Дошкольное образование непосредственно образовательная деятельность. Методические рекомендации «Организация непосредственно образовательной деятельности

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА»

Подготовил: заместитель заведующего по учебной работе

Вирясова М. Н.

Непосредственно образовательная деятельность – это форма (после введения ФГТ основная) организации обучения в детском саду, имеющая определенную структуру: начало, основная часть, окончание – «открытый конец»).

Непосредственно образовательная деятельность организуется в форме совместной деятельности взрослых и детей.

Определение И.А.Бурлаковой.

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимаются все виды взаимодействия детей и взрослых в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка

Исходя из наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды, непосредственно образовательную деятельность называют партнерской.

Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской совместной деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля воспитателя.

В психологии принято выделять два разных стиля отношения человека с другими людьми: авторитарный и демократический. Первый связан с превосходством над другими, второй – с равенством, взаимным уважением.

Что это означает в реальности дошкольной группы?

Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем демократический стиль отношений, а не авторитарный. Сопряженный с учительской позицией. Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две позиции. Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитель – это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает: правильно – неправильно). Он, по сути, не может избежать психологического и дисциплинарного принуждения, авторитарного стиля.

Чем для детей чревата та или иная позиция взрослого?

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что – то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.

Непосредственно образовательная деятельность в партнерской форме требуют от взрослого стиля поведения. Который может быть выражен девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

В разные моменты непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом (работа со структурой).

(НАЧАЛО) Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Как сделать так, чтобы присоединились все дети? Что может помочь? (игровая мотивация). Что такое игровая мотивация?

Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах

Младший дошкольный возраст.

1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.

3. Вы исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.

4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.

5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.

6. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.

Средний возраст.

В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.

Первый тип как для предыдущей возрастной группы.

Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).

В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.

Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:

1) сам формулирует проблему (задачу);

2) сам находит ее решение;

3) решает и

4) самоконтролирует правильность этого решения.

Пример проблемной ситуации:

Деловая игра.

1 группа (младший возраст) – создает игровую мотивацию для продуктивной деятельности.

2 группа (средний возраст) - создает игровую мотивацию для познавательно- исследовательской деятельности.

3 группа (старший возраст) – создает игровую мотивацию для коммуникативной деятельности.

(ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ) Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

Особым образом строится и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (рефлексивно-оценочный) этап деятельности (анализ и рефлексия НОД) . Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей дается как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось. И тог должен соответствовать поставленным задачам.

Структурные компоненты и их содержание, задачи и деятельность участников образовательного процесса, методы и приемы, а так же результаты представлены в таблице.

№ части НОД

Структурный компонент НОД

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Результаты

1 часть

НАЧАЛО НОД

Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения.

Психологический настрой

ИЛИ

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие,

эмоциональная поддержка ребёнка.

Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т. д.

Приветствие, участие в игре и пр.

Психогимнастика, психологические этюды, игровые моменты и др.

Психологическая готовность.

Вводно-организационный

ИЛИ

Организация направленного внимания.

Организация образовательного пространства.

Занимают свои места, готовят рабочее место при необходимости, задают и отвечают на вопросы и т.д.

Беседа. Игровые упражнения. Соревновательные моменты.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Мотивационно-побудительный ИЛИ

Формирование представлений о предстоящей деятельности, задачах.

Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Создание проблемной ситуации. Придание личной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный или соревновательный момент, приём «яркое пятно» и т.д.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Вводно-организационный этап (может объединить предыдущие три этапа).

Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого.

Деятельность педагога аналогична той, что представлена в предыдущих этапах.

Деятельность детей аналогично той, что представлена в предыдущих этапах.

Методы, формы, приёмы, виды деятельности те же, что и в предыдущих трёх этапах, или частично.

Результаты те же, что и в предыдущих трёх этапах, или частично.

2 часть

ОСНОВНАЯ ход (процесс) НОД

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.

Актуализация.

Актуализация имеющих знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы.

Беседа, игровые и занимательные приёмы, упражнения, моделирование, наблюдение и т. д.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений).

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определённого объёма знаний и представлений о свойствах и

качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация и проведение экспериментов и т. д. Организация взаимодействия в достижении результата.

Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо и т. д.

Приёмы активизации самостоятельного мышления детей. Фантазирование. Моделирование. Решение проблемной ситуации. Экспериментирование. Импровизация.

Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ

воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Разучивание. Дидактические игры. Чтение художественных произведений. Драматизация фильма. Заочная экскурсия. Игра и пр.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.

Динамическая пауза.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Проведение физкультминутки, подвижной игры.

Участвуют в игре, выполняют физические упражнения, исполняют танец и пр.

Игровые приёмы.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.

Практическая работа (если предусмотрена).

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений.

Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата.

Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т. д.).

Моделирование. Упражнения конструктивного, творческого характера. Выполнение практических творческих работ и др. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности.

Овладение определённым объёмом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа).

Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами.

Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок.

Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ООПДО).

3 часть

ОКОНЧАНИЕ НОД

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности:

- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;

- в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;

- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Заключительный этап: рефлексивно-оценочный.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребёнком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки.

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д.

Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально – коллективная.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.

В зависимости от раздела обучения, от целей и задач НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Триединая цель непосредственно образовательной деятельности (НОД).

Образовательная: повышать уровень развития ребенка.
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

НОД пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

Рефлексия это:

  1. размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
  2. обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

«ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Непосредственно образовательная деятельность как основная форма обучения, формы организации обучения и их особенности, классификация непосредственно образовательной деятельности.

Представлена структура классической непосредственно образовательной деятельности, структурные компоненты и их содержание, виды деятельности . Даны этапы работы по организации детей во время непосредственно образовательной деятельности в разных возрастных группах дошкольного учреждения. Выделены особенности построения непосредственно образовательной деятельности.

Указывается на наличие образовательных, воспитательных и развивающих задач непосредственно образовательной деятельности, на то, что задача непосредственно образовательной деятельности триедина, что развивает в ребёнке каждая из перечисленных задач и через какие виды деятельности решаются поставленные задачи.

Дано понятие метода, от чего зависит выбор метода, названы главные методы обучения.

Раскрывается сущность оценке результата непосредственно образовательной деятельности, что должно предусматривать планирование результативности, необходим ли учёт возрастных особенностей.

Кроме того, в пособие включён словарь используемых терминов.

Традиционно выделяется триформы организации обучения :

Формы

организации

обучения

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. /Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере./

Подгрупповая

(индивидуально-

Группа делится на подгруппы.

Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития.

При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. /Работа группами во время непосредственно образовательной деятельности; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность./

Фронтальная.

Обще групповая (работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание).

Достоинствами формы являются чёткая организационная структура , простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. /Непосредственно образовательная деятельность усвоения знаний; непосредственно образовательная деятельность овладения умениями и навыками; непосредственно образовательная деятельность применения знаний, умений и навыков; непосредственно образовательная деятельность обобщения и систематизации знаний; непосредственно образовательная деятельность проверки и самопроверки знаний, умений и навыков; комбинированная непосредственно образовательная деятельность по комплексу её основных задач./

Классификация непосредственно образовательной деятельности в ДОУ

(по)

Основание

классификации

Название

Дидактическая

задача

· Непосредственно образовательная деятельность усвоения новых знаний, умений;

· Непосредственно образовательная деятельность закрепления ранее приобретённых знаний и умений;

· Непосредственно образовательная деятельность творческого применения знаний и умений;

· Комплексная непосредственно образовательная деятельность, где одновременно решается несколько задач.

(раздел обучения)

Классическая непосредственно образовательная деятельность по разделам обучения;

Интегрированная (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть интегрированной, т. е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Например, в непосредственно образовательную деятельность по физическому воспитанию органично войдёт работа по формированию пространственных ориентировок.

Содержание непосредственно образовательной деятельности определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Немаловажную роль играет непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно наличие достопримечательностей, культурных объектов (библиотека, театр, музей и др.), природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.), производственных заведений (ателье , магазин, аптека) и др. Воспитатель должен обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где находится детский сад. Учёт краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания непосредственно образовательной деятельности обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создаёт благоприятные условия для развития познавательных интересов.

Получить полный текст

В настоящее время преобладает комплексная непосредственно образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько дидактических задач.

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям. Длительность непосредственно образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

В процессе общения во время непосредственно образовательной деятельности происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребёнка, но и обратный процесс. Ребёнок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать всё, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребёнок выступают как равноправные партнёры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированной непосредственно образовательной деятельности состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребёнка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жёстко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждение утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушение осанки, а гимнастика для глаз развивает зрительное восприятие детей. Физкультминутки организуются систематически, по длительности они кратковременные, это перерывы во время непосредственно образовательной деятельности (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений в сочетании с гимнастикой для глаз. Физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяется характером и содержанием непосредственно образовательной деятельности.

Форма организации детей во время непосредственно образовательной деятельности может быть различной: малыши сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность непосредственно образовательной деятельности в большей степени зависит от того, насколько эмоционально она протекает.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер. В группах старшего возраста, достаточно сообщения о теме или основной цели непосредственно образовательной деятельности. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановке, что способствует возникновению интереса к непосредственно образовательной деятельности.

В любой непосредственно образовательной деятельности выделяют триосновные части , неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончание.

Структурный компонент

Виды деятельности

Начало непосредственно образовательной деятельности

Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут.

· игровая;

· предметная;

· речевая.

Ход (процесс) непосредственно образовательной деятельности

(основная часть)

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.

· учебная;

· игровая;

· художественная;

· речевая.

Окончание непосредственно образовательной деятельности

(заключительная часть)

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности:

- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу , активизирует положительные эмоции;

- в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;

- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

· игровая

· предметная;

· художественная;

· речевая.

В зависимости от раздела обучения, от целей непосредственно образовательной деятельности методика проведения каждой части непосредственно образовательной деятельности может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части непосредственно образовательной деятельности. После проведения непосредственно образовательной деятельности педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Особенности построения непосредственно образовательной деятельности. Вокруг «стержневой» (основной) деятельности во время непосредственно образовательной деятельности выстраиваются все остальные, используя материал данной деятельности, как базу (мотив) для возникновения следующей. Например, непосредственно образовательная деятельность по развитию мышления:

Получить полный текст

А) начинается с «игровой разминки» (игры «Внимание» и др.);

Б) содержит в основной своей части задачу, решение которой для шестилетних детей может требовать включения в «учебную» деятельность;

В) завершается «художественной» или «предметной» деятельностью (создание орнамента, строений, моделей и т. д.).

При этом в течение всей непосредственно образовательной деятельности ребёнок попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т. е. говорить.

Структура непосредственно образовательной деятельности зависит от её места в системе непосредственно образовательной деятельности по данной теме. Например, непосредственно образовательную деятельность на закрепление ранее приобретённых знаний и умений, содержание которых вытекает из предыдущей темы, полезно начинать с опроса. Если тема непосредственно образовательной деятельности не имеет достаточно тесной связи с предыдущей темой, то непосредственно образовательную деятельность полезно начинать с изложения нового материала.

Способы организации детей во время непосредственно образовательной деятельности

Количественный состав детей в микрогруппе

Средства и способы формирования микрогруппы

дел

II младшая группа (с 3 -4 лет)

Пары

· Сенсорные эталоны

· По желанию

· Сравнение по схожести

Репродуктивного характера

(исполнительского)

· Анализ

· Синтез

· Сравнение

средняя группа (с 4 -5 лет)

Пары,

Тройки

· Сенсорные эталоны

· По желанию

· Наглядные модели

· Сравнение по жребию

· Внешние признаки предметов или явлений

Репродуктивного характера

· Анализ

· Синтез

· Сравнение

· Абстрагирование

· Обобщение

старшая группа (с 5 -6 лет)

· Пары

· Тройки

· Четвёрки

· Сенсорные эталоны

· По желанию

· Наглядные модели

Продуктивного характера

(творческого)

· Анализ

· Синтез

· Сравнение

· Абстрагирование

· Обобщение

· Классификация

· Систематизация

подготовительная группа (с 6 -7 лет)

· Пары

· Тройки

· Четвёрки

· Шестёрки

· Сенсорные эталоны

· По желанию

· Наглядные модели

· Понятия, признаки, свойства, качества предметов и явлений

· Сравнение по схожести и различию

Продуктивного характера

(творческого)

· Анализ

· Синтез

· Сравнение

· Абстрагирование

· Обобщение

· Классификация

· Систематизация

Цели непосредственно образовательной деятельности

Организуя непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (часто еёназывают традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности , а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

Цель – это образ желаемого результата.

Цель – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.

Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.

При постановке целей полезно учитывать следующие требования:

1.Главным основанием постановки целей непосредственно образовательной деятельности должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т. ч. временных), с другой.

2. Цели должны быть актуальными, т. е. отвечающими наиболее значимым проблемам.

3. Цели должны быть напряжёнными, но и реальными, т. е. находиться в зоне ближайшего развития ребёнка.

4. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно (включая уровень желаемого результата и возможность его достижения за время одного занятия), чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они.

5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер.

6. Цели должны соответствовать основным ценностям ДОУ.

7. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими, что требует специальной работы по коллективной выработке целей и их согласованию.

8. Цель конкретной непосредственно образовательной деятельности должна подчиняться более крупным программным целям, долгосрочным ориентирам и устремлениям коллектива, ДОУ в целом.

Сформулировав цель непосредственно образовательной деятельности, педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить к моменту окончания непосредственно образовательной деятельности, какие показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата, чем обоснован выбор именно этих показателей.

Цель непосредственно образовательной деятельности, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы.

Получить полный текст

Алгоритм постановки цели:

· Чётко сформулируйте эту проблему.

· Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.

· Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).

· Сформулируйте цель непосредственно образовательной деятельности, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной непосредственно образовательной деятельности.

Задачи, требования к ним

Задача непосредственно образовательной деятельности триедина:

· Образовательная: повышать уровень развития ребёнка.

· Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

· Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.

Метод как способ достижения цели

Обучение осуществляется различными методами . В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов.

Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группеметод беседа включает в себя распространённые приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми . Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения. Например, приёмы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.

Выбор метода обучения зависит от цели и содержания непосредственно образовательной деятельности. При обучении рисованию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение , т. к. без этого нельзя научить рисовать, конструировать, петь. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Главные методы обучения

Практические:

· опыт

· упражнение

· экспериментирование

· моделирование

Наглядные:

· наблюдение

· демонстрация наглядных пособий

Словесные:

· рассказ педагога

· беседа

· чтение художественной литературы

Игровые:

· дидактическая игра

· воображаемая ситуация в развёрнутом виде

При использование игровых методов необходимо учитывать, что дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно-ролевой игры, которые не имеют чётких границ:

· предметно-действенным (ранний и младший дошкольный возраст);

· ролевым (средний дошкольный возраст);

· сюжетосложением (старший дошкольный возраст).

Введение в процесс обучения игры вызывает у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создаёт мотивацию учебной деятельности; позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку;

доставляет удовольствие от полученного результата, а также возможности использования его в игре по окончании непосредственно образовательной деятельности.

МЕТОД –Это способ достижения цели, т. е. совокупность приёмов и операций, используемых для достижения цели

(способ прикоснуться к ребёнку). Все методы обучения состоят из разнообразных приёмов, например, беседа – из приёмов постановки вопросов, анализа ответов воспитанников, комментирования и корректировки их, подведение воспитанников к выводам.

ГРУППЫ МЕТОДОВ

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(отражают основные аспекты структуры познания)

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ (НАПРАВЛЕНЫ НА РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ)

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Перцептивный (чувственное восприятие) – изложения и восприятия учебной информации - словесные: лекция, рассказ, беседа ; наглядные: иллюстрации, демонстрации, показ; практические: устные упражнения с дидактическим материалом, письменные упражнения, лабораторные упражнения, трудовая деятельность, работа с обучающими машинами (компьютер), отражающие как действие педагога, так и одновременно слуховые, зрительные и моторные восприятия воспитанников.

Логический – определяющий логику обучения - индуктивные

И дедуктивные методы, отражающие логику изложения

Учебного материала педагогом и восприятия его

Воспитанниками.

Гностический – метод, определяющий характер

познавательной деятельности воспитанников –

объяснительно-репродуктивные и информационно-поисковые

(частично-поисковые, исследовательские) методы.

Кибернетические – методы управления и самоуправления

непосредственно образовательной деятельности, которые

Предполагают непосредственное и опосредованное управление и

Частичное или полное самоуправление учением.

· Методы формирования (самоформирования) познавательных интересов, интереса к учению.

· Методы формирования (самоформирования) долга и ответственности в учении.

Методы устного контроля: фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

Методы письменного контроля: диктант (под диктовку).

Методы лабораторно экспериментального контроля: контрольные лабораторные работы , программированный контроль (с помощью компьютера).

Методы самоконтроля: путём устного воспроизведения

изученного; путём письменного воспроизведения материала; путём проведения опытов; с помощью программированных пособий.

Получить полный текст

Мотивация

Успешность формирования непосредственно образовательной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей во время непосредственно образовательной деятельности может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная; часто она побуждается внешними мотивами. (Ребёнок не любит рисовать, но делает картину, чтобы подарить маме. Получить похвалу – это тоже внешняя мотивация.)

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка: «интересно», «хочу знать (уметь)». Результаты непосредственно образовательной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

Схематически показана связь мотивации с содержанием непосредственно образовательной деятельности с его оценкой и подведением итогов.

Мотивация влияет на содержание непосредственно образовательной деятельности, на то чему и как учить, из содержания непосредственно образовательной деятельности вытекает оценка и подведение итогов непосредственно образовательной деятельности, которые обоснованы мотивацией непосредственно образовательной деятельности.

Игровая мотивация – даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится. Мотивация связана с этапами игровой деятельности, На каждом возрастном этапе, вслед за изменением способов сюжетно-ролевой игры, игровая мотивация должна меняться. Воспитатель должен уметь создавать игровую мотивацию с учётом способов построения сюжетно-ролевой игры.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах:

Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.

Средняя группа – можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.

Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

Правила построения мотивации:

· учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);

· мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;

· завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.

Используя игровую мотивации воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнёра.

Оценка результата

Планирование результативности непосредственно образовательной деятельности предусматривает:

1. Обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности.

2. Анализ результатов групповой и индивидуальной работы.

3. Внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

Основные функции оценочных воздействий – ориентирующая и стимулирующая: ориентирующая заключается в том, что ребёнок вследствие педагогической оценки осознаёт собственные знания, результаты своего учения; стимулирующая определяет переживание ребёнком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.

В конце непосредственно образовательной деятельности со старшими детьми формируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке непосредственно образовательной деятельности.

Окончание непосредственно образовательной деятельности в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием непосредственно образовательной деятельности, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая детей.

Возрастные этапы оценки:

Младший возраст – указывая ребёнку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. (Ребёнок нарисовал домик без окон, воспитатель от имени зайки может сказать, что ему страшно сидеть в темноте.) В этом возрасте оценка идёт по ходу непосредственно образовательной деятельности, а не в конце. При этом и замечания, и подсказки (как исправить) должны исходить не от педагога, а от игрового персонажа (зайчонок, а не воспитатель просит малыша нарисовать окна в домике). С детьми, которые выполнили задание раньше других, педагог проводит индивидуальные беседы (по учебному и игровому содержанию непосредственно образовательной деятельности, беседу желательно строить как разговор двух игровых персонажей, зайчонок и зайчиха).

Получить полный текст

Средний возраст – ребёнок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств.

Принимая определённую роль и действуя в ней (в роли зайчика ребёнок строит себе дом), ребёнок спокойно воспринимает критические замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к критике как к напоминанию выполнять определённые правила игры , в которую вместе с ним играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.

Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Также как и в младшем возрасте, ребёнок радуется удачам, а неудача приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого – научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

В начале года руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме.

Важно обучать дошкольников взаимодействию друг с другом на основе общего интереса, которое должно восприниматься детьми как действительно необходимое для успеха предстоящей работы. Дети должны договариваться (например, кто будет рисовать предмет, который может быть изображён только в единственном числе). Дети могут сами объединяться в пары на основе личных, дружеских отношений. Ни в коем случае нельзя навязывать ребёнку другого партнёра. Важно высказать одобрение по поводу такой дружной работы, демонстрировать рисунки (если они получились удачными) другим детям.

Словарь используемых терминов:

Активность – 1)деятельность как таковая; 2) инициативность, живость, энергичность, творческая неуёмность личности.

Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Взаимодействие – процесс совместного выполнения некоторого действия, влияние субъектов этого процесса друг на друга.

Возраст – период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.

Возрастной подход в воспитании – учёт и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленный их возрастным составом.

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей детей (темперамента и характера, способностей и склонностей, интересов и мотивов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях.

Компетентность – 1) способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на её успешную интеграцию в социум; 2) успешное действие в конкретной ситуации.

Личностный подход – последовательное отношение педагога к ребёнку как личности, как самостоятельному субъекту собственного развития и воспитательного взаимодействия.

Научение – результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемого.

С учетом п. 12.21 непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером педагог проводит с детьми гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6-7 лет - 15 мин. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более четырех раз в год), после перенесенных заболеваний в течение двух недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена до 7 мин для детей 5 лет и до 10 мин для детей 6 лет.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен в них заниматься за компьютером. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательная деятельность с использованием детьми компьютеров проводится в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Получить полный текст

ПРИМЕР:

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

▪ Рисование

ñ Весь материал готовится заранее.

ñ В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными , гуашевыми красками, тушью и т. п.)

ñ Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны; для того чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком.

ñ Для занятий с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки; чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смоченными водой.

ñ Воду для промывания кистей наливают в стеклянные банки емкостью 0, 5 л, ее можно налить утром и поставить банки на поднос.

ñ В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнения воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.

ñ Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.

ñ Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцкевой кистью среднего размера, а в старшей и подготовительной к школе группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.

ñ Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке. Для рисования карандашами в старших группах необходимо использовать 18-24-цветные коробки карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой карандаш.

ñ Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, подставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки.

ñ Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или нескольких натур.

ñ Столы для работы ставятся так, чтобы свет попадал с левой стороны детей. Необходимо помнить, что в течение занятий при индивидуальной работе с детьми, воспитатель должен все работы вести на отдельном листе.

ñ По окончании занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске и т. п.) .

Литература:

1.Организацияипроведениемастер-классов. Методическиерекомендации./сост. , руководительотделаорганизационно-методическогообеспеченияконкурсовпрофессиональногомастерстваиолимпиадногодвижения, победительконкурса«УчительгодаЧелябинскойобласти – 2004»;подред. . – Челябинск,2007.

2.Пахомовагоопыта.//Методист. – 2005.- № 2.

4.Селевконологии.-М.:НИИшкольныхтехнологий,2005.

5.СелевкоедидактическогоиметодическогоусовершенствованияУВП.-М.:НИИшкольныхтехнологий,2005.

6.ГалицкихЕ. Заманчивейвсегоибескорыстнеенасвете:педагогическаямастерскаядляпедагоговишкольников, посвященнаяигре///Воспитаниешкольников. – 2003. – № 2.

7.ГузоваЛП. Развитиепрофессиональнойкультурыучителя – факторуспешнойработы///Методист. – 2005. – № 2.

8.Русских-класс – технологияподготовкиучителяктворческой профессиональнойдеятельности///Методист. – 2002. – № 1.

9.Русскихствоподготовкиучителякпроектированиюадаптивнойобразовательнойсредыученика///Методист. – 2004. – № 2.

10.Творческаяшкола « Мастер-класс»/Е. Долинина, Р.Рахмани, И.Мамаеваидр.//Учитель. – 2003. – № 5.

11.Комарьрствапедагогов-воспитателей//Научно-методическийжурналзаместителядиректорашколыповоспитательнойработе. – 2005.

Мы уже привыкли к тому, как составлять конспекты занятий для работы с детьми, всегда указывали вид и тему , программные цели (и задачи), определяли и прописывали ход занятия.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования акцент сделан на организации совместной деятельности педагога с детьми как в процессе организации непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе организации режимных моментов.

Вроде всё просто и понятно. Но у практиков системы дошкольного образования при подготовке материалов для аттестации, для распространения собственного опыта на страницах интернет-изданий, в методических, научно-педагогических изданиях встает вопрос, который можно всегда услышать на курсах повышения квалификации:

Как теперь оформлять непосредственно образовательную деятельность? Как писать: конспект непосредственно образовательной деятельности, сценарий непосредственно образовательной деятельности?

Анализ всего того материала, который на данный момент имеется в открытом доступе для любого человека (в
сети Интернет), анализ аттестационных работ педагогов на высшую квалификационную категорию показывает, что
у многих педагогов просто произошла подмена понятий - слово занятие просто заменили словосочетанием непосредственно образовательная деятельность, при этом самой сути не меняя. Как раньше был, например, «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему „Дикие животные“», так сейчас тот же конспект переименован в «Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области „Познание“ на тему „Дикие животные“».

На наш взгляд, это не состыковывается с теоретико-методологическими основами ФГТ . Не может быть непосредственно образовательная деятельность по одной только образовательной области, потому что сама организация деятельности предполагает уже изначально интеграцию содержания различных образовательных областей. Не может быть конспект непосредственно образовательной деятельности, потому что слова «конспект» и «деятельность» не состыковываются в научном понимании.

Это происходит еще и потому, что педагоги не совсем понимают суть совместной деятельности педагога с детьми, не видят, чем непосредственно образовательная деятельность отличается от занятия . Да, понимают, что занятие сейчас трактуется как занимательное дело, понимают, что это «дело» легче всего организовать в тех видах деятельности, которые связаны с получением каждым ребенком какого-то продукта деятельности (в продуктивной, конструировании, в музыкально-ритмической деятельности). Там легче организовать сотрудничество, свободное перемещение, общение детей. Но всегда встает вопрос: а как организовать «занимательное дело» в коммуникативной, в познавательно-исследовательской, даже в двигательной деятельности, какой здесь будет результат деятельности?

Вопросы хорошие, потому что они подталкивают педагогов к пониманию того, что любая деятельность имеет
свою структуру : мотив - цель - планирование - средства - действия - результат. В том числе и непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми.

Ребенок - это прежде всего деятель.

К сожалению, это не всегда учитывается взрослыми, поэтому много используется тех форм работы с детьми, которые не позволяют ребенку заниматься деятельностью, а лишь позволяют отвечать на вопросы взрослого и выполнять его инструкции.

Мы всегда на курсах повышения квалификации предлагаем нашим коллегам - педагогам из дошкольных учреждений - ответить на один простой вопрос, касаемый организации и проведения непосредственно образовательной деятельности: «Что сегодня делали ваши дети?» или «Что сделали ваши дети?». Если ответ найден, то это действительно была организована деятельность детей. А если ответ находится с трудом, то это была деятельность педагога, но не детей.

Здесь сразу же может подстерегать следующая проблема (и практика работы с воспитателями это подтверждает) -
воспитатели затрудняются в современных формах работы с детьми , которые действительно позволяют организовать детскую деятельность, когда в процессе непосредственно образовательной деятельности дети вместе с педагогом получают продукты деятельности (а иначе какая же она деятельность?).

В основном отражают традиционные формы работы - беседы, наблюдения, дидактические и прочее, которые далеко не всегда позволяют каждому ребенку получить результат в процессе совместной деятельности со взрослым, что будет способствовать его развитию.

Здесь всегда стоит обращаться к содержанию той программы, по которой работают педагоги, там всегда есть
подсказки по интересным формам работы с детьми.

Также всегда задают вопрос о том, какие задачи писать в непосредственно образовательной деятельности . Сразу хочется отметить: если указывается вид деятельности и форма работы с детьми в рамках реализации данного вида деятельности, то о каких задачах может идти речь?

Целесообразно указывать цель деятельности.

Если педагоги четко понимают, что они хотят сделать вместе с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности, то тогда формулировать цели будет достаточно просто.

На курсах повышения квалификации мы разработали вариант оформления непосредственно образовательной деятельности.

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ

Тема: «Мамочка моя, я люблю тебя»

НОД в рамках реализации проекта, посвященного Дню матери.

Основной вид деятельности: продуктивная.

Продукт деятельности: коллективное поздравление «Панно пожеланий».

Форма: мастерская.

Длительность: 1 час - 1 час 10 минут.

Цель:

Задачи:

  • Совершенствовать умение детей создавать поздравление и объединять в коллективную композицию.
  • Способствовать развитию у детей композиционных умений, чувства цвета.
  • Закреплять знакомые приемы рисования, аппликации, умение сочетать их в одной работе.
  • Воспитывать уважительное отношение к маме.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, стремлению действовать согласованно, договариваться о выполняемых действиях в коллективной работе.

Интеграция содержания образовательных областей: Здоровье, Труд, Познание, Социализация, Коммуникация,
Безопасность, Музыка, Чтение художественной литературы. Здесь можно подробно расписать те задачи, которые прописаны в той или иной образовательной программе по данным областям.

Актуальность: За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) , Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2151 от 20. 07. 2011г.) в настоящее время воспитательно- образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса. (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1014 от 30. 08. 2013г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» )

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий) , повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Следовательно, с учетом ФГТ модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:

совместная деятельность взрослого и детей (НОД и режимные моменты) ;

самостоятельная деятельность дошкольников.

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:

включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) ;

  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства) ;
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе) .

Роль педагога

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании познавательной активности личности обосновывается в трудах ученых (Н. В. Абрамовских, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др.) .

В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.

От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.

У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать расположение детей к детскому саду. Утром он встретит их приветливой улыбкой, постарается увлечь интересной игрушкой, а тем, кто болезненно переносит расставание с близкими, подготовит сюрприз. У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности.

Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям - понятия взаимозависимые. Например, содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей.

Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные!) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. Опора на положительные качества ребенка - вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.

Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.

Роль семьи

Закон об образовании гласит: родители являются первыми педагогами; они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Это говорит о том, что первостепенную роль в формировании общения играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение детьми основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации, эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Задача воспитателя - во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психического развития на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания.

Список используемой литературы и источников

  1. nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/..
  2. maam. ru/detskijsad/rol-...
  3. psyhologia. net/esse2. htm
  4. hse. spb. ru/edu/recommendations/...
  5. emelicheva. ryabinka-08. edusite.... копия
  6. Литвиненко, С.В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период / С.В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации [Электронный ресурс] . – 2010. – 4. – Режим доступа: http: //www. paedagogia. ru/2010/41-04/208-litvinenko.
  7. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 8. – С. 46-48.