Семейно бытовые конфликты примеры. Семейные конфликты

Конфликты сопровождают каждого человека в течение всей жизни. Конфликты в семье представляют собой особую проблему, ведь их участниками становятся самые близкие и родные друг другу люди.

Возникновение семейных конфликтов связано с рядом причин. Часто их невозможно избежать или полностью устранить, но столкновения подобного рода необходимо выводить на конструктивное разрешение, поэтому важно понимать истинную причину конфликта.

Наибольшую распространенность получили следующие причины конфликтов в семье:

  • супруги имеют разные взгляды на семейную жизнь;
  • один из членов семьи (в некоторых случаях оба) имеет вредную привычку или зависимость, например, алкоголизм, наркомания и т.д.;
  • уличение супруга или супруги в неверности;
  • накопившаяся неудовлетворенная потребность, например, в совместном времяпрепровождении;
  • материальные и жилищные проблемы;
  • неуважительное отношение к родственникам;
  • нежелание вести общее хозяйство, помогать в домашних делах;
  • отказ от участия в процессе воспитания детей;
  • неуважение по отношению друг к другу;
  • разные духовные, социальные и религиозные интересы;
  • темпераментные рассогласованные особенности;
  • эгоистические тенденции в поведении;
  • ревность.

Это основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи. Бывают исключительные случаи, их относят к категории «особых», когда конфликты возникают ввиду других факторов, но явление это редкое.

Тип темперамента

Каждый человек наделен определенным типом темперамента, хотя правильнее говорить об определенной комбинации, в которой один из типов доминирует, а остальные находятся «на вторых ролях», но в той или иной степени способны проявляться в поведении.

Семья – это всегда несколько человек, каждый из которых имеет определенный темперамент. Удачное сочетание темпераментов людей, создающих семью, позволяет устанавливать гармоничные отношения (хотя и они не смогут обойтись без некоторых столкновений). Но люди с полярно разными темпераментными свойствами обречены на частые семейные конфликты.

Типы темперамента и поведение в семье можно охарактеризовать следующими фактами:

  1. Холерики не терпят однообразия и рутины, им быстро надоедает семейный быт, именно это и становится основной причиной разногласий. Холерики вспыльчивы, эмоциональны. В порыве гнева они способны кричать на собеседника (которым зачастую является супруг или супруга), оскорблять, а через небольшой промежуток времени забыть о своих словах и требуют того же от оппонента. Любая критика в адрес холерика провоцирует скандал.
  2. Флегматики уравновешенны и спокойны. При возникновении конфликта предпочитают промолчать и оставаться невозмутимыми. В редких случаях флегматики способны спровоцировать столкновение. В домашних делах они медлительны. Флегматики – это консервативные люди, для которых любые новшества становятся настоящим испытанием. Личности с таким типом темперамента стремятся как можно чаще оставаться в одиночестве, а их эмоциональные проявления крайне скудные, что и вызывает от супруга или супруги негодование.
  3. Меланхолики очень ранимы и впечатлительны. Замкнутые, застенчивые и стеснительные меланхолики обладают слабой волей и низким уровнем стрессоустойчивости. Для них любые перемены крайне болезненны, а общество других людей вызывает страхи и волнения. Меланхоликам комфортно быть в одиночестве, поэтому человеку,связавшему свою жизнь с личностью-носителем такого типа темперамента, необходимо будет понять тонкую душевную организацию и поддерживать своего спутника, имеющего слабую нервную систему.
  4. Сангвиники открыты и доброжелательны. Неуемная энергия в этом типе темперамента гармонично сочетается с уравновешенным эмоциональным фоном. Такие люди коммуникабельны и неконфликтны, но в семейной жизни могут не обращать внимания на проблемы супруга или супруги, считая это мелочами.

Типы темперамента нельзя классифицировать, как «плохие» или «хорошие». Достаточно знать их особенности и проявления, чтобы уметь ориентироваться не только в конфликтной ситуации, но и в семейной жизни в целом.

Уровень самооценки

Завышенная самооценка одного или обоих супругов – одна из самых распространенных причин семейных конфликтов. В таких ситуациях один из партнеров считает, что достоин большего, что он мог бы найти «более достойную партию».

Другая сторона ситуации – это момент, когда конфликт уже находится в острой стадии и необходимо предпринимать действия для его конструктивного разрешения, но и в этом случае завышенная самооценка мешает супругам, не дает им возможности пойти навстречу друг другу, просто извиниться.

Таким образом, даже мелкая ссора может перерасти в серьезный конфликт только из-за того, что кто-то из супругов не смог адекватно оценить остановку.

Ревность

Общественное мнение сводится к тому, что ревность – спутница любви. «Ревнует, значит любит», говорят представители старшего поколения. Но сегодня бесспорной остается позиция, что ревность только отравляет семейную жизнь, а если она еще и беспочвенна и приобретает патологически черты, то конфликты становятся постоянными спутниками семьи.

Чаще всего ревнуют люди, которые имеют определенные черты характера:

  • подозрительность;
  • неуверенность в себе;
  • недоверчивость;
  • эмоциональная неуравновешенность.

Обычно ревность появляется в той семье, где супруги не смогли быть друг с другом достаточно откровенными и искренними.

Неверность

Супружеская неверность возникает по двум основным причинам:

  1. Один из супругов обладает слабой волей . Он не способен противостоять соблазнам и легко очаровывается отношениями на стороне. В этом случае измена может быть случайной, между любовниками вряд ли возможна серьезная эмоциональная связь.
  2. В семье неблагополучная обстановка , между супругами нет взаимопонимания, поэтому мужчина или женщина ищут утешения с любовниками. Здесь решение об измене может формироваться годами и приводит к кардинальным изменениям в семейных отношениях.

Основное понимание супругов должно сводиться к тому, что вторая половина уходит не к другой женщине (или мужчине), она уходит от жены (или мужа). А это свидетельствует о том, что в семье были допущены определенные ошибки. Конечно, их совершают оба супруга, но кто-то один должен быть мудрее и взять на себя функции сохранения семьи.

Типы

Конфликтология как наука выделяет объективную и субъективную стороны конфликта, а также причину и повод для конфликта.

Специфика семейного конфликта заключается в том, что постепенно повод трансформируется в причину, а объективная и субъективная сторона легко могут поменяться местами.


Существует некоторая классификация типов конфликтов, под которую попадает определенное столкновение:

  1. Демонстративный конфликт , в котором участники создают ролевые игры на публику. Эмоциональные, лабильные супруги стремятся вовлечь в конфликт как можно больше зрителей. Если же они имеют одного собеседника, то разговор переводится в достаточно мирное русло.
  2. Эмоциональный конфликт , для которого характерно переживание участники не объективных условий ситуации, а своих личностных переживаний. Специфика конфликта заключается в его замкнутости. Переживания нарастают как снежный ком, а выхода негативным и беспочвенным эмоциям нет, поэтому в какой-то момент они выплескиваются в грандиозный скандал, сопровождающийся истериками и взаимными оскорблениями.
  3. Конфликт зависти , когда один из супругов просто начинает завидовать успехам и достижениям другого. Причем конфликт усиливается, если более успешная сторона начинает осознавать ситуацию и стремится к еще более высоким результатам, тем самым вызывая еще большую зависть у супруга или супруги.
  4. Битва за ресурсы , когда участники конфликта начинают что-то делить: власть, территорию, материальные средства. Этот тип конфликта может быть разрешен конструктивно (участники приходят к компромиссу и столкновение просто прекращается), и деструктивно (конфликт трансформируется в эмоциональный и теряется первопричина проблемы).
  5. Конфликт по сценарию , иными словами это ситуация манипулирования, в которой одна из сторон четко понимает, как, по какой причине, каким образом будет начинаться, развиваться и заканчиваться ситуация столкновения. К подобным приемам чаще всего прибегают женщины, заинтересованные в материальной выгоде.
  6. Супружеская измена , как тип конфликта достаточно распространенное явление. Развитие и результат такой ситуации полностью зависит от того, как супруги относятся к самому факту неверности. В любом случае измена заставляет обоих партнеров пересмотреть особенности своих внутрисемейных взаимоотношений.

Типы семейных конфликтов разделены условно. В некоторых ситуациях возможно и сочетание нескольких типов.

Межличностные конфликты в семье

Молодой семье

Первый год семейной жизни именуется «притиркой», и в этот период конфликты представляют собой нормальное явление. В это время, справедливо называемое кризисом первого года совместной жизни, молодые супруги должны понять, что сохранить семью – это значит уметь идти на компромисс.

Любое непонимание способно привести к безразличию. А вот сформировать доверительную и дружелюбную атмосферу в семье могут только по-настоящему любящие друг друга люди.

Между родителями и детьми

Психологи пришли к выводу, что семейные конфликты между родителями и детьми возникают по ряду причин:

  • неустойчивое родительское восприятие , в результате которого взрослые видят ребенка не достаточно умным, привлекательным, аккуратным и т.д.; в такой ситуации родители видят только недостатки и совершенно не замечают достоинства своих детей; особенно остро стоит проблема в семьях, где еще есть дети и сравнение становится неизбежным;
  • родители-диктаторы , постоянно контролирующие действия детей, критикующие и требующие неукоснительного выполнения определенных правил и указания; естественно, что в определенный период времени ребенок начинает бунтовать против подобной авторитарности;
  • скрытый конфликт , скрывающийся под визуальным мирным сосуществованием, когда родители просто выбирают позицию невмешательства, каждый член семьи имеет свои интересы и занятия, а до других ему просто нет дела; в таких семьях царит система воспитания «без запретов», плоды которой могут быть достаточно плачевны;
  • конфликт опеки , в основе которой лежит стремление родителей всячески оградить детей от любых трудностей; проявляя заботу таким образом, взрослые взращивают безынициативных и подавляемых подростков, которые с течением времени их самих же и начинают раздражать своей вялостью и комфортностью;
  • «шоковая терапия» , под которой понимается желание родителей вырастить из ребенка гения, чтобы добиться поставленной задачи, они кропотливо занимаются с ним музыкой, учат языки, при этом успехи остаются незамеченными, нет ни похвалы, ни поощрений; итогом такого поведения становится неуверенность ребенка в своих силах, неумение сопереживать и сострадать, так между родителями и детьми наступает «период холодной войны», который может затянуться на долгие годы.


Между детьми

Отношения между детьми в семье – это особая сфера, в которой конфликты становятся определенными этапами развития. Сиблинги (братья и сестры в семье) редко растут в атмосфере взаимной любви и дружбы. Они ведут постоянную борьбу за родительское внимание, территорию, игрушки, сладости и т.д.

Родители должны принять тот факт, что их дети испытывают друг другу негативные эмоции. Ведь именно во взаимоотношениях с братьями и сестрами формируются такие понятия, как:

  • лидерство;
  • компромисс;
  • приспособление;
  • умение проводить анализ межличностных отношений;
  • уважение интересов других людей;
  • развитие индивидуальности;
  • умение разрешать конфликты.

Последствия и пути разрешения

Наиболее серьезным последствием конфликтов в семье может стать развод супругов. В других случаях оппоненты могут перестать доверять друг другу и стараться скрывать какие-то моменты своей жизни.

К конструктивным последствиям конфликтов в семье стоит отнести формирование способности идти на компромисс и желание услышать партнера.

Основные пути разрешения конфликта могут быть представлены следующим образом:

  • выявить объективную причину конфликта;
  • оценить роль каждого участника в конфликте;
  • отключить эмоции;
  • пойти на компромисс, тем самым спасти отношения;
  • профилактика возникновения конфликта.

Стоит помнить, что семейная жизнь не может быть абсолютно бесконфликтной, но умение разрешать столкновения конструктивно и есть истинное предназначение любого семейного человека!

  • уделять больше времени супруге;
  • делать комплименты по поводу внешности своей спутницы;
  • распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства;
  • уделять время воспитанию детей;
  • при необходимости обратиться к семейному психологу.

Женам

  • уделять больше времени супругу;
  • интересоваться его делами на работе;
  • поддерживать любые начинания супругу, вселять в него уверенность;
  • находить время на то, чтобы просто поговорить, хотя бы несколько минут в день делиться своими мыслями, чувствами и переживаниями;
  • вместе обсуждать бытовые вопросы;
  • уметь договариваться и идти на компромисс;
  • в сложных случаях прибегнуть к помощи специалиста.

Детям и родителям

  • найти общий круг интересов и друзей;
  • в многодетной семье не выделять любимчиков;
  • не сравнивать детей друг с другом;
  • дать детям возможность самостоятельно уладить конфликтную ситуацию;
  • поощрять стремление к компромиссу и согласию;
  • в особых случаях воспользоваться помощью детского психолога, который предложит методы коррекции взаимоотношений.

Безусловно, лучший способ выйти из семейного конфликта – его не создавать. Но естественные условия существования любой семьи неразрывно связаны с определенными трудностями и столкновениями.

В связи с этим каждый член семьи должен прилагать максимум усилий для того, чтобы в семье царила атмосфера любви и взаимопонимания, а конфликты разрешались только в конструктивном направлении.

Видео: Как избежать базовых конфликтов в семье

К большому сожалению, конфликты в семьях сегодня являются очень актуальной темой. Но семья для многих людей – это самое ценное, что у них есть, а значит, нужно всеми силами стараться её сохранить и сделать отношения как можно крепче. По этой причине сегодняшнюю статью мы решили посвятить типичным семейным конфликтам и способам их разрешения.

Типичные семейные конфликты

Итак, время от времени практически в каждой семье возникают проблемные ситуации, обусловленные противоречивостью интересов, мотивов и потребностей. Эти ситуации, собственно, и являются конфликтными.

Семейные конфликты могут быть разными, т.е. такими, где в роли противодействующих сторон могут выступать супруги, дети, родители и дети, бабушки, дедушки, тёти, дяди и другие родственники. Однако самыми распространёнными считаются именно конфликты между супругами и конфликты между родителями и детьми – именно их и можно назвать типичными семейными конфликтами. Давайте подробно остановимся на каждом из них.

Семейные конфликты: конфликты между супругами – причины и разрешение

В большинстве случаев конфликты между супругами возникают из-за того, что не удовлетворяются их потребности. Основными причинами таких конфликтов являются:

  • Несовместимость супругов в психосексуальном плане
  • Неудовлетворённая потребность в подтверждении личной значимости и неуважение одного партнёра к чувству собственного достоинства другого
  • Неудовлетворённая потребность в получении позитивных эмоций из-за отсутствия внимания, понимания, заботы
  • Склонность одного из партнёров удовлетворять исключительно свои потребности
  • Неудовлетворённая потребность во взаимопонимании и взаимопомощи, когда дело касается таких вопросов, как отношение к родителям, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства и т.п.
  • Разные желания в проведении свободного времени и различия в хобби и увлечениях

Помимо этого, выделяются и особые факторы, которые воздействуют на супружеские отношения – это кризисные периоды. Считается, что таких периодов всего четыре.

Первый период – это первый год совместной семейной жизни. Сюда относят адаптацию людей друг к другу и так называемую эволюцию чувств, когда две индивидуальности становятся единым целым.

Второй период – это период появления детей. На этом этапе отмечается ухудшение возможности карьерного и профессионального роста супругов, сокращение возможностей для независимой самореализации, не касающейся профессиональной деятельности, состояние хронической усталости жены, обусловленное уходом за ребёнком и способное привести к временному снижению либидо, а также столкновения взглядов супругов на процесс воспитания детей.

Третий период – это период среднего супружеского возраста, во время которого отмечаются, главным образом, конфликты однообразия, т.к. постоянное нахождение супругов друг с другом и получение одних и тех же впечатлений влияют на перенасыщение людей друг другом.

Четвёртый период – это заключительный период, наступающий в большинстве случаев спустя 20-25 лет совместной жизни. Его причинами является чувство одиночества, которое связано с тем, что дети покидают отчий дом, а также приближение периода старости.

Огромнейшее воздействие на появление конфликтов между супругами могут оказывать и внешние факторы, такие как постоянная занятость мужа или жены, семьи, невозможность , приобрести в собственность жильё, отправить детей в детский сад или школу и т.п. Имеют место и социальные причины, например, изменение моральных ценностей, новые взгляды на место женщины в семье, экономические кризисы и прочее, но это, конечно же, является уже второстепенным.

Разрешение конфликтов между супругами находится в зависимости от того, на какие уступки они готовы пойти друг для друга, что готовы понять и простить (вы уж простите за мем). И одним из основных условий, если супруги действительно желают разрешить конфликт, является отказ от победы в конфликтной ситуации.

Нужно понимать, что победа, если она достигнута за счёт поражения близкого и родного человека, это уже не победа. Не важно, какая вина лежит на любимом человеке, уважать его нужно всегда. Поэтому, прежде всего, нужно спросить себя о том, что является причиной конкретного поведения «второй половины» и что наибольшим образом волнует именно вас. К тому же, следует избегать одной распространённой ошибки – посвящать в свои проблемы окружающих: знакомых, друзей, соседей и даже родных. Делать этого ни в коем случае не стоит, т.к. благополучие семьи находится в руках самих супругов – это истина.

Отдельного внимания достоин и наиболее радикальный способ разрешения конфликтов между супругами – развод. Согласно мнению семейных психологов, ему могут предшествовать три этапа:

  • Эмоциональный – отчуждение партнёров друг от друга, безразличие, потеря любви и доверия
  • Физический – отдельное проживание друг от друга
  • Юридический – документальное расторжение брака

Несмотря на то, что во многих ситуациях развод способен избавить людей от неприязни, нечестности, отрицательных эмоций и других вещей, омрачавших жизнь, он может иметь и противоположные последствия – деструктивные. Это нервно-психические расстройства, депрессивные состояния, детские психологические травмы, хроническая неудовлетворённость жизнью, разочарование в противоположном поле и т.д. Поэтому для развода должны быть самые серьёзные основания, а сами супруги должны быть уверены, что это правильный шаг, который пойдёт только на пользу.

Семейные конфликты: конфликты между родителями и детьми – причины и разрешение

Конфликты между родителями и детьми – это ещё один вид типичных семейных конфликтов, возникающий ничуть не реже конфликтов между супругами. Основными причинами таких конфликтов являются:

  • Характер отношений внутри семьи. Отношения могут быть гармоничными и дисгармоничными. В гармоничной семье сохраняется баланс между психологическими ролями всех членов семейства, и формируется семейное «Мы». В дисгармоничных семьях наблюдаются конфликты между супругами, психическое напряжение, невротические расстройства и хроническое беспокойство у детей.
  • Деструктивное семейное воспитание. Оно характеризуется разногласиями супругов по вопросам воспитания, неадекватностью, непоследовательностью и противоречивостью процесса воспитания, запретами на какие-либо области детской жизни и повышенными требованиями к детям, а также осуждениями, порицаниями, наказаниями, угрозами.
  • детей. Определяются как переходные этапы от одной стадии детского воспитания к другой. Здесь можно отметить со стороны детей раздражительность, капризность, упрямство, непослушность, конфликтность с окружающими, по большей части, с родителями. Всего выделяют несколько возрастных кризисов: до 1 года, 3 года, 6-7 лет, 12-14 лет и 15-17 лет.
  • Личностный фактор. Сюда относятся как родителей, так и детей. Говоря о родителях, можно назвать консервативность и стереотипность мышления, . Если же говорить о детях, то можно выделить низкую успеваемость, поведенческие нарушения, невнимание к словам родителей, эгоизм, самоуверенность, высокомерие.

Можно смело сказать, что конфликты между родителями и детьми представляют собой результат неправильного поведения и тех и других. Согласно этому, разрешать такие конфликты можно следующими способами.

Во-первых, необходимо повышать педагогическую культуру родителей, что позволит брать во внимание психологические особенности и психоэмоциональные состояния детей, обусловленные возрастом.

Во-вторых, организовываться семьи должны на коллективных идеях. Нужно находить и определять общие перспективы развития, обязанности в семье, семейные традиции, хобби и увлечения.

В-третьих, словесные требования непременно должны быть подкреплены действиями и воспитательными мерами, чтобы родители всегда были авторитетом и примером, на который необходимо равняться.

В-четвёртых, требуется всеми возможными способами проявлять интерес к внутреннему миру детей, принимать участие в их увлечениях, заботах и проблемах, а также взращивать духовное начало.

Подытожить всё нами сказанное можно следующим.

Чтобы в семье не было конфликтов, нужно уважать не только себя, но и близких людей, не накапливать обид и впускать в свою жизнь как можно меньше негатива. Делать замечания следует мягко и тактично, а возникающие проблемы решать сообща (детей, если они их не касаются, в них не посвящать).

Относиться к себе и членам семьи следует адекватно. Помните, что вы можете быть правы далеко не всегда. Стремитесь к доверию и взаимопониманию, будьте внимательны и отзывчивы. Ищите точки соприкосновения, вместе проводите досуг и отдыхайте, занимайтесь семейным творчеством и, главное, не позволяйте давлению серых будней закрасить в тёмные тона самое главное в вашей жизни – любовь и добрые отношения с близкими людьми.

Совет да любовь, как говорится!

1. Введение ……………………………………………………….....3

2. Основная часть…………………………………………………...4

2.1 Типичные семейные конфликты и пути их решения ………………4

3. Практическая часть……………………………………………………..9

4.Заключение………………………………………………………..10

5. Список литературы………………………………………………11

1.Введение

Семейные конфликты актуальная тема в современном обществе, к сожалению. Мне бы хотелось, как молодой семье разобраться, какие существуют конфликты, какие способы решения и как не допустить этих семейных конфликтов. Ведь семья это самое ценное, что есть в мире. Это взаимопонимание и взаимоуважение друг друга. И не хотелось бы чтоб все разрушилось от недопонимания.

2. Основная часть

2.1 Типичные семейные конфликты и пути их решения.

Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, разрешение в которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений.

Семейные кон­фликты подразделяются на конфликты между: супругами, роди­телями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и внуками. Основную роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения по­требностей супругов. Можно выделить причи­ны супружеских конфликтов: -психосексуальная несовместимость супругов; - неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», не­уважение чувства достоинства со стороны партнера;

- неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;

- пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворе­нию своих

потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя);

- неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимо­понимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, вос­питания детей, в отношении к родителям и т.д.;

- различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских

отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи.

Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств.

Второй кризисный период связан с появлением детей:

Ухудшаются возможности профессионального роста супругов.

У них становится меньше возможностей для свободной реализа­ции в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби).

Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности.

Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам

воспитания ребенка

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате

многократного повторения одних и тех же впечат­лений у супругов наступает насыщение друг другом.

Четвёртый период конфликтности отношений супругов на­ступает после 18-24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей.

Значительное влияние на возникновения супру­жеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость од­ного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нор­мального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

В современном обществе на семейные конфликты и само общество это и рост социального отчуждения; снижение моральных цен­ностей, в том числе традиционных норм сексуального поведе­ния; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются пол­ная экономическая самостоятельность женщины и синдром до­мохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, соци­альной сферы государства.

Раз­решения супружеских конфликтов зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать. Одно из условий завершения конфликта любящих супругов - не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и глав­ное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других - родителей, детей, друзей, соседей и

знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения

супружеских конфликтов, как развод. По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий:

а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуж­дении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви;

б) физический развод, приводящий к раздельному про­живанию;

в) юридический развод, требующий правового оформ­ления прекращения брака.

Многим развод приносит избавление от враждебности, не­приязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем

мужчина, под­вержена нервно-психическим расстройствам. Негативные последствия развода для детей гораздо значи­тельнее по сравнению с

последствиями для супругов. Ребенок теряет одного любимого родителя, и во многих слу­чаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми.

Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество по­лучает неполную семью, увеличивается число подростков с от­клоняющимся поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности.

Семье также могут возникать конфликты между родителями и детьми.

Одна из самых распро­страненных проблем в повседневной жизни.

И так почему же возникают конфликты между родителями и детьми?

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, фор­мировании семейного «Мы», способности членов семьи разре­шать противоречия.

Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений,

выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реак­циям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокой­ства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют сле­дующие черты

деструктивных типов воспитания:

Разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

Противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

Опека и запреты во многих сферах жизни детей;

Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представля­ет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослуш­ными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся тре­бованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие воз­растные кризисы детей:

Кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

Кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольно­му возрасту);

Кризис б-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

Кризис полового созревания (переход от младшего школь­ного к подростковому возрасту 12-14 лет);

Подростковый кризис 15-17 лет.

4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей ро­дителей,

способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ

мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным

привычкам (употребление ал­коголя и т.д.). Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

Оптимальный тип отношений родителей и детей;

Потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

Скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

Поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

Поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

Родители не вникают в интересы детей, а дети не испыты­вают желания

делиться с ними.

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожида­ния); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторите­та (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребёнок на конфликтные действия ро­дителей отвечает

такими реакциями, как:

Реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

Реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

Реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Исходя, из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позво­ляющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие пер­спективы,

определенные трудовые обязанности, традиции взаи­мопомощи, совместные

увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению

психологов, конструктивному поведению родителей в конфлик­тах с маленькими детьми может способствовать следующее:

Всегда помнить об индивидуальности ребенка;

Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

Стараться понять требования маленького ребенка;

Помнить, что для перемен нужно время;

Проявлять постоянство по отношению к ребенку;

Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

Одобрять разные варианты конструктивного поведения;

Совместно искать выход путем перемены в ситуации;

Уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;

Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;

Дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных

Последствий его проступков;

Логически разъяснять возможности негативных последствий;

Расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

Использовать положительный пример других детей и родителей;

Учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

Практические задания

1. Подросток не выполняет требований родителей (поздно возвращается домой, грубит, игнорирует домашнюю работу и т.п.).

Проанализируйте возможные причины и перечислите способы

решения данной проблемы.

Причин здесь много это может быть и переходный возраст, и конфликты со сверстниками или учителями; взаимоотношения между родителями; влияние белее старших детей на его; здесь может быть что ребенок, таким образом, хочет, привлечет внимание родителей; родители требуют слишком много от ребенка, а ребенок своими действиями противоречит родителям; так же может быть неблагополучная семья и т.п.

Как решить такую проблему мне кажется надо начинать с родителей, потому что это самые близкие люди, и они знают своего ребенка как ни кто другой. Ни в коем случае не давить на ребенка и не кричать это только ухудшит ситуацию. Надо найти подход к ребенку, заинтересовать его, найти общие темы для разговора, начать делать какое-то общее дело (увлечение, хобби), может привести пример из вашего детства как вы поступали в таких ситуациях. Больше проводить времени с ребенком, но и не каждую минуту спрашивать как ты, что ты делаешь давать время ребенку побыть наедине с собой так, же разрешать общаться с друзьями.

Надо что бы вы научились доверять ребенку, а ребенок доверял вам.

И если родители к сожалению не находят подхода к своему ребенку надо обращаться за помощью в специализированные центры (психологу), но не только ребенку, но и родителем потому что это их общая проблема.

К сожалению сейчас мамы и папы не могут много проводить время со своими детьми, так как в современном обществе родители вынуждены много работать, а вопросом о воспитание детей занимаются бабушки, детские сады, школы в лучшем случае, а в худшем «улицы».

Заключение

Основную роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за недопонимания друг друга. Не желание услышать друг друга, доказать своё «Я» или сделать что то назло.

Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей. Старайся не копить ошибки, обиды, а сразу решайте их. Это исключит накопление отрицательных эмоций.

Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей и т.д.).

Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя всегда и во всем правым. Больше доверяйте, и ревность своди к минимуму. Будь внимательным, умей слушать и слышать супруга. Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации. Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением.

Конфликты между родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индиви­дуально-психологических особенностей родителей и детей. Старайтесь больше общаться с детьми слышать и понимать их и тогда будет мир и согласие в вашем доме.

Список литературы

Антология гендерных исследований. Минск, 2000.

Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

Карабанова О.А. психология семейных отношений и основы семейного консультирования, Гардарики -2007.

Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.

Знаете почему, все счастливые истории, книги, фильмы заканчиваются одинаково – размытой фразой «жили долго и счастливо»? Все просто – автор не хочет разрушать весь этот любовно-романтический флер той действительностью, которая ждет молодоженов в самом начале их совместной жизни. Эйфория букетно-конфетного периода проходит быстро и начинается совместное житие-бытие. И тут начинаются обычные притирки и небольшие конфликты. Обычное дело, если вовремя в них разобраться, обсудить и загасить. В противном случае эти маленькие стычки могут со временем привести к неразрешимым ситуациям вплоть до развода. 6 самых распространенных конфликтов в семейной жизни.

Кто есть кто


Посмотрела бы я на Джульетту, когда спустя неделю совместного проживания с Ромео, она поняла бы, что родительская вражда – не самое страшное в их отношениях. А вот липкие круги на столе от кружек, которые оставляет ее любимый или носки, аккуратно заправленные в стоящие в коридоре ботинки – вот это точно беда. Да и сам Ромео мог быть сильно удивлен внезапным «преображением» возлюбленной. Когда такая красивая и опрятная днем милашка, на работу прихорашивается, в магазин идет губки красит, ночью же превращается в храпящего бегемота, а утром с колом на голове без макияжа и в ярко-лиловом халате гремит сковородами на кухне. Все начинается с удивления, затем ироничных ухмылок и колких высказываний, а заканчивается страшной руганью и разочарованием.

Разделение труда


Ромео мог бы хоть каждый день лихо забираться на балкон к любимой. А вот гвоздь забить или кран починить сумел бы или нет – это тот еще вопрос? Джульетте же придется теперь не просто хлопать пушистыми ресницами, в ее обязанности входит ежедневная готовка, а еще стирка, уборка... Парочке предстоит решить, кто будет выносить мусор, а кто выгуливать собаку или чистить аквариум. А вдруг выяснится еще, что оба выросли ужасно избалованными и даже пальцем не захотят пошевелить, чтобы сломать свою привычку лентяйничать. Вот вам и первая притирка, и первая настоящая проверка для семейной жизни.

Прогулки на коротком поводке

Кое-как прибив гвоздь к стене, выгуляв собаку, Ромео соберется пойти посидеть с друзьями в баре. Но рано он радуется. Ведь как же можно получить удовольствие от вечера, если каждые 15 минут ему на телефон будут приходить контрольные смс-ки от изнывающей дома Джульетты: «Ты где?», «Много не пей», «Уже 23.00, ты домой собираешься?»… А дома его ждет допрос с пристрастием, строгий выговор, два дня обиды, ультиматумы и угрозы. Все, свобода закончилась, Ромео! Ты был готов к этому, знал что так и будет?

Здравствуйте, я ваша мама!


Монтекки и Капулетти нервно курят в сторонке, когда мама нашего Ромео приезжает на недельку в гости. Вот тут и выясняется, что Джульетта неправильно трет морковь, а гладить рубашки вообще не умеет. Дом за неделю наполняется десятком банок с вареньем и прочими дарами природы, а каждый ужин сопровождается немедленным требованием свекрови срочно родить ей внука (желательно двух). Испытание родственниками, которые учат уму-разуму, дают всевозможные советы, более того, считают вправе вмешиваться в вашу личную жизнь, может выдержать не каждая любовная история.

Деньги


Жили-были наши влюбленные спокойненько каждый на свои, но тут бах – перемены в жизни. Пришло время и самим зарабатывать, и решить как объединять–распределять совместно нажитые богатства. Вот тут-то и скрываются подводные камни: может резко обнажиться жадность одного и расточительность другого персонажа. И приобретенная шубка/супер-спиннинг или что-то там еще могут здорово пошатнуть финансовое положение семьи и мир в доме. Делить деньги на первых парах бывает сложно, ведь теперь думать надо не только о себе, но и об общем бюджете.

Невнимание


Ну ладно, допустим, что деньги поделили, с домашними обязанностями разобрались. И, казалось бы, сейчас настало время предаться тихому обожанию друг друга. Но, нет! Ромео, как угорелый, бежит после работы к компьютеру – избавлять планету от пришельцев. Джульетта в шоке, но страсть к компьютерным играм у Ромео была всегда, только раньше они жили порознь, и она не наблюдала этих сцен. А теперь вместо того, чтобы дарить цветы и ублажать любимую по вечерам, Ромео истребляет несуществующих монстров. Где цветы? Где походы в кино? Переписка смс-ками до утра? И о чем сейчас можно разговаривать с этим игроманом в растянутом трико? Но и Ромео может считать, что его Джульетта остыла по отношению к нему и уже не так внимательна: «Вот у меня всю ночь желудок болел, а ты спала без задних ног, даже не встала», или «Вот на футболе спину потянул, говорил тебе, а ты даже мазь не купила»...

На самом деле причиной разлада и даже развода может стать любая мелочь. Как снежный ком она способная раздуться до настоящей лавины, которая сносит все живое на своем пути. И в действительности существует масса тому примеров.

Татьяна Панкова

Психолог

В Германии одна женщина была вынуждена подать на развод из-за того, что ее супруг очень любил заниматься сексом в гамаке, а дама оттуда постоянно выпадала. В течение 26 лет! Интересно, почему так долго женщина терпела многочисленные ушибы, синяки и ссадины? Видимо с супругом договориться о другом месте для любовных утех ей не удалось, и суд удовлетворил ее иск.

А вот одна молодая румынка в первую неделю совместного житья с молодым мужем выяснила, что ходить дома он любит исключительно без трусов. Во время завтрака, обеда и ужина, забивания гвоздей и просмотра фильмов ей приходилось наблюдать его достоинство. Когда перед глазами постоянно маячит эта откровенная деталь, то какое уж тут желание может быть – остынет любая страсть. Психика молодой женщины такой откровенности, видимо, не вынесла. Итог – развод! В графе причина развода она указала официально – несовпадение взглядов на использование незначительной части мужского гардероба.

Но мужчины тоже решительны в вопросах разводов. Страстный футбольный фанат из Великобритании Нил Дьюхарт решил развестись со своей женой, когда не увидел на своей майке автографов знаменитых футболистов. Жена решила, что майка слишком испачкалась и отстирала ее от намалеванных каракулей (как ей казалось). Судья был солидарен с мужчиной и без препятствий развел супругов.

Вывод напрашивается сам собой – не бойтесь узнавать друг друга до свадьбы, чтобы после не удивляться неприятным открытиям. Кроме того, лучше договариваться обо всем на берегу: и кто выносит мусор, и как деньги распределять, и кто хозяин в доме... Обо всем, чтобы потом не возникало недомолвок, обид и ненужных вопросов!

НОУ ВПО Московский институт права

По дисциплине

«Русский язык и культура речи»

«Конфликтные ситуации между детьми и родителями и способы их решения»

Выполнила

студентка заочного отделения

юридического факультета

группы 07Ю1011-3КЛ

Ю.В. Никитина

Руководитель

Н. И. Романова

Москва 2011г.

Введение

Говорить и писать, соблюдая нормы литературного языка,- значит говорить и писать правильно. Знание норм и умение правильно говорить и писать составляют культуру речи. Культура речи является частью общей культуры человека. Культура речи - это не только правильность речи, но и умение выбирать самые точные и нужные языковые средства для выражения мысли. Качество, точность и четкость выражения мысли свидетельствуют о степени профессиональной подготовки и о богатстве общей культуры человека.

В конфликтной ситуации любому человеку труднее всего сохранить свое культурное лицо и не утерять благородство и чистоту речи. Грамотный и культурный человек просто обязан иметь, хотя бы, общие представления о структуре конфликтных ситуаций и способах их решения.

Так как конфликты возникают во всех отраслях нашей жизни и спектр их очень широк, существует направление психологии - конфликтология. Этот раздел психологии занимается изучением различных конфликтных ситуаций ищет проблемы решения, пути выхода из этих ситуаций, изучает процесс от начала и до конца для того чтоб выяснить как нужно поступать в том или ином месте конфликта, как направить ситуацию в нужное русло с максимальной пользой и выгодой.

Поэтому в своей работе мы рассмотрим различные конфликтные ситуации между родителями и детьми и предложим способы их урегулирования.

Глава 1: Суть конфликта

Гражданская жизнь не может существовать без конфликтов, идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и коллективов. Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как не нормальное явление: сбой в работе, препятствие достижению цели. Негативное восприятие конфликта полностью обоснованное так, как конфликт несет в себе огромную разрушительную силу. Но и с другой стороны отсутствие конфликтов свидетельствует о застое, об отсутствии развития.

Конфликты - это до конца неизученный объект познания, который по своей сути является неисчерпаемым. В повседневной жизни слово "конфликт" используется к большому количеству явлений от вооруженных столкновений до семейных ссор. Человеческая жизнь спорная, в ней каждый день каждый индивид по-разному самоутверждается и самоопределяется в процессе конфликтного взаимодействия. Полностью избежать конфликтов и их последствий невозможно, поэтому и возникает потребность ознакомиться с их сущностью, динамикой, опытом решения, прогнозирования и предостережения.

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством за наличие противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием для возникновения конфликта.

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, что проявляется через нанесения взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними. Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимосвязанных структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта есть стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон-конфликтеров.

Предмет конфликта - объективно имеющаяся или кажущаяся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости и т.д.). Это именно та противоречивость, которая является причиной возникновения конфликта.

Отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия определяет образ предмета конфликта. Мотивы конфликта, как внутренние побудительные силы, подталкивают субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы проявляются в форме потребностей, интересов, целей, убеждений.

Позиции сторон-конфликтеров - это то, о чем заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Пример: Распределение любого ресурса (льгот). Если разработаны такие правила этого распределения, с которыми согласны все участники, то не возникнет ни проблемы, ни самого конфликта. Если правил нет, или с ними не согласен хотя бы один из участников, то возникает проблема, как именно распределять. Если эту проблему не решено, разворачивается конфликт, предметом которого является отсутствие правил взаимоотношений во время распределения.

Конфликт возникает только там, где два или более субъектов не только осознают различие интересов, но и активно противодействуют друг другу.

Объективно налицо несовпадение целей и интересов, взятая сама по себе, так же, как и осознание такой противоположности, отдельными индивидами (или группами), еще не создают реальных условий для развертывания конфликта. Предпосылкой для развертывания конфликта является создание в социальной системе (производственном коллективе, семье и т.д.) перерастания потенциала напряженности в реальную, т.е. открыто проявленную напряженность, который материализуется в социальных ожиданиях, позициях индивидов (или групп), в их конкретных социальных действиях, означает, что сформировался субъект конфликтной действия, способен инициировать конфликтную ситуацию.

Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий очень часто приводят к спорной ситуации. Если сложившаяся ситуация представляет препятствие для достижения поставленной цели хотя бы одного из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Любому конфликту предшествует спорная ситуация, однако далеко не всякая спорная ситуация ведет к конфликту.

Для перерастания имеющегося противоречия в конфликтную ситуацию необходимы: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; препятствие со стороны одного из участников достижению целей его оппонентом (даже если это субъективное, далекое от реальности, восприятия одним из участников); превышение уровня личной или групповой терпимости и имеющей препятствия хотя бы у одной из сторон. Конфликтная ситуация обязательно предусматривает противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний и т.д. Например, проведение аттестации перед будущим сокращением штатов, определения кандидатуры на престижное повышения квалификации.

Конфликтная ситуация - это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт необходимыми являются внешнее воздействие, толчок или инцидент. Инцидент (повод) характеризует активизацию действия одной из сторон, что задевает, пусть даже непреднамеренно, интересы другой стороны. Как инцидент могут выступать и действия третьей стороны. Например: высказывания коллеги, когда у вас произошла сложная беседа с руководством.

Инцидент может возникнуть случайно, независимо от желания участников, вследствие объективных причин (выпуск бракованной продукции) или как результат неграмотной взаимодействия (без учета психологических особенностей другой стороны).

Конфликтные ситуации, которые существуют в значительном количестве, переходят в конфликт лишь в случае нарушения баланса интересов участников взаимодействия и при определенных условиях.

Глава 2: Конфликтные ситуации между детьми и родителями

Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чтобы правильно их разрешать.

Для начала рассмотрим, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми.

Возьмем один из типичных примеров: Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть хочет каждый свое. Например, сын - заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ждала»; сын никак не может отказаться от матча: «он ждал его еще дольше!».

Другой пример: Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются…

Очевидно, что дело - в столкновении интересов родителя и ребенка. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев, т.е. при таком столкновении интересов возникает проблема сразу у обоих и у родителя, и у ребенка.

Что же делать в таких случаях? Родители решают эту задачу по-разному. Одни говорят: «Вообще не нужно доводить до конфликтов». Пожалуй, намерение хорошее, но никто не застрахован от того, что желания наши и нашего ребенка однажды разойдутся.

Когда же начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, считают, что лучше уступить, сохраняя мир. И так появляются два неконструктивных способа разрешения конфликтов, которые известны под общим названием «выигрывает один». Посмотрим, как это случается в жизни.

Первый неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает родитель». К примеру, в случае конфликта у телевизора, мама в раздражении может сказать:

Ничего, подождешь со своим футболом. Попробуй только переключить еще раз!

А во второй ситуации с хлебом, слова мамы могут звучать так:

А все-таки ты пойдешь и купишь хлеб! И никуда твоя секция не денется. Что это такое, никогда тебя не допросишься?!

Что на это отвечают дети? Напомним, что они тоже эмоционально заряжены, а во фразах мамы звучат приказы, обвинения, угрозы. От этого уровень эмоционального напряжения, скорее всего, еще больше поднимется.

Это твое дурацкое кино!

Нет, не пойду! Не пойду - и все, и ничего ты мне не сделаешь!

Родители, склонные использовать такой способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею сядет», «будет делать, что хочет».

Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого». А дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они, как бы, возвращают взрослым преподанный урок, и тогда «коса находит на камень».

Есть и другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок, в конце концов, соглашается. Однако, если такой нажим - постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители». В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливаются озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.

Второй неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает только ребенок». По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. Все это может быть не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но, едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и отвержение.

В такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными. И только тогда наступает прозрение: они не могут простить себе мягкотелость и безответную самоотдачу.

Таким образом, неправильно разрешаемые семейные конфликты, большие и маленькие, неизбежно дают «эффект накопления». А под его влиянием формируются черты характера, которые потом оборачиваются судьбой детей и родителей. Поэтому очень важно внимательно относиться к каждому столкновению интересов между вами и вашим ребенком.

Каков же путь благополучного выхода из конфликта? Оказывается, можно повести дело так, что ни одна сторона не проиграет, больше того можно сказать, что обе стороны выиграют. Рассмотрим этот способ более подробно. Он основывается на двух навыках общения:

.«активное слушание» - активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство (например: дочь капризничает: «Не буду я носить эту уродскую шапку!» Мама «активно слушает»: «Тебе она очень не нравится»). Этот способ не оставляет ребенка «наедине с его переживанием», показывает, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

.«я-сообщение»- это когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица, сообщаете о себе, о своем переживании, а не о ребенке и его поведении (например: «Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей» или «Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь»).

Итак, каков же конструктивный способ решения конфликтов: «Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок»? Сам метод предполагает несколько последовательных шагов и этапов. Сначала перечислим их, а потом разберем каждый в отдельности.

Прояснение конфликтной ситуации.

Сбор предложений.

Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

Детализация решения.

Выполнение решения; проверка.

.Прояснение конфликтной ситуации

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно, что он хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делается это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения»:

Мама: Леночка, пожалуйста, сбегай за хлебом. Гости сейчас придут, а у меня еще дел по горло.

Мама: У тебя секция, и ты не хочешь опаздывать (активное слушание).

Дочь: Да, понимаешь, у нас ведь начинается с разминки, и ее нельзя пропускать…

Мама: Тебе нельзя опаздывать…(активное слушание). А у меня такое затруднительное положение… Гости вот-вот придут, а хлеба нет! («Я-сообщение») Как же нам быть? (Переход ко второму шагу.)

Начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как он убедился, что мы слышим его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит нашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает. То, что вначале казалось «простым упрямствам», начинает восприниматься родителем как проблема, заслуживающая внимания. И тогда возникает готовность пойти навстречу ребенку.

Выслушав ребенка, нужно сказать ему о своем желании или проблеме. Ребенку не менее важно узнать больше и точнее о переживании родителя, чем родителю - о его. Стоит проследить, чтобы высказывание имело форму «Я-сообщения», а не «Ты-сообщения». (Например: «Мне трудно идти так быстро», вместо: «Ты меня совсем загнал».)

Послать в конфликтной ситуации точное «Я-сообщение» важно еще и по другой причине: взрослому приходится задуматься, какая же именно его потребность ущемлена действиями или желаниями ребенка. Ведь очень часто родители прибегают к запретам не задумываясь: «Нельзя и все!». А если ребенок начинает интересоваться, почему нельзя, то добавляют: «Мы не должны перед тобой отчитываться». А если попытаться отчитаться, по крайней мере, перед собой? Тогда может оказаться, что за этим «нельзя» не стоит ничего большего, кроме желания утвердить свою власть или поддержать свой родительский авторитет. Итак, подходим ко второму шагу.

.Сбор предложений

Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение не отвергается с места. Сначала предложения просто набираются.

Пример из жизни:

«Возвратясь с работы, мама обнаружила у своего двенадцатилетнего сына Пети его друга Мишу: мальчики делали вместе уроки. Они стали упрашивать маму разрешить посмотреть очень интересную телепрограмму, которая начиналась в 11 часов. Родители Миши разрешили ему остаться ночевать в гостях.

Однако мама очень устала и собиралась лечь в 10 часов. Телевизор же стоял в ее комнате. Кроме того, ребятам утром в школу, не следовало бы так сильно нарушать режим.

Как быть?

Мама решила применить конструктивный способ разрешения конфликтной ситуации. Внимательно выслушав ребят и поделившись своими опасениями, она спросила: «Как же нам быть?». Ребята предложили несколько вариантов:

Попросить у родителей Миши разрешения посмотреть передачу у него.

Посмотреть передачу вместе, а потом Мише идти домой.

Маме с Петей поменяться комнатами: тогда ребята смогут, не мешая ей, посмотреть передачу.

Поиграть вместе до 11 часов и потом лечь спать; Миша остается в гостях.

Предложения мамы были такие:

Ребята играют до 10 часов и потом все ложатся спать.

Ребята идут ночевать к Мише.

Каждый ночует у себя дома.

Ребята ложатся спать в 10 часов, но мама разрешает им почитать.

Стоит заметить, что некоторые предложения детей (например, второе) с самого начала могли показаться маме неподходящими, однако она устояла перед искушением сразу сказать об этом.

Когда сбор предложений окончен, делают следующий шаг.

.Третий шаг. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого

На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.

В примере с мальчиками и мамой этот этап проходил так:

Родители Миши оказались против, и предложение отпало само собой.

Не годится, так как мама оказывается в проигрыше.

Маме не очень удобно: она привыкла спать на своем месте. Кроме того, она обычно читает на ночь, а в Петиной комнате нет ночника; от верхнего света у нее разболится голова. Попутно Петя замечает Мише, что, сидя поздно у телевизора, он «опять заснет».

Мама не возражает. Петя развивает идею: «Давай возьмем с собой в комнату приемник и конструктор». Миша: «Построим гараж и сверх скоростную дорогу. Наушники берем?».

Не устраивает ребят.

Миша звонит родителям, чтобы посоветоваться, но его мама не разрешает ложиться поздно.

Ребят не устраивает: «Хотим быть вместе».

Ребята: «Можно, конечно, но лучше бы не читать, а поиграть в Петиной комнате».

В конечном итоге выбирается предложение 4.

Если в выборе лучшего решения участвует несколько человек - как было и в этом случае - то лучшим считается то, которое принимается единодушно.

Заметим, что это была первая попытка мамы применить конструктивный способ разрешения конфликтов, и она это сделала довольно успешно.

Не будем судить о правильности этого решения: важно, что оно показалось и маме, и ребятам в той ситуации вполне приемлемым. Для нас же гораздо важнее обратить внимание на процесс, который вел к этому решению, выделить в нем несколько положительных моментов.

Во - первых, мы видим, что каждый участник оказался выслушан. Во - вторых, каждый вник в положение другого. В - третьих, между «сторонами» не возникло ни раздражения, ни обиды; напротив, сохранилась атмосфера дружеских отношений. В - четвертых, ребятам представилась возможность осознать свои истинные желания, например, оказалось, что им важно не столько смотреть телевизор, сколько провести вечер вместе. Наконец, последнее: ребята получили прекрасный урок, как вместе решать «трудные» вопросы.

Практика родителей показывает, что при повторении таких ситуаций мирное решение споров становится для ребят привычным делом.

.Четвертый шаг: детализация принятого решения

Предположим, в семье решили, что сын уже большой, и ему пора самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу. Это освободит маму от ранних хлопот и даст ей возможность высыпаться.

Однако одного решения мало. Надо научить ребенка пользоваться будильником, показать, где какая еда лежит, как разогревать завтрак и т.д.

.Пятый шаг: выполнение решения, проверка.

Возьмем такой пример: семья решила разгрузить маму, поделить домашние дела более равномерно. Пройдя все этапы, пришли к определенному решению.

Предположим, на старшего сына пришлись такие обязанности: выносить мусор, мыть по вечерам посуду, покупать хлеб и отводить младшего брата в сад. Если раньше мальчик не делал всего этого регулярно, то на первых порах возможны срывы.

Не стоит пенять ему при каждой неудаче. Лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у него и у вас и никто не раздражен, можно спросить: «Ну как у тебя идут дела? Получается ли?». Лучше; если о неудачах скажет сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чем, по его мнению, причина. Может быть, что - то не учли, или нужна какая - то помощь; или он предпочел бы другое, «более ответственное» поручение.

Замечу, что этот способ никого не оставляет с чувством проигрыша. Напротив, он приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.

конфликт ситуация родители дети

Заключение

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны - случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, - привел ученых к выводу: причина - неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого,

Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. А последствия - это «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» взрослые с их «комплексами», «забитые» и «несчастные»…

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов- гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии - известный американский психолог Карл Роджерс - назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям составил идейную основу этой книги. Он противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребенка - его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности.

Еще одна очень важной закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его, как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

«Со мной никто не возился, и ничего, вырос», - говорит папа, не замечая, что вырос - то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.

Другая часть родителей, более или менее, осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.

Даже покупая стиральную машину человек читает к ней инструкцию, но рожая на свет ребенка, не каждый родитель пытается найти к нем «инструкцию». Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.

Воспитание культурного, образованного и психически и физически здорового поколения - наш долг перед обществом.

Список использованной литературы

Ю.Б. Гиппенрайтер (профессор МГУ). Общаться с ребенком как? М., 2005

В.И. Максимова. Русский язык и культура речи. М., 2007

Т.А. Флоренская. Диалоги о воспитании и здоровье. М., 2001.