Конспект нод в подготовительной группе детей с нарушением зрения. Ход непосредственно образовательной деятельности

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия
для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
с использованием элементов здоровье сберегающей технологии В. Ф. Базарного.

Тема: «Мы весну встречаем»

Программное содержание:
Коррекционно - образовательные: Углублять представления детей о сезонных изменениях в природе. Расширять зрительную реакцию на признаки весны. Учить подбирать слова – определения к существительному. Совершенствовать навыки ориентировки в микро пространстве.

Коррекционно - развивающие: Развивать у детей зрительный анализ, внимание, динамическое восприятие, зрительно - поисковую деятельность, осязательную чувствительность, слуховое восприятие, пространственное мышление. Совершенствовать зрительно – моторную координацию: развивать сопряжённые движения глаза и руки. Обогащать словарь за счёт проговаривания признаков весны, названий птиц и их признаков, названий цветов, пространственных терминов. Активизировать зрительные функции – функции аккомодации, фиксации взора, прослеживания.

Коррекционно - воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, познавательный интерес, бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.

Методы и приёмы:
Словесные (вопросы к детям, объяснение, уточнение, напоминание, поощрение, художественное слово);
Наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
Практические (постановка задания, планирование его выполнения, оперативное стимулирование, регулирование и контроль, анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков, корригирование обучения для полного достижения цели).

Время реализации образовательной деятельности – 30 минут.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, акустические системы; схема зрительной траектории (вертикальная); офтальмотренажёр, бабочка, прикреплённая к палочке; сенсорно – дидактическая подвеска; панно 1,5*1,5.м. с фланелевой поверхностью; вертикальная ковролиновая плоскость оформленная виде матрицы (три ряда, три столбика), аналогичная матрица на нижней горизонтальной плоскости (на полу), конторки.

Материал: Фонограмма мелодий Ф. Мендельсона «Весенняя песня», П. И. Чайковский «Времена года. Весна», «Звуки природы (голоса птиц);
Демонстрационный материал: набор картинок птиц в цветном изображении; два набора цветов – первоцветов; набор цветных силуэтных картинок с характерными признаками весны на фланелевой основе для составления панно.
Раздаточный материал: картинки в цветном изображении двух времён года (зима и весна), силуэты солнца (из жёлтой бархатной бумаги, металлической фольги); цветные силуэты бабочек, схема - образец украшения бабочки и набор цветных геометрических фигур.
Ход образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
Организационный момент (создание эмоционального настроя, объявление темы)
Дети входят в коррекционный зал под музыку Ф. Мендельсона «Весенняя песня».
Педагог: Ребята, отгадайте загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: Это весна!
Педагог: А что вы знаете об этом времени года? (выслушиваются ответы детей)
- Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше занятие?
Дети: Весне.

II. Основная часть.
1.Педагог: Вы очень много знаете о весне, и предлагаю всем вместе отправиться в гости к Весне, дорогу нам укажет «волшебный лучик». (Дети встают в ряд, фиксируют взглядом «волшебный лучик», движущийся по схеме зрительной траектории, расположенной на стене).
Педагог: Ребята, обратите внимание на экран. Вас встречает лучший друг Весны – солнышко. Подберите слова - определения к слову «солнышко». Солнышко какое?
Дети: Солнышко яркое, золотое, тёплое, весеннее, ласковое, лучистое, доброе и др.
Педагог: Молодцы!

2. Дидактическая игра: «Подбери к картинке солнышко».
Педагог: На столах лежат две картинки с изображением разных времён года. Узнали? Назовите времена года, изображённые на картинках.
Дети: На одной картинке изображена весна, а на другой – зима.
Педагог: Положите свои картинки так, чтобы картинка с изображением весны лежала с правой стороны, а зимняя картинка с левой стороны. У вас также лежат кружочки – солнышки из жёлтой бархатной бумаги и металлической фольги. Нужно потрогать эти два солнышка и определить, какое солнышко надо расположить на весенней картинке, а какое на зимней.
Итак, расскажите, как вы выполнили задание.
Дети: Солнышко гладкое, холодное поставили к картинке зимы, а солнышко жёлтое, яркое, тёплое, шершавое поставили к весне.
Педагог: На одинаковой высоте вы расположили на картинках солнышки? (выслушиваются ответы детей).
Посмотрите на экран и проверьте, так ли у вас расположены солнышки.
Вывод: Солнце – это источник тепла. Зимой, лучи от низко стоящего солнца падают косо, тогда, как лучи от высоко стоящего солнца падают прямее и согревают сильнее. Значит, солнышко в зимнее время, где находится?
Дети: Низко.
Педагог: А на картинке, где изображена весна?
Дети: Высоко.

3. Дидактическое упражнение: «Весна пришла, птиц позвала».
Педагог: Что за шум? Что за гам? Ребята, чьи звуки вы слышите?
Дети: Это голоса птиц.
Педагог: Верно! Это прилетели птицы. Сейчас мы проверим, каких перелётных птиц вы знаете. На подвеске и по всему периметру зала расположены картинки с изображением птиц. Вам необходимо найти и снять картинки с изображением перелётных птиц. (Картинки размещены так, чтобы ребёнок на пальчиках мог дотянуться до картинки и снять).
Весны не бывает без птиц! Так какие же птицы прилетают весной? Картинки, с какими перелётными птицами вы выбрали?
Дети: Грач, скворец, аист, кукушка, ласточка, соловей и др.
Педагог: Аня, как ты догадалась, что это скворец (ласточка, грач и т. д.) (Дети называют признаки опознания птиц).

4. Игра «Сугроб тает» (Чтение стихотворения сопровождается действиями детей)

Вышло солнце из - за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть - чуть
И ручьём пустился в путь.
Снег устал лежать в сугробе,
Догони его, попробуй!

Дети медленно опускают руки.
Дети-ручейки по одному отбегают от «сугроба».
Лёгкий бег детей по залу

5. Дидактическая игра: «В день весенний солнце светит, распускаются цветы»
Педагог:
Вырос высокий цветок на полянке
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

На вертикальной плоскости стены представлена матрица, состоящая из трёх рядов и трёх столбиков. Цветы – первоцветы заняли определённые места. На горизонтальной плоскости, на плоскости пола вы видите такую же матрицу, но только без цветов. Это весенняя полянка. Набор аналогичных цветов разложен рядом. Вам предстоит по заданным координатам отгадать цветок, из предложенного набора цветов выбрать соответствующий и расположить его на горизонтальной плоскости (на весенней полянке) с учётом координат.

6.Физкультминутка «Бабочка» (используется офтальмотренажёр и бабочка, укреплённая к палочке).
Педагог:
Полянок в весеннем лесу очень много
Давайте – ка дальше ребята пойдём.
Проснулась и бабочка от зимнего сна
И к нам прилетела в гости друзья.
Предлагаю вам занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксируйте взор на бабочке и проследите глазами траекторию её полёта, голова при этом остаётся неподвижной.
Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьётся. следят глазами за бабочкой по красному овалу офтальмотренажёра;
следят глазами за бабочкой по синему овалу офтальмотренажёра;
следят глазами за бабочкой по короткой полоске офтальмотренажёра;
следят глазами за указкой по длинной полоске офтальмотренажёра);

Дети кружатся

7. Дидактическое упражнение: «Укрась бабочку» (Детям предлагается схема - образец украшения бабочки).
Педагог: Предлагаю украсить бабочек. На столе представлены наборы разноцветных геометрических фигур для украшения бабочки. Выберите соответствующие украшения, цвет пообдерите самостоятельно по желанию. Расположите свои украшения так, чтобы они соответствовали схеме и приклейте их. (Используется приём взаимопроверки)
- Есть ли дети, которые допустили неточности при украшении бабочки?

8. Дидактическая игра: «Составь весеннюю картинку по образцу».
Педагог: Зная приметы весны, предлагаю составить на фланелеграфе панно с изображением весеннего пейзажа. Составлять панно вы будете по картинке – образцу. Для вас подготовлены цветные силуэты предметов, среди которых есть лишние не относящиеся к данному времени года. Будьте внимательными! (Под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Весна» дети составляют панно).

III. Заключительная часть (совместное подведение итога, рефлексия)
Педагог:
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Какие задания были для вас трудными?
- Какие задания понравилась больше всего?
Ура! Весна уже пришла –
Капель на улице слышна.
Кап-кап, кар-кар и чик-чирик –
Весенний шум и гам, и крик!
Ребята, перед вами лежат солнышки, если вам понравилось наше занятие, выберите весёлое солнышко, если не понравилось грустное. Объясните свой выбор. (Дети выбирают солнышки и объясняют свой выбор).

Название: Конспект занятия с детьми с нарушением зрения «Настроение»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия дефектолога

Должность: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №36
Месторасположение: г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Занятие с воспитанниками старшей группы с нарушениями зрения «Гномики» в области «Социально — коммуникативное развитие» по теме «Влияет без сомнения на всех нас настроение»

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».

Форма проведение: подгрупповое занятие с использованием ИКТ.

Тип занятия: обобщение, систематизация знаний.

Вид занятия: познавательно – практическое.

Технология: личностно – ориентированная.

Цель : Создать эмоционально положительный фон, способствовать снятию психоэмоционального напряжения, совершенствовать коммуникативные навыки детей с нарушением зрения.

Коррекционно-развивающие задачи: продолжать развивать сенсорное восприятие, стимулировать зрительную поисковую деятельность, развивать зрительные функции глаза, внимание, память, речь детей.

Коррекционно-образовательные задачи: обучать осознанию своего эмоционального состояния и умение выразить его словами, умение чувствовать настроение окружающих; обучение восприятию эмоциональных состояний по их внешним неречевым проявлениям, воспроизведению мимики, выразительных поз, жестов присущих человеку при выполнении различных видов деятельности.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство доброты, желание дарить радость и хорошее настроение друг другу и окружающим.

Предварительная работа: просмотр видеоролика «Большая Радость»; рисование пиктограмм; чтение стихов о дружбе.

Материал к занятию: проектор, мультимидийная доска, магнитная доска, презентации: «Настроение», «Что такое радость?», картина «Дети отдыхают на реке» ,игры: «Найди домик», «Пройди по дорожке»,карандаши, маркеры, ватман, шары, цветы, копилка- добрых дел «Радостное настроение», видеоклипы песен: «Радость», «Детство».

Ход занятия.

Организационный момент.

Просмотр презентации « Настроение».

Какие чувства испытывают дети, люди, животные, птицы? (Радость, грусть, страх, испуг…)

Какое у них настроение? (Радостное, весёлое, грустное…)

Бывают чувства у людей, у рыбок, птичек и зверей

Влияет без сомненья, на всех нас настроение.

Кто веселится? Кто грустит? Кто испугался? Кто сердит?

Расскажет без сомненья, азбука настроения!

Педагог: — Так что же такое настроение? От чего оно зависит? (От чувств, которые мы испытываем)

— Какое чувство будет у девочки, если они с мамой идут в цирк? (чувство радости)

Мальчик разбил вазу? (чувство вины)

Дети увидели злую собаку? (чувство страха)и.т.д.

Настроение зависит от чувств, которые мы испытываем разных ситуациях.

А можно узнать настроение по выражению лица? Как назвать выражение лица одним словом? (мимика)

Показ пиктограмм. Дети называют настроение. Педагог предлагает изобразить мимикой разное настроение.

А ещё настроение передают жесты (движения рук, головы, ног, туловища), поза. Многими жестами мы пользуемся во время общения. Давайте поиграем в игру! Покажите:

Как живёшь?

Как плывёшь?

Как бежишь?

Вдаль глядишь?

Машешь в след?

Ждешь обед?

Утром спишь?

А шалишь?

Педагог загадывает загадку:

Она у каждого бывает, кто про невзгоды забывает,

ты хочешь петь и веселиться,

Она любимая, как сладость.

Она отрада наша….(Радость)

— Если я загадала загадку про радость, какое я хочу чтобы у вас было настроение? (Радостное)

— Какие ситуации, действия, вещи, явления, могут создать радостное настроение? (добрые слова, хорошие поступки, приход гостей, подарки, сюрпризы, чтение книг….)

А с помощью кого или чего можно узнать, как создать радостное настроение?

Дети перечисляют (с помощью взрослых, посмотреть в интернете и.т.д.) Педагог записывает ответы детей на большом листе ватмана.

Теперь мы знаем, где можно найти информацию. И сегодня я буду вам помогать создавать радостное настроение. Мы все любим, когда нам говорят добрые слова или комплименты.

  1. Дети с педагогом становятся в круг и говорят друг другу добрые слова и комплименты.
  2. Педагог: — Сегодня я принесла в группу букет цветов.

–Для чего? (чтобы поднять настроение и.т.д.)

–Цветы это символ…(красоты, любви, радости,благодарности…)

Кому дарят цветы? (мамам, воспитателям…)

— С каким чувством дарят цветы?(нежностью, любовью, уважением…)

– Когда дарят цветы? (день рождения, праздник…)

– Какое будет настроение у того кому подарили цветы?

3.Интересная история тоже поднимает настроение,слушайте внимательно и добавляйте нужные слова.

В одном городе жили два человека и были они совсем не похожи друг на друга. Один был высокого роста, а другой наоборот__________________

Одного звали Хороший, а другого наоборот__________________

Хороший был добрый, а Плохой наоборот__________________

Хороший был умный, а Плохой наоборот__________________

Хороший был трудолюбивый, а Плохой наоборот__________________

И настроение у Хорошего было всегда радостное, а у Плохого__________________

Однажды они встретились и подружились. И Плохому захотелось стать _________________

И он решил измениться.

ОН был трусливым, а стал________________

Он был злой, а стал_____________________

Он был глупый, а стал__________________________

И настроение у него раньше было грустное, а стало_______

Раньше с ним никто не хотел дружить, а теперь у него появилось много друзей.

С кем нам хочеться дружить? (кто добрый, не жадный и.т.д.)

Зрительная гимнастика.

  1. Педагог: Чувства и настроение бывают не только у людей, но и у животных. Наши животные загрустили и стали чёрного цвета, давайте их расселим по цветным домикам.

Игра: «Найди домик»

А теперь поможем ёжику найти угощение. Игра: «Пройди по дорожке»

-Ёжик так обрадовался, что хочет с вами поиграть.

Пальчиковая гимнастика (Су-джок)

Ёжик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть, руки будем разминать.

Станут ловкими пальчики, умными девочки, мальчики.

Ёжик нам ладошки колет, руки нам готовит к школе.

5.Педагог: А ещё нам доставляет радость,когда дарят подарки. Но подарки приятно не только получать, но и дарить. У меня есть «солнышко»,но оно пока без настроения. Давайте нарисуем ему улыбку и подарим нашим гостям. Дети дорисовывают солнышко и с пожеланием хорошего настроения дарят гостям.

А теперь мы будем дарить подарки друг другу.

На воздушных шарах дети рисуют своё настроение и обмениваются шариками с пожеланием радостного настроения.

Педагог: — Так что же такое Радость? Показ презентации «Радость»

Итог занятия. Педагог: — Дети а мы можем и дальше продолжать создавать радостное настроение нашим близким и всем кто нас окружает? (да) –Тогда разработаем список добрых дел. Дети называют то, что они будут делать дома на улице в детском саду. Педагог записывает на большом ватмане.

Конспект НОД

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

старшей группе компенсирующей направленности)

воспитатель

МБДОУ д/с № 6

г. Белгород

olga. *****@***ru

Цель: учить определять пространственные направления в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела, и отрабатывать навыки ориентировки на плоскости.

Задачи:

образовательные:

формировать « квазипространственные» представления;

обучать ориентировке на плоскости;

учить применять на практике полученные навыки;

коррекционно-развивающие :

корригировать и развивать зрительное восприятие и оптико - пространственную

деятельность;

развивать мелкую моторику;

корригировать и развивать устойчивое внимание;

пополнять активный и пассивный словарь;

воспитательные:

воспитывать интерес к учебе;

воспитывать умение слушать педагога.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный (сюрпризный момент)

В гости приходит крокодил Гена и приносит задания.

Старуха Шапокляк спрятала посылку, чтобы её найти, надо разгадать все задания.

Перед поисками посылки дети должны подготовить своих помощников: пальчики и глазки.

1). Самомассаж

Пальчиковая гимнастика «Прогулка» на тренажёре «Волшебные ладошки».

(Тренажёр сделан из аппликатора Кузнецова

Вышли пальчики гулять (Ритмичные движения больших пальцев по тренажёру).

А вторые – догонять (Ритмичные движения указательных пальцев).

Третьи пальчики – бегом (Движения средних пальцев в быстром темпе).

А четвёртые – пешком (Медленное движение безымянных пальцев).

Пятый пальчик поскакал (Ритмичные касания мизинцами).

Поскользнулся и упал (Удар кистями рук по тренажёру).

2). Пальчиковая гимнастика

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним

И сломаем.

Прослеживание взглядом за лазерной указкой педагога.

II. Основная часть

Дети выполняют 6 заданий, чтобы добраться до посылки:

1). «Теремок»

Цель: учить размещать картинки в микропространстве по словесной инструкции.

Оборудование: у каждого ребёнка на листе нарисован теремок в четыре этажа и набор картинок животных.

Ход игры: «Стоит в поле теремок в четыре этажа: мышка живет над ёжиком, лягушка - под ёжиком, а выше всех – белка».

Ребенок расселяет жильцов.

«Новоселье». Освоив предыдущее упражнение, ребенок по представлению решает такие задачки:
«Мышка ушла в другой теремок, а в нашем теремке поселились кошка: ёжик – под лягушкой, кошка – над белкой, а лягушка – под белкой. Кто на каком этаже живет?».

2). «Лесная школа»

Цель: Моделирование сказочных историй.

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.

Ход игры: «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные звери. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».

3). «Тактильные мешочки»

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, тактильной памяти.

Оборудование: у каждого ребёнка по шесть мешочков (рис, пшено, фасоль, горох, семечки).

Дети определяют, в каком мешочке старуха Шапокляк спрятала горох.

4). «Весёлая зарядка» (по пиктограммам)

Цель: закреплять представления о схеме тела; обучать ребёнка переводу зрительно-гностического пространства в телесно-гностическое и наоборот.

Ход игры: Я буду показывать изображение человечка, который выполняет различные упражнения, вы смотрите на картинку и принимаете такую же позу.

Задачей ребенка будет быстро принять нарисованную позу.

Дружно, весело шагаем,

Нарисованную позу принимаем.

5). «Разноцветный коврик»

Цель: Формировать у ребёнка на практике понятия «спереди – сзади», «слева – справа», а также закреплять сенсорные эталоны цвета и формы.

Ход игры: на полу коврик, расчерченный как классики, в клетках геометрические фигуры разного цвета и размера. Воспитатель говорит, как ребёнку пройти эту дорожку (только по треугольникам маленьким, квадратам большим, только по красным фигурам и т. д.)

6). Упражнение «Расчистим дорогу от снега».

Цель: активизация зрительных функций, развитие зрительно-моторной координации.

Ход игры: дети гимнастическими палками передвигают «снежки», которые висят на натянутой леске, поперёк групповой комнаты.

Заключительная часть

Дети в конце занятия находят посылку.

В ней находится Чебурашка и конфеты.

Конспект ООД в форме интегрированного занятия для детей 6 – 7 лет с нарушением зрения на тему «Удивительное путешествие в страну Букварию»

Задачи:
Коррекционно-образовательные.
Учить определять место звука «Б» в слове (в начале, в середине, в конце), продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «звонкий», «глухой»; давать характеристику звуку «Б»; уточнять произношение звуков [Б], [Б’]; закреплять зрительный образ буквы «Б», совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов, навыки чтения; закреплять и активизировать в речи детей употребления предложений всех типов, усвоенных ранее; умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.
Коррекционно-развивающие.
Развивать связную речь, речевой слух, фонематические представления, зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, творческое воображение, прививать интерес к игре со словом, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, слухомоторные координации, ориентировку в макро и микро пространстве, стимулировать развитие мыслительных процессов детей (анализ, синтез, классификация); формировать умение создавать образ буквы, украшая ее разными цветными фигурками, сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать любознательность, творческую активность, навык самостоятельной деятельности, умение работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, чувство взаимовыручки и помощи, интерес к занятию; эмоциональный отклик на изображённое на картинках, инициативность, прививать интерес к получению знаний, доброжелательное отношение друг к другу.
Образовательная область: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Материал.
Демонстрационный материал:
Цветное изображение героев сказки «Буратино»: Артемон, Мальвина, Пьеро, Карабас Барабас, мяч, картинки: Буратино, бубен, бабочка, банан, бегемот, белка, борода, бобер, лазерная указка, карточки А3 с нарисованными ребусами, дерево, заготовка книги «Азбука».
Раздаточный материал:
буквы с недостающими элементами, клей – карандаш, клеёнки, влажные салфетки, подносы, подставки (4 шт), бросовый материал, прищепки.
Предварительная работа:
чтение Л. Толстого «Приключение Буратино», рассматривание иллюстраций, беседа о героях произведения; дидактические игры «Разгадай слово», «Назови парный звук», «Составь предложение с заданным словом»; звуковой анализ слов, знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, нахождение и придумывание слов с заданным звуком; рассматривание азбуки в картинках; разгадывание ребусов.

Стук в дверь. Заходит Буратино, плачет.
Воспитатель: Здравствуй Буратино. Что случилось. Почему ты плачешь?
Буратино: Здравствуйте. Злой Карабас Барабас заколдовал мою азбуку. Некоторые буквы исчезли, и моя любимая буква тоже. Теперь я не смогу пойти в школу. Ребята, помогите мне пожалуйста. Буквы находятся в стране Буквария.
Воспитатель: Ребята, поможем Буратино?
Дети:
Воспитатель: как же нам добраться до страны Буквария
Буратино: нам помогут мои друзья! Кто они вы должны отгадать.
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице - аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)
Дети:
Воспитатель: Мальвина нам приготовила загадку
Загадка:
«БараБан», «Баранка», «Бак», -
Без этой буквы им никак.
Известно мне да и тебе,
Что эта буква - ... (буква «бэ»)
Эта буква очень даже близкая Буратино. Вы, ребята, догадались почему? (Первая буква в имени)
Дети:
Воспитатель: какие два звука обозначает буква «БЭ»
Дети:
Воспитатель: звук «Б» - какой?
Дети:

Воспитатель: звук «Б’» - какой
Воспитатель: на что похожа буква «БЭ»
Дети:
Воспитатель: Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву...(БЭ)
Воспитатель: когда собираются вместе гласный и согласный звуки получается…
Дети:
Воспитатель: звук «Б» дружит со звуками «А», «О», « Е», «У». Получились слоги. Какой согласный и гласный звуки есть в слоге «БА», «БО», «БУ», «БЕ»?
Дети:
Воспитатель: Посмотрите на сетку и найдите картинки названия которых начинается со слога БА, БО, БУ, БЕ.
Дети называют предметы на картинках.
Зрительная гимнастика
Выучим песенку на любой мотив.
Голосом, голосом все поют в округе,
Потому что: А, О, Ы, О, У,И –
Все гласные звуки, певучие звуки, красивые звуки.
Буратино: нам снова пора в путь.
У Мальвины - верный друг.
Если кто обидит вдруг,
Защитит подругу он,
Храбрый пудель...
(Артемон)
Задание: Определить место звука «Б» в словах. Игра с мячом.
Бабочка – красавица похает над цветами,
А Артемон заданье нам ребята предлагает с вами.
Место звука «Б» определить вам надо.
Педагог бросает мяч детям, стоящим в кругу, называя слова: хлеБ, Бант, лоБ, Бегемот, арБуз, Берёза, краБ, Букет, зуБ, колоБок, ромБ, Белка, Букет, дуБ, Бочка.
Буратино: Отправляемся дальше. Следующая загадка:
Он поэт и музыкант,
Видимо, большой талант.
Он пел под гитару,
Тоски не тая:
«Пропала Мальвина -
Невеста моя…» (Пьеро.)
Воспитатель: Пьеро нам приготовил задания.
Задание. Выставляются три карточки с фигурами.
А Р Б У З

А Пьеро с утра печален не поёт, и не играет
Он сидит, глотая слезки, размышляет, размышляет…
Как фигурки переставить, чтобы слово прочитать?
Может мы ему поможем, все слова расшифровать?
Дети:
Воспитатель делит детей на три группы.
Воспитатель: мысленно перенесите буквы из первого ряда во второй в соответствующую фигурку, составьте слова. Мы узнаем, что любит есть Буратино.
Дети выполняют задание.

Физкультминутка.
Вверх ладошки – хлоп, хлоп.
По коленкам – шлеп, шлеп.
По плечам себя похлопай,
По бокам себя пошлепай.
Можем хлопать за спиной,
Хлопаем перед собой.
Справа можем, слева можем,
И крест накрест руки сложим!
Буратино: ребята, какие вы молодцы! Задания моих друзей выполнили. У меня есть еще загадка.
Человек немолодой,
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас)
Дети:
Воспитатель: Я думаю, что мы с вами добрались до страны Буквария. Посмотрите, ребята, на дереве «растут» буквы. Да это же буквы которые потерялись (исчезли). Предлагаю вам снять с дерева буквы, украсить их, и разместить в азбуке.
Дети снимают буквы и проходят за столы.
Воспитатель: прежде, чем приступить к работе нам надо сделать…
Дети: пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика «Котенок»
Кусается сильно котенок глупыш
Он думает это не палец, а мышь.
Ну я же играю с тобою глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе кыш.
Дети выполняют задание.
Рефлексия.
Буратино: ребята, спасибо вам. С вашей помощью я вернул буквы в свою азбуку. Теперь я смогу пойти в школу. Вы тоже скоро пойдете в школу и у вас будет своя азбука.

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения)
Тема: "Удивительный мир камней"

Образовательная задача. Продолжать учить пользоваться исследовательскими действиями для выявления свойств обследуемого объекта.

Развивающая задача. Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки объектов природы.

Воспитательная задача. формировать готовность детей к совместной деятельности, умение и желание доводить дело до конца и стремление сделать его хорошо.

Коррекционная задача: развивать глазомер, мелкую моторику, цветовое восприятие, мышление.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа.

1.Рассматривание картин по теме камни.

2. Игры - эксперименты с водой, песком.

3. Знакомство с моделями «Органы чувств».

4. Игры «Что умеет делать?», «Чудесный мешочек», «Хорошо - плохо», «Наши помощники - органы чувств».

Материалы. Набор камушек разных по форме, размеру, мелкие камушки для погремушки, капсулы киндеров, ёмкость с водой, модели - картинки, салфетки, разрезная картинка, пластилин.

Ход занятия

Организационный момент

Ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости в лабораторию. Поедем на поезде

(дети выстраиваются друг за другом «паровозиком»),

едут в группу.

Детей встречает хозяин лаборатории. (воспитатель в белом халате)

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я - хозяин лаборатории!

Мы с вами будем ставить опыты - узнавать что-то новое. О чем, узнаете, когда соберете разрезную картинку.

Правильно, на картинке нарисованы камни. С камнями нужно обращаться осторожно.

Что с ними нельзя делать? Почему? (ответы детей)

Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)

А где можно их встретить? (везде):

А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)

Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают камни)

Опыт №1.Самый большой и самый маленький.

Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень.

(Дети показывают камни)

Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Давайте вместе с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек» - в нем лежат маленькие и большие камни, нужно на ощупь определить какой это камень.

ИГРА «Волшебный мешочек»

Опыт №2. Самый шершавый и самый гладкий.

Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень.

Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)

А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. Какой он? (Ответы детей) Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми.

Ребята, так какими бывают камни? (Ответы детей)

Опыт №3. Самый твёрдый или мягкий.

Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)

Значит, камни какие? (Ответы детей)

Физкультминутка.

Опыт №4. Лёгкое пёрышко и тяжелый камень.

Возьмите перышко на ладошку, подуйте на него и проследите глазками, как оно будет опускаться в воду. Утонуло оно? Почему?

А теперь возьмите камушек и подуйте на него, улетел он с ладошки, нет, почему?

Опустите камешек в воду, что произошло. Камешек утонул? Почему?

(Высказывания детей)

Опыт №5. Цвет.

Ребята, достаньте из воды камешек. Изменился ли цвет? (Ответы детей)

Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт №6. Звук.