Методы исследования развитие творческих способностей у детей. Занятия лепкой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Игры на развитие диалектичности мышления

Оксана Драгункина
Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Особенности

В настоящее время отмечается необходимость развития творческих способностей в дошкольном возрасте . Стремление к творчеству присуще детям и проявляется во всем, чем бы они не занимались. В то же время формирование творческих способностей составляет важнейшую задачу дошкольного воспитания . Вся организация жизни ребенка должна стимулировать творчество . Окружающие ребенка взрослые своим отношением к детям, вниманием к их деятельности создают необходимую для творчества атмосферу раскованности и свободы самовыражения. Этому способствует поощрение детского экспериментирования, побуждение детей к инициативности и самостоятельности во всех видах деятельности, одобрение оригинальных творческих решений .

Оценка эффективности решения

Таким образом, вмешательство в группу детей и родителей в краткосрочной перспективе положительно сказалось на поведении детей, способствовало увеличению активности и социализации, а также уменьшению интернализации и экстернализации поведения. Целью этого исследования было проверить эффективность программы профилактики развития социальных навыков у детей в возрасте от 4 до 6 лет и их родителей на основе необходимости комплексного ухода за родителями и детьми, чтобы сделать программу более эффективной. пары, а также знакомые, позволяют подойти к отношениям детей в основных областях межличностного отношения этой возрастной группы.

По мнению Н. С. Лейтеса, способности – свойства , которые не могут развиться без активности самого ребенка и без его собственных усилий по регуляции совей активности – в этом главное условие роста способностей . Годы детства – годы созревания и быстрого психического развития – отличает легкость и вместе с тем прочность формирования некоторых свойств, чрезвычайная отзывчивость на окружающее. При этом возрастное развитие представляет собой последовательный ряд переходов от одной его ступени к качественно другой. Сменяющиеся периоды детства – прежде всего своеобразные эпохи жизни со своими, присущими именно данным периодам возможностям.

Продвижение социальных навыков в этих отношениях на профилактическом уровне обеспечивает развитие и улучшение социальной компетентности ребенка, что приводит к большей адаптации к социальной среде. Отсюда важность превентивных проектов в области развития социальных навыков в детском возрасте, которые обеспечивают и облегчают приобретение этих навыков на ранних этапах жизни.

Поэтому мы надеемся открыть новые направления работы и исследований в области клинико-общинной психологии и помочь в демократизации психологии в Бразилии. Профилактическое руководство группой матерей детей с трудностями взаимодействия. Тематические исследования в клинической психологии поведения ребенка.

Развитие креативных способностей дошкольника протекает отнюдь не по пути движения от «нетворчества » к «творчеству » или от «творчества более низкого порядка» к «творчеству более высокого порядка» . В этом развитии В . Кравцов и В. Синельников усматривают, прежде всего, процесс овладения ребенком созидательным потенциалом человеческого рода, складывающимся от поколения к поколению. Этот потенциал воплощен в системе универсальных творческих способностей людей , которые ребенок осваивает и модифицирует в рамках разных видов своей деятельности. Отсюда представляется возможным оценивать процессуальную сторону детского творчества путем выявления особенностей и уровней их освоения дошкольниками .

Профилактическая психологическая помощь в школьной клинике в Сан-Паулу. Сан-Паулу: Институт психологии, Университет Сан-Паулу. Психология и здоровье: концептуальный анализ. Барселона: Мартинес Рока. Многофокальное вмешательство в сообщество Сан-Паулу: Институт психологии Университета Сан-Паулу.

Скрининговый тест школьной зрелости

Применение функционального анализа Скиннера в области здравоохранения. Стимулирование развития социальных навыков в школьном возрасте. Социальные навыки, развитие и обучение. Предотвращение подросткового поведения, связанного с риском для здоровья, путем укрепления защиты в детском возрасте.

В педагогической психологии имеется ряд фундаментальных работ, посвященных изучению творческих способностей . Общие вопросы определения сущности творческих способностей , их характеристика рассматривалась в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, К. С. Платонова, Н. С. Лейтеса и др.

Суждение пар детей с интерактивными трудностями после модели расширенного вмешательства. Изучение моделей взаимодействия между родителями и детьми; предотвращение приобретения неадаптивного поведения, основы для клинической практики. Лечение детей с ранними проблемами поведения: сравнение детских и родительских занятий. Интегрированные компоненты профилактического вмешательства для агрессивных детей младшего школьного возраста: программа ранних воспитателей.

Психология межличностных отношений: опыт групповой работы. Социальные навыки: за пределами самоуверенности. О поведении и познании. об. Руководство по обучению навыкам общения и решения проблем: когнитивно-поведенческий подход. Обучение социальных навыков и профессиональный помощник.

Аспекты проблемы художественно-творческих способностей затрагивались такими исследователями как Д. Гилфорд, Е. Торренс, Г. В. Лабунская, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, О. М. Дьяченко, В. Г. Кудрявцев и др.

Детский возраст имеет наибольшее значение для становления способностей . Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся в частности в творческих играх , рисовании, конструировании, и других видах деятельности, и направленная на создание новых целостностей.

Задатки, как и способности могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные

Коммуникация и управление конфликтами в школе. Социальная компетентность и умение детей: текущая исследовательская практика и будущие направления. Психология социальных навыков. Родители присутствуют, родители отсутствуют. Родительские стили и антиобщественное поведение. Социальные навыки, развитие и обучение: концептуальные вопросы, оценка и вмешательство.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева, она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей . В процессе рисования совершенствуются все психические функции : зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Кампинас: Алинея; с. 21. Влияние образовательной практики на развитие антиобщественного поведения. Клиническая и психология здоровья. Внешняя проверка инвентаризации родительских стилей: тематическое исследование с просоциальными семьями. Куритиба: Федеральный университет Параны.

Предотвращение поведенческих проблем и развитие психосоциальных навыков у детей и подростков: анализ образовательных практик и родительских стилей. Ситуации риска и уязвимости в детстве и подростковом возрасте: теоретические аспекты и стратегия вмешательства.

Использование нетрадиционных приемов и материалов рисования в качестве одного из средств развития творческих способностей не случаен . Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При этом неизвестно, какое изображение получится, тем самым усиливается интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируется деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей , что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца » . Рисуя в нетрадиционной технике, дети начинают чувствовать пользу творчества и верят , что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве , так и во всех аспектах их жизни.

Материнские образовательные практики и проблемы поведения у детей дошкольного возраста. Антецеденты и поведение - проблемы родительского мониторинга и психологического контроля в раннем подростковом возрасте. Отрицательная семейная среда как предиктор будущего статуса мальчиков в отношении мер враждебного отношения, поведения интервью и выражения гнева.

Родительская привязанность и подростки эмоциональная адаптация: ассоциации с социальными навыками и реляционная компетентность. Проверка бразильской версии контрольного списка поведения детей. Инвентаризация поведения детей и подростков: предварительные данные.

Выявлены отдельные специальные работы, посвященные формированию творческих способностей в изобразительной деятельности : Л. А. Пармоновой, Г. В. Урадовских, О. А. Сафоновой; по развитию творчества и самостоятельности в процессе работы с различными художественными материалами : Е. К. Брыкиной, Т. А. Власовой, И. Л. Головановой, А. В. Игнатьевой.

Монтессори педагогическая презентация

Клиническая психология и профилактические программы для вмешательства сообщества. И вот текстовая версия этого видео для тех, кто не может смотреть его. На сегодняшний день научные исследования в области нейронауки и подтверждают, что студенты, которые имеют доступ к индивидуальным методам обучения, приносят наилучшие результаты.

Когнитивные модели интеллекта

Последние исследования научно доказали, что лекции не могут быть пригодны для всех студентов того же класса. Чтобы каждый мог полностью реализовать свой потенциал, необходимо, чтобы учитель учитывал уникальные характеристики каждого ученика. Это еще более верно для студентов с особыми потребностями. Поэтому лучшим способом является то, что индивидуализирует учение.

Однако, несмотря на достаточно полную изученность проблемы в психолого – педагогической литературе, на практике наблюдаются некоторые проблемы : не всегда нетрадиционная приемы и материалы в рисовании используется для формирования творческих способностей детей , не выявлена динамика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста .

Он признан во всем мире своей способностью развивать весь потенциал каждого ребенка в стимулирующей, гуманистической и открытой учебной среде. После более чем столетнего успеха с детьми во всем мире эта педагогика по-прежнему - сегодня более чем когда-либо - модель психологического подхода к ребенку, а также его образовательных ценностей.

В самом деле, основная задача этой педагогики - помочь ребенку полностью самостоятельно самостоятельно стать уверенным и ответственным взрослым. Этот взрослый должен обладать знаниями о мире и жизни во всей его сложности, во всей своей хрупкости и во всех своих тесных отношениях с каждым человеком. Мы помещаем ребенка как актера в его собственную жизнь, ответственного за все его действия и как человека, у которого есть все ключи к его успеху.

Это противоречие между теорией и практикой позволило нам сформулировать проблему исследования : каковы педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования – выявить педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности нетрадиционными приемами и материалами

Монтессори-педагогика защищает знания как важный фактор, позволяющий каждому человеку жить свободно, в гармонии с самим собой, со своими сверстниками и с его природной средой. Школы Монтессори предлагают каждому ученику индивидуальное образование, которое учитывает его темпы, сильные стороны и проблемы, в тщательно подготовленной среде с научным оборудованием, ориентированным на обученных и страстных взрослых. Дети развиваются в микросообществах в многоуровневых классах. Этот аспект поощрения взаимного уважения направлен на пробуждение интереса путем подражания для самых маленьких и для укрепления уверенности в себе для старших.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста .

Предмет исследования – педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности нетрадиционными приемами и материалами.

Гипотеза – эффективность процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности нетрадиционными приемами и материалами повысится при условиях :

У детей есть замечательная способность приобретать через поглощение все знания об окружающей среде вокруг них. Они все учатся бессознательно, постепенно переходя от бессознательного к сознанию, продвигаясь по пути, где все - радость. Их часто сравнивают с губками, с той разницей, что губка обладает ограниченной способностью к поглощению, ум ребенка бесконечен.

Основатель педагогики Монтессори родился в Италии в подростковом возрасте, она хотела стать инженером, но позже отказалась от этой идеи для проведения медицинских исследований. Она стала одной из первых женщин-врачей Италии. Она продолжила свою карьеру в области психического здоровья, где она была связана с детьми с диагнозом педагогически хуже нормы и исключена из системы образования. Она разработала специальные материалы, которые помогут им научиться через движение и достигли замечательных результатов.

Использования игровых методов и приемов;

Проведения систематической и планомерной работы;

Создание предметно – развивающей среды , способствующей творчеству .

Задачи исследования :

1. Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста .

И там она представила материал, который она разработала, и внимательно следила за детьми, приспосабливаясь к их потребности в развитии. Она обнаружила, что ее метод также подходит для детей дошкольного возраста, это было откровение. Чтобы ответить на просьбы об объяснении своего революционного метода, она начала писать о своих открытиях и обучать людей работе с детьми в соответствии с ее педагогикой.

Она провела всю свою жизнь, учила и читала лекции по всему миру. Благодаря этому эффективному образованию для подрастающего поколения она все больше убеждалась в том, что всеобщий мир может стать реальностью. Сегодня все придерживаются подхода Монтессори, превосходя культуры, регионы, языковые традиции и политические системы.

С целью изучения уровня развития творческих способностей у детей 5-6 лет нами был проведен констатирующий этап эксперимента. Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № 31» г. Новочебоксарск Чувашской Республики. На констатирующем этапе эксперимента использовались три методики : «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова, анализ техники рисования («Экспресс-анализ и оценка деткой деятельности» О. А. Сафоновой, «Образная память» (Л. Ф. Тихомирова) .

Они учатся без усилий, просто следуя за ходом своей жизни. Многочисленные исследования показывают, что первый период развития человека является самым важным. Этот этап жизни - это то, где наложенная помощь может быть препятствием для развития ребенка.

Ребенок не считается ничтожным и слабым, но он обладает большой способностью и творческой энергией природы и большого интеллекта. Чувствительные периоды - это периоды, когда дети легко приобретают навык. Существуют специальные периоды, которые позволяют детям общаться с внешним миром исключительно интенсивным образом. Они являются временными и ограничиваются приобретением определенной мощности. Существуют разные чувствительные периоды, такие как движение, язык, порядок, утонченность чувств, мелочи, социализация, написание, чтение, небольшие объекты.

Рассмотрим результаты, полученные в ходе диагностики. По данным методики «Дорисуй фигуру» высокий уровень развития творческого воображения продемонстрировали 20% детей в ЭГ и 25% в КГ ; средний уровень – 45% в ЭГ и 40% в КГ; низкий уровень – 35% в ЭГ и 35% в КГ.

У детей , показавшие высокий уровень развития творческого образы у детей формировались быстро. Изобразительная линия в рисунках резкая, с сильным нажимом. Продуктивная деятельность воображения высокая. Данная фигура сразу превращалась в какой-либо объект и становилась частью сюжета. Так, дети, листок с изображением двух кругов, превратили в слоненка, которого мама – слониха поливала из хобота водой. Испытуемые получив задание, не отвлекались на рисунки других, создавая свой собственный рисунок. У детей со средним уровнем развития творческого воображения рисунки немного отличались от рисунков детей с высоким уровнем развития творческого воображения . Образы формировались в ходе работы. Изобразительная линия резкая, с сильным нажимом, работой дети были увлечены. Дети дорисовывали фигуру, но схематично, без деталей. Рисунки повторялись как самим ребенком, так и другими детьми. Дети с низким уровнем развития творческого воображения не сразу поняли, что от них требуется. Образы у них формировались медленно. Воображение имело основную направленность на воссоздание и повторность. Изобразительная линия тонкая, робкая. Многие дети не дорисовывали предмет, а рисовали на свободном месте свой рисунок. Изображения были схематичные, повторяли рисунки других детей .

Дошкольного возраста и критерии их оценки

Атмосфера - это среда, которая была тщательно организована для ребенка, призванная поощрять самообучение и уважение ритма друг друга. Он объединяет социальные, эмоциональные и интеллектуальные аспекты, в то же время удовлетворяя потребность в порядке и безопасности детей.

Характеристики позволяют ребенку развиваться без помощи и постоянного вмешательства взрослого. Дизайн этой среды основан на принципах простоты красоты и порядка. Атмосфера организована на рабочих местах, оборудованных столами и стульями, приспособленными к размеру детей, с просторными помещениями. Полки содержат дидактический материал, самокорректирующий, принадлежащий каждой области обучения. Материал упорядочен в порядке прогрессирования и сложности.

По результатам методики «Дорисуй фигуру» можно сделать вывод о недостаточном уровне развития творческого воображения . Дети не всегда принимают задачу на построение образа с заданным элементом. Для детей характерно контурное, схематичное, лишенное деталей изображение. Часто дети не дорисовывали фигуру, в рисовали что-то свое рядом. Однако многие дети использовали заданную фигуру как второстепенный элемент для создания сюжета, именно такой способ обеспечивал оригинальность изображения.

Данные полученные в ходе анализа техники рисования, свидетельствуют о том , что высокий уровень развития техники рисования показали 25% детей в ЭГ и 30% в КГ ; средний уровень в ЭГ составил 50% и в КГ – 30%; низкий уровень – 25% в ЭГ и 40% в КГ. Дети, показавшие высокий уровень развития технических навыков правильно держат карандаш, движения смелые, уверенные, разнообразные. Дети рисуют слева-направо, сверху-вниз и наоборот. Испытуемые очень хорошо рисуют округлые формы, все дети замыкают округлую форму в одной точке. Дети хорошо знают пропорции предмета и учитывают их в рисовании. У детей со средним уровнем развития технических навыков сформировано умение правильно держать карандаш. Но у многих детей рука была напряжена при рисовании. Движения уверенные, хотя не столь быстрые, однотипные. При рисовании округлых форм замыкали круг в одной точке. Воспитанники испытывали затруднения при прорисовывании углов у прямоугольной формы. Дети знают о пропорциях предмета, но не всегда учитывают их. Дети с низким уровнем развития технических навыков не всегда правильно держали карандаш. Постоянно нуждались в напоминании со стороны экспериментатора в правильной постановке руки. Движения правильные, но робкие, несмелые, медленные. Испытуемые не замыкали круг в одной точке. Рисуя прямоугольные формы, углы не прорисовывали. Также дети испытывали затруднения при передаче пропорций предмета.

Таким образом, по результатам диагностики техники рисования, можно сделать вывод о преобладании среднего уровня развития технических навыков детей . Дети в основном все умеют правильно держать карандаш, но испытывают затруднения с основными формообразующими движениями и передачей пропорций частей.

Результаты изучения образной памяти, свидетельствуют о том , что высокий уровень продемонстрировали 25% детей в ЭГ и 35% в КГ ; средний уровень – 40% в ЭГ и 30% в КГ; низкий уровень – 35% в ЭГ и 35% в КГ. Дошкольники , отнесенные к высокому уровню развития образной памяти смогли вспомнить от 9 до 12 предъявленных образов. Испытуемые старались запомнить предметы методом ассоциаций. При запоминании дети проговаривали вслух названия предметов, что им очень помогло. Особые затруднения вызвали у детей картинки бабочки и круга в треугольнике. В процессе воспроизведения образов многие дети пытался вспомнить предметы, рассуждая так : «Сверху были часы, кружочек, потом вроде была елочка, машинка, потом внизу пистолет, кубик вроде бы, а еще в само низу домик, кошка смеется, бабочка летает. Так, а еще топор висел сверху вот». Испытуемые, продемонстрировавшие средний уровень развития образной памяти воспроизвели правильно от 5 до 8 предъявленных образов. Следует отметить, что после получения инструкции запомнить нарисованные в черно-белом варианте образы на таблице, дошкольники старались проговаривать эти образы либо молча запоминали рисунки. Больше всего детям исследуемого уровня удалось воспроизвести знакомые им предметы : елочка, кошка, бабочка, машинка, домик, пистолет. Но ни один из воспитанников не мог вспомнить изображение топора и гриба. Некоторые дети в процессе воспроизведения образов, пытались задавать как бы сами себе вопросы : «Что же там еще было?» . Дети, продемонстрировавшие низкий уровень образной памяти смогли вспомнить только три образа. Дети в ходе показа таблицы с изображением предметов, не пытались даже всматриваться в образы, они просто держали таблицу примерно 5 секунд и говорили : «Ну, все я запомнил» . После определенного времени, дети не смогли воспроизвести, что там было нарисовано. Итак, в результате диагностики «Образная память» , мы выяснили, что большая часть детей характеризуется средним уровнем развития объема кратковременной зрительной памяти, что является нормой для этого возраста . При этом дошкольники смогли правильно воспроизвести в большинстве случаев только знакомые им предметы, трудности возникли у многих при воспроизведении геометрических фигур и тех предметов, с которыми они не сталкивались в жизни.

Таким образом, по результатам диагностического обследования мы можем сделать вывод о недостаточно уровне . Творческие способности детей этого возраста являются скорее особенностью психического развития детей дошкольного возраста , нежели их индивидуальной характеристикой. Детей отличает большая эмоциональная включенность, стремление искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие , подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Ребенок с легкостью и, прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит положительным результатам.

Таким образом, по результатам констатирующего этапа эксперимента перед нами встала задача разработать программу формирующего эксперимента с целью развития творческих способностей детей 5-6 лет .

Литература :

1. Белова, Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова. – М., 1998.

2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д . Б. Богоявленская. – М.: Academia, 2002.

3. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами / Е. К. Брыкина. – М.: Педагогическое общество России, 1998 – 147 с.

4. Кудрявцев, В. Феномен детской креативности / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание - 2006 . - № 3.- С. 12-16.

5. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. – М., 1984.

Активизировать деятельность педагогов в создании технологий развития творческих способностей и самостоятельного подхода решения проблемных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста.

1. Развивать творческий потенциал педагогов через применение в работе с детьми игровых технологий и упражнений ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).2. Систематизировать знания и практические умения педагогов об условиях и способах развития творческих способностей дошкольников.

3. Продолжать формировать представления педагогов о необходимости развития в себе творческого потенциала.

Длительность: 1 час.

Материал и оборудование: маркеры, листы А-4.

Ведущий: педагог – психолог.

Ход практикума

… Именно творческая деятельность

человека делает его существом,

обращенным к будущему,

созидающим его

и видоизменяющим настоящее.

Л.С.Выготский.

Актуальность

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающей личности, ее творческих потенциалов. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражено в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество всё чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности.

Исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

По-прежнему, традиционное обучение строится преимущественно на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой педагогического процесса.

Вследствие такого информационно – рецептурного обучения ребенок утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. И это не удивительно: такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». Итогом становится потеря самостоятельности, способности мыслить, а значит и творить.

Умение ребенка самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшая черта детского поведения.

В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества. Однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно предоставлены среди научно – методических и практических разработок.

У нас, у педагогов возникает необходимость изучения технологии осуществления творческого развития дошкольников с целью раскрытия творческого потенциала.

Творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность

Критерии творческих способностей

Для определения творческих способностей выделены следующие параметры (критерии):

Беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

Гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, т.е. способность применять разнообразные стратегии при решении проблем);

Оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых);

Любознательность;

Фантастичность;

Методы и приемы формирования творческих способностей дошкольников возможно классифицировать и разделять на группы.

Считаю наиболее эффективными следующие методы обучения:

  • проблемное обучение;
  • методы ТРИЗ;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • экспериментирование;

В настоящее время педагогам предоставлен большой арсенал, разнообразный выбор игр, упражнений, этюдов для развития детского креативного мышления. С самыми распространенными предлагаю познакомиться.

1. Фантастическое животное

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Детям раздаются рисунки с разными животными, предлагается дорисовать, чтобы сделать его необычным и забавным?

2. Необыкновенное дерево

Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности.

Педагог предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.

3. Фантастические гипотезы

Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление.

Что произойдет….

  • если все взрослые на земле станут детьми?
  • если из крана польется не вода, а лимонад?
  • если животные начнут говорить человеческим голосом?
  • если оживут все сказочные герои?
  • если люди смогут читать все мысли друг друга?
  • Если у тебя вырастут крылья?
  • Если постоянно будет зима?

4. История старого чайника

Цель: развивать воображение при составлении истории на заданную тему. Предложить детям придумать различные истории на тему:

  • «Что может поведать о своей жизни старый чайник?»

5. Что может произойти?

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.

Педагог-психолог: Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названных случаев.

Пример: «Автобус остановился»;

Автобус остановился у светофора;

Автобус остановился, потому что подъехал к остановке;

Автобус остановился, потому что на дорогу выбежала собака;

Автобус остановился, потому что закончился бензин.

  • «Из окна выбросили кусочек булки»;
  • «Мальчик чиркнул спичкой»;
  • «Мужчина снял шапку»;
  • «На улице кто – то разбил банку варенья»;
  • «Садовник поливал клумбу из шланга»;
  • «Девочка уронила карандаш на пол»;
  • «Охотник выстрели в воздух».

6. Упражнение «Злая волшебница»

Цель: Обучение ребенка ведению научного спора, выделению всевозможных свойств предмета или ситуации, оценки, какое свойство может быть использовано для решения задачи. Раскрытие творческого мышления.

Детям предлагается поиграть в игру. Инструкция: «Сейчас я буду предлагать ситуации, а ты после небольшого обсуждения будешь находить решение, как выйти из той или иной ситуации. Представь, что злая волшебница…

Ситуация первая.

Злая волшебница заточила детей в ледяной куб. Как можно выбраться из ледяного дома? (варианты: разбить его; расколоть; дуть на лед, пока он не растает).

Ситуация вторая.

Злая волшебница вокруг ребят посадила плотным кольцом колючие растения. (Варианты: можно сделать подкоп и т.д.)

Ситуация третья.

Злая волшебница посадила детей в несущуюся на большой скорости машину, у которой нет тормоза. Как ребята могут выбраться из нее? (Варианты: пробраться к бензобаку и вылить весь бензин, машина дальше сама остановиться; позвать на помощь.)

7. Упражнение «Придумка»

Цель: Развитие пространственного воображения, умение мыслить нестандартно.

Материал: Листы А-4, мелки, карандаши.

Пример первый.

А) Предложите нарисовать, как ребенок представляет себе животное с другой планеты; самый необычный домик; домик, где будет жить вся его семья; доброго волшебника в детстве.

(Все рисунки обсуждаются.)

Б) Назовите ребенку по одному сказочному или литературному герою. (Обязательно из разных произведений.) Дошкольник должен придумать и коротко рассказать выдуманную историю, в которой действовали бы оба героя.

В) Попросите ребенка представить себе, что на люстре в комнате сидит гномик (или любой герой из сказки) и рассказать, что и как он видит оттуда?