Синдром «госпитализма. Понятие и проявление госпитализма

Темы 6-7. Что такое госпитализм, депривация? В чем их причины, каковы возможные пути реабилитации.

Госпитализм определяется как синдром психической и физической отсталости возникающий вследствие дефицита общения с близкими взрослыми, в результате помещения в детское учреждение (дом ребенка, больницу и т. п.). Проявления госпитализма – запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т. п.). Три фазы реакции маленьких детей на госпитализацию. Первая фаза, в ходе которой у детей появляется острое душевное страдание, может быть названа фазой «протеста» - ребенок плачем зовет мать, обнаруживает признаки паники, цепляется за нее, когда она приходит его навестить, и громко плачет, когда она уходит.

Несколько дней спустя на смену этой фазе приходит фаза «отчаяния», в которой ребенок погружается в себя и выглядит жалким и несчастным. Во время второй фазы наблюдаются нарушение процессов кормления и сна, ребенок начинает часто сосать большой палец и раскачиваться, особенно, если ему предписан постельный режим.

После этого может наступить последняя, третья фаза - фаза «отчуждения», когда ребенок теряет интерес к родителям и для него перестает быть важным навещают они его или нет.

Данная реакция развивается отнюдь не у всех детей, помещенных в больницу, или учреждение. У детей наибольшая вероятность появления острых реакций приходится на возрастной период от 7 месяцев до 4-х лет

Однако, явления госпитализма могут возникать и в условиях семьи, если матери равнодушны к своим детям и не уделяют им достаточного внимания.

Депривация.

Если ребенок длительное время не имеет достаточного психологического контакта с родителями, у него возникают нарушения в эмоциональном, интеллектуальном развитии, а также нарушение социальных контактов. Этот феномен называется материнской депривацией.

Следствием депривации почти всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитие мелких точных движений руки, интеллекта. Проявление последствий депривации может быть различным. Выделяют несколько типов депривации .

Особым значением отличается тип «социальной гиперактивности». Такие дети вступают в контакт без затруднений и, не смущаясь, причем они отличаются выраженными тенденциями к действиям напоказ, однако общение бывает поверхностным и непостоянным. Эти дети чрезвычайно живо интересуются всем происходящим в окружающей их среде, однако сами принимают в этом лишь поверхностное участие. Они увлеченные зрители интересной киноленты, которая развертывается перед их глазами. Обучение в школе и психологическое исследование представляют для них лишь развлекательное, а не серьезное дело.

Социальный интерес явно преобладает над интересом к вещам, игре, задачам. У них не отмечается ни агрессии, ни социальной провокации, которые характеризуют детей из детских домов , попадающих в исправительные учреждения. Эти дети пользуются в общем симпатией персонала.

Другой тип поведения -- «социальной провокации». Уже в возрасте около 1 года такие дети добиваются внимания взрослых особым образом - они провоцируют. Они добиваются игрушек злобными вспышками и ни за что их не отдают. Они требуют различных преимуществ - в своих отношениях к остальным детям они агрессивны и ревнивы. У них не удается организовать ни социальной, ни конструктивной игры. Они конфликтны.

В школьном возрасте агрессивность у таких детей еще более возрастает, они делают все назло, разбивают коллектив , пока не попадают в исправительные учреждения как «не поддающиеся нормальным воспитательным методам». Там, позднее, в обществе старших и более сильных, они быстро теряют свою агрессивность, сохраняя лишь основные черты личности, которые лучше всего можно выразить словом «инфантилизм».

Помимо этих двух описанных типов поведения, формирующихся, по-видимому, только у детей с определенной психической структурой в определенной специфической депривационной ситуации, приходится встречаться у детей из детских домов и с таким типом поведения, как с подавленным типом. Ребенок остается явно пассивным и даже апатичным.

Еще одну группу составляют «хорошо приспособленные» дети . Они спокойно и сдержанно вступают в контакт, вызывая у взрослых спокойное, уравновешенное, однако эмоционально теплое отношение. Опасность для них представляет, несомненно, перемена детского дома, что имеет следствием разрыв имеющихся эмоциональных связей. Так как попытки удовлетворить эмоциональные и социальные потребности в новой среде у данных детей осуществляются так же, как правило, с использованием соответствующих и приемлемых средств, то имеется благоприятная надежда, что они снова «зацепятся».

Помимо материнской депривации существует еще понятие сенсорной депривации, которое связано с недостатком сенсорных стимулов – зрительных, слуховых, тактильных. Сенсорная депривация (особенно сильно проявляющаяся у отказных детей, которые с рождения находятся в больнице, или доме ребенка, также является одной из причин задержек развития.

Подробнее, о явлении госпитализма - смотрите презентации статьи по этим темам.

Ваше задание по этой теме:

Назовите 2-3 характерных признака госпитализма и депривации. Задание выполняется в конференции – до 7 мая .

  • Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения
  • Анатомия органов зрения с учетом возрастных особенностей детей
  • Анатомо-физиологические особенности (АФО) центральной нервной системы недоношенных детей.
  • Анатомо-физиологические особенности органов и систем детей периода «молочных зубов»
  • Антимикробная терапия инфекций мочевой системы у детей
  • В ответ на отлучение ребенка от матери, особенно в самом раннем, младенческом возрасте, появляется недостаток общения и воспитания. У ребенка наблюдается глубокая умственная отсталость, задержка физического развития (дефицит роста и массы), отклоняющееся психическое развитие.

    Разлука с матерью – это основная причина развития госпитализма. Явления госпитализма могут наблюдаться не только при длительном пребывании в больницах, но и дома. Стертые симптомы госпитализма проявятся там, где воспитание и уход за ребенком происходит при частичном отсутствии матери или при не достаточном внимании и нелюбви матери к своему ребенку.

    В последние десятилетия сложилась такая социальная ситуация, при которой в обществе приветствуется карьера женщины с уклоном в создание материального благополучия. В такой семье мать присутствует в жизни ребенка формально, кратковременно. Между матерью и ребенком не налажен душевный контакт, нет близости; а есть отстранённость, незнание потребностей, интересов, способностей ребенка. Эта социальная депривация в семье - тоже проявления госпитализма .

    «Сценарий» формирования госпитализма

    Под влиянием сложившихся жизненных обстоятельств бывает, что сначала ребенка оставляют в роддоме или в стационаре, пишут отказ от ребенка или мамы уходят и не возвращаются. После роддома ребенка переводят в детский стационар. Если обнаруживают у ребенка проявления инфекционного заболевания (ОРВИ, пневмония, желтуха), то перевод осуществляют в инфекционную больницу. Если у ребенка присутствуют признаки хирургической патологии (пороки развития), то в стационар хирургического профиля. При наличии симптомов перинатального поражения центральной нервной системы (возбудимости, угнетения, двигательных нарушений, гипертензионно - гидроцефального синдрома, эпилептических приступов или других пароксизмальных состояний), маленького пациента переводят в отделение патологии новорожденных в стационар неврологического профиля.

    В условиях стационара дети часто пребывают до 3-4 –месячного возраста. Далее врачи стационара оформляют перевод в Дом малютки. С 1,5 лет переводят ребенка в детский дом.

    Находясь в стационаре, ребенок поступает под курацию лечащего врача. Осматривая ежедневно ребенка, врач осуществляет лечебную работу (назначение медикаментов), контролируя уход за ребенком. Уход осуществляет постовая медицинская сестра, проводя кормление из бутылочки, смену пеленок и подгузников, гигиенические процедуры. На посту на одну медсестру приходится около 20 детей. Если сравнить время, внимание и участие мамы с постовой медсестрой, то станет понятно, сколько недополучит заботы младенец в стационаре без опеки мамы.

    Госпитализм является следствием нахождения ребенка без мамы в детских воспитательных и лечебных учреждениях с длительным пребыванием.

    Факторами, приводящими к феномену госпитализма, являются: недостаток человеческого внимания и заботы, эмоционального контакта, бедность психологического окружения.

    У детей постепенно формируется эмоциональная недостаточность и пассивность.

    Следует отметить, что синдром госпитализма наблюдается не у всех, длительно находящихся в стационаре. Степень выраженности и клинические проявления симптомов госпитализма зависят от предрасположенности к заболеваниям, преморбидного фона.

    При синдроме госпитализма у детей замедленно развиваются моторные навыки:

    позже начинают держать голову - с 2- 5 месяцев,

    позже ползать - с 8-12 месяцев,

    позже начинают садиться самостоятельно - с 9-15 месяцев,

    позже начинают ходить самостоятельно - с 14-24 месяцев.

    Дети менее моторно ловкие; их движения менее координированные, менее плавные, неустойчивые, неуверенные.

    При синдроме госпитализма у детей замедляется психо - речевое развитие:

    гуление - с 2-4 месяцев,

    гуление протяжное – с 3-8 месяцев, и менее активное,

    лепет – с 9 – 18 месяцев, и обеднен,

    первые слова - с 14 – 36 месяцев и позже, с просьбой или требованием.

    Для детей с проявлениями феномена госпитализма характерно - отсутствие слежения взглядом за предметом, отсутствие поворота головы на звук голоса, отсутствие комплекса оживления и ответного гуления на приветливый голос; слабый длительный частый «беспричинный» плач.

    У детей с проявлениями феномена госпитализма часты навязчивые действия: раскачивания тела вперед-назад, самоукачивание при засыпании, покачивания в стороны, движения головой по типу «нет-нет»; яктации; сосания пальцев, кончиков волос, кончика одеяла; часто мы видим, как ребенок намеренно достаточно сильно и продолжительно бьется головой об пол или стены.

    Такие дети гораздо позже овладевают навыками опрятности – после 3-5 лет. Энурез и дневное недержание мочи, энкопрез (или каломазанье) наблюдается у 50-90% детей (у младших детей чаще).

    При неудовлетворительном гигиеническом уходе за ребенком, не оптимальном температурном режиме, снижении иммунитета присоединяются частые соматические заболевания: респираторные инфекции, инфекции мочевыводящих путей, нарушения усваивания пищи, нарушения стула. Это приводит к задержке роста и дефициту массы тела – отставание в росте от сверстников на 5-15 см; масса тела ниже на 10 – 40%, чем у сверстников.

    Признаки синдрома госпитализма:

    задержка темпов моторного развития, задержка темпов речевого развития; обеднение положительных эмоций, негативизм; навязчивые движения; отставание от сверстников в росте и весе; неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; нарушение адаптации к новым условиям.

    У детеймладшего возрастас синдромом госпитализма отмечается худощавость, мышечная гипотония, общая вялость, сонливость (но сон поверхностный, прерывистый), апатия. Для младших детей характерен отказ от контактов: не прослеживают глазами за предметом, не вокализируют в ответ на голос, не тянутся к людям; слабо плачут, закрываются, отворачиваются, не смотрят в глаза, мало играют игрушками. Кроме интеллектуального дефицита, идет нарушение формирования личности: эмоциональная депривация приводит к искажению «Я – концепции».

    Психическое и физическое неблагополучие может приводить к тяжелым психическим расстройствам, например, аутизму , умственной отсталости тяжелой степени; а иногда к летальному исходу (чаще в результате присоединения инфекции). Эти дети инвалиды с детства.

    Госпитализм – это синдром, при котором наблюдается отставание в развитии (у детей) или деградация (у взрослых) в психическом и физическом плане. Болезнь возникает из-за длительного пребывания человека в больничных условиях, в изоляции от привычного мира и заботы близких людей.

    Госпитализм у детей – явление в психологии более распространенное и изученное, нежели случаи со взрослыми. Ребенок, проводящий много времени в больнице или интернате, страдает эмоциональной обедненностью, низким уровнем элементарных навыков общения и самообслуживания. Синдром нередко сопровождается умственной отсталостью, рахитом и нарушенной моторикой.

    Теория Спитса

    Госпитализм – это то понятие в психологии, которым оперировал Р.Спитс. В 1945 году австро-американским психоаналитиком был введен специальный медицинский термин для диагностирования детского синдрома, который наблюдался в приютах и домах малютки.

    Изначально предполагалось, что явлению госпитализма способствует скудность и убогость обстановки, в которой содержатся дети-сироты:

    • недостаточно предусмотрено витаминов в рационе питания;
    • малочисленность персонала для полноценного обслуживания маленьких детей и развития в них необходимых социальных навыков.

    Естественно, что указанные факторы оказывают неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка. Однако дальнейшие исследования Спитса доказали, что синдром может возникать даже при очень высоком уровне организации детского учреждения.

    Следуя психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, последователи Спитса объясняли госпитализм результатом психоэмоционального одиночества. То есть синдром основан на том, что малыш лишен тесного общения с близкими людьми, в особенности с мамой.

    Подобное явление замечается и у детей, надолго оставленных в оздоровительных центрах. Обстановка больницы и дискомфорт, причиняемый медицинскими процедурами, вызывают страх и подсознательную блокаду общения.

    Синдром особо опасен в раннем детстве, так как напрямую влияет на торможение в развитии: ребенок поздно начинает говорить, ходить и проявлять интерес к происходящему вокруг. Некоторые психические или физические отклонения могут остаться на всю жизнь.

    Яркими примерами служат случаи, когда потерявшиеся дети росли среди животных. Если их находили и пытались приобщить к нормальному образу жизни, то еще никогда не удавалось поднять развитие маленьких дикарей до уровня, соответствующего их человеческому возрасту.

    Детский госпитализм

    Госпитализм описывается следующими симптомами:

    • очень низкими антропометрическими показателями (рахитом);
    • запоздалым развитием движений и способностью ходить;
    • эмоциональной и мимической бедностью;
    • навязчивыми бессмысленными движениями (например, раскачиванием из стороны в сторону);
    • сниженным иммунитетом и частыми инфекционными заболеваниями.

    Госпитализм ярко проявляется и в младенческом возрасте:

    • ребенок резко теряет вес, отказывается от еды;
    • малыш все время сонный и неактивный;
    • мышцы лишены тонуса, конечности вяло и безвольно свисают, когда ребенка поднимают с кроватки;
    • отсутствуют признаки обратной реакции на контакты (не поворачивает голову на голос, не следит глазами за игрушкой).

    Теория Спитса является основой для изучения синдрома госпитализма. Современные психологи, так же как и австро-американский врач, отмечают описанные ранее патологии, возникающие в условиях интернатов, яслей и детских больниц. Однако, к причинам болезни добавляют еще один аспект – влияние (а точнее, его отсутствие) матери на развитие ребенка.

    Сегодня психологи отмечают прямую зависимость между полноценным развитием малыша и родительской любовью. Дети, которых не любят матери, испытывают эмоциональный и познавательный дефицит:

    • с ними мало разговаривают и играют, что приводит к психологической и эмоциональной бедности, нарушает «Я-концепцию» в дальнейшей жизни;
    • не занимаются зарядкой, недостаточно хорошо ухаживают в гигиеническом плане, что провоцирует частые инфекции и болезни, ослабевающие иммунитет;
    • не учатся правильно двигаться и реагировать на внешние импульсы, что идет вразрез с гармоничным развитием вестибулярного аппарата и высшей нервной системы.

    Именно отсутствием материнского внимания и объясняется повышенный процент случаев синдрома в интернатах и больницах. То есть, теоретически, если бы в таких заведениях к каждому ребенку была приставлена личная няня, которая смогла бы заменить мать и заниматься малышом все время, исчезли бы все предпосылки для возникновения синдрома госпитализма.

    Случай в Калифорнии

    О том, что госпитализм возникает в условиях отсутствия нормального воспитания и изоляции от социума, ярко свидетельствует относительно недавний случай, произошедший в американском городке Аркадия.

    Социальная служба обнаружила в чулане городского дома тринадцатилетнюю девочку. Дикарка росла в тесном помещении, не видя солнечного света, не имея нормального питания, условий для ухода за телом и какого-либо общения.

    Мать девочки оказалась психически больным человеком. Она не смогла дать ни одного адекватного ответа о своем обращении с ребенком. Если бы работник социальной службы не обнаружил страшную находку, девочке грозила близкая смерть, так как ее организм уже находился в катастрофическом состоянии.

    Девочке дали имя Дженни и поместили в клинику при Калифорниском университете. Ей оказали первую медицинскую помощь и выхаживали под пристальным вниманием и опекой команды, которую возглавил известный психолог Д. Риглер. Врачи пытались вернуть Дженни человеческий облик, но результаты были плачевными: девочка так и не научилась выражать свои мысли и общаться. Все ее поведенческие навыки сводились лишь к примитивнейшим рефлексам.

    Исследуя этот случай, который имеет непосредственное отношение к болезни, называемой «Госпитализм», психологи еще раз доказали жизненную необходимость человека в гармоничном общении и взаимодействии с социумом.

    Проявления у взрослых

    В психологии известно немало случаев, когда госпитализм проявляется и у взрослого человека. Причины остаются те же, что и при детском синдроме:

    • длительная госпитализация и изоляция от общения с близкими людьми;
    • недостаток внимания со стороны родственников.

    Госпитализм часто возникает у людей пожилого возраста, особенно у одиноких. Когда такой человек заболел или просто стал слабым под гнетом прожитых лет, ему необходима помощь со стороны:

    • оказание медицинской помощи;
    • гигиенический уход;
    • эмоциональная поддержка.

    И если с первыми двумя аспектами могут справиться хорошо оснащенные специализированные заведения (дома престарелых, оздоровительные пансионаты и т.п.), то дефицит любви и внимания восполнить трудно.

    В случаях недостаточного ухода и внимания возникает синдром госпитализма: теряется аппетит, развивается апатия, снижается иммунитет, проявляются патологии в вестибулярном аппарате, происходит личностный регресс.

    Госпитализм (от франц. hospital - больница) - синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающий в результате отделения его от матери, а также ранней его институализации.

    Исследования

    Сошлемся лишь на данные Рене Спитца (1945), впервые подробно описавшего синдром «госпитализма» у детей, воспитывавшихся в приютах для младенцев. По наблюдению ученого, дети, лишенные постоянных эмоциональных контактов с кем-то из взрослых и личностного участия в их развитии, имели ряд отличительных черт. В частности, эти малыши долго не могли научиться самостоятельно сидеть и стоять, ничем не интересовались, не умели радоваться и огорчаться, были апатичны, их активность сводилась к тому, что они совершали однообразные движения рукой, ногой или корпусом, сосали палец вплоть до образования кровавых ран.


    Глава 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 155

    Признаками госпитализма является также потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.

    «Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи (Авдеева Н. Н. с соавт., 1996).

    Синдром госпитализма развивается, как правило, у детей, содержащихся в домах ребенка, детских домах, в изоляции от материнской заботы и ласки. И несмотря на накопившийся опыт обращения с подобными детьми, специалистам в этих вопросах полностью не удается преодолеть явление госпитализма.

    РЕЗЮМЕ

    Таким образом, основная линия развития поведения ребенка в раннем возрасте представляет собой последовательное движение от менее дифференцированных движений, характерных для первой половины первого года жизни, когда реализуется стремление к формированию эмоционального контакта со взрослым, через интенсивное освоение своего собственного тела к достаточно высоко дифференцированной предметной деятельности, становлению речи и интенсификации общения со взрослым на втором году жизни.


    ГЛАВА 6

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    В РАННИЕ ПЕРИОДЫ

    ОНТОГЕНЕЗА

    ЧЕЛОВЕКА

    шоциализация - это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание).

    Понятие социализации было введено в 40-е годы в работах Дж. Долларда и П. Миллера. В разных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию. В необихевиоризме оно трактуется как социальное научение, в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия, в гуманистической психологии - как результат самоактуализации Я-концепции и т. д.

    Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки социальной коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия как с предметным миром, так и с миром социальным. Для этого требуется определенный когнитивный базис. С другой стороны, в процессе общения с окружающими людьми ребенок расширяет свой запас сведений о мире, формируется его мышление, возникает речь. Таким образом, когнитивное и социальное развитие ребенка тесно связаны, неразрывны. С данных позиций рассмотрим процессы ранней социализации ребенка как процесс его когнитивно-социального развития.

    ИСТОРИЯ ВОПРОСА

    Одним из первых психологов, поставивших в центр своих исследований анализ развития личности ребенка, был В. Штерн. Его теория получила название теории конвергенции. Психическое развитие в представлении Штерна - это саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Так, в игровой деятельности он выделял форму неизменную и связанную с врожденными инстинктами. Содержание игры задается средой, помогая ребенку понять, в какой деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей. Само развитие Штерн пони-


    ■I Глава 6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА ■ 157

    мал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. Под дифференциацией он имел в виду переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам. Штерн был одним из первых, указавшим на роль схемы как ментальной структуры, помогающей перейти от представлений к понятиям.

    Бихевиористы сводили социализацию к социальному научению - приобретению новых форм реакций путем подражания поведению других людей или наблюдения за ними. А. Бандура указывал, что люди способны представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира». Благодаря этому даже в тех случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается их имитировать.

    Психоаналитические взгляды (это прежде всего концепция Фрейда) можно обозначить как теорию конфронтации двух факторов: биологических тенденций и среды. Роль социальных влияний состоит в том, чтобы ограничить, табуировать поведение человека. Под давлением социальных норм врожденное вытесняется из сознания, создавая напряжение и конфронтацию между сознательным (социальным) и подсознательным (врожденным).

    Ж. Пиаже не рассматривал процесс социализации как самостоятельный или специфичный. Он считал, что по мере становления логического мышления ребенок овладевает правилами и законами организации социума. Критическим периодом в развитии способности к логическому мышлению, а следовательно, и пониманию правил социальной организации является преодоление эгоцентризма ребенка в 6-7-летнем возрасте. Следовательно, согласно Пиаже, когнитивное развитие определяет возможности социального.

    Противоположная точка зрения была сформулирована в работах П. Шпитца, Дж. Боулби и их последователей. В их работах впервые были описаны последствия материнской депривации на психическое развитие ребенка, показана роль ранней эмоциональной привязанности к матери для психического здоровья, формирования личности ребенка. Последствия жизни ребенка в учреждении (госпитализм) в отрыве от матери проявлялись уже к 3-4 месяцам и становились значительными к 6-7 месяцам. Дефицит социальных контактов приводил к снижению интереса к окружению, нарушению моторного развития, появлялась апатия, обедненность эмоциональных проявлений. В дальнейшем происходили тяжелые изменения в интеллектуальном и личностном развитии детей. Формировался характер, по словам Дж. Боулби, никого не любящий и не испытывающий потребности в любви (по Лангмейеру, Матейчику, 1984). Эту линию исследований продолжили Дж. Боулби (теория эмоционального развития) и М. Эйнсворт (теория привязанности).

    ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ

    Привязанность - избирательное отношение ребенка к матери, обеспечивающей ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку.

    Данная концепция эмоциональной привязанности была критикой представлений 3. Фрейда о «корыстной» любви ребенка к матери, которая


    158 ■ Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)

    обеспечивает ребенка питанием. Строго говоря, критика представлений 3. Фрейда эмпирически была подготовлена экспериментами Дж. Харлоу на детенышах шимпанзе. Ставшие классическими эксперименты Дж. Харлоу с суррогатными матерями моделировали «корыстную» любовь (манекен обезьяны с бутылочкой молока) и эмоциональную защиту (манекен обезьяны, обтянутый теплой, мохнатой материей), показали, что детеныши шимпанзе предпочитают «теплую маму» «кормящей» и, более того, ищут защиты в ситуации появления незнакомого страшного объекта (манекена медведя) у «теплой матери». Привязанность детеныша к матери выполняет функцию защиты и безопасности на ранних этапах развития, имеет биологические корни и обладает видовой специфичностью. Так, детеныши шимпанзе цепляются за шерсть матери. Дж. Боулби описал видоспецифический арсенал младенцев, позволяющий поддерживать близость с воспитателем. Плач и улыбка младенцев обеспечивают эмоциональный отклик и контакт с матерью или заменяющим ее человеком.

    Привязанность (attachment) младенца к матери начинает формироваться очень рано.

    Начальная фаза привязанности - между 8 и 12 неделями жизни: ребенок посылает сигналы, не адресованные конкретному лицу.

    В течение первого полугодия, в фазе становления привязанности, ребенок различает знакомых и незнакомых, предпочитая знакомых.

    На стадии сформированной привязанности (после 6 месяцев) ребенок способен предпринимать активные действия для достижения желаемой близости с воспитателем. Ребенок создает внутренний образ воспитателя и начинает страдать от разлуки с ним. Поведение становится целенаправленным (в течение первого полугодия).

    На стадии целевого партнерства (примерно на 3-м году жизни) ребенок научается сообразоваться с планами и представлениями ухаживающего за ним человека.

    Фазы привязанности сменяют друг друга в зависимости не только от развития социальных функций ребенка, но и вместе с расширением его ментальных и психомоторных возможностей. Расширяется репертуар этеч-ментных действий. Так, если на первой стадии это только мимика, улыбка, плач, вокализации и контактные действия, то на второй стадии становится возможным координированное целенаправленное дотягивание, на третьей стадии - ползание и лазание. Постепенно ребенок становится способен к целенаправленному поведению, у него формируется представление о «постоянстве человека» (продолжении его существования за пределами прямой видимости), наконец он становится способен понимать и учитывать чувства и намерения других людей.

    Впоследствии эти работы были подвергнуты критике за сведение всего многообразия факторов, влияющих на развитие психики, только к качеству материнско-детского взаимодействия. Было показано, что депривация может принимать самые разнообразные формы и давать самые разнообразные по форме и тяжести последствия, которые далеко не всегда являются фатальными и необратимыми для дальнейшего развития (Лангмейер, Ма-тейчик, 1984).

    Для оценки привязанности М. Эйнсворт был предложен тест «Незнакомая ситуация», который позволял оценить варианты привязанности. Про-


    Ж Глава 6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА ■ 159

    цедура построена на предположении, что, оказавшись в незнакомой ситуации и с чужим человеком, ребенок будет демонстрировать способность к адаптации и силу привязанности к матери. Тест проводится с детьми около года и состоит из восьми эпизодов общей продолжительностью 20 минут. Мать с младенцем приходят в незнакомую игровую комнату, куда позже входит незнакомый человек и пытается взаимодействовать с ребенком. Мать покидает комнату, а затем возвращается. При втором разлучении уходят и мать и незнакомец, а ребенок остается один. Затем сначала возвращается незнакомый человек, а потом и мать. Анализ поведения детей позволил выделить четыре типа привязанности младенца к матери.

    Безопасная привязанность (secure attachment), обозначенная автором как группа «В». Большинство детей образуют этот тип привязанности (66%). Младенцы чувствовали себя уверенно в незнакомой обстановке, активно исследовали комнату, играли. При разлучении с матерью они расстраивались, изучение окружения снижалось. Они радовались возвращению матери, искали с ней контакта и продолжали активно играть.

    Второй тип привязанности - небезопасная привязанность избегающего типа (avoidant attachment), группа «А». Составляет 20% выборки детей. Для младенцев этого типа привязанности характерно отсутствие или небольшое проявление горя при уходе матери из комнаты. Они обращают внимание на окружение, избегая контакта и взаимодействия с матерью, некоторые просто игнорируют ее.

    Третий тип привязанности - небезопасная привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа, группа «С». Составляет 12% выборки детей. Младенцы уже с первых эпизодов проявляют тревогу в присутствии матери и амбивалентность во взаимодействиях с ней. Они очень расстраиваются при уходе матери, при ее возвращении они демонстрируют желание контакта с ней, но сопротивляются приближению и взаимодействию.

    Четвертый тип - небезопасная привязанность с дезорганизацией, группа «D». К ней относятся младенцы, демонстрирующие противоречивые формы поведения аномального типа, например стереотипные формы поведения (раскачивание, таскание себя за волосы, ритмичные движения руками или ногами без всякой цели, гримасы и т. п.), ступорозные реакции, реактивное поведение. Мать плохо справляется с ситуацией, и ее воссоединение может усилить данные формы поведения (Ainsworth et al, 1978).

    Каковы последствия привязанности для психического развития детей в более старшем возрасте? Как показали исследования последних десятилетий, привязанность ребенка на ранних этапах развития оказывает влияние на все аспекты его психического развития и успешность социализации.

    Так, Майн с коллегами (Main et al., 1985) оценивал эффекты привязанности на самооценку детей в возрасте 6 лет. Для определения самооценки он использовал кукольное интервью, когда разные куклы задавали вопросы: «Тебе нравится твое имя? Нравишься ли ты себе? Хочешь ли стать лучше?» и другие подобные вопросы. Дети, имевшие безопасную привязанность («В»), показывали, что воспринимают себя в позитивном свете и способны осознать не самые лучшие свои качества. Дети с небезопасной избегающей привязанностью («А») представляют себя как полное совершенство, тогда как небезопасно амбивалентно-привязанные дети («С») не демонстрируют определенных представлений. Небезопасно привязанные с дезорганизацией («D») судят о себе наиболее негативно. Дети безопасно привязанные имели высокие самооценки, демонстрировали большую когнитивную компетентность и гармоничные отношения со сверстниками.


    160 ■ Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)

    В когнитивном развитии нарушение отношений привязанности наиболее сказывается в поисковом, исследовательском поведении и стиле решения задач. Ранняя безопасная привязанность обеспечивает более сложные формы исследовательского поведения (Main, Kaplan, Cassady, 1985). Дети проявляли повышенный интерес, упорство и удовольствие при решении проблемных ситуаций. Подобное поведение редко встречается у 2-летних детей, имевших небезопасную привязанность (Sroufe, 1985).

    Качество привязанности у младенцев в дальнейшем связано с социальными отношениями со сверстниками. Проиллюстрируем эту связь исследованием Сроуфа (Sroufe, 1985), который проследил 40 детей, начиная с 12-месячного возраста до 3,5 года. Младенцы, имевшие безопасную и небезопасную привязанность, в 12 месяцев развивали различные социальные и эмоциональные паттерны. Безопасно привязанные оценивались воспитателями как дети с высокой самооценкой, способные к эмпатии, позитивные аффекты у них преобладали над негативными. Они были более активны, инициативны, ответственны. Во взаимоотношениях со сверстниками показывали большую выносливость, используя позитивные эмоции. Они отличались меньшей агрессивностью, были неплаксивы. Неудивительно, что воспитатели оценивали таких детей как более социально компетентных, с лучшими социальными навыками и имевших большее число друзей. Безопасно привязанные дети были более популярны среди сверстников, чем дети, имевшие небезопасную привязанность. Подобная связь между ранней привязанностью и более поздней компетентностью в дружбе была показана у дошкольников и детей начальной школы (по Hetherington & Park, 1994).

    Привязанность ребенка в раннем возрасте не ограничивается только одним родителем. В исследовании младенцев в возрасте 1 года изучалось соотношение привязанности ребенка к обоим родителям. Были выделены дети, которые имели безопасную привязанность к обоим родителям, только к одному (матери или отцу) и были небезопасно привязаны к другому родителю. В данных исследованиях использовали ситуацию дружелюбного клоуна («чужого») как показателя адаптивности социальных отношений у маленьких детей. Младенцы, которые были безопасно привязаны к обоим родителям, демонстрировали большую отзывчивость и более тесное взаимодействие с клоуном, чем те дети, которые были привязаны к одному из родителей и небезопасно привязаны к другому. Дети, небезопасно привязанные к обоим родителям, были наименее коммуникабельны с клоуном.

    Несмотря на безусловное значение привязанности для социализации и нормального психического развития ребенка, критика теорий привязанности указывает на то, что нельзя рассматривать привязанность как универсальный механизм развития личности ребенка, игнорируя другие аспекты ее становления.

    Госпитализм (от лат. hospitalis - гостеприимный; госпиталь - лечебное учреждение) - совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от близких людей и от дома; в широком смысле под госпитализмом понимаются неблагоприятные, в первую очередь психические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние пациента. Понятие «госпитализм» ввёл австро-американский психоаналитик Рене Шпиц в 1945 году применительно к детскому госпитализму. Госпитализм чаще всего наблюдался и более изучен у детей, однако он поражает также и взрослых.

    Госпитализм у детей

    Госпитализм как синдром патологии детского психического и личностного развития представляет собой результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации, глубокую психическую и физическую отсталость, возникающую вследствие дефицита общения и воспитания. По Р. Шпицу, госпитализм у детей обусловливается преимущественно разлукой с матерью; он может возникать как в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, так и в условиях семьи, если матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания.

    В учреждениях с длительным пребыванием детей (дом малютки, недельные ясли, больницы, другие медицинские учреждения) возможны следующие факторы, приводящие к госпитализму: бедный психологический климат, недостаток человеческого внимания к ребёнку, недостаток эмоциональных проявлений со стороны персонала. Эти факторы вызывают у детей так называемую эмоциональную недостаточность, оставляют их пассивными, не развивают у них нужных навыков, ловкости и умственных способностей. При недостатках в гигиенической помощи и в уходе развиваются не только соматические расстройства (например, расстройство питания и инфекции), но и нарушения гармонического развития высшей нервной деятельности.

    Признаки госпитализма: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера (например, раскачивание тела), сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям. Госпитализм во младенческом возрасте характеризуется следующими признаками: потеря в весе, вялость, апатичность , повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и пр.

    Госпитализм накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозит интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие. В крайних формах он может привести к тяжёлым психическим расстройствам (младенческие маразмы и пр.), хроническому инфицированию, иногда - к смерти.

    Госпитализм у взрослых

    Госпитализм у взрослых (хронически больных, особенно пожилого возраста) возникает при пребывании - повторном и в течение длительных периодов - в больничной среде. Вследствие этих факторов пациент вживается в роль хронически больного, его пребывание в стационаре становится «стилем жизни». Отвыкая от жизни за пределами больницы, человек порой прилагает значительные усилия для того, чтобы вновь вернуться в стационар.

    По некоторым данным, после госпитализации у пожилых людей более интенсивно ухудшается память и нарушается мышление, чем до этого события.

    Госпитализм в психиатрии

    Под госпитализмом в психиатрии понимают ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре: явления социальной дезадаптации, утрата интереса к труду и трудовых навыков, снижение синтонности, ухудшение контакта с окружающими, тенденция к хронификации заболевания и др. Присущие госпитализму апатия, аффективная уплощённость, отсутствие планов и надежд, манерность и стереотипии прежде ошибочно рассматривались лишь как проявление хронической шизофрении.

    Сформированный синдром госпитализма исследователи рассматривают как один из вариантов психического дефекта, в происхождении которого играет роль длительная социальная изоляция, чрезмерная зависимость от персонала отделения с угнетением собственной активности и длительный приём нейролептических средств. Присущие госпитализму апатия , аффективная уплощённость, отсутствие планов и надежд, манерность и стереотипии прежде ошибочно рассматривались лишь как проявление хронической шизофрении .

    Отмечается, что тяжесть проявлений госпитализма нарастает по мере увеличения суммарной длительности стационарного лечения: для пациентов с относительно коротким периодом пребывания в стационаре, не превышающим 5-10 мес., характерны лишь единичные симптомы госпитализма; при продолжительности госпитализаций от 10 до 15 месяцев проявления достигают фазы формирующегося или фазы сформированного синдрома госпитализма. Наибольшую выраженность синдром приобретает у лиц с длительными сроками (15 мес. и более) госпитализации.

    У пациентов с непродолжительными сроками пребывания в стационаре даже при значительной длительности болезни наблюдаются либо отдельные симптомы госпитализма, либо фаза формирующегося синдрома; фаза сформированного синдрома госпитализма у таких пациентов не наблюдается. Исследователями сделан вывод, что длительное пребывание в психиатрических отделениях оказывает более деструктивное влияние на личность пациентов, чем собственно психическое заболевание.

    Г. Путятин выделяет несколько клинических вариантов синдрома госпитализма:

    1. Синдром деприватизационнойдесоциализации.
    2. Синдромпатерналистической зависимости или навязывания роли пациента.
    3. Синдром фармакогенного психоэмоционального и социальногорегресса личности.
    4. Смешанный вариант.

    Признаки фармакогенного регресса личности , в отличие от других составляющих синдрома госпитализма, быстро и со значительной интенсивностью проявляются уже при первых госпитализациях в психиатрическую больницу, в то время как другие составляющие синдрома отсутствуют или выражены незначительно. Основную роль в развитии фармакогенного регресса играют неблагоприятные побочные эффекты интенсивной нейролептической терапии, затрагивающие сферу личностного функционирования больных; играют роль также недостаточность использования психосоциальных форм реабилитационного вмешательства и терапевтическая резистентность пациентов, приводящая к полипрагмазии и назначению высоких доз психотропных средств.

    Синдром фармакогенного регресса личности характеризуется зависимостью от длительного, клинически недостаточно дифференцированного применения психотропных средств. Преобладает астеническая и апато -абулическая симптоматика в виде вялости, истощаемости, замедленной моторики с общей скованностью, монотонного и ригидного аффекта, безынициативности, ассоциативной тугоподвижности, притуплённости внимания. Характерны бездеятельность, негативное отношение к включению в трудовые процессы и к выписке из больницы. При коррекции медикаментозной терапии и снижении дозы психотропных препаратов глубина дефицитарных проявлений, как правило, уменьшается: пациенты становятся более живыми и подвижными, уменьшаются явления общей скованности, возрастает интерес к окружающей обстановке и собственной судьбе.

    Начальные признаки синдрома патерналистической зависимости появляются при первых госпитализациях в психиатрическую больницу, при общей длительности стационарного лечения 10-15 месяцев и стабилизируются на уровне средней выраженности нарушений.

    Синдром патерналистической зависимости представляет собой не только отражение процессуальной дефицитарной симптоматики, но и следствие систематической опеки и покровительства со стороны медицинского персонала. Для этого синдрома характерны моральная ангедония , потеря интереса к практической деятельности, отвержение или боязнь усилий, отсутствие моторной активации, аффективное безучастие (отсутствие инициативы и любознательности, беспечность, однообразная монотонность поступков, «закостенелость» эмоций). В конечном счёте этот вариант госпитализма способствует разрушению связей с окружающим миром, прекращению социальных отношений, разрушению межличностных связей.

    Синдром деприватизационной десоциализации формируется с существенным отставанием от других вариантов госпитализма: его первые признаки проявляются после 5-10-месячного срока госпитализаций и достигают максимума у пациентов с наиболее длительным пребыванием в стационаре.

    Основная предпосылка формирования синдрома деприватизационной десоциализации - длительная изоляция больных в психиатрических отделениях и дестимулирующее влияние условий больничной среды. Для этого синдрома характерна утрата или значительное ослабление социальных, в том числе семейных и родственных связей, инициативы, побуждений к деятельности. Патологическая адаптация к условиям стационара проявляется в ригидности психики и крайне упрощённом жизненном стереотипе больных; характерна полная несостоятельность в решении элементарных бытовых задач, взаимоотношениях с окружающими, нивелировкапреморбидных особенностей личности. Постепенно нарастают беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в условиях внебольничной жизни, пассивность и безразличие к окружающей обстановке, эмоциональная опустошённость.