готовят рисунки, подарки для мам, пап, бабушек и дедушек и затем организуются выставки
В рамках тематической недели «Народная игрушка», на нашей группе был проведен проект по ознакомлению детей с народно-прикладным творчеством. В ходе проекта дети познакомились с народными игрушками.
Народная игрушка в детском саду – больше, чем просто игрушка. Она выполняет еще ряд дополнительных функций: воспитывает любовь к традициям, сближает с народным материалом, передает образы естественными, такими, какие они есть – без излишеств и прикрас.
По теме семья нами собран большой материал – картотеки пальчиковой гимнастики, физкультминуток, утренних зарядок.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
А это вся моя семья!
Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Нами был разработан комплекс мероприятий по взаимодействию с семьями в рамках решения проблемы по патриотическому воспитанию детей нашей группы.
-Родительское собрание «Роль отца и матери в воспитании самостоятельности у детей».
-Консультации «Нравственное воспитание детей», «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».
-Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?»
Традиционными стало проведение в нашем ДОУ конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту. «Трудовой десант» на участок детского сада «Сделаем прогулку интересней».
Совместное творчество в изготовлении поделок к различным конкурсам, которые проводятся в группе и в ДОУ. Это и конкурс «Дары осени», конкурсы поделок новогодней тематики и мн. др. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
В рамках тематической недели «Моя семья», на группе был организован творческий конкурс стенгазет «Мама, папа, я – дружная семья». Были проведены беседы с использованием представленного родителями материала. Дети с удовольствием рассматривали фотографии своих родных, рассказывали о своей семье.
Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание предметно – пространственной среды в ДОУ.
Центр социально-эмоционального развития.
Совместно с родителями в группе был оформлен центр «Моя семья», в котором собраны семейные фотографии воспитанников, а также есть один большой альбом с фото. Рассматривая с детьми альбом в свободной деятельности, мы развиваем речь, учим узнавать свой дом, любимые места отдыха, знать свое имя и членов своей семьи.
Центр книги.
Тематическая выставка художественной литературы о семье.
Центр игры.
В первой младшей группе особую роль играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми куклами, машинками.
Совместно с родителями пополняется кукольный уголок: атрибуты для игровых действий с куклами; атрибутика для создания интерьера и другое.
Центр конструирования.
В центре конструирования детям предлагается различный конструктор, схемы построек по теме «Семья»: «Построй свой дом», «Мебель для куклы» и т.д.
В ходе проделанной работы по патриотическому воспитанию видны первые результаты. Дети больше знают о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Совместная деятельность детей и родителей способствует укреплению детских – родительских отношений. Родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание младших дошкольников
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, детскому саду, родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.
Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д. рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
Все задачи нравственно - патриотического воспитания, решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками.
Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения
к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это
корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям. Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было как можно больше.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Родной город… Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины; здесь живут, совместно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей. В процессе работы познакомить детей с родным краем через природу, художественную литературу, иллюстрации, наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). Важное место в нравственно - патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателей и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательной образовательной работы.