Формирование икт компетентности обучающихся фгос. Методическая разработка на тему: Междисциплинарная программа по формированию ИКТ компетентности

Междисциплинарная программа по формированию ИКТ компетентности

Цель: Создание условий для формирования ИКТ-компетентности обучающихся;

Задачи:

- Формировать ИКТ-компетентность обучающихся посредством консолидации

возможностей всех без исключения учебных предметов;

Развивать ИКТ-компетентность обучающихся

К этому термину он понимает сложность обучения, которое является результатом знаний, навыков, установок, мотивов, эмоций и ценностей. Пилаховские компетенции определяют квалификацию учителей, квалификацию, необходимую для эффективного поиска профессии. Они также указывают, что этот термин всегда указывает характеристики конкретного человека, их навыки или знания о том, как преподавать и воспитывать, и динамику, которая возникает в действиях учителя, в его взаимодействии с образовательной реальностью.

По ее мнению, термин «компетентность» относится к конкретным качествам человека, выраженным в демонстрации на уровне установленных социальных норм, способности адекватного поведения, потребности и последствия такого поведения и принятие на себя ответственности за них.

Формирование и развитие ИКТ - компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности , в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ .

Черепаняк-Вальчак подчеркивает, что компетенция - это не то же самое, что эффективность. Последний, по мнению автора, становится компетенцией, когда человек раскрывает данную пригодность в определенных условиях, например, выполняя задачу, описанную в качестве стандарта, среди своих навыков. Вышеупомянутые способы определения компетентности в педагогике существенно не различаются. Они лишь отмечают, что при рассмотрении этой концепции можно сосредоточиться на разных аспектах и ​​компонентах. Однако термин «компетентность учителя» всегда охватывает смысл, знания, навыки, процессы понимания и желания, связанные с образованием.

Оценка ИКТ-компетентности обучающихся и педагогов.

Основной формой оценки сформированности ИКТ - компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе - в имитационных средах. Оценка качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована. Можно использовать также различные системы независимой аттестации ИКТ - квалификаций.

Обращаясь к приведенным выше определениям для катехитического контекста, важно отметить, что термин «компетенция учителей» всегда относится к сложным личностным диспозициям данного катехиста. Следовательно, через этот термин раскрываются атрибуты субъекта - учителя религии, его знания, пригодности, квалификации, стремления к добрым делам и его продемонстрированных образовательных способностей и поведения, в основном в отношении учащихся, родителей, учителей, школ и других органов, ответственных за преподавание религии в школе.

Конкретный характер преподавательской компетенции преподавателя - их динамичный и научный характер. Это означает, что каждый учитель религии, когда захочет, может приобретать определенные компетенции как во время учебы, так и в продолжении образования и в процессе получения педагогического опыта. Открытость катехизиса к новым знаниям и стремление к самосовершенствованию и его рабочее место приводят к изменениям в его компетенции. Как правило, эти изменения - это реорганизация и реконструкция существующих компетенций путем повышения уровня существующих навыков и создания новых, непосредственно связанных с ранее проведенными.

Итак, информационная и коммуникационная компетентность школьников в данной примерной программе определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска-определения, интеграции, управления, оценки, а также ее создания продуцирования и передачи сообщения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Особо необходимо отметим, что формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Кроме того, преподаватель религии, обладающий определенной компетенцией, может передавать их в другие сферы своей деятельности, например, использовать в пастырском служении в приходе. Важной особенностью катехитической компетентности является способность приобретать новые навыки в конкретных образовательных ситуациях и свободно и творчески использовать их в условиях изменения катехитической реальности. В дополнение к вышеуказанным признакам важной особенностью является открытость учителя религии для Бога, осознание того, что он был послан общиной Церкви, и постоянное отношение к тому, чтобы быть готовым служить ученикам с их учением и образованием и свидетельством веры.

Выпускник научится:

класс

Результаты

Предметы

класс

результат

предметы

Обращение с устройствами ИКТ

  1. подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

Базовые навыки преподавателя религии. При написании основных типов компетенций преподавателя религии необходимо, как и в определении семантики этого термина, относиться в первую очередь к изучению педагогов, обогащая их заявлениями в документах Церкви и утверждениями катехизаторов. С практической точки зрения также важно отметить, что сомнения авторов относительно типологии преподавательской компетентности, а, следовательно, и катехизаторов, указывают на отсутствие одной типологии. Основой дифференциации в классификации является множественность критериев деления.

Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

Соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Авторы учитывают специфику профессии учителя и задачи и функции, выполняемые им в школьной среде. Также важны предметные знания и стратегии общения, стили управления группой классов, способы оценки и документирования прогресса отдельных студентов, а также участие в дальнейшем обучении и самосовершенствовании.

Принимая во внимание вышесказанное и имея в виду различные типологии, предложенные пешеходами, можно выделить основные типы компетентности преподавателя религии, которые напрямую связаны со спецификой катехизического служения и профессии учителя религии в школьной среде. Первая группа состоит из профессиональных компетенций, также называемых праксиологическими, которые включают в себя: предметные, дидактико-методические, научно-педагогические и реалистические компетенции. Вторая группа состоит из компетенций, связанных с этическими, творческими и психологическими предрасположенностями учителя религии.

Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.

Входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

Соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

Наиболее часто упоминаются: моральные компетенции, интерпретация, общение, межличностные, творческие и информационные. Характерной особенностью материальной компетентности является катехизация преподавания религии. Это многогранная и углубленная ориентация учителя религии в предмете, который он берет на себя во время занятий. Эта признанная компетентность, определенная некоторыми как специалистами, требует постоянного совершенствования посредством дальнейшего образования, чтения библейской и богословской литературы и документов Церкви, получения информации о текущих событиях в Церкви, участия в катехитических конференциях, симпозиумах и тренингах.

Фиксация изображений и звуков

Осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

Учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

Благодаря профессиональной компетентности преподаватель религии известен как эксперт и профессионал в содержании преподавания религии. Наряду с предметной компетенцией, дидактические и методические компетенции преподавателя религии также кажутся важными. Их можно определить как навыки в катехизическом семинаре, как мотивированы студенты и учебный процесс. Их охват включает методическую подготовку преподавателя религии для проведения занятий и непрерывное совершенствование собственных мастерских дидактической и воспитательной работы.

Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

Проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

«Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естествознание», а также во внеурочной деятельности.

Интегрально связаны с вышеуказанными навыками научно-педагогические компетенции. Объем этих компетенций включает в себя возможность диагностики ситуации развития учащихся и определения социальной и образовательной среды, в том числе семейной ситуации и значительных групп сверстников. Поэтому учитель религии, способный встретить студентов и окружающую среду, может выбирать и использовать соответствующие методы, методы и исследовательские инструменты для диагностики. Например, чтобы выявить причины катехистического поведения во время урока религии, он умело использует опросники анкет, анализирует школьные записи и студенческие продукты.

Проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;

Осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Создание письменных сообщений

Он также может обогатить исследовательские инструменты для наблюдения участников или попросить другого катехиста для диагностического визита, направленного на изучение поведения студентов и их словесное и невербальное общение. Навыки планирования и разработки образовательной деятельности и применения конкретных стратегий обучения и обучения дополняют навыки преподавателя религии. Как правило, педагоги определяют их как компетенции по производительности, так как они выражаются в способности применять дидактические и педагогические знания на практике.

Создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

Сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

Осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

Создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

Способность разрабатывать ежегодный дидактический план, который согласуется с религиозной учебной программой и адаптирован к определенной группе учащихся, составлять свои собственные сценарии в классе, формулировать оперативные цели и требования к образованию, разрабатывать инструменты для оценки знаний и навыков учащиеся, а также для оценки и самооценки классов, использования конкретных методов и средств обучения или диагностики инструментов для эффективного достижения целей религиозного образования и поддержки учащихся в неотъемлемой части развития.

Использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.

Создание графических объектов

Создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

Кроме того, компетентность преподавателя религии также отражается на способности разрабатывать план развития карьеры и писать отчеты после этапа профессионального развития. Вышеописанная компетенция преподавателя религии напрямую связана с планированием и реализацией катехизической деятельности в школьной среде. Они, несомненно, важны для эффективного программирования, проектирования и организации всего процесса преподавания религии как в передаче контента, так и в дидактико-методологической и образовательной деятельности.

Объем этих компетенций не только теоретический, но и практический; Они составляют единое целое и отражены в эффективной работе учителя религии. В дополнение к праксиологическим компетенциям важна и личная компетентность. Они напрямую связаны с особенностями личности учителя и его личности. Они также определяют, насколько данный катехист имеет психологические предрасположенности к профессии учителя и показывает значительные творческие способности. Моральные компетенции должны быть признаны. Они выражают, в частности. в способности углубить отражение нравственного характера и оценки каждого поведения, а также знания и реализации этических обязанностей перед учениками, родителями, школой и общиной Церкви, которая отправляет учителя религии в миссию обучения и воспитания в вере.

Создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств

«Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика».

Создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

В группе моральной компетенции катехисты также включают способность мыслить и действовать, согласуясь с учением Церкви и во благо церковного сообщества. Более того, моральная компетентность преподавателя религии демонстрируется способностью уважать достоинство каждого ученика и субъективное отношение к ученикам и всем партнерам, участвующим в дидактическом и учебном процессе. Здесь также важно чувство ответственности перед учениками и катехитическая миссия в школе. Однако полное понимание нравственной компетентности религиозного учителя невозможно без ссылки на харизму, данную ему Святым Духом или без углубленной духовности и свидетельства жизни.

Создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;

Использовать звуковые и музыкальные редакторы;

Использовать клавишные и кинестетические синтезаторы;

Использовать программы звукозаписи и микрофоны.

Здесь полностью осознается моральная компетентность учителя религии. Для того, чтобы они стали катехизическими министрами, им необходимо участвовать в постоянном духовном образовании посредством участия в собраниях, систематическом использовании таинств, личной и общинной молитве.

У компетентного учителя религии есть знания и навыки интерпретирующего характера, т.е. опыт, позволяющий постоянно анализировать действия и действия, конструктивную критику и саморефлексию, адекватную самооценку и диагностику потребностей учеников и качество функционирования учеников в отношениях с другими. Прежде всего, однако, учитель религии, способный к толкованию, может систематически провести углубленное изучение своей совести и, в свете слова Божьего, рассмотреть его собственное поведение.

«Искусство», а также во внеурочной деятельности .

Формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

«Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство»

Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;

Использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

Организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;

Работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;

Использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

Вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

На всех предметоах, а также во внеурочной деятельности.

Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

Выступать с аудио видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

Участвовать в обсуждении (аудио видео форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

Использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

Вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;

Строить математические модели;

Проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике

Моделирование, проектирование и управление

Проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

Моделировать с использованием виртуальных конструкторов;

Конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;

Моделировать с использованием средств программирования;

Выпускник получит возможность научиться:

Класс

результат

предметы

Обращение с устройствами ИКТ

Осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком

«Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.

Фиксация изображений и звуков

Различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;

Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;

Осуществлять трёхмерное сканирование .

«Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естествознание», а также во внеурочной деятельности

Создание письменных сообщений

Создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

Использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.

«Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История».

Создание графических объектов

Создавать мультипликационные фильмы;

Создавать виртуальные модели трёхмерных объектов

Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика».

Создание музыкальных и звуковых сообщений

Использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач.

«Искусство», во внеурочной деятельности.

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

Проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;

Понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).

«Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство»,

Коммуникация и социальное взаимодействие

Взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие

На всех предметоах, а также во внеурочной деятельности

Поиск и организация хранения информации

Создавать и заполнять различные определители;

Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности

«История», «Литература», «Технология», «Информатика»

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

Проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;

Анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.

Естественные науки, «Обществознание», «Математика».

Моделирование, проектирование и управление

Проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования

естественные науки, «Технология», «Математика», «Информатика», «Обществознание».

Система условий.

Проведено анкетирование среди обучающихся 5-9 классов

Класс

Кол-во опрошенных

Имеют компьютер дома

Имеют выход в интернет

Имеют эл.адрес

Эти данные позволяют нам использовать технологическую базу, необходимую для ИКТ- поддержки всех курсов и видов деятельности учащихся, применение ИКТ во всех элементах процесса (урочная, внеурочная, проектная деятельность, выполнение домашнего задания). При этих условиях идет трансформация уклада школы и образовательного процесса со все более полной реализацией требований к результатам освоения образовательной программы, задаваемым ФГОС, в том числе - в направлении формирования ИКТ-компетнтности обучающихся, формирования универсальных учебных действий, повышения эффективности освоения отдельных предметов, учета меняющихся требований, в то числе - Государственной итоговой аттестации, в частности по использованию ИКТ в процессах аттестации.

В основной школе работает 21 педагог,с ними провели собеседование и выявили :

информация

Кол-во

Курсы « Microsoft-Партнерство в образовании»

Все педагоги школы прошли курсы

Имеют дома компьютер

20 чел.

Имеёт выход в интернет

20 чел

Наличие и использование своего эл.адреса

16 чел.

Специализированные курсы по ИКТ

Технологические применение ОЭР на уроках математики

Дудник Т.Г.

Использование ЭОР в процессе обучения химии

Наумова Л.Г.

Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе на уроках информатики

Добрынина Л.А.

Создание сетевого информационного пространства педагога

Полозова Т.В.

Рабочие места 9 педагогов оснащены следующим образом:

Информация

Кол-во

Компьютер 2004г

Компьютер 2005г

Компьютер 2007г

Компьютер 2010г

Компьютер 2011г

Имеется принтер

Имеется проектор

Имеется экран

Есть выход в интернет

Наличие технологической базы и постоянное стремление наших педагогов к саморазвитию и самообразованию позволяет сказать о хорошем уровне сформированности ИКТ компетентности педагогов. В нашем ОУ имеется тьютер Сырникова Инна Анатольевна. Благодаря ей все педагоги Оу прошли курсы «Microsoft-Партнерство в образовании» и имеют хорошие пользовательские навыки.

По всем предметам в библиотеке имеются электронные пособия,наши педагоги используют в своей работе образовательные ресурсы,сайты по предметам.

ИКТ-компетентность учителя является необходимым условием эффективности современного педагогического процесса и проявляется в готовности к организации обучения в современной информационной образовательной среде, наличии специальных навыков и приемов разработки электронных курсов, владении приемами интерактивного взаимодействия, методами и формами электронного обучения.

ИКТ-компетентность учителя - это готовность и способность учителя самостоятельно использовать современные ИКТ в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.

ИКТ-компетентность - новая составляющая информационной культуры учителя, появившаяся и развивающаяся в условиях информатизации образования и информационной образовательной среды.

Кабинеты информатики оснащены оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинете оснащениеобеспечивает, освоение средств ИКТ, применяемых в различных школьных предметах. Кабинеты информатики используются вне курса информатики, и во внеурочное время для многих видов информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработка информации, подготовка и демонстрация мультимедиа презентаций, подготовки номера школьной газеты и др...В нашем Оу два кабинета информатики.

В первом кабинете имеется: рабочее места преподавателя, и 9 компьютерных мест учащихся (включающих наушники с микрофоном,). В кабинете проектор с потолочным креплением, интерактивная доска.Принтер и сканер, позволяющий сканировать страницы А4, распечатывать страницы А4.Компьютер преподавателя -2011г.выпуска,3 компьютера обучающихся -2007г и 6 компьютеров 2004г.выпуска.

Во втором кабинете: рабочее места преподавателя, и 12 компьютерных мест учащихся и 11 ноутбуков,(включающих наушники с микрофоном,). В кабинете проектор с потолочным креплением, интерактивная доска.Принтер и сканер, позволяющий сканировать страницы А4, распечатывать страницы А4Графопроектор...