Случайны ли события в жизни человека. Бывают ли случайности в жизни или случайные люди

Предлагаю разобраться и выяснить, так ли уж всемогущ этот пресловутый Господин Случай и существует ли он вообще.

В детстве я была на удивление сознательным ребенком: совершив какой-нибудь проступок, я тут же в нем сознавалась родителям. Но в свою покаянную речь я всегда добавляла слово «случайно» – например, «мамочка, не ругайся, твоя любимая вазочка случайно разбилась». На самом деле коллапс случился во время того, как вазочка в качестве космического корабля с куклой Барби на борту «выходила на орбиту» – тут-то она и выскользнула из рук главного пилота. И было бы даже странно, если при таких обстоятельствах она уцелела. Но мама-то обо всем этом не знала – вот и верила в случайность произошедшего.

Таким образом, уже в детстве я стала понимать: то, что мы называем случайным, на самом деле таковым не является. И если провести логическую цепочку в обратном порядке – от свершившегося события к его причине, то любое событие становится очевидным и закономерным. Ну скажите, о какой случайности может идти речь, если, ткнув иголкой в воздушный шарик, мы услышим громкое БАХ! Ведь налицо причинно-следственная связь!

К сожалению, в жизни не всегда также просто отмотать назад ленту времен и узнать причину происходящих с нами событий. И если мы не можем чего-то объяснить – мы говорим: «это произошло случайно». Но давайте задумаемся о тех решающих, зачастую судьбоносных случаях, происходящих в жизни каждого из нас. Кто-то случайно в метро познакомился со своим будущим мужем, кому-то повезло на экзамене – попался единственный выученный билет (конечно, случайно), кому-то случайно подарили книгу, перевернувшую сознание и всю жизнь , а кто-то вообще попадал в пробку, опоздал на самолет, а спустя час узнал, что тот потерпел крушение. Страшно даже подумать, что все это могло произойти спонтанно, бессмысленно, по воле какого-то мифического Случая.

Но если мы всмотримся глубже в эти «стечения обстоятельств», то увидим, что слишком тонко и сложно переплетены предшествующие события, чтобы быть простым совпадением. Ведь шедевр не выйдет, если с завязанными глазами беспорядочно возить кистью по холсту. В лучшем случае – абстракция, но скорее всего – каракули. В мире все упорядочено – оттого он так прекрасен.

Конечно, возникает вопрос: с «чудесными спасениями» все ясно, а как быть с несчастными случаями? Ведь никому не хочется верить, что кирпич упал ему на голову не по вине невнимательных рабочих, и вовсе не случайно, а по какой-то причине. Каждый возмутится: «Что я такого сделал? Чем заслужил? Почему именно я поскользнулся на этой дорожке, упал и сломал ногу?» Обычно мы не в состоянии ответить на эти вопросы. И мы живем, уверенные в том, что мир – это хаос, где сегодня ты случайно можешь выиграть миллион, а завтра стать случайной жертвой грабителей.

Но ответы на эти вопросы есть. Просто мы не знаем всех причин, также как моя мама не знала, почему разбилась ее ваза.

Давайте верить, что мы живем в мире порядка. Давайте не разрушать его своими мыслями о хаосе. А по нашей вере и будет нам дано. И если вы, не дай Бог, действительно поскользнулись и повредили себе что-то, задумайтесь: может быть, вынужденный «отпуск» уберег вас от каких-то более серьезных катаклизмов в вашей жизни, и вы малым злом избежали большого? Если вы встретили своего бойфренда с другой – поблагодарите Бога, что это произошло сейчас, а не после 10 лет совместной жизни, когда у вас куча «совместно нажитого», включая двоих детей. И уж тем более не расстраивайтесь, если опаздываете на поезд или самолет. Значит, вам на следующий. Помните: ничто не бывает случайно. Все пронизано Смыслом, все находится под контролем Великого Комбинатора, плетущего замысловатый узор жизни, в котором одной ниточке кажется, что остальные оказались тут случайно.

Христианство учит благодарить Бога за все – и за то, что нам кажется хорошим, и за то, что мы считаем плохим. Я не призываю всех поступать также – к этому каждый человек приходит сам (или не приходит вовсе). Но давайте исключим из нашего лексикона слово «случайность». Давайте верить, что мир – не абстракция и хаос, а порядок и система, и мы – немаловажное ее звено. Давайте анализировать нашу жизнь и то, что в ней… нет, не случается, а происходит.


В газете «Нью-Йорк геральд» за 26 ноября 1911 года помещено сообщение о том, что в Гринберри Хилл в Лондоне повешены трое обвиняемых в убийстве сэра Эдмучда Берри. Имена повешенных - Грин, Берри и Хилл! % Близнецы Джеймс Льюс и Джеймс Спрингер родились в Огайо, оба были приняты на воспитание в разные семьи и 39 лет ничего не знали друг о друге. Когда они встретились в 1979 году, оказалось, что оба женились на женщинах, которых звали Линда, оба были разведены и оба назвали своих сыновей Джеймс Алан. Не зная друг друга, оба регулярно проводили отпуск во Флориде на одном и том же курорте. Оба стали полицейскими, у обоих было одно и то же хобби. Четырехлетний Роджер Лозьер чуть не утонул в море возле американского города Салем и был спасен женщиной Элис Блейз. В 1974 году, когда Роджеру было 12 лет, в том же заливе он спас тонувшего мужчину, который оказался мужем Элис Блейз.

Бывают ли в жизни случайности

Сколько всего в жизни как бы случайно происходит: люди случайно рождаются и умирают, встречаются, находят друг друга, влюбляются, женятся и разводятся; случайно беременеют и рожают детей; случайно или нечаянно оговариваются, проливают на вас или на себя кофе, оскорбляют, срывают злость, просыпают и опаздывают на работу, забывают и теряют вещи; случайно заболевают и получают травмы, попадают в аварии и катастрофы; случайно выигрывают в лотерею и находят деньги на дороге, случайно богатеют и беднеют… - сколько разных случайностей ожидает нас, которые на самом деле не случайны, а вполне закономерны.

Случайности не случайны — это закономерность жизни

Существует мнение, что совпадения - это чудесные события, творец которых, Бог, не желает о себе заявлять. Оноре де Бальзак говорил: «Случай - величайший романист в мире».

И действительно, порой диву даешься, когда сам невольно становишься непосредственным участником какого-то, казалось бы, фантастического жизненного сценария. Стоит признать, жизнь - лучший режиссер-постановщик, который ставит фильм по твоему же сценарию.

Но как?» - спросите вы. Что бы вы там ни говорили, а случайностей не бывает… У Вселенной есть много удивительных способов, чтобы свести людей друг с другом. Иногда пытаетесь перевернуть горы и едете за тридевять земель на поиски собственного счастья, а всё идет наперекосяк.


Но позже судьба готовит вам сюрприз в самом неожиданном месте в тот самый момент, когда вы уже ничего не ждете.

Бывают ли в жизни случайности?

Если случайностей не бывает, означает ли это, что надо смириться с судьбой и не предпринимать никаких активных действий? Конечно же, нет! Жизнь подбрасывает нам нужные возможности, а чтобы реализовать заложенные в них ресурсы, нужно активно действовать. Человек стремится к тому, что ему уже предопределено, не зная об этом.
И нет двух путей – покорности судьбе и самостоятельного достижения целей. Другое дело, что свою судьбу можно так и не найти в погоне за большими деньгами и высоким статусом.
От поведения человека во многом зависит его будущее. Случайная встреча с бывшим работодателем, партнером или подругой.
Реально ли повстречать их просто случайно? При любой неожиданной встрече обязательно поговорите с этим человеком. Почему он вновь появился в вашей судьбе? Зачем он послан? Случайная встреча мужчины и женщины.


Случайно возникшее чувство. Совершенно случайно зародившаяся жизнь.

Бывают ли случайности

Внимание


2. Те, кто нам напоминает. Иногда в жизни мы встречаем людей, которые должны напомнить нам о пути, по которому мы должны идти. Часто эти люди временные, но они оставляют продолжительные изменения в нашей душе.


Случайны встречи неслучайны 3. Те, кто помогают нам расти. Некоторые люди предназначены для того, чтобы помогать нам расти, как личности.

Они учат нас вещам, которые мы не могли бы усвоить сами. Читайте также: Тест: Сколько раз вы реинкарнировались? 4.

Те, у кого есть для нас место. Иногда нам встречаются люди, которые входят в нашу жизнь, и оставляют для нас место. Они могут завести незначительный разговор, и часто мы даже не знаем их имени. Это может быть незнакомец в автобусе или работник кафе. 5. Те, кто остаются.

Случайны ли совпадения?

Теория совпадений объясняет, что с помощью серии знаков их пытаются вернуть на правильный путь. Один знакомый профессора потерял работу и долго не мог найти новую - по специальности.

Тогда у него возникла мысль временно поработать водителем такси. Слишком частые мелкие аварии, затем клиент с пистолетом, забравший всю дневную выручку, потом пьяные молодые лихачи, решившие «поиграть» на обрывистой дороге - в итоге машина новоиспеченного таксиста повисла передними колесами над пропастью…
Все эти события следовали с ненормальной частотой, а кроме того, как можно заметить, предупреждения становились все более грозными. Но знакомый профессор Комбса не воспринял их как должно. В итоге однажды, подвозя жену в магазин, он попал в серьезную аварию - жена оказалась в реанимации, из таксистов его уволили, и он в конце концов нашел место в фирме, где требовался человек с его специальностью.

Есть ли в нашей жизни место случайностям?

Инфо

Ваши случайности, хорошие или плохие - это, в основном, не влияние внешних факторов, а влияние ваших внутренних установок на всю жизнь. Даже такие мелочи, как опечатка в тексте или оговорка в речи, спотыкание на ровном месте или забытая вещь, брызги от машины на вашей новой одежде или потерянный ключ от квартиры - это не случайности.

Также закономерны и более серьезные, драматические или трагические события в жизни: от ссоры с любимым, до разрыва отношений и одиночества; от ушиба пальца молотком или перелома руки, до попадания под машину или в автокатастрофу…. Больница, тюрьма, морг - тоже, обычно, не случайны. Счастливые случаи: от выигрыша в лотерею, повышения по службе и счастливого брака, до успехов, богатства и известности - конечно, имеют свою закономерность.

Правда ли, что ничего в жизни не происходит просто так?

Поверьте, что где-то свыше во всем происходящем тоже есть смысл, цель и направление, — где-то в мистической сфере, которая и управляет событиями жизни. Вот в чем смысл выражения «ничто не случается просто так»: случайности жизни предопределены заранее.

Впрочем, доказать это довольно трудно. Эта идея существует как общее убеждение, как постулат веры или как мечта, а у некоторых – как все это сразу, в разных сочетаниях. Как все обстоит на самом деле? Возможно, принять эту идею трудно потому, что она сформулирована не совсем верно.

Куда правильнее будет сказать: «Все происходит с определенной целью, несмотря на то, что кажется иначе». Жизнь не ограничивается этими событиями, в ней может сочетаться выраженная упорядоченность с хаотическими случайностями. Снова вернемся к подростку. Порядок есть в его ежедневных походах в школу, а вот в его спальне присутствует хаос.

Случайных встреч не бывает: 5 типов неземной связи

В жизни каждого человека происходит много странных событий, которые наука не может объяснить и потому называет их случайными совпадениями. К примеру, вы подумали о старом друге, а через минуту он вам позвонил.

Или сидели и ломали голову, где достать денег, и вдруг кто-то отдает долг, неожиданно приходит почтовый перевод… Так случается на самом простом, бытовом уровне. Но существует и множество иных потрясающих совпадений, заставляющих задуматься над необъяснимым и даже поверить во вмешательство высших сил. Почему же они происходят вопреки всем законам природы и науки? Пятого декабря 1664 года у побережья Уэльса затонул корабль. Пятого декабря 1785 года на том же самом месте потерпело крушение другое судно. Пятого декабря 1866 года там же пошло ко дну третье. После каждого кораблекрушения оставался в живых только один человек. Всех троих звали Хью Уилльямс. И еще один случай.

Человеческому разуму под силу смириться с чем угодно, но только не с катастрофическим беспорядком. Никто не может вести совершенно неорганизованную жизнь, полную хаоса.

Да, грязная комната подростка может выглядеть довольно хаотичной, но владелец сам принимал решение касательно ее внешнего вида. Просто он выбрал хаос, а пока есть выбор, о полной неорганизованности говорить нельзя.

Но существует ли вообще неорганизованность. Случайно ли происходящее, или же во всем есть особенный, высший смысл? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе. Случайности в жизни На самом деле жизнь иногда наполнена и случайностями, этому даже посвящена отдельная научная сфера. И атомы сталкиваются случайно, и случайные видоизменения животных двигают вперед эволюцию, описанную Дарвином.

Бывают ли случайности в жизни или случайные люди

Происходящее можно описать механическими законами, к примеру если вы пнете мячик, он полетит в воздух, а если ударите человека, то реакция тоже обязательно будет, но уже не такая предсказуемая лично для вас. Все дело в том, что переработка событий в мозгу не предполагает прямой линии анализа событий, это не способ соединить событие А с причиной Б. В голове есть целое облако причин и мыслей, оно не прямолинейно, оно дополнено воспоминаниями, воспитанием, привычками, разумом, эмоциями, отношениями, генетическим кодом и множеством скрытых биологических факторов. И в этом облаке ваш мозг ищет конкретное решение – процесс куда сложнее ясного научного объяснения. Так как же самому контролировать историю своей жизни? Во-первых, мы и так придумываем свои истории, когда не можем объяснить происходящее, ведь жить в полной неопределенности некомфортно.

Я бы хотел сегодня поговорить об одной очень важной вещи, без понимания которой наша жизнь кажется порой слишком тяжелой, порой слишком запутанной, а иногда просто невыносимой, поговорить с вами о Промысле Божием и о том, как он в нашем земном бытии проявляется.

Чем вообще зачастую нам кажется человеческая жизнь? Сплетением обстоятельств, различных ситуаций, событий, которые, на первый взгляд, никоим образом друг с другом не связаны. Но на самом деле в земном существовании человека нет ровным счетом ничего случайного с самого мгновения его рождения и до того момента, как он уходит из этого мира в мир иной. Все в нашей жизни руководится Промыслом Божиим. Промысл - удивительное слово, и мне, как человеку, который долгое время связан с редактированием различных текстов, часто приходится видеть такую ошибку: либо автор, либо наборщик вместо слова «Промысл» пишет - «Промысел». И всегда приходится в таких случаях полушутя объяснять, что есть Промысл Божий, а есть промысел - пушной, например, хотя, может быть, это и не такая уж ошибка, потому что Господь обещал апостолам сделать их ловцами человеков, то есть здесь есть некий образ промысла: Господь в течение нашей жизни будто бы расставляет нам «силки», чтобы нас уловить во спасение. Ну а мы, как какие-то неразумные зверушки, пытаемся из них выкарабкаться, не видя, к чему нас Господь на самом деле ведет.

Преподобный авва Дорофей говорит, что Бог не презирает даже самую малую нужду человека. Нет ровным счетом ничего в нашей жизни, что не касалось бы Бога. Есть замечательное, небольшое по объему произведение - «От Меня это было», которое называют духовным завещанием преподобного Серафима Вырицкого, хотя и существуют определенные споры относительно его авторства. Те из вас, кто о нем слышал или читал, наверняка очень хорошо его помнят, а тем, кто не читал, очень советую его найти. Это обращение Бога к человеческой душе, и самая главная мысль, которая в нем выражена, такова: все, что человек, оглянувшись на прошлое, видит в своей жизни, было от Него - и взлеты, и падения, и радости, и горе, и мгновенья счастья, и мгновенья лютой скорби. “Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего«,- говорит душе Господь: настолько близко Богу все, что происходит с каждым из нас.

И в это бывает порою очень трудно поверить, потому что Бог близок, а мы бываем от Него очень далеко. Господь всеми силами старается нас к Себе привлечь, а мы в противовес устраиваем себе какую-то систему, благодаря которой можем по-прежнему от Бога находиться в удалении. Почему? Потому, что нашему спасению зачастую служат вещи, которые нас отнюдь не радуют. Нам заповедано в терпении спасать свои души, а как это возможно, если не будет случаев, когда придется потерпеть? И вот Господь на протяжении всей нашей жизни посылает нам множество ситуаций, которые надо именно претерпеть. Ну а поскольку и терпеть не хочется, и смиряться не хочется тоже, мы всеми силами стараемся уйти от всего того, что для нас этот крестный путь образует. Но Господь, как все предвидящий, все знающий заранее, тем не менее умудряется нас, порой помимо даже нашей собственной воли, на путь спасения снова и снова возвращать.

Хотя это на самом деле сложный вопрос: что значит «помимо нашей собственной воли»? Есть такая известная логическая загадка: может ли Бог создать камень, который бы Он не мог поднять? И предлагается два варианта решения: если Бог может создать такой камень, которого не может поднять,― значит, Он не всемогущ; если же Он не может создать этот камень, то опять-таки Он не всемогущ. И есть единственно верный ответ, выходящий за пределы человеческой логики: такой камень Богом уже сотворен ― это человеческое сердце.

Господь не неволит человека, не спасает его без его ответного отклика; и более того: не просто не спасает, а даже, если можно так сказать, не может спасти. Как же тогда бывает так, что Господь нас спасает «помимо нашей собственной воли»? Возьмем для примера жизнь преподобной Марии Египетской. Казалось бы, жила она в бездне греха и ничто не предвещало возможности обращения к Богу. И тем не менее почему-то именно в ее жизни совершается такое чудо: она приходит с самыми неблагими намерениями в Иерусалим, пытается войти в храм, но благодать Божия ее не допускает.

Не одна преподобная Мария была грешницей среди тех, кто в тот день входил в храм Гроба Господня, наверняка там было немало грешных людей. Достаточно хотя бы вспомнить о том, что на корабле, на котором она плыла в Иерусалим, было достаточно много паломников, которые бросили все свои дела, для того чтобы поклониться Древу Честного Креста, но при этом некоторые из них, и даже не некоторые, а как говорится, достаточно многие на этом корабле, охотно пали с нею в грех блуда. И тем не менее не говорится о том, что кто-то из них не смог войти в храм. Они смогли войти - а она почему-то не смогла.

И это было явное чудо - чудо Промысла Божия о ней, потому что Господь предвидел, каким образом ее сердце отзовется и откликнется. Мне не раз приходилось видеть людей, которых какая-то сила из храма гнала, которые в храме теряли сознание,- и могу сказать, что среди этих людей процент задумавшихся о том, почему им в храме плохо, достаточно невелик. А преподобная Мария не только задумалась, но, встретившись с этой силой, не пускающей ее в храм, тотчас же обратилась к покаянию. И можно сказать, что ее спасение началось помимо ее собственной воли, но Господь перемену в ее воле, этот потенциальный отклик по всеведению Своему предвидел.

Промысл Божий - это то, что невозможно в своей жизни разглядеть без определенного внимания к самому себе, к тому, что с нами в нашей повседневности происходит. Если для нас каждый день проходит сумбурно, мятежно, если мы не останавливаемся вечером для того, чтобы просто на прожитые сутки посмотреть, если утром мы опять-таки вываливаемся в эту бурную, мятежную жизнь, не успев приготовиться, то мы не сможем заметить в ней ни каких-то закономерностей, ни каких-то особенных обстоятельств, которые нас очевидным образом в этом Промысле уверяют.

Есть в моей памяти такой небольшой, но серьезный эпизод: шел человек, должен был переходить дорогу. При этом человек читал на ходу Псалтирь, понимая, что иначе не успеет ее прочитать, потому что было слишком много дел. На светофоре он остановился для того, чтобы дочитать «славу», не сразу отреагировав на зеленый свет для пешеходов. И в это время по проезжей части пролетела машина именно там, где человек находился бы, если бы начал свой путь, «славу» не дочитав. Что это такое - Промысл Божий или случайность?

Наверное, тут уместно вспомнить слова епископа Василия (Родзянко): когда ему говорили, что события, происходящие по молитве, кажутся многим случайными совпадениями, он отвечал примерно так: «Действительно, это можно считать совпадениями, но пока я молюсь, совпадения происходят, а когда перестаю молиться, совпадения прекращаются». Поэтому, наверное, главный ключ к тому, чтобы Промысл Божий в собственной жизни рассмотреть, - это молитва. Молясь, мы пытаемся воззреть на Бога, увидеть Его перед собой и так же увидеть Его в своей жизни. И наш духовный взор благодаря молитве просвещается и становится более острым.

Рассматривая Промысл Божий в своей жизни, каждый из нас мог бы задуматься о том, каким образом он оказался в Церкви. Наверное, среди нас практически нет людей, которых привела в храм совершенно прямая, простая и ясная дорога. Скорее всего, оглянувшись назад, мы опять-таки увидим некое сцепление обстоятельств. Пришли мы куда-то, в какое-то место, в которое могли в этот день не прийти, и именно там услышали что-то или столкнулись с чем-то, что направило нас к Богу. Какой-то человек появился в нашей жизни, о чем-то с нами заговорил, что-то нам подсказал, почему-то мы этого человека послушали.

Или случилось с нами нечто, что определенным образом настроило нас, направило наши мысли… Порой бывает даже так, что та дорога, которая привела кого-то из нас в храм, первоначально должна была идти в противоположном направлении. Есть замечательные слова из не менее замечательного фильма «Покаяние», в советские еще времена вышедшего: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?». Хотя нет на самом деле такой дороги в жизни человека, которая к храму бы не вела. Просто мы сами можем с этой дороги сворачивать, но тем не менее Господь нас на нее постоянно старается вернуть.

Говоря о Промысле Божием, нужно, наверное, сказать и о том, что бывают случаи, когда мы сталкиваемся с какой-то тяжкой скорбью и несправедливостью. И в это время у нас порой рождается если не ропот на Бога - это удел все-таки людей совсем маловерных, - то ропот на людей, уныние, печаль, а иногда ожесточение, озлобление, от которого мы буквально вскипаем и не можем в себе удержать этот праведный или кажущийся нам праведным гнев.

А происходит это опять-таки потому, что мы не способны бываем рассмотреть, как Господь это зло и эту скорбь может обратить во спасение. Часто бывает так, что люди, далекие от Церкви, когда заходит речь о младенцах, убитых в Вифлееме, не могут с этим примириться и говорят: как же Бог попустил смерть этих невинных младенцев в таком количестве? Ну и, естественно, этот вопрос переходит в другие вопросы: как Господь попускает смерть множества невинных людей во время войн, каких-то стихийных бедствий… И когда начинаешь объяснять, что есть вечность, в перспективе которой можно совершенно иначе понять все происходящее в этой жизни, то у собеседника, даже если он и принимает эту логику, зачастую рождается множество других возражений.

Но вы, наверное, помните замечательную притчу из патерика о том, как некий подвижник постоянно задавался вопросом, по какой причине злые благоденствуют, а добрые умирают в нищете и в болезни. И вот однажды ему понадобилось проделать долгий путь, и к нему присоединился странный спутник, который на протяжении всего их совместного пути совершал не менее странные деяния. Когда они ночевали в доме человека, который принял их очень гостеприимно, этот спутник монаха украл у хозяина серебряное блюдо и потом выкинул по дороге. Когда они вышли из другого дома и владелец этого дома послал своего сына проводить их, то спутник столкнул этого мальчика в реку, и он утонул.

Потом они остановились на ночлег в каком-то пустынном месте, где стоял полуразрушенный дом, и провели ночь под кровом этого дома, а с утра спутник монаха разломал стену, и дом рухнул. Тогда монах, при всем своем бесстрастии, не выдержал и воскликнул: «Кто ты - ты человек или демон?! Почему всю дорогу ты творишь зло? Один человек нас принял с любовью, а ты у него блюдо украл, другой послал своего сына нас проводить, а ты его в реке утопил, а сейчас мы здесь ночь провели, а ты этот дом разрушил? Что ты за исчадье ада такое?!». А тот ему ответил: «Я не человек и не демон - я Ангел Божий, посланный тебе для того, чтобы научить тебя хотя бы отчасти познавать пути Промысла Божия. Это блюдо человек, который нас принял, приобрел неправедным путем и не в силах был от него отказаться. Я лишил его этой вещи для того, чтобы его сердце не привязывалось к украденному. А мальчик у этого доброго человека, если бы вырос, стал бы отъявленным негодяем и погубил бы не только свою душу, но и жизнь своего отца. Поэтому, пока он еще в состоянии, пригодном для вечности, Господь повелел мне прервать его жизнь. А что касается этого дома, то на самом деле еще немного и он бы рухнул, а в следующую ночь здесь должны проходить несколько человек, которые, остановись они здесь, погибли бы под развалинами. Теперь возвращайся в свою келью и не испытывай судеб Божиих, не задавай вопроса „почему?“». Вот иллюстрация к тому, о чем мы говорим.

И на самом деле этот случай не кажется каким-то фантастическим и из ряда вон выходящим: даже в окружающей нас жизни мы порою такого рода обстоятельства видим. Опять же в памяти такой случай: один мой хороший знакомый летит в другой город, причем летит для того, чтобы стать крестным сына своего друга. При этом он покупает, как это сейчас бывает, билет через интернет, приезжает в аэропорт и, поскольку по дороге были пробки, попадает к самому концу регистрации на рейс. Девушка за стойкой предлагает ему: давайте вы сегодня на следующем рейсе улетите.

Он остается на следующий (там разница буквально в два-три часа) и уже решает по этому поводу не беспокоиться, но потом все-таки опять подходит и говорит: «Может, я все-таки на этом улечу? У меня ведь нет с собой никаких вещей, успею я сесть». Ему удается пройти, он улетает на этом самолете, а следующий самолет разбивается и погибают абсолютно все люди, которые в нем находились. В его жизни это, конечно же, чудо, это Промысл Божий.

А бывает иначе: бывает, что мы куда-то хотим попасть - может быть, на борт того же самолета, а Господь нас всеми силами от этого отводит. Мы возмущаемся, переживаем, но неизвестно, что было бы, если бы мы попали туда, и чем бы все это закончилось. Из этого всего можно для себя сделать очень важный вывод: если Господь нас от чего-то отводит, если Господь нам чего-то не дает, то как бы нам этого ни хотелось, не надо к этому изо всех сил стремиться.

Надо всегда давать возможность Богу исполнить Свою волю в нашей жизни, потому что стремясь к исполнению собственной воли, мы можем не просто навредить себе, а можем погибнуть. Сколько бывает в нашей жизни случаев, когда мы просим чего-то во что бы то ни стало, и, хотя порой Господь через обстоятельства показывает нам, что просить этого и стремиться к этому не надо, мы все равно просим. Очень важно уметь примириться с Промыслом Божиим.

Отец Иоанн (Крестьянкин), годовщину кончины которого мы сегодня отмечаем, часто говорил о том, что самое главное в жизни - это вера Промыслу Божию с рассуждением, основывающемся на опыте, и человек, который так живет, будет самым счастливым и самым благонадежным на пути, ведущем ко спасению, потому что такой человек уподобляется, по очень точному образному сравнению митрополита Антония Сурожского, парусу, надуваемому ветром: как только ветер поднимается, он поднимает и парус и гонит судно в том направлении, в котором ему и нужно бывает двигаться. Человек, который доверяет Промыслу Божию, имеет возможность экономить силы, не тратить их попусту и пребывать в созидательном труде. Это одно из важнейших следствий послушания - того послушания, о котором мы читаем в житиях святых и в патериках.

Мы часто в своей обычной жизни - в быту и еще чаще на работе - сталкиваемся с тем, что приходится не столько тратить сил и трудов на то, чтобы сделать какое-то дело, сколько на то, чтобы исправить то, что было сделано неправильно. И в том, что касается нашего спасения, тоже часто бывает так, что мы не столько что-то созидаем, сколько восстанавливаем разрушенное: в общем-то, вся жизнь наша на это уходит. Из этого можно понять, какое это великое благо - не тратить время и силы на сопротивление обстоятельствам и людям в том, в чем это на самом деле бывает совершенно лишним, а просто превратиться в такой «парус», готовый направлять судно нашей жизни туда, куда угодно его направить Богу.

И еще, говоря о тех недоумениях, от которых мы, размышляя о Промысле Божием, все-таки не можем избавиться, вспомню эпизод из когда-то очень любимого мной романа американского писателя Торнтона Уайлдера «День восьмой». К некому проповеднику приходит молодой человек, в жизни семьи которого случилось много странных, непонятных обстоятельств. Он вопрошает об этих обстоятельствах и получает такой образный ответ: его собеседник просит перевернуть коврик, который лежит на полу, и посмотреть на него с изнанки. И спрашивает его: «Что ты видишь?». Молодой человек отвечает, что видит беспорядочное сплетение разноцветных нитей и узелков. Тогда проповедник просит перевернуть коврик обратно и говорит: «А что ты видишь сейчас?». Юноша говорит: «Я вижу узор». И тогда проповедник произносит поразительные слова: «Вот такова и наша жизнь. Мы видим ее изнанку - беспорядочное, непонятное нам сплетение каких-то нитей, нитей судьбы. А узор знает и видит только лишь Господь». Порой нам отчасти раскрывается какая-то крошечная, микроскопическая часть этого узора. Но целиком мы не можем его увидеть, и опять-таки нужна вера и нужно доверие Богу, чтобы понять: Он все видит, Его любовь и Его премудрость позаботятся обо всем.

Нам зачастую не хватает опыта праведного Иова, который заключается в том, чтобы не искать силами и средствами человеческого ума объяснений тому, что можно постичь только в общении с Богом. Помните этот момент: когда Иов внутренне мечется и приходит в смятение, потому что не может понять, за что Господь ему все это послал? Его не смущает то, что с ним произошло, внешняя сторона скорбей,- его мучает непонимание: что в его жизни было настолько Богу неугодным? И ни объяснения друзей, ни его собственные размышления не могут ему на этот вопрос дать ответа. И лишь когда Господь ему является, Он Сам становится для него ответом на все вопросы, и происходит то самое, что выражено уже в Новом Завете в словах Спасителя: В тот день вы не спросите Меня ни о чем. Наверное, отсутствие или скудость такого опыта непосредственного богообщения, переживаемого в молитве и во время участия в церковных таинствах, не дает до конца поверить Промыслу Божию и всецело ему отдаться.

Ну и в заключение скажу, что, решаясь Промыслу Божию довериться, мы уподобляемся апостолу Петру, который, доверившись Христу, получил удивительную способность идти по воде, по бурным волнам морским, словно посуху. Человек, который Промысл Божий принимает, точно так же получает возможность - удивительную и в то же время такую важную, такую необходимую для нас - небедственно идти по волнующейся поверхности моря житейского, в котором многие утопают и в котором действительно можно утонуть и погибнуть навсегда.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ БЕСЕДЫ

Отец Нектарий, у меня один-единственный вопрос, но не очень простой. Все-таки «судьба» в мирском понимании - это в каком-то смысле правильно, да? И если, как говорят, от судьбы не убежишь и все уже о человеке предугадано, чего ему тогда в жизни трепыхаться-то?

Ради чего нужно в жизни «трепыхаться», я могу сказать совершенно определенно, и, наверное, большинство здесь присутствующих понимает, ради чего это нужно делать. Ради того, с чем мы придем к моменту нашего исхода из этого мира.

А вот в отношении того, можно ли избежать чего-то, чему Господь определил с нами быть, можно сказать так. Безусловно, избежать мы этого не можем, но мы же не знаем, что Господь о нас судил, и никто этого знать не может, а потому даже думать об этом, в принципе, не надо. Достаточно знать и понимать: все, что с нами в жизни происходит, происходит потому, что Господь ведает наше сердце и наш выбор в той или иной ситуации и на основании этого нашу жизнь определенным образом строит. Поэтому нельзя сказать, что наша жизнь во всех своих обстоятельствах только лишь от Бога зависима: она зависит от нас самих. Нам сложно бывает понять это соотношение предопределенности и наших действий, потому что мы воспринимаем течение времени в одном направлении, от прошлого к будущему, а в вечности совершенно иные категории.

Вот знаете, бывает так: мы чувствуем, что может произойти какая-то беда с близким нам человеком, и молимся о том, чтобы эта беда не произошла. В какой-то момент наша душа успокаивается, и мы понимаем, что эта молитва услышана и Господь дал близкому нам человеку избежать того, о чем мы просили. А потом мы вдруг узнаем, что человек избежал этого еще до того момента, как мы начали молиться. Правда ли, что это могло быть по нашей молитве? Да, действительно, это может быть истинной правдой, хотя сама молитва совершилась позже. Но если бы мы не молились, то избежал бы он беды?.. Бог есть Владыка и настоящего, и прошлого, и будущего, и Он может откликнуться на какую-то нашу мысль раньше, чем мы успеем ее сформулировать. Понимаете, о чем я говорю?

Батюшка, у митрополита Антония Сурожского есть объяснение, что Господь не предопределяет, а предузнает: получается, между этими понятиями большая разница?

Об этом разные отцы говорили по-разному. Господь не просто предузнает - Он знает. Нельзя сказать, что Господь в какой-то момент что-то предузнал, поскольку не было такого мгновения, когда бы судьба каждого из нас не была известна Богу. Можно говорить о том, что каждый из нас существовал еще прежде того, как мы были сотворены, потому что каждый из нас, как и любой неодушевленный предмет этого мира, есть некая, как говорили святые отцы, Божественная идея.

При этом нельзя сказать, что появился какой-то момент, когда мы начали существовать в качестве идеи, потому что Бог всегда был один и тот же: Он неизменен. И от этой мысли, на самом деле, замираешь - иногда от восхищения, а иногда от ужаса: вот как это вместить, что мы не только существовать будем вечно, но и существуем уже вечно, то есть не было момента, когда бы нас, хотя бы в замысле Божием, не было! И вот каким образом соединяется то, что, с одной стороны, все зависит от нас, а с другой стороны, все заранее про нас известно, человеческим умом тоже вместить до конца невозможно.

Батюшка, еще по поводу предопределения… Говорят, что когда человек умирает и о нем кто-то молится, это еще может до Страшного Суда изменить его участь. А если некому о нем молиться, то уже ничто на его судьбу повлиять не может?

На самом деле, об этом тоже замечательно говорил митрополит Антоний Сурожский. Он задавал вопрос: а почему, собственно говоря, молитва может что-то изменить в судьбе человека? Безусловно, на этот вопрос нельзя ответить до конца, потому что опять-таки это выходит за рамки познания человеческого, но есть очень простой и важный момент, на который он обращал внимание. Если о человеке молятся люди,― значит, он что-то такое в своей жизни сделал, что был ими любим. И это становится «поводом» для милости к усопшему: его дела и любовь продолжают приносить плоды после его кончины.

Ну а что касается вопроса: «а если некому о нем молиться?», то я думаю, что если нигде нет ни церковного поминовения этого человека, ни частной молитвы за него, то ничто уже не повлияет на его загробную участь. Хотя опять-таки можно вспомнить, что мы молимся в некоторые дни поминовения усопших и о тех людях, имен которых мы не знаем - о погибших в самых различных обстоятельствах, умерших от каких-то тяжких болезней, о павших на поле брани.

Это не какое-то новое веяние, а то, что идет из глубокой древности церковной, и поскольку Церковь ничего не делает бессмысленно, неоправданно, то можно сказать, что и эти молитвы какое-то значение в жизни людей усопших имеют. Хотя, безусловно, главным образом все зависит от того, что человек в своей жизни сеял, то и будет всходить там, в жизни иной. А все остальное, в том числе молитва церковная,- это то, что может в большей или меньшей мере проявить посеянное нами.

Если человеку было что-то предназначено, а он сделал другой выбор и мучается теперь, понимая, что поступил неправильно, что делать? Если вернуть ситуацию уже нельзя, остается наблюдать, как вся жизнь идет под откос?

Дело в том, что Господь в нашей жизни присутствует не только в тот момент, когда мы совершаем какой-то выбор, пусть даже и важный, и необратимый, а присутствует в нашей жизни на всем ее протяжении. И если мы в какой-то момент не задавались вопросом, что Богу угодно о нас, то ничто не мешает нам задаться этим вопросом в тот момент, когда мы наконец очнулись. Вот совершал человек в своей жизни ошибки, совершал и потом остановился: а что же мне дальше делать, когда я уже столько в своей жизни всего наворочал? Так в этот момент и надо задаться самым важным вопросом: а что именно сейчас Богу от меня угодно? Если человек захочет это действительно узнать и, главное, исполнить волю Божию о себе, Господь ему ее откроет. И у человека будет возможность не то чтобы все начать сначала, но, по крайней мере, с этого момента идти тем путем, который к Богу и ко спасению будет вести, то есть безнадежности нет, даже если были сделаны ошибки. Нам же еще какое-то время Богом отпущено, и мы можем либо продолжить идти путем ошибок, либо положить этому шествию предел.

- Действительно ли Господь тех людей, у которых все хорошо, любит меньше?

Нет, так рассуждать вряд ли можно. Господь, безусловно, всех любит, и любит равно. Отличается лишь способность людей воспринимать эту любовь и откликаться на нее. Образно говоря, Господь щедрою рукой в каждого из нас, как в некие сосуды, неистощимой струей вливает живую воду благодати, и один вмещает чайную ложку, а другой словно и дна не имеет… То есть вливается во всех равно, но кто-то ее принимает, а кто-то исторгает из себя. Вот только от этого все и зависит, больше ни от чего.

Каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось сталкиваться в необычайными и зачастую необъяснимыми совпадениями. Наверное, многие задумывались над тем, что могут означать эти стечения обстоятельств. Возможно, это знак свыше?.. Иногда люди, столкнувшись с такими предзнаменованиями, отказывались от мирской жизни и уходили в монастырь. Некоторые разочаровывались в вере.

Нужно отметить, что религия трактует разного рода чудеса как промысел Божий. В то же время наука вообще не допускает никаких совпадений, хотя бы по причине существования теории вероятности. Ученые не занимаются изучением совпадений, поскольку в данном явлении невозможно повторить эксперимент.

Какова же природа совпадений? Какой природный механизм определяет их появление? Мало того, что совпадения опровергают теорию вероятности, так еще их частота исключается этой же теорией.

Если проанализировать подобные случаи, то складывается мнение, что в большинстве из них скрыто определенное символическое значение, словно кто-то пытается что-то доказать людям. К сожалению, зачастую люди намеков подобного рода не понимают.

Только таким символическим значением можно, к примеру, объяснить историю, которая произошла в 1848 году. Тогда мещанина по имени Никифор Никитин сослали в далекое поселение за крамольные речи о полете на Луну. И самое поразительное, что местом его ссылки оказался Байконур, тот самый, где сейчас находится известный космодром.

А вот еще одна интересная история. Начиная с 1955 года в прессе периодически появляются упоминания о некоем жителе Великобритании по имени Ватермен (с английского его фамилия переводится, как «водяной»), дом которого на протяжении многих лет подвергается ежедневным потопам. Сантехники ничего с этим сделать не могут…

В 1975 году маленький ребенок из Детройта выпал из окна 14-го этажа. К счастью, в это время под окнами проходил мужчина Джозеф Фиглок. Оба участника происшествия отделались легким испугом, малыш весил немного, а джентльмен отличался изрядной тучностью. Однако на этом история не закончилась. Случилось так, что через несколько лет этот же мужчина вновь оказался под окнами того же дома, и, конечно же, ему на голову вновь свалился тот же ребенок. Правда, малыш немного прибавил в весе, и упал с другого окна, расположенного чуть пониже. Как ребенок оказался на окне, неизвестно, но и на этот раз все закончилось вполне благополучно.

Занятная история произошла и в 1664 году. В начале декабря в проливе Па-де-Кале пошел ко дну английский корабль «Меней». Спастись удалось только одному моряку – Хуго Уильямсу. Через 120 лет в Ирландском море, недалеко от острова Мэн, затонуло еще одно судно. И вновь спасся один человек. И имя его было …Хуго Уильямс…

Таких примеров можно привести очень много. Но в истории был один человек, жизнь которого практически полностью определялась такими необычными совпадениями. Речь идет об известном российском поэте А.Пушкине. О нем написано настолько много, что удивить человека, который интересуется его персоной и творчеством, очень сложно, но мистика, которая буквально преследовала поэта по жизни и неоднократно определяла важнейшие этапы его судьбы, способна заинтересовать даже самого отъявленного скептика.

Итак, что мы знаем о Пушкине? Да практически все, ответит большинство и будет не право. В жизни поэта было немало моментов, которые почему-то ускользали от внимания его биографов. Практически нигде не упоминается, что Пушкин был очень суеверным человеком. Иногда его даже упрекали в излишней вере в разного рода суеверия, приметы и предсказания. На подобные нападки поэт говорил, что у каждого человека свои странности. Однако однажды он все-таки признался, что суеверным стал, уже будучи взрослым человеком. А всему причиной стала цепь загадочных происшествий, которые сильно повлияли на дальнейшую жизнь.

Конечно, в это трудно поверить, но начало той драмы, которая разыгралась в 1837 году на Черной реке в пригороде Санкт-Петербурга, было положено еще в 1817-1818 годах, именно тогда, когда в город приехала известная немецкая гадалка Александра Кирхгоф.

Однажды зимним днем Пушкин со своими приятелями П.Мансуровым, актером Сосницким и братьями Н.и А.Всеволожскими решил прогуляться по Невскому проспекту. Во время прогулки они наткнулись на дом, в котором остановилась прорицательница из Германии, и о которой так много говорили в Петербурге. Пушкин решил проверить, говорит ли она правду, и если что, поднять на смех и рассказать о шарлатанстве.

Однако план компании пошел наперекосяк с того самого момента, как молодые люди перешагнули порог дома. Ведь внешний вид гадалки не вязался в тем стереотипом, который утвердился в представлении приятелей. Немка очень надменно и сухо, но в то же время подчеркнуто спокойно поприветствовала посетителей и спросила о цели визита. Мужчины попросили погадать, при этом подчеркнули, что прошлое их совершенно не интересует, а только будущее.

Немка приступила к гаданию. Сначала она рассказала Пушкину о том, что в самое ближайшее время он получит письмо, которое принесет неожиданные деньги. На днях поэт повстречает старого приятеля, который предложит ем хорошее место по службе. Кроме того, А.Кирхгоф сказала, что Пушкин станет кумиром своих соотечественников и два раза побывает в ссылке, женится. Но и предупредила, что жизнь поэта закончится неестественным путем.

На тот момент Пушкин не был настолько легковерным, поэтому обо всем услышанном он забыл в тот же день. Но события, которые произошли с поэтом вечером того же дня, заставили его всерьез задуматься о пророчестве немки. А все началось с того, что он и правда получил письмо с деньгами, хотя не ждал никаких денежных поступлений. Как оказалось, позже, это был старый карточный долг, который вернул ему приятель-соученик Корсаков.

Пушкин задумался над тем, откуда немка могла знать о старом долге. Но после длительных раздумий пришел к выводу, что гадалка просто угадала.

Впрочем, в скором времени Пушкину пришлось убедиться, что это вовсе не так. Через несколько дней на Невском проспекте поэт повстречал старого приятеля, который служил в Варшаве при дворе князя Константина. Однако некоторые причины заставили его искать себе место в Петербурге. Но чиновник не хотел создавать проблемы своему начальнику, поэтому решил найти достойную замену себе. Он и предложил это место Пушкину.

Получалось, что немка в первой части своих предсказаний совсем не ошиблась. Тогда Пушкин и понял, что и все остальное, сказанное А.Кирхгоф, сбудется. Поэт убедился, что не зря о немке так много говорили в Петербурге. Именно с этого момента он стан чересчур суеверным.

Фрау Киргхоф предупредила Пушкина, что жизненный сценарий, который она предсказала, не единственный, и если поэту удастся пережить жизненный рубеж в 37 лет, то дальше его ожидает спокойная долгая жизнь. Но обойти опасности, которые ждали мужчину на 37-м году жизни будет очень непросто. Немка предупредила, что нужно остерегаться белого человека, белой головы или белой лошади.

После, на протяжении многих лет, Пушкин ждал, когда исполнится предсказание. И очень надеялся, что ему удастся каким-то образом его избежать. Тогда же поэт решил уехать в Польшу, но узнав одно обстоятельство, решил остаться в России. Дело в том, что фамилия одного из повстанцев была Вейскопф, что переводилось как «белая голова».

Из-за предсказаний немецкой гадалки Пушкин расстался и с братством масонов. Изначально поэт вступил в организацию вольных каменщиков по собственным убеждениям, но когда узнал, что к этой ложе имеет отношение человек, имя которого также означало «белая голова», решил: лучше остаться непоследовательным, но живым, нежели идейным, но мертвым.

Впрочем, все эти ухищрения не помогли Пушкину обмануть судьбу. В предсказанный гадалкой день и час в жизни поэта появился человек, которому и было суждено поставить точку в его жизни. Убийца Пушкина, Дантес, полностью подходил под описание, данное Киргхоф: это был белокурый молодой человек, который носил белый мундир и служил в полку кавалергардов, в котором все лошади были белой масти….

Необходимо отметить, что Пушкина предупреждала о насильственной смерти не только немецкая прорицательница. Мало кому известно, что сестра Пушкина, Ольга, была довольно сильным медиумом, и очень хорошо разбиралась в хиромантии и физиогномике. Девушка старалась не гадать близким людям, но Пушкин настоял на том, чтобы для него девушка сделала исключение. Ольга по руке прочитала судьбу брата, но долге время не решалась рассказать об этом. Наконец, она призналась, что очень переживает за брата, поскольку того ожидает насильственная смерть.

По мнению некоторых специалистов, пророчества, которые обещали смерть поэту, и в которые он поверил, соединились в мощном энергоинформационном импульсе. В подсознании Пушкина этот импульс трансформировался в определенную программу будущих действий. А первые предсказания, которые так быстро исполнились, выступили неким магическим крючком, на который не клюнуть было просто невозможно. Творческое воображение, сила веры в необратимость судьбы и обычный страх стали тем фактором, который помог материализовать мысли, превратив их в реальные события.

Но был ли у Пушкина шанс обмануть судьбу? А.Киргхоф предупреждала, что в жизни Пушкина возможно два сценария. О первом мы уже рассказали, теперь обратимся ко второму. Итак, изначально Пушкин собирался жениться на Екатерине Ушаковой, но буквально перед свадьбой решил посетить гадалку, которая предсказала, что поэту суждено умереть от собственной жены. Кода он рассказал об этом свой невесте, та решила, что свадьбу лучше отменить. Тогда Пушкин обратил внимание на другой предмет своего обожания – Наталью Гончарову, которую впервые увидел на балу в белом (!) платье. Возможно, именно этот белый штрих и стал началом роковой цепочки, которая привела к гибели поэта. Семейная жизнь пары, к слову сказать, была очень несчастливой. Наталья была особой ветреной, блистала в светском обществе, ею был очарован император, а Пушкин сгорал он ревности.

Однако императору так и не удалось добиться взаимности, а сделал это Жорж Дантес, который и стал впоследствии убийцей великого поэта. Пушкин ненавидел Дантеса, их ссора продолжалась на протяжении многих месяцев и дело неоднократно доходило до дуэли. Но самое поразительное, что в тот момент, когда подошел срок исполнения предсказания Киргхоф, все о нем почему-то забыли. Можно даже сказать, что кто-то словно стер все воспоминания о предсказании прорицательницы.

Но представим на минутку, что Наталья не отвергла бы притязания императора. Пушкин, конечно же, впал бы в ярость, но стреляться на дуэли уж точно не стал бы. Скорей всего, он бы уехал за границу, о которой так мечтал, и вполне возможно, дожил бы до глубокой старости. Но… все случилось так, как случилось…

Вот и получается, что все случайности в жизни вовсе не случайны.

«Цепочка случайностей» может привести к серьезному изменению в жизни. К смене работы, смерти человека. Все это случайно лишь на первый взгляд.

Случайность или судьба?

Как понять, предопределено ли некое событие или это просто случайность? Нужно попробовать пойти по новому пути и посмотреть, как все будет складываться. Если на пути возникают все новые и новые препятствия, скорее всего, это не ваш путь. Если все складывается легко и просто, как будто попал в нужное русло и плывешь по течению – да, это именно то, что предопределено, этот путь верный!

Как не пропустить возможность? Не отвергать сразу предложение, показавшееся ненужным. Отложить ответ. Подумать. Попробовать. Прислушаться к интуиции. Рискнуть! Далее – посмотреть, как идет, и принять окончательное решение, исходя из дальнейших обстоятельств.

Если случайностей не бывает, означает ли это, что надо смириться с судьбой и не предпринимать никаких активных действий? Конечно же, нет!

Жизнь подбрасывает нам нужные возможности, а чтобы реализовать заложенные в них ресурсы, нужно активно действовать.

Человек стремится к тому, что ему уже предопределено, не зная об этом. И нет двух путей – покорности судьбе и самостоятельного достижения целей. Другое дело, что свою судьбу можно так и не найти в погоне за большими деньгами и высоким статусом. От поведения человека во многом зависит его будущее.

Случайная встреча с бывшим работодателем, партнером или подругой. Реально ли повстречать их просто случайно? При любой неожиданной встрече обязательно поговорите с этим человеком. Почему он вновь появился в вашей судьбе? Зачем он послан?

Случайная встреча мужчины и женщины. Случайно возникшее чувство. Совершенно случайно зародившаяся жизнь.

Отдаться на волю судьбы или действовать?

Известное высказывание гласит: «Характер – это судьба». Конечно, тяжело противоречить многим шаблонам, но все же стоит попробовать.

Вершители судеб, своих и людских – может, они просто достигают того, что им суждено? А те, кто пассивно относится к жизни, пропускают все данные им судьбой возможности?

Как поступает человек со своей жизнью? Ради чего сражается? Что приносит в жертву? Действительно ли то, что ценят люди, обладает истинной ценностью? Как понять, в чем подлинное предназначение человека? Как найти своего единственного партнера, дело своей жизни, самого себя?

Просто задавая себе эти вопросы, можно достичь уже очень многого. Будьте внимательным к себе и к людям, к сигналам, которые посылает Вселенная. Нужно найти свой путь!