Причины для использования информационных технологий в образовании. "применение икт в воспитательной работе". Просмотр содержимого документа «"Применение ИКТ в воспитательной работе"»

2.2 Информационные технологии в воспитательном процессе

В последнее время новые технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребности повлияли на человеческие ценности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал, широко использоваться человеком во многих направлениях студенческая среда не стала, исключением. Во многих учебных заведениях сегодня успешно решают эту проблему, но стандартизации в использовании информационных технологий до сих пор не существует. То есть каждый идет своим путем.

С одной стороны, представленный отчет представляет собой проект исследования, в котором сочетаются формативные и итоговые аспекты оценки. Таким образом, он предоставляет информацию об эффективности применяемой концепции; Однако, ввиду отсутствия группы сравнения, невозможно сделать заявление об эффективности с точки зрения сравнительной оценки различных механизмов обучения. С практической точки зрения, в докладе содержатся интересные указания на проблемы, процессы и трудности при реализации финансируемой государством программы в контексте развития высшего образования.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся и учета их личных особенностей до досуговых занятий и игр. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения и воспитания.

Информатизация в воспитательном процессе происходит по следующим направлениям: самосовершенствование личности, организация досуга, телекоммуникации, СМИ. В качестве практической реализации использования ИКТ в процессе воспитания предложена программа воспитания заместителя директора по УВР Татьяны Бобровской профессионального училища № 6 города Иркутска.

В исследовании приняли участие более 100 избранных преподавателей в европейских компаниях, из которых 50 участвовали в исследовании. После предварительного тестирования с выбранными контактами состоялось двухэтапное письменное обследование, на которое совещание экспертов рассмотрело результаты. Основное внимание в исследовании уделяется шести тематическим областям.

Стратегия развития Обучение Дизайн Дидактика Организация Обучение и преподавание Культура Образование Экономика Технология. По существу, важность отдельных тем и их временная реализация были исследованы в соответствующих областях. В то же время эксперты высказали свое мнение по самым серьезным проблемам. Отдельные темы были подробно обсуждены на совещании экспертов.

Первое направление в училище хорошо отражено в программе воспитания «Я - гражданин России». Где главное в ней - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Для педагогов важно воспитать не стороннего наблюдателя, а деятельного гражданина своей страны. И формируя его, педагоги, прежде всего, должны видеть в нем человека. Ведь с педагогической точки зрения гражданин - самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Программа включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Живя и работая в студенческой демократической республике, ребята получают опыт общественной деятельности.

В заключительном докладе, представленном здесь, будут подробно представлены результаты исследования тенденции. Будет показано, какие основные проблемы управления образованием будут в течение следующих нескольких лет, какие темы, как правило, занимают заднюю позицию и какие темы обсуждаются по-разному.

Традиционные академические ценности и практика все чаще сталкиваются с многочисленными требованиями современного общества знаний, а также создают европейскую область высшего образования в рамках реформы в Болонье, интеграцию новых технологий в академические учебные процессы или изменение потребностей учащихся и предпосылки.

Элементы воспитательной программы отлично просматриваются во втором направлении информатизации, который можно подразделить на следующие этапы.

1. «Я и Я». Здесь происходит формирование гражданского отношения к себе.

2. «Я и семья». Формируется гражданское отношение к своей семье. В училище работа с родителями ведется планомерно и постоянно, потому что все начинается с семьи. Также в училище широкое распространение получил проект «SMS-дневник». Это информационная система, которая позволяет училищу передавать все необходимые сведения родителям учащихся. «SMS-дневник» сигнализирует об отсутствии ученика в училище, о событиях в учебном заведении, об экскурсиях, об изменениях в расписании уроков, о посещении предстоящей вакцинации, культурных и спортивных мероприятиях, о достижениях и успеваемости ученика, о проводимых дистанционных конкурсах и олимпиадах и так далее. Родителям система дает возможность принимать активное участие в воспитании и образовании своих детей, предотвращает так называемый нерегулярный подход ребят к учебе, обеспечивает своевременной информацией о событиях; устанавливает и налаживает гибкий контроль за отношением ребенка к учебе. Проект позволил значительно упростить работу педагога по воспитанию учащихся. Теперь учитель может достичь на этом поприще гораздо более ощутимых результатов, так как «SMS-дневник» систематизирует ежегодную программу обучения и делает ее более автоматизированной. Система позволяет легко вносить изменения и дополнения в установленный курс обучения, быстро предупреждает родителей о возникших проблемах с ребенком, сокращает расход времени на повторение общей информации родителям; устанавливает лучшую связь с семьей. «SMS-дневник» не только позволяет более качественно включить родителей в воспитание и образование их детей, но и улучшает информационную грамотность в системе образования, способствует процессу информатизации образовательной системы, улучшает ее статистический мониторинг, а также создает предпосылки для электронного и дистанционного обучения. Благодаря данному проекту учащиеся приняли активное участие в самых различных дистанционных мероприятиях - «Эйдос», «Сибирячок», «Нерпенок», «Snail», «Золотое перо» и так далее.

После описания брифинга о значимости разбора. В приложении в конце документа содержится подробная документация ключевых элементов дизайна моделирования. Информационные и коммуникационные технологии могут обогащать и совершенствовать преподавание в университетах посредством инновационных дидактических концепций и методов. В зависимости от целей, дисциплины и организации, различные возможности открываются для внедрения технологического обучения. Однако для того, чтобы проектировать эти сценарии с помощью инновационных методов, новые требования предъявляются к учителям.

3. «Я и культура». Формирует отношение к искусству посредством воспитания у детей чувства прекрасного, развития их творческого мышления, художественных способностей, формирования эстетических вкусов, идеалов, понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

С целью активизации творческой активности детей были организованы и проведены конкурс рисунков в программе Paint по теме «Золотая осень», конкурс новогодних открыток; конкурс электронных фотографий «Эти забавные животные». В результате удалось привлечь к участию в конкурсах 125 человек. Также ребята становились победителями, призерами и лауреатами на уровне района. Как показывает опыт участия в подобных мероприятиях, они просты и поэтому интересны подросткам. А чтобы привлечь учащихся и заинтересовать их в более глубоком изучении возможностей компьютерной техники, запланированны конкурсы типографики (оригинального представления какой-либо фразы в ее осмысленном оформлении) и сканографии (получения графического изображения предмета с помощью сканера).

Это не только включает в себя возможность обслуживания цифровых медиа и инструментов. Скорее, в первую очередь это касается компетенции внедрять инновационные методы обучения и обучения, которые могут быть реализованы на основе информационных и коммуникационных технологий.

Обучающий дизайн: проектирование обучающих сред на основе электронного обучения в колледжах и компаниях. Основное внимание уделяется дидактике, потому что электронное обучение будет успешным только в долгосрочной перспективе, если есть дидактическая добавленная стоимость и, в конечном итоге, внедрен педагогический инновационный потенциал. Поэтому в этом отчете о работе следует сосредоточиться на этом центральном измерении внедрения, чтобы разъяснить электронное обучение с дидактической точки зрения и дать общий обзор теории построения и проектирования в университетах и ​​компаниях.

4. «Я и училище». Здесь происходит формирование гражданского отношения к училищу через формирование у детей осознания принадлежности к коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы.

5. «Я и мое Отечество». Этот этап связан с формированием гражданского отношения к Отечеству через развитие общественной активности подростков, воспитанием в них сознательного отношения к народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности Отчизне. В его рамках проведена серия мероприятий по плану воспитательной работы. За последние два года начала формироваться база данных результатов и анализа участия учащихся и учителей в конкурсах. Это позволяет регулярно отслеживать интерес к подобным мероприятиям и наглядно наблюдать, как растет заинтересованность в них педагогов и учащихся. Третье направление (телекоммуникация) в училище развивается в плане создания сетевых проектов и видеофильмов, организации работы электронной почты, осуществления интернет-связи. Сетевые (телекоммуникационные) проекты используются в виде игр-соревнований между группами учеников с использованием электронной почты для связи. Участие в них стимулирует интерес к изучаемым в рамках программы предметам и использует сравнительный аспект обучения, повышает активность и самостоятельность учеников при выполнении заданий, при работе с литературой, развивает и совершенствует письменную речь, позволяет проявить свою индивидуальность, самореализовываться в творчестве. Главное назначение проектов - служить средством для саморазвития детей, соревновательная же сторона имеет вторичное значение.

В центре внимания исследовательского проекта лежит вопрос о том, как устойчивость электронного обучения может быть достигнута как инновации в высшем образовании, в частности, какие факторы положительно влияют на устойчивое осуществление. В предыдущих рабочих отчетах была разработана справочная база для их достижения на основе исследований литературы и экспертных исследований и подтверждена в последующем исследовании Дельфы. Кроме того, была разработана модель типологии стратегии для внедрения электронного обучения в университетах.

Третье направление информатизации воспитательного процесса - это работа со СМИ. И здесь в качестве самого красноречивого результата нашей деятельности можно представить газету «Вслух», электронная версия которой размещена на сайте училища: www.beloruhilihs.ru. Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в училище значительно улучшилась материально-техническая база, повысился интерес учителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в участии во всероссийских, областных, районных, дистанционных олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учащегося. Продемонстрированные методы и формы работы - неотъемлемая часть сопровождения воспитательного процесса.

В этом рабочем докладе рассматриваются разработанные эталонные рамки, включая аспекты устойчивости и факторы, разработанные в процессе, на основе отдельных тематических исследований. Кроме того, модель разработанной стратегии стратегии анализируется на основе рассмотренных здесь тематических исследований, проверенных на предмет применимости и модифицированных на основе результатов. Важность быстрого развития информационных и коммуникационных технологий для высшего образования вызвала оживленную дискуссию в университетах и ​​о них в течение нескольких лет.


Которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности. Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих: 1. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование...

Многие эксперты в области образования видят большой потенциал в обновлении традиционного высшего образования для использования новых средств массовой информации, но некоторые предупреждают против недальновидной коммерциализации высшего образования посредством виртуальных учебных программ.

Даже оптимистичные оценки показывают, что в настоящее время значительно меньше 10% университетских мигрантов используют электронное обучение в обучении. В результате электронное обучение далеко не входит в университетскую жизнь и до сих пор является чем-то новым для многих преподавателей. Это особенно тревожно, поскольку большие суммы денег были потрачены на использование электронного обучения в высших учебных заведениях. Поэтому государственное финансирование многих проектов неуверенно в поэтапном отказе и продолжении и будущем.

В ходе исследования проводились различные занятия, игры, конкурсы для достижения цели эксперимента. Учащиеся сами составляли задания и выполняли проекты. Приведем примеры использования инновационных технологий в целях развития творческих способностей учащихся. Примеры заданий, составленных студентами в ходе выполнения проекте: Задание 1. Изучить устное народное творчество (пословицы) о труде и...

В этом отношении существуют две проблемы, вызывающие озабоченность в отношении устойчивости электронного обучения: как можно сохранить существующие инициативы электронного обучения в долгосрочной перспективе? Использование новых средств массовой информации в университете - это тема, которая привела в движение в последние годы многочисленные импульсные программы и рекламные мероприятия в секторе высшего образования. За большие деньги были реализованы многочисленные пилотные проекты. Сегодня это развитие находится на перепутье: либо электронное обучение все чаще становится частью учебного процесса высшего образования, либо электронное обучение остается иностранным органом, а образовательное кладбище расширяется до электронного обучения в дополнение к школьному телевидению, программному обучению и языковой лаборатории.






Все эти группы занятий, на основе интеграции деятельностей: сделай, посмотри, послушай. Рис. 1. Структура процесса воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования Творчество - компонент внеучебной деятельности, отражающий оригинальность продуктивной созидательности, уникальных индивидов, участников внешкольных...

Критики предупреждают о повреждении здоровья лейкемией и опухолями

Поскольку многие программы финансирования скоро истекут, этап устойчивого внедрения стал обязательным условием для инициатив электронного обучения. В связи с распространением планшетов и смартфонов учитываются не только компьютеры и ноутбуки, но и «небольшие мобильные устройства».

«Дети особенно чувствительны». Поэтому он требует защиты детей от радиации радиосетей. Мы ничего не имеем против компьютеров в школе. Но, пожалуйста, подключите кабель, а не беспроводное соединение. Это противоречит Федеральному ведомству по охране окружающей среды, которое рассмотрело для отчета радиационное облучение населения мачт мобильных телефонов. Это было мало, никаких рисков для здоровья не было. Федеральный отчет является ссылкой на реализацию учебной программы 21, которая возложена на кантональные отделы образования: «При оценке аспекта здоровья мы рекомендуем кантонам следить за оценкой Бафу», - говорит Маркус Вилли, глава Швейцарского управления информационных технологий.

МОУ «Каменская общеобразовательная средняя школа №2 с гимназическими классами»

ТЕМА: «Применение ИКТ в воспитательной работе»

Подготовила:

Заместитель директора по ВР

I квалификационной категории

Артюхова Т.Н.

Каменка 2014

Введение

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий воспитания, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в воспитании, а неотъемлемой частью целостного воспитательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Самые популярные комментарии читателей

Дискуссия о возможных вредных для здоровья эффектах облучения для студентов важна и должна быть проведена, говорит Вилли. В конце концов, еще раз хорошо изучите немецкий язык и математику для детей, достаточно грустно, если из 10 школьников, ровно половина возраста не может пересказать таблицы умножения. Компьютерного зала достаточно, и все же у каждого есть Интернет дома, чтобы проводить исследования. Следуя постоянно расширяющемуся количеству цифровых устройств, особенно мобильных устройств, с приложениями, которые теперь позволяют нам удовлетворить любые наши потребности, в последние годы мы стали свидетелями существенного изменения социальных отношений, которые оживают и развиваются в Сети.

Современный этап развития образования тесно связан и невозможен без широкого использования современных информационно – коммуникационных технологий. Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня образования в стране. Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда идет массовая компьютеризация всех образовательных учреждений, современный учитель не должен отставать от научно-технического прогресса, учителю необходимо уметь владеть компьютером и применять ИКТ в своей профессиональной деятельности. Объектом исследования является использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. Предмет исследования - использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе. Цель исследования - определить роль использования ИКТ как средства повышения качества воспитательной работы в школе. Из цели исследования вытекают его основные задачи: 1. Рассмотреть информационно-коммуникативные технологии как одну из основ воспитательной работы в школе. 2. Рассмотреть виды ИКТ, используемые в воспитательной работе школы. 3. Рассмотреть формы организации работы с использованием ИКТ. 4. Определить значение ИКТ в воспитательном процессе на примере собственного опыта.

Социальная сеть и все мобильные технологии фактически могут быть определены как открытые пространства, где, как представляется, неформальная сфера, которая разрушила социальные иерархии и способствовала диалогу в пространстве, возникающем в результате технологической практики в ежедневное действие, тем самым увеличивая возможность прямого подключения, немедленного получения информации и обеспечения охвата в режиме реального времени. Очевидно, что по мере того, как отдельные лица перетаскиваются в виртуальную навигацию, они одновременно живут больше пространства: физическое и цифровое; в результате этой «цифровой революции» открылось окно в мире: оно выходит за пределы смысла этого места и связи с тем, где он отклоняется благодаря непрерывному диалогу между реальным и виртуальным.

Гипотеза исследования: активное использование ИКТ в воспитательной деятельности способствует повышению продуктивности формирования всесторонне развитой личности ученика. Структура работы . Структура работы определена ее предметом и объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Последние не кажутся более раздельными, но взаимосвязанными; то, что на самом деле сублимируется в виртуальную реальность, которая охватывает все в пределах экрана, предназначенного как место интерактивности: Существует модель реальности, принцип реальности, который был и они могут быть разобраны очень быстро. На самом деле это своего рода строительство, которое рухнуло под воздействием современных технологий, особенно новых технологий.

То, что называется виртуальной реальностью, несомненно, носит общий характер и в некоторой степени поглощается, заменяется реальностью, поскольку практически все является результатом вмешательства, подвержено различным операциям. Короче говоря, все может быть выполнено на самом деле, даже вещи, которые ранее были противопоставлены друг другу: с одной стороны, существовал реальный мир, а с другой - нереальный, мнимый, сон и т.д. в виртуальном измерении все это поглощается в равной мере, все, что совершается, чрезмерно осознано.

    1. Современные информационные технологии в воспитательном процессе

Технология в переводе с греческого означает "искусство", мастерство, умение. Технология изменяет исходное состояние объекта. Впоследствии термин "технология" перешел в сферу обработки информации, в которой объектом является не материальный, а информационный продукт.

Таким образом, Сеть обеспечивает инфраструктуру, в которой каждый может дать видимость своим идеям: появляются новые формы участия и социальной организации, которые способствуют решительному участию, гражданскому и местному духу: мы поэтому находимся в сфере электронное участие или участие, которое дает гражданину возможность участвовать в выборе по интересующим его темам. Рассматривая эти новые формы участия, мы понимаем, как способы политического дискурса должны измениться, как на практике, так и на языке; Фактически, как утверждает Дженкинс, политические действия и, таким образом, участие, организуются с помощью новых форм цифровой демократии.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации. Современные информационные технологии это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

Компьютерные учебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы, программные средства учебного назначения, контролирующе–обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие – программное средство учебного назначения.

Таким образом, современные информационные технологии - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под современными информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Современные информационные технологии повышают познавательный интерес учащихся в учебной деятельности.

Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи информации, который соответствует качественно новому содержанию воспитания и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Основной вопрос компьютеризации образования и воспитания - это вопрос о реформаторской роли компьютеров в учебном процессе. Если видеть в них только еще один из видов ТСО, пусть даже самый эффективный, никакой реформы не получится. Компьютеризацию нужно рассматривать как явление парадигмального характера. Компьютер знаменует собой начало новой эры - эры безбумажной цивилизации и машинной обработки знаний .

Любая методика работы с аппаратурой должна учитывать ее возможности и конструктивные особенности. В нашем случае крайне важно учитывать параметры не только уже имеющейся, но и, по возможности, техники завтрашнего дня. Тенденции развития компьютерной техники, просматривающиеся в литературе, дают основание предположить, что в ближайшее время развитие компьютеров будет происходить по традиционной схеме, т.е. в идеологии самого компьютера как технической системы, и в основных подходах к его использованию коренных, принципиальных изменений не ожидается.

Развитие программного обеспечения приблизило компьютер к человеку, сделало возможной работу на компьютере без обязательного обращения к языкам программирования, тем самым вовлекло миллионы людей в круг активных пользователей компьютерной техники. И теперь будущее компьютерной цивилизации зависит уже не от технических возможностей аппаратуры (хотя и этот аспект сохраняет определенную значимость), а от психологии массы людей, сидящих перед мониторами индивидуальных ПК, и от того, на решение каких задач направит человечество всю мощь арсенала компьютерных технологий. Из всего круга возможностей, предоставляемых компьютерной техникой, особое значение приобретают сетевые технологии .

Все, что касается компьютерной поддержки воспитательного процесса и компьютеризации различных видов деятельности, нужно давать всем, в хорошем объеме и очень целенаправленно. Любой добросовестно работающий учитель всегда сам готовил для мероприятий сценарии и необходимые материалы. В новых условиях он должен быть подготовлен к самостоятельной разработке и изготовлению компьютерных материалов. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что речь идет прежде всего не о больших программных продуктах, имеющих коммерческую значимость, а о рабочих материалах, используемых конкретным педагогом при проведении мероприятий .

1.2 Основные направления внедрения ИКТ в воспитании

Компьютеризация воспитательного процесса относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в воспитательный процесс:

Использование компьютерной техники в качестве средства воспитания, совершенствующего процесс, повышающего его качество и эффективность;

Использование современных информационных технологий в качестве инструментов воспитания, познания себя и действительности;

Рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

Использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

Использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

Интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и воспитательным процессом на основе использования системы современных информационных технологий .

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного воспитания:

Вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

Трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

Комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

Графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

Моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений .

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы воспитания. Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса и повышение качества воспитания на всех ступенях образовательной системы. Основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1) Интенсификация всех уровней воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

    повышение эффективности и качества процесса воспитания;

    повышение активности познавательной деятельности;

    увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

    развитие различных видов мышления;

    развитие коммуникативных способностей;

    формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

    эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

    формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

    развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

    формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

    подготовка информационно грамотной личности;

    подготовка пользователя компьютерными средствами;

    осуществление профориентационной работы в области информатики .

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс воспитания, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.

Широкая познавательная направленность формируется всем ходом воспитания в школе. Познавательные интересы, как более глубокие, требуют для своего формирования особой работы. Еще более кропотливого труда требует воспитание мотивов самообразования.

Применение ИКТ совершенствует все виды воспитательной деятельности. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, у него, безусловно, совершенствуются и познавательные мотивы - интерес к способам добывания информации. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников. Проблемные формы воспитания сопровождаются ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности .

В последние годы дидакты подчеркивают необходимость оптимального сочетания разных методов, что позволяет раскрыть школьникам новые знания в виде проблем и в то же время не упустить отработку у учащихся приемов и способов работы до уровня навыков и умений. С психологической точки зрения сочетание методов нужно и для формирования разных видов мотивации школьников.

Внедрение современных информационных технологий в образование дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации воспитательного процесса. При выборе необходимо учитывать их соответствие индивидуальным качествам учащихся и специфическим особенностям конкретных целей воспитания .

В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование современных информационных технологий в воспитательном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы деятельности, а также способствует повышению интереса учащихся.

2. Формы применения ИКТ в воспитательном процессе на примере собственного опыта

Приоритетной целью воспитательной работы МОУ «Каменская общеобразовательная средняя школа №2 с гимназическими классами» является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Среди целей деятельности школы, обозначенных в Программе развития школы, одна из основных – развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса. Вышеизложенные цели направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.

Необходимость использования компьютерных технологий в воспитании очевидна и неоспорима. Воспитательный процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с учеником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.

Для того, чтобы включить новые возможности современности в хорошо усвоенные нами схемы, обратимся к уже известным понятиям, от которых мы отталкиваемся. В первую очередь – это цели воспитательной работы. Мы, как и многие учебные заведения, определяем её через виртуальное понятие «модель идеального выпускника»: наш выпускник может обладать, к примеру, следующими качествами:

    активная жизненная позиция;

    созидательная ценностная направленность;

    стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);

    умение эффективно взаимодействовать с людьми;

    творческое отношение к действительности.

То обстоятельство, что нашим детям придётся жить и реализовывать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о формировании у наших выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их. Поэтому необходимо переосмысление образовательных моделей, переход от моделей «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества) , к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение) .

С целью повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Критерии эффективности:

    экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);

    компактность (возможность накапливать информации на дискете, исключая накопление папок с информационным материалом);

    наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;

    возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);

    возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности.

На основе работы в области применения ИКТ в воспитательной работе с детьми можно отметить ряд условий эффективности:

    материально – техническое обеспечение;

    наличие подготовленных преподавателей;

    работа школы в едином ключе;

    наличие группы единомышленников – энтузиастов;

    возможность выбора видов деятельности и их смена;

    демократичность методов педагогического руководства;

    соответствие целей развитию личности каждого школьника.

Работа школы в едином ключе

В данном случае имеется в виду согласованность, направленная на освоение и внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс школы. Очень важно, чтобы большая часть педагогов осознавала необходимость изменений методов обучения и воспитания. Информатизация учебно-воспитательного процесса не должна замыкаться на кабинете вычислительной техники.

Наличие группы единомышленников – энтузиастов.

Любое нововведение требует большой отдачи сил, времени, а также апробирования алгоритма действий в новой практике. Информационно – коммуникационная технология требует развития и оформления. Необходимо так называемое «ядро», целенаправленно распространяющее новшество. У «ядра» есть ряд характеристик: интенсивность его деятельности, авторитетность, масштабность активности. Важно эмоциональное заражение учителей и учащихся через яркие образцы реализации ИКТ. Увидев яркие примеры применения ИКТ, у коллег возникает желание сделать так же и лучше. В настоящее время у многих учителей школы есть ПК. Многие пробуют свои силы, используя ПК в урочной и внеурочной деятельности.

Возможность выбора видов деятельности и их смена

Выбор – осуществление человеком возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. Без выбора невозможно развитие индивидуальности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора. Разнообразные варианты использования ИКТ предлагают широкое поле для проявления себя, своего творчества.

Демократичность методов педагогического руководства

Применение ИКТ является критерием опытности и профессионализма педагогов – воспитателей. Необходимо понимать, что ИКТ не панацея, способная справиться с любыми педагогическими задачами. Просто ИКТ – это средство (не единственное) повысить авторитет и значимость педагога в глазах воспитанников.

Соответствие целей развитию личности каждого школьника

Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, самостоятельность, уверенность в себе, готовность к принятию решений, способность к самореализации, инициативность, целеустремленность, рефлексию.

Структура информатизации воспитательного процесса.

Школа живёт традициями. Но для поддержания их сегодня требуются либо новые формы, либо новое содержание, либо же новые технологии работы. Поэтому в организацию воспитательных мероприятий (в том числе и традиционных) прочно входят информационные технологии. Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда в программах Microsoft Power Point и Photo Story, выполненных с применением компьютера. Использование цифровой камеры позволяет пополнять видеоархив школы качественными материалами и готовить уникальные подборки материалов.

Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Уже привычным стало использование электронных презентаций для проведения родительских собраний и конференций, творческих отчетов школы перед родителями. Было бы здорово, если бы на сайте школы начал работать раздел «Для Вас, родители».

Организация каникулярной занятости учащихся сегодня в нашей школе просто невозможна без ИКТ. Начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовки Программы смены и сопровождающих документов, заканчивая отчётностью по окончании работы лагеря и ведением персонифицированного учёта занятости детей в каникулы. А применение фотоаппарата и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера делают отдых детей в лагере разнообразным, интересным и полезным.

Профилактическая работа в школе напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.

При организации физкультурно-оздоровительной работы потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.

Соуправление ученическое и родительское также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Работа по соуправлению включает не только использование электронных презентаций при проведении собраний. Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, своевременное информирование участников ОП о деятельности и результатах работы – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ.

Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы в школе, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.

При использовании ИКТ следует выделять несколько направлений деятельности школы в процессе информатизации воспитательной работы:

    компьютерное сопровождение воспитательной работы как средство реализации новых педагогических технологий;

    использование информационных технологий статистической отчетности, создание банка данных об учащихся, родителях и др.;

    электронный документооборот;

    инструмент контроля, учета, мониторинга воспитательного процесса;

    средство коммуникации и педагогического просвещения родителей;

    профориентация учащихся;

    издательская деятельность, качественно новый вид наглядности.

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий). Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций.

К такой деятельности относятся классные, информационные часы «Это интересно» с использованием презентаций, составленными либо учителем, либо учащимися, ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий с использованием презентаций, выпуск информационных буклетов, подготовка музыкального сопровождения всех школьных мероприятий происходит через компьютер. Все материалы школьных мероприятий обрабатываются, систематизируются в папки. Работа школьного пресс-центра. И здесь нужно сказать, что учащимися нашей школы в настоящий момент ведется активная подготовка по созданию школьного печатного издания. Ведутся видеосъемки мероприятий. Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного школьного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.

Ученическое самоуправление также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Работа включает не только использование электронных презентаций при проведении собраний и заседаний. Подготовка опросных материалов и бланков анкет, обработка информации, её дальнейшее транслирование (через печатную газету), выпуск стендового материала: стенгазеты, информационных листов, плакатов. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:

    Поиск информации в сети Интернет.

    Составление сценария

    Озвучка мероприятия

    Репетиционный процесс

    Анализ проведенного мероприятия

Особенно хочется остановиться на применении в своей работе ИКТ классными руководителями. В школе ведется активная работа по освоению компьютера и навыков работы с Интернетом классными руководителями. Проводятся педсоветы и семинары с использованием ИКТ. Ведение школьной документации (составление списков учащихся, учет занятости учащихся в кружках, учет посещаемости учащихся, отчеты по ВР за четверти) практикуется в школе уже не один год.

При анкетировании, тестировании учащихся (выявление уровня воспитанности учащихся, профориентация, отношение к табакокурению, употреблению спиртных напитков и др.) используется много интересных современных методик, взятых из Интернета и приспособленных под нашего ученика, обработка некоторых анкет ведется с помощью компьютера.

С использованием ИКТ стало проще работать с портфолио класса (контрольный список учащихся, социальный паспорт класса, характеристики учащихся, таблица социальных категорий учащихся и др.) В школе ведется работа по накоплению сценарного отдела в электронном виде, что гораздо облегчает работу по составлению сценариев к:

Общешкольным вечерам

Классным часам

Диспутам, дискуссиям

Круглым столам

КТД

Постепенно внедряем ИКТ в работу с родителями. Проводятся общешкольные родительские собрания с использованием презентаций, проведение родительского лектория с использованием компьютерной наглядности позволяет эффективнее проводить профилактическую работу. Привлекаем родителей к созданию видеоматериалов, проводим анкетирование, тестирование родителей.

Огромную роль использование ИКТ играет в работе заместителя директора по ВР, педагога-организатора. Если педагог-организатор для меня является моей правой рукой, то компьютер левой. Без него в современной школе немыслим:

    Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам и другим ресурсам сети Интернет.

    Документооборот, работа с электронной почтой.

    Аналитико-прогностическая функция, которая подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие.

    Аналитическая деятельность (анализ проведенных мероприятий, акций, операций, посещенных классных часов)

    Ведение документации (разработка положений к мероприятиям, составление локальных актов по ВР, отчетность, планирование)

    Составление информационного материала (информация для учащихся, классных руководителей, родителей)

    Работа с цифровым фотоаппаратом, цифровой видеокамерой.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в нашей школе значительно повысился интерес учителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учеников.

Каждый год наши ребята принимают участие в ряде районных и городских конкурсах с применением ИКТ (литературные праздники, конкурсы Web-сайтов по различным направлениям, фотографий, видеороликов и др…) Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, и их родителей.

В будущем в школе планируется:

    Осуществлять аналитико-прогностическую деятельность через использование тестов.

    Активное использование ИКТ при работе пришкольного лагеря.

    Организация общешкольных конкурсов компьютерных презентаций.

    Проведение классных собраний с использований презентаций, где указывается рейтинг участия детей в различного рода мероприятиях, в учёбе и т. д.

    Работа детей по выносу информации на сайт школы, в том числе и о работе школьной организации.

    Создание электронного портфолио ученика.

Заключение

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Ныне компьютер стал незаменимым инструментом для преподавателя, классного руководителя, администратора, библиотекаря и, главное, ученика.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность и доступность.

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. За последние несколько лет ИКТ утвердили свои позиции в образовательном процессе - нет педагога, который не пользовался бы компьютером при подготовке мероприятий. Но возможности ИКТ в воспитательной работе с детьми пока еще не исчерпаны. Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет.

Процесс распространения воспитательной инновации не есть поток, плавно набирающий силу. На пути такого потока водовороты, мели, засушливые времена, дожди... Но как в любом неравномерном процессе есть узловые моменты, определяющие, что происходит с нововведением на данном отрезке времени.

Самый существенный фактор, с которым должны считаться при использовании ИКТ в системе воспитания, это человек. Основой развития общества выступает человек, соответственно главным принципом воспитательной системы является создание условий для развития индивидом своего потенциала. Личностный потенциал наиболее полно проявляется в профессиональной подготовке. Всеобще известно, что на рынке профессий все чаще одним из требований при приеме на работу является свободное владение ПК. Значит, есть и жизненно важная необходимость применения ИКТ. Имеет место влияние ИКТ на развитие личности, профессиональное самоопределение и самостановление. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства общения, воспитания, профессионального определения, интеграции в мировое сообщество.

Литература