Развитие и деградация в жизни ребенка. Как отличить

Перед самим постом отвечу загодя на самые частые вопросы, чтобы комменты не уходили от темы поста, да и вообще:

Я учитель, мужчина, мне почти тридцать. Платят нормально, по провинциальным меркам так вообще хорошо, сказываются надбавки за местность (далекое замкадье, но не север) и бонусы всяческие (кому интересно, гуглите сами). Коллектив в школе молодой и активный, администрация вообще мечта. Матом ругаюсь потому, что учитель я в школе, где и веду себя как положено учителю, а в остальное время я такой же человек, как и вы.

Теперь суть.
Вот тебе, товарищ подросток, молодые интересные учителя, обновленная школа, спортгородок, кружки-секции и библиотека (да, у нас помимо школьной классики и Толкин есть, "Гарри Поттер", "хроники Нарнии" и вот это вот все). Дома интернет. Учись да развивайся, но нет, не хочу развиваться, хочу есть говно быть долбоебом и тупеть из года в год. И нет, это не вечная сказка о потерянном поколении (хотя, наверное, все-таки о нем, только под совсем другим углом).

Поначалу я, как и вы, тоже попросту охуевал от происходящего. Какая, мол, сатанинская сила движет теми, кто пишет "не че незнаю"? Как вообще в 8-9 классе можно не знать, на каком континенте находится Бразилия? На вопрос об англоязычных странах отвечать "Москва"? Не уметь пересказать простыми словами фразу "буря мглою небо кроет"? Или попросту материться вслух на уроке и не париться о двойке за четверть? Ну, я уж молчу о темах для разговоров на перемене и прочем таком.

Прошел год, за ним второй. Из предметника я стал классным руководителем, дали мне небольшой класс. И чем больше я контактировал с родителями, тем сильнее убеждался в правильности старой-престарой поговорки про яблоко и яблоню. Вот он, корень зла.

Мальчишка-семиклассник добрый по характеру, но не учится от слова "совсем". Внушения, уговоры? Пфф. Два за урок? Вообще насрать. Какая-то мотивация, подбадривание, чтобы поверил в себя? Помогает, но один шаг за ворота школы и все, форматирование диска успешно завершено. Вызываю маму. Приходит. Одного взгляда хватает, чтобы понять - маме насрать не то что на сына, маме на себя насрать. Грязные руки, грязное лицо, на волосы как будто вообще свинья нассала. Слабый запах перегара.

Девочки-подружки. Назвать их тупыми - это похвалить. Телефоны к рукам приросли, интересов нет ВООБЩЕ, разговоры только о мальчиках и таких же подружках, только из другого класса/школы. В кружки, секции не ходят. Интереса ради нашел их ВК, посмотрел список групп.

Вспомнил - у меня ж в классе точно такая же компания девчонок была! Без смартфонов, их еще не было тогда, но уровень развития такой же. Пустышки. После шараги пустышка идет кассиром в "Пятерочку". 20 лет, денег нет, мозгов и перспектив тоже. Что делать? Правильно, рожать! Только вот с такой мамой доче даже в голову не придет, что женщина может увлекаться чем пожелает, а работать не только обслуживающим персоналом. Дочь вырастает, история повторяется.

Девятый класс, трое парней. Здоровые лоси. Бокс, футбол, лыжи? Да щас, нам доту, АУЕ и Хованского подавай. Нет, на уроках-то я их быстро приструнил, но на перемене и вне школы моя власть кончается. Открываю журнал с конца, смотрю сведения о семье. Ни отца, ни отчима из этих троих нет ни у кого. У одного вообще только бабушка - как потом узнал, отец спился насмерть, мать скинула сына больной бабушке и уехала блядовать в другой город. Сын тупой и наглый, как свинья, телосложение и взгляд аналогичные. Очень любит оскорблять и унижать девок, причем активных и острых на язык он сторонится, выбирает тех, кто поскромнее. Дневник весь исписан красным, но толку от этого ноль-ноль да хрен вдоль. Как-то раз после урока втихаря оставляю этих девок, говорю - у мальчика катастрофическая нехватка пиздюлей в организме, давайте это дело исправлять. Вы даете ему мощную пощечину, с оттягом, а я заступаюсь за вас перед директором, если до него дойдет. Да даже заступаться не надо будет, потому что у директора уже портфолио из докладных на эту дрянь лежит. Его бы вообще в спецшколу отправили уже давно на полгодика, да только бабушку инфаркт схватит сразу, только это и держит. Девки помялись-помялись и ушли. Ну терпите дальше, что я могу сказать. Охуевшего начальника с логикой "ненравитсяувольняйся" так же терпеть будете.

Еще одна девочка. Демонстративно царапает вены стеклом, матерится, бегает за мальчиком из девятого класса (сама в шестом), даже фамилию в ВК сменила на его. Воспитывается у бабушки с дедушкой, отец забухал и загулял, мать тоже куда-то слилась. Вот так и пытается компенсировать недостающее внимание.

В начальных классах немало отсталых детей, с пограничной стадии псих. заболеваний. Вот они, пьяные залеты и "здоровый микроклимат" в семье. Чего детей обвинять? Ребенок - кусок мяса с пустым мозгом, что заложишь, то и вырастет. А что растет - сами видим. Ладно хоть закон этот в обе стороны работает, у нормальных и здравомыслящих родителей и дети такие же.

Как один из моментов социализации и удивительный вариант развития, где-то лет с четырех параллельно росту мастерства владения эмоциями у детей начинается последовательная деградация, отказ от мастерства, наработка шаблонности. Шаг за шагом происходит отказ от свободы выбора эмоций, от осознанности своих эмоций, от ответственности за свои эмоции, происходит отказ от произвольности в управлении эмоциями.

Один из первых шагов - дети начинают скрывать намеренность своих эмоций.
До определенного времени дети намеренность и произвольность своих эмоций не скрывают. Они честно рассказывают, что они плачут целенаправленно и адресно. Для чего-то. Ребенок может с отчаянным плачем бежать, чтобы его обняли, пожалели, успокоили. Если вы их спросите «ты кому плачешь?» - абсолютно четко дают ответ: «не тебе, а маме». Фразу: «Я не тебе плачу!» вы, наверно, слышали неоднократно. Однако ближе к началу школьного возраста дети начинают понимать, что намеренность своих эмоций лучше скрывать, а на вопрос «Зачем плачешь?» уже упрямо отвечают: «Низачем! Я просто плачу!». При этом, отрицая намеренность своего плача, ребенок внимательно смотрит, видит ли их плач тот, кому он предназначен.

Следующий важнейший шаг - перекладывание ответственности за возникновение своих эмоций.
До определенного возраста дети не скрывают, что они свои эмоции они делают сами. Сами тебе плачут, сами тебе злятся, сами тебе обижаются, и делают это чуть ли не демонстративно открыто. Но с какого времени за намеренное поведение детей наказывают: раз ты это сделал, то отвечай за свой поступок! И тогда мудрые дети подсматривают у более взрослых детей и у своих родителей красивую фигуру перекладывания ответственности: «мои эмоции - это не МОЕ поведение. Это моя непроизвольная реакция на ТВОЕ поведение».
«Это вы виноваты - мои эмоции делаете вы». «Не оставляйте меня одного в комнате, а то я буду пугать-ся». «Не смейтесь надо мной, а то я обижу-сь». Вспоминайте русский язык: «я обиделся» - что это значит? Это значит: "я обидел - ся". Я обидел - себя. Я сам себя обидел = обиделся.
И вначале дети знают, что обижаюсь - это «Я сам обижаю себя на тебя». Но ближе к школьному возрасту дети находят, запоминают и тренируют новую формулировку: это «ТЫ обижаешь меня». «А чего ТЫ меня злишь?» «А зачем ТЫ меня обижаешь?» «А почему ТЫ меня расстраиваешь?» Это не я эмоции делаю, они во мне появляются. Из-за кого появляются - из-за тебя. Это ты во мне их вызываешь.

Скоро дети становятся искренне убеждены и верят в это, то, что они к своим эмоциям отношения не имеют. Эмоции вызываются окружающими: родителями, братом, погодой, любыми другими обстоятельствами. Теперь эмоциями управлять нельзя. Они сами появляются. Они непроизвольные в своем запуске.
Отчет мамы. Девочка 12 лет, моя племянница. Мы едем семьей за покупками в торговый центр, она - с нами. Тут родители сообщают по телефону, что через 30 минут, они ее заберут. Девочка становится очень недовольной, начинает психовать, фыркать на всех, и, в конце концов, застывает в своей любимой позе: руки крест-накрест, лицо сердитое, при этом губы надуты, брови сомкнуты; голова опущена вниз; согнутая спина. Я пытаюсь ее подбодрить, говорю, что мы не последний раз встречаемся, еще поедем куда-нибудь вместе, на что она сердито отбрыкивается и отвечает: «Отстаньте от меня все». Привычка сформирована.

Втихую, конечно, эмоции и чувства остаются относительно управляемыми: настолько, чтобы нужный результат получать, но без пристального внимания своей ответственности за это не видеть.
Рассказ Н.М. С 6 до 13 лет я занималась в музыкальной школе. При этом я точно помню, что лет до 8-9 занятия мне нравились, я сдавала экзамены на сцене, выступала на конкурсах и не понимала, зачем и почему надо перед выступлением волноваться. После смены преподавателя занятия музыкой не стали вызывать прежнего энтузиазма. Соответственно, готовиться я стала меньше, рояль на сцене стал вызывать эмоции страха и волнения, которые могли «оправдать» мои непятерочные оценки. Далее, у меня появился дополнительный предмет, который вел другой преподаватель. Мне очень нравилось, как она преподавала. И я снова с удовольствием выступала. Таким образом, в музыкальной школе я могла и бояться рояля, и не бояться: в зависимости от того, кому и что я должна исполнять.

Следующий важный шаг, защищающий ребенка от обвинений в манипулировании своими эмоциями - сокращение им палитры своих эмоциональных реакций, превращение свободы эмоциональных реакций в типовую реакцию.
Для того, чтобы настаивать: «Мои эмоции делаете мне вы», лучше отказаться от лишнего разнообразия и настаивать на типовой эмоции, выдавая ее за непроизвольную, естественную эмоциональную реакцию. Расстроиться? Обидеться? Разозлиться? Надо остановиться на чем-то одном и делать это сильно, под флагом «Я иначе не могу». И все окружающие назовут это формирующимся характером ребенка. Эмоции становятся шаблонными, естественными реакциями.

И последний шаг в этой деградации - дети начинают скрывать свою способность прекращать свои эмоции, разрешают своим эмоциями становиться длящимися неопределенное время, непроизвольными в своем завершении.
До определенного времени дети не скрывают, что свои эмоции они могут включать и выключать практически мгновенно.
Вспомните, если ребенок бежит, плачет и случайно натыкается на вас, поднимает глаза - слез нет. Глаза абсолютно сухие. Смотрит внимательно, с удивлением «ты чего здесь стоишь, ты чего мешаешься?». Обходит, делает два шага и снова бежит с отчаянным, несчастным плачем. Бежит например к маме, туда, куда он свой «плач» нес и плачет абсолютно искренне.
Ближе к школьному возрасту дети понимают, что выгоднее эмоции раскручивать телесно, физически так, чтобы он сам себя остановить уже не мог. Если один ребенок более менее рассудительный, умеющий владеть своими эмоциями, а другой очень эмоциональный, который не может себя остановиться, не может выйти из-под власти эмоций, то взрослые обычно решают вопрос в сторону того, кто собой не владеет.
«Он же ненормальный, он бешенный, ну дай ты ему паровозиком поиграть! Ты же взрослый, ты же нормальный, а он какой, ты посмотри, он же собой не владеет, никак успокоиться не может! Ну что, тебе жалко?»

Выигрывает тот, у кого эмоция самая непроизвольная, самая длящаяся, кто дольше других не может успокоиться. И дети соображают, что для того, чтобы выигрывать, нужно перестать эмоционально взрослеть, перестать своими эмоциями владеть. Запустив эмоцию ключиком, ключик надо побыстрее выбросить. Дети начинают учиться быть беспомощными перед лицом раскрутившейся в них эмоции, точнее, учатся раскручивать свои эмоции так, чтобы терять над ними контроль. На это уходят месяцы и годы, но со временем они разучиваются останавливать свои эмоции.
Если уж обиделся - я так быстро не могу. Ты быстро проходишь от эмоций - вот и иди и мирись. А я долго не могу отойти от обиды, поэтому я не буду к тебе подходить. И если я начал плакать, я сам, сразу, прекратить это горе не могу!

Дети учатся делать свои эмоции непроизвольными, дети достигают этого и превращают свои эмоции в то, что им уже неподвластно. Так постепенно и творчески деградируя, по крайней мере в области эмоций дети возвращаются к детской позиции в жизни, отучаются быть личностью и Автором, учатся быть только организмом и Жертвой: жертвой внешних обстоятельств, жертвой собственных эмоций.
Если это происходит с нами, наши эмоции становятся тем, о чем пишут в энциклопедиях и психологических словарях: «Эмоции - это субъективные реакции на воздействие внутренних и внешних раздражителей». Верно - в результате многолетней работы мы научились быть эмоциональными автоматами, наши эмоции теперь вызываются не нами, а обстоятельствами.
Сколько же творчества надо каждому ребенку, чтобы превратить свои живые эмоции в такие шаблонные и неуклюжие реакции?

Практически каждый родитель заботиться о своем ребенке и желает ему только самого лучшего в жизни. Один из ярчайших примеров – желание запихнуть ребенка в школу (чтобы полное среднее образование получил!), потом в институт (а куда сейчас без диплома-то!). При этом нельзя не отметить снижение уровня образованности и интеллекта у современных детей и подростков.

Причина этого парадоксального явления – в системе образования. Отдавая детей учиться в обычную школу и институт, вы убиваете зачатки креативности и умения мыслить. Шаблонные задания и схемы обучения стирают различия между разными детьми, и в данном контексте это не во благо. Ребенок, который любит историю и не понимает математику, из-за постоянных нареканий преподавателя в итоге потеряет интерес к школе в целом.

Единственный выход из этого положения – поиск учебных заведений с правильным подходом к детям, умением заинтересовать обучением. Преподносить наработку знаний как классное увлечение, а не тяжкую повинность. Разумно выставляя определенную «планку» для ребенка и мотивируя его, вы сможете помочь вырасти сильной волевой личности, которая умеет разрабатывать цели и достигать их. И обычные школы, и ВУЗы здесь ничем не помогут!

Если ребенку интересна техника и роботы – отдайте его в школу, где есть это направление. Если ребенок хочет рисовать – в художественную. Если создавать компьютерные игры – в IT школу, где есть курсы разработчиков для самых маленьких. Подарить ребенку то будущее, которое интересно ему, а не вам!

А какое у вас мнение о современных детях и их образованности? Каким учебным заведениям вы отдаете предпочтение? Напишите свое мнение в комментариях! Поставьте свою оценку и поделитесь этой записью со своими друзьями, ведь это важно для каждого! А вы знали, ?

Статья из Сети.

Правильная статья. Наверно, не только от родителей идиотов зависит какими есть и какими станут в дальнейшем ученики, но основную мысль автор выразил убедительно.

Перед самим постом отвечу загодя на самые частые вопросы, чтобы комменты не уходили от темы поста, да и вообще:

Я учитель, мужчина, мне почти тридцать. Платят нормально, по провинциальным меркам так вообще хорошо, сказываются надбавки за местность (далекое замкадье, но не север) и бонусы всяческие (кому интересно, гуглите сами). Коллектив в школе молодой и активный, администрация вообще мечта. Матом ругаюсь потому, что учитель я в школе, где и веду себя как положено учителю, а в остальное время я такой же человек, как и вы.

Теперь суть.

Вот тебе, товарищ подросток, молодые интересные учителя, обновленная школа, спортгородок, кружки-секции и библиотека (да, у нас помимо школьной классики и Толкин есть, "Гарри Поттер", "хроники Нарнии" и вот это вот все). Дома интернет. Учись да развивайся, но нет, не хочу развиваться, хочу есть говно быть дол@бом и тупеть из года в год. И нет, это не вечная сказка о потерянном поколении (хотя, наверное, все-таки о нем, только под совсем другим углом).

Поначалу я, как и вы, тоже попросту охуевал от происходящего. Какая, мол, сатанинская сила движет теми, кто пишет "не че незнаю"? Как вообще в 8-9 классе можно не знать, на каком континенте находится Бразилия? На вопрос об англоязычных странах отвечать "Москва"? Не уметь пересказать простыми словами фразу "буря мглою небо кроет"? Или попросту материться вслух на уроке и не париться о двойке за четверть? Ну, я уж молчу о темах для разговоров на перемене и прочем таком.

Прошел год, за ним второй. Из предметника я стал классным руководителем, дали мне небольшой класс. И чем больше я контактировал с родителями, тем сильнее убеждался в правильности старой-престарой поговорки про яблоко и яблоню. Вот он, корень зла.

Мальчишка-семиклассник добрый по характеру, но не учится от слова "совсем". Внушения, уговоры? Пфф. Два за урок? Вообще насрать. Какая-то мотивация, подбадривание, чтобы поверил в себя? Помогает, но один шаг за ворота школы и все, форматирование диска успешно завершено. Вызываю маму. Приходит. Одного взгляда хватает, чтобы понять - маме насрать не то что на сына, маме на себя насрать. Грязные руки, грязное лицо, на волосы как будто вообще свинья нассала. Слабый запах перегара.

Девочки-подружки. Назвать их тупыми - это похвалить. Телефоны к рукам приросли, интересов нет ВООБЩЕ, разговоры только о мальчиках и таких же подружках, только из другого класса/школы. В кружки, секции не ходят. Интереса ради нашел их ВК, посмотрел список групп.


Почему дети тупеют и деградируют? Взгляд учителя. Подросток, школа, мат, деградация, современное общество, реальная история из жизни, длиннопост

Вспомнил - у меня ж в классе точно такая же компания девчонок была! Без смартфонов, их еще не было тогда, но уровень развития такой же. Пустышки. После шараги пустышка идет кассиром в "Пятерочку". 20 лет, денег нет, мозгов и перспектив тоже. Что делать? Правильно, рожать! Только вот с такой мамой доче даже в голову не придет, что женщина может увлекаться чем пожелает, а работать не только обслуживающим персоналом. Дочь вырастает, история повторяется.

Девятый класс, трое парней. Здоровые лоси. Бокс, футбол, лыжи? Да щас, нам доту, АУЕ и Хованского подавай. Нет, на уроках-то я их быстро приструнил, но на перемене и вне школы моя власть кончается. Открываю журнал с конца, смотрю сведения о семье. Ни отца, ни отчима из этих троих нет ни у кого. У одного вообще только бабушка - как потом узнал, отец спился насмерть, мать скинула сына больной бабушке и уехала блядовать в другой город. Сын тупой и наглый, как свинья, телосложение и взгляд аналогичные. Очень любит оскорблять и унижать девок, причем активных и острых на язык он сторонится, выбирает тех, кто поскромнее. Дневник весь исписан красным, но толку от этого ноль-ноль да хрен вдоль. Как-то раз после урока втихаря оставляю этих девок, говорю - у мальчика катастрофическая нехватка пиздюлей в организме, давайте это дело исправлять. Вы даете ему мощную пощечину, с оттягом, а я заступаюсь за вас перед директором, если до него дойдет. Да даже заступаться не надо будет, потому что у директора уже портфолио из докладных на эту дрянь лежит. Его бы вообще в спецшколу отправили уже давно на полгодика, да только бабушку инфаркт схватит сразу, только это и держит. Девки помялись-помялись и ушли. Ну терпите дальше, что я могу сказать. Охуевшего начальника с логикой "ненравитсяувольняйся" так же терпеть будете.

Еще одна девочка. Демонстративно царапает вены стеклом, матерится, бегает за мальчиком из девятого класса (сама в шестом), даже фамилию в ВК сменила на его. Воспитывается у бабушки с дедушкой, отец забухал и загулял, мать тоже куда-то слилась. Вот так и пытается компенсировать недостающее внимание.

В начальных классах немало отсталых детей, с пограничной стадии псих. заболеваний. Вот они, пьяные залеты и "здоровый микроклимат" в семье. Чего детей обвинять? Ребенок - кусок мяса с пустым мозгом, что заложишь, то и вырастет. А что растет - сами видим. Ладно хоть закон этот в обе стороны работает, у нормальных и здравомыслящих родителей и дети такие же.

«Тупы-ые», - припечатывает юморист заокеанских школяров, и мы смеемся, потому что твердо уверены: наши не такие. Но современные педагоги отмечают, что нынешнее поколение детей стремительно деградирует. А виной тому, как ни странно, новинки IT-индустрии - гаджеты.

Если ребенок постоянно пользуется различными компьютерными новинками, его физическое и умственное развитие замедляется. Сегодня никто не удивится, увидев ребенка со смартфоном. Дети дошкольного возраста порой разбираются в гаджетах лучше взрослых. И многие родители не задумываются, чем чреваты для их отпрысков постоянные посиделки с планшетом или смартфоном. Учеными доказано, что чрезмерное пользование различными гаджетами тормозит развитие детей. Это на практике уже замечают воспитатели в детских садах, психологи и учителя.

Мультяшный «вирус»

У брестчанки Татьяны трое детей. Маме трудно было уследить за всеми детишками, поэтому старшему сыну (которому тогда было около 3 лет) она часто включала мультики на компьютере. Пока мальчуган смирно сидел перед экраном, мама успевала разобраться с двумя другими чадами. Но прошло немного времени, и Татьяна заметила, что старшего невозможно оттащить от компьютера. Мало того, мальчик научился сам в интернете искать себе различные видео, смотрел не только мультики, но и различные видео с перестрелками. А однажды сын включил клип, где мультяшный зайчик писклявым голосом пел песенку, какой он бедный и несчастный, потому что у него нет айфона.

Старшему сыну стало неинтересно общаться со сверстниками. Сразу после детского садика он бежал домой, чтобы сесть за компьютер. Даже когда его младшие братья хотели прогуляться, этот тянул всех побыстрее вернуться. А вечером я не могла оттащить его от компьютера, он закатывал истерики, с горем пополам укладывался только к 11 часам, плохо спал и в детский садик приходил невыспавшимся. А вскоре и вовсе стал отказываться туда ходить, - рассказывает женщина.

Татьяна обратилась к психологу за советом, как отучить своего ребенка от компьютера. Путь к решению был прост - занять мальчугана. Сейчас старший сын занимается танцами. Результат уже есть: мальчик стал менее раздражительным, придя домой, не бежит к компьютеру, а предпочитает повторить новый элемент танца. Татьяна планирует записать сына также в спортивную секцию.

Знакомство в сети

Семей, где есть подобные проблемы с детьми, сегодня немало. В век информационных технологий гаджеты завладели нашей жизнью. Нынешняя ребятня футболу во дворе с друзьями предпочитает компьютерные игры, общение в соцсетях и селфи. Сегодня многие подростки стесняются подойти и познакомиться со сверстниками напрямую, предпочитая делать это в интернете. Сначала просмотрят все фотографии со страницы в социальной сети, и если парень/девушка прошли «фейсконтроль», решаются ему/ей написать. Недавно подросток попросил администратора соцгруппы сети «Вконтакте» опубликовать объявление с просьбой откликнуться официантку Ольгу, которую он увидел в ресторане. Получается, что сразу подойти к девушке он не решился. Но совсем не стесняется искать ее в интернете.

Примеров подобных объявлений в виртуальном мире уйма. Зачастую встречаются и такие: «Ищу девушку, которая ехала утром 12 сентября в автобусе № 13. У тебя черные длинные волосы, ты была в красном пальто. Наши взгляды пересеклись, и ты улыбнулась высокому парню в черной кожаной крутке. Отзовись!» Подобные обращения смело пишут и девушки.

Поколение «Незнаек»

Сейчас растет совершенно другое поколение детей. Это отмечают школьные психологи и учителя. Именно они первыми забили тревогу, потому что хорошо видят, к чему приводит чрезмерное увлечение различными информационно-техническими новинками.

Дети сегодня недостаточно развиты. Из-за постоянного общения в социальных сетях с употреблением различных сленгов они стали безграмотными. У многих отсутствует логика. А все потому, что ребята не хотят учиться. На уроке я прошу учеников закрыть тетради и решить задачу, которую они решали в домашнем задании. 80 % с этим не справляются. А все потому, что учатся не для себя, а для родителей. Дети находят решение задачи в интернете, переписывают его в свою тетрадку и отчитываются мамам и папам о сделанном домашнем задании, - рассказывает учитель математики, директор брестской школы № 17 Владимир Брегер.

Как говорит психолог этой школы Ольга Гайдич, современные дети отвыкли от детских забав. На переменах они предпочитают сидеть, уставившись в смартфоны и планшеты, нежели общаться.

Есть три мотива использования гаджетов. Во-первых, смартфон - это источник информации. Во-вторых, в интернете можно играть в какую угодно игру и при этом не бояться рисковать, можно почувствовать себя сильным и быстрым. В-третьих, социальные сети дают возможность общаться, но это не настоящее общение, а суррогат, - рассуждает Ольга Гайдич.

Чем раньше ребенок знакомится с компьютером, тем выше вероятность, что он станет зависимым. Ученые ставят компьютерную зависимость в один ряд с алкогольной и наркотической. Только пристрастие к виртуальному миру еще недостаточно изучено. Да и трудно это сделать, когда оно постоянно развивается. Уже появился термин «селфомания», хотя еще года два назад «себяфотографирование» не делали поголовно.

Понятно, что полностью оградить ребенка от гаджетов не удастся. Они стали частью нашей жизни. Но стоит подумать над тем, как сократить общение маленького человека с информационными технологиями, которые призваны облегчить жизнь, а не завладеть ею полностью.

Проблемы в развитии детей, увлекающихся гаджетами

1. Ребенок начинает поздно говорить.

2. Не развивается моторика рук.

Действия, которые ребенок совершает с планшетом или смартфоном, очень однообразны и не позволяют получить богатый двигательный и тактильный опыт. Важно, чтобы ребенок имел возможность не только играть с планшетом, но и учиться работать с различными предметами. В этом случае его мозг будет получать информацию о разнообразных тактильных стимулах, будет развиваться мелкая моторика, ребенок будет осваивать мир предметов, т. е. узнавать, для чего они нужны и как с ними можно взаимодействовать.

3. Не развивается воображение.

Основное условие развития воображения у детей дошкольного возраста - игровая деятельность, рисование, конструирование. Эти побуждает ребенка реализовывать различные замыслы, придумывать новых персонажей. К сожалению, планшеты и смартфоны такими возможностями не обладают, там ребенок ничего не придумывает, а лишь действует по заданным алгоритмам.

4. Появляется синдром «бегающего взгляда».

Дефектологи отмечают у детей проблемы зрительного восприятия. Когда ребенок очень много играет в игры на планшете, у него не развивается способность концентрировать внимание на статичных объектах, поскольку игры на планшете в основном предполагают восприятие двигающихся объектов. Ему, к примеру, сложно читать, потому что это требует умения последовательно прослеживать строки слева направо. Ученые назвали этот феномен синдромом «бегающего взгляда».

5. Дети становятся чрезмерно раздражительными.

У детей незрелая нервная система. Из-за постоянных «посиделок в гаджетах» у них возникает перестимуляция. Это приводит к тому, что ребенок становится возбудимым, раздражительным, агрессивным, ему трудно управлять собой.

6. Детям трудно общаться.

Гаджеты не предполагают общение детей друг с другом, а значит, не учат их учитывать интересы собеседника, согласовывать действия, разрешать конфликты. Многие молодые люди сейчас общаются в основном в интернете, но это не настоящее общение. Это, по сути, его суррогат, потому что мы не учитываем информацию, которая передается через невербальные средства общения. Любители виртуальной переписки бывают дезориентированы при личном общении, им потом трудно устанавливать контакты в реальности.

7. Нарушение сна.

Ребенку, глаз которого привык видеть мерцающие объекты, потом сложно уснуть. В итоге вечер за вечером у него нарушается сон, появляется бессонница. Утром ребенок чувствует себя невыспавшимся и усталым.

8. Нарушается осанка и ухудшается зрение.

Медики обращают внимание, что преобладающее статичное положение тела деформирует осанку у детей. Зрение тоже ухудшается. Все как у взрослых, которые много времени проводят за компьютером.

О болезнях и проблемах развития детей, которые много времени проводят с гаджетами, рассказала доцент, кандидат психологических наук БрГУ им. А. С. Пушкина, психолог психологического и образовательного центра «Инсайт» Инна Шматко.

1. Ребенку можно давать смотреть на компьютере мультики или играть в развивающие игры. Но это должно быть эпизодически, а не регулярно.

2. Прививайте ребенку моральные ценности. Объясняйте, что важно быть хорошим человеком, специалистом, гражданином и что именно это определяет статус человека в обществе, а не наличие айфона последней модели.

3. Чаще общайтесь с детьми. Даже если вы стоите в очереди в магазине, старайтесь занять ребенка какой-нибудь историей, сказкой.

4. Заполните досуг ребенка. Пусть он посещает различные кружки, секции, факультативы. Тогда у него не останется время на посиделки с гаджетами.

5. Подавайте ребенку хороший пример. Дети копируют поведение взрослых. Если вы постоянно сидите за компьютером или планшетом, будьте готовы, что и ребенок будет вести себя так же.