Формирование личности ребенка в условиях целостного образовательного процесса. Развитие ребенка — как осуществлять целостный подход

Совсем недавно ваш ребенок был маленьким, не умел стоять на ногах, говорить и держать ложку в руках, а теперь он уже проявляет свой характер и часто ставит родителей в неудобное и затруднительное положение. Знакомая ситуация? Тогда пришло время узнать, какие существуют подходы в воспитании детей, и как правильно применять эти знания на практике.

Правильно подобранные подходы к воспитанию современного ребенка в семье, к его обучению, и становлению помогают максимально полно раскрыть его способности и индивидуальные особенности.

Комплексный подход в воспитании детей и формировании личности

Под воспитанием следует понимать целенаправленное и методичное формирование личности, ее подготовка к участию в культурной и общественной жизни, в соответствии с общепринятыми социальными и культурными моделями поведения. В повседневной жизни под воспитанием понимается то влияние, которое родители оказывают на своих детей.

Однако, по мнению специалистов, даже если родители не будут целенаправленно или осознанно каким-то образом влиять на своего ребенка, личность из него все же вырастет и сформируется. Просто он вырастет похожим на своих родителей, так как он научится всему, что будет видеть в своем доме. Это касается привычек (плохих и хороших), манеры поведения на людях, общения со взрослыми людьми и ровесниками и т.д. поэтому если не хотите чтобы он унаследовал от вас какие-либо черты, постарайтесь как можно скорее от них избавиться.

Если речь идет о подходах в воспитании детей, новых или старых, проверенных временем, то подразумевается именно сознательное и целенаправленное влияние. Успехи взрослых в деле воспитания своих детей напрямую зависят от выбранного подхода к воспитанию и методики. В свою очередь выбор самого подхода зависит от целей и задач, поставленных перед собой родителем.

Каковы ваши основные цели и задачи как родителя в деле воспитания детей? Вы хотите вырастить и «выдрессировать» своего ребенка таким образом, чтобы он вел себя «правильно» и был «удобен» для вас и окружающих его людей? Или все же лучше чтобы он имел с вами доверительные близкие отношения, прислушивался к вашим советам и доверял секреты? Результаты как видно совершенно противоположные, как и цели их достижения.

Ошибка многих родителей – желание видеть, конечно же, второй вариант развития своего чада, и в то же время использование методов больше пригодных для первого. Именно поэтому отношения со своим повзрослевшим сыном или дочерью не соответствуют ожиданиям.

Конечно же, специалисты рекомендуют использовать комплексный подход в воспитании современных детей, который аккумулирует в себе все лучшие методики и моменты из разных систем воспитания. Чтобы определить для себя как именно вы будете воспитывать свое чадо, нужно познакомиться со всеми существующими подходами к воспитанию.

Индивидуальный подход в физическом и эмоциональном воспитании детей

С самых первых минут своей жизни ребенок является уникальным, особенным созданием, не похожим ни на кого другого. Это касается не только внешнего облика, но и стиля и особенностей поведения, физического и эмоционального развития. Индивидуальные, то есть присущие только ему, особенности поведения и развития, в большей степени зависят от условий воспитания и жизни ребенка. Так, например, малыш не рождается жадным или жестоким, неумелым или очень самостоятельным. Эти особенности и умения появляются постепенно, под постоянным влиянием родительского воспитания, условий жизни и ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании и обучении современных детей подразумевает продуктивное учение «с оглядкой» на его личностные качества, поведение, способность быстро воспринимать окружающую обстановку и т.д.

При осуществлении индивидуального подхода в физическом воспитании детей также учитывается тот факт, что некоторые стороны поведения ребенка формируются с учетом врожденных особенностей его нервной системы, или так называемого типа высшей нервной деятельности. К примеру, одни дети рождаются и развиваются очень шустрыми и энергичными индивидуумами, другие – менее активны, а третьи активными, но чересчур медлительными.

Что предполагает индивидуальный подход к ребенку в воспитании

Важно понимать, что особенности нервной системы никоим образом не предопределяют приобретение личностью тех или иных умений, навыков и привычек, черт характера и пр. Это зависит от качества воспитания и вида средств педагогического воздействия. Так, к примеру, строгий тон взрослого (воспитателя в саду, учителя в школе или родителя) просто необходим при общении с одними детьми и в то же время категорически неуместен в обращении с другими.

Таким образом, индивидуальный подход к ребенку в воспитании предполагает знание взрослым или педагогом особенностей ребенка, степени его восприимчивости к тем или иным методам обучения и стилям общения.

Индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста с учетом особенностей его нервной системы, сложившихся привычек, уровня его умственного и физического развития и реакций на приемы педагогического воздействия крайне на необходим для полноценного, гармоничного и многогранного развития малыша, а также для жизнерадостного настроения и хорошего его самочувствия.

Индивидуальный дифференцированный подход для воспитания социально-неадаптированных детей

Особенно важен индивидуальный подход для воспитания социально-неадаптированных детей, так как для них общение с посторонними людьми является настоящим стрессом. При общении с ними нужно также учитывать существующие типы высшей нервной деятельности, которые определяются свойствами таких нервных процессов как возбуждение и торможение. Они происходят в коре головного мозга, их слабость или сила, а также уравновешивание друг друга или преобладание одного из них определяют поведение индивидуума и его обучаемость.

Использование индивидуально дифференцированного подхода в воспитании детей позволяет раскрывать их возможности и скрытые способности, а также обеспечить нормальный процесс становления самоопределения и самосознания. Родители и преподаватели, использующие индивидуальный подход к обучению, высоко ценят его самого, прививают ему моральные, интеллектуальные и социальные ценности. Такой подход акцентирует внимание на каждом ученике, а также на его возможностях и желаниях.

Что является новым деятельностным подходом в воспитании детей

Деятельностный подход в воспитании детей – эффективный метод обучения. В процессе обучения и воспитания ребенок полученную информацию и навыки учебно-познавательной деятельности. При этом знания ребенку не преподносятся в уже готовой форме, чтобы ему осталось только запомнить их. Учебный процесс организовывается таким образом, чтобы обучающимся детям нужно было самим активно развиваться и познавать все новое самостоятельно.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей, который является относительно новым направлением педагогической науки лежат следующие дидактические принципы:

  • деятельности – полученные знания ребенок осознает и активно использует в своей жизни;
  • непрерывности – заключается в преемственности на всех уровнях обучения;
  • целостности - позволяет формировать системные и обобщенные знания об окружающем мире;
  • психологической комфортности – формирует благотворные условия для осуществления познавательной деятельности;
  • вариативности – дающий свободу выбора и формирующий способность искать различные варианты решения задач;
  • творчества – использование творческого потенциала в процессе обучения.

Самую главную роль в этом подходе играет деятельность самих детей их участие в процессе и самостоятельное решение всех проблем и задач обучения. Родители и преподаватели в этом случае представляют собой только поддерживающую, стимулирующую и корректирующую сторону.

На чем основан личностно ориентированный подход в воспитании ребенка

В последнее время все более востребованным является далеко не новый подход в воспитании детей, который называется личностно ориентированным, на основе которого основаны развивающие программы обучения в школах.

В том случае, когда родители хотят сохранить теплые и близкие отношения с ребенком, желают быть для него другом, с которым он будет делиться своими проблемами и мыслями, чтобы он прислушивался к их советам, вырос счастливым, то выбор стоит остановить именно на личностном подходе к воспитанию.

Личностно ориентированный подход в воспитании ребенка основан на принципах взаимодействия с ним, полного доверия и взаимопонимания. Отдавая предпочтение именно этому подходу нужно принять тот факт, что воспитываемый таким образом ребенок «удобным» для вас не будет, особенно на первых порах.

Родителям нужно уделять ему очень много внимания и времени, и постоянно бороться с искушением заставить ребенка что-либо делать, надавить на него и манипулировать им в той или иной ситуации. Ведь так гораздо проще, заставить его своим волевым решением, что-либо поменять в его собственной жизни против собственного желания и воли.

Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей

Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей вынуждает родителей и педагогов постоянно придумывать и искать пути решения без манипулирования ребенком. Им придется учиться доверять ему, принимать и уважать его решения. Такой подход позволяет родителям воспитываться и расти вместе со своими детьми, работать над собой, меняться и расти. В то же время им придется полностью отказаться от родительского авторитета и заменить его уважительным отношением к личности ребенка.

Результатом использования личностно ориентированного подхода станет воспитания достойного, счастливого и самодостаточного человека, умеющего уважать других людей и прислушиваться к их мнению.

Что является далеко не новым подходом в воспитании детей

Полной противоположностью личностному воспитанию является авторитарный подход – далеко не новый, и не всегда эффективный. В данном случае процесс обучения больше напоминает «дрессировку», результаты которой всегда временны и сомнительны. Такой подход не допускает наличия у ребенка своего мнения по поводу того или иного вопроса. Его мнения и желания никогда не учитываются, он всегда должен делать только то, что ему говорят родители или педагоги. При этом используются весьма незамысловатые методы воспитания – кнут и пряник.

Ребенок полностью находится во власти родителя, которые его постоянно и методично «дрессирует». Счастливым такого члена семьи сложно назвать, так как он все время находится под прессом и в напряжении. Дети, выросшие в семье, где практикуется авторитарный подход к воспитанию, испытывают постоянную нехватку искренности в отношениях, недостаток любви и доверия, понимания и уважения.

Ребенок при авторитарном подходе воспитывается в строгости и безоговорочно подчиняется родителям. Несмотря на то, что все внутри него бунтует и противится этому, он со временем привыкает к беспрекословному подчинению и родительскому мнению, что уже попросту не умеет быть самостоятельным, утрачивает инициаторские начинания и творческие способности. Запреты, накладываемые на жизнь и существование ребенка его родителями, мешают его полноценному развитию и со временем превращают его в запуганного зверя.

К сожалению, ребенок которого «дрессировали» в детстве родители, вырастая, становится неспособен на искреннее общение и не может построить доверительные отношения с другими людьми. Чаще всего такие люди одиноки и несчастны, несмотря на то, что вполне способны социализироваться и играть различные роли в отношениях и обществе.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагоги часто говорят о важности гендерного подхода в воспитании детей детсадовского и младшего школьного возраста, ведь проблемы пола в современном мире очень актуальны. По мнению специалистов именно отсутствие грамотного гендерного обучения приводит к тому, что мужчины все чаще становятся слабыми, трусливыми и беспомощными, а женщины, вынужденные взваливать на свои плечи мужские проблемы становятся агрессивными, могут дать сдачи обидчикам не хуже мужика.

Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам. Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты.

По мере взросления проблема будет только усугубляться, и повзрослевший ребенок уже не сможет выполнять своих функций в обществе. Такая ситуация приводит к тому что в обществе все больше появляется агрессивных женщин, не желающих иметь детей, и ленивых мужчин, не берущих на себя никакой ответственности. Именно поэтому психологи всерьез озабочены этой проблемой и настоятельно рекомендуют уделять гендерному воспитанию дошкольников как можно больше времени.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста это далеко не новинка в педагогике. Издавна воспитание подрастающего поколения производилось в соответствии с их полом: мальчики старше трех лет воспитывались гувернерами или дядьками, в крестьянских семьях они всегда помогали отцу. Девочки воспитывались мамами, бабушками и нянями, которые их обучали рукоделию и основам ведения хозяйства.

Возрастной подход в воспитании и обучении детей: психологические аспекты

Однако в 20 веке больше внимания в педагогике начали уделять психологическим аспектам развития ребенка и его особенностям в зависимости от возраста. Именно когда возрастной подход в воспитании и обучении детей вышел на первый план начался постепенный, медленный, но постоянный процесс стирания границы между полами.

Тогда все воспитательные функции на себя взяли образовательные учреждения, в которых работают практически одни женщины. Воспитание девочек и мальчиков проводилось одними и теми же методами, потому что так удобнее.

Гендерное обучение позволяет педагогам и родителям учесть существующие различия между девочками и мальчиками, которые на самом деле довольно существенные. Они отличаются не только темпераментом и развитием мелкой моторики, их мозг работает по-разному.

Современные дошкольные учреждения и их планы обучения детей, к сожалению, не предусматривают наличия разного подхода в общении с детьми разных полов. В то время как он очень важен и нужен. Так, например, девочки очень легко и быстро воспринимают информацию на слух, в то время как мальчикам лучше дается зрительное и тактильное восприятие. Физические упражнения также даются представителям разных полов по-разному. Мальчики подвижные и быстрые, поэтому могут выполнять сложные упражнения, а девочки более гибкие.

Выбирая тот или иной подход к воспитанию своего ребенка, родители всегда должны помнить о том, что дети это такие же равноправные члены семьи и общества, как и они сами. Он должен иметь право на собственное мнение и с ним родители обязаны считаться. Ни кто не говорит о вседозволенности или равнодушии. Мудрый родитель должен найти способы и методы обучения и общения, своеобразную «золотую середину» между всеми известными подходами к воспитанию. Это позволит вырастить справедливого и честного человека, который .

Статья прочитана 9 564 раз(a).

Развите детей. Целостное системное изучение ребенка. Как уже отмечалось, преодоление порочного подхода к диагностике нарушений умственного развития на основе чисто количественной психометрической оценки результатов выполнения детьми тестовых заданий и отказ от придания тестам ведущей роли в отборе умственно отсталых детей в специальные школы привели к созданию комплексного подхода к диагностике нарушений развития.

Комплексный подход как один из основных принципов диагностики аномального развития означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка, охватывающей не только интеллектуальную, познавательную, деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками и т. д., а также состояние его зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, историю развития. Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы и органов чувств, об условиях и особенностях его развития, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при определении путей обучения ребенка, чем его психологическая характеристика и данные о его знаниях, умениях и навыках. Таким образом, психологическое исследование составляет органическую часть диагностической системы, часть комплексного подхода к обследованию ребенка и не имеет самодовлеющего значения. В обследовании ребенка в целях диагностики и отбора в специальные школы принимают участие врачи: психоневролог или психиатр, отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед; педагог-дефектолог, логопед, психолог. Такой состав диагностического комплекса предусматривается «Положением о медико-педагогических комиссиях». К сожалению, участие психолога не всегда реально обеспечивается из-за недостатка специалистов этого профиля, работающих в области нарушений развития, а психологические методики (хотя они часто оказываются единственным надежным средством выявления нарушений развития) используют в этом случае психоневролог или психиатр, логопед и педагог-дефектолог.

Целостное системное изучения ребенка. Следующим важнейшим положением современного подхода к диагностике аномалий развития в целях отбора детей в специальные школы является принцип целостного системного изучения ребенка. Системный подход, о необходимости применения которого к изучению нарушений развития писал еще Л. С. Выготский (1983) и который получил достаточно глубокое развитие в исследованиях его учеников, является сейчас одним из основных в методологии советской психологии, а значит, и в дефектологии. Однако его полная реализация представляется весьма непростым делом, и осуществляется этот подход далеко не всегда.

Целостный системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает прежде всего обнаружение не просто отдельных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, т. е. того, что Л. С. Выготский определял как взаимосвязанную систему дефектов – первичных, вторичных и т. д. Для осуществления такого анализа необходима не только четкая постановка задач исследования психического развития применительно к отбору в специальные школы, но и соответствующая система диагностических методик, без применения которых крайне затруднительно получить материал для обоснованного решения этих задач. Однако пока задачи исследования четко не формулируются, а психолог и другие специалисты, обследующие развитие психических функций ребенка, не располагают набором методик, который мог бы обеспечить системное исследование. Об этом подробнее мы поговорим ниже.

Можно не согласиться с положением о необходимости четких задач для реализации целостного системного обследования. Можно противопоставить ему утверждение, что если детально обследовать все психические функции ребенка, выявляя все его возможности, то тем самым и будет достигнуто целостное системное представление о его психическом развитии. Однако в этом случае мы получим огромное количество избыточного материала, среди которого может затеряться интересующий нас. Вместе с тем для такого обследования необходим гораздо более продолжительный отрезок времени, чем затрачиваемый теперь на обследование одного ребенка медико-педагогическими комиссиями. Поэтому такой подход является просто нереальным.

Существенное значение имеют также принципы динамического изучения ребенка и качественного анализа полученных данных.

Целостное системное изучения ребенка. Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой в советской психологии теории психического развития ребенка, в создании которой принимали участие такие ведущие российские психологи, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. Для дефектологии (и в частности, для разработки основ психологической диагностики) особо важное значение имели два положения, сформулированные Л. С. Выготским (1983) в русле разработки теории психического развития ребенка.

Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев. Вместе с тем Л. С. Выготский отметил и существование специфических закономерностей аномального развития, в качестве примера которых указал на затруднения во взаимодействии с окружающими, обнаруживающиеся при всех аномалиях развития. Естественным выводом из этого положения Л. С. Выготского применительно к диагностике нарушений развития является признание важности данных специфических закономерностей, поскольку они могут служить весьма существенными ориентирами (В. И. Лубовский, 1971,1978). Именно опора на знание специфических, закономерностей и особенностей, своеобразных для разных категорий аномальных детей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциации случаях (Т. А. Власова, 1956), однако наше знание таких закономерностей пока весьма ограниченно.

Вторым, важнейшим для психологической диагностики, положением Л. С. Выготского является его концепция о зонах актуального и ближайшего развития. Подлинная реализация принципа динамического изучения предполагает прежде всего не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития».

Принятая в отечественной психологии теория психического развития ребенка отвергает жесткую обусловленность стадий и отдельных проявлений психического развития физиологическим «созреванием» ребенка, полную зависимость формирования психологических функций от возраста (как это делается, например, в теории психического развития Ж. Пиаже), подчеркивает ведущую роль обучения, значение влияния среды, условий развития. Тем не менее имеется определенная последовательность стадий развития, которые не могут опережать друг друга, и, таким образом, определенная (относительная) возрастная периодизация, на которую необходимо ориентироваться при исследовании, существует. В разработку проблемы внесли наибольший вклад Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Однако разработанная ими периодизация недостаточно дробна для практических диагностических целей.

Отмечая прогрессивный характер отечественной теории психического развития, следует сказать, что особо важное значение для разработки путей и средств психологической диагностики отклонений в развитии должны иметь определенные нормативы развития, качественные характеристики возрастных этапов. Следует, однако, признать, что пока таких характеристик, которые могли бы в полной мере играть роль критериев развития, не существует, они не разработаны. До настоящего времени охарактеризованы лишь наиболее общие психологические особенности, свойственные большим возрастным этапам, недостаточно определенные и конкретные, чтобы служить в качестве диагностических критериев.

Установлены, например, лишь основные изменения в психической деятельности ребенка, происходящие при переходе от дошкольного к школьному возрасту (изменение ведущих видов деятельности). Такого рода данные могут лишь ориентировать на поиск диагностических критериев, но ни в коей мере не могут служить такими критериями, ибо не являются достаточно конкретными показателями. Разумеется, нет точной хронологической привязанности определенных психологических проявлений к тому или иному возрасту, но при всей «возрастной неопределенности» формирования этих процессов могут быть установлены определенные ориентировочные показатели для некоторых важнейших функций, умственных операций и т. д. При этом необходимо учитывать, что психическое развитие детей в каждом обществе в значительной мере определяется социальными требованиями и отвечающей этим требованиям системой воспитания и обучения.

Принцип качественного анализа данных, получаемых в процессе психологической диагностики, т. е. качественного анализа результатов применения психологических методик, находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Этот принцип выдвинут как противопоставление чисто количественному подходу к оценке психологических данных, характерному для классического тестирования (см.: А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, 1968). Однако и этот принцип нуждается в дальнейшей разработке, поскольку его реализация сталкивается с теми же трудностями, что и осуществление принципа динамического изучения. Проблема качественных показателей выполнения различных психологических методик разработана совершенно недостаточно. Да и в целом следует сказать, что не существуют и, видимо, принципиально не могут быть созданы такие единые психологические методики, которые позволили бы однозначно и качественно разграничивать не только детей, относящихся к разным категориям аномалий, но и нормальное развитие от нарушенного. Существуют, конечно, различия в способах выполнения заданий, способах действий. Однако такие различия наблюдаются и среди нормально развивающихся детей, а с другой стороны, не все такие различия доступны для наблюдения (между прочим, это обстоятельство является причиной, объясняющей необходимость использования при исследовании, скажем, мыслительной деятельности методик наглядно-действенного характера).

Таким образом, качественный подход в чистом виде невозможен. В большинстве случаев, когда при диагностике применяется набор заданий, аномальные дети выполняют отдельные задания хуже, чем нормально развивающиеся, или выполняют лишь некоторые из тех заданий, с которыми справляются нормально развивающиеся дети, однако и среди последних не все дети справляются со всеми заданиями. Таким образом, возникают реальные количественные различия, на основании которых необходимо принимать диагностическое решение. Как эта реальность учитывается в имеющихся методических пособиях для медико-педагогических комиссий, можно будет увидеть из примеров, приводимых ниже.

Из сказанного следует, во-первых, необходимость применения при диагностике многих методик (целого набора, «батареи»), причем каждая методика должна содержать несколько однотипных заданий, определяющих диапазон количественных различий, а во-вторых, неизбежность сочетания количественного и качественного подходов к анализу данных. Более того, следует сказать, что в подавляющем большинстве случаев качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей. Количественные и качественные различия практически выступают во взаимосвязи. Качественные определяются на основе перехода количества в качество. Практически так и происходит, хотя исследователи не отдают себе отчета в этом.

Заканчивая рассмотрение состояния теоретической концепции в психологической диагностике нарушений развития, следует отметить, что на данном этапе она определяет лишь самые общие требования к построению диагностических процедур и не содержит никаких положений, которые определяли бы критерии разработки или отбора методик, объекты диагностики (т. е. проявления – процессы, состояния, – которые целесообразно исследовать), способы обработки получаемых экспериментальных данных и оценки результатов.

Подходы в воспитании детей позволяют выбрать правильное направление для обучения, становления и развития ребенка, раскрыть его индивидуальные особенности и способности.

Современные подходы в воспитании детей

Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.

В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.

При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.

Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.

При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.

Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.

Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.

Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.

Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.

Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.

Особенности индивидуального и деятельностного подхода в воспитании

Наиболее эффективными в педагогике являются индивидуальный и деятельностный подходы в воспитании детей.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания (в соответствии с личностью ребенка), направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность.

При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Личность ребенка преобладает над коллективом, учитываются ее гуманистические, творческие, интеллектуальные и физические способности.

Преподаватели, использующие индивидуальный подход, высоко ценят ребенка, прививают ему интеллектуальные, моральные и социальные ценности. В этом подходе внимание акцентируется на каждом ребенке, его желаниях и возможностях.

Деятельностный подход в воспитании детей является эффективным методом обучения, в процессе которого ребенок получает, запоминает и использует знания в учебно-познавательной деятельности. Знания ребенку не дают в готовой форме, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы ребенок активно и системно развивался и познавал.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей лежат следующие дидактические принципы:

Познание деятельностного подхода в воспитании детей рассматривается в широком смысле, а также включает миропознание, личностное становление и самостоятельное определение ребенка. Главную роль в этом подходе играет деятельность детей, в процессе которой находят решения задач. Преподаватели и родители являются корректирующей, поддерживающей и стимулирующей стороной.

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации, целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

На практике теория осуществляется с помощью технологии. Слово «технология» образовано от латинского слова «техно»- мастерство, «логос»- наука.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо мастерством. С мастерства всё начинается, технологией заканчивается. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», т.е. технологии.

Технология воспитания предполагает целостную реализацию воспитательных задач: формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности (патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, права и свободы человека, ответственность перед собой и обществом); формирование целостного научного мировоззрения (экологическая культура, вхождение в открытое информационно- образовательное пространство); разностороннее развитие детей (их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования), создание условий для самореализации личности.

Предмет исследования –комплексный подход воспитания школьников.

технологии.

Современная школьная воспитательная система (технология) представляет единство взаимосвязанных элементов: целей, субъекта, деятельности, среды, управления.

Воспитательная технология представляет комплекс моделей, интегрированный на основе локальных условий.

Технология воспитания предполагает целостную реализацию воспитательных задач: формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности (патриота России, Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

    обосновать задачи и принципы воспитания школьника;

    выявить методы и приемы воспитания школьников;

    показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.

Пересмотра содержания, совершенствования методики и организациивоспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу воспитания.

Необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию нашло определенное развитие в теории и практике отечественной педагогики. Так, в последнее время в теории педагогики комплексный подход к воспитанию получил обоснование как один из ведущих принципов воспитания. Нет сомнения в том, что в ближайшее время получат разработку теоретические основы комплексного подхода в связи с созданием целостной системы непрерывного образования.

В связи с изложенным возникла настоятельная необходимость научного обоснования комплексного подхода к специально организованному воспитанию и обучению детей.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что если подойти к работе по воспитанию школьников по современной технологии, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:

Повысить уровень развития школьников;

Обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;

Повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса.

Методы исследования:

Изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

Наблюдение за деятельностью школьников, анкетирование, опрос.

Глава 1.КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ

Понятие воспитание одно из центральных в педагогике. Трактовка его менялась с течением времени и на сегодняшний день существует несколько определений. По мнению некоторых педагогов, в т. ч. Полякова С.Д., существует не менее трех значений понятия воспитание: широкое, среднее и узкое (профессиональное).

В широком значении воспитание понимается как влияние на растущего человека окружающей среды – природной, социальной или, чуть конкретнее, передача от старшего поколения младшему опыта, накопленного человечеством, т.е. знаний, умений, навыков, нравственных ценностей, культуры.

В среднем значении воспитание рассматривается как целенаправленное создание условий для развития человека (Мудрик А.В.). Под такое определение подходит всякое педагогическое влияние.

В узкой трактовке воспитание - это целенаправленное влияние на развитие личности ребенка.

В профессиональном значении наиболее часто воспитание определяется как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагогов и воспитуемых с целью создания условий для развития личности воспитуемых.

Воспитание – разносторонний процесс, включающий в себя различные виды деятельности. При всем разнообразии трактовок термина и своеобразии организации воспитательных взаимодействий неизменной остается сущность воспитания. Сущность воспитания заключается в том, что все внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в дальнейшем поведении деятельности.

Основные черты воспитания:

    комплексность. Воспитание – процесс комплексный. Невозможно воспитывать ребенка по частям, следует осуществлять выход на целостную личность, стремиться к разностороннему воспитанию.

    ступенчатый характер процесса воспитания. При всей перманентности воспитательного процесса следует обращать внимание на возрастные и личностные изменения воспитанников, наблюдать их в развитии и изменении.

    неодинаковость результатов воспитания детей, что обуславливается индивидуальностью, своеобразием личностей.

Итак, воспитание имеет свою специфику и является наравне с обучением составляющей целостного педагогического процесса.

Цель воспитания – конечный результат воспитания человека. Должно быть, мысленное представление о том, каким, в конечном счете, должен стать человек. Извечна мечта человечества о постоянном совершенствовании личности. Для человека разумно и естественно разностороннее развитие, т.о., цель воспитания – разностороннее развитие человека. Данная цель идеальна, перспектива длительна. Сегодня о ней говорим, но полностью она недостижима. Почему? – Цель определяется экономическими возможностями, социально-политическими условиями общества. На сегодняшний день наша система образования не может гарантировать каждому ребенку полноценное разностороннее развитие. Но отказываться от нее не стоит, к ней нужно стремиться и использовать все имеющиеся ресурсы.В педагогической науке понятие « комплексный подход к воспитанию» определяется как один из типов системного подхода, представляющий собой единство идейно-политического, трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса.

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:

Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков - умственного, нравственного и т. д. воспитания, что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход.

Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния. К числу главных факторов относятся сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему; условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды); средства массовой информации; уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, сложившиеся в них, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат); нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений; индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий. Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.

Глава 2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

    1. Принципы воспитания

Главные закономерности воспитания становятся незыблемыми основами воспитания – его принципами. В одном принципе объединяется действие нескольких закономерностей, поэтому принципов существенно меньше, чем закономерностей. Правильным будет и утверждение, что принципы вытекают из закономерностей.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие фундаментальные (исходные) положения, в которых выражены основные требование к содержанию, методам, организации данного процесса. В отличие от общих принципов педагогического процесса, обучения они отражают специфические отношения, проявляющиеся в процессе воспитания. Ими руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Охарактеризуется требования, предъявляемые к принципам.

    Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, например принципов гуманизма, уважения к личности, может даже подвергаться судебному преследованию.

    Комплектность. Принципы несут в себе требование комплектности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

    Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания – это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которых основан воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания, и, естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

    Общественная направленность воспитания;

    Связь с воспитания с жизнью, трудом;

    Опора на положительное;

    Гуманизация воспитания;

    Личностный подход;

    Единство воспитательных воздействий.

Общественная направленность воспитания

В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая большую то общественную, то государственную, то личностную направленность.

Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет усилия воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.

Связь воспитания с жизнью, трудом

Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Он требует от воспитателей активной деятельности в направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

Опора на положительное

Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Гуманизация воспитания

К принципу опоры на положительное, тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один принцип – гуманизации воспитания.

1) Гуманного отношения к личности воспитанника;

2) Уважение его прав и свобод;

3) Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

4) Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

5) Уважения права человека быть самим собой;

6) Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

7) Ненасильственного формирования требуемых качеств;

8) Отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

9) Признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким – либо причинам противоречат ее убеждениям.

Личностный подход

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки. 2) умел диагностировать и знал реальный уровень важных личностных качеств. 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него деятельности.

2.2 Методы и приемы воспитания

Мы уже знаем, что категории цели, содержания и формы раскрывают сущность воспитательного процесса, объясняя, к чему он стремится, чем наполнен и на что направлен, в какую форму заключен. Но есть еще одна очень важная категория, связанная с вопросом - как воспитывать. Это категория метода воспитания.

Метод воспитания (от греч. «методос» - путь) - это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

2.3Формы воспитания

Форма воспитания - внешнее выражение этого процесса. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая - в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности - интеллектуальные, физические, эстетические, трудовые, социальные, нравственные, духовные. На практике содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Если это соответствие нарушается, то воспитание сталкивается с серьезными, иногда неразрешимыми противоречиями. Так, стремление сохранить старые формы при новом содержании неизбежно затормозит развитие, так же как и желание скорее внедрить новые идеи в устаревшую организацию, вписать их в старую форму, созданную для реализации иного содержания, на ином уровне, в других условиях.

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Поэтому первым критерием для анализа форм воспитания может быть количественный. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5-7 до 25-40, а при массовых формах верхний предел числа не ограничен.

Установлено, что эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания обычно снижается. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдавать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримое преимущество - возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий. Однако высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания - серьезное препятствие на пути его широкого распространения. Большинство современных воспитательных систем перешло к групповым (коллективным) формам воспитания, достаточно эффективных при условии квалифицированного педагогического руководства и относительно низкой экономической стоимости педагогических услуг. Последняя причина - решающая при выборе формы воспитания в нашей стране.

2.4 Система и структура воспитательного процесса

Процесс воспитания - сложная динамическая система. Каждый компонент этой системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Согласно принципу иерархичности систем любая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы. Например, каждый этап воспитательного процесса, являясь по отношению к нему элементом, сам представляет собой систему и в то же время, будучи системным образованием, выступает в роли элемента более широких систем. Любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии с последней. Вот почему системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой. Ранее уже говорилось о необходимости изучения определенного множества элементов системы, но сделать это можно лишь в том случае, когда мы увидим элементы и систему в действии. А это значит, что необходимо зафиксировать их участие в процессе, т. е. в непрерывном изменении во времени. Вот почему процесс воспитания рассматривается как динамическая система. Рассмотреть процесс воспитания в динамике - значит определить, как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем. При анализе воспитательного процесса изучается не только процесс как таковой, но и все его подготавливающие этапы.

Глава 3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДЕЛА

Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело - это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные его отличительные особенности - необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и поэтому называются коллективными воспитательными делами или коллективными творческими делами. Коллективные творческие дела, отмечает один из методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, проф. И. П. Иванов, это не мероприятия, а забота; это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.

В основе воспитательных дел два подхода - деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, свободного общения, а второй - органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния - нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Деятельностный подход определяет направленность воспитания, а комплексный - характер его содержания.

Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на большое их разнообразие в школах, можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются этапы целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей), планирования, организации и подготовки, непосредственного осуществления дела, анализа достигнутых результатов.

Важным источником целеполагания и проектирования воспитательного дела выступает социальная ситуация того периода, в котором оно осуществляется. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, правительственными постановлениями, общественно значимыми идеями, а также событиями местной жизни. Другим источником организации и проведения воспитательного дела служит педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и черт формируемого типа личности. Еще один источник - общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период. Эти источники в единстве наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность.

Доминирующая воспитательная цель (обычно цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания - умственным, физическим, трудовым и т. д.

Задача педагога на этапе целеполагания - учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: «Каков коллектив, на который направляется воспитательное воздействие?», «Каков уровень его развития по данному направлению?», «Что необходимо достигнуть в результате осуществления дела?», «Какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланированного результата?» Внимание уделяется также анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного дела по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей - возможности педагога и школьников - определение цели и конкретных задач.

Обобщение опыта работы лучших воспитателей, достигающих успеха в работе с различными ученическими объединениями, позволяет сформулировать ряд методических рекомендаций (правил), соблюдение которых облегчает путь к высоким результатам.

Глава 4. Понятие технологии

На практике теория воспитания осуществляется с помощью технологии (методики). Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. В производственном процессе современная воспитательная технология - это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам, деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Технология - концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».

Проникнув в педагогический лексикон, понятие технологии вызвало к жизни новые направления в педагогической теории и практике. Особенным технологическим радикализмом отличаются некоторые западные воспитательные системы, распространяющие концепции «точной педагогики». Однако до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации воспитания, использование которых делает воспитательный процесс более эффективным. Простая и ясная процедура на производстве, технология в школе приобретают такие сложные и неожиданные признаки, что говорить об адекватной производственной технологизации воспитания невозможно

    В отличие от производственных процессов процесс воспитания имеет целостный характер, его трудно разорвать на операции, осуществлять педагогические воздействия в виде мелких шагов или последовательного формирования отдельных качеств. Воспитательные воздействия осуществляются не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно.

    С учетом этого крайне осторожно и взвешенно должен решаться вопрос о привлечении к воспитанию лиц, владеющих отдельными «технологическими операциями» - методикой формирования отдельных качеств. Личность, повторим в очередной раз, не формируется «по частям». И только личность создает личность. А поэтому воспитатель поставлен перед необходимостью вести технологический процесс от начала и до конца. Здесь мы имеем, и всегда будем иметь дело с индивидуальным мастерством, опирающимся на общую технологию.

    За технологией в области воспитания фактически остаются общие для всех воспитателей этапы (рубежи), которые необходимо преодолеть на пути формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Выделить их, указать пути достижения - задача науки. При технологическом решении проблем воспитания каждый воспитатель обязан пройти канонический путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных «узловых точках». Между этими «точками» каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей. Как видим, основной элемент технологии - звено - сохраняется, приобретая специфический воспитательный характер.

    1. Комплексный подход в практической технологии

Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Острая необходимость в таком подходе возникла в связи с тем, что и в теории воспитания, и в практике воспитательной работы школы процесс воспитания в последние десятилетия фактически рассматривался как сумма частных процессов, входящих в его структуру. Считалось, что эти процессы можно организовать и совершенствовать как самостоятельные. Кроме того, упор делался на формирование не целостной личности, а отдельных ее качеств. Нарушался принцип всестороннего и гармонического развития личности.

Современные воспитательные технологии осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:

    Воздействуют на воспитанников по трем направлениям - на сознание, чувства и поведение.

    Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.

    Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп - непременное условие комплексного подхода.

    Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное - в физическом и нравственном, трудовое - в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков - умственного, нравственного и т. д. воспитания, что уже само по себе создавало прецедент не комплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход.

    Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния.

К числу главных факторов относятся:

а) сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;

б) условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды);

в) средства массовой информации и пропаганды;

г) уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, сложившиеся в нем, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);

д) нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;

е) индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий. Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния. Немаловажное условие комплексного подхода, как уже подчеркивалось, - единство целей, содержания, форм и методов воспитания. Комплексность в таком контексте означает не противоречие замысла и путей его осуществления, соответствие результатов поставленным целям и задачам.

Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше передает понятие «воспитательное мероприятие», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное мероприятие - это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные особенности воспитательного мероприятия необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных мероприятий.

Воспитательные мероприятия имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными мероприятиями или коллективными творческими мероприятиями. Коллективные творческие мероприятия, отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих мероприятий, профессор И.П. Иванов, - это не мероприятия, а забота. КТМ – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В воспитательных мероприятиях сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.

В основе воспитательных мероприятий два подхода - деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, а второй, как мы уже знаем, - органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное мероприятие одновременно содержит в себе влияния нравственные, эстетические, политические, интеллектуальные. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.

Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на большое их разнообразие, в школах можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются следующие этапы:

1) целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей);

2) планирования;

3) организации и подготовки;

4) непосредственного осуществления дела;

5) анализа достигнутых результатов.

4.2 Технологии воспитания

Рассмотрим как пример технологию «жесткого» коллективного воспитания великого педагога А.С. Макаренко, технологию гуманного коллективного воспитания педагога В.А. Сухомлинского и современные тенденции, и принципы организации воспитательной деятельности в общеобразовательной школе разработанные ведущими специалистами страны в области педагогики и воспитания (О.И. Аладко, О.В. Арепьев, Т.В. Барыбина, Н.С. Григайтес, А.В. Денисюк, О.Н. Шаверская и т.д.).

Технология «жесткого» коллективного воспитания А. С. Макаренко с современных гуманистических позиций может быть названа «жесткой»; это отражение сталинского социализма в воспитании; приоритет общественного над личным, принуждение через коллектив, рассмотрение личности, как средства достижения общественных целей. Однако многие её стороны не потеряли актуальности и могут быть взяты «на вооружение»: высокая ответственность дисциплинированность личности, гражданские качества и многие другие, не говоря о золотых открытиях методики формирование коллектива.

Продуктивность и долголетие этих идей Макаренко во многом обуславливаются тем, что он строил свою деятельность на знании и использовании психологических особенностей юношеского и подросткового возраста, которому свойственны стремления к самоутверждению и созиданию, оптимистическому взгляду на мир, мажорное восприятие жизни.

Первая цель воспитания – формирование коллектива. Главный итог воспитания – общественная направленность личности.

Характер (дисциплинированность, трудолюбие, инициатива)

Внешнее проявление (смелость, мужественность, долг, честь и др.)

Внутренняя убежденность (честность, коллективизм)

Политическое воспитание (патриотизм, преданность Родине и др.)

Знания (опыт, квалификация, грамотность, образованность).

«Я под целью воспитания, – писал Макаренко, – понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера. При этом в понятие характера вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности и политическое воспитание и знание – решительно всю картину человеческой личности»

Коллектив, по мнению Макаренко не подавление внутреннего человека, а возможность воспитания всех его проявлений.

Только создав единый общественный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения. Таким образом, в воспитательных учреждениях Макаренко интересы коллектива – абсолютны, права личности – относительны.

Основная и коллективообразующая деятельность – труд. Труд сам по себе не воспитывает, воспитывает его смысл.

Принцип целесообразности содержания жизнедеятельности коллектива: чередование учебы, труда, политико-воспитательной работы, физического воспитания и гигиены, культурного быта, игры.

Дисциплина, указывал Макаренко, должна быть сознательной. Люди должны понимать, что это такое и для чего нужно. Воспитанники должны понимать следующее:

    дисциплина помогает коллективу лучше и быстрее достигать своих целей.

    она нужна для воспитания каждого, воспитывает умение преодолевать трудности выполнять трудные работы и даже подвиги.

    дисциплина выше интересов отдельных членов коллектива.

    она украшает коллектив.

    дисциплина ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой личности.

Наказание – законно и необходимо, но оно не должно быть унижением, насилием.

Технология А.С. Макаренко воспроизводилась и использовалась в СССР и за рубежом. Ее жизненность была доказана в опыте замечательных последователей Макаренко: Г.М. Кубракова, Н.П. Дубинина, А.А. Захаренко и др. Они добивались хороших результатов, опираясь на демократические стороны технологий А.С. Макаренко и отказываясь от ее внешнего максимализма.

Долгие годы авторитет А.С. Макаренко был непоколебим. Но в последнее время положение изменилось. Процессы демократизации и гуманизации воспитания подтолкнули педагогов к осмыслению и переосмыслению прежних ценностей. Появились альтернативные взгляды на воспитательную систему А.С. Макаренко. Одним из первых таких исследователей, был доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Азаров. Вот выдержка из его книги: «... Тем и страшен Макаренко, - отвечал я спокойно, - страшен тем, что талантлив. Тем, что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, когда насилие с радостью принимается теми, на кого оно направлено. Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа - завод! Мажор! Нам нет дела до личности! Совесть, гармоническое развитие, сострадание - буржуазные категории. Мы создаем педагогику параллельного действия, а это значит, плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марше топал к начертанным победам! «Макаренковщина» исчерпала себя».

Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского преследует гуманистическое начало в воспитании: опору на положительное в ребенке, поощрение самостоятельности и творчества, отсутствие жесткого регламента познания.

Главная цель – нравственно-воспитательный мыслитель, любящий Родину и свободу.

В основании нет главного и второстепенного, (как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.)

Эстетические, эмоциональные начала в воспитании: внимание к природе, красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общение детей, чувство удивления. По мнению В.А. Сухомлинского, ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь.

«Трагедия нашего воспитания состоит в том, что ясно лишь исправляем недостатки, в то время как нужно находить и взращивать достоинства, и тогда их бурная поросль заглушит сорняки недостатков».

Коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, творческое, трудовое, в которое каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни, и из общего каждый что-то берет для полноты своей личной духовной жизни, для полноты своего счастья. Решающими стимулами, одухотворяющими жизнь коллектива, становится не организация и управление, ответственная зависимость, а богатство духовной жизни, полнота интересов, взаимный обмен духовными богатствами.

На личность огромное влияние оказывает коллектив, но и нет коллектива, если нет многогранного духовного богатого мира, составляющих его личность.

Современные тенденции организации воспитательной деятельности в общеобразовательной школе, разработанные ведущими специалистами страны в области педагогики и воспитания (О.И. Аладко, О.В. Арепьев, Т.В. Барыбина, Н.С. Григайтес, А.В. Денисюк, Игибаева А.К., О.Н. Шаверская и т.д.) определяют:

Воспитание нового жизнеспособного поколения на основе гармонизации общественно ориентированного и индивидуалистического типов личности;

Личностно-деятельностная направленность образования, оптимизация процессов социализации и индивидуализации;

Понимание сущности воспитания как создания условий для развития личности, т.е. соответствующей среды, воспитательного пространства.

Основополагающими принципами организации воспитания школьников в общеобразовательной школе являются:

Осуществление воспитания школьников в контексте целей и задач среднего образования в Республике Казахстан;

Реализация воспитательной функции общеобразовательного учреждения в единстве учебной и внеучебной деятельности;

Ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества при организации воспитательного процесса;

Сохранение и развитие традиций школы;

Создание, развитие и сохранение системы межклассных связей для реализации воспитательной функции образования;

Гибкость системы воспитания школьников в школе, возможность её саморазвития;

Использование принципа демократизма, предполагающего педагогику сотрудничества;

Усиление социальной активности, предполагающей участие школьников в общественно-политической жизни своего города;

Поддержка и развитие научного творчества школьников, повышение авторитета и значимости науки;

Создание и развитие органов школьного самоуправления.

Общей целью воспитания школьников в общеобразовательном учреждении необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, физическим здоровьем, качествами гражданина-патриота.

Основная задача воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности школьников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей школьников в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Глава 5. УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ

Для успешного применения на практике принципа комплексного подхода к воспитанию педагог должен обеспечить соблюдение целого ряда условий. Их можно подразделить на научно-методические, учебно-материальные, морально-психологические и организационно-педагогические. Прежде всего, учителям необходимо хорошо усвоить методологическую и теоретическую сущность этого принципа воспитания, а также овладеть системой методических умений, с помощью которых можно осуществить его в практической деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях, а также во время индивидуальной работы с учащимися.

Надо подчеркнуть, что речь идет не только об умении проводить отдельные виды идейно-политического, нравственного, трудового воспитания, а о сочетании их в реальном воспитательном процессе. Достичь этого лишь теоретическим путем невозможно. Необходимы специальные методические упражнения, изучение опыта коллег, анализ собственного опыта, выявление типичных затруднений и преодоление их путем целеустремленного самообразования.

Осуществление учебно-материальных условий для комплексного подхода предполагает, что в школьных кабинетах будет сосредоточиваться литература, наглядные пособия и приборы, позволяющие решать не только образовательные, но и воспитательные задачи, диафильмы о применении науки в практике коммунистического строительства, наглядные пособия нравственно-воспитательного характера, приборы и приспособления для проведения не только лабораторных работ, но и фронтальных опытов, позволяющих каждому ученику приобретать трудовые умения и навыки на многих уроках, посвященных изучению теоретических проблем. В кабинетах должны быть расширены материалы профориентационного характера, данные о местных производствах, учреждениях и памятниках культуры и пр. Все это позволит учителям и воспитателям разносторонне решать воспитательные задачи.

Морально-психологические условия для реализации комплексного подхода к воспитанию прежде всего касаются самого стиля общений воспитателей и воспитуемых. Благоприятный моральный климат на уроках и воспитательных мероприятиях сам по себе является средством нравственного воспитания школьников, а это способствует более быстрому превращению идейных взглядов, определенных трудовых обязанностей в собственные убеждения и устойчивые внутренние мотивы школьников. Вот почему надо специально заботиться о поддержании на уроках и воспитательных мероприятиях хорошего эмоционального тона, заботливого, участливого отношения к детям, к затруднениям их в учебе и пр. Только при этих условиях можно рассчитывать на то, что ученики будут откровенно задавать вопросы, не боясь получить замечание, окрик и пр. Доброжелательные разъяснения будут ускорять процесс превращения знаний в убеждения, что чрезвычайно важно для усвоения мировоззренческих идей, а также всего комплекса воспитательных влияний.

Организационно-педагогические условия для осуществления комплексного подхода в первую очередь предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса - учителей, воспитателей, пионерского и комсомольского актива, ученического актива, родителей и общественности по месту жительства.
В более широких масштабах это касается взаимодействия также и всех средств массовой информации, педагогической пропаганды среди родителей, наставников и др. Причем весьма важно не только согласовать планы участников воспитательного процесса и обеспечить единство их требований к воспитуемым, что весьма важно само по себе. Необходимо комплексно спланировать воспитательный процесс, определить каждому наиболее рациональные функции в комплексном решении воспитательных задач. Более того, необходимо научить каждого из них в комплексе планировать свои воспитательные влияния, умело сочетать методы просвещения школьников, стимулирования и организации их разносторонней деятельности, которая как раз и ведет к всестороннему воспитанию и развитию личности. Когда же родители или актив не владеют методикой комплексного решения воспитательных задач, то их совместная работа со школой не может стать условием комплексного подхода к воспитанию.
В практике работы постсоветской школы, в частности, казахстанских в последние годы возникло много ценных организационных форм, которые непосредственно направлены на успешное осуществление комплексного подхода. В системе работы групп продленного дня учащиеся вовлекаются в самые разнообразные виды деятельности, которая развивает их идейно, нравственно, эстетически, формирует ценные трудовые умения и навыки. В некоторых рабочих поселках для нескольких школ создается единый центр внешкольной воспитательной работы, где дети могут заниматься музыкой, хореографией, спортом, изобразительной деятельностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе показано, что воспитание должно опираться преимущественно на диалектические методологические основания, что выдвигает ряд требований к современной концепции педагогического сознания с учетом современных общественных условий.

Итак, необходима реформа в воспитательной деятельности, опирающаяся на духовно-нравственные ценности: означает – возвращение воспитания к личности как основному его предмету и цели, насыщение содержание воспитания проблемами человека, его духовности, гражданственности, нравственности, организацию воспитания как гуманной, направленном на оказание помощи дети в их духовно-нравственном и социальном становлении и разрешении конкретных жизненных проблем – возвращение к индивидуальности и самобытности личности. Развитие субъективных свойств, творческого потенциала, поддержка самобытных черт характера становится главной заботой воспитателя. Необходимость в непрерывном, комплексном подходе в воспитательной деятельности. Формирование педагогического сознания и существенное повышение педагогической культуры, как у воспитателей, так и у родителей: обретение ими нравственных педагогических позиций. Возвращение воспитания в семью, к родителям, признание в них главных воспитателей, ответственных за экологию детства, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями, взаимообучение педагогов и родителей.

Проанализировав в теории содержание технологии воспитания, мы пришли к выводу, что она сводится к следующему.

1. Необходимо понять воспитываемого как особую индивидуальность, сложившуюся у него структуру потребностей, какие из них доминируют, а какие хронически неудовлетворены, не вооружены разумными способами их удовлетворения и. в силу их неудовлетворенности трансформировались в социально неприемлемое поведение.

2. Бессмысленно объяснять многократно воспитуемому полезность и целесообразность тех или иных норм удовлетворения своих потребностей. Надо вооружить его знанием тех средств, которые обеспечивают успешное удовлетворение социально ценных побуждений. С помощью положительных эмоций эти побуждения усилятся, и это позволит им возобладать над социально неприемлемыми мотивациями. Ни сознание, ни воля сами по себе не могут перестроить иерархию мотивов, ибо любой потребности может противостоять только другая потребность.

3. Поскольку непосредственным «трансформатором» структуры потребностей являются положительные эмоции, а они, в свою очередь, связаны с успешным удовлетворением этих потребностей, вооруженность субъекта средствами удовлетворения этих потребностей - первейшая забота воспитателя. Не общения, не сопереживания, не духовных контактов самих по себе ждет воспитанник от воспитателя, а реальной помощи в повышении своей вооруженности способами удовлетворения социально ценных потребностей. Только элементы творчества, интуиции сообщают труду и учению привлекательность до получения конечного результата.

Список литературы:

    Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2001.-304 с. - (Серия «Учебник нового века»). Издательский дом «Питер», 2001 - 299 с.

    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько – М., Наука, 1989. – С.5.

    Воронов В.В. Современная технология воспитания: Пособие для препод. Вузов, студентов и учителей. / В.В. Воронов – М.: Школьная Пресса, 2000. 96с.

    Конаржевский Ю.А. Воспитательное мероприятие: состав, структура, анализ. / Ю.А. Конаржевский – Магнитогорск, РЯШ, 1979. – С.8.

    Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Уч. пос. для студ. вузов. / Т.К. Крикунова – М.: Гуман. Изд. Центр Академия, 1999.

    Макаренко А.С. О воспитании. / А.С. Макаренко – М., Политиздат, 1990.

    Общая педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2005. 576 с.

    Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов – 100 ответов. / И.П. Подласый – М., Владос-пресс, 2004.

    Подласый И.П. Процессы воспитания.книга вторая. / И.П. Подласый – М., Феникс, 2006. – С 67.

    Педагогика. / Под редакцией Ю.К. Бабанского. – М., Просвещение, 1989.

    Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К. Селевко – М., Русь, 2005. – С.320.

    Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. / В.А. Сухомлинский – М., Просвещение, 1989.

В этой статье речь пойдет о развитии ребенка. Что такое развитие ребенка? Почему важен целостный подход ? И что такое нормы развития?

Развитие ребенка описывает биологические и эмоциональные изменения, которые происходят по мере взросления человека.

Давайте посмотрим на развтиие ребенка в этих четырех областях :

  1. Когнитивная сфера -это первая область, которую мы рассмотрим. Это развитие навыков мышления, рассуждения и решения проблем.
  2. Физическое развитие . Это развитие крупной и мелкой моторики, а также развтие сенсорного восприятия (зрение, слух и т.д.).
  3. Социальное и эмоциональное развтие . Это развитие способностей понимать свои чувства, справляться с ними, а также умение ладить с другими людьми.
  4. Развитие речи и коммуникативных способностей.
обязательно включает в себя все четыре области . И нет смысла смотреть на одну из этих конкретных областей развития в отрыве от остальных. Это и есть целостный подход к развитию ребенка.

Вот такой пример : ребенок начинает ходить. Ну, очевидно, это сфера физического развития, в плане развития крупной моторики — навыка хождения. Но в то же время очень важно, что ребенок в это время учится осознавать пространство вокруг себя, понимать, где в данный момент находится его тело. А это уже развитие когнитивной сферы.

А если посмотреть на детей в песочнице, то можно увидеть все области развития, о которых говорилось выше. Дети взаимодействуют друг с другом. Они сотрудничают, чтобы построить что-то. Они роют и перемещают песок, развивая крупную и мелкую моторику. Они используют не только речь для общения, но и язык тела.

Здесь очень много разных областей развития, которые необходимо рассматривать обязательно в комплексе .

На практике это означает, что нельзя развивать одну из этих областей отдельно от других . А еще, если в какой-то из областей для нас очевидна проблема, значит, снова, необходимо работать не только с «проблемной» областью, но и с остальными тремя .

Например, если у ребенка задержка речевого развития, ему, возможно, будет недостаточно логопедического массажа и занятий по картинкам. Очень может быть, что огромный скачок в речевом развитии произойдет после того, как малыш научится кататься на велосипеде или будет регулярно выполнять упражнения из .

Мы знаем, что все дети уникальны , и они развиваются по-разному .
Тем не менее, мы ожидаем, что они развиваются в определенной последовательности .

Это значит, что по мере роста детей, мы ожидаем увидеть, что определенные
этапы развития происходят примерно в одно время , или, по крайней мере, в определенном порядке . Это нормы развития ребенка.

Например, если говорить о физическом развитии, мы ожидаем, что он сначала начнет переворачиваться, потом — ползать, потом — сидеть, затем стоять, и, наконец, самостоятельно ходить, и так далее.

Вы можете видеть, что у разных детей эти вехи происходят немного в разное время, но сохраняется последовательность. Важно , например, чтобы ребенок не пропустил какую-то фазу развития , скажем, ползание, а прошел все эти вехи в своем темпе.