Диагностика психического развития детей с зпр. Задержка психического развития (ЗПР)

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях специального детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно- педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ЗПР полиморфна и разнородна по составу. Воспитанники коррекционных групп различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков в предметно-практической деятельности, с которыми они поступают в диагностико-коррекционные группы.

Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным только в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования.

Диагностическая работа в специальном детском саду строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. При обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе - детей с отклонениями в развитии. Это широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Л, С, Цветковой и др.

При всем многообразии пособий и материалов по психолого-педагогической диагностике дошкольников, в них не достаточно полно рассматривается технология диагностической работы, ее методическое оснащение и формы отражения результатов комплексного исследования детей с ЗПР в специальном детском саду.

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК. Если ведущей задачей ПМПК является выявление отклонений в развитии, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута (т. е. задача дифференциальной диагностики), то в условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средством оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

В качестве основных задач обследования детей с ЗПР в специальном детском саду можно назвать следующие:

Выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;

Выявление "уровня обученности", т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;

Определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой;

Дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития;

Определение параметров школьной зрелости и выбор оптимальной формы школьного обучения.

Специалисты-дефектологи знают, что наиболее объективными являются данные диагностики, которая опирается на сочетание экспериментально-психологических исследований познавательного и личностного развития и длительного наблюдения за развитием ребёнка.

В период подготовки ребенка к школьному обучению перед специалистами встает еще одна важная задача обследования - определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения. Первичное обследование ребенка, поступившего в коррекционную группу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиума специализированного детского сада. Именно специалисты консилиума определяют наиболее подходящую коррекционную группу и определяют основные направления работы с ребенком.

Цели и задачи психологического и педагогического изучения следует дифференцировать. Целью педагогической диагностики является уточнение структуры и степени выраженности нарушений у каждого ребенка, выявление психологических особенностей воспитанников. Это направление диагностики позволяет определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в течение года. Результаты обследования необходимо соотнести с качественными характеристиками психического и личностного развития "возрастной нормы". Это поможет выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить характер их взаимовлияния.

Педагогическое обследование направлено на изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, а также на выявление некоторых умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы в условиях специального детского сада. Важно выявить качественные особенности познавательной деятельности (особенности мотивации, волевые усилия, особенности планирования и контроля). Эти данные позволят подобрать для каждого ребенка эффективные методы и приемы педагогического воздействия. С учетом результатов педагогической диагностики отбираются задачи и содержание воспитательно-образовательной работы. В течение учебного года специалисты и воспитатели, закрепленные за каждой группой, проводят обследование в три этапа.

В течение учебного года специалисты и воспитатели, закрепленные за группой, проводят обследование в три этапа.

Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.

Помимо этого, собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в"дефектологическую карту ". С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения. На основе данных медицинского обследования выявляются особенности нервно-психического и соматического здоровья, возможных функциональных нарушений со стороны ЦНС, моторного развития и физического состояния.

На первом году обучения обследование проводится в течение 4-х недель, в последующем - 3-х недель. При этом целесообразно начинать его со второй недели сентября, предоставив детям время для адаптации к новым условиям.

Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. В таких случаях дети вторично направляются на ПМПК с целью уточнения диагноза. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап (две последние недели апреля). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

Возможны следующие варианты.

При хорошей положительной динамике ребенок переводится в группу следующего года обучения.

При выраженной положительной динамике, когда результаты обследования близки к "условной норме", возможен перевод ребенка в детский сад общего вида. Такой вариант возможен при "педагогической запущенности", когда в процессе интенсивной педагогической работы удается в значительной мере преодолеть недостатки и пробелы в знаниях ребенка.

Если обследование показывает, что задержка развития носит вторичный характер (например, при алалии) ребенку рекомендуют иное, соответствующее структуре дефекта, коррекционное дошкольное образовательное учреждение. В этом случае составляется аргументированная психолого-педагогическая характеристика, и ребенок направляется на ПМПК.

При положительной, но слабовыраженной динамике и частых пропусках по состоянию здоровья возможно повторное прохождение программы, т. е. ребенок остается на повторный год обучения.

Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель дошкольной коррекции задержек психического развития - своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе. Практика показывает, что большинство детей с ЗПР, посещающих дошкольные диагностико-коррекционные группы в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную программу. Лишь небольшая часть выпускников направляется в классы коррекционно-развивающего обучения. Но могут быть и исключения. Отдельным выпускникам (с учетом динамики развития в течение всего пребывания в специальном детском саду и на основании заключения ПМПК) может быть рекомендовано обучение в школе иного вида (V-го вида, VIII-го вида). Не следует забывать, что заключение ПМПК носит лишь рекомендательный характер и окончательное решение о том, где будет учиться ребенок, принадлежит семье. Задача педагогов - раскрыть родителям характер проблем ребенка и рекомендовать оптимальный маршрут обучения.

Следует более подробно остановиться на функциональных обязанностях специалистов, принимающих участие в обследовании ребенка. Как уже отмечалось, оно должно быть комплексным, что предполагает участие врачей, психолога, педагогов. Данные о состоянии здоровья ребенка, анамнестические сведения, заключения врачей-специалистов содержатся в медицинской карте, часть этих сведений дублируется в "Диагностико-эволюционной карте ребенка". Специалистам следует внимательно изучить содержание медицинских документов. Владение этой информацией имеют значение для понимания причин и характера ЗПР, определения стратегии и тактики психолого-педагогического воздействия, определения прогноза развития ребенка. В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно-развивающего обучения.

Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя-дефектолога в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Поэтому, целесообразно именно учителю-дефектологу исследовать уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи), выявлять уровень сформированности компонентов деятельности (в том числе учебной). Учителя-дефектологи и воспитатели выявляют уровень "обученности" каждого ребенка, т. е. сформированность знаний, умений и навыков. Сфера их интересов определяется "Образовательной программой" детского сада и "Учебным планом", т. е. документами, в которых отражены приоритетные направления коррекционно-педагогической деятельности педагогов, определен уровень их взаимодействия.

Музыкальный руководитель и воспитатель по физическому воспитанию проводят обследование по своим разделам.

Задачи обследования речи решает учитель-дефектолог. Он исследует все компоненты речевого развития, при этом основное внимание он уделяет выявлению уровня овладения языковыми средствами, исследует состояние связной речи, так как при построении связных высказываний можно выявить специфические особенности и недостатки речемыслительной деятельности детей.

В условиях специального детского сада для детей с ЗПР психолог исследует особенности протекания психических процессов, изучает эмоционально-волевую и личностную сферу воспитанников. Особое внимание уделяется изучению развития игровой деятельности, особенностям протекания адаптационных процессов, определению характера и особенностей межличностных отношений в группе сверстников. В сфере интересов психолога находится изучение влияния на развитие ребенка микросоциальной среды. Результаты обследования служат основанием для выбора направлений и содержания работы психолога в текущем учебном году и формирования групп, с которыми будут проводиться специальные психокоррекционные занятия.

Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом определяется глубиной и качеством анализа результатов исследования. Этого можно достичь при условии владения учителем-дефектологом знаниями и практическими умениями из области смежных дисциплин (специальной психологии, психодиагностики, нейропсихологии и др.). Обработка результатов обследования требует от специалистов высокой профессиональной квалификации. Желательно, чтобы психолог и учителя-дефектологи прошли подготовку по специальной психологии и имели диагностическую практику. Психолога и дефектолога, прежде всего, должны интересовать качественные характеристики деятельности ребенка:

Особенности мотивации,

Способность к пониманию инструкции и к осознанному, целенаправленному ее исполнению (т. е. к программированию и реализации программы),

Сформированность знаний, практических умений и навыков, необходимых для решения задачи,

Особенности самоконтроля и самооценки.

Особый интерес при анализе интеллектуальной и практической деятельности представляют такие показатели как:

Характер взаимодействия с взрослыми,

Способность к использованию помощи и мера этой помощи,

Возможность переноса усвоенного способа выполнения задания в аналогичную ситуацию.

Эти показатели характеризуют обучаемость ребенка.

Особое внимание следует уделить способности детей к вербализации и к словесному отчету о своей деятельности. Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы. Рассмотрим содержание диагностического исследования, в котором можно условно выделить несколько блоков.

Блок 1. Исследование эмоционально-личностной сферы.

Ведущим специалистом, использующим методики данного блока является педагог-психолог. В блок входят задания на определение сформированности

-"образа Я",

Самооценки,

Произвольности и волевой регуляции;

Социальных эмоций,

Особенностей адаптивного поведения.

Блок 2. Исследование речи.

Речь изучается логопедом по специальной схеме логопедического обследования. В блок входят задания на определение особенностей и уровня развития экспрессивной и импрессивной речи. Особое значение при обследовании речи ребенка уделяется ее познавательной и регулирующей функциям. Исследуются

фонетико- фонематические процессы;

лексико- грамматический строй речи;

связная речь.

Блок 3. Исследование игровой деятельности

Как ведущей деятельности дошкольного возраста проводит педагог-психолог и воспитатели. Анализируются структурные компоненты и основные характеристики игровой деятельности, определяется уровень ее развития.

Блок 4. Исследование базовых психических функций.

В блок входят задания на определение зрелости базовых психических функций: восприятия, памяти, внимания, их качественных характеристик. Восприятие.

Зрительно-предметное восприятие.

Акустическое восприятие.

Кожно-кинестетическое восприятие (стереогноз).

Процессы восприятия различной модальности особое значение имеют в раннем и младшем дошкольном возрасте. Этот период создает первичную базу для развития речи и интеллекта. Память.

Слухо-речевая память.

Зрительно-предметная память. Внимание.

Способность к зрительному и слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению.

Способность к распределению, переключению, концентрации внимания.

Устойчивость внимания.

Состояние внимания обеспечивает общую и избирательную активность и непосредственно связано с намерениями и мотивацией деятельности.

Блок 5. Исследование пространственно-временных ориентировок и представлений.

Ориентировка в собственном теле и пространственных отношениях предметов (ориентировка в частях тела, различение правой и левой стороны, ориентировка в пространстве от себя, на плоскости, в тетради, узнавание пространственно- ориентированных знакомых букв и цифр).

Понимание и словесное обозначение пространственных отношений:

Понимание и употребление предлогов и наречий, обозначающих расположение объектов в пространстве по вертикальной оси;

Понимание и употребление предлогов и наречий, обозначающих расположение объектов в пространстве по горизонтальной оси, в том числе и в ситуации право-левой ориентировки;

Понимание логико-грамматических конструкций отражающих пространственные отношения на наглядном материале

Понимание временных последовательностей и ориентировка в интервалах времени и понимание логико-грамматических конструкций отражающих временные отношения в наглядной форме.

Блок 6. Исследование психомоторного развития.

В блок входят задания на выявление особенностей сформированности движений ребенка.

Общие характеристики движений ребенка: общая подвижность, функция равновесия, координация, скорость, плавность движений, переключаемость, чувство ритма; наличие или отсутствие синкинезий,

Оптико-кинестетическая организация движений.

Динамическая организация двигательного акта.

Зрительно-пространственная организация движений.

Конструктивный праксис.

Зрительно-моторная и слухо-моторная координация.

Условные двигательные реакции (выполнение движений и действий по сигналу).

Блок 7. Исследование простых модально-специфических функций.

В блок входят задания на выявление характера нарушений простых модально-специфических функций.

Выносливости к непрерывному сосредоточению на задании.

Особенности скорости актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов.

Особенности распределения внимания в течение всего времени выполнения задания.

Особенности поведенческих реакций после выполнения заданий, требующих значительной концентрации внимания.

Данные исследования названных показателей позволяют проанализировать характер нарушений базисных функций, лежащих в основе сложных психических процессов и определить оптимальные условия обучения ребенка, проводить своевременную профилактическую и коррекционную работу по преодолению нейродинамических нарушений, рекомендовать медицинское обследование ребенка с целью оказания необходимой помощи.

Качественная характеристика нейродинамических нарушений позволяет выявить недостатки регуляторной системы. Из специальной литературы известно о прямой зависимости между нарушениями нейродинамики, проявляющимися в виде истощаемости, лабильности и нарушениями в звене контроля. Проявления инертности дезорганизуют программирование и целенаправленность действий ребенка.

Результаты анализа выполнения заданий 6го и 7го блоков служат основой для понимания глубинных (на уровне мозговых структур) причин нарушенного или задержанного развития высших психических функций (ВПФ). Эти данные особенно важны, так как многие исследования в области нейропсихологии и специальной психологии показали, что одним из возможных механизмов задержки психоречевого развития является задержка созревания определенных зон мозга и несформированность межанализаторных связей. Данные обследования позволяют уже в младшем дошкольном возрасте начать коррекционно-профилактическую работу по предупреждению дисграфии и дислексии, нарушений слоговой структуры, недостатков графического изображения предметов и других нарушений, которые выявляются на более поздних этапах развития ребенка.

Блок 8. Исследование мышления.

Исследуются

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

Словесно-логическое мышление (у детей 6-7 лет).

Предметом анализа являются:

Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование и сериация);

Способность к установлению причинно-следственных связей и отношений;

Способность к построению простейших умозаключений (у детей 6-7 лет).

Наиболее важным компонентом исследования является качественный анализ процесса и результатов интеллектуальной и продуктивной деятельности ребенка. При этом, как самый эффективный, мы рассматриваем критериально-ориентированный подход, описанный в ряде научных трудов1. Такой подход позволяет получить количественную оценку результатов выполнения заданий выраженную в условных баллах, а также выявить качественные особенности каждого структурного компонента познавательной деятельности. Предлагается четырех- балльная шкала оценки результатов.

При задержке психического развития интеллект в целом не нарушен, но мыслительная деятельность страдает за счет ослабленности ее предпосылок или отдельных структурных компонентов. Поэтому мышление ребенка с ЗПР следует оценивать как с учетом нейропсихологических механизмов, лежащих в основе затруднений, так и с учетом условий, при которых происходит улучшение мыслительной деятельности. Такой структурно-динамический характер исследования требует использования различных психолого-диагностических методов. Соблюдение принципа структурно-динамического изучения обеспечивает эффективность психологического изучения в целом.

При анализе мыслительной деятельности за основу принята концепция Л. С. Выготского о единицах психологического анализа. Такими характеристиками могут служить уровень развития действия (отражают любую деятельность, в том числе и мыслительную) и степень их сформированности. А также критерии качественной оценки, предложенные У.В Ульенковой, но уровни выполнения заданий и шкала оценок были переработаны на четырехбалльную систему. На этой основе выстроены критерии анализа мыслительной деятельности детей с ЗПР не только старшего, но и младшего дошкольного возраста. Характеристика мыслительных компонентов мыслительной деятельности может служить критериями при оценке развития ребенка. Можно выделить несколько уровней развития мыслительной деятельности и оценивать каждый уровень условным баллом. При таком подходе выявляются достижения каждого ребенка и наиболее объективно определяется динамика развития по каждому условному параметру. То есть, оценка производится с учетом "условной возрастной нормы" и собственных достижений ребенка.

Используя критериально-ориентированный подход к анализу результатов психолого-педагогического обследования можно условно выделить три уровня развития исследуемых показателей.

I уровень - уровень возрастного соответствия.

Ребенку по возрасту и уровню развития задание доступно. Однако у разных детей качественные характеристики при его выполнении значительно различаются.

Подуровень А - достаточное возрастное соответствие. Большинство оценок по исследуемому параметру соответствуют оценке "четыре", т.е. исследуемый параметр находится в пределах "возрастной нормы". Для установления подуровня А допускается половина оценок со значением "три".

Подуровень Б - среднее возрастное соответствие. Большинство исследуемых параметров находятся в интервале "два" балла. Подуровень

В - низкое возрастное соответствие. Большинство оценок исследуемых параметров находятся в интервале "один - два" балла.

II уровень - возрастное несоответствие 1-й степени.

На втором уровне детям предлагаются более легкие задания, которые обычно доступны детям на один год моложе.

Подуровень А - слабо выраженное возрастное несоответствие. Большинство оценок по исследуемому параметру лежат в диапазоне "четыре-три" балла.

Подуровень Б - средне выраженное возрастное несоответствие. Большинство оценок по исследуемому параметру лежат в диапазоне "один - два".

III уровень - возрастное несоответствие 2-й степени.

Это уровень значительного возрастного несоответствия. На третьем уровне детям предлагаются задания, которые обычно доступны детям на два возраста ниже, при этом балльная оценка уже не имеет значения. В протоколе отмечается только качественная характеристика решения задания.

Таким образом, мы получаем качественно-количественную характеристику развития отдельных показателей психических функций и можем выявить насколько уровень развития ребенка соответствует возрастным возможностям. Такой подход позволяет оценить

Реальный уровень психического развития,

Степень отставания в развитии по разным показателям,

Оценить индивидуальную динамику преодоления задержки психического развития,

Выделить наиболее критические показатели,

Построить профили индивидуального развития.

Переход ребенка с одного уровня на следующий или на несколько уровней за определенный период времени и будет определять динамику его индивидуального развития с учетом естественного взросления (т.е. шкала оценки психического развития скоррелирована относительно возраста).

Целью педагогического изучения является выявление актуального уровня знаний и представлений об окружающем мире, их соответствие содержанию основных разделов образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, а также определения педагогических условий, необходимых каждому воспитаннику для реализации его потенциальных возможностей. Исследуются представления о природе и жизни людей, элементарные математические представления, готовность к обучению грамоте, знания и представления о художественной детской литературе, уровень развития изобразительной деятельности, музыкального, физического развития и т.д.). Критерии педагогической оценки напрямую связаны с реализуемой в детском саду образовательной программой и объемом минимально допустимых знаний для каждой возрастной группы.

Объем образовательного содержания каждый специальный детский сад (группа) отбирает самостоятельно на основании проекта стандартов дошкольного образования, методических рекомендаций и парциальных программ, рекомендованных Институтом коррекционной педагогики РАО.

Для оценки знаний, умений и навыков детей (ЗУН) по принятой в детском саду образовательной программе можно применить следующий общий подход. Для каждой возрастной группы подбирается свой набор тестовых заданий на начало и конец учебного года. Тестовые задания на начало года подбираются таким образом, чтобы выявить наличие необходимого запаса знаний и представлений для овладения образовательным содержанием, которое определенно образовательной программой. "Обученность" ребенка определяется запасом знаний, умений и навыков (ЗУН) полученных на предыдущих этапах обучения. Например, при исследовании элементарных математических представлений у ребенка, поступившего в подготовительную группу, отбираются задания, соответствующие программе старшей группы. В конце учебного года ему уже будут предлагаться задания, соответствующие программе подготовительной группы. Эти задания позволят выявить уровень и качество усвоения образовательной программы.

Для определения уровня ЗУН можно применить четырех балльную шкалу оценки. Знание (умение, навык) оценивается 4-мя баллами (это высшая оценка), если ребенок демонстрирует его в полном объеме требований, предъявляемых к данной возрастной группе.

Знание (умение, навык) оценивается 3-мя баллами, если ребенку требуется постоянная стимулирующая помощь, а иногда и наводящие вопросы, если ребенок допускает неточности и небольшое количество ошибок, но с помощью взрослого может их исправить. Эта же оценка применяется при несколько сниженным общим объемом знаний и представлений по исследуемому разделу программы.

Знание (умение, навык) оценивается 2-мя баллами, если ребенку постоянно требуются наводящие вопросы, а иногда и прямые подсказки, если он допускает много ошибок и не замечает их, а качество и объем знания значительно снижен.

Ребенок получает 1 балл, если демонстрирует крайне низкий уровень знаний, умений, навыков, они неправильны, искажены или отсутствуют.

В начале и конце учебного года данные заносятся в специально разработанные таблицы, в которых отражается результативность усвоения программы.

Для сопоставления результатов педагогического обследования по каждому разделу дошкольной программы вводится нормированный усредненный уровень оценки знаний ребенка. Он выводится на основании индивидуальных показателей усвоения программного материала. Можно распределить достижения детей по четырем уровням.

I уровень - изучаемый материал усвоен в полном объеме.

II уровень - большинство значимых параметров по изучаемому разделу программы соответствуют оценкам 4 и 3.

III уровень - большинство значимых параметров по изучаемому разделу программы соответствуют оценкам 3 и 2.

IV уровень - большинство значимых параметров по изучаемому разделу программы соответствуют оценкам 2 и 1.

Нормированный усредненный уровень имеет решающее значение в следующих случаях:

При отборе содержания образовательной работы;

При делении возрастной группы детей на подгруппы, т. е. осуществления индивидуально-дифференцированного подхода;

При анализе результатов коррекционно-образовательной работы за год.

Качественно-количественные результаты выполнения заданий, выраженные в баллах, заносятся в протоколы, которые имеют свободную форму. Данные психолого-педагогического обследования позволяют планировать не только групповую работу, но и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-образовательной работы с максимальным учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Полезно, когда все протоколы исследований на одного ребенка ведутся по одинаковой схеме в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Это позволяет сравнить качественные показатели на разных этапах обследования ребенка.

Сравнительный анализ результатов обследования на начало и конец учебного года позволяет установить степень обучаемости и обученности каждого ребенка.

Групповые результаты представляются в наглядной форме (в виде гистограмм). Гистограммы отражают средний уровень достижений группы по каждому разделу программы. По общему виду гистограммы можно достаточно точно судить об уровне развития детей в группе и об уровне усвоения знаний в группе. Сравнительный анализ гистограмм, построенных в начале и конце учебного года, позволяет легко проследить динамику развития детей в группе и усвоения знаний в целом.

Относительная трудоемкость предлагаемой экспериментальной диагностической технологии компенсируется получением в наглядном виде результатов проведенной работы. Это позволяет своевременно скорректировать ход коррекционно-образовательного процесса. Данные качественно-количественного обследования являются реальным основанием для составления индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка, следовательно, при таком подходе реализуются принципы личностно-ориентированной педагогики.

Наглядный метод представления результатов позволяет сравнивать эффективность применения различных методик обучения, следовательно, определяет целесообразность применения тех или иных коррекционных и образовательных методик. Этот метод используется и для сравнительного анализа эффективности коррекционной работы в разных группах, а также при оценке работы детского сада в целом при составлении отчетной документации.

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность . Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога , логопеда , дефектолога, педиатра , детского невролога , психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование , диагностическое обследование речи , изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ , КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом .

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью , сказкотерапии, . Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК , массаж , водолечение .

Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Индивидуальная карта развития (протокол комплексного психолого-педагогического обследования) детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная методическая разработка является авторской.
Предназначена для учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей групп компенсирующей направленности.


Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; разработка индивидуального образовательного маршрута, коррекция познавательной сферы.
Используемая литература:
1) Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие / под науч. ред. проф. Н. В. Новоторцевой. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2008. – 111 с. Коллектив авторов-составителей: Т.В. Воробинская, З.В. Ломакина, Т.И. Бубнова, Н. В. Новоторцева, И.В. Дуплова.
2) Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская.
3) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: наглядный материал для обследования детей / под ред. Е. А. Стребелевой.
4) Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
5) Р.С. Немов. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Оборудование (методики и методические пособия):
«Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой (материалы из приложения); методики А.Р. Лурия, Джекобсона; «Разноцветные кубики», автор Варфоломеева А.К.; плакат обучающий «Геометрические фигуры», Школа талантов; «Логопедические искали», автор неизвестен, материал взят в интернете; фигуры Поппельрейтера, материал взят в интеренете; методическое пособие «Свойства предметов» (ленточки, ручейки, домики, трубы, тучки), автор Варфоломеева А.К.; пособия торговой марки Весна-дизайн: «Цвет, форма, размер»; «Вокруг да около»; «Развиваем память»; «Противоположности»; «Найди различие»; «Назови одним словом»; «Найди четвертый лишний 1, 2»; «Истории в картинках»; «Развиваем речь»; «Логопедическое лото»; «Математика»; «Считаем и читаем»; «Времена года»; «Делим слова на слоги»; «Глухой-звонкий»; «Логопедическое лото».
Протокол развития имеет 10 блоков:
1. Зрительное восприятие;
2. Ориентировка в пространстве;
3. Память;
4. Мышление и внимание;
5. Кругозор – знания о себе и своей семье, об окружающем;
6. Лексический словарь;
7. Звукопроизношение;
8. Связная речь;
9. ФЭМП;
10. Основы грамоты.
Некоторые из блоков имеют дополнительные разделы, которые обозначены буквами алфавита. Они необходимы для более детального и полного обследования процесса, взгляда с разных ракурсов.
Графа «Примечание» необходима для пометок, записей, цитат, записей итогов повторных диагностик и прочей важной информации об испытуемом. А также для анализа психического процесса, анализа деятельности в целом, оценки уровня развития каждого процесса. Это нужно для дальнейшей оценки уровня развития. Все данные будут отображаться в графике, по которому можно будет визуально оценить уровень развития, а также отследить динамику.
Оценка уровня развития. В качестве интегральных показателей уровня развития ребёнка берутся средние оценки в баллах, а их интерпретация в терминах уровня развития производится так же, как и отдельных психологических свойств, например, методики с указанным количеством, из 10: 10-9 баллов – высокий уровень развития, 8-6 баллов – средний уровень развития, 5-4 балла – низкий уровень, 3-0 баллов – очень низкий уровень развития. Если методика предполагает не количественную оценку, необходимо подробно изучить материал – «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой. Основные моменты цитирую: «Следует учитывать не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.
Способы выполнения задания. При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения. При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются: хаотичные действия; метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания); метод зрительной ориентировки. Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.
Обучаемость в процессе обследования. Обучение производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи: выполнение действия по подражанию; выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов; выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции. Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия: количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз; речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка; обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально- волевой сферы.
Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающихся детей; безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату – для ребенка с нарушениями интеллекта».
Качественная оценка. Необходима для построения графика развития.
Очень низкий уровень развития имеют дети, которые не идут на контакт с педагогом, ведут себя неадекватно, или так же неадекватно ведут себя по отношению к заданию и не понимают его цели.
Если ребенок принимает задание, идет на контакт, стремится достичь цели, но самостоятельно затрудняется выполнить задание; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения самостоятельно выполнить задания не может, относим его к группе детей с низким уровнем развития.
Если ребенок идет на контакт, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; а в процессе диагностического обучения действует адекватно, и затем самостоятельно выполняет задания, относим его к группе детей со средним уровнем развития.
И высокий уровень развития ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
В соответствии с этими показателями можно условно отнести детей к четырём группам :
I группу составляют дети с очень низким уровнем развития.
Это дети, которые не имеют познавательного интереса, они с трудом идут на контакт с педагогом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Речь детей представляет собой отдельные слова или фразы. Анализируя показатели развития этих детей, можно говорить о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности. Для определения потенциальных возможностей развития этих детей, составления индивидуальных маршрутов обучения, обследование необходимо проводить с использованием методов и методик диагностики, соответствующим младшей ступени. А также направить ребёнка на дополнительные обследования.
II группу составляют дети с низким уровнем развития, они эмоционально реагируют на игру, идут на контакт. В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения самостоятельно выполнить задания не могут. У них не сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь детей характеризуется отдельными словами, простой фразой, отмечаются грубые нарушения грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности. Эти дети также нуждаются в комплексном обследовании. В дальнейшем с ними необходимо ними необходимо организовать целенаправленную коррекционно-воспитательную работу.
III группу составляют дети со средним уровнем развития, которые имеют познавательный интерес и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения они применяют в основном практическую ориентировку – перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут только после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмами. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха, зрения и речи. В зависимости от первичного нарушения строится система коррекционно-воспитательной работы.
IV группу составляют дети с высоким уровнем развития, соответствующему норме развития, у которых выражен познавательный интерес. При выполнении заданий они пользуются зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно выполняют предложенные задания. Речь фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.

Индивидуальная карта развития.
Протокол комплексного психолого-педагогического обследования ребёнка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________
Возраст: __________________________________________________________________
Диагноз: __________________________________________________________________
Поступил: _________________________________________________________________
Дата: _____________________________________________________________________
Анамнез: __________________________________________________________________

_
___
Группа здоровья: ___________________________________________________________

Данные о родителях: ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнительные данные: ______________________________________________________

Согласие на обработку персональных данных: __________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Дата: _______________ Подпись: ______________

1. Зрительное восприятие.
а) Цвета.
Методическое пособие: «Разноцветные кубики», автор Варфоломеева А.К. Либо любое другое, имеющее спектр цветов.
Найдены, названы:
1) красный _ 2) оранжевый _ 3) желтый _ 4) зеленый _
5) голубой _ 6) синий _



__________________________________________________________________________

Б) Плоские геометрические фигуры.
Методическое пособие: плакат обучающий «Геометрические фигуры», Школа талантов. Или «Цвет, форма, размер», Весна-дизайн. Либо любой другой удобный аналог.
1) круг _ 2) треугольник _ 3) квадрат _ 4) прямоугольник _
5) овал _ 6) ромб _ 7) трапеция _
__
__________________________________________________________________________
в) Объемные фигуры:
1) куб _ 2) шар _ 3) конус _ 4) цилиндр _ 5) пирамида _
6) параллелепипед _
Примечание:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________



г) Контурные наложенные изображения.
Методическое пособие: фигуры Поппельрейтера, например, «Логопедические искалки», автор неизвестен, взято на просторах интернета. Можно использовать любой другой аналог.
Найдено, названо из 11:
Самостоятельно:
С помощью:


Примечание:___________________________________________________________
______________________________________________________________________
д) Зашумлённые изображения.
Методическое пособие: фигуры Поппельрейтера. Либо любые авторские зашумлённые изображения.
Найдено, названо из 6:
Самостоятельно:
С помощью:



___________________________________________________________________________
е) Свойства предметов.
Методическое пособие «Свойства предметов» (ленточки, ручейки, домики, трубы, тучки), автор Варфоломеева А.К. Выполнить в формате а4 и вырезать каждую единицу. Либо другой удобный аналог. Использование понятий:
таблица






Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Ориентировка в пространстве.
а) Выполнение команд-направлений.
Инструкция и показ педагога. Методическое пособие не предполагается.
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
б) Понимание предлогов.
Методическое пособие «Вокруг да около», Весна-дизайн.
таблица


Примечание (дополнительные предлоги): ______________________________________
____________________________________________________________________________
3. Память.
а) Зрительная память.
Методическое пособие: «Развиваем память», Весна-дизайн. Или предметные картинки пособия «Противоположности», Весна-дизайн.
«Что изменилось» из 5-7 / 7-10 предметов
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
«Запомни 10 предметных картинок»
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________



б) Слуховая память.
«Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия (оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания).

таблица
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
«Запомни цифры». Методика Джекобсона (объём слуховой кратковременной памяти).
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Мышление и внимание.
а) Мышление, целостное восприятие. «Разрезные картинки».
Методическое пособие: пособие из приложения «Психолого-педагогической диагностике детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А.Стребелевой или предметные картинки на картонной основе, разрезанные на 4-5-6 частей прямым и осколочным резом. Пример «Утка» взят на просторах интернета, автор неизвестен.



таблица
4 части по прямой _ 4 части по диагонали _ 5 частей по прямой _
5 частей по диагонали _

Примечание:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
б) Наглядно-образное мышление, внимание. «Сравни две картинки» (найди 10 отличий).
Методическое пособие: «Найди различие», Весна-дизайн.
таблица

Примечание:_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
в) Классификация по 1-3 признакам. «Раздели на группы» (цвет, форма, величина).
Методическое пособие: «Цвет, форма, размер», Весна-дизайн.
таблица
Примечание:_____________________________________________________________
________________________________________________________________________


г) Классификация по родовым понятиям (овощи, фрукты, мебель, посуда, животные и др. категории)
Методическое пособие: «Назови одним словом», Весна-дизайн.
таблица
Примечание:________________________________________________________________
___________________________________________________________________________


д) Словесно-логическое мышление «Четвертый лишний». Несколько вариантов.
Методическое пособие: «Найди четвертый лишний 1, 2», Весна-дизайн.
таблица
Примечание:__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________



е) «Серия последовательных картинок».
Методическое пособие: «Истории в картинках», Весна-дизайн.
таблица
Примечание:_____________________________________________________________
________________________________________________________________________


5. Кругозор - знания о себе и своей семье, об окружающем.
Знания о себе и своей семье:
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Знания о живой природе.
Называет каждый предмет из группы и после – обобщающее понятие.
Методическое пособие: «Назови одним словом», Весна-дизайн. Либо другие аналоги.
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Знания об окружающем – о предметах. Называет каждый предмет из группы и после – обобщающее понятие.
Методическое пособие: «Назови одним словом», Весна-дизайн. Либо другое.
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Лексический словарь.
а) Объяснение значения слов:
холодильник - _____________________________________________________________
пылесос - ________________________________________________________________
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
б) Называние частей предметов.
Методическое пособие: «Противоположности», Весна-дизайн.

Чайник: донышко _________________ Стул: сиденье _______________________
носик ____________________ спинка ________________________
крышка __________________ ножки _________________________
ручка ____________________
Примечание: ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
в) Образование множественного числа существительных И.п., Р.п., согласование с числительными 2,5,7.
Методическое пособие не требуется.
таблица
_
______________________________________________________________________________
г) Образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом_________________ ёлка _________________ Женя ____________
стул_________________ гриб _________________ Костя ___________
Кто детёныш?
у кошки ________________ у собаки _____________ у свиньи ____________
у медведя ______________ у зайца _______________ у лисы _______________
у коровы ______________ у лошади _____________ у овцы_______________
у мыши _______________ у лягушки _____________ у курицы ____________
Примечание:_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
д) Различение оппозиционных звуков:
па-ба-ба (N или аN) ______ та-да-да ________ га-ка-ка __________ за-са-за ______
ча-ща-ча _____ ра-ла-ра ______ за-за-за_______ да-па-да _______
Примечание: _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
е) Воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом.
милиционер ____________________ мотоциклист ____________________
строительство __________________ репетиция ____________________
серпантин_____________________ часовщик_______________________
Примечание: _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ж) Понимание и называние антонимов.
Методическое пособие: «Противоположности», Весна-дизайн.

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой . При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Видео: Задержка психического развития у детей

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза . Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления ЗПР относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.


Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Мамы и папы, запомните главное : врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и , психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что нужно знать родителям?

  1. ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
  2. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
  3. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.
  4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч. Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.
  5. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
  6. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.
  7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
  8. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

Видео: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.
  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

Что нужно знать родителям?

  • ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
  • Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
  • При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
  • Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
  • Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
  • Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
  • Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.

Существует несколько видов диагностирования у ребёнка ЗПР. Это очень важный этап в коррекции ребёнка - чем раньше выявлена проблема, тем больше возможностей по её решению. Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.

В практической психологии существует такое направление, как психодиагностика, целью которой является изучение особенностей применения различных диагностических методик. При диагностировании пациента возможно определить уровни его познавательного, эмоционального и личностного развития.

Ребенку с ЗПР необходимо прохождение обследования, проводящегося, как правило, поэтапно. Выделим основные части:

  • 1) Установка контакта;
  • 2) Проведение исследований;
  • 3) Выводы.

Первая часть - установка контакта - содержит в себе первоначальные возможности позитивного проведения диагностики. На данном уровне происходит знакомство с ребенком, оформление его «зоны комфорта», налаживание взаимоотношений. Также цель диагностирующего - определить степень информированности ребенка.

Вторая часть - проведение исследований - включает в себя тестирования, целью которых является проверка различных способностей ребенка. Диагностика может реализовываться путем анализа

И наконец, третья часть - выводы - основывается на выявлении результатов исследований, их интерпретации и предложения психолого-педагогических рекомендаций.

На каждого ребёнка заводится карта психологического обследования, в которой фиксируются результаты обследования, на которые можно опираться составляя план обучения ребёнка.

Остановимся более подробно на второй части обследования ребенка и рассмотрим детально представленные способы диагностирования.

Г.В. Фадина в своем труде «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» предлагает использовать для анализа познавательного развития ребенка следующие тесты:

  • 1) Методика С. Лиепинь;
  • 2) Тест Когана;
  • 3) Обобщение понятий;
  • 4) Конкретизация понятий;
  • 5) Классификация;
  • 6) Сравнение;
  • 7) тест «Запрещенные слова»;
  • 8) Методика Эббингауза;
  • 9) Ассоциативный эксперимент.

Каждый тест проводится для определения различных познавательных процессов ребенка. Так «Методика С. Лиепинь» выявит уровень устойчивости, распределения и переключения внимания; «Тест Когана» - схематического мышления; «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация» и «Сравнение» - логичности мышления; тест «Запрещенные слова» - уровень произвольности; а «Методика Эббингауза» и «Ассоциативный эксперимент» - речевого развития.

Методика С. Лиепинь

Цель -- изучение устойчивости, распределения и переключения внимания.

Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели), расположенных по восемь в каждом ряду.

Для оценки устойчивости внимания дается задание зачеркнуть все мячи.

Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а мячи -- синим.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития внимания, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. При выполнении данного задания дети с ЗПР сталкиваются с трудностями удержания инструкции до конца выполняемой деятельности, что выражается в низком уровне распределения внимания между двумя предметами и переключении с одного предмета на другой. Дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации.

Тест Когана

Цель -- исследование схематического мышления.

Стимульный материал: таблица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов, отдельные карточки с теми же фигурами разных цветов.

Тест проводится в два этапа.

Инструкция 1: Разложи карточки по цвету или по форме.

Инструкция 2: Посмотри на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития схематического мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Дети с ЗПР показывают неспособность к целостному восприятию, для них характерны затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).

Обобщение понятий

Стимульный материал: набор близких понятий.

Детям дается задание на обобщение -- предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий:

Шкафы, кровати, стулья.

Футболки, брюки, куртки.

Сапоги, туфли, тапочки.

Васильки, ландыши, розы.

Дубы, ёлки, берёзы.

Вороны, голуби, утки.

Смородина, малина, клубника.

Картошка, морковь, помидоры.

Яблоки, груши, мандарины.

Моряки, лётчики, артиллеристы.

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР чаще всего приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне:

Шкафы, кровати, стулья -- квартира.

Футболки, брюки, куртки -- одевают.

Васильки, ландыши, розы -- весна.

Дубы, ёлки, берёзы -- улица.

Вороны, голуби, утки -- летают.

Смородина, малина, клубника -- еда.

Картошка, морковь, помидоры -- овощи.

Яблоки, груши, мандарины -- вкусная еда.

Моряки, лётчики, артиллеристы -- взрослые.

Дети с ЗПР при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.

Классификация

Цель -- исследование логичности мышления

Стимульный материал: набор16 карточек с изображением животных, мебели, фруктов и овощей.

Инструкция:разложи картинки на четыре группы. В каждой группе картинки должны подходить друг к другу так, чтобы их можно было назвать «одним словом».

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР не могут объяснить свои действия и ответы.

Сравнение

Цель -- исследование логичности мышления

Стимульный материал: пять пар слов.

Инструкция: сравни слова, чем они похожи и различаются.

Бабочки -- ласточки.

Яблони -- берёзы.

Лисы -- собаки.

Цветы -- деревья.

Рыбы -- птицы.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР охотнее выделяют различия, чем сходства; отличаются непланомерным анализом, его односторонностью.

При объявлении сходства и различия выделяют в основном несущественные признаки, например: лисы -- собаки: у них уши, хвосты, яблони -- берёзы: зеленые, растут в лесу, цветы -- деревья: их можно поставить в вазу.

Тест «Запрещенные слова»

Цель -- оценить сформированность произвольности, уровень развития речи.

Инструкция: предлагаю тебе поиграть в игру: я буду задавать вопросы, а ты отвечать на них, но при этом нельзя произносить слова «да» и «нет» и нельзя называть цвета.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню произвольности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР слабо проявляются элементы произвольности, что выражается в недостаточном словарном запасе, неумении соотносить свои действия с правилами.

В основном дети с ЗПР для ответов используют слова из вопросов:

Вода мокрая? -- Мокрая.

Взрослые любят яблоки? -- Любят.

Летом трава какая? -- Летняя.

Снег черный? -- Черный.

У тебя какие глаза? -- Красивые.

Диагностика развития речи детей дошкольного возраста (субтест из методики Эббингауза)

Цель -- выявление уровня словарного запаса, произвольность и дифференцированность ассоциаций.

Инструкция: к каждому слову нужно подобрать противоположное по значению: Тупой, тонкий, грязный, чужой, низ, враг, высокий, мягкий, громкий, радость, ссора, лёгкий, поднимать.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития смысловой стороны речевой деятельности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР возникают трудности в подборе слов в связи с недостаточно полным словарном запасе и кругом общей осведомленности.

При нахождении слова с противоположным значением часто употребляют отрицательную приставку «не»: тупой -- не тупой, тонкий -- очень тонкий, грязный -- не грязный, чужой -- мой, низ -- наверх, враг -- не враг.

Исследования эмоционального развития ребенка с ЗПР оценивают интеллектуальные и эмоциональные способности в совокупности. У «особых» детей наблюдаются следующие черты: отсутствие чувства долга и ответственности, некритичность, неорганизованность, слабая дифференцированность эмоций, аффективные реакции в процессе общения и проч. Для диагностики эмоционального развития Г.В. Фадина предлагает использовать такие методики, как

  • 1) «Эмоциональная цветопись» А.Н. Лутошкина;
  • 2) Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста;
  • 3) Определение уровня развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста (в виде беседы);
  • 4) Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;
  • 5) Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния.

Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»

Цель -- исследование эмоционального самочувствия детей.

Цвет -- наиболее доступная и положительная форма выражения настроения.

Задание: Какое у меня настроение?

Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом: радостное -- красное, спокойное -- зеленое, скучное -- серое, плохое -- черное, тревожное -- коричневое, безразличное -- белое.

Выделяем зоны: игра, занятие, семья, друзья, воспитатель, группа, школа.

Оцениваем каждую зону цветом. Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета.

Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают трудности в осмыслении эмоционального состояния через цвет. Большинство детей испытывают тревожное состояние, смена настроения происходит из-за ухудшения эмоционального фона при утомлении или неуспешности в выполнении задания.

Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Материал: цветные карандаши (черный, зеленый, серый, красный, желтый, синий, коричневый), полоска бумаги.

Порядок проведения: ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.

Далее задаются вопросы. Какое настроение у тебя бывает, когда ты приходишь в детский сад? Какого цвета твое настроение, выбери такого цвета карандаш и нарисуй черточку на полоске. Какое настроение у тебя возникает, когда ты встречаешься со своим воспитателем? Когда ты видишь своих друзей? Какое у тебя настроение на занятиях?

Таким образом, мы можем получить графическую проекцию эмоционального отношения ребенка к взрослым, сверстникам, занятиям.

Результаты исследования помогают определить причины и зоны эмоционального неблагополучия ребенка.

Особенности выполнения методики. Чем более симпатичен человек или привлекательна ситуация, тем предпочтительнее цвет выбирает ребёнок с ЗПР.

Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»

Цель: определение эмоций.

Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций.

Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления, с вопросом: «Какое это лицо?».

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню способности различать эмоции, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР с трудом опознают графические изображения, лучше вербализуют эмоцию радости, хуже -- гнева и удивления.

Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»

Цель: изучение понимания собственных эмоций.

Стимульный материал: цветные карандаши, альбом.

Порядок проведения. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда, они испытывали удивление, страх, горе, радость.

Обработка результатов: изучается доступность объяснения своего эмоционального состояния в разных ситуациях.

Особенности выполнения методики. Для большинства детей с ЗПР характерна маленькая величина, схематичность рисунка, создание негативной цветовой гаммы, преобладание тревожного эмоционального фона настроения, что предполагает наличие чувства отверженности, покинутости, враждебности. Дети с ЗПР неточно разграничивают эмоциональные состояния, частично вербализуют эмоции, не понимая инструкции, переходят на рисование.