Почему фактура имеет значение: выстраивание жизненного опыта. Игры для развития осязания

Всем самый тёплый приветик!


Вот и прошла половина нашего марафона! Из 103 участниц осталось нас 43. Зато каких! Самых креативных, самых лучших мамочек, которые очень интересно занимаются со своими крохами, придумывают оригинальные свои занятия и получают (надеюсь) от всех этих развивашек удовольствие

Знаю, что некоторые из бывших участниц выбыли по состоянию здоровья или отсутствия интернета и времени, желаю всем вам крепкого здоровья и т.д. наши посты всегда открыты - для себя вы всегда сможете взять какую-то идейку и интересно позаниматься со своим ребёночком в любой день.

______________

Ну а всех, кто остался в наших рядах, я ПОЗДРАВЛЯЮ С ПЯТОЙ НЕДЕЛЕЙ!


Отчитывание за «круглую» неделю - , уже идёт полным ходом, молодцы, девочки!

Ну а я предлагаю всем нам следующие задания.

УТОЧНЕНИЕ: учитывая то, что на прошлой неделе некоторым участницам было мало заданий и описания особо я никакого не кидала (что-то решила, что с мячиками и пузырями каждый сам придумает, как играть), то на этой неделе заданий и больше, и описания я добавила, так сказать, учла ваши пожелания и предложения, надеюсь, вам понравится.

________________________

Эту неделю я решила посвятить таким знакомым многим ощущениям, с которыми мы знакомим наших деток ещё с первых дней их жизни (когда прикасаемся к их крошечным ручкам и ножкам… ) - ТАКТИЛЬНЫМ ОЩУЩЕНИЯМ. А потом наши крохи познают очень много предметов на ощупь (первая погремушка, вкуснючая бутылочка, тёплая водичка и т.д.) и все эти знания на всю жизнь откладываются в их памяти, которая сейчас, в возрасте 1-3 лет - уникальна! Малыш способен запомнить очень много звуков, слов, понятий, предметов, и конечно же - отличать их на ощупь, именно развитием этого умения мы и займёмся с вами на этой недельке.


Итак, у нас«НЕДЕЛЯ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ».

____________________________________________________



1. Задание. Изучаем главные понятия: твёрдый/мягкий, гладкий/шершавый, пушистый/колючий, тёплый/холодный

Цель: Познакомить (или улучшить знания) малыша с разных понятий, обозначающими ощущения. Для этого лучше предлагать материал для сравнения.

Например:


Твердый – мягкий. Подберите предметы из твердого и мягкого материала. Например, кубик и мягкую игрушку; пластмассовый шарик и матерчатый мячик. Протяните крохе сначала один предмет. Проговорите те ощущения, которые ребенок может испытывать: «Потрогай, это кубик. Пощупай, какой он твердый. Этот кубик деревянный». Затем таким же образом протяните другой предмет, проговаривая противоположные ощущения: «Это мышка. Потрогай, какая она мягкая. Погладь мышку».

Советик: предлагаю дополнительную мини-игру с твёрдым предметом:«Перекатывание карандаша или ручки в ладонях» . Эта игра способствует стимуляции биологически активных точек и тонизирует организм в целом, а ещё - способствует развитию всеми нами любимой мелкой моторики


Гладкий – шершавый. Подберите предметы с гладкой и шершавой поверхностью. Например, атласный бант и банную рукавичку. Предложите ребенку каждый предмет для исследования и сравнения ощущений.

Пушистый/колючий. Подберите пушистые и колючие (но не травмоопасные!!! ) предметы для сравнения. Например, пушистые варежки, шапка «из кролика» и шишка, игрушка «ежик» из пластмассы и т.д. Расскажите, почему именно тот или иной предметы называю КОЛЮЧИМ, а что может напоминать мягкая поверхность (пушистых зверей, вату и т.д.).

Холодный - теплый. Для демонстрации этих понятий можно использовать пластиковую бутылочку с теплой и холодной водой. Прикоснитесь каждым предметом к ручке ребенка, называя ощущения («холодно», «тепло»), которые он испытывает. Разнообразьте материал для сравнивания ощущений. Проговаривая понятия, предлагая материал для осязания, вы даете ребенку представление о его фактуре и свойствах.

Ещё один из способов изучить такие ощущения - конечно же поиграть вместе с ребёнком с водой и льдом.

____________________
2. Задание.
Играем с «Волшебным мешочком»

Цель: Угадывание на ощупь предметов. Эта игра тренирует тактильную чувствительность. Совсем скоро ваш малыш начнет с легкостью угадывать с помощью тактильных ощущений, что за предмет находится в мешочке. Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами. Как играть? В небольшой мешочек положите 5-6 разных по форме и материалу предметов: железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки или что-то любое другое, главное, чтобы предметы были малышу знакомы и разные по форме и материалу. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет. Сначала ребенок ощупывает предмет, не видя его – основываясь на тактильных ощущениях. С помощью тактильной чувствительности пальцев кроха может почувствовать форму предмета и текстуру материала, из которого он изготовлен. Скорее всего, на первых порах получить полное представление о предмете с помощью одних лишь тактильных ощущений он не может. Когда ребенок вынимает предмет из мешочка, с помощью зрения он составляет полное представление о предмете.

Вы можете разнообразить эту игру:

- пусть малыш сам положит туда предметы, а вы «угадывайте», подыгрывая своей крохе;
- положите предметы одинаковой формы, но разных размеров, и пусть достанет сначала «большой» мяч, а потом - «маленький».
- спрячьте «волшебный мешочек» на ночь, а утром пусть малыш там обнаружит что-то новое и интересное.
- фантазируйте, удивляйте, радуйте своего ребёнка, пусть он верит в волшебство и будьте счастливы!
__________________

3. Задание. Поделки с ватой и/или ватных дисков


Главная цель: поиграть с мягкими предметами и получить от этого удовольствие))

Считают, что если и существует самый нежный, мягкий, а главное абсолютно безопасный материал для детских поделок, то это вата. Надеюсь, ваш малыш с удовольствием поработает с пушистыми хлопьями, создавая несложные, но очень красивые и оригинальные поделки из ваты или ватных дисков своими руками.

______________________________


4. Задание. Сделать «Ёжика»
Поскольку этот зверь - яркий представитель «колючего» мира,именно его я взяла для нашего следующего задания.
Не забудьте во время работы акцентировать внимание малыша на «колючках».

Сделать Ёжика можно из любого материала, который захотите. Например:
1. Аппликации

2.Нарисовать ёжика, например - вилкой.

3.Рисуем ручками

4. Из бумаги поделки


5. Тесто (пластилин) и вермишель


6. Ёжик с прищепок

__________________
Ещё, можно сделать вот такую красоту с помощью семечек, клея и мамы))

ЭТА ИДЕЯ ОТ УЧАСТНИЦЫ МАРАФОНА - Кстати, девочки, если у вас есть какие-то идейки на будущее - смело кидайте мне их в личку, буду рада! Возможно в следующих заданиях я и их использую.



5. Задание. Ножки по дорожке

Главная цель: научить ребенка ощущать разные предметы и материалы босыми ножками.

Для этого можно сделать дорожку из разных материалов:

Например, положите шерстяной шарф, мятую бумагу, из кубиков мостик через реку, можно положить подушку, клеенку, фольгу, разные ткани. Поищите, что еще вы можете использовать.

Может быть есть мочалка, камешки, массажный коврик.

Дорожка должна состоять из разных материалов.

Для деток постарше придумайте, какой участок вашей дороги что будет обозначать, например подушка – это мох в болоте, значит дорога идет через болото, шерстяной шарф – пустыня. Придумайте историю, в которой герою надо было идти в далекий путь. Может быть надо найти волшебный напиток для бабушки, у которой болят ножки или для дедушки, у которого плохо видят глаза. Вы узнали, что это волшебное средство находится в далеком месте и чтобы туда добраться, надо сначала пройти полем (это может быть коврик), потом болотом, потом лесом. В конце пути положите бутылочку с водой, это и будет волшебным средством.

Запоминают ли наши ступни? Давайте проверим. Для этого пусть ребенок постоит на каком-либо материале, но пусть он не подсматривает, затем надо найти из трех-четырех материалов тот, какой вы давали первым.

Совет: можно сделать постоянно действующую тактильную дорожку. Она просто необходима детям, у которых есть плоскостопие, часто болеющим детям, так как стимуляция стоп повышает иммунитет. Для этого надо сшить несколько разных тканей в виде дорожки. На отдельные участки можно нашить пуговицы, на другие пришить шнур, выложив его в виде узора или просто заполнив им пространство. Так же можно использовать мех, можно вшить мешочки с крупами, только надо использовать крупную крупу, например перловку. Но в этом случае нельзя будет ее стирать. Постелить такую дорожку можно от кровати ребенка до двери, чтобы он почаще наступал на нее. Объясните ребенку, что она необходима для того, чтобы он рос здоровым и сильным.

__________________

Ещё один из самых лёгких способов развивать наши ножки - бегать вот по таким дорожкам:



______________________

6. Задание. Сделать Неньютоновскую жидкость
ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ - выполняем по желанию.

Неньютоновская жидкость - это жидкость, которая ведет себя не по правилам! При быстром и резком взаимодействии она становится похожей на твердое тело, а при медленном воздействии становится жидкостью. То есть, при течении её вязкость зависит от градиента скорости.

Рецепт неньютоновской жидкости:

МАТЕРИАЛЫ:

Картофельный или кукурузный крахмал

Холодная вода

Глубокая миска

Клеенка


ПРОЦЕСС ПРИГОТОВЛЕНИЯ:

Смешайте в миске крахмал и воду (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО! 1:1) для получения сметанообразной массы. Вымешивайте смесь, постепенно добавляя воду. Как только концентрация смеси вам нравится, воду можно отставить.

Причем: меньше воды – неньютоновская жидкость дольше находится в твердом состоянии, много воды – очень быстро становится жидкой. Надо найти баланс между этими двумя состояниями. Если вы перелили воды – не расстраивайтесь. Или подождите, когда крахмал осядет и лишнюю воду можно будет слить или добавьте еще крахмал. Непоседливых детей больше устроит второй вариант:).

Эта жидкость быстро высыхает, на второй день она уже станет полностью твёрдой, можете вновь добавить водичку и дальше поиграть со своей крохой.

P.S. Внимание! Эту жидкость нельзя выливать в канализацию, чтобы не засорить, а надо дождаться, когда высохнет, и просто выбросить в мусорник.
________________
7. Задание. Развивашка от себя

ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ - выполняем по желанию.

Выполнить любое СВОЁ занятие с ребёнком, которое придумаете сами, на «тактильную» тематику и написать о нём в отчёте.

_______________________________


Сроки написания отчета: 05 -07 декабря 2015г


ЖЕЛАЮ ВСЕМ ПОЛУЧИТЬ САМЫЕ ПРИЯТНЫЕ ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ!!! И конечно - же забывайте после каждого занятия ОБНИМАТЬ свою кроху - это самые приятные ощущения для всех-всех деток!


________________________________

P.S. Следующая тематическая неделя у нас будет «цветная». Готовьтесь!

_____________________________


Желаю всем позитива и добра! И пусть все-все детки будут ЗДОРОВЫМИ!!!

Марина Суздалева

Значение сенсорного развития ребенка сложно переоценить. Осязание – это один из наиболее обширных способов познания окружающего мира ребенка, поскольку тактильные клетки расположены по всему телу. С помощью тактильных ощущений малыш учится распознавать форму, находить различия между предметами, познавать новые ощущения.

Дети с самого маленького возраста уже могут чувствовать материнскую грудь, пытаются пальчиками ухватить руку взрослого, дотронуться ножками, губками к какому-либо предмету. Рука, пальцы ребенка играют важную роль в его развитии. Тактильные ощущения позволяют малышу познавать и сравнивать разные поверхности, которые окружают его. К примеру, сколько бы мы не пытались объяснить ребенку разницу между двумя сортами винограда, он все равно не усвоит эту информацию, пока самостоятельно не прикоснется пальчиками и не попробует их на вкус.

Развитие осязания в будущем поможет ребенку и в школьном обучении. Ведь известно, что в первом классе сложнее адаптироваться тем детям, которые в недостаточной степени владеют точностью и гибкостью восприятия. Да и в целом, занятия на сенсорное восприятие очень полезны для малыша не только с точки зрения его развития, но и психологического сближения с родителями.

Способы развития осязания

Для развития тактильных ощущений практически не требуется каких-то особенных затрат. Обратите внимание ребенка на то, что его окружает. Можно использовать природные материалы, которые имеют различную структуру, небольшие обрезы тканей, которые обладают разной структурой. Игрушки, которые окружают ребенка, могут быть сделанными из мягких и твердых материалов:

  • пушистые
  • резиновые
  • пластмассовые
  • деревянные
  • мягкие и т.п.

Чтобы задействовать максимальное количество тактильных клеток, можно использовать разные губки во время купания, смазывать кремом после банных процедур. Это сблизит вас с ребенком и принесет пользу развитию. Можете приобрести небольшой ребристый мячик, он отлично послужит вам в качестве массажера.

Игры для развития осязания

Существует большое количество игр для развития тактильных ощущений. Практически все материалы можно найти в своем окружении, просто нужно их правильно преподнести и скомпоновать. Далее приведены лишь некоторые игры с ребенком, которые вы с легкостью сможете выполнить в домашних условиях:

1. Игра «Сенсорный мешочек» для развития осязания

Предложите ребенку назвать предметы, спрятанные в мешочек. Игрушки, должны быть различной величины, формы и фактуры.

Пример игры «Сенсорный мешочек» приведен в этом видео:

2.

Если вы обладаете хотя бы азами шитья, можете сами сделать разные развивающие игрушки: книги, разные по цвету, фактуре, размеру; валики с бусинами или кистями на концах, из веревок разной толщины и др.

3. Знакомим с материалами

Можно помочь ребенку ориентироваться в материалах, из которых изготовлен тот или иной предмет. Дайте ребенку определить на ощупь, из чего сделана:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Как вариант, можно определять какие предметы на ощупь: гладкие, шершавые, колючие, мягкие и т.д.

4. Геометрические фигуры

Разложите перед ребенком геометрические фигуры. Выберите одну и предложите из мешка наощупь достать такую же.

5. для развития осязания

Сделайте прямоугольные пластинки, оклейте их различными материалами (к примеру, бархатом, наждачной бумагой, фольгой), затем завяжите ребенку глаза и предложите найти одинаковые. Как вариант, можно наполнить разными материалами и крупами надувные шарики (используйте воронку).

6. Тактильная дорожка для развития осязания

Можно сделать , на которой будут пришиты или приклеены разные материалы. Хорошо здесь подойдут пуговицы, ткани разной текстуры, массажный коврик и др. Предложите ребенку пройтись по такому коврику, во время этой игры он будет не только развивать осязание, но и координацию движений.

Существует еще один вариант дорожки, когда просто на пол выкладываются разные предметы:

  • галька
  • солома
  • песок
  • зернышки
  • деревянные дощечки
  • ткань с выраженной текстурой

Ребенку предлагается пройтись по такой дорожке, не сходя с нее. Перед этим занятием рекомендуют ножки облить теплой водой и вытереть насухо.

Такие занятия помогают также неосознанно . Конечно, не у всех есть возможность сделать такую дорожку у себя в квартире, поэтому лучше сделать ее на улице или во дворе. А можно просто почаще давать возможность ребенку ходить босиком по траве, песку или гальке.

7. Игры для дошкольников

Для детей дошкольного возраста можно применять такие игры:

  1. собрать с закрытыми глазами разобранных матрешек
  2. разобрать разные семена по отдельным кучкам

И, конечно, не забывайте о том, что объятия, прикосновения, массаж и поглаживания ребенка, ношение его на руках тоже относятся к сенсорному развитию. Вы сможете не только развивать его тактильные ощущения, но и укреплять вашу связь с малышом.

Химик Джон Дальтон предложил теорию, в соответствии с которой вся материя и объекты состоят из мельчайших частиц, называемых атомами . И эта теория до сих пор, почти два века спустя, является общепринятой в научном сообществе. Каждый из этих атомов состоит из чрезвычайно маленького ядра и еще более мелких электронов, которые двигаются по орбитам на достаточно большом расстоянии от центра.

Если представить себе стол в миллиард раз больше обычного, тогда атомы, его составляющие, будут размером с арбуз. Но даже в этом случае ядро в центре атома будет слишком маленькое, чтобы его увидеть, и то же самое относится к его электронам. Но тогда почему наши пальцы не проходят сквозь предметы, состоящие в основном из пустоты, и почему через нее не проходит свет?

Для ответа на этот вопрос нам нужно повнимательнее приглядеться к электронам. К несчастью, сведения, полученные нами в школе, слишком упрощены - электроны не обращаются вокруг ядра в атоме, как планеты вокруг солнца, как вас, возможно, учили. Вместо этого электроны можно сравнить с роем пчел или стаей птиц, когда движения отдельных особей из-за скорости слишком сложно различить, но хорошо вида форма целого роя.

"Танец" электронов

В действительности электроны "танцуют" - лучшего слова и не подобрать. Но это не свободный танец, он больше похож на вальс, где частицы движутся по определенным моделям, следуя математическому выражению, названному в честь Эрвина Шрёдингера .

Эти модели могут изменяться. Некоторые из них медленные и плавные, как вальс, а другие быстрые и энергичные, как чарльстон. Каждый электрон придерживается своей модели движения, но однажды он может сменить ее на другую, пока никакой другой электрон не движется по этой схеме. Не могут одинаково двигаться два электрона в одном атоме: это правило называется принципом Паули .

Хотя электроны никогда не устают, движение в более быстром темпе требует большей энергии. А когда электрон переходит к более медленному "танцу", он теряет энергию. Так что когда энергия в виде света попадает на электрон, он может поглотить немного энергии и перейти к более сложной, более быстрой модели "танца". Световой луч не проходит через стол насквозь, потому что электроны во всех атомах стремятся взять немного энергии от света.

Спустя совсем небольшой промежуток времени они теряют приобретенную энергию, возможно, снова в виде света. Изменения в движении поглощенного и отраженного света дает блики и цвета - таким образом мы видим стол как твердый предмет.

Сопротивление при касании

Так почему же стол кажется твердым на ощупь? На многих сайтах можно прочитать, что все дело в отталкивании - что два отрицательно заряженных предмета должны отталкиваться друг от друга. Но это неверное объяснение, оно доказывает, что интернету никогда нельзя полностью доверять. Стол кажется твердым из-за танцующих электронов.

Когда вы прикасаетесь к столу, электроны атомов на ваших пальцах приближаются к электронам атомов стола. Когда электроны одного атома на достаточное расстояние сближаются с ядром другого атома, модели их "танцев" меняются. Это происходит потому, что электрон на низкоэнергетическом уровне одного ядра не может делать то же самое движение вокруг другого - место там уже занято его собственным электроном. Новичку приходится занимать свободную, более энергичную позицию. Эту энергию необходимо где-то брать, на этот раз не в виде света, а в виде усилия со стороны вашего пальца, касающегося поверхности.

Таким образом, сближение двух атомов требует затрат энергии, потому что их электроны вынуждены переходить в свободные высокоэнергетические состояния. Попытка максимально сблизить все атомы стола со всеми атомами пальцев потребует огромных затрат энергии - гораздо больше, чем усилия ваших мускулов. Поэтому вы чувствуете сопротивление поверхности при касании пальцем стола, и поэтому он кажется твердым.

РАЗДЕЛ II . Тактильно - двигательное восприятие.

ЗАНЯТИЕ 4.
Тема: «Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств».

Задачи:

    обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;

    развивать тактильную чувствительность у детей, осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы;

    совершенствовать знания о свойствах предметов, умения определять на ощупь предметы с разными свойствами;

    воспитывать у детей интерес к совместной, продуктивной работе.

Материалы к занятию : для каждого учащегося – карандаш, камень. Тактильные дощечки, мешочки с наполнителями, баночки с крупами, набор материалов для игры в «Волшебный мешочек».

Ход занятия.

Вводная часть.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Здороваемся ладошками».

Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу ). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

Разминка.

Самомассаж ладоней.

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.

Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш только мягкими частями ладоней. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.

Карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Самомассаж ладоней и пальцев.

Исходное положение:

Не выпуская карандаш повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая – снизу. Карандаш находится в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.

Перемещать ладони вперёд-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку. (Ладонь)

Самомассаж кончиков пальцев.

Исходное положение:

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении.

Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперёд – назад слегка нажимая на неё.

Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного пальца и мизинца. По 4 – 5 движений.

Самомассаж (поверхностный) внешней стороны кисти руки.

Исходное положение:

Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами.

Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальце до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки накрывающей карандаш. До 3 – 5 движений от кончика каждого пальца.

Встреча братьев.

Исходное положение:

Руки вытянуты вперёд, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук

Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братьями» левой руки. Затем Указательный палец левой руки встречается с «братьями» правой. 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Косичка .

Исходное положение:

Взять карандаш за один конец и держать вертикольно указательным и большим пальцами одной руки

Перехватить ниже карандаш указательным и большим пальцами другой руки.

Перехватывая карандаш указательным и большим пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки. Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой. «Сплести» 2 – 3 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Основная часть.

Психолог : «Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»
Психолог кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Психолог напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Психолог говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы делаете, у вас обязательно всё будет получаться».

Игры с тактильными дощечками .

Материал: тактильные дощечки.

На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.

Используются такие приемы:

    Обследование дощечек на ощупь с называнием качества: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д.).

    Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: (пушистый , как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);

    Нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – бархатная бумага. Мягкий – мех. Гладкая – плёнка. Колючая – наждачная бумага.

    Описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Что вам напоминает поверхность? Например, дощечка с ковролином – мягкая, пушистая, колючая …(На что похоже?)

    Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых дощечек.

    Разложить дощечки в ряд по порядку от самой мягкой до самой жёсткой поверхности. Нужно закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхность каждой дощечки. Постарайся запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешай их, не открывая глаз. А теперь попробуй на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке. Потренироваться несколько раз.

Упражнение «Из чего сделан предмет?».

Рассмотрите рисунки и ответьте одним словом, из чего сделаны изображённые на них предметы. Например, кастрюля сделана из металла – металлическая и т.д.

    Если дом построен из кирпича, то какой это дом? (Кирпичный).

    Если мяч сделан из резины, то какой это мяч? (Резиновый).

    Если кубики сделаны из дерева, то какие это кубики? (Деревянные).

    Если кораблик сделан из бумаги, то какой это кораблик? (Бумажный).

    Если ключ сделан из железа, то какой это ключ? (Железный).

    Если стакан сделан из стекла, то какой это стакан? (Стеклянный).

    Если пенал сделан из пластмассы, то какой это пенал? (Пластмассовый).

    Если сумка сделана из кожи, то какая это сумка? (Кожаная).

    Если кастрюля сделана из металла, то какая это кастрюля? (Металлическая).

    Если шапка сделана из меха, то какая это шапка? (Меховая).

    Если чашка сделана из фарфора, то какая это чашка? (Фарфоровая).



Упражнение «Что в мешочках?».
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель. Выше мешочков стоят закрытые баночки с крупами (с надписью названия крупы). Если ребёнок затрудняется определить наполнитель, то он поочерёдно открывает баночки и сравнивает содержимое баночки и мешочка на ощупь и так определяет названия крупы. Далее ребёнок раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, пшено, рис, гречка, горох, фасоль, макароны).

Весёлая переменка .

Упражнение-игра «Дождь в лесу » (музыкотерапия)

релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: Участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся. (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (усиливаем движение пальцев по спине)

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (проводим ладонями по спине стоящего впереди).

Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение «Волшебный мешочек» .

(Осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы.)

Ребенку предлагается, опустив руку в непрозрачный мешочек, не глядя, на ощупь определить форму и материал, из которого сделаны спрятанные там предметы.

Возможный набор предметов для детей.

Бусинка - стекло, ключ - металл, карандаш - дерево.

Клубок ниток - шерсть; пузырек - стекло, ластик - резина.

Колпачок от ручки - пластик; камешек - камень; мелок - мел и т.д.

Упражнение - игра «Угадай, что внутри» .
1.
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др., можно наполнить геометрическими фигурами из набора «Учусь считать». Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

2. В мешочек складываются различные предметы, буквы, цифры. Ребёнок запускает руку в мешочек и опознаёт предметы, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Не доставая предмет из мешочка, сравнивает его с теми, что лежат на подносе и находит такой, который нащупал в мешочке.

Упражнение «Что лишнее».

Стеклянный, деревянный, лёгкий , железный, пластмассовый.

Гладкий, шероховатый, мягкий, резиновый , колючий.

Холодный, мокрый , тёплый, прохладный, горячий.

Красный, синий, бумажный , зеленый, голубой.

Завершающая часть.

Рефлексия:

Ребята, сегодня на уроке вам было интересно?

Что на сегодняшнем уроке вам особенно удалось?

Над чем надо поработать?

Ритуал прощания. Упражнение «Ладошки». (См. занятие 1)