Развивающие игрушки по возрастам. Сколько игрушек нужно ребенку? Какие игрушки нужны детям разного возраста

Игрушки делятся на различные возрастные группы: младенчество (дети до 1 года), раннее детство (дети от 1 до 3 лет), дошкольники (от 4 до 6 лет), младший школьный возраст (7-12 лет) и подростковый возраст (от 13 и старше).

Родителям младенцев от 0 до 6 месяцев стоит выбирать большие игрушки ярких цветов: синие, красные, голубые, зеленые. Они должны быть удобными пластмассовыми или резиновыми. Мелодия музыкальной игрушки должна быть нерезкая, спокойная. Очень актуальны в этом возрасте будут различные подвески, карусели над кроваткой, пищалки, погремушки.

Детям от 6 месяцев до года уже хочется не только видеть предметы и слышать звуки, но и все трогать. Малыша заинтересуют различные игрушки-вкладыши, игрушки в виде бытовых предметов (например, разного размера чашки, стаканы, кастрюльки), а также игрушки со съемными элементами: разноцветные кубики, пирамидки. В это время уже можно приобрести больших плюшевых зверюшек.

Дети от 1 года до 3 лет. В это время развивается мелкая моторика, поэтому стоит покупать матрешки, мозаики, конструкторы, пазлы. В этом возрасте можно уже давать пластилин, формочки для песка, ведерки, карандаши. Родителям нужно уметь предлагать ребенку как развлекательные, так и развивающие игрушки.

В младшем школьном возрасте игрушки должны быть уже более реалистичными. Около шести-семи лет мальчики любят различные модели вертолетов, машинок на радиоуправлении, конструкторы из мелких деталей, а девочки хотят играть в реалистичные куклы, иметь одежду, аксессуары, посуду, предметы мебели. Старших школьников заинтересуют увлекательные настольные игры, головоломки.

Видео по теме

Правильно подобранные игрушки не только позволят занять и отвлечь малыша, но и формируют целый ряд навыков. Прежде чем отправится в магазин, вспомните, что умеет ваш малыш. К 9 месяцам ребенок уверенно сидит, может самостоятельно лечь, встает, ухватываясь за окружающие предметы, и ходит, придерживаясь за бортик манежа или мебель.

Открываем «тайну»

Выбирая игрушки для 8–10 месяцев, помните, что малыш активно действует не только большим, но и указательным пальцем руки. Ему становятся под силу более тонкие движения, происходит развитие мелкой моторики. Отличным тренажером станут различного рода коробочки с крышками, которые будут открываться и закрываться сверху, сбоку или способом проталкивания. Форма коробочек в данном случае не принципиальна. Чтобы малыш длительное время был заинтересован такой игрушкой, выбирайте те, которые имеют прикрепленные крышки, только такие маленькому открывателю под силу закрыть.

Самое время задуматься о первой машине. Речь даже не о машине как таковой, а о способности двигаться. Очень хорошо, если кроме колес она будет оснащена различными рычажками.

Новый взгляд на юлу и пирамидку

8–10 месяцев – время громко стучать игрушками, поэтому в арсенале должна появиться юла. Конечно, это не та конструкция, которая многим известна с советских времен. Современные производители создали специальные «малышовые» юлы, которые вращаются внутри купола, не осуществляя передвижения. Наличие большой кнопки сверху, нажатие которой запускает звук и вращение, непременно порадует кроху.

Настоящее «преступление», если у вас нет кубиков и пирамидки. Первая пирамидка должна быть небольшой на 3-4 кольца. Обратите внимание на стрежень, он должен быть толстым и тупым, а также зафиксированным на широкой базовой части.

Кубики лучше брать среднего размера, выполненные из пластика и пустые внутри, чтобы любитель покидаться не поранил себя. Деревянные конструкции с буквами и цифрами пока неактуальны. В арсенале должно появиться два мяча: маленький, который поместится в ладошку ребенка, и побольше, который он сможет кинуть двумя руками.

Координация тонких движений во многом зависит от того, как часто малышом будут выполняться действия по нанизыванию и погружению различных предметов. Запаситесь безопасными коробочками, корзинками и самими элементами манипуляций.

«Спасибо, не надо!»

Временно отложить в дальний ящик придется образные игрушки: машинки (не как объект движения), кукол, ролевые наборы. Ребенок не сможет выстроить сюжет «кукла купается» или «мишка кушает». Главное для крохи – освоить их физически и накопить опыт действия с различными предметами. Поэтому не удивляйтесь, что малыш отрывает колеса у машинки, разбирает по частям яркий космический аппарат или елозит куклу по полу, заворожено наблюдая за тем, как она

Мерчендайзеры и продавцы в детских магазинах не тратят времени даром, и, попав в торговый зал в поисках пеленок или подгузников для приданного малыша, вам уже никак не миновать рядов с игрушками. А на полках все такое яркое, красивое, блестящее, пищащее и двигающееся!

Прибавьте сюда манящие надписи на упаковках «0+», «Развивает с рождения», «Для самых маленьких», «Первая игрушка малыша» и вот вы уже на кассе с целой кучей игрушек, которые не планировали покупать. Давайте разберемся какие игрушки действительно необходимы новорожденному и какие будут способствовать развитию малыша на протяжении первого года жизни.

Игрушки для ребенка до года: 0-3 месяца

С самого рождения и до 3-х месяцев для ребенка самое лучшее средство развлечения и развития это родное человеческое лицо – мамино или папино. Любой предмет домашнего обихода вроде мягкой щеточки, которой вы причесываете малыша, махровой рукавички, которой вы его моете, упаковки бумажных салфеток и т.п. несет огромный развивающий потенциал для ребенка первых трех месяцев жизни и служит основой . Помните об этом, когда составляете список предметов первой необходимости перед походом в магазин.

Очень может быть, что вы самостоятельно смастерите для крохи первые игрушки, а приобрести останется только самый минимум или вы в этот период обойдетесь совсем без покупных игрушек.

Тем не менее, приведу список, в который вошли необходимые игрушки для ребенка с рождения до 3-х месяцев, которые могут развлечь его и послужить реквизитом для ваших совместных развивающих игр. Здесь же вы найдете краткие рекомендации по выбору этих игрушек.

  • Мобиль для подвешивания над кроваткой. При покупке обратите особое внимание на музыку, которую издает мобиль – она не должна быть слишком громкой, резкой, печальной, и должна нравится вам – кто знает, сколько раз за день вам придется ее слушать:) Также убедитесь в прочности крепления и отсутствии мелких деталей, которые могут отломиться и упасть на малыша. Хорошо, если элементы мобиля представляют собой реальных, а не вымышленных персонажей – например, цветочки, бабочки, рыбки и т.п. и имеют натуральную расцветку. В идеале – элементы мобиля должны быть съемными, чтобы вы могли легко заменить их на другие интересные предметы для поддержания эффекта новизны.
  • Дуга с подвешенными игрушками для крепления в кроватке / коляске / автомобильном кресле. Для этой игрушки справедливы приведенные выше рекомендации, но особенно актуальна становится возможность менять игрушки. Ежедневные прогулки и игры делают необходимой регулярную чистку игрушек и их периодическую замену – в противном случае, дуга быстро наскучит малышу.
  • Подвески и гирлянды с погремушками, пищалками, шуршалками на коляску – их малыш с удовольствием будет рассматривать, а позднее теребить и тянуть в рот, поэтому отдайте предпочтение игрушкам чистых естественных цветов, из моющихся прочных материалов. Для поддержания интереса ребенка достаточно будет приобрести по 2-3 гирлянды и подвески с разным звучанием и содержанием (например, в одной — пищалка и безопасное зеркальце, в другой — погремушка и шуршалка, в третьей — бубенчик и грызунки).
  • Мячики . Для игр с крохой с рождения и позже вам понадобятся мячи разных размеров. Приобретите легкий надувной «пляжный» мяч диаметром 20-25 см, маленькие мячики-ежики для массажа ручек и ножек малыша, мягкие текстильные и вязаные мячики с разными наполнителями – звенящими, шуршащими, пищащими. Исчерпывающий перечень вы узнаете по ссылке.
  • Развивающий коврик. Честно говоря, мне не попадались в продаже коврики, которые соответствовали бы моим высоким ожиданиям, но, может быть, вам повезет больше. Если нет – сшейте коврик самостоятельно или закажите у какой-нибудь рукодельницы. Цена такого изделия будет сопоставима с ценой фабричного коврика, а качество и развивающий потенциал – существенно выше.
  • Погремушки . Подберите 3-4 разной конструкции (в форме гантели, бублика, шарика с ручкой, бубенчиков на палочке и т.п.), цвета, звучания, желательно, из разных материалов. Пусть некоторые погремушки будут пока сложны для захвата маленькими пальчиками – малыш будет стараться схватить игрушку и, тем самым, и координацию «глаз-рука». Проследите, чтобы погремушки не издавали слишком громких и резких звуков, которые могут напугать ребенка, не имели острых краев и выступающих углов.
  • Неваляшка. Эту замечательную игрушку вы сможете использовать уже сейчас, и позже, когда кукла-неваляшка сможет стать героиней сюжетно-ролевых игр. Можно приобрести пару кукол – большую, ростом до 30 см, и поменьше, удобную для манипулирования.

Игрушки для ребенка до года: 3-6 месяцев


В этом возрасте ваш «игрушечный арсенал» можно существенно расширить. Самые главные критерии, которыми вы должны продолжать руководствоваться при выборе – безопасность для ребенка и развивающий потенциал игрушки. Что же заинтересует и развлечет ? Во-первых, все то, что вы уже купили ранее, — при условии, что вы регулярно заменяете игрушки на дугах, коврике и подвесках. После 2-3-х дней «разлуки», малыш радуется и исследует забытую игрушку, как новую. А вот и список новых приобретений:

  • Матрешка. Купите обычную классическую деревянную матрешку, расписанную не слишком темными красками и сразу же уберите подальше маленькие фигурки, оставив 3-4 самых больших.
  • Игрушки для купания. В этом возрасте для купания целесообразно использовать резиновые игрушки небольшого размера, удобные для захвата ручками. Покупайте продукцию проверенных производителей, обратите особое внимание на цвет и запах игрушки. Слишком резкий «аромат» и фантастическая расцветка – повод отказаться от покупки. Внимательно следите за чистотой игрушек для купания, мойте их с детскими моющими средствами, тщательно просушивайте после каждого купания и заменяйте новыми при первых признаках появления плесени. Идеи по использованию этих игрушек вы найдете в статье « «.
  • Кубики. Для первого знакомства отдайте предпочтение легким пластмассовым кубикам со слегка закругленными краями и кубикам-мякишам.
  • Грызунки . Хотя это не совсем игрушки, но, тем не менее, – выбирайте экземпляры удобные для захвата детской ручкой, предполагающие возможность охлаждения в холодильнике и, конечно, санобработки.
  • Фигурки животных . Приобретите или смастерите фигурки животных, которые вы будете использовать для демонстрации потешек, иллюстрации сказок и т.п. Игрушки должны быть реалистичными, не слишком большими (оптимальный размер до 12-15 см в высоту) и вызывающими положительные эмоции у малыша. Для начала пригодятся мишка, собачка, кошечка, зайка и белочка или лисичка.

Игрушки для ребенка до года: 6-9 месяцев


Многие игрушки из предыдущего периода все еще интересны малышу, только способы игры с ними меняются и усложняются. Например, погремушкой, за которой раньше ребенок следил взглядом, пытался поймать и перекладывал из одной ручки в другую, теперь можно учиться звенеть громче и тише или даже под музыку или в такт потешке, исполняемой неугомонной мамочкой. Другие необходимые игрушки для подросшего крохи в возрасте от 6 до 9 месяцев:

  • Кубики . Пришла пора деревянных кубиков. Но будьте осторожны с острыми углами и облупляющейся краской. Лучший выбор – кубики из неокрашенного дерева. Проследите, чтобы поверхность кубиков была гладкой, без зазубрин и царапин, и все равно не оставляйте малыша без присмотра наедине с этой игрушкой.
  • Конструктор . Можно приобрести крохе первый конструктор с крупными деталями и простым механизмом соединения. Не пытайтесь конструировать сложные фигуры, достаточно будет башенок, которые кроха пока будет только ломать.
  • Стаканчики-вкладыши. Мега-игрушка на все времена, которую я не раз уже упоминала и в статьях, и на своих вебинарах. Обязательно ее приобретите или сделайте что-то подобное из стаканчиков от йогуртов-творожков и т.п. В возрасте от 6 до 9 месяцев малыш будет с большим удовольствием вытаскивать и пытаться складывать стаканчики один в один, а немного позже начнет вместе с вами строить из них башенки.
  • Сортер. «Коробка» — домик, машинка, кораблик, грибок и т.п. с прорезями разной формы и набор маленьких фигурок, которые малыш должен научиться просовывать в соответствующие отверстия. Постарайтесь подобрать вариант с достаточно крупными деталями, которые исключают возможность проглатывания. Убедитесь, что отверстия достаточно большие, чтобы ребенок мог свободно протолкнуть в них подходящие фигурки, и обратите внимание на возможность ребенку самостоятельно доставать фигурки из коробки для повторения игры.
  • Интерактивные игрушки с кнопками, клавишами, рычажками . Конечно, это не самая необходимая игрушка при условии, что вы много внимания уделяете развитию мелкой моторики малыша – и водой, регулярно делаете пальчиковую гимнастику и т.д. Но малыши любят эти игрушки, поэтому никакого вреда от 2-3-х игрушек с кнопками не будет. Только не надо пытаться купить игрушку, как я их называю «100 в 1», которые обучают и голосам животных, и алфавиту, и цифрам, и цветам, и формам, и как говорить «Привет» на 5 языках и т.п. Пусть это лучше будут 1-2 функции, но соответствующие возрасту ребенка, тогда игрушка будет для него действительно интересной и полезной. Кстати, к этой же категории относится игрушка с безупречной репутацией – юла .
  • Пупс и аксессуары для него. И мальчикам, и девочкам рекомендую приобрести самого обычного пупса – с подвижными ручками и ножками, без волос, из моющегося материала. Для указанного возраста можно ограничиться комплектом одежды и кроваткой (которую с успехом заменяет соответствующим образом задекорированная коробка из-под обуви), в которую малыш будет учиться укладывать свою «лялю».
  • Куклы-бибабо. Перчаточные куклы буквально завораживают малышей, и для этого потребуется совсем немного ваших актерских способностей. В продаже имеются как отдельные персонажи, так и целые наборы героев сказок – выбирайте на свой вкус и кошелек. От себя добавлю, что сшить или связать такую куклу не составляет большого труда.

В этом же возрасте уместно предложить крохе первые настоящие книги – не книги-игрушки-погремушки-пищалки, а именно книги для чтения. Рекомендации по выбору книг вы найдете в статье « «

Игрушки для ребенка до года: 9-12 месяцев


Игры малыша с кубиками, конструктором, пирамидкой, матрешками становятся все более разнообразными и интересными, а мы с вами предлагаем ему новые развивающие игрушки, которые позволят малышу развивать новые навыки и умения.

Недавно стали мамой малыша?

  • Пирамидка . Для первых подойдет вариант с крупными, существенно отличающимися друг от друга по размеру кольцами и расширяющимся книзу основанием – такую пирамидку просто невозможно собрать неправильно, и вам будет легче объяснить принцип действия малышу. В дальнейшем можно будет приобрести еще 1-2 пирамидки другого размера и из других материалов.
  • Мозаика . Приобретаем для малыша первую настольную или, лучше, напольную мозаику с крупными элементами. Учим выкладывать дорожку, гусеничку, цветочек и другие простые элементы.
  • Игрушки-каталки. Актуальны для ползающих и начинающих ходить детей. Приобретите пару экземпляров на палочке, чтобы катить перед собой, и на веревочке, чтобы тащить за собой. Удачным приобретением будет машинка-каталка, которую малыш может толкать перед собой за ручку или сесть на нее и кататься, отталкиваясь ногами – мы до сих пор (с 9 мес. до 2,5 лет) с удовольствием используем эту машину.
  • Набор посудки и игрушечных продуктов. Пришло время разнообразить ваши игры с пупсом (кстати, ему для компании можно приобрести еще 1-2 куколки) – пригодится набор посуды (рекомендую хотя бы частично использовать настоящую посуду – например, пластиковые чашечки, миски, контейнеры с крышками, разделочную доску, деревянные и силиконовые лопаточки, ситечко и т.п.) и продуктов для игры «в повара». При покупке обратите внимание на соответствие игрушечных продуктов настоящим по цвету, форме, соотношению размеров. Можно сделать продукты для игры самостоятельно, например, сшить из фетра, свалять из шерсти или связать крючком. В вы найдете подборку игр с игрушечным продуктами.

Вот такой список игрушек для ребенка до года у меня получился. Не берусь утверждать, что он является исчерпывающим для всех или что все его пункты обязательны к выполнению, но лично мне он кажется таким. Замечу, что я не упоминала здесь о , и , поскольку на эту тему есть отдельные публикации в соответствующих рубриках. Также в списке не упоминаются многие игрушки, которые можно сделать своими руками – об этом тоже есть .

Приглашаю опытных и будущих мам обсудить мой список в комментариях. Какие пункты вы бы добавили в список для своего ребенка? Какие и почему считаете лишними?

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

В жизни каждого ребенка, начиная с самого рождения должны присутствовать игрушки. Они влияют на умственную активность ребенка, координацию движений, развитие речи. Благодаря им ребенок выражает свои чувства, общается, познает окружающий мир.

Какие игрушки нужны детям с точки зрения родителей не всегда отвечают эмоциональному запросу самого ребенка. Целевые игрушки, автоматические, полуавтоматические не могут в полной мере восполнить потребность ребенка. Для определенного возраста существует свой необходимый набор игрушек.

Какие игрушки нужны детям для развития определенных навыков?

  • Самовыражение: кубики, конструктор, пластилин, краски, пирамида, настольные игры, краски, карандаши.
  • Помогают выразить чувство раздражения, недовольства: скакалка, пистолеты, автоматы, игра дартс, груша для битья, мячи.
  • Выражающие реальную жизнь людей: медицинские принадлежности, мебель, посуда, стиральная машина, плита, железная дорога, кукольный домик – все эти игрушки позволяют ребенку подражать взрослым, проигрывая реальные ситуации.

Выбирая предметы для игр родители должны обратить внимание из какого материала они сделаны. Составляющая игрушек должна быть прочной, не разбиваться. В ней не должны содержаться мелкие детали, чтобы ребенок не смог их проглотить и не засунуть в нос или ухо. Они должны легко чиститься. Отличный пример — игрушки Лего на 8terminal

Все игрушки разделяются на группы:

  • Предназначенные для определения сюжета игры. Мягкие зверюшки, представители различных профессий, куклы, персонажи сказок — все это образно-сюжетные игрушки.
  • Обучающие. Какие игрушки развивают ребенка в творческом направлении. связанные с театральными постановками – которые помогают развивать память, речь, внимание, инсценируя сюжеты из сказок; музыкальные инструменты – развивают слух у ребенка (гармошка, барабан, пианино, маракасы, гитара); строительные игрушки – мозаика, конструкторы, наборы из мелких и крупных деталей; поучительные – развивают сообразительность, знакомят ребенка с различными формами (вырезанные детали из картона, матрешки, настольные игры).
  • Напоминающие праздник (костюмы различных сказочных персонажей, шарики, фонари, маски, хлопушки) – ребенок превращается в сказочного героя.
  • Развивающие интеллект. Такие развлечения больше подходят для мальчиков. выражающие средства коммуникации (радиотелефон, рация, телевизор, пейджер);армейская тематика (автоматы, пистолеты, человечки в военной форме); на радиоуправлении (самолеты, машинки, роботы); все транспортные средства передвижения.

Какие игрушки развивают ребенка с учетом возрастной категории

  1. Возраст ребенка от двух до пяти месяцев. Самая первая игрушка – погремушка подвеска. Она тренирует координацию, отдельные движения рук. Во время плача погремушка способна отвлечь и успокоить ребенка. Такая игрушка знакомит младенца с цветом и формой.
  2. Возраст от пяти месяцев до года. В этом возрасте игрушки должны развивать органы чувств. Детям на данном этапе жизни уже мало просто хватательных движений, им уже хочется разбирать, ломать. Для этого хорошо подойдут игрушки, развивающие координацию движений и чувствительность – деревянные кубики, матрешки, что хорошо разбирается и имеет материал приятный на ощупь.
  3. Возраст от года до трех лет. Этот период требует разнообразия игрушек. Идет тренировка координации движений в ходьбе, развивается мелкая моторика. Здесь подойдут доски – вкладыши, различные шнуровки, большие пуговицы с большими дырками. В три года ребенок знакомиться с составляющими игрушек их качеством. У ребенка должны присутствовать мягкие игрушки, они дарят покой и безопасность.
  4. Возраст от трех до пяти лет. У ребенка возникает интерес к окружающим его людям. Появляется интерес к игрушкам различных животных, фигуркам людей. У ребенка развиваются творческие навыки. Дома должны находиться карандаши, белая и цветная бумага, краски фломастеры.
  5. Период от пяти до десяти лет. В этом возрасте ребенок начинает уже созидать и упражняться. Поэтому игрушки должны быть разнообразными от сюжетно — образных до спортивных. Большую роль в жизни ребенка начинают играть книги. Дети начинают учиться читать, развивая свое воображение.

С возрастом дети перестают интересоваться игрушками и на первый план выходят подвижные игры со сверстниками с помощью таких игр, как футбол, волейбол, прыгание на скакалках.

Это руководство по подбору игрушек, созданное на основе исследований развития ребёнка, поможет вам выбрать соответствующие игры и игрушки для ваших детей в любом возрасте: от 0 до 12 лет! Некоторые игрушки рекомендуются для более чем одной возрастной категории, так как дети разных возрастов часто пользуются одной и той же игрушкой, просто каждый играет с ней на своём уровне.

От рождения до полугода

Дети в этот период развития полагаются на зрение, звук, осязание, вкус и запах, чтобы узнать о новом мире. Чтобы радовать себя и поощрять изучение мира, вам нужны самые первые игрушки , которые издают шум или имеют высокая контрастность, чёрно-белые или яркие цветные изображения. Текстурированные игрушки, которые безопасны для рта, отлично подходят для младенцев, которые могут изучать объекты, держа их в руках и пробуя на вкус.

Игровые напольные коврики
Одеяла активности
Мобили
Безопасные зеркала для младенцев
Прорезыватели
Большие кольца или ключи
Игрушки из ткани (которые разрешается стирать, с вышитыми деталями)
Мягкие куклы
Мягкие игрушки в виде животных (с коротким ворсом)
Музыкальные игрушки
Погремушки

Помните, что игрушки никогда не следует оставлять в кроватке спящего ребёнка.

От шести до 12 месяцев

На этом этапе младенцы начинают осваивать двигательные навыки, которые открывают для них новые и захватывающие способы игры. Когда дети научились сидеть, они играют в игрушки, которые они могут грохнуть об пол, уронить, поставить, катать, открывать и закрывать. Когда они начинают ползать и ходить, они получают огромный выбор игрушек, которые могут помочь развитию.

От 2 до 3 лет

Старшие малыши любят исследовать свои физические навыки, поэтому предложите им игрушки, которые заставляют их прыгать, лазать и бросать. Эта возрастная группа имеет хорошую координацию рук и глаз и любит использовать свои навыки мелкой моторики для работы с основными творческими возможностями (рисование, лепка, аппликация), для игры с куклами, блоками и простыми головоломками. Выбирайте игрушки, которые развивают воображение.

Шарики и мячики
Строительные блоки и системы конструкторов
Блоки и кубики с буквами и цифрами
Пазлы с деталями с ручками (целые объекты, которые вписываются в простые сцены)
Рамки-вкладыши
Куклы, которых можно купать, кормить
Одежда и аксессуары, карнавальные костюмы для ролевых игр
Перчаточные куклы
Игровые сценки (например, ферма, аэропорт, зоопарк) с фигурками и аксессуарами
Игрушки для песочницы
Трицикл и шлем
Беговел
Транспортные игрушечные средства
Вагончики
Сортировщики
Театр
Мягкие игрушки

От 6 до 9 лет

Дети школьного возраста любят играть, что требует стратегии и мастерства. Настольные игры, спортивные игры на открытом воздухе, а также классические игрушки, такие как воздушные змеи и железные дороги, являются фаворитами. Дети этого возраста также ищут новую информацию и опыт через игру, занимаются творчеством, играют в наборы для опытов и фокусов.

Велосипед и шлем
Простое оборудование для плавания
Коньки, ролики, скейт и защитное снаряжение
Конструкторы
Скакалка
Фигурки
Бумажная кукла с нарядами
Книжки с наклейками
Наборы для моделирования
Настольный спорт
Электронные игры
Куклы, одежда и аксессуары
Кукольные домики и мебель
Настольные игры
Головоломки
Наборы для опытов и фокусов

Малыш только родился, а родители уже думают о том, как вырастить его не только здоровым, а умным, талантливым и всесторонне развитым. Они штудируют литературу в поисках программ обучения и скупают в магазинах игрушки и игры с надписью «развивающие». Это стремление естественно и похвально, хотя во всем нужно знать меру и не измучить ребенка непрерывной учебой и завышенными требованиями.

Если вы выберете интересные упражнения и игры, правильную периодичность и атмосферу занятий, то обнаружите, что благодаря вашим регулярным усилиям у ребенка происходит закладка и развитие логического и образного мышления, мелкой моторики, улучшается внимание и растет любознательность. Во время занятий могут открыться творческие способности, проявиться коммуникативные навыки, расширяется кругозор малыша и видоизменяются способы самовыражения. Но стоит ли пробовать буквально все существующие уже на новорожденном младенце или лучше подождать до более сознательного возраста? Чем полезнее всего заниматься с крохой? Рассмотрим поэтапно, как одновременно играть и обучать детей разных возрастов.

Начало начал

Надо сказать, что между девятью месяцами и пятью годами жизни способность человека усваивать информацию поистине уникальна, а желание получить ее огромно. Это может показаться удивительным, но вся жизнь построена на применении тех способностей, которые будут развиты в ребенке в первые восемь лет.

4-5 лет оптимальное время для посещения ребенком различных развивающих групп . Это могут быть творческие мастерские, где с малышами занимаются , лепкой, аппликацией, а, может, и столярным делом или работой на гончарном круге, танцевальные классы, на которых, помимо прочего, формируются навыки координации движений, чувство ритма и баланса, музыкальные занятия и пение, группы по методу Монтессори или Домана … Выбор сейчас огромен! Кроме того, тем деткам, у которых есть проблемы с речью, именно в 5 лет стоит начать посещать логопеда, чтобы успеть все поправить до школы.

Что можно посоветовать родителям, которые решили заниматься самостоятельно со своим чадом?

Занимайтесь регулярно, не перескакивайте с одного на другое – начав заниматься одним делом, закончите его.
Откажитесь от занятий, если ребенок болеет или активно не хочет заниматься.
Начинайте всегда с любимых или простых заданий. Так ребенок почувствует уверенность.
Не раздражайтесь, не злитесь на малыша, если у него что-то не получается. Не нужно его ругать. Постарайтесь спокойно объяснять, что от него требуется.
Всегда поддерживайте ребенка, хвалите, когда у него что-то получается.
Обращайте внимание на сильные стороны ребенка. Пусть он сам почувствует, что именно у него получается лучше всего.

Составьте план развивающих занятий и помните, что они должны быть увлекательными и интересными, построенными в форме игры (особенно для самых маленьких). Не стоит насильно заставлять ребенка заниматься. Это только оттолкнет его от будущих занятий и никак не простимулирует его любознательность, так как именно с года до трех лет начинает формироваться основа высшей психической деятельности вашего малыша.

Учитывайте желание и наклонности ребенка. Заметив заинтересованность малыша, постарайтесь в игровой форме провести веселый и развивающий урок. Подкрепляйте его успехи одобрительными словами. Каждое занятие должно быть в чем-то увлекательным, только так вы вызовите интерес ребенка к обучению и желанию заниматься дальше.

Детям до трех лет желательно заниматься вместе с родителями, ведь психологическая связь в этот период очень велика и важна. Именно мама и папа – лучшие и главные учителя для ребенка. Они первые и основные значимые взрослые в его жизни. От их терпения и внимания зависит создание базовой безопасности по отношению к окружающему миру. До достижения трехлетнего возраста самое важное – качество взаимоотношений между родителями и ребенком. Поэтому, даже посещая групповые занятия, родители и дети вместе играют в пальчиковые игры, танцуют, рисуют, лепят, экспериментируют, общаются, делают первые открытия.

Чтобы понять, что именно нужно вашему ребенку, учитывая его особенности, характер, темперамент и состояние здоровья, совсем не лишней будет помощь психолога. Вместе со специалистом можно будет составить индивидуальный график занятий и «умных» развлечений, которые принесут малышу максимальную пользу.

Владимир Белов, психолог сети медицинских клиник «Семейная»
журнал для родителей «Растим Ребенка», апрель 2014