Нормативы и методические указания по разработке учебных планов основных образовательных программ. Дисциплины по выбору студента. Учебная и производственная практики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Калининградский государственный технический университет»

УТВЕРЖДЕНО

Приказом ректора ФГОУ ВПО «КГТУ»

от «_____»__________2010 г., №______

__________________

НОРМАТИВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПО ФГОС ВПО

(на правах положения системы менеджмента качества)

Калининград 2010

1. Общие положения

1.1. Основные требования, обязательные при реализации основных образовательных программ (ООП) высшего профессионального образования (ВПО) по направлениям подготовки и специальностям, определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ВПО), утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации.

1.2. Учебный план подготовки выпускника вуза (бакалавра, магистра, специалиста) представляет собой базовый учебно-методический документ ООП ВПО, в котором определены трудоемкости, продолжительности и периоды видов учебной работы студента по освоению ООП по годам обучения (в т. ч. перечни учебных дисциплин и курсов, последовательность их изучения, формы аттестации по ним) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

1.3. Важнейшими отличительными особенностями учебных планов (и ООП в целом) по ФГОС ВПО являются:

· компетентностный подход к их разработке (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций выпускника);

· использование в качестве основной меры трудоемкости учебной работы студента «зачетной единицы» (ЗЕТ), соответствующей 36 академическим часам (АЧ).

1.4. ООП университета (в т. ч. учебные планы подготовки бакалавров, магистров и специалистов) должны разрабатываться с учетом примерных ООП, утвержденных учебно-методическими объединениями вузов.

1.5. В настоящем документе определяются требования к форме, содержанию, порядку разработки учебных планов ООП университета, реализующих ФГОС ВПО при очной форме обучения. Нормативы и методические указания по разработке учебных планов по заочной и очно-заочной формам обучения определяются особо.

2. Основные требования ФГОС ВПО

2.1. Нормативные сроки (для очной формы обучения, включая последипломный отпуск*) и общие трудоемкости освоения ООП составляют:

· ООП бакалавриата – 4 года (208 недель), 240 ЗЕТ;

· ООП магистратуры – 2 года (104 недели), 120 ЗЕТ;

· ОПП подготовки специалистов – 5 лет (260 недель), 300 ЗЕТ.

Трудоемкость ООП ВПО по очной форме обучения за учебный год (52 недели) равна 60 ЗЕТ.

2.2. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

2.3. В структуре ООП ВПО предусматриваются учебные циклы и разделы.

ООП бакалавриата и подготовки специалистов включает в себя три учебных цикла:

Гуманитарный, социальный и экономический цикл;

Математический и естественнонаучный цикл;

Профессиональный цикл

и три раздела:

Физическая культура;

Учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская

ООП магистратуры включает в себя два учебных цикла:

Общенаучный цикл;

Профессиональный цикл

и два раздела:

Итоговая государственная аттестация.

По каждому циклу, разделу определяются проектируемые результаты их освоения – компетенции выпускника (общекультурные и профессиональные), что он должен знать, уметь, чем должен владеть (знания, умения и навыки). Каждая компетенция может быть результатом освоения одного или нескольких циклов и разделов.

2.4. Каждый учебный цикл ООП имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Вариативная часть – для расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей).

2.5. Для каждого учебного цикла (базовой части его), раздела ООП определяется трудоемкость освоения в ЗЕТ (указывается либо допустимый диапазон ЗЕТ, либо конкретное значение трудоемкости). Она включает все виды текущей и промежуточной аттестации студентов.

Базовая часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (ООП бакалавриата и подготовки специалистов) должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая часть профессионального цикла (эти же ООП) должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2.7. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети (ООП бакалавриата и подготовки специалистов) или 30 процентов (ООП магистратуры) вариативной части суммарно по учебным циклам.

2.8. Раздел «Физическая культура» (в ООП бакалавриата и подготовки специалистов) трудоемкостью 2 ЗЕТ должен реализоваться при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 АЧ, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 АЧ.

2.9. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 АЧ в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин.

2.10. ООП должна предусматривать определенную профильность (специализацию) подготовки выпускника вуза в зависимости от элементов, объектов и видов профессиональной деятельности , к которым в основном готовится обучающийся в вузе.

Области, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника определяются по каждому направлению и уровню подготовки (специальности).

Профиль ООП бакалавриата определяется вузом в соответствии с примерной ООП.

Профильная направленность ООП магистратуры (магистерских программ) определяется вузом самостоятельно.

Специализация в ООП подготовки специалистов определяется вузом в соответствии с примерной ООП.

2.11. ФГОС по конкретным направлениям и уровням подготовки (специальностям) определяют также:

Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП;

Ограничения занятий лекционного типа;

Виды практик.

3. Формы учебных планов подготовки бакалавров, магистров, специалистов

3.1. Учебный план подготовки выпускника университета с ВПО (приложения 1, 2*) включает в себя:

Заголовок с реквизитами утверждения его ученым советом университета;

Решения по учебным циклам, разделам ООП, в т. ч. по распределению дисциплин, практик, научно-исследовательской работы студента по семестрам обучения;

Решения по трудоемкости и продолжительности видов учебной работы студента (периодов ООП) по семестрам (курсам) обучения (учебным годам);

Подписи должностных лиц, согласовавших учебный план (проректоров, декана, заведующего(их) выпускающей(ими) кафедрой(ами)).

3.2. Статус дисциплины – принадлежность учебному циклу, базовой или вариативной части его - определяется местоположением наименования дисциплины в учебном плане.

Дисциплины по выбору студента в учебном плане могут не конкретизироваться, а определяться в приложениях к нему.

3.3. По каждой дисциплине, помимо ее наименования, указываются:

Общая трудоемкость освоения дисциплины в ЗЕТ и АЧ;

Объемы аудиторных занятий и самостоятельной работы студента по дисциплине;

Номер семестра, в котором предусматривается курсовая работа (курсовой проект) по дисциплине (не обязательно);

Номера семестров, в которых предусматриваются зачеты и(или) экзамены по дисциплине;

Трудоемкости освоения дисциплины (в ЗЕТ) и объемы аудиторных занятий по ней (в АЧ) по семестрам обучения.

Объем самостоятельной работы студента по дисциплине в семестре Vср (в АЧ) вычисляется следующим образом:

Vcp = C 36 – VАЗ,

где С – трудоемкость освоения дисциплины в семестре (в ЗЕТ);

VАЗ – объем аудиторных занятий по дисциплине в семестре (в АЧ).

3.4. По разделу «Физическая культура» в учебных планах подготовки бакалавров и специалистов, помимо общей трудоемкости его – 2 ЗЕТ, указывается объем аудиторных занятий (360-400 АЧ) и распределение ЗЕТ и занятий по семестрам обучения (см. раздел 5).

3.5. Для каждого вида практики и для научно-исследовательской работы в семестре (если она предусмотрена) также указываются общая трудоемкость (в ЗЕТ и АЧ) и трудоемкости (в ЗЕТ) этих видов учебной работы по семестрам обучения.

3.6. Трудоемкость итоговой государственной аттестации выпускника (в т. ч. выполнения и защиты выпускной квалификационной работы) указывается дважды – как общая трудоемкость раздела и в последнем семестре обучения.

3.7. В учебном плане указываются суммарные показатели трудоемкости освоения (в ЗЕТ) учебных циклов (их базовых и вариативных частей, дисциплин по выбору студента), разделов и ООП в целом (при наличии факультативных дисциплин их трудоемкость), а также для каждого семестра обучения:

Трудоемкость (в ЗЕТ и АЧ) семестра (трудоемкость учебного года – 60 ЗЕТ);

Объем аудиторных занятий в неделю (без учета занятий по физической культуре и факультативов);

Продолжительности (в неделях) теоретического обучения, экзаменационной сессии, практики, итоговой государственной аттестации (в последнем семестре), каникул, а также общая продолжительность семестра (с каникулами, следующими за ним).

3.8. В качестве показателя «максимальная учебная нагрузка студента в неделю» указывается недельная нагрузка в том периоде семестра (теоретического обучения и научно-исследовательской работы, экзаменационной сессии, практики, итоговой государственной аттестации), в котором она наибольшая (см. раздел 6).

4. Порядок разработки учебного плана ООП ВПО

4.1. При разработке учебного плана ООП ВПО (бакалавриата, магистратуры, подготовки специалистов) необходимо обеспечить выполнение как «содержательных», так и «арифметических» требований ФГОС. «Содержательные» требования ФГОС обеспечиваются прежде всего за счет определения обоснованного перечня дисциплин учебных циклов ООП с соответствующей трудоемкостью их освоения, т. е. таких дисциплин, которые необходимы для достижения требуемых результатов обучения (в т. ч. формирования указанных во ФГОС компетенций выпускника вуза). «Арифметические» требования ФГОС (по трудоемкости и продолжительности ООП, ее периодов, учебных циклов и разделов) обеспечиваются за счет определенного ниже порядка разработки учебного плана ООП, сопровождающегося соответствующими расчетами.

4.2. Разработку учебного плана подготовки бакалавров (и специалистов) необходимо осуществлять в следующем порядке:

1) Распределение объемов занятий (360 – 400 АЧ) и трудоемкости (2 ЗЕТ) раздела ООП «Физическая культура по семестрам обучения (при традиционной организации учебного процесса для двусеместровых курсов обучения по ООП).

2) Определение трудоемкости, продолжительности и периода проведения практики по семестрам обучения (трудоемкость недели практики не должна превышать 1,5 ЗЕТ, т. е. 54 АЧ).

3) Определение трудоемкости и продолжительности итоговой государственной аттестации (ИГА) выпускника (госэкзаменов, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы) в последнем семестре (полугодии) обучения (неделя ИГА – не более 1,5 ЗЕТ, т. е. 54 АЧ).

4) Определение приемлемой (допустимой) продолжительности и необходимой трудоемкости теоретического обучения (ТО) и экзаменационных сессий (ЭС) по курсам и семестрам обучения (с учетом нормативной трудоемкости и продолжительности учебного года (курса обучения) – 60 ЗЕТ, 52 недели, нормативной продолжительности каникул – 7÷10 недель в учебном году, в т. ч. не менее 2 недель в зимний период, 8 недель «последипломных каникул», а также с учетом максимальной учебной нагрузки студента в период ТО и ЭС – 54 АЧ в неделю).

5) Определение перечня учебных дисциплин, их трудоемкости в ЗЕТ и АЧ (общей и по семестрам, форм семестрового контроля (аттестации) по ним с учетом требований ФГОС ВПО и ранее принятых решений – баланса ЗЕТ по учебным циклам и разделам ООП, по семестрам и курсам обучения). При этом для экзамена и курсовой работы (курсового проекта) по дисциплине на данном этапе предусматривается по 1 ЗЕТ (трудоемкость этих видов учебной работы в АЧ потом уточняется в зависимости от продолжительности и количества экзаменов ЭС – 26÷46 АЧ на один экзамен).

6) Определение объемов аудиторных занятий по учебным дисциплинам в семестрах (с учетом трудоемкости дисциплин, наличия по ним экзаменов, курсовых работ и проектов, а также максимального объема аудиторных занятий в неделю в период ТО в семестре, установленного ФГОС ВПО).

7) Распределение объемов аудиторных занятий по лекциям, лабораторным и практическим занятиям, уточнение объемов самостоятельной работы студентов по дисциплинам в семестрах, в том числе по подготовке к экзаменам и сдаче их (эти решения фиксируются в приложениях к учебному плану и учебных программах дисциплин).

При разработке учебного плана подготовки магистров нет необходимости в первом этапе вышеизложенного порядка, а при принятии решений по практике студентов (второй этап) следует также определиться с трудоемкостью научно-исследовательской работы студента по семестрам обучения («НИР в семестре», которая является видом самостоятельной работы студента в период ТО).

Построение учебного плана ООП в предлагаемом порядке носит итерационный характер, обусловленный необходимостью уточнения и пересмотра принимаемых на каждом этапе решений при нарушении требований ФГОС ВПО.

5. Распределение объемов занятий и трудоемкости раздела ООП «Физическая культура»

5.1. В учебных планах подготовки бакалавров и специалистов по ФГОС ВПО принимаются следующие решения по разделу «Физическая культура»:

Семестр 1 – 72 часа (1 ЗЕТ) , в т. ч. 12 АЧ – начальный лекционный курс «Основы физической культуры», 60 АЧ – практические занятия;

Семестры 2, 3, 4, 5 – по 60 АЧ практических занятий (без зачетных единиц);

Семестр 6 – 72 часа (1 ЗЕТ) в т. ч. 12 АЧ – завершающий лекционный курс «Физическое самосовершенствование», 60 АЧ – практические занятия.

5.2. Общий объем раздела физической культуры» составит 384 АЧ , в т. ч. 360 АЧ практической подготовки, что соответствует ФГОС ВПО. Практические занятия могут проводиться по 4 АЧ в неделю в течение 15 недель теоретического обучения в каждом семестре (см. приложение 1).

5.3. Семестровая аттестация по разделу «Физическая культура проводится в форме зачета (независимо от того, определена или нет в семестре зачетная единица по этому разделу).

6 . Построение графика учебного процесса по ООП ВПО

6.1. Первые этапы разработки учебного плана ООП ВПО (п. 4.2) приводят к построению графика учебного процесса и определению трудоемкости его периодов по семестрам обучения.

6.2. Продолжительность учебной работы студента (теоретического обучения, экзаменационных сессий, практики, научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации) в учебном году (на курсе обучения) должна быть от 42 до 45 недель (7÷10 недель составляют каникулы). При этом продолжительность учебной работы на последнем курсе обучения – 42 недели (2 недели – зимние и 8 недель – последипломные каникулы).

Минимальной продолжительности учебной работы на курсе обучения (42 недели) достаточно, если занятия по физической культуре на курсе не предусматриваются или предусматриваются в объеме не более 144 АЧ и в бюджет трудоемкости учебного года входит 1 ЗЕТ физической культуры. В этих случаях средняя учебная нагрузка студента в неделю не превысит 54 АЧ.

Для занятий по физической культуре (например, в объеме 120 АЧ без определения трудоемкости их в ЗЕТ) продолжительность учебной работы на курсе обучения (в бакалавриате или по ООП специальности) должна быть не менее 43 недель . В противном случае средняя учебная нагрузка студента в неделю превысит максимально допустимое по ФГОС ВПО значение.

6.3. Продолжительность практики, итоговой государственной аттестации выпускника определяется, исходя из установленной для этих видов учебной работы трудоемкости. При этом трудоемкость учебной недели может варьироваться в диапазоне 1 ÷ 1,5 ЗЕТ (36÷54 АЧ) с целью определения приемлемой продолжительности этих периодов учебного процесса, унификации учебных планов в университете.

6.4. При традиционном для отечественных вузов начале учебного года 1 сентября и разбиении его на два семестра целесообразной продолжительностью теоретического обучения (ТО) в первых семи семестрах ООП бакалавриата является 17 недель с трехнедельной экзаменационной сессией (ЭС). Однако в зависимости от трудоемкости (продолжительности) практики продолжительность ТО и ЭС в «весенних» (четных) семестрах может быть больше или меньше на 1-2 недели. Очевидно, что продолжительность ТО и ЭС в последнем семестре должна быть меньше, чем в предыдущих за счет итоговой государственной аттестации (ИГА).

В табл. 1 приведены возможные варианты графиков учебного процесса на различных курсах обучения в бакалавриате, отличающиеся продолжительностью видов учебной работы студента по семестрам (с учетом решений по разделу «Физическая культура», приведенных в разделе 5).

Варианты графика на первом курсе отличаются наличием или отсутствием летней учебной практики, ее продолжительностью и трудоемкостью. На втором и третьем курсе также может предусматриваться практика после окончания летней ЭС. На четвертом курсе возможны варианты с «укороченным» ТО в последнем семестре, с преддипломной практикой (или без нее), с разной трудоемкостью (продолжительностью) ИГА.

В последней графе табл.1 («АЧ в неделю») указаны объемы учебной нагрузки студента в неделю по периодам учебного процесса (в период ТО и ЭС, в период практики и в период ИГА) без учета возможных факультативов (например, в седьмом семестре возможна факультативная дисциплина трудоемкостью 3 ЗЕТ – 108 АЧ, тогда учебная нагрузка студента в неделю составит 54 АЧ).

При этом приведены варианты, когда трудоемкость недели практики составляет 1,5 ЗЕТ (54 АЧ) или 1 ЗЕТ (36 АЧ).

Объем недельной учебной нагрузки студента в период ТО и ЭС (Vнед) рассчитывается по формуле

Vнед = ((Ссем – Сфк – Сп – Сига) х 36 + Vфк)/Т,

где Ссем – трудоемкость ТО и ЭС в семестре (ЗЕТ),

Сфк – трудоемкость физической культуры в семестре (1 ЗЕТ для 1-го и

6-го семестров),

Сп – трудоемкость практики в семестре (ЗЕТ),

Сига – трудоемкость ИГА в семестре (ЗЕТ),

Vфк – объем занятий физической культурой в семестре (АЧ),

Т – продолжительность ТО и ЭС в семестре (недель).

При разделении ТО и ЭС на отдельные периоды ООП недельная учебная нагрузка студента в период ЭС может составлять 54 АЧ, тогда в период ТО она будет меньше.

В табл. 2 приведены варианты графиков учебного процесса по ООП бакалавриата для трудоемкости практик и итоговой государственной аттестации выпускника по 12 ЗЕТ. Во всех вариантах трудоемкость недели ИГА – 1,5 ЗЕТ (54 АЧ). Трудоемкость недели практики:

В первом варианте 1,5 ЗЕТ (54 АЧ),

Во втором варианте 1 ЗЕТ (36 АЧ),

В третьем варианте на втором курсе 1 ЗЕТ (36 час.), на третьем курсе 1,25 ЗЕТ (45 АЧ), на четвертом курсе 1,5 ЗЕТ (54 АЧ).

Если трудоемкость практики на первом курсе обучения составляет 4 ЗЕТ, то трудоемкость семестров может быть такой же, как на втором и третьем курсах (второй вариант графика в табл.2).

Таблица 1

Варианты

графиков учебного процесса

по курсам обучения в бакалавриате

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

Всего

в неделю

Первый курс

Второй курс

Третий курс

Четвертый курс

П – практика, ИГА – итоговая государственная аттестация, К – каникулы.

Таблица 2

Варианты

графиков учебного процесса по ООП бакалавриата

(при трудоемкости практик и итоговой государственной аттестации выпускника по 12 ЗЕТ)

Вариант 1

Курс

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

(ЗЕТ)

Всего

Вариант 2

Курс

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

(ЗЕТ)

Всего

Вариант 3

Курс

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

(ЗЕТ)

Всего

ТО – теоретическое обучение, ЭС – экзаменационная сессия,
П – практика, ИГА – итоговая государственная аттестация, К – каникулы.

6.5. Требования ФГОС ВПО по ООП магистратуры позволяют распределить общую трудоемкость ее следующим образом:

· учебные циклы – 60 ЗЕТ,

· практика, научно-исследовательская работа (НИР) и итоговая государственная аттестация (ИГА) – 60 ЗЕТ.

Трудоемкость практик и НИР зависит от трудоемкости ИГА, которая отличается по направлениям подготовки.

В табл.3 приведены варианты возможных графиков учебного процесса по ООП магистратуры. В первых двух вариантах предусматриваются 4 семестра теоретического обучения (ТО) и научно- исследовательской работы (НИР). Из них первые три семестра имеют (каждый):

· продолжительность – 17 недель (включая двухнедельную экзаменационную сессию);

· трудоемкость – 25 ЗЕТ (900 АЧ, 53 АЧ в неделю).

Четвертый семестр в первом варианте имеет продолжительность 13 недель (с двухнедельной экзаменационной сессией) и трудоемкость 17 ЗЕТ (612 АЧ, 47 АЧ в неделю), во втором – 12 недель (с недельной сессией) и трудоемкость 16 ЗЕТ (576 АЧ, 48 АЧ в неделю). Отличаются в этих вариантах и решения по практике. Для трудоемкости ИГА 9 ЗЕТ (первый вариант) ее продолжительность может составлять 6 недель (54 АЧ в неделю), такую же трудоемкость и продолжительность может иметь и преддипломная практика. Для трудоемкости ИГА 3 ЗЕТ (при таком показателе ФГОС под периодом ИГА следует понимать завершение и защиту магистерской диссертации) продолжительность ее должна составлять не менее двух недель (54 АЧ в неделю), трудоемкость же и продолжительность преддипломной практики может быть значительно больше – 16 ЗЕТ , 11 недель (52,4 АЧ в неделю). При этом следует предусматривать и выполнение магистерской диссертации в период этой практики.

В третьем варианте представлен график учебного процесса в магистратуре при достаточно большой трудоемкости ИГА – 16 ЗЕТ (11 недель, 52,4 АЧ в неделю) и практики – 19 ЗЕТ (14 недель, 49 АЧ в неделю). В этом случае ООП предусматривает три семестра ТО и НИР – по 17 недель (с двухнедельной сессией)

Трудоемкость НИР студента в семестрах определяется, исходя из требований ФГОС ВПО по конкретному направлению подготовки (см. пример в приложении 2).

6.6. График учебного процесса по ООП подготовки специалистов отличается от графика в бакалавриате «дополнительным» годом (курсом) обучения. Его специфика определяется также показателями трудоемкости практики и ИГА. При относительно большой трудоемкости практики (например, по морским эксплуатационным специальностям) она может предусматриваться в течение всего семестра на четвертом или пятом курсе.

Таблица 3

Варианты

графиков учебного процесса по ООП магистратуры

Вариант 1 (ИГА – 9 ЗЕТ )

Курс

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

ТОиНИР

Всего

АЧ в неделю

Вариант 2 (ИГА – 3 ЗЕТ )

Курс

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

ТОиНИР

Всего

АЧ в неделю

Вариант 3 (ИГА – 16 ЗЕТ )

Курс

Семестр

Продолжительность в неделях

Трудоемкость

ТОиНИР

Всего

АЧ в неделю

ТО – теоретическое обучение, ЭС – экзаменационная сессия,
П – практика, НИР – научно-исследовательская работа, ИГА – итоговая государственная аттестация, К – каникулы.

* - В этот период целесообразно планировать и педагогическую (научно-педагогическую) практику (например, трудоемкостью 3 ЗЕТ), предусматривающую участие студентов магистратуры в проведении учебных занятий в бакалавриате.

7. Трудоемкость учебных дисциплин и формы аттестации по ним

7.1. Трудоемкость учебной дисциплины определяется в зависимости от содержания ее (времени, необходимого для освоения соответствующего учебного материала).

7.2. При определении видов учебной работы студента по дисциплине, их объемов, а также форм аттестации (контроля знаний) по ней следует руководствоваться следующими нормативами и рекомендациями:

На один АЧ практического (лабораторного) занятия рекомендуется предусматривать не менее 0,5 АЧ СРС;

Трудоемкость курсовой работы (курсового проекта) может составлять от 26 до 36 АЧ (примерно 1 ЗЕТ);

Трудоемкость экзамена (подготовки к нему и сдачи) может составлять от 26 до 46 АЧ (примерно 1 ЗЕТ).

7.3. В табл. 4 приведены возможные трудоемкости учебных дисциплин ООП бакалавриата и специальности в семестре продолжительностью 16-17 недель и видов учебной работы студента по ним. Для каждого варианта трудоемкости указана возможность семестровой аттестации по дисциплине в форме зачета или экзамена, а также возможность курсовой работы (курсового проекта). Конечно, объемы СРС не точно соответствуют расчетным по приведенным в п. 7.2 рекомендациям, однако близки к ним.

В табл. 4 учтен вариант проведения аудиторных занятий в первые 15 недель семестра. Оставшееся до начала экзаменационной сессии время (одна - две недели) используется для проведения несостоявшихся ранее занятий, завершения студентами лабораторных практикумов, курсовых работ (проектов), других учебных заданий, аттестации по дисциплинам в форме зачета.

В семестре с меньшей продолжительностью теоретического обучения возможны другие объемы аудиторных занятий.

7.4. В магистратуре объемы аудиторных занятий по учебным дисциплинам должны быть меньше, чем в бакалавриате или при подготовке специалистов (в табл. 5 приведены соответствующие показатели для семестра ООП магистратуры продолжительностью 15 недель).

7.5. Определяя объемы аудиторных занятий по учебным дисциплинам, следует учитывать установленный ФГОС ВПО максимальный суммарный объем их в неделю. Как правило, в бакалавриате он равен 27 АЧ (без учета практических занятий по физической культуре и факультативов). В этом случае в семестре продолжительностью 17 недель объем аудиторных учебных занятий не должен превышать 458 АЧ. В магистратуре максимальный объем аудиторных занятий в неделю (в зависимости от направления подготовки) 14÷20 АЧ, следовательно в семестре продолжительностью 15 недель объем аудиторных занятий должен быть не более 210 АЧ для одних направлений подготовки и не более 300 АЧ для других.

Таблица 4

Возможные трудоемкости учебных дисциплин в семестре ООП бакалавриата и по специальностям и видов учебной работы по ним

Трудоемкость

Всего

ЛЕК (АЧ)

ПЗ (ЛЗ) (АЧ)

СРС (АЧ)

ЛЗ– лабораторные занятия, СРС – самостоятельная работа студента,

Таблица 5

Возможные трудоемкости учебных дисциплин
в семестре ООП магистратуры и видов учебной работы по ним

Трудоемкость

Всего

ЛЕК (АЧ)

ПЗ (ЛЗ) (АЧ)

СРС (АЧ)

АЗ – аудиторные занятия, ЛЕК – лекции, ПЗ – практические занятия,

ЛЗ – лабораторные занятия, СРС – самостоятельная работа студента,

КР – курсовая работа, КП – курсовой проект, ЗАЧ – зачет, ЭКЗ – экзамен.

7.6. Число экзаменов в экзаменационной сессии (ЭС) семестра обучения и их трудоемкость (в АЧ) определяется продолжительностью сессии. Для трехнедельной ЭС (162 АЧ) возможны:

· 4 экзамена (трудоемкостью 36 АЧ, 44 АЧ, 36 АЧ, 46 АЧ или 28 АЧ, 44 АЧ, 44 АЧ, 46 АЧ и т. п.);

· 5 экзаменов (трудоемкостью 27 АЧ, 36 АЧ, 27 АЧ, 36 АЧ, 36 АЧ). Для двухнедельной ЭС возможны:

· 3 экзамена (трудоемкостью по 36 АЧ или 28 АЧ, 36 АЧ, 44 АЧ);

· 4 экзамена (трудоемкостью 26 АЧ, 28 АЧ, 26 АЧ, 28 АЧ).

Для недельной ЭС возможны 2 экзамена (трудоемкостью 26 АЧ и 28 АЧ).

7.7. Оценка по учебной дисциплине трудоемкостью более трех ЗЕТ («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») может выставляться при аттестации не только в форме экзамена, но и в форме зачета. Последний вариант допустим, когда количество дисциплин с указанной выше трудоемкостью в семестре превышает возможное количество экзаменов в ЭС.

8. Определение перечня дисциплин учебных циклов ООП ВПО

8.1. ФГОС по направлениям подготовки бакалавров и по специальностям предусматривают всего 4 обязательные учебные дисциплины – «История», «Философия», «Иностранный язык» (цикл Б.1, С.1), «Безопасность жизнедеятельности» (цикл Б.3, С.3). Перечень остальных учебных дисциплин (а по ФГОС подготовки в магистратуре всех дисциплин) соответствующего содержания должен формироваться при разработке учебного плана вуза (конкретной ООП). При этом изучение предусмотренных в учебном плане дисциплин должно обеспечивать достижение «проектируемых результатов освоения ООП» - формирование определенных компетенций, знаний, умений и навыков («владений») выпускника (п. 2.3, п. 2.6).

Перечни дисциплин, приведенные во ФГОС ВПО и в примерных ООП, следует рассматривать как рекомендуемые.

8.2. При определении перечня и содержания учебных дисциплин ООП руководствоваться следует не только требованиями ФГОС ВПО, но и обеспечить по возможности целесообразную преемственность новых ООП по отношению к реализуемым по ГОС ВПО, а также унификацию учебных планов по родственным направлениям (специальностям) подготовки (в первую очередь первых двух циклов ООП бакалавриата и специальностей).

8.3. При определении дисциплин учебного цикла необходимо прежде всего дополнить указанные во ФГОС проектируемые результаты освоения базовой части цикла (соответствующие знания, умения и навыки, которыми должен обладать выпускник) результатами освоения вариативной части цикла с учетом тех компетенций выпускника, которые формируются содержанием цикла в целом (базовой и вариативной частей его).

8.4. Для обоснованного формирования учебного плана предложение по включению в него определенной учебной дисциплины должно содержать:

· наименование дисциплины;

· статус дисциплины (учебный цикл ООП, часть цикла, профиль (специализация, профильность) ООП, обязательная или выбираемая студентом);

· компетенции, знания, умения и навыки (владения), формирование которых обеспечивается освоением дисциплины;

· Психология и педагогика,

· Менеджмент и маркетинг,

· Экономика и управление на предприятии.

При этом первые три дисциплины вариативной части дополняют базовую часть цикла «в целом», а остальные обеспечивают расширение и углубление знаний, умений и навыков в соответствующих областях – по иностранному языку и в области экономики и управления.

Возможны учебные циклы, в которых «основная» дисциплина базовой части дополняется в вариативной части соответствующим практикумом. Например, определенная в базовой части второго цикла ООП бакалавриата или подготовки по специальности дисциплина «Физика» (лекционный курс с экзаменом) дополняется в вариативной части цикла практикумом (в т. ч. лабораторным) по физике (форма аттестации – зачет).

8.6. Вариативные части учебных циклов должны содержать дисциплины по выбору студентов (п. 2.7). Они должны дополнять обязательные дисциплины как базовых, так и вариативных частей и изучаться по учебному плану после них.

Например, если в первом семестре ООП бакалавриата или подготовки по специальности предусмотрена обязательная дисциплина «История», то во втором семестре студентам можно предложить один из нескольких (минимум из двух) исторических курсов (например, «История региона», «История Евросоюза» и т. п.). Подобные решения позволят равномерно распределить учебную нагрузку соответствующих кафедр в учебном году.

Доля дисциплин по выбору в профессиональном цикле должна быть больше, чем в других циклах.

8.7. Профиль, специализация или профильность ООП (в дальнейшем «профиль») в основном определяется содержанием вариативной части профессионального цикла. В общем случае вариативная часть профессионального цикла может содержать:

· обязательные дисциплины для всех профилей;

· обязательные дисциплины профиля;

· дисциплины по выбору студента профильной направленности.

Возможны варианты, когда все содержание вариативной части профессионального цикла (все ее дисциплины) соответствуют одному определенному профилю.

8.8. При переходе от ООП специальности (ГОС ВПО) к ООП бакалавриата (ФГОС ВПО) уменьшается объем (трудоемкость, продолжительность) теоретического обучения студента по учебным циклам (примерно на 10–15%), что обуславливает необходимость объединения отдельных дисциплин, уменьшения трудоемкости их освоения, пересмотра (уточнение) содержания дисциплин с учетом определенных во ФГОС ВПО результатов обучения.

Приложение 1

Макет учебного плана подготовки бакалавров по ФГОС ВПО

УТВЕРЖДЕН

ученым советом университета

" " ___________ 2011 г.

(протокол № ____)

Ректор _____ __________

Учебный план

подготовки бакалавров по направлению

_______________________________________

(профиль подготовки _____________________________)

Год приема - с 2011 г.

Срок обучения - 4 года (208 недель,

Трудоемкость

Распределение по семестрам

В зачет-ных еди-ницах

Курсовые работы

Курсовые проекты

Экзамены

Ауди-тор-ные заня-тия (АЗ)

Гуманитарный, социальный и

экономический цикл

Базовая часть

Философия

Иностранный язык

Деловой иностранный язык

Математический и естественнонаучный цикл

Базовая часть

Математика

Информатика

Вариативная часть
(в т. ч. дисциплины по выбору студента)

Дисциплины по выбору студента

Профессиональный цикл

Базовая часть

Безопасность жизнедеятельности

Вариативная часть (в т. ч. дисциплины по выбору студента)

Дисциплины по выбору студента

Физическая культура

Основы физической культуры

Физическое самосовершенствование

Практическая подготовка

Учебная и производственная практики

Учебная практика

Производственная практика

Факультативы

Объем аудиторных занятий в неделю (без учета физической культуры и факультативов)

Продолжительность в неделях:

Теоретическое обучение

Экзаменационные сессии

Практика

Итоговая государственная
аттестация

Каникулы

Семестры (учебные года)

Первый проректор Декан

Проректор по учебной работе _________ _____________ Зав. кафедрой

Приложение 2

Макет учебного плана подготовки магистров по ФГОС ВПО

ФГОУ ВПО " Калининградский государственный технический университет "

УТВЕРЖДЕН

ученым советом университета

" " ___________ 2011 г.

(протокол № ____)

Ректор _________ ____________

Учебный план

подготовки магистров по направлению

___________________________________________________________

Год приема - с 2011 г.

Срок обучения - 2 года (104 недели,

включая 8 недель последипломных каникул)

Код цик-ла, раз-дела, дис-цип-лины

Наименование циклов, разделов, дисциплин, практик

Трудоемкость

Распределение по семестрам

В зачет-ных еди-ницах

Курсовые работы

Курсовые проекты

Экзамены

Зачетные единицы/ аудиторные занятия (час)

Всего (час)

Ауди-тор-ные заня-тия (АЗ)

Само-стоя-тель-ная работа (СР)

Общенаучный цикл

Базовая часть

Вариативная часть (в т. ч. дисциплины по выбору студента)

Профессиональный цикл

Базовая (общепрофессиональная) часть

Вариативная часть (в т. ч. дисциплины по выбору студента)

Практика и научно-исследовательская работа

НИР (в семестре)

Практика

Производственная практика

Научно – исследовательская

практика

Педагогическая практика

Итоговая государственная аттестация

Факультативы

ИТОГО по ООП (без учета факультативов)

Объем аудиторных занятий в неделю
(без учета факультативов)

Продолжительность в неделях:

Теоретическое обучение, НИР и
педагогическая практика

Экзаменационные сессии

Производственная практика

Научно-исследовательская практика

Итоговая государственная аттестация

Каникулы

Семестры (учебные года)

Первый проректор Декан __________

Проректор по учебной работе Зав. кафедрой __________

Лист согласования

Разработано:

Первый проректор

Проректор

по учебной работе

Согласовано:

Проректор

по учебно-методической работе

Экспертиза проведена:

Начальник

Центра управления качеством

* В Типовом положении о вузе (от 01.01.2001 г.) этот «отпуск» относят к каникулам.

* В формах (макетах) учебных планов бакалавриата и магистратуры приведены примеры возможных решений и показателей для большей наглядности их. Форма учебного плана подготовки специалиста аналогична форме учебного плана бакалавриата, однако предусматривает 5 лет (10 семестров) обучения.

Групповой проект на тему: План разработки ООП ООО на, гг. Авторы проекта: Иванова И.И. – зам.УВР СОШ 41 Королева А.Н. – зам.УМР СОШ 9 Красильникова О.С. – зам.УВР СОШ 3 Парусова О.А. – зам.УВР СОШ 4 Перемышленникова В.А. – зам.ИОП СОШ 41


1. Целью проекта является: Создать план разработки ООП ООО в ОУ на,


2. Задачи проекта 1. Изучить нормативные документы и локальные акты по теме проекта 2. Изучить дополнительный материал по ФГОС ООО, рекомендации ВИРО, сопоставить дорожные карты ОУ 3. Определить место проекта в системе подготовки к внедрению ФГОС 4. Разработать содержательную часть по теме проекта 5. Выявить имеющиеся ресурсы ОУ для внедрения проекта в деятельность 6. Представить полученные результаты в виде проекта по плану разработки ООП ООО 7. Представить проект для получения рекомендаций и корректировки данных 8. Скорректировать разработанные материалы в соответствии с полученными рекомендациями.


3. Содержательная часть проекта 1.Анализ условий образовательной среды ОУ 2. Изучение нормативных актов (федеральный, региональный, локальный уровень) 3.Изучение целевой аудитории 4.План разработки ООП ООО (подготовительный, основной, заключительный этапы по направлениям: организационное, нормативно-правовое, финансово-экономическое, кадровое, информационное, методическое)


4. Результат работы Проект: План разработки ООП ООО в ОУ на,





6. Перспективные задачи Доработка проекта с учетом полученных замечаний и рекомендаций, включение проекта как готового продукта в деятельность ОУ в качестве плана разработки ООП ООО на гг.Доработка проекта с учетом полученных замечаний и рекомендаций, включение проекта как готового продукта в деятельность ОУ в качестве плана разработки ООП ООО на гг.


Содержательная часть В течение уч.гг. всем ОУ необходимо разработать программу ООП ООО и передать на общественное утверждение, поэтому подготовительным этапом становится план разработки ООП ООО ОУ


Анализ условий Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по ФГОС ООО (всех уровней) Приказ о создании рабочих групп в ОУ (и их формирование) Анализ материально-технической, информационной, учебно-методической базы ОУ, изучение примерных программ по предметам Результаты анализа условий использовать при создании плана разработки ООП ООО


Основные источники, положенные в основу разработки ООП ООО: Федеральный уровень: ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. 1897). Приказ Министерства образования и науки РФ « О Примерной основной образовательной программе основного общего образования» от Фундаментальное ядро содержания общего образования. Федеральная целевая программа развития образования на гг». Приоритетный национальный проект «Образование». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы». Приказ МО РФ «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». Федеральный закон «Об общественных объединениях». Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ». Конвенция о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Комплекс мер по модернизации системы общего образования в образовательных учреждениях области по форме, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. План действий по модернизации общего образования на годы. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года 189 «Об утверждении СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Приказ Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 года 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».


Региональный уровень: Инструктивно-методическое письмо Департамента образования Вологодской области о переходе на ФГОС ООО. Инструктивно-методическое письмо Департамента образования Вологодской области «О введении ФГОС ОО» (от). Рекомендации Департамента образования Вологодской области «Рекомендации по оснащению ОУ учебным и учебно- лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС ОО, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от МД 1552/03).


Муниципальный уровень: План-график введения ФГОС ООО в образовательных учреждениях г.Вологды на, учебные годы. Школьный уровень: При подготовке проекта проанализированы документы и локальные акты ОУ, обеспечивающие готовность образовательного учреждения к переходу на ФГОС общего образования в учебных годах: Основная образовательная программа начального общего образования ОУ Перспективный план поэтапного введения и реализации ФГОС ОО в деятельность ОУ


Этапы: Подготовительный этап (январь август 2013 год).Подготовительный этап (январь август 2013 год). Основной этап (сентябрь август 2014гг.)Основной этап (сентябрь август 2014гг.) Заключительный этап (сентябрь июнь 2015).Заключительный этап (сентябрь июнь 2015).


Подготовительный этап (январь август 2013 год) МероприятияОтветственный 1Создание Координационного совета (рабочей группы) для проектирования ООП ООО. Директор школы. 2Обучение и обеспечение ресурсами (нормативно- правовыми, методическими, кадровыми, информационными). Директор школы, зам. директора по УВР. 4Изучение методических рекомендаций по проектированию ООП (Примерная ООП ООО, Фундаментальное ядро содержания общего образования, Примерные программы основного общего образования, Методические рекомендации по организации УВП и др.). Школьная команда


Основной этап (сентябрь август 2014гг.) Раздел програм мы Пакет работВиды работ Целевой раздел 1.Написание Пояснительной записки. 1. Цели и задачи реализации ООП ООО. 2. Принципы и подходы к разработке ООП ООО школы. 3.Психолого-педагогические особенности развития детей лет в соответствии с этапами подросткового развития. 4.Используемые УМК по предметам. 2.Разработка планируемых результатов ООП ООО. 1.Основные направления и цели оценочной деятельности, согласно требованиям ФГОС ООО. Понятие личностных, метапредметных и предметных результатов, отражение требований ФГОС ООО в соответствии с возрастными возможностями обучающихся. 2.Система внутреннего контроля результативности обучения (в урочной и внеурочной деятельности обучающихся) и внешней независимой экспертизы.





3.Разработка системы оценки планируемых результатов. 1.Цели оценочной деятельности, содержание оценки, используемые КИМы, формы оценки и представления результатов. 2. Описание организации и содержания промежуточной аттестации, итоговой оценки и оценки проектной деятельности. 3.Адаптация или (разработка) инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов по предметам и/или междисциплинарным программам, вводимым ОУ. 4.Разработка модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и ОУ в целом в целях организации системы внутришкольного контроля.


Содержательный раздел Программа развития УУД 1.Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований ФГОС. 2.Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий. 3.Описание связи УУД с содержанием учебных предметов и внеурочной деятельностью. Ссылки на программы, учебники, методические пособия учебно- методических комплектов. 4.Описание условий, обеспечивающих преемственность программы и развития УУД при переходе от начального к основному общему образованию. 5.Разработка типовых задач формирования УУД. 6.Описание условий, обеспечивающих развитие УУД. 7.Развитие ИКТ-компетенций. Содержание, виды и формы организации. Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования. 8.Учебно-исследовательская и проектная деятельность. 9.Система оценки деятельности ОУ по развитию УУД, методика и инструментарий мониторинга успешности усвоения.


Программа отдельных учебных предметов, курсов 1.Перечень программ в соответствии с учебным планом и планом внеурочной деятельности. 2.Разработка рабочих программ по учебным предметам, курсам в соответствии с Положением «О рабочей программе». Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО 1.Цели, задачи, направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации. 2.Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому направлению. 3.Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. 4.Социализация, профессиональная ориентация. 5.Разработка мониторинга достижений планируемых результатов. 6.Технологии для осуществления воспитания и социализации. 7.Условия для осуществления работы по программе.


Программа коррекцион ной работы 1.Цели, задачи и результаты коррекционной работы. 2.Направления работы и план мероприятий. 3.Разработка карты индивидуальных образовательных маршрутов. 4.Описание механизма взаимодействия учителей, специалистов, медицинских работников. 5.Описание системы комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения.


ОрганизационныйУчебный план 1.Пояснительная записка к учебному плану и плану внеурочной деятельности. 2. Инвариантная часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса. 3.Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса. 4.План внеурочной деятельности, обеспечивающий реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей) ОУ, учредителя ОУ.


Система условий реализации ООП 1.Описание кадровых условий реализации ООП ООО. 2.Финансовое обеспечение реализации ООП ООО. 3.Материально-технические условия реализации ООП ООО. 4.Информационно-образовательная среда. 5.Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО. 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП ООО.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Мероприятия Ответственный 1Самообследование и первичная коррекция ООП ООО. Педагогически й совет 2Передача ООП ООО на независимую внешнюю экспертизу, оценка экспертами. Директор школы – 3Обсуждение ООП ООО с участием органов общественного управления. 4Информирование коллектива о ходе работы, организации обсуждения и утверждения программы. 5Утверждение основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя школа _____» Директор школы 6Размещение итоговой ООП ООО на школьный сайт. отв. за школьный сайт


Выводы При реализации плана разработки ООП ООО были намечены дальнейшие направления работы:При реализации плана разработки ООП ООО были намечены дальнейшие направления работы: 1. В части нормативно-правового обеспечения необходимо создание или доработка локальных актов: По кадровому, финансовому, материально- техническому, организационному, научно- методическому обеспечениюПо кадровому, финансовому, материально- техническому, организационному, научно- методическому обеспечению


2. Представить на рассмотрение органам общественного управления (сайт школы) 3. Составленный план разработки ООП ООО рассмотреть на педагогическом совете и утвердить. 4. Начать работать согласно плану – графику по разработке ООП ООО 5. Внести коррективы в план разработки ООП ООО по итогам 2013 – 2014 уч.года в случае необходимости.

«Основы объектно-ориентированного программирования» - Определения. Совокупный результат поведения объекта. Уникальность. Наследование. Полиморфизм. Достоинства ООП. Класс - это шаблон поведения объектов определенного типа. Положение теории типов. Класс Хуман. Основы объектно-ориентированного программирования. Объекты. Типы отношений между классами. Объектно-ориентированный подход.

«Создание класса» - Пример перегрузки методов. Конструктор по умолчанию. Автоматически реализуемые свойства. Состояние объектов класса. Описание свойств класса. Передача произвольного числа параметров. Недетерминированный процесс уничтожения объектов. Static void main. Составные элементы класса. Пример передачи объектов по ссылке и значению.

«Технология разработки ПО» - Измерение времени. Иерархия методов разработки ПО. Стандарт ARINC. Воздействия среды. Базовые дисциплины диспетчеризации. Обобщенная структура системы управления. V-модель разработки ПО. Спецификации худшего времени выполнения. ОСРВ как технология. Диспетчер прерываний. ОСРВ. Операционная система. Компонентное программирование.

«Разработка ПО» - Назначение вех. Содержание фаз. Стабильность используемой технологической платформы, стабильность и функциональность инструментов разработки. Пример реального процесса разработки ПО. Цикл разработки. Этапы RAD. Модель с промежуточным контролем: Процесс разработки состоит из большого количества очень коротких циклов.

«Проектирование прикладных программ» - Концепция системы проектирования. Количество возможных вариантов возводимых зданий. Успехи в развитии языков программирования в 60-70 годах прошлого века. Принципиальная схема процесса разработки компьютерных программ. Кризис прикладного программирования. Условные обозначения параметров, управляющих процессом формирования.

«Автоматное программирование» - Парадигма автоматного программирования. Управляющая часть. Основные понятия. Машина Тьюринга. Тезис Тьюринга-Черча. Состояния устройства управления. Свойства состояния системы. Области применения автоматного программирования. Виртуальная лаборатория. Сайт кафедры. Преподаватели курса. Классификация программ.

Путеводитель по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ) – нормативно – правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Требования к результатам освоения ФГОС – требования к результатам освоения; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы.

(ООП) – программа, определяющая цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на определенной ступени общего образования; направленная на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся; обеспечивающая социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Результат освоения основной образовательной программы – личностный результат, метапредметный результат, предметный результат.

Личностный результат – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.; индивидуальные психологические характеристики личности.

Метапредметный результат – освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД) (познавательные, регулятивные, коммуникативные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметный результат – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Результаты освоения ООП, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – уровень освоения обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Результаты освоения ООП, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.).

Основа ФГОС – системно-деятельностный подход.

Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таблица 1

Сравнение традиционной системы обучения и системы обучения на основе ФГОС нового поколения (на основе статьи Тихвинской А.В.) ¹

п.п.

Критерий сравнения

Традиционная система обучения

Система обучения на основе ФГОС нового поколения

Цель образования

Вооружение знаниями, умениями, навыками.

Развитие личности учащегося, достижение уровня функциональной грамотности, необходимой в современном мире

Развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Воспитание, педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Подход к обучению

Знаниевый

Системно-деятельностный

Основа школьного стандарта

Модернизация отечественного образования (три новации):

1)кардинальное изменение взгляда на суть и значение стандарта, стандарт предстал как инструмент развития образования;

2)пересмотр содержания школьного образования: предусматривалось снятие перегрузки обучающихся, повышение доступности, качества и эффективности образования; сохранение традиционной фундаментальности при одновремнном углублении его практикоориентированности;

3)введение профильного обучения на старшей ступени школы с утверждением вариативности, дифференциации образования

Основная образовательная программа, включающая:

Программу духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

Программу формирования универсальных учебных действий (УУД);

Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

Программы конкретных учебных предметов (КУП);

Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.

Общественный договор – запрос семьи, общества, государства

Требования к результатам освоения ООП

Предметные

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

Результат образования

Знания, умения, навыки

Способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально- значимых ситуациях

Роль учителя

Транслятор знаний

Организатор деятельности ученика в инновационной образовательной среде

Организатор совместной и продуктивной творческой деятельности

Роль ученика

Получает готовую информацию

Осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации

Методы и технологии обучения

Доминируют репродуктивные методы обучения.

Частично используются исследовательские, проектные методы

Методы, обеспечивающие саморазвитие, самоактуализацию. Человека, позволяющие самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций (метод проектов, ситуационный анализ, коллективный способ обучения, исследовательские и поисковые технологии)

Оценивание результата

Оценка в баллах

Комплексная оценка: балловая, портфолио

¹Тихвинская А.В. К вопросу готовности образовательных учреждений к введению ФГОС. // Сибирский учитель, №1, 2011г., с.38.

Таблица№2

Требования к повышению квалификации кадров при реализации ООП

ООП начального общего образования

ООП основного общего образования

1.Укомплектованность ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками.

72

1.Укомплектованность ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками

2.Непрерывность профессионального развития педагогических работников ОУ должна обеспечиваться освоением ими доп. профессиональных программ в объеме не менее 108 часов не реже 1 раза в 5 лет

Таблица 3

Сравнение структуры ООП

Начальное общее образование

Основное общее образование

1.Пояснительная записка

2.Планируемые результаты освоения обучающимися ООП

3.Учебный план

4.Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)

5.Программы конкретных учебных предметов (КУП)

6.Программа духовно – нравственного развития обучающихся

7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

8.Программа коррекционной работы

9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Раздел1.Целевой

1.1.Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП

1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Раздел 2. Содержательный

2.1.Программа формирования УУД

2.2.Программа КУП

2.3.Программа воспитания и социализации:

Духовно-нравственное развитие обучающихся;

Формирование экологической культуры , здорового и безопасного образа жизни;

-социализация и профессиональная ориентация.

2.4.Программа коррекционной работы

Раздел 3. Организационный

3.1.Учебный план.

3.2.Система условий реализации ООП.

Таблица 4

Сравнение структуры программы конкретного учебного предмета (КУП)

Начальное общее образование

Основное общее образование

6.Тематическое планирование.

7.Описание материально – технического обеспечения ООП.

8.Описание ценностных ориентиров содержания КУП.

1.Пояснительная записка: цели ООП с учетом КУП

2.Общая характеристика учебного предмета.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения КУП.

6.Тематическое планирование.

7.Описавние материально-технического и учебно-методического обеспечения ООП.

8.Планируемые результаты изучения КУП.

При мерный вариант плана по обеспечению перехода школы

на новый образовательный стандарт

Цель: обеспечить условия для качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Задачи:

1.Выявить уровень ресурсной обеспеченности начального общего образования к введению ФГОС.

2.Создать нормативно-правовую и научно-методическую базу для введения ФГОС НОО.

3.Обеспечить подготовку педагогических работников к реализации государственного стандарта начального общего образования, ориентировать их на ценностные установки, цели и задачи, определенные государственным стандартом.

высшего профессионального образования по направлению...Основная образовательная программа

Возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП ), коррекцию недостатков в физическом...

  • Основная образовательная программа основного общего образования оглавление

    Основная образовательная программа

    ЗАПИСКА Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего...

  • Раздел

    Мероприятия

    Планируемый результат

    Срок

    Ответ

    1.Создание организационных условий

    1.1.Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения

    Наличие совместного плана работы по переходу школы на новый образовательный стандарт

    1.2.Определить оптимальную модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию урочной и внеурочной деятельности

    Модель организации образовательного процесса

    1.3.Организация взаимодействия ОУ с учреждениями дополнительного образования

    с целью обеспечения внеурочной деятельности обучающихся (при необходимости)

    Наличие договоров на предоставление услуг учреждениями дополнительного образования

    1.4.Изучение общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесение возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования

    Мониторинг мнения социума по вопросам введения новых стандартов

    1.5.Организация работы рабочей группы по анализу ресурсной обеспеченности начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС

    Наличие объективной информации о ресурсном обеспечении введения ФГОС

    2.Создание нормативно-правовых условий

    2.1.Формирование банка данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровня по введению ФГОС

    Полный комплект нормативных документов

    2.1.Разработка (внесение изменений) локальных актов:

    Положение об основной образовательной программе;

    Положение о программе конкретного учебного предмета»

    Наличие нормативно-правовых документов ОУ, подготовленных в соответствии с требованиями стандарта

    2.2.Разработка и утверждение основной образовательной программы

    Наличие основной образовательной программы, соответствующей требованиям нового стандарта

    2.3.Разработка и утверждение рабочих программ учебных дисциплин

    Наличие рабочих программ учебных дисциплин, соответствующих требованиям нового стандарта

    2.4.Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников ОУ

    Комплект должностных инструкций, соответствующих ФГОС, новым тарифно-квалификационным характеристикам

    2.5.Издание приказов по ОУ:

    О переходе образовательного учреждения на обучение по ФГОС;

    Об утверждении годового календарного учебного графика;

    Об утверждении учебного плана;

    Об утверждении списка учебников и учебных пособий;

    Об утверждении плана внутришкольного контроля по реализации ФГОС

    Наличие приказов, регламентирующих планомерность введения ФГОС

    2.6.Заключение договоров с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении общего образования

    Наличие договоров со всеми родителями

    2.7.Внести изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования

    Соответствие системы оценивания стандартам

    3.Создание научно-методических условий

    2.1.Определение списка учебников и учебных пособий

    Наличие списка учебников и учебных пособий

    2.2.Разработка плана методической работы в ОУ; проведение методических совещаний в рамках ШМО классных руководителей, например:

    1.Воспитание воспитателей: подготовка и самоподготовка учителя, будущего учителя к решению задач духовно-нравственного воспитания в рамках ФГОС.

    2.Семья и школа. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребенка в ходе реализации ФГОС.

    Особенности организации и моделирования внеурочной деятельности по духовно-нрав-

    ственному развитию и воспитанию школьников с учетом требований ФГОС.

    Наличие внутришкольной системы методической работы

    2.3.Приобретение в библиотеку учебно-методической литературы и материалов, в том числе ЭОР, по всем учебным предметам основной образовательной программы начальной школы, основной школы

    Пополнение библиотечного фонда в соответствии со стандартом

    2.4.Проведение открытых уроков по использованию системно-деятельностного подхода в обучении

    Диссеминация опыта лучших педагогов ОУ

    4.Создание кадровых условий

    4.1.Определение готовности педагогов ОУ к введению ФГОС

    Наличие объективной информации о готовности педагогов к работе по новым стандартам

    4.2.Разработка и утверждение плана-графика повышения квалификации педагогическими и руководящими работниками ОУ

    Утвержденный план – график прохождения курсов повышения квалификации педагогических и руководящих. работников

    4.3.Повышение квалификации учителей по вопросам внедрения ФГОС

    100% педагогических кадров, обученных по ФГОС

    4.4.Изучение и обобщение педагогического опыта по внедрению в учебный процесс передовых педагогических технологий

    Диссеминация опыта лучших педагогов

    5.Создание финансово-экономических условий

    5.1.Рзработка системы повышающих надбавок учителям начальной школы, работающим по новым образовательным стандартам

    Наличие Положения об оплате труда работников ОУ с внесенными изменениями

    6.Создание материально-технических условий

    6.1.Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами

    Соблюдение санитарно-гигиенических норм

    6.2.Оснащение рабочих мест учителей начальной школы компьютерной техникой

    Соответствие рабочих мест педагогов требованиям стандартов

    7.Создание информационных условий

    7.1.Открытие Интернет страницы «Новый ФГОС» на сайте школы.

    Реализованный план действий по информированию общественности

    7.2.Публикация серии статей в средствах массовой информации.

    Обобщение опыта

    7..3.Организация администрацией школы «горячей линии» по вопросам введения ФГОС.

    Учет общественного мнения

    7.4.Проведения дня открытых дверей для родителей

    Открытость вводимых инноваций

    7.5. Проведение публичного отчета ОУ о результатах внедрения нового стандарта в школе

    Открытость вводимых инноваций, учет общественного мнения