Создание психологического комфорта в группах детского сада Семинар - практикум. Создание психоэмоционального комфорта для детей в дошкольном учреждении Создание психологического комфорта в группе доу

Семинар для заведующих и старших воспитателей ДОУ.

Тема: «Создание условий для психологического комфорта ребенка. Преемственность в работе ДОУ и школы в сохранении физического и психического здоровья дошкольников в рамках ГОС ДО»

Подготовили:

Богомол Наталья Николаевна, заведующий МДОУ № 10;

Савицкая Людмила Васильевна, методист городского отдела образования;

Дорохина Евгения Валерьевна, старший воспитатель МДОУ № 10;

Козуб Наталья Викторовна , педагог-психолог, МДОУ № 10.

Цель: активизировать деятельность руководящих и педагогических кадров дошкольных учреждений в создании условий для психологического комфорта обучающихся, повышение педагогической компетентности педагогов в области преемственности ДОУ и школы.

Задачи семинара:

О пределить основное направление деятельности педагогических работников города на создание условий для психологического комфорта дошкольников, формирование нового взгляда на ребенка как на субъекта воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности ;

П ознакомить участников семинара с опытом работы коллектива по сохранению физического и психологического здоровья дошкольников, методами и приемами взаимодействия со школой, направленнными на создание психологического комфорта участников ОВП ;

С пособствовать повышению педагогической компетентности и профессиональной самооценки руководящих кадров дошкольных образовательных учреждений в свете реализации инновационных подходов к физическому и психологическому здоровью детей, совершенствование системы знаний присутствующих о составляющих эмоционального развития и благополучия детей в группе на основе современных образовательных стандартов .

Проблема психологического здоровья на современном этапе

Сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу.

Для коллектива нашего детского сада нам наиболее важными кажутся задачи, среди поставленных Государственным образовательным стандартом, которые направлены на:

1) охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных

уровней;

3) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Наш педагогический коллектив нацеливает все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.

Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым, в гармонии с окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду.

Ребенок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов:

Утреннее расставание с родителями;

Большое количество детей в группе;

Жёстко регламентированный и насыщенный распорядок дня (много занятий и мероприятий, мало свободного времени для спонтанного взаимодействия со сверстниками);

Необходимость постоянно подчиняться требованиям и указаниям воспитателя;

Низкий уровень саморегуляции и коммуникативных навыков (в силу возраста и малого жизненного опыта).

Поэтому сегодня мы будем больше говорить о психологическом здоровье дошкольников.

Современные дети имеют большое количество психологических проблем. Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? глядя на экран попробуйте подобрать свои слова-ассоциации.

К – красота

О – органичность

М – мама

Ф – фантазия

О – отдых

Р – радость

Т – тепло

Что же такое «психологический комфорт»? В словаре Ожегова слово «комфорт» определяется бытовыми удобствами. Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук определяет «комфорт» (англ. comfort), как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические .

Психологический комфорт для ребенка в детском саду и школе определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради них можно найти время, силы и средства для создания психологического комфорта.

Лишь осуществляя комплексный подход, можно добиться решения проблем по укреплению физического и психического здоровья детей.

В современных условиях перехода к Государственному образовательному стандарту меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами.

Современная методическая работа в дошкольном учреждении основывается на

1) Принципе системного подхода - восприятие методической работы как целостной и развивающей системы;

2) Принципе оптимальности – учет реальных возможностей всех участников методической деятельности;

3) Принципе научности – ориентация практической деятельности на использование научных знаний;

4) Принципе личностно-ориентированного подхода- организация повышения квалификации, методической поддержки с учетом интересов, потребностей и затруднений педагогов;

5) Принципе психологической комфортности

Хотелось бы особо выделить принцип психологической комфортности, который предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в дошкольном учреждении доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей гуманизации педагогики. Основываясь на этом принципе, методическая служба в нашем детском саду работает не только над повышением профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ГОС ДО, но и содействует личностному развитию каждого педагога, развитию его эмоционального интеллекта. Ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников.

П ереступая порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

    Отношениями между воспитателем и детьми;

    Отношениями между самими детьми;

    Отношениями между воспитателями;

    Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший эмоциональный микроклимат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости, устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Самый древний метод освобождения от пагубного эмоционального напряжения это самый естественный способ – движение (кинестетическая прокачка эмоций). Поэтому мы рекомендуем своим педагогам прогулки на свежем воздухе, массаж. Следующий способ это вербализация эмоций . Диапазон его обширен от смеха до плача. Смех, плачь – естественные способы вентиляции эмоций. Поэтому на педоперативках часто прибегаем к использованию юмора для снятия излишнего напряжения, бывают и ситуации когда педагога просто нужно выслушать и дать возможность «поплакать в жилетку».

Особое место в избавлении от эмоционального напряжения занимает реальная вербализация в виде крика. Но, не везде и не со всеми можно себе позволить покричать. А в караоке?! Вот это то место где мы можем себя не ограничивать!

Конечно, мы применяем менее активные и более тихие способы вентиляции эмоций и при этом не менее эффективные. Негативную эмоцию предлагаем своим воспитателям перенести на бумагу. Они пишут конкретному человеку ВСЕ, что не сказали в реальных условиях, не стесняя себя в стилистике и экспрессивности. Задача: полностью перенести на бумагу свою эмоцию. Поставив точку, безусловно, ощущают облегчение. Бывают варианты, когда нет полного выплеска на бумагу, в этом случае предлагаем просто порвать, скомкать, выбросить листок. Эмоции можно не только написать, но и нарисовать . Дыхательные упражнения также очень действенны в процессе снятия эмоционального напряжения, им мы обучаем педагогов на тренингах и рекомендуем использовать с любой стрессовой ситуации, т.к. они не требуют дополнительного оборудования и времени.

А сейчас мы хотим предложить комплекс упражнений на повышение энергетического потенциала

Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить:

«Я очень собой горжусь, я на многое гожусь»

Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить:

«Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача»

Потирая ладонь о ладонь, повторить:

«Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»

Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить:

«Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»

Сжав кулаки, делая вращения руками:

«На пути у меня нет преграды, все получится - как надо!»

Руки на талии, делая наклоны вправо и влево, повторить:

«Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна».

Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить:

«Я бодра и энергична, и дела идут отлично»

Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается», глубокий выдох: «И все у меня получается».

Поиск инновационных эффективных форм работы, способствующих повышению профессионального мастерства в организации мероприятий, направленных на укрепление и сохранение психофизического здоровья воспитанников, привёл нас к организации Методического совета в рамках проекта «Территория сотрудничества». В основе работы Совета лежит система выявления возможностей и затруднений педагогов, определение их проблемного поля.

В рамках деятельности Совета сложилась гибкая система методической и психологической помощи через теоретические, познавательные и практические занятия, такие как: тренинг «Развитие коммуникативных умений педагогов», педагогический час «Постановка цели в своей работе и в жизни», методический час «Требования к качеству речи педагогов», творческая мастерская «Развиваемся с помощью искусства», практикум «Арттерапия как средство сохранения здоровья педагогов», психологический семинар «Установление позитивных отношений с родителями», консультация «Цветотерапия и ароматерапия в образовательном процессе», конференция в форме круглого стола по теме «Эмоциональное благополучие детей как условие создания социальной ситуации развития детей раннего и дошкольного возраста», направленная на обобщение педагогического опыта по созданию условий, способствующих эмоциональному благополучию, где педагоги рассказали о формах работы в группах, представили дидактический материал, изготовленный своими руками совместно с детьми, руками родителей детей.

Ценность работы методического совета в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данной формы работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Организацией методического совета мы решаем такие важнейшие цели, как:

1.Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2.Повышение уровня активности и самостоятельности;

3.Развитие навыков анализа своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству.

Наши встречи на Совете нашли отклик у педагогов и способствовали повышению их профессионального мастерства, а значит, совершенствованию качества образовательного процесса в области психофизического здоровьесбережения в ДОУ.

Внимание к психологическому здоровью педагогов, не только повышает качество его профессиональной деятельности, но и оказывает влияние на психологическое здоровье детей, наших воспитанников. Здоровый педагог - здоровые дети.

Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо. Так, на них не действует тактика внушения, чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Они почти не реагируют на принуждения, нотации, наказания, запреты и другие общепринятые методы воспитания сознательной дисциплины, которыми пользуются воспитатели и родители. Современные дети откликаются на отношение к ним как к разумным личностям, уважение к ним и их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для их родителей. Они не всегда ведут себя правильно. Среди них есть трудные дети. Но каждому из них нужно предоставить шанс получить от взрослых те советы и рекомендации, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях. Лучший способ узнать детей - общаться с ними. Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь .

Педагоги нашего учреждения стремятся создать все необходимые условия , чтобы дети росли веселыми и активными, самостоятельными и доброжелательными, любознательными, инициативными и уверенными в себе, открытыми и сопереживающими . Для этого считаем важным:

    безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

    позитивность окружающей детей обстановки;

    равенство в отношениях между взрослыми и детьми, тактичное общение с ребенком;

    обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада, непосредственно общаясь со сверстниками;

    тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками;

    создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников;

    внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!».

Для лучшего понимания эмоционального состояния детей утром и в течение дня, мы пользуемся специфическими методами. Например:

Чтобы вовремя оказать поддержку грустному, расстроенному ребенку воспитатели используют «экраны настроения», в которых дети отображают своё настроение с помощью эмоциональных картинок. Благодаря им воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.

Для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности педагоги используют в группах определенные ритуалы:

- ритуалы «вхождения в день». Проведение ритуала помогает настроить группу на совместную работу, с первых минут сформировать оптимистическое настроение у всех детей-участников. Как правило, это игры-приветствия, игры с именами.

- ритуал «прощание» проводится с целью подведения итогов, закрепления положительных переживаний, полученных в течение дня или на занятии, и объединение детей. Обычно это - общая игра-забава или релаксационная гимнастика, помогающая снять напряжение, почувствовать себя свободно.

Ритуал «утро радостных встреч», когда принято здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

- «читательский день» – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;

- «день любимой игрушки» – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.

- « пятничный круг» Воспитатель предлагает детям собраться в круг и поговорить. Никого не принуждают. Во время разговора воспитатель и дети сидят на полу, кому как удобно. Воспитатель обсуждает с детьми, чем была интересна неделя, чему радовались, научились. Именно общение в круге стало необходимым элементом жизни групп и способствует возникновению семейной атмосферы.

- «шкатулка добрых дел» - в течение недели воспитатель вместе с детьми заполняет шкатулку добрыми делами (одно доброе дело – одно сердечко) и в конце недели каждому вручает медальку, выделяя его хорошие дела и поступки.

- « психологические речевые настройки». Дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, что он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность и радость встречи и т.д.

Примеры психологических речевых настроек:

Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Существуют в нашем детском саду и традиции в каждой группе. Примером традиций может служить:

- «день именинника» - поздравляют именинника приятными словами и дарят заранее подготовленный для него подарок.

- «дни открытых дверей для родителей»

- «изготовление подарков малышам и родителям к праздникам»

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Мы пользуемся настольно-дидактическими играми, для закрепления знаний, но направляем их на эмоциональное развитие, на формирование навыков общения и взаимодействия. С помощью дидактических пособий дети учатся жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Педагоги понимают, что мало быть в гармонии с собой, очень важно быть в гармонии с природой.

Тесный контакт с природой важен для эмоционального благополучия. Ничто так не успокаивает и не радует, как природа. Поэтому развивающую среду группы мы пополняем природным материалом. В игре с природным материалом ребенок познает окружающий мир с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для развития более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Говоря о методах и приёмах, применяемых воспитателями в своей ежедневной работе, необходимо сказать и о работе с детьми с определенными трудностями. Это – агрессивные, гиперактивные и тревожные дети.

Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.

Для детей, которые часто вступают в конфликты, сделаны «Коврики для примирения», которые помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом. После такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

Для снятия негативных эмоций, преодоления агрессивных и гиперактивных проявлений, воспитатели предлагают детям нарисовать свое настроение, любимую вещь, используя карандаши, краски, мелки, а процесс рисования сопровождается музыкой - яркой, эмоционально богатой, негромкой.

Игры с песком, водой, крупами улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Гиперактивным детям такие игры с водой и песком помогают безболезненно и безопасно «сбросить» избыточное психомоторное возбуждение

Для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, подобранный воспитателями материал помогает справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию.

    «Агрессивный коврик». Нужно потопать по колючему коврику и злость пройдет.

    «Стаканчики для крика», «Мешочек для крика» . Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик, покричать в мешочек и ему станет легче.

    «Подушка для битья», если ребенок на кого-то злится, то она поможет выплеснуть негативное проявление.

Методическая служба и администрация в дошкольном учреждении направляет деятельность психологической службы. Тесно с ней взаимодействует в вопросах создания условий для психического здоровья обучающихся.

Для определения комфортно ли детям в группе, как эмоционально воспринимают группу дети, какая атмосфера в группе, и кто и в группе лидеры и аутсайдеры мы в детском саду используем определенный диагностический инструментарий: тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. «Я в своей группе детского сада», цветовая диагностика «Домики», тест «Секрет».

Диагностика осуществляется по плану (диагностический минимум), а также по запросу педагогов, родителей. Полученные результаты представляют собой оценку успешности образовательных и воспитательных действий, На их основании в дальнейшем даются рекомендации воспитателям о создании условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду, о том каким детям особенно необходима педагогическая помощь и поддержка.

По результатам диагностики, проводится коррекционная работа в следующих направлениях:

1) Коррекция эмоционально-волевой сферы: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе, низкая самооценка;

2) Коррекция коммуникативной сферы: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;

3)Коррекция познавательной сферы: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).

В коррекционно-развивающей работе с детьми помогает созданная в дошкольном учреждении СЕНСОРНАЯ КОМНАТА, о которой вы узнаете чуть позже.

Профилактическая работа направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому нам важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Психологическое просвещение в нашем учреждении заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности.

Стоит остановиться на том, как воспитатели используют пространство группы для создания психологического комфорта.

Воспитателями в группах создана предметно-развивающая среда, условно поделенная на зоны, которые имеют свои особенности:

Зона психологической разгрузки. Это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нём ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. В такой зоне воспитатели используют мягкую мебель и игрушки, ширмы и палатки, позволяющие уединиться, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями.

Зона обучения социально-приемлемым способам поведения . В данной зоне размещены подушки-«колотушки», мешочки с крупой, чтобы снять напряжение, успокоиться. Здесь же настольно-печатные дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения «Что такое хорошо и что такое плохо», «Найдем волшебные слова», «Подарок на всех».

Зона обучения навыкам саморегуляции. Здесь используются: аудиозаписи для релаксации (например, шум моря, звуки леса); «кинетический пластилин и песок» (его можно катать, отщипывать, мять, что тоже помогает успокоиться); настольные игры «Горка из палочек» (перед ребёнком выкладывается горка из палочек. Предлагается по - очереди вытаскивать по одной палочке, чтобы не сдвинулись остальные вербальные игры «Хочукалки», «Якалки» (ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-нибудь известную детям фигуру. Детям предлагается её угадать, но не закричать тут же правильный ответ, а преодолев своё «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать)

Зона личностного развития. Её цель: повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности. В данной зоне размещены: «трон», «книга рекордов», уголок именинников, стенд «Наши достижения» и др.

Но, организуя среду детского сада, необходимо, ориентироваться на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Мы выделяем несколько компонентов, влияющих на эмоциональную атмосферу в дошкольном учреждении:

1. эмоционально-поддерживающий компонент среды –

Установление эмоционального контакта с ребенком;

Вовлечение его в происходящие вокруг события: «Улыбнись мне, ….», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;

Создание положительного эмоционального настроя; атмосферы теплоты и безопасности в группе;

Формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;
- пробуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;
- развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого и детей, интонации речи; самому пользоваться этими компонентами общения;

Формирование желания и готовности к совместной деятельности;

Обучение этикету: обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
- содействие оптимизации детско-родительских отношений, учить поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.

2.эмоционально-настраивающий компонент среды - внешняя обстановка. Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка: доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, удобство мебели, музыкальный фон.

3. эмоционально-стабилизирующий компонент среды - режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга по интенсивности происходящих событий, влияющих на эмоциональное состояние детей.

4. эмоционально-активизирующий компонент среды - разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты.

К таковым относятся:
игры с детьми на накопление эмоций;
игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
игры на преодоление негативных эмоций;
игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
игры на развитие эмпатии у детей и другие.

5. эмоционально-тренирующий компонент среды -– проведение психогимнастических упражнений с детьми.

Занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, обучаются управлять ими. Это - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Таким образом, благодаря правильной организации предметно-развивающей среды, с учетом эмоционально-развивающего компонента, у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение.

Педагогический коллектив нашего детского сада понимает, что для достижения поставленных нами целей необходимо быть единомышленниками с родителями наших воспитанников.

Современный ритм жизни требует большей занятости родителей на работе. В связи с этим не у всех хватает времени поиграть с ребёнком, сходить на прогулку, отвести в кружок дополнительного образования. Можно сказать, что некоторые родители видят своих детей «на бегу». Следствием этого является их отчуждение друг от друга, эмоциональная холодность в отношениях и как итог – отсутствие чувства общности со своей семьёй.

Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Наш педагогический коллектив постоянно ищет творческий, неформальный подход к вопросу организации взаимодействия с родителями, чтобы поддержать психо-эмоциональный контакт в семьях. К нетрадиционным формам работы с родителями, которые используем для этого мы, относятся:

Клуб молодого родителя;

Вечера вопросов и ответов;

Тематические выставки литературы, буклетов, памяток, альбомов, касающихся воспитания и обучения детей.

Выставка фото газет на такие темы: «Трудимся вместе», «Вместе на отдыхе», «Спортивная семья», «Мой папа – лучше всех», «Моя мама – лучше всех».

Участие в проектах «Как мне выбирали имя», «Наша семейная традиция», «Удивительная мама».

Выпуск групповых газет при участии родителей.

Эти формы работы помогают нам наладить связи между детьми и родителями, педагогами и родителями, родителями и родителями, а это способствует эмоциональному благополучию и комфорту детей.

Работа воспитателя с семьями начинается со сбора данных о родителях воспитанников и составления социального паспорта группы. Определяются семьи из «группы риска», а именно неполные семьи, семьи с детьми, лишенными родительского попечения, семьи с неродной матерью или отчимом, матери-одиночки, неблагополучные семьи. Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием уже определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения не только воспитателя, но и педагога-психолога. Наиболее эффективными методами работы с такими семьями считаем:

1) Оформление наглядной агитации для родителей:

«Права детей»

«Воспитываем добротой»

«Разговор о нравственности»

2)Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб города Кировское по охране прав детей.

3)Индивидуально- профилактические беседы:

«Взаимоотношения в семье»;

«Созидательная сила любви»;

«Личность и семья»;

«Речевое общение дома».

4) Активное привлечение к участию в жизни детского сада – праздники и развлечения, благотворительные акции, проекты.

5) Использование на родительских собраниях видеозаписей социальных роликов «Дети видят, дети повторяют», «В мире детей жестокости нет».

Осуществляя такой комплексный подход в виде тесного сотрудничества педагогов, родителей и педагога-психолога в решении проблем по укреплению физического и психического здоровья детей, необходимо сказать и об обеспечении максимально комфортного перехода детей от модели воспитания, образования и развития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной модели.

В механизме осуществления преемственности ГОС ДО и ГОС НО по- нашему мнению главным является преемственность в формах и методах работы с детьми при переходе из детского сада в школу и учет тех достижений, которых они смогли достичь на ступени дошкольного образования.

В нашем дошкольном учреждении механизм осуществления преемственности выглядит так:

в начале учебного года педагогами дошкольного учреждения и школы составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:
работа с детьми;
взаимодействие педагогов;
сотрудничество с родителями.

В системе организовано взаимопосещение учителями занятий в детском саду и воспитателями уроков в школе. Положительный результат дает общение будущего учителя 1-го класса с группами дошкольников и их родителями. Традицией стало для учителей посещение, а затем и проведение последнего собрания в группе выпускников детского сада, где принимает участие также педагог-психолог школы. Воспитатели детского сада, в свою очередь, не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами.

В тесном тандеме работают психологические службы детского сада и школы. При выпуске из детского учреждения педагог - психолог дает полную психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации как педагогу-психологу школы так и будущему классному руководителю для дальнейшей работы. В свою очередь, педагог-психолог школы в сентябре-октябре проводит первый этап мониторинга первоклассников на предмет адаптации к школьной жизни. Второй этап мониторинга – февраль, который дает итоговый результат сложного периода адаптации. Эти показатели (и в количественном и в процентном соотношении) дают почву для создания коррекционной программы. Педагог-психолог на основании данных о мониторинге составляет аналитический отчет с выводами и рекомендациями для классных руководителей.

Если детский сад обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, школа совершенствует достижения дошкольного развития на протяжении всего начального образования; оказывает специальную помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств. Чтобы это произошло, мы внедряем следующие формы сотрудничества воспитателей – учителей – родителей: проведение круглых столов, мастер-классов, семинаров, совместное проведение педагогических советов с участием родителей. Наиболее ценной формой работы считаем – взаимопосещения, при которых педагоги школ имеют возможность на практике увидеть методы и приёмы работы со старшими дошкольниками и успешно применять их во время проведения уроков на стадии адаптации, видоизменяя и дополняя их. Результатом такой формы взаимодействия педагогов детского сада и школы стала подборка оздоровительных минуток для старших дошкольников и младших школьников.

С целью физического и эмоционального развития будущих первоклассников, для поддержания их уверенности в себе, обеспечения эмоционального комфорта при переходе из детского сада в школу у нас налажено тесное общение выпускников детского сада и первоклассников в виде экскурсий, совместных праздников, спортивных развлечений, творческих выставок. Главным доказательством эмоционального комфорта являются детские улыбки, а как известно счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.

Вот и подходит к концу наш семинар. Что нового Вы сегодня услышали, чтобы хотелось привнести в работу вашего дошкольного учреждения. Посмотрите на экран. Расскажите об этом, опираясь на предложенные начала фраз, что поможет вам выразить свое отношение к увиденному:

1. было интересно …

2. было трудно …

3. я выполняла задания …

4. теперь я могу …

5. я почувствовала, что …

6. я приобрела …

7. я научилась …

8. у меня получилось …

9. я смогла …

10. я попробую …

11. меня удивило …

12. мне захотелось …

13. а также - …

Спасибо за внимание

Психологический практикум
Тема: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Педагог-психолог

дошкольного отделения №5,6

ГБОУ лицея № 1568

Литвина Т.А.
Цель: Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.
1.Проблема психологического здоровья на современном этапе.

Чаще всего педагоги и родители по поводу их понимания термина «здоровье» говорят о стабильности физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.


Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку.
Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определивпоследствия психологического дискомфорта для ребёнка:

Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

Переход психологических переживаний в соматические расстройства , когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;

Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания, проявление агрессивных поведенческих реакций.
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:

Большая наполняемость групп;

Один воспитатель в группе;

Неблагоприятная семейная ситуация.

Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Жанна Шайдарова

«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый,чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов

Одним из важнейших направлений в моей работе является создание для детей комфортного психологического климата в группе .

Для меня очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада.

Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и радостным.

Понимая это, я нацеливаю все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта своих воспитанников.

Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду.

В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые – родители, педагоги.


Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно , – это личностно-ориентированный педагогический процесс.

Основные черты педагогического процесса : взрослый в общении с детьми придерживается положения : «Не рядом, не над, а вместе!» .


Особое внимание я обращаю на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми :

строю отношения на основе сотрудничества и уважения;

стараюсь увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние;

откликаюсь на переживания;

становлюсь на позицию ребёнка;

налаживаю доверие к себе;

формирую у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости .


Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе .


Отношениями между воспитателем и детьми, в основном, и определяется атмосфера в группе «Цыплята» .


Хороший климат в группе возникает тогда , когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.


Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата .

Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе .


Уверена, решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения, внешнего вида и, в частности, его речи, интонации голоса, а также любовное отношение к детям.


У детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых, дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями.



Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду я придерживаюсь ряда рекомендаций, причем общепринятых, которые можно найти очень легко в Интернете. Просто есть разница : теория и практика!

Совершенно две разные стороны медали. Согласны?

А я делаю это так :


Принимаю каждого ребёнка таким, какой он есть.

Помню : плохих детей нет.

Являюсь затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентируюсь на его возрастные и индивидуальные особенности : быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.


Помню : ребёнок мне ничего не должен. Это я должна ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если мои намерения благонравны .

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в моей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.


Родители, педагоги и психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями.


Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка .


При написании текста использовала литературу и фотографии из личного архива.

Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) - одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии - одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также предоставлять ежегодную отчётность в соответствии с выбранным планом и темой.

Содействие воспитателю дошкольного учреждения в планировании работы по самообразованию

Содействие воспитателю в его самосовершенствовании - одно из условий успешной деятельности любой дошкольной организации. Хотя инициатива должна исходить, прежде всего, от самого педагога, важную роль в вопросе самосовершенствования также играет содействие методиста (или старшего воспитателя). Он помогает решить сложные либо интересующие конкретного педагога вопросы.

Методист формулирует тему для самообразования, обозначает конкретные цели, задачи, организовывает работу педагога на определённый период (иногда сразу на несколько лет), оказывает содействие в поэтапной реализации плана, а также помогает оценить результативность деятельности.

Для воспитателей проводятся ежегодные профессиональные конкурсы

Если воспитателю проблематично определиться с темой, методист проводит с ним индивидуальные беседы, как вариант - анкетирует. Методист постоянно консультирует коллег, предлагая наиболее актуальные методические источники.

Официальное название должности методиста - заместитель заведующего/ директора по воспитательно-методической работе (старший воспитатель/ преподаватель). В большинстве случаев термины «методист» и «старший воспитатель» синонимичны, но бывает, что это две отдельные позиции в коллективе, и тогда старший воспитатель отвечает за часть групп и подчиняется методисту. До 1984 г. в России существовала также должность «воспитатель-методист» с аналогичными обязанностями.

Кроме того, методист оценивает деятельность воспитателей, посещая занятия и иные мероприятия по организации дошкольного образования (например, прогулки, режимные активности), а потом помогает подвести итоги работы (устраивает консультации для сотрудников, делает доклад на педсовете, организует открытые просмотры).

Задачи самообразования педагога в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)

Суть самообразования - это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.

Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:

  • анализ возрастных особенностей группы;
  • выявление проблем;
  • внедрение новейших педагогических разработок в практическую деятельность;
  • организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.

Формы самообразования педагога детского сада

Самообразование воспитателя дошкольной организации - многогранная и разноплановая деятельность, которая реализуется в различных формах. Выделим основные из них:

  • работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;
  • проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников (например, «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч»);
  • освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;
  • личностное самосовершенствование.

Методист дошкольного учреждения регулярно проводит педагогические совещания (педсоветы), где обсуждаются все актуальные вопросы, связанные с воспитанием и образованием детей в данном детском саду. Строить их нужно так, чтобы каждый воспитатель на них мог узнать что-то новое и полезное для своей работы. Во время педсовета желательно не только обсуждать теоретические вопросы, но и проводить тренинги, анализировать опыт друг друга.

Кроме того, в рамках педсоветов старший воспитатель может проводить консультации для своих коллег по обзору новинок методической литературы, ознакомления с нормативными актами и так далее. Отметим, что к такой работе возможно также привлечение логопеда, медицинского работника, а также детского психолога (если он есть в детском учреждении).

Работа в детском саду требует от педагогов командной работы и творческого подхода

Ещё одной формой самосовершенствования педагогов является обучающий семинар, который может быть организован как в рамках детского сада, так и на уровне районного методического объединения. На таком мероприятии воспитатели тренируют свои педагогические навыки.

Периодически все специалисты дошкольного учреждения должны проходить курсы повышения квалификации, которые обычно предполагают подготовку и защиту выпускного проекта. Решение о направлении на такие курсы и выборе актуальной для конкретного педагога программы принимается совместно с руководством. Важно, чтобы образовательное учреждение, проводящее курсы, имело соответствующую лицензию.

Важное значение для самообразования педагога детского сада имеют открытые просмотры. Они полезны как для того, кто проводит занятие (воспитатель демонстрирует собственные наработки), так и для зрителей (заимствуют педагогический опыт, учатся анализировать увиденное).

Отчётная документация (рабочая тетрадь, папка)

Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает ведение определённой документации. Педагог заводит методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения непосредственно образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема), загадки, фотографии с мероприятий и так далее.

Методистом может стать и музыкальный руководитель, который освоил дополнительный функционал

Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год: это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему. При оформлении плана вначале пишется тема, потом - пояснительная записка, где обосновывается актуальность темы. Затем расписывается вся годовая работа: ознакомление с актуальной методической литературой, деятельность с детьми, а также родителями. Отметим, что по окончании учебного года (май) воспитатель также письменно отражает свой опыт, оформляя особую папку. Воспитатель помещает туда ксерокопии статей, консультации, описания опытов, конспекты занятий с дошкольниками и так далее.

Отметим, что самообразование не следует воспринимать лишь как заполнение тетрадей, планов, подготовку консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога.

Кроме годового плана, есть также перспективный план по образованию, где тезисно расписывается работа по определённой теме на несколько лет вперёд.

В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им тетради по своему самообразованию. Там делаются заметки о проведённых мероприятиях:

  • с воспитанниками (например, непосредственно-образовательная деятельность);
  • с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);
  • с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);
  • о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).

Отметим, что подобная тетрадь, как правило, заполняется в произвольной форме, например, таблицей.

Таблица: «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС» (фрагмент годового плана)

Срок Форма работы, содержание Форма отчёта Перспектива
2016–2017 учебный год
Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Памятки для родителей по обучению связной речи Составление библиографии
Октябрь Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Дидактические игры по развитию речи «Варим суп» Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Ноябрь -
Апрель
Посещение открытых занятий Составление анализа посещаемых занятий Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.
Декабрь Работа по составлению
(придумыванию) загадок
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка- передвижка). Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.
Январь - Февраль Театральная деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра). Практический показ (театральная неделя) Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Март Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка» Показ презентации «Развитие речи детей 5–6 лет» Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребёнком.
Апрель - Май Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры Презентация Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Образцы заполнения плана и другой отчётности по ФГОС

Некоторые документы и отчёты оформляются педагогом в свободной форме, однако существуют всё же некоторые требования к структуре и содержанию документации.

Годовой план самообразования воспитателя ДОУ поФГОС

Правильное оформление годового плана помогает в том числе при составлении итоговой отчётности.

Оформление титульного листа

  1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №…).
  2. Наименование документа (план по самообразованию педагога).
  3. Сведения о педагоге:
    1. Ф.И.О. педагога.
    2. Стаж работы.
  4. Название темы.
  5. Учебный год.
  6. Возрастная группа.

Оформление второй страницы

Тема: «…».

Цель: «…».

Задачи (примерный перечень):

  • повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения собраний педагогов, самообразования…);
  • разработать перспективный план работы с детьми;
  • подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • организовать работу кружка, создать учебную программу;
  • оформить в группе уголок…;
  • подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  • подготовить (принять участие) в семинаре…;
  • подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«…».

Таблица: формы работы по месяцам

Месяц Формы работы
С детьми Педагогами Самообразование Родителями
Сентябрь Диагностика ЗУН (знаний, умений, навыков) детей
  • Организовать работу кружка;
  • создать учебную программу;
  • изучить литературу
Октябрь Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка
Ноябрь
Декабрь Оформить в группе уголок… Оформление папки передвижки. Тема: «…»
Январь
Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Март
Апрель Развлечение «…»
Май Диагностика Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
Июнь Выставка детских работ Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу Консультация для родителей: «…»
Июль
Август

Выход темы (представление практического применения)

Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:

  • провести открытое занятие (коллективный просмотр…);
  • подготовить (участвовать, провести) семинар;
  • провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;
  • оформить папку-передвижку;
  • составить сборник консультаций для родителей;
  • составить отчёт о проделанной работе за учебный год.

В каждом случае необходимо обозначить используемую тему, а также дату (месяц) презентации.

Оформление списка литературы

В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство - для каждого пункта в списке.

Как оформить тетрадь по самообразованию

Это ещё один спутник сотрудника дошкольного образовательного учреждения в педагогической работе.

Оформление титульного листа

Титульный лист документа должен содержать следующую информацию:

  1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №…)
  2. Наименование документа (Тетрадь…)
  3. Сведения о педагоге:
    1. Ф.И.О. педагога.
    2. Стаж работы.
    3. Квалификационная категория и дата её присвоения.
  4. Дата начала ведения.

Внутренние страницы

Каждая тема должна быть указана отдельно. Необходимо также обозначать год и группу. По каждой теме заполняется специальная табличка.

Таблица: план работы по месяцам (бланк)

Перспективный план самообразования педагога

План должен содержать следующие данные:

  1. ФИО воспитателя.
  2. Группа.
  3. Стаж работы.

Таблица: перспективный план самообразования (бланк)

Учебный год Тема самообразования Форма и срок отчёта

Также нужно указать дату заполнения плана.

Специфика самообразования методиста, старшего воспитателя

Методист дошкольного учреждения также занимается деятельностью по самосовершенствованию, поэтому он обязан быть хорошо осведомлен обо всех новейших разработках в области дошкольного образования. Ведь для остальных педагогов методист - своего рода эксперт в области того, что печатается и издаётся в последнее время по дошкольной педагогике. На прилавках магазинов сейчас можно встретить много литературы, не соответствующей научным требованиям.

Методист, как и все воспитатели, должен периодически повышать свою квалификацию. Каждый год он трудится над определённой темой, по которой составляет соответствующий план. Там прописываются цели, задачи деятельности, перечень конкретных аспектов самосовершенствования, предполагаемые результаты.

Что касается отчётности по выполненной работе, то часто она оформляется в виде презентации. Также специалист может подготовить доклад для выступления на районном методическом объединении.

Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС для разных групп

Воспитатель выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень.

Методист не должен спешить с навязыванием темы воспитателю: в личной беседе он выясняет, какие аспекты наиболее интересуют педагога и что является для него трудным. Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию - органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.

Иногда допускается объединять нескольких педагогов одного детского сада в работе над одной темой, особенно если она по содержанию близка к одной из задач годового плана всего дошкольного учреждения. Другой вариант - если организация ведёт подготовку к инновационной либо экспериментальной деятельности.

Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования:

  • какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;
  • вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;
  • углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога.

Кроме того, тему нужно выбирать с учётом возрастных особенностей группы дошкольников, с которой работает педагог. Например, для воспитателя ясельной и второй младшей группы будут актуальны следующие темы:

  • Внедрение интерактивных методов в воспитательный процесс в детском саду.
  • Инновационные методики раннего развития.
  • Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения.
  • Экологическое воспитание детей трёх-четырёх лет.
  • Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.
  • Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного звена.
  • Природа - средство воспитания младших дошкольников.
  • Нетрадиционные техники рисования в работе с младшими дошкольниками.
  • Развитие математических представлений у младших дошкольников.
  • Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания.
  • Развитие во второй младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, времена суток).
  • Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков.

Средняя группа:

  • Театрализованная деятельность.
  • Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников.
  • Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ.
  • Развитие речи - эффективное средство познания окружающего мира.
  • Нетрадиционные техники рисования на занятиях.
  • Воспитание любознательности (в процессе общения, занятий, игровой и трудовой деятельности).
  • Развитие разнообразных форм общения при работе с воспитанниками средней группы.
  • Развитие связной речи воспитанников средней группы (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности).
  • Развитие познавательной активности средствами математики.
  • Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.

Старшая группа:

  • Развитие связной речи воспитанников старшей группы.
  • Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента.
  • Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе.
  • Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста.
  • Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы.
  • Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения.
  • Традиционные техники рисования на занятиях с детьми старшей группы.
  • Приёмы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе.
  • Обучение воспитанников старшей группы пересказу художественных произведений.

Подготовительная группа:

  • Процесс обучения грамоте в подготовительной группе.
  • Развитие экологической культуры старших дошкольников.
  • Основы нравственного воспитания.
  • Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком.
  • Правовое воспитание воспитанников.
  • Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников.
  • Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоёмов.
  • Формирование у воспитанников представлений о космосе.
  • Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками.
  • Преемственность детского сада и школы.
  • Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.

Примеры тем для старшего воспитателя:

  • Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.
  • Интерактивные формы и способы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО (дошкольного образования).
  • Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии воспитанников через групповые формы методической работы.
  • Профессиональная компетентность специалиста ДО в условиях внедрения ФГОС.
  • Инновационный подход к созданию развивающей среды в дошкольном учреждении.
  • Улучшение качества образования, нацеленного на индивидуализацию развития воспитанников с учётом введения ФГОС.
  • Педагогическая диагностика в детском саду.
  • Психолого-педагогическая помощь семье.
  • Компьютерные технологии: применение в дошкольном образовании.
  • Способы создания в группе психологического комфорта.
  • Экологическое воспитание дошкольников.
  • Значение индивидуального подхода в дошкольном воспитании и образовании.

Представление результатов и их применение на практике

Деятельность не имеет особого смысла, если не приводит к конечному продукту либо достижениям. Ценность знаний, полученных в ходе самообразования, заключается в их использовании на практике (так называемый практический выход). Это мастер-классы для других специалистов, открытые просмотры, различные проекты, ведение кружков, развлекательно-познавательные мероприятия. Также сюда относится составление картотеки (художественных произведений, опытов), альбома (например, по нетрадиционному рисованию), организация выставки работ воспитанников. Помимо этого, к практическим результатам относятся рефераты, доклады, консультации для родителей и коллег.

Видео: Формирование у младших дошкольников здорового образа жизни (фотоотчёт воспитателя Н. В. Черниковой по самообразованию)

Представление результатов может быть и таким: фотопрезентация на фоне музыкального сопровождения.

Видео: Формирование у дошкольников навыков безопасности дорожного движения, профилактика ДТП (фотоотчёт воспитателя по теме)

Работа воспитателя, связанная исключительно с развитием и обучением детей, предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к заполнению тетрадей и отчётов. В результате такой целенаправленной деятельности растёт педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, о необходимости , об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в детском саду .

Что же такое "психологический комфорт"? В словаре Ожегова слово "комфорт" определяется бытовыми удобствами, словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук определяет "комфорт" (англ. comfort), как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. Т. е. психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма, .

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, позволяющие обеспечить создание психологического комфорта в группах детского сада.

Спокойная эмоциональная обстановка в семье

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на создание психологического комфорта в группах детского сада. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога - изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.

Распорядок дня

Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых - необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что - то не успевают и куда - то спешат. Главными компонентами режима по ФГТ являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач.

Для маленького ребенка еда - важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть что-либо. Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде, выявление которых, предполагает работа с семьей по определению индивидуальных особенностей каждого ребенка. У ребенка должно оставаться право не есть то, что они не любят или не хотят в данный момент. Единственное условие - это договоренность с родителями о возможности исключения каких-то блюд. Многие взрослые хорошо помнят, как омрачала их детство необходимость съедать ненавистные пенки или курицу с кожей. Ведь став взрослыми, люди сохраняют и позволяют себе многие предпочтения в еде, и никто их за это не порицает.

При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна.

Прогулка - главное условие здоровья детей. Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки категорически не допустимо. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями ФГТ и сохранением всех частей и активности педагога.

Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.

Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды

Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды оценивается через:

  • соответствие возрасту и актуальным особенностям группы;
  • доступность игрушек;
  • не раздражающее цветовое решение интерьера;
  • наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.

Стиль поведения воспитателя

Пребывание в группе 20 - 25 сверстников в течение целого дня - это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же обеспечить создание психологического комфорта в группах детского сада?

Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии детей в детском саду не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…

Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать - мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает. Не торопитесь давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей - «держите паузу».

Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность (памятка 1), обеспечить создание психологического комфорта в группах детского сада.

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка ко взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это - важнейшее условие доверия ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.

Добрые традиции

Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.

В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому - то делают больше замечаний, кого - то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.

Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру - например, "Каравай"; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки).

Можно ввести еще один обычай - "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать что - нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие - то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул и т.д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие - то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка. Эту традицию можно вводить уже со второй младшей и средней (3 г. - 4 г. 6 мес.) группы.

В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".

Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что - то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения также позволяют обеспечить создание психологического комфорта в группах детского сада.

Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т.п.

Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Созданию психологического комфорта способствуют:

  • работа с природными материалами - глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
  • музыкальная терапия - регулярные муз.паузы, игра на детских муз.инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина - «золотое сечение»);
  • предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.

Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на создание психологического комфорта в группах детского сада, психологический комфорт каждого ребенка (памятка 2).

Памятка 1. Правила доброго взаимоотношения с детьми

  • чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
  • пойте с детьми и для детей;
  • цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего - то увиденного или услышанного;
  • стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления;
  • следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты;
  • не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятииях;
  • поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил;
  • поощряйте стремление и попытки детей что - то сделать, не оценивания результаты их усилий;
  • сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по - своему;
  • вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;
  • не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе;
  • находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения.
  • создавайте положительные традиции жизни группы.

Памятка 2. Памятка педагогу

  • Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
  • Не навреди! Ищи в детях хорошее.
  • Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
  • Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику.
  • Ошибся - извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
  • На занятии создавай ситуацию успеха.
  • Не кричи, не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах.
  • Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
  • Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
  • Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
  • Оценивай поступок, а не личность.
  • Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.