Евангелие от Марка.

Именно брак, по мнению Адама, стал причиной разлучения человека с Богом: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). И Евино прельщение «будете, как боги» (Быт. 3:5) – не есть ли попытка создания автономной от Бога семьи? О браке в Свете Евангельского учения – наша беседа с протоиереем Георгием Климовым.

– Отец Георгий, чем Новозаветное учение о браке исполняет Ветхозаветное?

– В Евангелии Господь возводит учение о браке на новую максимально доступную для человека высоту. Когда фарисеи подходят к Господу и, искушая Его, спрашивают: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф. 19:3), – Он отвечает: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими» (Мф. 19:8). Брак был дан как школа любви, а жестокосердие свидетельствует о том, что брак извращен: супруги стали совершенствоваться не в любви, а во зле. Однако Спаситель указывает, что есть только одна причина, по которой допустим развод, – это вина прелюбодеяния. Толкователи поясняют, что в данном случае развод является лишь констатацией того, что брак уже разрушен. В ином случае: «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот, – говорит Господь, – прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:8). Потому что «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их» (Мф. 19:4) – для брачного союза одного мужчины с одной женщиной, абсолютного и постоянного единения, чтобы не впасть ей в искушение, как это случилось с Евой в Раю (Быт. 3:1–6).

– Выслушав Господа, даже апостолы сказали: «Если такая обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10).

– «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11), – отвечает Господь и далее развивает учение о девстве: «…есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Но и истинный брак невозможен без Божественной благодати. Это выше сил падшего человеческого естества – хранить верность и любовь даже по отношению к самому близкому человеку. Ибо «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Быт. 2:24; Мф. 19:5). У одного подвижника благочестия спросили: «Чем отличается брак от любодеяния?» (для современности это очень актуальный вопрос). И он ответил: «На первый взгляд немногим: в любодеянии нет третьего, Благословляющего».

– Однако есть подстрекающий ко греху.

– Да, и апостол Павел говорил: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Рассуждая о том, зачем вообще человек вступает в брак, он отмечал: «если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9). И там же: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор 7:2). Таким образом, в Новом Завете брак рассматривается в качестве подспорья для жизни в воздержании. Господь в Нагорной проповеди говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27–28). Новозаветный брак призван венчать человека на царство – владычество над своими страстями, похотью. Церковный учитель II в. Климент Александрийский в «Строматах» говорит о том, что идеал христианского брака требует, чтобы муж избавился от похоти даже к своей собственной жене. Это та высота брачных отношений, которая задана в Евангелие. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Благодатный освященный Церковью брак способен подготовить человека к жизни в Царствии Небесном. Поэтому на вопрос саддукеев о семи мужьях одной жены (Мф. 22:23–28) Господь отвечает: «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30). Верующий человек, готовясь к пакибытию, должен очиститься от всякой скверны плоти и духа. В частности, преодолеть свою похоть, которая гнездиться в глубинах нашего падшего естества.

– Апостол Павел пишет: «Не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим. 2:14). Адам же по сути предал Бога из-за супружницы, что неоднократно повторяется в Ветхом Завете даже среди самых праведных Богопочитателей: царь Давид ходил пред Богом, а из-за Вирсавии сделал «зло в очах Господа» (2 Цар. 11:27), царь Соломон – сама премудрость, и тот из-за женщин помрачился в разуме. Чему учит Евангелие?

– «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). В Новом Завете в центре жизни человека – Христос, и абсолютно все должно быть направлено ко Христу, совершаться ради Христа. В том числе – брак. И это залог крепости и спасительности брачных отношений. Человек в новозаветном браке призван к спасению собственной души и душ всех своих домочадцев.

– У апостола Павла сказано: «жене глава – муж», но это при том, что «всякому мужу глава Христос» (1 Кор. 11:3). Жена идет за мужем, если в нем сияет Христос, а если не сияет, за кем идти-то?

– Трагедия современных христиан состоит в том, что многие приходят ко Христу уже будучи в браке. Если верующая, выйдет замуж за неверующего – ответственность исключительно на ней. Другое дело, если замужняя женщина воцерковляется. Здесь всегда необходимо искать компромисс – не с совестью, а по ситуации. Для женщины главное не отпугнуть домочадцев от христианства своим фанатизмом, а наоборот явить всю красоту Православия. Сказано же у апостола: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3:1–2). Когда муж почувствует, что по отношению к нему и к детям чувства его супруги изменились, стали светлее, теплее, то он и без вероучительных наставлений рано или поздно все поймет, и сердце его откликнется на истину. Но все-таки в каждом конкретном случае все должно решаться индивидуально при совете опытного духовника.


– Ветхий Завет знал безусловное подчинение женщины мужчине. А в Новом Завете сказано: «несть ни мужеский пол, ни женский: вcи бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3:28) – то есть подчинение имеет смысл, пока единения со Христом не состоялось?

– «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:25,33). Святитель Феофан, толкуя последние слова, объясняет: страх жены перед мужем – сродни здесь страху Божию, это боязнь обидеть, оскорбить его любовь к ней. Когда муж и жена любят друг друга, никаких вопросов о субординации уже не возникает. Каждый полагает душу свою (в смысле: жизнь) за другого. А там, где есть самопожертвование, всегда – мир, согласие и полное взаимопонимание. Заповедь на то и дана, чтобы отношения возвести к идеалу.

– Какие в Евангелии даются образы брачных союзов?

– Евангелие мало говорит о брачном союзе, но о браке говорит. Первое чудо Господь совершает на Браке в Кане Галилейской. Самим Своим присутствием на свадьбе Христос уже утверждает святость брачных уз. Апостол Павел говорил, что в последние времена брак будут считать скверной. Но Церковь всегда будет держаться Евангельского учения о том, что брак есть установление Божие. Начинаясь с естественного влечения брачующихся друг к другу, брак должен «воду» человеческих отношений преобразить в «вино» богообщения. Вода прозрачна – это символ чистоты. А может быть, слез и пота – терпения и труда. Вино имеет цвет крови. Предполагает самопожертвование супругов. Так в христианском браке человек, учась жить для другого, приобщается подлинной жизни во Христе, и брачная любовь претворяется в духовную. Помните, как домоправитель сказал жениху: «Лучшее вино сберег доселе» (Ин. 2:10).

– Почему в Ветхом Завете доминируют образы брачной любви между мужчиной и женщиной, а в Новом Завете, как Вы сказали, образов брака мало, и брачная символика обращена уже в сферу духа?

– Иудеи потому так тщательно блюли заповедь: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 9:1), что ждали Воплощения Мессии. И каждый надеялся, что он так или иначе послужит орудием Промысла Божия в исполнении обетований. Девство считалось отклонением от нормальной жизни, отсутствие детей – проклятием. Обет девства мог даваться только на время, а после срока его истечения назареи возвращались к обычной, в том числе брачной жизни. Новый Завет открывает перед человеком недосягаемую ранее высоту святости, указывает ту небошественную стезю, по которой осуществляется возвращение в Царствие Небесное. А образом Царствия Небесного в самом Евангелии и для святых отцов как раз является символика брачного пира.

– Мы привыкли к тому, что материальный мир со всеми его отношениями – есть прообраз духовного. Родители даны детям во образ отношений с Самим Богом: слушаясь и чтя отца и мать свою ребенок с детства навыкает послушанию Отцу Небесному. А что из сферы духа прообразует собой брачный союз мужа и жены?

– «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:32), – пишет апостол Павел. Брачный союз прообразует брак Агнца Христа с Невестой Церковью. В Евангелии Господа часто именуют Женихом. Иоанн Креститель свидетельствует своим ученикам, что он есть друг Жениха (Ин. 3:29). Сам Христос на вопрос фарисеев и учеников Иоанна Предтечи: «почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9:14), – отвечает: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф. 9:15) Точно так же Господь в притче о десяти девах, называет Себя Женихом, Который замедлил (Мф. 25:1–13). Это уподобление Христа Жениху свидетельствует только об одном – истинные отношения со Христом могут быть только у того, кто Христа любит, уневещивает свою душу Христу.

– Как уневестить душу Христу?

– Очищением через покаяние и жертвенным исполнением заповедей Христовых. Сначала заповеди показывают нам, насколько мы немощны и в плане своего внутреннего, а может быть, и внешнего опыта нечистоплотны, затем помогают возжелать чистоты, которая в свою очередь уже ходатайствует за человека о получении им дара Божественной Благодати как возвращении брачных одежд.

– Можно ли говорить о том, что существует определенная взаимосвязь между тем, что в Четвероевангелии Церковь уподобляется Невесте, а в Апокалипсисе, например, о ней говорится уже как о жене, находящейся в муках рождения (Откр. 12:1–2)?

– Этот образ появляется уже в конце Евангелия от Иоанна, когда на Тайной вечери Господь перед Своими Страстями, предрекая и апостолам гонения, ободряет их: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 15:20–21). Апостол Павел пишет в Послании к Галатам: «Дети мои, я снова в муках рождения, покуда не изобразится в вас Христос» (Гал. 4:19). В православной богословской традиции наряду с образом Церкви – Невесты Христовой – важен образ Матери-Церкви. Также и человек, когда он соединился с Господом, уже не может не рождать в благодатную жизнь других: «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:13). «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя», – говорил преподобный Серафим Саровский.

– Каждый христианин переживает в своей жизни осуществление Евангелия, когда поначалу Господь близь есть, а потом как бы отступает, оставляя человека одного – будто, возносясь на Крест, привлекает к Себе…

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: твоя вера не будет истинной до тех пор, пока ты не восчувствуешь того, что вдовствуешь душой ко Христу. Если мы всмотримся в жития святых, то увидим, что их подвиг и святость определялись тем, как они чувствовали и осознавали, что в их жизни должен быть Христос, но Его не было. Почему преподобный Серафим Саровский 1000 дней и ночей молится на камне?

– Потому что впустил в душу помысел, что достоин настоятельства. И Господь от него отступил, Он смиренный.

– Преподобный Серафим каялся. Он не какой-то благочестивый обряд совершал, чтобы удостоиться за свое стояние чего-то взамен, а воздевал свои руки, как на распятии. «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 19–20). Только так мы можем соединиться со Христом. И в этом печаловании подвижника – глубочайшая потребность его души слиться с Тем, Кого душа ищет. Ничего не надо – только быть со Христом! И сораспятие желанно, потому что избавляет от этой муки разлучения с Любимым. Образ такой любви мы найдем в человеческих отношениях. Например, девушка любит молодого человека, и он ее любит. Вдруг этот самый желанный для нее человек из ее жизни исчезает. И ей тогда уже ничего не хочется: ни есть, ни спать, вообще ничего, а только встречи с тем, кого она утеряла. «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15)

– То есть Господь отступает необязательно вследствие какой-то измены Ему, духовного прелюбодеяния?

– Да, иногда Господь отступает, чтобы мы пришли в достоверное познание этой величайшей трагедии человечества. У нас в жизни много развлекающих моментов: от плоти, от мира, от бесов. А подвижник, когда ему открывается смысл, он только «на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается» (преподобный Феодор Студит). Когда преподобному Силуану открылась любовь, явленная человечеству во Христе, тогда все, чем может дорожить человек в этом мире, превратилось в ничто. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что отступление Господа от христианина, оставление его – всегда свидетельствует самому подвизающемуся о превысшей все и вся драгоценности отношений со Христом, и поскольку дар неоценим, то и приобретается он через такие пот и кровь, пролив которые, подвижник уже никогда не отступится от Приобретенного через такой подвиг. То, что легко приобретается, легко и теряется. Все подвижники шли по этой узкой стезе болезнования, самоотречения, стеснения и скорбей. «Христовою любовью уязвися преподобный», – мы часто слышим эти слова. А что такое язва? Это открытая кровоточищая рана. Любовь ко Христу – да так, чтобы душа в кровь! И по-другому возлюбивший Распятого не может. Каково сокровище, таков по сложности и путь к нему. «Но, – восклицает один подвижник благочестия, как много людей опьяненных собой, и как мало – раненных насмерть любовью к Богу!»

– Может быть, есть еще путь: обратиться и стать, как дети (ср.: Мф. 18:3), чтобы Господь сжалился и снизошел к нашему немощствующему младенчеству?

– Сегодня зачастую самый важный для верующего человека вопрос: как стать духовным? Если духовен, я как будто уже спасен. А ребенок он вовсе не мучается вопросом: духовен он или не духовен. Он просто живет. Такой, какой есть. Ему плохо – он плачет, хорошо – смеется, голоден – просит покушать, сыт – песни поет. Вот эти предельно простые без всякого надевания масок доверчивые и любвеобильные отношения дитя к родителям и есть то, к чему мы должны вернуться в общении с Богом. Поэтому, когда мы пересказываем жития святых или пытаемся кому-то описать старца, мы просто говорим: «Да он, как ребенок!» Никакой лжи, никакого лицемерия.

– Считается, что дети не исповедуются до семи лет, потому что у них просто нет разграничения на внешнюю и внутреннюю жизнь: каков он внутри, таков и снаружи. Зачем исповедоваться: все на виду. Однако почему Евангелие заповедует таится? Жизнь с Богом должна быть по-детски непосредственной, но при этом сокровенной, о ней вообще никто вокруг не должен догадываться.

– Одной из самых серьезных проблем человека является тщеславие. Тщетно славимся. В то время как человек должен быть прославлен от Бога: «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 8:4). Воздаст таким обилием благодати, что человек будет переживать присутствие Бога и Его блага как реальность. Но когда человек не может этого достигнуть, он из-за уныния пытается заменить истинное благо на нечто компенсирующее. Это могут быть внешние похвалы: да ты святой, как ты выглядишь, Дух Святой в тебя вселился, да ты духоносец, – и для человека этого часто бывает достаточно. Но тогда на этих людях сбываются слова: «они уже получили свою награду» (Мф. 6:5). Христос принципиально и категорически призывает все свои возможности и способности в деле богообщения прятать, чтобы не увидел тебя другой. Помните, Христос говорит: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). То есть человек не может истинно, правильно верить во Христа, если ищет славы от людей.

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что когда бумага пропитана маслом, она уже не принимает в себя воды, – объясняя тем самым, почему у человека, когда Он с Богом, нет влечения к лицам противоположного пола. Точно также ребенок не знает проблемы пола – половинчатости, он целостен. Может быть, еще и в этом смысле можно воспринять призыв Господа: «станьте, как дети»?

– Ребенок любвеобилен ко всем, кто его окружает. Ему, чтобы начать общаться с человеком, не надо наводить о нем справок. Он доверчиво вступает в отношения и любит всех, не делая разграничения между людьми. Он бескорыстен, прост, ровен в отношении со всеми. Потому что он внутренне чист. К такой любви, безусловной и открытой, призывает и нас Господь. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Чего еще желать любящей Бога душе?

Беседовала Ольга Орлова

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 19, ст. 3 - 12.

3. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

4. Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

5. И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

6. так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

7. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

8. Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;

9. но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

12. ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

(Мф. 19, 3–12)

Каждый раз когда фарисеи приступали ко Христу с каким-либо вопросом, они делали это не для того, чтобы научиться от Него, но чтобы искусить Его: не скажет ли Он чего-нибудь, противного закону, дабы можно было обвинить Его. Так и в этот раз приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? (Мф. 19, 3).

Об этом был спор среди фарисеев и народа. Теоретически идеал иудейского брака не имел равного в тогдашнем мире. Но практика была совсем иной: по иудейскому закону у женщины не было никаких прав, и она находилась в полной власти мужа. Мужчина мог развестись со своей женой почти на любом основании, женщина же могла потребовать развод лишь по нескольким причинам.

В ответ Спаситель указывает на первоначальный закон брака: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 5–6). Господь указывает на образ творения Богом мужа и жены, раскрывая тем самым истинный смысл брака как богоустановленного учреждения.

Евфимий Зигабен пишет: «Итак, заключает, что нельзя разводиться с женою, спокойно и убедительно показывая, что развод противен природе и закону – природе, потому что разделяется одна плоть, а закону, потому что разъединяются те, которым Бог повелел составлять одно».

Тога фарисеи спросили: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? (Мф. 19, 7). Действительно, закон Моисея гласит: Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего (Втор. 24, 1).

В ответ на этот лукавый вопрос Господь замечает: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф. 19, 8). Борис Ильич Гладков поясняет: «Моисей знал свой жестокосердный народ; он понимал, что запрещение отпускать жену, потерявшую благоволение мужа, вынудило бы евреев прибегать к другому средству избавляться от нелюбимых жен: женоубийств».

Моисей позволил развод лишь по жестокосердию, вследствие того, что мужья мучили и истязали нелюбимых жен, то есть допустил меньшее зло дабы избежать большего. Но в настоящей богобоязненной семье должны царить мир и любовь, терпение и уважение.

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Бог сотворил одного мужчину и одну женщину: следовательно, в намерении Творца было, чтобы мужчина имел лишь одну жену и не оставлял бы ее. Эта связь супружеская ближе и теснее, чем кровная связь сына с отцом и матерью, которых он оставляет ради жены: два человека становятся, как один, по мыслям, чувствам, намерениям, действиям – они должны быть одним существом. А если они так соединены по первоначальному Божественному установлению, то и не должны разлучаться».

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о том, что настоящей основой брака являются смирение друг перед другом и любовь, преодолевающая гордость. Другими словами, такой является настоящая Христова любовь, с помощью которой человек может преобразиться в Божественном свете. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

1–12. Удаление Христа из Галилеи по направлению к Иерусалиму. Вопрос о нерасторжимости брака. – 13–16. Благословение детей. – 17–27. Разговор с больным юношей и с учениками о богатстве и о Царстве Небесном.– 28–31. О награде за последование Христу. – 32–34. Восхождение Христа в Иерусалим на смерть, за которой должно последовать Воскресение. – 35–40. Просьба сынов Зеведеевых. – 41–45. Наставление ученикам о смирении. – 46–52. Исцеление слепого при выходе из Иерихона.

Мк.10:1. Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

(См. Мф. 19:1).

Евангелист Марк отмечает, что Христос после довольно долгого промежутка (ср. Мк.9:30) снова начал учить целые народные массы, которые следовали за Ним (ὄχλοι).

Мк.10:2. Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

Мк.10:3. Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

Мк.10:4. Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

Мк.10:5. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

Мк.10:6. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

Мк.10:7. Посему оставит человек отца своего и мать

Мк.10:8. и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

Мк.10:9. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Мк.10:10. В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

Мк.10:11. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

Мк.10:12. и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Разговор о нерасторжимости брака у евангелиста Марка в общем представляет собой повторение того, что содержится в Евангелии Матфея (Мф.19:3-12). Только некоторые изречения Христа у евангелиста Марка поставлены на иных местах, чем у Матфея.

«Позволительно ли разводиться мужу с женою?» (стих 2) Евангелист Марк передает вопрос фарисеев без прибавления, имеющегося в Евангелии Матфея: «по всякой причине» (Мф. 19:3). Можно думать, что он делает это для того, чтобы поставить вопрос не на иудейскую, а на христианскую почву. Он имел в виду своих читателей-христиан из язычников, которых, несомненно, интересовал вопрос о позволительности развода в христианстве.

«Он сказал им...» (стих 3). Евангелист Матфей передает дело так, что Христос сначала обратил внимание фарисеев на райский закон о браке, а потом на закон Моисеев, между тем Марк передает указания Христа в обратном порядке. Очевидно, оба евангелиста хотели передать только сущность беседы Христа с фарисеями, не держась строго хронологического порядка.

«В доме ученики Его опять спросили Его о том же» (стих 10). В доме к Господу обратились теперь с тем же вопросом, что и фарисеи (такой смысл имеет слово «опять...» ученики раньше не спрашивали Христа о разводе...), ученики Христа.

«Если женщина разведется»... Так как апостол Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, а среди римских язычников бывали случаи, что и женщины разводились со своими мужьями, то он и удержал из речи Христа упоминание об этом случае, какого не упоминает евангелист Матфей. Вообще евангелист Марк имел в виду общехристианские интересы, и потому у него почти всегда наставления Христа имеют более общее приложение.

Мк.10:13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

Мк.10:14. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

Мк.10:15. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

Мк.10:16. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

(См. Мф. 19:13-15).

Евангелист Марк говорит, что детей ко Христу «приносили». Это указывает, что под «детьми» он понимает младенцев в самом раннем возрасте. От «прикосновения» ко Христу дети, по верованию приносивших их, должны были получить здоровье (ср. Мк. 1:41, 3:10).

«Вознегодовал» Христос на учеников ввиду их непонимания того, что и дети не должны быть исключаемы из числа членов Царствия Божия.

«Кто не примет Царствия Божия как дитя», т.е. кто не примет сейчас проповеди о грядущем Царстве с детской доверчивостью, кто не уверует всем сердцем во Христа.

«Тот не войдет в него», т.е. в будущее славное Царство Божие, которое откроется в конце времени.

«И, обняв их...» Правильнее: Он брал их на руки, возлагал на других Свои руки и благословлял их.

Это место издревле справедливо признавалось основным пунктом в доказательствах, приводимых в пользу обычая крестить и младенцев.

Мк.10:17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Мк.10:18. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

Мк.10:19. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.

Мк.10:20. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.

Мк.10:21. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

Мк.10:22. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Мк.10:23. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

Мк.10:24. Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

Мк.10:25. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Мк.10:26. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

Мк.10:27. Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.

(См. Мф. 19:16-26).

Евангелист Марк в этом разделе восполняет рассказ Матфея. Он сообщает, что «некто» (у Матфея – «юноша») подбежал ко Христу и пал пред Ним на колени, свидетельствуя этим о своем искреннем желании узнать от Христа всю правду по занимавшему его вопросу и о своем доверии ко Христу.

«Не обижай» (стих 19). Это выражение, по всей вероятности, представляет в кратком виде содержание 10-й заповеди, где речь идет о разных обидах, причиняемых людьми своим ближним.

«Взглянув на него, полюбил его» (стих 21). Христу угодна была жажда, с которой юноша стремился к достижению истины, его стремление заглянуть в глубину закона, не ограничиваясь его внешним, буквальным, исполнением.

«Одного тебе недостает». Чего же? Под этим «единым» нельзя понимать то, что перечисляет Христос далее: продажу имения, раздачу нищим и последование за Христом, потому что это уже не одно, а три дела. По контексту речи лучше всего здесь видеть обозначение покаяния или обращения, подобно дитяти, к Христу.

«Взяв крест». Ср. Мк. 8:34, впрочем, в лучших кодексах этого выражения нет.

«Как трудно надеющимся на богатство...» (стих 24). В лучших кодексах слов «надеющимся на богатство» не имеется (Тишендорф, 8 изд.). Господь говорит, что доступ в Царство Небесное труден вообще.

Мк.10:28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

Мк.10:29. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,

Мк.10:30. и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

Мк.10:31. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

(См. Мф. 19:27-30).

Евангелист Марк точнее определяет награду, ожидающую верных последователей Христа. Он говорит, что эта награда двоякая – временная и вечная (Матфей говорит только о «вечной» награде, в будущей жизни). Здесь верующий получит во сто раз больше всего того, от чего он ради Христа отказался, а там, за гробом жизнь вечную или вечное блаженство. Конечно, под новыми «домами», «отцами», «братьями» и т.д. нужно понимать духовные блага и связи, которые пошедший за Христом и разорвавший для этого связи с своими родными по плоти находит в новой жизни. Однако Христос прибавляет, что христиане в то же время должны претерпеть и гонения («среди гонений»), от преследований врагов они не будут избавлены в этом веке (ἐν τῷ καιρῷ τούτῳ). В упоминании о получении наград на земле нет упоминания о возмещении разлуки с «женой». Блаженный Феофилакт сообщает, что нечестивый Юлиан нарочно вставлял здесь и такое упоминание, как бы обвиняя христиан в том, что они могут, по учению их Спасителя, иметь сколько угодно жен, расставшись с женами, которых они имели, будучи язычниками. Господь таким образом намеренно не упомянул, не повторил этого выражения «жену» в обещании награды. Об исполнении пророчества Христова относительно земных наград последователю Христа можно читать Деян. 2 и сл.; Деян. 4:32, 37; Рим. 16:13; 1 Тим. 5и в др. местах апостольских посланий, где, например, старцев рекомендуется почитать как отцов, старых женщин – как матерей и т.д.

Мк.10:32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

Мк.10:33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

Мк.10:34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

(См. Мф. 20:17-19).

Евангелист Марк замечает, что, когда Христос и апостолы восходили в Иерусалим, где Христу предлежало вкусить мученическую смерть, Христос шел «впереди» апостолов, как бы ободряя их, а те «ужасались», т.е. были в чрезвычайном удивлении пред Его смелостью.

«И, следуя за ним, были в страхе». По лучшему чтению: и те, которые следовали (οἱ ἀκολουθοῦντες), т.е. люди, сочувствовавшие Христу (не апостолы) и шедшие с Ним в Иерусалим. Они очень боялись, слыша речи Христа об ожидающей Его в Иерусалиме смерти.

«Оплюют Его» – в знак презрения ко Христу (Мф. 26:67).

Мк.10:35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

Мк.10:36. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

Мк.10:37. Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

Мк.10:38. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

Мк.10:39. Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

Мк.10:40. а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.

Мк.10:41. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

Мк.10:42. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

Мк.10:43. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою;

Мк.10:44. и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

Мк.10:45. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

(См. Мф. 20:20-28).

Евангелист Марк говорит, что с просьбой ко Христу обратились сами сыновья Зеведеевы. Этим он разъясняет, что просьба их матери, о которой говорит евангелист Матфей, была вызвана внушением Иакова и Иоанна, которые сами стеснялись прямо обратиться ко Христу.

«В славе Твоей» (стих 37; см. Мф.19:28)

Мк.10:46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.

Мк.10:47. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

Мк.10:48. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

Мк.10:49. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

Мк.10:50. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

Мк.10:51. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

Мк.10:52. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

(См. Мф. 20:29-34.)

Евангелист Марк упоминает только об одном слепце, а Матфей – о двух. Может быть, Марк упомянул только о том из двух, который был более известен в христианской Церкви. Он поэтому, вероятно, называет его и по имени – Вартимеем. Можно полагать, что это имя составилось из двух слов: арамейского «вар», что значит «сын», и греческого «Тимей» – сокращения имени Тимофей. Сам же евангелист Марк и переводит это имя как обозначающее «сына Тимея».

«Он сбросил с себя верхнюю одежду» (стих 50). Верхняя одежда, довольно широкий плащ, мешал слепому бежать ко Христу.

«Учитель» («Раввуни»). Слепой употребляет такое выражение, которое в древнееврейской литературе имело особо высокий смысл и прилагалось почти всегда только к Богу.

«Вера твоя спасла тебя» (стих 52; ср. Мк. 5:34; Мф. 15:28).

Если бы это было хорошо, го­ворит, то Бог не сотворил бы одного мужа и одну жену, но, сотворив одного Адама, сотворил бы двух жен, если бы хо­тел, чтобы можно было одну отвергнуть, а другую принять; а здесь самым способом сотворения Он постановил закон, ко­торый теперь Я предписываю. Какой же именно? Тот, чтобы ту жену, которая сначала досталась, иметь при себе постоянно; этот закон древнее того, и настолько, насколько Адам древ­нее Моисея. Таким образом, Я теперь не ввожу нового закона, и не предлагаю странного учения, но такое, которое старее и древнее Моисея. Не излишне выслушать и самый закон Мои­сея, который он постановил об этом.

Беседа на слова: Жена связана законом, доколе жив муж ее.

Прп. Исидор Пелусиот

Глагола им: яко Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены вашя: изначала же не бысть тако

Прп. Иустин (Попович)

Блж. Иероним Стридонский

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так

Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так. - Слова Его такого рода: «Разве Бог может Себе противоречить так, чтобы прежде приказать одно, а потом Свой приговор нарушить новым повелением?» Не так должно рассуждать; а так, что когда Моисей увидел, что вследствие желания иметь других жен, или более богатых, или более молодых, или более красивых первые жены бывают умерщвляемы или проводят бедственную жизнь, то предпочел смягчить несогласие, чтобы не дать продолжаться ненависти и человекоубийству (Втор. 24:1-4) . Вместе с тем обрати внимание и на то, что Он не сказал: По жестокосердию вашему повелел вам Бог , но: Моисей , так что, - как говорит апостол (1 Кор. 7:25) , - это совет человеческий, а не повеление Божие.

Блж. Феофилакт Болгарский

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так

Евфимий Зигабен

Глагола им: яко Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены вашя: изначала же не бысть тако

Обвинение их обращает на их же голову, что Он обыкновенно делает очень часто. По жестосердию вашему , – говорит, – повеле вам , т.е. по различным причинам, которые приводили ненавидящие своих жен и не желающие примириться с ними. Узаконил отпускать их, дабы их не убивали. Зачем давалось разводное письмо, об этом ясно сказано в вышеупомянутой пятой главе. Из начала , говорит, не бысть тако : если бы Бог с самого начала хотел, чтобы это было так, то Он не создал бы одного мужчину и одну только женщину, и не повелел бы, чтобы двое были одною плотью.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так

(Мк. 10:5) . В русском не выражено в речи Христа начальное ότι (слав. “яко”), соответствует τί ст. 7-го (русск. “как же;” лучше: “итак, почему” или “почему же”). Фарисеи спрашивают: почему же? Спаситель отвечает: потому что (δτι) Моисей и т. д. Имя Моисея (а не Бога) имеет также очевидное соответствие с тем же именем в вопросе ст. 7-го. Фарисеи не могли говорить, что Бог заповедал давать разводные письма. Спаситель подтверждает это, говоря, что это позволил Моисей. “Жестокосердие” (σχληροκαρδία) употреблено у Матфея только здесь и еще в Новом Завете Мк. 10:5; 16:14. В последнем месте оно поставлено в связь с απιστία (неверие). Считают “высокохарактеристичным” обстоятельство, что в Своем ответе Христос заменил ένετείλατο (заповедал - ст. 7), употребленное фарисеями, словом έπετρεψεν - позволил, допустил. Но у Мк. 10:3, 4 Иисус Христос и фарисеи выражаются наоборот, и там эти изменения столь же совершенно уместны, как и у Матфея. Мысль, выраженная здесь, сходна с Гал. 3:19 . Некоторые полагают, что дозволение давать жене разводное письмо происходило вследствие той необходимости, что в противном случае муж, вследствие своего “жестокосердия,” мог подвергать истязаниям свою жену, и разводное письмо было, таким образом, “защитой” жены против жестокого обращения с ней мужа. Это, конечно, могло быть одним из поводов для дозволенных Моисеем разводов, но не единственным. Главный же повод был в “жестокосердии” вообще - слово, указывающее на “необрезанность сердца,” на грубость нрава ветхозаветного человека, на его умственную и нравственную недоразвитость. Очевидно, что и Сам Спаситель считает это Моисеево установление человеческим, а не божественным. Оно было дано как временное приспособление высшего и вечного закона к духу, времени и имело лишь временный характер. Ошибка фарисеев заключалась в том, что они смотрели на этот временный закон, данный Моисеем, слишком высоко, считали его равным заповедям Божиим. Но это был “consilium hominis,« «non imperium Dei» (Иероним). В Ветхом Завете было дано много таких постановлений, имеющих только временный характер. В состоянии жестокосердия разводы и разводные письма были дозволительны; “но сначала не было так.”

Толковая Библия.