Планирование воспитательно образовательного процесса строится исходя из. Планирование образовательного процесса строится с учетом: принципа. Перечислим основные «необходимости» каждого дня

Основой образовательного процесса является планирование . План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Учебные заведения имеют все жизненное пространство детей, используют возможности участия и открывают для себя импульсы из окружающей среды. Результатом является более тесная связь между учебными заведениями и жизнью сообщества и миром труда. В системе образования всегда существуют переходы между учебными заведениями. Они пользуются навыками, которые дети приобретают в успешных переходах во всех других переходах. Успешные переходы - это процесс, который разделяют все заинтересованные стороны и активно и в нужном темпе обрабатываются ребенком и родителями.

«Веневский центр образования №1»

ул. Бундурина, 13 г. Венев Тульская обл. 301320

Телефон 8-48745-2-50-83 Факс: 8-48745-2-50-84

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

НА ТЕМУ:

«Особенности планирования воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила и провела

ст.воспитатель Кувшинова О.В.

Венев, 2016г.

Институты предлагают разнообразные информационные и дискуссионные возможности, поскольку такие переходы, как вход в школу, часто связаны с проблемами и потребностями в информации для родителей. При поступлении в начальную школу важно не только уровень развития ребенка, но и тот факт, что школа учитывает индивидуальные компетенции и потребности детей в обучении для успешного старта.

Образование в детских садах происходит в разных областях, таких как эмоции, социальное взаимодействие, двигательные навыки, язык и познание. В результате повышается и расширяется способность действовать, а также базовые знания детей, связанные с содержанием.

Основой образовательного процесса является планирование . План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:

Мы взрослые, сопровождающие детей. Планирование образования основано на интенсивном наблюдении и документации. Мы дифференцируем образовательные предложения в зависимости от возраста и развития и привлекаем детей в зависимости от их возможностей. Для нас дети являются компетентными акторами в обучении. Дети усваивают образовательный контент в рамках общего взаимодействия, социального взаимодействия и со-конструктивного диалога.

Воспитательная радость детей поддерживается и сопровождается ошибкой условий обучения. В протестантских детских садах образование основано на христианских ценностях. Мы обеспечиваем доверительные, надежные отношения и даем детям время развиваться в соответствии со своими способностями и способностями.

  1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;
  2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;
  3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;
  4. сочетания воспитания с самовоспитанием;
  5. опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

Наше воспитательное поведение уважает, поддерживает и способствует индивидуальному и социальному развитию ребенка. Благодаря нашим экспертным рекомендациям и функции подражания, мы даем им вдохновение и поддержку, чтобы справляться с собой и с окружающей средой.

Мы даем ребенку возможность вступить в общество, взять на себя ответственность и действовать социально компетентно. Миссия по уходу за детьми по уходу за детьми ориентирована на потребности детей и их семей. Мы отвечаем за заботу о детях через надежных опекунов, безопасный режим замещения, четкие структуры и способность чувствовать себя в безопасности и безопасности на объекте.

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждения. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Дизайн интерьера и дневной дизайн отвечают потребностям детей в стимуляции и расслаблении, физических упражнениях и отдыхе. Основой нашей педагогической деятельности является систематическое наблюдение за детьми и документация. Чтобы познакомиться с интересами и потребностями детей и надлежащим образом рассмотреть их, мы внимательно слушаем, задаем стимулирующие вопросы и вступаем в диалог с ними. Образовательные и образовательные процессы разрабатываются, контролируются и регулярно пересматриваются на основе этих знаний.

Каждый ребенок имеет право выражать свои интересы в детском саду и участвует в решениях, затрагивающих его интересы. Таким образом, мы формируем основу для зрелости и способности детей к самоопределению и когнитивизации и являемся ключом к демократии.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.

Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании :

  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

Совместные образовательные процессы связывают все сферы компетенции и образования и являются педагогическим принципом в повседневной жизни детских садов. Протестантское религиозное образование является неотъемлемой частью нашей работы. Мы выступаем за право каждого ребенка на религию. Мы принимаем и ценим детские концепции Бога. Дети получают ориентацию через христианские ритуалы и символы. Мы понимаем вопросы и сомнения как важные шаги на пути к религиозной идентичности.

Сотрудники открыты для вопросов и тем веры, они занимаются христианской верой и воспитывают себя в религиозной педагогике. Она поддерживает, консультирует и сопровождает приход через приходскую канцелярию. Родители являются основными опекунами своего ребенка и активно участвуют в образовательных проблемах. Они участвуют в принятии решений по основным вопросам детского ухода через своих родителей.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

Мы понимаем родителей как партнеров в учебном процессе и серьезно относимся к их потребностям и ожиданиям. Мы ведем диалог с ними и регулярно информируем их о развитии своего ребенка. Таким образом, мы оптимально реализуем образовательную поддержку как совместную задачу.

Мы принимаем запросы и обратную связь открыто и обрабатываем их. Центр дневного ухода находится в сети в сообществе. Сотрудничество с другими институтами и дисциплинами расширяет и дополняет спектр качества работы. Публикуя в различных средствах массовой информации, детский сад повышает его осведомленность, сохраняет свой имидж и обеспечивает прозрачность своей работы. Регулярные презентации и общение являются важными инструментами управления. К ним относятся использование современных средств массовой информации и варианты документации.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Квалификация сотрудников

Для обучения, воспитания и ухода за детьми посвящены квалифицированные специалисты. Сотрудники обладают хорошими знаниями специалиста и характеризуются интересом к инновациям и их возможной реализации. Их профессиональная, социальная и личная компетентность будет расширяться посредством целенаправленного обучения и надзора.

Все сотрудники несут ответственность за внутреннее качество разработки и гарантии непрерывного совершенствования и дальнейшего развития работы. Команда имеет взаимное признание различных профессиональных квалификаций и личных сильных сторон. Хорошее сотрудничество всех специалистов обеспечивает эффективный организационный процесс и положительную рабочую атмосферу. В основе сотрудничества лежит регулярный профессиональный обмен, приверженность и чувство ответственности. Персональные таланты и способности отдельных сотрудников обогащают работу команды.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОУ должно основываться на комплексно - тематическом принципе.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Условия работы и удовлетворенность работой сотрудников

Команда использует конструктивную обработку конфликтов для постоянного улучшения и развития работы. У сотрудников есть четко определенные задачи. Надзорные органы дают им подробную информацию о своей работе в ходе ежегодного совещания. Заботы и пожелания сотрудников воспринимаются серьезно и интегрируются в повседневную жизнь. Пространственные условия, технические средства и рабочее оборудование имеют наилучшее качество. В дизайне помещений для служащих учитывается необходимость отступления и ненарушенных рабочих процессов.

  • Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
  • Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
  • Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
  • Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?

За соблюдением требований гигиены труда и законодательства. Наша система управления качеством включает в себя бизнес-мышление и действия. Для этого имеется прозрачный бюджет. Руководство и команда делают необходимые финансовые решения в рамках бюджета, доступного вам. Регулярно пересматривается обработка финансовых ресурсов. Цель состоит в том, чтобы выполнить определенные задачи с оптимальным соотношением затрат и выгод.

Реферат: Цель этого эссе состоит в том, чтобы отразить и взглянуть на оценку. К оценке будет относиться подход к преподавательской практике и последствиям для обучения студентов с учетом различных точек зрения и инструментов, которые преподаватели должны сделать с хорошей отдачей и аккредитованной оценкой. В конструктивной работе возникает ошибка. Для этого является необходимым условием подчеркнуть сложность образовательной оценки, которая часто упрощается посредством процесса измерения результатов, уделяя мало внимания процессам преподавания и обучения.

Виды и формы планирования.

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план . Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.

Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

Ключевые слова: обучение - процесс обучения - инструменты - обратная связь - самооценка - оценка. Введение. Комплексная задача оценки оценки сегодня - это, пожалуй, одна из тем, имеющих большее значение в образовательной сфере, а не потому, что она является новым предметом вообще, а потому, что учителя, родители и студенты больше знают о важности оценки или оцениваться. Возможно, одним из наиболее важных факторов, объясняющих, что оценка в настоящее время занимает такое видное место в образовании, является понимание «что, как, почему и когда оценивать».

  • перспективно-календарное планирование;
  • осуществление преемственности между ДОУ и школой;
  • связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.

В этом эссе мы определим, что такое оценка, мы пройдем различные этапы оценки, и мы будем использовать разные ресурсы и инструменты, чтобы быть лучшими оценщиками. Разработка Что такое оценка? Важно, прежде чем начинать говорить об оценке, дифференцировать некоторые фундаментальные концепции. В процессе планирования оценка имеет основополагающее значение для понимания актуальности предлагаемых целей. Следовательно, информация, полученная в результате процесса оценки, является основой для разработки стратегий учителя. «Оценить» - это акт оценки реальности, который является частью процесса, предыдущие моменты которого связаны с установкой характеристик оцениваемой реальности и сбором информации о них, а последующими этапами которой являются информация и получение информации. решений, основанных на вынесенном решении.

Принципы планирования:

  • комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
  • построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
  • реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование примерных образовательных моделей к условиям ДОУ, дошкольной группы.

Оценка - это термин, который обычно используется и, как правило, связывает его или интерпретирует его как синоним измерения производительности, забывая, что все элементы, участвующие в учебном процессе, находятся в рамках оценки, и что-то очень важное и важное, Следует подчеркнуть тот факт, что оценка не должна ограничиваться проверкой результатов. С оценкой можно учиться на собственном опыте, чтобы не совершать те же ошибки в будущем. Это очень важно, так как хорошее обращение с ошибкой со стороны учителя - это успех обучения студентов.

Этапы оценки. Мы рассмотрим этапы оценки из конструктивизма, где взгляд на студента, а построение знаний основано на строительных лесах со стороны учителя посредством применения различных инструментов. Процесс обучения-обучения оценивается, когда время и процессы гибки, оценивают и спасают множественные разумы учащихся. В рамках оценки мы находим три этапа: Этот этап проводится до начала учебного процесса. Цели или задачи, установленные учителем, могут или не могут быть достигнуты учащимися, и это связано с различными факторами, такими как применение стратегий, интересы группы и т.д. в книге «Стратегии обучения», написанной Эггеном и Каучаком, которая циркулирует несколько лет назад по вопросу о совместной работе и относится к этому этапу оценки следующим образом: Одна из целей групповой исследовательской деятельности заключается в том, что учащиеся Узнайте о процессе запроса.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов.

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом.

Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", "Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой :

первый фактор реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

третий фактор – события, специально “смоделированные” воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, “Как это действует?”);

четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".

Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).

Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.

Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим:

  • выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);
  • отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);
  • выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;
  • отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;
  • практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;
  • продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;
  • фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.

Список литературы

  1. Васюкова Н Е О некоторых интегративных процессах в образовании дошкольников // Преемственность в воспитании детей теория и практика Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2001 г - Смоленск СГПУ, 2001 С 1215 (0,3 п л)
  2. Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1,С 44-45 (0,2пл)
  3. Васюкова Н Е Новый подход к внедрению новых программ // Программа "Истоки" в практике дошкольных образовательных учреждений опыт, поиски, находки / Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Базисная программа "Истоки" в практике работы дошкольных учреждений" - М Центр "Дошкольное детство", 2003 - С 35-37 (0,3 пл)
  4. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12) -С 8-14 (0,3 пл)
  5. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 - 111 с.
  6. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. -64 с.
  7. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
  8. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.


Технология разработки календарных планов

  • Общий алгоритм - канва.

  • Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.

  • Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.

  • Учитывать соотношение на¬грузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.

  • Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры - очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).

  • Соответствие программно-методическому обеспечению.

  • Включать все виды деятельности.

  • Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как кол¬лективный поиск, беседа, развивающие игры.
Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).

  • Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.

  • Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).

  • Учтены время года и погодные условия.

  • Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3-4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.

  • Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости.

  • Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

  • Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.

  • Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.

  • Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.

  • Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов

  • Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.

  • Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.

  • В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

  • Должна быть прослежена работа с родителями.
Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения

1. Титульный лист

2. Список детей группы

3. План работы с родителями

4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.1249-03)

5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

7. Планирование самостоятельной деятельности детей

8. Планирование гимнастик

9. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности (методическое пособие «Здоровье детей – забота общая»)

Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от системы планирования. Для облегчения поисков форм календарного планирования было выпущено методическое пособие «Варианты календарного планирования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».

Цель данного методического пособия – оказать теоретическую и практическую помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений в создании системы планирования воспитательно-образовательного процесса.

Методическое пособие составлено с учетом профессиональных трудностей и проблем, возникающих у педагогов при определении алгоритма, структуры и содержания планирования работы в ДОУ и рекомендовано для практического использования воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

В пособии представлен педагогический опыт дошкольных образовательных учреждений города Краснодара №№ 16, 97, 115, 133, 173 по планированию воспитательно-образовательного процесса.

В сборнике изложены основные требования к оформлению и ведению документации, нормативно-правовые документы, предложены алгоритмы, образцы календарного планирования воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из общих основных принципов планирования и опираясь на методические рекомендации «Дошкольное образование: ориентиры и требования», основой планирования работы в группах является реализуемая комплексная программа, в которой задачи и содержание работы воспитателя можно представить в двух разделах:


  1. «Организация жизни и воспитание детей»,

  2. «Обучение на занятиях».
То есть планирование должно отражать три стороны педагогической работы:

  1. Организованное обучение (система фронтальных или подгрупповых занятий в соответствии с программой и сеткой занятий).

  2. Совместная деятельность взрослых и детей.

  3. Планирование самостоятельной деятельности детей.
Содержание разделов плана воспитательно-образовательного процесса

Рассмотрим их более подробно.


  1. Титульный лист

  2. Список детей группы
План работы с родителями

Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:


  • родительские собрания,

  • консультации (индивидуальные, групповые),

  • семинары-практикумы,

  • тематические выставки,

  • эпизодические беседы с родителями,

  • клубы по интересам,

  • совместные праздники,

  • развлечения и досуги,

  • анкетирование,

  • родительские посиделки,

  • экскурсии,

  • туристические походы,

  • участие родителей в общественной жизни группы и прочее.
Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.

НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» - detsad-shop.ru

Расписание сетки занятий на неделю (согласно кол-ву занятий по программе и требованиям СанПинов (2.4.1.1249-03)

В группе детей ясельного возраста - не более 10 занятий, продолжительностью 8-10 минут. Допускается 1 занятие в первой половине дня, 1 занятие - во второй половине дня. Занятия проводятся в подгруппах по 5-6 человек.

В младшей группе проводится 11 занятий в неделю.

В средней группе проводится 12 занятий в неделю.

В старшей группе проводится 15 занятий в неделю.

В подготовительной группе проводится 17 занятий в неделю, включая занятия по допобразованию.

Занятия физкультурно-оздоровительного цикла составляют 50 % общего времени занятий.

Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

Занятие планируется в соответствии с сеткой.

Структура написания занятия: Вид занятия. Тема. Источник (с указанием автора и страницы).

Например:

Обучение грамоте. - «Усвоение звука и буквы М» - Ушакова О. А. стр. 56;

Конструирование - «Сказочный домик» - Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в д/с» – стр. 112.

Трудным для воспитателя разновозрастной группы, как показывает наблюдение практики, является отражение в плане необходимого для каждого возраста перечня и количества занятий в течение дня и недели, правильное их чередование. Трудности вызываются тем, что для детей разного возраста они различны. Поэтому стремление воспитателей смешанных групп точно соблюсти требования программы не всегда оказывается успешным.

В ряде случаев возникает необходимость нарушить установленный порядок, изменить существующие требования, приспособить их к конкретным условиям совместного воспитания в одной группе детей разного возраста, значительно отличающихся по своему опыту и возможностям в усвоении знаний и умений.

Как же сочетать общие требования к планированию и проведению занятий с особенностями работы в условиях разновозрастной группы?

Что возможно и целесообразно изменять, а в чем надо точно придерживаться программных требований?

При планировании и организации занятий в разновозрастной группе педагогу необходимо прежде всего соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Это значит, что еженедельно со всеми возрастными подгруппами надо проводить занятия по всем разделам обучения (ознакомление детей с окружающим и развитие речи, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование и аппликация, физкультурные и музыкальные занятия).

Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведения занятий (утром или вечером), их последовательности в утреннее время (какое будет первым, какое вторым), о сочетании занятий по характеру умственной задачи и деятельности детей и др.

На занятии используются физкультминутки (ФКМ) проводятся систематически в процессе занятий. Упражнения подбираются в зависимости от характера занятий и проводятся в игровой форме («считалки»).

В ФКМ можно использовать упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения для кисти руки с шарами, массажными мячами.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми


  • Утренний отрезок времени.

  • Прогулка.

  • Вечерняя прогулка.
Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.

Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц).

Перечислим основные «необходимости» каждого дня:


  • индивидуальный диалог с каждым ребенком;

  • совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);

  • чтение или рассказывание;

  • дидактические упражнения, развивающие игры;

  • творческие игры;

  • наблюдения (в группе, на воздухе);

  • психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;

  • труд (различные виды);

  • художественно-продуктивная деятельность;

  • музыка;

  • познавательная пятиминутка.
Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы.

Зная их перечень, педагог,


  • во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами,

  • во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.
При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком.

Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро - это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием - наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.

По содержанию утренний отрезок времени включает:


  • игровую деятельность,

  • беседы с детьми,

  • рассматривание предметов и иллюстраций,

  • короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.
Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.

Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Количество видов деятельности в утренние часы:


  • в младшей и средней - 3-4 вида,

  • в старшей подготовительной группе - 4-6 видов в зависимости от детей группы.
Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности оперяясь на примерные каноны.