Развивающая предметно пространственная среда. Консультация на тему: тема: «развивающая предметно-пространственная среда необходимое условие для физического, эстетического, познавательного и социального развития ребёнка». Развивающая предметно-пространстве

– это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Работа связана с исходными предположениями, установленными в исследовании, проведенном несколько лет назад автором, в котором изучалась организация пространства и времени, деятельность и участие учителей в их реализации в 21 школе в Галиции и Испании. с севера Португалии. В статье основное внимание уделяется процессу наблюдения и оценки учебной среды, анализируя, в первую очередь, саму концепцию «учебной среды», размеры, которые ее конфигурируют, и ее дифференциация от концепции «школьного пространства».

Наконец, приводятся руководящие принципы оценки учебной среды в раннем детском образовании, указывающие, какие размеры и переменные должны соблюдаться. Ключевые слова: среда обучения; образование детей; школьное пространство; оценка; наблюдение. Или работа связана с исходными предположениями, установленными в опросе, проведенном несколько лет назад автором, который изучит организацию пространства и времени, а также участие учителей в их работе, в начальной школе Гализы, к северу от Португалии. Исследование связано с предположениями, установленными в предыдущей статье автора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда необходимое условие для физического, эстетического, познавательного и социального развития ребёнка».

Воспитатель:

Папулова Ольга Владимировна.

2016г.

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации

В этом документе изучалась организация пространства и времени, а также мероприятия и выступления учителей-женщин в 21 школе в Галиции и северной Португалии. В документе основное внимание уделяется процессу наблюдения и оценки учебной среды путем анализа концепции «учебной среды» и сфер, которые ею занимаются, и ее отличий от концепции «школьного пространства». Наконец, мы представим несколько рекомендаций по оценке учебной среды детского образования, указав, какие сферы и переменные должны соблюдаться.

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества .

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский.

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Ключевые слова: среда обучения; детское образование; школьное пространство; оценка; наблюдение. В предыдущей работе по этому же вопросу был представлен общий обзор об учебных пространствах, которые оказались актуальными в исследовании учебной среды в раннем детском образовании. В этом исследовании было рассмотрено исследование организации пространства и времени, деятельности и участия учителей в ее реализации в 21 школе Галисии и северной Португалии.

Эта работа связана с исходными предположениями, установленными в этом исследовании, в частности, в отношении того, что относится к процессу наблюдения и оценки учебной среды. Основная забота учителя детского образования заключается в том, чтобы выяснить, какие из них являются элементами, которые делают их класс, или нет, что созданная учебная среда эффективна в отношении предложенных целей формирования. Цель этой статьи - попытаться описать, какие индикаторы важно рассмотреть с учетом этого анализа учебной среды в классе детского сада.

Изучение среды: предметной, игровой, творческой – один из актуальных вопросов дошкольной педагогики и психологии. Доказательства ученых констатируют, что среду можно рассматривать как окружающие ребенка условия существования, к которым относятся социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия. При этом предметная среда выполняет определенную (ответную) функцию: она стимулирует игровую деятельность, способствует формированию воображения.

От концепции «пространства» к идее «среды обучения»

Существует несколько определений термина «пространство» в соответствии с различными профессионалами, которые занимались его концептуализацией. В его наиболее распространенном значении этот термин означает неопределенное расширение, среда без ограничений, которая содержит все конечные расширения. Часть этого расширения, которое занимает каждое тело. Это определение дает нам представление о пространстве как нечто физическое, связанное с объектами, которые являются элементами, которые его занимают.

Предметно-пространственная среда развития детей представляет собой особым образом организованное пространство, социокультурное и педагогическое. В рамках такого пространства структурируются несколько подпространств, которые являются взаимосвязанными и создают наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта (Е.А. Лобанова).

Профессор Энрико Баттини из архитектурного факультета Туринского университета утверждает, что мы привыкли рассматривать пространство, как если бы это был объем, ящик, который мы могли бы заполнить. Однако, говорит этот автор, «необходимо понимать пространство как пространство жизни, в котором жизнь происходит и разворачивается: это полный набор».

Когда мы впервые входим в чей-то дом, мы можем обнаружить множество аспектов их личности и образа жизни, просто наблюдая за тем, что такое место, в котором они живут. Стиль мебели, украшения, книги и диски, фотографии и фотографии, мелкие детали, которые висят на стенах или на мебели и полу, короче говоря, все это говорит нам о человеке, как он, что ему нравится, как он живет. Благодаря всему этому и функциональности элементов, которые он окружает, мы можем воплотить эстетическую, духовную чувствительность, способ мыслить жизнью.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно-развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Атмосфера говорит, хотя мы молчим. То же самое можно применить и к школьной среде. Когда мы входим в образовательный центр, стены, мебель, его распределение, мертвые пространства, люди, украшение, короче говоря, все говорит нам о типах выполняемых действий, общении между студентами разных групп, интересов студентов и профессоров, отношений с внешним миром и т.д.

Два термина обычно используются эквивалентным образом при обращении к пространству классов: «пространство» и «окружающая среда». Однако мы считаем, что мы можем установить разницу между ними, хотя мы должны иметь в виду, что они тесно связаны между собой.

Содержание развивающей предметной среды должно быть выстроено таким образом, чтобы удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, а также обеспечивать становление его способностей. Следует понимать, что речь идет об амплификации в сфере способностей на основе предметной базы развития в детских, не учебных видах деятельности. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрастах обеспечиваются в программе системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада.

Термин «пространство» относится к физическому пространству, то есть к помещениям для деятельности, которые характеризуются объектами, дидактическими материалами, мебелью и украшением. Напротив, термин «окружающая среда» относится ко всему физическому пространству и установленным в нем отношениям.

В более широком смысле мы могли бы определить окружающую среду в целом, неотделимую от объектов, запахов, форм, цветов, звуков и людей, которые населяют и соотносятся в определенном физическом каркасе, который содержит все и в то же время содержится всеми этими элементы, которые били внутри него, как будто они имели жизнь. Вот почему мы говорим, что окружающая среда «говорит», передает ощущения, вызывает воспоминания, дает нам безопасность или беспокоит нас, но никогда не оставляет нас равнодушными.

В детском саду предметно-пространственную среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его интересов, потребностей, склонностей и способностей, а также уровней активности (С.Л. Новоселова).

Основными направлениями при проектировании предметно-пространственной среды в детском саду являются: всестороннее развитие детей; психологический и физический комфорт детей и взрослых, так как современный детский сад – это первый внесемейный социальный институт, обеспечивающий образование дошкольника; это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Осознавая значимость и необходимость такого опыта, возможности его организации и обогащения расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды, которая является источником становления субъектного опыта ребенка.

С точки зрения школы мы можем понять окружающую среду как структуру четырех четко определенных и взаимосвязанных измерений. Функциональный размер Это связано с режимом использования пространств, их универсальностью и типом деятельности, для которой они предназначены. Что касается способа использования, то пространства могут использоваться ребенком автономно или под руководством учителя. Универсальность относится к различным функциям, которые может принимать одно физическое пространство. Наконец, принимая во внимание тип действий, которые дети могут выполнять в определенном физическом пространстве, он приобретает тот или иной функциональный размер. Таким образом, мы говорим о углу конструкций, символической игры, музыки, библиотеки и т.д. Временное измерение Это связано с организацией времени и, следовательно, с моментами использования пространств. Время различных действий обязательно связано с пространством, в котором происходит каждый из них: время играть в углах, общаться с другими в собрании, история, время в столовой, отдых, работа отдельные или в небольших группах и т.д. а также время свободной и автономной деятельности и время планируемой и направленной деятельности. В любом случае мы должны иметь в виду, что организация пространства должна быть согласована с нашей организацией времени и наоборот. Но кроме того, временное измерение также относится к ритму, головокружительному или умеренному, с которым класс развивается, в темпе. Таким образом, мы находим классы с живым живым темпом, а другие с темпом временным. Этот темп или скорость, с которой выполняются различные действия, могут вызвать стрессовую обстановку или, наоборот, расслабляющую и спокойную жизнь. Реляционный размер Это связано с различными отношениями, которые установлены в классе, и связаны с аспектами, связанными с различными способами доступа к пространству, правилами и способом их создания, различными группами в осуществление деятельности, участие учителя в различных пространствах и в мероприятиях, проводимых детьми. Все эти вопросы и другие - это те, которые настраивают определенное реляционное измерение среды класса.

  • Физический размер Это относится к материальному аспекту окружающей среды.
  • Это физическое пространство и его структурные условия.
  • Он также включает в себя объекты пространства и его организацию.
Но окружающая среда не является чем-то статическим или предсуществующим, и хотя все элементы, которые его составляют и которые мы группируем в этих четырех измерениях, могут существовать независимо, среда существует только во взаимосвязи всех из них.

В настоящее время отмечается повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной среды группового помещения, поскольку среда в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом образовательный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.

Без физической сущности, такой как физическое пространство, существование среды происходит настолько, что элементы, которые ее составляют, взаимодействуют друг с другом. Вот почему каждый человек воспринимает это по-другому. Принимая во внимание эти четыре аспекта, школьное пространство, понимаемое как учебная среда, должно рассматриваться как дополнительный элемент учебной программы с важной формирующей силой. Это будет зависеть, среди прочего, от уровня соответствия с образовательной моделью, в которой мы работаем: теоретические предположения, которые определяют определенную модель образовательной модели, определяют дизайн учебной среды и смысл ее использования, порождая что разные образовательные модели настраивают учебную среду по-другому.

Зачем нужна предметно-развивающая среда дошкольнику?

  • Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
  • Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
  • Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.

Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю?

Таким образом, это рассмотрение школьного пространства как учебной среды и как учебного элемента предполагает принятие решений о том, как организовать пространство, как его оснастить и обогатить, чтобы оно стало стимулирующим фактором деятельности, как организовать доступ к детей в помещения класса и как структурировать учебный проект вокруг доступных пространств и ресурсов, включенных в них.

Процесс оценки учебной среды

Проведение оценки учебной среды подразумевает, с нашей точки зрения, циклический процесс в четыре этапа. Определите размеры и переменные, которые более непосредственно вмешиваются в конфигурацию определенного типа среды. Для этого необходимо глубоко знать объект или измерение, чтобы их разложить на более легко наблюдаемые части или узлы.

  • Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
  • Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
  • Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС

Наблюдайте за проявлением различных переменных в классе с внимательным взглядом. Полученные данные предоставят нам информацию о влиянии окружающей среды на поведение и обучение детей. Для систематического наблюдения у нас есть некоторые инструменты, которые помогают нам в сборе информации: пространственные карты, регистрационные таблицы и т.д.

Проанализируйте аспекты, которые будут подробно рассмотрены, и рассмотрите педагогические и образовательные последствия этих аспектов, то есть, как они влияют на нашу динамику работы и обучение детей. Раскрытие этого влияния и то, как оно происходит, позволит нам узнать, эффективно ли управление окружающей средой эффективно отвечает нашим образовательным намерениям, а если нет, то оно предоставит нам информацию для проведения необходимых преобразований.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью, предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например, «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

Показ предмета и его называние;

Показ действий с предметами и их называние;

Предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.


При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

    Конституция Российской̆ Федерации;

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;

    Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

    Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

    Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде­миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде ­миологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

    Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

    Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

    Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03­-51-­46ин/14-­03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации

Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации.

Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:

реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;

организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения 8 .

Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.

Предметное содержание

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом)....

Организация пространства

К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены 9 ....

Изменение

Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей…

Обеспечение

Данный компонент предназначен для обеспечения полноценного функционирования РППС, отвечающей современным требованиям дошкольного образования. Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО.

Методическая поддержка заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов для организации и обеспечения РППС, использования в образовательном процессе и повышения квалификации. При организации РППС это позволит избежать рисков для физического и психического развития ребенка, несоответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр. 10

В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.

Объективные показатели негативного влияния:

    сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);

    провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;

    чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);

    формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;

    снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);

    тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;

    культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.

    Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

    физические риски,

    психологические риски,

    нравственные риски.

Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

Принцип соответствия

  • возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

    индивидуальным особенностям,

    специальным особенностям ребенка…