Комплексно тематическое планирование педагогического процесса в доу. При осуществлении текущего планирования, в том числе и составления расписания непосредственно образовательной деятельности. Примерная форма календарного планирования образовательного про

Федина Нина Владимировна,
кандидат педагогических наук, проректор по научной работе
Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина
Дон Галина Васильевна, доцент
кафедры «Дошкольная педагогика и
психология» ГБОУ ВПО МГППУ

Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ - ФГОС)

Учебный блок
Блок
совместной
деятельности
взрослого и
детей
Самостоятельная
деятельность
детей
Основная форма
– занятие (в
соответствии с
сеткой занятий)
Режимные
моменты, в ходе
которых
осуществляется
решение
образовательных
задач (утренний
прием, прогулка,
подготовка ко
сну, питание и
др.)
Актуальная
предметноразвивающая
среда

Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС

Совместная деятельность
взрослого и детей
Самостоятельная
деятельность детей
1) Непосредственно
образовательная деятельность
Основные формы: игра,
наблюдение,
экспериментирование,
разговор, решение
проблемных ситуаций,
проектная деятельность и др.
1) Решение образовательных
задач в ходе режимных
моментов
Актуальная предметноразвивающая среда

Виды организации образовательного процесса

Непосредственно образовательная
деятельность
Образовательная деятельность в
режимных моментах
Самостоятельная деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

Реализуется через организацию различных видов
детской деятельности или их интеграцию с
использованием разнообразных форм и методов
работы, выбор которых осуществляется педагогами
самостоятельно в зависимости от контингента детей,
уровня освоения Программы и решения конкретных
образовательных задач.

Виды и формы планирования образовательной деятельности

Перспективное планирование –
осуществляется на длительный период
(квартал, полгода, год)
Календарное
планирование

равномерное распределение программного
материала, отраженного в перспективном
планировании,
с
постепенным
усложнением реализуемого содержания
программы и подобранной оптимальной
технологией его реализации

Виды перспективного планирования образовательной деятельности

Годовое тематическое планирование
– примерный перечень образовательных
тем (проблем, праздников, событий и др.),
рассчитанных на полный год.
Перспективное
планирование
на
месяц

развернутое
описание
образовательных тем, отражающих в том
числе
конкретное
содержание
реализуемой программы

Календарное планирование образовательной деятельности

Календарное планирование – наиболее
детализированный и углубленный вид
планово-прогностической
деятельности
воспитателя,
позволяющий
ему
организовать процесс взаимодействия с
детьми и самостоятельную деятельность
детей в течение дня.

Форма планирования образовательной деятельности

План – рабочий документ воспитателя
Разработка информационно-графических
форм планирования предполагает свободу
выбора структуры той или иной формы
планирования и может видоизменяться в
зависимости от предпочтения педагога и
объективных
условий
организации
образовательного процесса

Примерная форма годового планирования образовательного процесса

Календарь
Тематический раздел
Сентябрь
«День знаний»
Примерное
планирование
праздников (событий)
Исследовательский
«Школа»
проект
«Безопасное движение
Спортивное развлечение
Исследовательский проект
«Светофор»
Международный день
красоты
Творческий
проект
«Красота спасет мир»
День воспитателя и
всех дошкольных
работников
Исследовательский
«Я – воспитатель»
проект

Примерная форма перспективного плана на месяц

18
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Я
Тематически
й раздел
Запланирован
ные
праздники
Образовательные и
воспитательные
задачи
День
знаний
Исследова
тельский
проект
«Школа»
Формировани
е первичных
представлени
й о школе,
положительн
ого
отношения к
процессу
обучения в
школе, труду
учителя
Формы и виды организации
образовательной
деятельности
Статус
события на
конец месяца
1 сентября. Тематическая
беседа с элементами
презентации необходимых
атрибутов события.
2 сентября. Сбор новых
фактов (экскурсия)
5 – 7 сентября.
Исследовательское
моделирование
8 сентября. Мастерская
(изготовление подарков
первоклассникам с
содержанием,
привлекательным для
девочек и мальчиков;
атрибутов для сюжетноролевых игр по теме
праздника)
Выполн
ено

Рекомендуется в соответствии с возрастом детей,
наличием приоритетных направлений
образовательной деятельности и спецификой
осуществления образовательного процесса
учитывать следующие параметры:

При осуществлении текущего планирования, в том числе и составления расписания непосредственно образовательной деятельности

общий объем непосредственной образовательной
деятельности в неделю;
продолжительность периодов непрерывной

количество периодов непрерывной непосредственно
образовательной деятельности в течение дня;
распределение периодов непрерывной непосредственно
образовательной деятельности в течение дня (в первую и
во вторую половину);
перерывы между периодами непрерывной
непосредственно образовательной деятельности;

При осуществлении текущего планирования, в том числе и составления расписания непосредственно образовательной деятельности

основные виды деятельности детей в конкретные периоды
непрерывной непосредственно образовательной
деятельности в течение дня, недели и их чередование;
образовательные области, задачи которых решаются в
каждый из конкретных периодов непрерывной
непосредственно образовательной деятельности;
формы работы, в которых осуществляется
непосредственно образовательная деятельность.

Примерная форма планирования непосредственно образовательной деятельности (для детей 3-4 лет):

Дата
Время
(день
недели)
Основные
виды деятельности детей
Интеграция
образовательных областей
Формы
работы
П-к
9.009.15
Двигательная
ФР,
Социальнокоммуникативно
е
Игровая
беседа
элементами
движений
Игровое
упражнение
Подвижная
игра
9.259.40
Чтение Х/Л
Познавательное,
Социальнокоммуникативно
е,
Ситуативн.
разговор с
детьми
Чтение

Основные методологические понятия и категории программы «Успех»

Общая характеристика
понятий
Образовательные области
Сокращения
Формы организации
образовательного
процесса
Виды организации
образовательного
процесса
Познавательное развитие – ПР
Физическое развитие –ФР
Художетсвенно-эстетическое развитие- ХР
Социально-коммуникативное развитие –СЛР
Речевое развитие – РР
Индивидуальная форма организации – ИФО
Подгрупповая форма организации – ПФО
Групповая форма организации – ГФО
Непосредственно
образовательная
деятелЬность – НОД
Образовательная деятельность в режимных
моментах –ОДРМ
Самостоятельная деятелньость - СД

Воспитатель: Иванова Т.И.

Врем
я
Режим
ные
момен
ты 1-я
п.д.
Вид
организац
ии
образоват
ельного
процесса
Форма
организац
ии
образоват
ельного
процесса
Образова
тельная
область
Содержание
образователь
ной области
Содержание
смежных
образовател
ьных
областей
07.
0008.
40
Утрен
ний
прием,
гимнас
тика
НОД,
ОДРМ,
СМ
ИФО,
ГФО,
ПФО
ФР, ПР,
СКР, ХР,
РР
Тема
«Общеразвиваю
щие упражнения
в детском саду»
(материал:
«Общеразвиваю
щие упражнения
в детском саду»
под
ред.Б.П.
Буцинской и др.
пособия)
Тема
«Здоровый
малыш»
(материал:
З.И.
Береснева
«Здоровый
малыш» и
другие
пособия)

Примерная форма календарного планирования образовательного процесса

Воспитатель: Иванова Т.И.
Младший воспитатель: Петрова М.И.
Врем
я
Режим
ные
момен
ты 1-я
п.д.
Вид
организац
ии
образоват
ельного
процесса
Форма
организац
ии
образоват
ельного
процесса
Образова
тельная
область
08.
4008.
50
Подгот
овка к
завтра
ку,
завтра
к
НОД,
ОДРМ,
СМ
ИФО,
ГФО,
ПФО
ФР, ПР,
СКР, ХР,
РР
Содержание
образователь
ной области
-
Содержание
смежных
образовател
ьных
областей
-

Примерная форма календарного планирования образовательного процесса

Воспитатель: Иванова Т.И.
Младший воспитатель: Петрова М.И.
Врем
я
Режим
ные
момен
ты 1-я
п.д.
Вид
организац
ии
образоват
ельного
процесса
Форма
организац
ии
образоват
ельного
процесса
Образова
тельная
область
Содержание
образователь
ной области
Содержание
смежных
образовател
ьных
областей
08.
50 –
10.0
0
Органи
зация
НОД и
самост
оятель
ной
деятел
ьности
(3
заняти
я)
НОД,
ОДРМ,
СМ
ИФО,
ГФО,
ПФО
ФР, ПР,
СКР, ХР,
РР
Тема
«Организация
здорового образа
жизни»
(материал: А.И.
Иванова
«Естественнонаучные
наблюдения
и
эксперименты в
детском саду и
другие пособия)
Авторская
разработка

Литература

Н. Федина, И.В. Чернышов Успех.
Планирование образовательного процесса – М.:
Просвещение, 2015
  • 4.1. Система дошкольного образования в нормативных документах
  • 4.2. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования
  • 4.3. Преемственность дошкольного и начального образования
  • 4.4. Перспективы развития системы дошкольного образования
  • Глава 5. Раннее образование детей за рубежом
  • 5.1. Институциональные формы раннего образования детей в зарубежных странах
  • 5.2. Авторские теории и системы раннего образования
  • Раздел 3
  • Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
  • Глава 6. Основы целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
  • 6.1. Основы целостного педагогического процесса в группах дошкольного возраста
  • 6.3. Педагог как субъект педагогического процесса
  • Глава 7. Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
  • 7.1. Понятие «воспитание». Особенности воспитания детей дошкольного возраста
  • 7.2. Задачи и содержание процесса воспитания детей дошкольного возраста
  • 7.3. Принципы воспитания
  • 7.4. Методы воспитания
  • Глава 8. Обучение детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
  • 8.1. Теория обучения детей дошкольного возраста, ее исторические особенности
  • 8.2. Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе
  • 8.3. Психолого-педагогические основы организации обучения
  • 8.4. Принципы обучения детей дошкольного возраста
  • 8.5. Методы обучения дошкольников, их своеобразие
  • 8.6. Формы организации обучения дошкольников
  • Глава 9. Формы организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
  • 9.1. Своеобразие форм организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
  • 9.2. Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
  • Модуль 2
  • Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста
  • Раздел 1
  • Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
  • Глава 1. Основы методики физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
  • 1.1. Задачи и содержание физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
  • 1.2. История становления методики физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
  • 1.3. Современные технологии физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
  • Глава 2. Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
  • 2.1. Задачи и содержание воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
  • 2.2. Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
  • Глава 3. Основы воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте
  • 3.1. Задачи и содержание воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте
  • 3.2. Современные технологии воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте
  • Раздел 2
  • Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста
  • Глава 4. Основы воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста
  • 4.1. Задачи и содержание воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста
  • 4.2. Воспитание культуры поведения и общения детей дошкольного возраста в истории отечественной педагогики
  • 4.3. Педагогические условия и методы воспитания культуры поведения и общения у детей дошкольного возраста
  • Глава 6. Основы методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста
  • 6.1. Задачи и содержание трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста
  • 6.2. История становления методики трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста
  • 6.3. Современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста
  • Раздел 3
  • Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста
  • Глава 7. Основы методики развития речи детей дошкольного возраста
  • 7.1. Задачи и содержание развития речи детей дошкольного возраста
  • 7.2. История становления методики развития речи детей дошкольного возраста
  • 7.3. Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
  • Глава 8. Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
  • 8.1. Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
  • 8.2. История становления методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
  • 8.3. Условия и методика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
  • Глава 9. Основы методики логико-математического развития детей дошкольного возраста
  • 9.1. Задачи и содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста
  • 9.2. История становления методики развития элементарных математических представлений в дошкольном возрасте
  • 9.3. Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста
  • Глава 10. Основы методики экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • 10.1. Задачи и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • 10.2. История становления методики экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • 10.3. Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Раздел 4
  • Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
  • Глава 11. Основы методики приобщения детей к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности
  • 11.1. Задачи и содержание приобщения детей к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности
  • 11.2. История становления методики обучения изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
  • 11.3. Современные технологии приобщения дошкольников к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности
  • Глава 12. Основы методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста
  • 12.1. Задачи и содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста
  • 12.2. История становления методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста
  • 12.3. Современные технологии музыкального воспитания детей
  • Глава 13. Основы методики литературного развития детей дошкольного возраста
  • 13.1. Задачи и содержание литературного развития детей дошкольного возраста
  • 13.2. История становления методики литературного развития детей дошкольного возраста
  • 13.3. Современные технологии литературного развития детей дошкольного возраста
  • Раздел 5
  • Проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения
  • Глава 14. Педагогическая диагностика достижений детей дошкольного возраста и мониторинг образовательного процесса в детском саду
  • 14.1. Педагогическая диагностика достижений детей дошкольного возраста
  • 14.2. Мониторинг образовательного процесса в детском саду
  • Глава 15. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
  • 15.1. Основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
  • 15.2. Проектное комплексно-тематическое планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
  • Глава 16. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
  • 16.1. Проектирование предметно-развивающей среды группы детского сада
  • 16.2. Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения
  • Глава 17. Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами
  • 17.1. Корпоративная культура взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении
  • 17.2. Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с культурным пространством города
  • 17.3. Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой
  • Глава 18. Проектирование взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
  • 18.1. Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста
  • 18.2. Технологии проектирования взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
  • Глава 19. Ребенок на пороге школы…
  • 19.1. Готовность ребенка к школьному обучению
  • 19.2. Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду
  • Приложения
  • Приложение 1. Проблемные вопросы для самодиагностики и диагностики
  • Модуль 1. Дошкольная педагогика
  • Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста
  • Модуль 1. Дошкольная педагогика
  • Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста
  • Модуль 1. Дошкольная педагогика
  • Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста
  • Оцениваемые компетенции
  • Литература
  • Нормативные документы
  • Стратегические документы
  • Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования
  • 15.2. Проектное комплексно-тематическое планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

    В чем особенности проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса?

    В любом случае следует учитывать, что участие в телематических контекстах в образовательных целях требует от учителей обучения и временных усилий, которые предпринимательское учреждение не следует недооценивать, особенно если ясно, что учитель Он остается ключевым элементом в качестве разрабатываемых ими программ и в разработке инновационных стратегий обучения, которые адекватно реагируют на разнообразие и гетерогенность, существующие в образовательных сценариях.

    Качество в элементах учебного дизайна в электронном обучении или виртуальном образовании. Иберо-американский виртуальный конгресс качества в области дистанционного обучения. Телематика учит новому учению? Как построить курс в Интернете? Дизайн конструктивистской среды обучения.

    Комплексно-тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей при единстве содержания, объединенного одной темой. Одной из ведущих форм комплексно-тематического планирования выступает проект.

    Первый показатель проекта - это наличие общей темы . При формулировании темы проекта необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости темы для детей, обобщенности и содержательности в зависимости от возраста воспитанников. Проблемность темы может задаваться вопросительной формой в ее формулировке (например, «Осень - это хорошо или плохо?», «Кто я, какой я?»). Важным представляется принцип личной значимости темы и конечного продукта проекта для детей. В младшей группе при определении и формулировании темы проектов лучше «идти от детей», ориентируясь на восприятие и освоение мира ребенком. Поэтому в младшей группе типичны темы: «Мы обедаем», «Наши игрушки», «Наш участок: мы гуляем!», «Дом, в котором мы живем», «Мой домашний любимец», «Мы улыбаемся - у нас праздник», «Надо, надо умываться», «Мы показываем театр» и т. д. Формулировки тем отражают потребности ребенка в освоении пространства группы, участка, желание общаться с домашними животными и проявлять активность

    Посредничество в новых учебных средах. Национальный университет Ла-Платы. Презентация Мексиканского общества вычислений в образовании, Аргентина. Концепция и тенденции дистанционного обучения в Латинской Америке. Дизайн обучения: новый подход к педагогическому дизайну учебных материалов в цифровом формате.

    Соображения для дидактического проектирования виртуальных учебных сред: предложение, основанное на познавательных функциях обучения. Стратегия онлайн-курса. Концептуальные и методологические тенденции в оценке потребностей. Последствия разработки опосредованной обучающей среды через Интернет.

    в демонстрации своих возможностей в игре.

    В средней группе в формулировках тем отражается потребность детей этого возраста в активном познании окружающего мира, в стремлении «все попробовать самому», к экспериментированию, совместному игровому взаимодействию. Эти особенности возраста находят отражение в таких формулировках тематики проектов: «Из чего сделаны предметы?», «Как нам помогает техника в детском саду и дома?», «Витамины - помощники здоровью», «Что нам осень подарила: попробуем осень на вкус».

    Они обучаются в области управления коммуникациями, диагностики, стратегии и создания брендов в сферах брендинга, рекламы и связей с общественностью. Программа состоит в основном из семинаров, проводимых практиками из творческих индустрий. Студенты учатся управлять имиджем потенциала и принципами планирования и реализации коммуникационных стратегий. Они учатся анализировать тенденции в медиакоммуникации и готовят на этой основе собственные проекты, готовые к запуску на рынок.

    Студенты развивают компетенции сознательного управления своей карьерой и разработки собственного бизнеса. Под руководством репетитора они готовят индивидуальные проекты, готовые к реализации на рынке после окончания. Партнерские отношения позволяют творческой свободе и реализации идей в соответствии с интересами студентов при профессиональной поддержке преподавателей.

    В старшем дошкольном возрасте уже в самой формулировке темы проекта должна присутствовать загадка («Загадки космоса», «Тайны света», «Волшебные сказки Рождества»), интрига («Дома мама и папа, а на работе?»), реально существующая в группе проблема («Веселые истории вокруг нас», «Как укрепить организм зимой») или противоречие, сомнение («Дружба начинается с улыбки?»).

    Специализированные проекты консультировались с практиками

    Во время семинара студенты интенсивно работают с командой экспертов и разрабатывают проекты, готовые к будущей коммерциализации. Исследования имеют практический профиль, все теоретические классы поддерживают развитие практических и аналитических навыков, необходимых в творческих отраслях. Студенты узнают о рыночной среде и последних тенденциях в медиа-коммуникации. Они имеют прямой контакт с практикующими. Классы мастерской и дизайн-природы проходят в хорошо оборудованных студиях, лабораториях и исследовательских лабораториях.

    Характерной чертой проекта как формы планирования является

    формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить

    в ходе проекта. Важно, чтобы проблема, которую будут решать дети, была актуальной, личностно и эмоционально значимой для них. Это может быть необходимость помочь игровому персонажу, детям младших групп, улучшить условия в группе, сделать атрибуты для новой сюжетно-ролевой игры, разработать новые правила, узнать новое явление, подготовиться к празднику, показать свои умения, подготовить поздравление близким и т. п.

    Исследования предоставляют специализированные и передовые знания и компетенции в области управления брендами и изображениями в упорядоченном порядке. В первый год обучения студенты получают компетенции, связанные с разработкой стратегии, управлением коммуникациями и современными методами исследования рынка.

    Второй год обучения - создание конкретных инструментов и тактических навыков, которые позволяют реализовать стратегические предположения, ранее разработанные на основе исследований. На втором году обучения, как часть классов потери и специального проекта, студенты работают самостоятельно - как в команде, так и в индивидуальном - проектах.

    Постановка цели проектной деятельности возможна через определение конечного продукта проекта. Конечный продукт проекта по возможности должен иметь материальное воплощение. Чем младше дети, тем особенно важно, чтобы полученный в результате совместных усилий и личного участия каждого результат можно было увидеть, подержать

    Избранные модули во время исследований

    Современные теории коммуникации

    Студенты изучат последние исследования и теории в области коммуникации и возможности их применения в научно-аналитической практике. Они учатся критически анализировать процессы коммуникации и СМИ. Отличная компетентность, связанная с дизайном и прогнозированием коммуникационных механизмов, а также с применением исследовательских методологий.

    Студенты узнают последние тенденции в области исследований и теории СМИ. Они учатся воспринимать и критически анализировать социальные и культурные явления, связанные с эволюцией технологических систем и систем опосредованной коммуникации. Критически они знакомятся с кодексами международной популярной культуры.

    в руках, поиграть с ним или использовать в деятельности для решения игровых, бытовых или учебных задач.

    В рамках постановки цели проекта педагогу следует совместно с детьми определить частные задачи, которые будут решаться по ходу проекта («Что для этого нам необходимо предпринять?», «Что будем делать в первую очередь, а что потом?», «Как объединим все вместе?»), а также совместно определить способы и средства решения («Как мы можем решить эти задачи?», «Что для этого нам понадобится?», «Где найдем информацию?», «Кто нам может в этом помочь?», «К кому мы можем обратиться?»).

    Студенты изучат новейшие специализированные методы и методологии, используемые в области коммуникации и управления ими. Мы особенно фокусируемся на исследованиях перспектив и исследований - инновационных методах исследования, используемых в области творческих индустрий. Кроме того, мы тренируемся с использованием фокуса и дистанционных исследований с использованием оборудования и лабораторий.

    Студенты изучают основные принципы и методы управления проектами, учатся применять их на практике, основываясь на образцовом анализе, но в первую очередь реализуют их в практике проекта. Мы уделяем особое внимание современным методам из области дизайна мышления.

    В ходе проекта используются разные формы организации детей

    (фронтальная, подгрупповая, деятельность парами, индивидуальное решение частной задачи). Выбор педагогом формы организации детей зависит от содержания деятельности, возможностей детей и педагогических задач. Например, в старшей и подготовительной группах развитие общения детей (образовательная область «Коммуникация») предполагает решение задач, направленных на развитие таких коммуникативных умений, как организация делового сотрудничества со сверстниками, распределение обязанностей с учетом возможностей друг друга, соотношение своих действий с деятельностью других участников команды, организация совместных отчетов о достигнутом результате. Поэтому в старшем дошкольном возрасте приоритетными будут подгрупповые формы детского взаимодействия, которые позволяют использовать современные интерактивные технологии

    Основные методологические понятия и категории программы «Успех»

    Студенты изучают передовые инструменты, используемые в интернет-маркетинге, с особым акцентом на маркетинг в поисковых системах, позиционирование и оптимизацию сайта. Они приобретут компетенции, необходимые для проведения рекламных кампаний в Интернете. Вышеупомянутый контент будет дополнен семинаром для получения и организации информации.

    Календарное планирование образовательной деятельности

    Идеальный семинар и узнайте о дизайне интерфейсов, полностью отзывчивых, полезных веб-сайтах или возможно реализовать макеты мобильных приложений. Студенты изучают передовые креативные инструменты для подготовки текстов изображений и аудиовизуальных материалов. Они учатся использовать их в контексте коммуникационных стратегий, разработанных в предыдущих семестрах.

    в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, создать условия для самооценки ребенка и проявления индивидуальных способностей каждого.

    400 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

    В процессе реализации проекта происходит включение детей в разные виды деятельности : игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую, музыкально-художественную, чтение, продуктивную. Эта характеристика является типичной для интегрированных проектов (включающих задачи из разных образовательных областей программы) и желательной для монопроектов (с преобладанием задач одной из образовательных областей). Вместе с тем не каждый интегрированный проект предполагает обязательную организацию всех видов детской деятельности. Например, в реализации проекта «Книжный гипермаркет» в старшей группе сложно решать задачи, связанные с физическим развитием детей. Поэтому данное содержание может быть спланировано на этот календарный период дополнительно вне содержания проекта. Система календарного планирования предполагает дополнение содержания проекта задачами по тем видам деятельности, которые не включает данный проект. Часто таким дополнением выступает планирование музыкальной, трудовой деятельности, занятий по физической культуре.

    Управление коммуникациями и социальными сетями

    Модуль фокусируется на сотрудничестве со СМИ в имиджевых кампаниях, в частности на управлении контентом в социальных сетях и планировании рекламной кампании в традиционных средствах массовой информации. Важным элементом модуля является ознакомление студентов с передовыми методами оценки и контроля процессов коммуникации.

    Главный специалист по стратегии Моррис Марлоу. Специалист по маркетинговым коммуникациям. Режиссер, театральный актер, театральный критик, дидактический учитель. Лингвист, педагог и менеджер, практика эффективных методов общения, бизнес-тренер. Филолог, медиа-эксперт, писатель и журналист.

    Проект является эффективным средством привлечения родителей

    к образовательной деятельности дошкольного учреждения. В зависимости от желания родителей участвовать в жизни детского сада, от общей социальной активности каждого из них, от умения ладить с детьми каждому можно найти в проекте роль «по душе» и по возможностям. Одни родители ограничатся оказанием помощи своему ребенку: помогут найти информацию в энциклопедии, книжках или в Интернете, сводят в музей, сфотографируют, найдут необходимые материалы из семейного альбома, помогут составить загадку, сказку, поучаствуют в создании совместного с ребенком коллажа, примут участие в выполнении индивидуального задания ребенка. Более активных родителей можно попросить поучаствовать в организации целевой прогулки, коллективном походе, в театрализованном представлении, спортивном празднике, рассказать детям о своей профессии, показать свои кулинарные, профессиональные, творческие умения в зависимости от темы проекта. Предполагается участие родителей в презентации результатов проекта. Сначала они могут быть только зрителями, а затем и участниками презентации вместе с детьми.

    Для удобства проектного планирования предлагается следующий алгоритм.

    Тема проекта. Цель проекта. Задачи проекта.

    Предварительная работа (планируется в случае необходимости).Содержание (расписывается по этапам проекта).

    Мотивационный этап.

    Проблемно-деятельностный этап(может предполагать изложение содержания в форме таблицы, которая включает разделы, рекомендованные в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования).

    Творческий этап.

    Глава 16. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

    16.1. Проектирование предметно-развивающей среды группы детского сада

    Что такое предметно-развивающая среда детства?

    ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

    Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой .

    В самом широком (социальном) контексте среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс становления личности, понимаемый как социализация. Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.

    Термин «среда» , под которым понимались окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности, стал использоваться в европейской культуре в эпоху Просвещения.

    Особое место теория развивающей среды занимает в философ- ско-педагогических воззрениях Жан-Жака Руссо, считавшего, что «все прекрасно, когда выходит из рук Творца, все портится в руках человека». Этот выдающийся философ и педагог одним из первых стал рассматривать среду (природную и предметную) как условие оптимального саморазвития личности. Система воспитания, по его мнению, только тогда будет эффективна, когда для каждой личности будет создана особая развивающая среда, которая устанавливала бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями. В такой среде личность не получает готовые знания,

    а учится добывать их сама, в процессе наблюдения за живой природой, на основе собственного опыта. При этом, отмечал Ж.-Ж. Руссо, основным источником развития личности выступает не обширность знаний,

    а умение самостоятельно распоряжаться ими. В такой среде свойства личности, развитые природосообразным воспитанием, позволяют ей сохранить внутреннюю свободу, независимость от предрассудков и заблуждений общества.

    Еще один талантливый французский педагог и философ Селестен Френе, разрабатывая концепцию творческого развития личности, решающее значение придавал собственному опыту ребенка, приобретенному в семье, школе, при общении. По мнению С. Френе, ребенок должен сам создавать свою личность, творчески развивать себя, раскрывать свои потенциальные возможности, самоактуализироваться. Функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. В связи с этим С. Френе уделял особое внимание конструированию среды , в которой происходят обучение и саморазвитие личности. В ряде своих работ он описывал модель «детского заповедника», где целью воспитания выступает «максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить».

    Огромное значение среде развития ребенка придавала известный итальянский педагог Мария Монтессори. Основная идея ее метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, используя свои внутренние потенциалы. Для этого М. Монтессори разработала развивающую среду и предоставила ребенку возможность свободно и самостоятельно в ней работать.

    Такая специально подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым. Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить ее, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

    В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появляется в 1920-е годы: «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). Л. С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью». В целом ряде исследований того времени последовательно и обстоятельно доказывается, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия,среда его существования - предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность. Педагог-практик Е. И. Тихеева рассматривала окружающую обстановку как ведущий фактор и необходимое условие развития ребенка, многие ее идеи в обустройстве детского сада созвучны педагогике М. Монтессори.

    Само понятие «предметно-развивающая среда» было введено в лексику педагогов и дизайнеров после 1988 года, когда вышла Концепция дошкольного воспитания. В 1990-е годы в работах В. А. Петровского, Л. М. Клариной, С. Л. Новоселовой поднимается вопрос обогащения предметно-развивающей среды, принципов организации такой среды.

    Научные исследования, проведенные С. Л. Новоселовой, показали, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка благотворно для его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится способнее, если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социопредметной среде. Таким образом, развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей, побуждает ребенка проявлять активность и инициативу.

    Проблемность предметной среды, предметной ситуации порождает у детей вопросы, питает их инициативу, воображение, развивает творчество. Атрибуты культуры, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать возникающую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.


    Таким образом, предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

    ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

    Под развивающей предметно-пространственной средойследует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

    В качестве показателей развивающей направленности предметной среды могут быть выделены следующие:

    - положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад;

    - включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, способность выбирать занятия по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов;

    - высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;

    - отсутствие частых конфликтов между детьми;

    - спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время хорошо различим.

    Какие функции выполняет развивающая среда?

    Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций. Развивающая функция среды является ведущей. Понимание развития как результата воспитания и обучения, как продвижение от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» (по Л. С. Выготскому) развития ребенка определяет необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению

    познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

    Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания уже известных, традиционных и новых, незнакомых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

    Не менее важна и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, мотивирует его к действиям, исследованию. Среда служит непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации воспитателем.

    Предметно-пространственная среда необходима детям также потому, что выполняет по отношению к ниминформационную функцию : каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социально-культурного опыта. Предметы - это яркий источник познания окружающего мира.

    Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений, их цветовые характеристики должны вызывать положительные эмоции, обеспечивать защищенность и комфортность.

    Организационная функция . Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее проектированию воспитателем.

    Из каких компонентов проектируется предметно-развивающая среда детского сада?

    Для повышения качества образования, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространст- венной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.

    Определяющим моментом в создании развивающей среды является основная образовательная программа (педагогическая идея), которой руководствуется образовательное учреждение. Например, приобщение детей к культуре своего народа предполагает среду, насыщенную атрибутами народной культуры; развитие общительности требует организации среды, в которой дети имеют все возможности активного общения со сверстниками и взрослыми; развитие субъектного начала - среды, предоставляющей возможности разнообразного выбора ребенком деятельностей, стимулирующей детскую самостоятельность и творчество.

    Создавая предметно-пространственную среду группы, важно также учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст, уровень их развития, склонности, способности, интересы, половой состав, личностные особенности и прочие характеристики. Например, если

    в группе будет 15 мальчиков и 7 девочек, среда группы будет иная, чем

    в той группе, где окажутся 10 мальчиков и 10 девочек.

    Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель - знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, это должно найти яркое отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает больше внимания уделять изобразительной деятельности - и это также будет заметно в среде. Кому-то из педагогов близки идеи М. Монтессори, для кого-то определяющим является подход вальдорфской педагогики - все это так или иначе найдет отражение в среде группы. Именно эти моменты определяют широкую вариативность в построении предметно-пространственной среды различных дошкольных образовательных учреждений.

    В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать особый, неповторимый характер. С учетом всех приведенных требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях. Не может быть жестких единых требований к построению развивающей среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы (педагогические