Возрастные особенности развития организма ребенка. Возрастные особенности детей дошкольного и школьного возраста

Развитие ребенка дошкольника от 3 до 7 лет. С каждым днем вы замечаете, как ваш ребенок становится взрослее. Трехлетний человек много уже умеет делать сам: одевается, убирает свои игрушки. Он засыпает взрослых бесконечными «почему», очень впечатлителен и подвижен. Иногда кажется, что он подвижен даже сверх меры. Но не стоит ограничивать потребность ребенка в движении фразами: «не бегай», «не прыгай», «сиди смирно» и т.п. Постарайтесь направить подвижность ребенка в правильное русло: для формирования необходимых навыков, для укрепления здоровья, для воспитания.

Если до 3 лет жизни ребенок привык к правильному режиму, к закаливанию, то вам нужно продолжать начатое. Но в случае, если вы что-то упустили, не отчаивайтесь, все можно исправить. Главное – не откладывать в «долгий ящик», ведь с каждым упущенным днем наносится урон здоровью и воспитанию ребенка. Вашему сыну или дочке, внуку или внучке требуется не меньше забот, знаний и усердия, чем в первые годы жизни.

В дошкольном возрасте начинают формироваться привычки, черты характера, приобретаются и закрепляются необходимые навыки, закладывается фундамент здоровья и физического развития ребенка.

Дети от 3 до 7 лет быстро растут, теряют округлость и становятся как бы тоньше, чем в раннем возрасте. У них наблюдается недостаточная устойчивость тела, и несколько ограничены двигательные возможности.

Игры:

Дети дошкольники учатся жизненным навыкам в играх. Играя, они, прежде всего, вступают в сложные взаимоотношения со сверстниками, учатся оказывать помощь, уступать. В игре проявляются способности ребенка: смекалка, смелость и ловкость. Поэтому, к детским играм не нужно относиться, как к чему-то несерьезному. Подвижные игры нужно чередовать со спокойными. Ребенок 4 лет и старше может уже осваивать элементарные спортивные навыки: плавать, кататься на коньках, ходить на лыжах. Существует мнение, что маленькие дети только готовятся к настоящей жизни. Но это неверно. Маленький человек живет насыщенно, с полной отдачей своих сил. Чтобы у него остались яркие незабываемые впечатления детства, не лишайте его радости переживаний, которые дает физкультура.

Развитие ребенка дошкольника. Нервная система:

В дошкольном возрасте в головном мозге ребенка созревание нервных клеток заканчивается, и в 5-6 летнем возрасте его мозг по весу и внешнему виду приближается к головному мозгу взрослого человека. Однако нервная система детей ещё легко возбудимая, и требует осторожного отношения. От длительных и непосильных нагрузок у ребенка развивается чрезмерное утомление.

Жизненный опыт ребенка расширяется, он глубже интересуется окружающим, чаще задает вопросы и охотно слушает объяснения взрослых. Увеличивается словарный запас, и речь ребенка улучшается. И хотя дети 3-7 лет очень восприимчивы, но полученные навыки не сразу закрепляются и легко нарушаются. В дошкольном возрасте процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения – это нужно учитывать.

Развитие ребенка дошкольника. Костно-мышечная система:

Развитие костно-мышечной системы в этом возрастном периоде происходит неравномерно.

  • У детей 3-4 лет вес за год в среднем увеличивается на 1,5-2 кг, а рост на 4-6 см.
  • На 5 году вес увеличивается на 1-1,5 кг, а рост на 2-4 см, крепнет организм.
  • В течение 6 года жизни ребенок прибавляет вес на 3 кг, а рост – на 6-8 см. Пропорции тела заметно изменяются, выносливость организма повышается.

Приводятся средние данные роста, веса, окружности грудной клетки:

Мальчики:

3 года – рост — 92,7 см, вес – 14,6 кг, окружность грудной клетки – 52,6 см.

4 года – рост – 99,3 см, вес – 16,1 кг, окружность грудной клетки – 53,9 см.

5 лет – рост – 106,5 см, вес – 18,1 кг, окружность грудной клетки – 55,5 см.

6 лет – рост – 112,8 см, вес – 20,2 кг, окружность грудной клетки – 57,6 см.

Девочки:

3 года – рост – 91,6 см, вес – 14,1 кг, окружность грудной клетки – 52,0 см.

4 года – рост – 98,4 см, вес – 15,8 кг, окружность грудной клетки – 53,2 см.

5 лет – рост – 105,4 см, вес – 17,7 кг, окружность грудной клетки – 54,7 см.

6 лет – рост – 112,5 см, вес – 19,9 кг, окружность грудной клетки – 56,6 см.

Несмотря на то, что у детей до 7 лет кровоснабжение костей лучше, чем у взрослых, костно-образовательный процесс отличается незавершённостью в большинстве костей. Развитие скелета у дошкольников ещё не завершено, кости мягкие и податливые, в них преобладает хрящевая ткань, что способствует дальнейшему росту.

К 6-7 годам горизонтальное положение ребер постепенно сглаживается, что в маленьком возрасте ограничивало экскурсию грудной клетки.

Окостенение конечностей у детей до 7 лет происходит очень интенсивно, и только с 5-6 лет начинается сращивание костей таза.

Мышечная ткань растет за счет утолщения мышечных волокон – этому способствуют физические упражнения. В первую очередь развиваются мышцы ног и таза, а с 6-7 лет мышцы рук. Но нужно помнить, что из-за слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости мышц, дети до 7 лет не способны к длительному напряжению мышц.

Развитие ребенка дошкольника. Сердечно-сосудистая система:

Сердечно — сосудистая система дошкольников хорошо отвечает требованиям их растущего организма. В отличие от взрослых, у детей кровеносные сосуды значительно шире, кровь циркулирует по ним свободно, выше скорость кровообращения, что позволяет легко удовлетворять повышенную потребность в снабжении кровью тканей детского организма. У детей от 3 до 7 лет среднее артериальное давление составляет 73-76 мм ртутного столба. Пульс зависит от возраста ребенка: чем меньше возраст, тем больше частота сердечных сокращений. В 3-4 года пульс равен 100-110 ударов в минуту, в 5-6 лет – 90-100 уд/мин. При физической нагрузке сердечная мышца ребенка быстро утомляется и легко нарушается ритм его сокращений, но при смене деятельности сердце быстро успокаивается.

Развитие ребенка дошкольника. Дыхательная система:

У детей дошкольного возраста органы дыхания имеют физиологические особенности. До 7 лет легочная ткань еще не полностью развита. Легочные и носовые ходы узкие и это затрудняет поступление воздуха в легкие. Высоко стоит диафрагма (грудобрюшная мышечная преграда) и во время дыхания она ограничивает колебания грудной клетки. У ребенка более поверхностное и учащенное дыхание, чем у взрослых. За счет частоты дыхания удовлетворяется высокая потребность в кислороде. У младших дошкольников 26-28 дыханий в минуту, у старших дошкольников – 23-25 дыханий в минуту. Поверхностное дыхание ухудшает вентиляцию легких у детей и вызывает небольшой застой воздуха в них. Поэтому, физическими упражнениями очень важно заниматься преимущественно на свежем воздухе и научить ребенка правильному дыханию. Во время бега и прыжков дыхание должно быть глубоким.

Развитие ребенка дошкольника. Обмен веществ:

Развивающемуся организму дошкольников требуется непрерывное восполнение энергетических затрат и поступление пластических веществ для построения органов и тканей. Процессы усвоения питательных веществ у детей превышают процессы их сгорания и распада. Большая часть энергии у ребенка расходуется на рост и отложение веществ, а не на работу мышц, как у взрослых.

Развитие ребенка дошкольника. Развитие движений у детей:

В 3-4 года движения детей значительно отличаются от движений в 5-6 лет. При ходьбе и беге у младших дошкольников нет четкости движений, они теряют равновесие и часто падают, темп движений неравномерный, при беге – мелкий семенящий шаг. Многие дети при беге опираются на всю ступню и плохо отталкиваются от земли. Такие дети еще не могут прыгать в высоту через препятствия, даже на 5-10 см от пола, и не могут прыгать на одной ноге.

Дети младшего дошкольного возраста играют с мячом охотно, но их глазомер развит слабо, движения недостаточно согласованы, поэтому им трудно попадать мячом в цель, ловить мяч и далеко его забрасывать.

От однообразных движений младшие дошкольники быстро устают, отвлекаются, их внимание неустойчиво.

Более координированными движения становятся к 4,5-5 годам – им доступны прыжки, они перепрыгивают через небольшие препятствия, лучше бросают и ловят мяч. Но им еще трудно бросать мяч на дальность и попадать в цель, т.к. глазомер и мышцы недостаточно развиты.

В 6 лет дети легко и ритмично бегают, прыгают в длину и высоту, на одной ноге.

Дальнейшее развитие движений у ребенка дошкольника происходит при систематических упражнениях.

Такие занятия никакой пользы для здоровья не принесут. Ребята часто переоценивают свои возможности, стараются скорее стать взрослыми и берутся за дело, которое им еще не по силам. Система физического воспитания подрастающего поколения в нашей Стране строится с учетом особенностей развития растущего организма.

Возраст детей, подростков и юношей условно ограничивается первыми 18 годами жизни и делится на возрастные периоды: дошкольный (от рождения до 7 лет), младший школьный (от 7 до 11 лет), подростковый (от 11 до 15 лет, что соответствует приблизительно среднему школьному возрасту) и юношеский (от 15 до 18 лет). Рост и развитие детского организма протекают непрерывно и в различные возрастные периоды неравномерно.

Важнейшим этапом физического и умственного развития ребенка является дошкольный возраст. В 7-11 лет ребенок физически развивается относительно спокойно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Костная система находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, и в костной системе много хрящевой ткани. Это нужно знать и неустанно заботиться о правильной позе, осанке , походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем возрасте не заканчивается, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Мышцы у детей этого возраста еще слабы, особенно мышцы, спины, и не могут долго поддерживать тело в правильном положении, что может привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Поэтому для младших школьников очень важны и необходимы повседневные систематические физические упражнения.

Младший школьный возраст - период формирования отношения к учению как к трудовой, общественно значимой деятельности. Очень важно создать у ребенка привычку к систематическому труду и умение преодолевать трудности.

В жизни детей младшего школьного возраста большое место занимает игра, содержанием которой являются главным образом действия и поступки, позволяющие выявлять такие качества, как смелость, мужество, находчивость ит. п. Ребят занимают подвижные игры с правилами и элементами соревнования. Эти игры воспитывают такие качества, как ловкость, сила, быстрота и координация движений, выдержка, настойчивость, смелость. Различия между мальчиками и девочками в младшем возрасте выражены незначительно, поэтому принципиальных особенностей в методике и содержании упражнений нет.

Средний школьный возраст - это период бурного роста и развития организма. Происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мышечный аппарат, идет процесс окостенения скелета . Подросток выглядит нескладным, угловатым. Это объясняется неравномерным физическим развитием: в то время как кости позвоночника и конечностей интенсивно растут в длину, грудная клетка в развитии отстает. Вместе с тем в этот период происходит интенсивный процесс полового созревания, увеличивается мышечная сила, которая еще не означает роста выносливости. Но ребята, испытывая прилив сил и энергии, берутся за тяжелую, часто непосильную физическую работу, в результате которой может нарушаться структура костей позвоночника, таза и конечностей. Все это заставляет относиться к физическому воспитанию подростков очень внимательно, подбирать и дозировать упражнения в соответствии с указанными особенностями их возраста.

Это требование вытекает из особенностей сердечно-сосудистой системы подростка: сердце в этом возрасте значительно увеличивается в объеме, оно становится более сильным, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Случаются некоторые временные расстройства кровообращения, повышается кровяное давление. У некоторых подростков появляется головокружение, сердцебиение, временная слабость, головные боли и т. д.

В это время нервная система подростка еще не всегда может выдерживать длительные монотонные раздражители (например, звуки) и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Одни подростки под влиянием этого быстро устают, становятся вялыми, рассеянными; другие - раздражительными, нервозными, начинают совершать иногда несвойственные им поступки.

Подросткам противопоказаны чрезмерные силовые упражнения, требующие резких силовых движений. Для данного возраста наиболее пригодны физические упражнения средней интенсивности при относительно длительной мышечной работе (например, катание на коньках, плавание, ходьба на лыжах по пересеченной местности и др.).

При правильно организованной учебно-тренировочной работе и врачебном контроле подростки могут показывать даже выдающиеся результаты. Примером служат выступления юных гимнасток, фигуристок, пловцов.

Самым важным фактом физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое у девочек начинается в младшем школьном возрасте, а у мальчиков несколько позже. В подростковом возрасте ребята зачастую не умеют оценивать, сдерживать и правильно направлять новые для них инстинкты и стремления, нередко они не умеют контролировать свои чувства и поведение, правильно строить свои взаимоотношения с людьми противоположного пола. Чтобы на этой почве не возникли нежелательные черты в развитии личности подростка, воспитатели должны умно, тактично помочь ему разобраться во всех вопросах, которые его волнуют. Поможет правильный распорядок жизни подростка, строгий режим труда, сна, отдыха и питания, регулярные занятия физкультурой и спортом.

В этот период начинают появляться различия в развитии мальчиков и девочек. Девочки заметно прибавляют в весе и росте, но уступают мальчикам в силе, скорости и выносливости. После 14-15 лет девочки растут медленнее, а мальчики - быстрее и они вновь обгоняют девочек в физическом развитии и сохраняют это преимущество на протяжении последующих лет.

Общественная активность подростка, участие в общественных делах способствуют его творческой деятельности, создают полезную направленность и устремленность. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются нравственные идеалы подростка. Наоборот, праздность, безделье, отсутствие полезных занятий могут привести к ухудшению здоровья и возникновению вредных привычек. Формирование мировоззрения, нравственных убеждений, принципов, идеалов в подростковом возрасте занимает важное место в общем процессе развития. Активность, энергия, инициативность, жизнерадостность, бодрость, оптимизм, сила воли - таковы важнейшие характерные черты личности, проявляющиеся в подростковом возрасте. Для подростков очень характерно развитие чувства товарищества, потребности в дружеском общении со сверстниками и взрослыми, стремление к самостоятельности.

Старший школьный возраст , или, как его называют, период ранней юности,- период жизни и развития человека примерно от 15 до 18 лет. К концу этого периода юноши и девушки обычно достигают физической зрелости и их физическое развитие мало чем отличается от физического развития взрослого человека. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития. В этом возрасте стабильны рост и вес. Темп роста в длину замедляется, нарастает мышечная сила, умственная и физическая работоспособность, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета , трубчатых костей, формирование и функциональное развитие тканей и органов. Как правило, в этом возрасте выравнивается характерное для подростков несоответствие в росте сердца и сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Завершается развитие центральной нервной системы.

Старшеклассникам доступны все виды силовых упражнений и упражнений на выносливость, они без вреда для себя могут участвовать в соревнованиях по скоростным видам спорта, добиваясь заметных успехов.

В старшем школьном возрасте обычно заканчивается половое созревание, развиваются вторичные половые признаки, вызывающие заметные изменения внешности юношей и девушек. В некоторых случаях процесс полового созревания затягивается (чаще у мальчиков, чем у девочек), и тогда у старших школьников еще сохраняются некоторые физические черты, свойственные подросткам.

Однако завершение периода полового созревания и физического развития не означает еще гражданской зрелости. И поэтому лишь к 18 годам по законодательству разрешается вступление в брак. Следует иметь в виду, что ранняя половая жизнь приносит вред организму, так как остальные системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная - еще не завершили своего формирования.

В старшем школьном возрасте интенсивно формируется духовный облик, определяются черты характера человека, происходит становление мировоззрения и личности. У юношей и девушек заметно развивается самосознание, которое возникает из требований жизни и деятельности. Новое положение в коллективе, новые отношения с окружающими заставляют школьника оценить свои возможности, осознать особенности своей личности с точки зрения соответствия или несоответствия предъявляемых к нему требований. Но оценить себя всегда труднее, чем осознать оценку, данную со стороны. Старшеклассник, умея анализировать свои личностные особенности и поведение лучше, чем подросток, оценивает себя в отдельных случаях менее объективно. Поэтому некоторые юноши и девушки переоценивают свою личность, проявляют высокомерие, зазнайство, тщеславие, пренебрежительно относятся к окружающим; другие, наоборот, болезненно недооценивают себя.

Для старшеклассников характерно развитое чувство товарищества, глубокая дружба, отзывчивость, взаимное доверие, готовность к постоянной помощи, наличие совместных интересов и т. д. Растет их сознательное отношение к труду и учению. Познавательные интересы приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер. Более определенно и ярко начинают проявляться способности к различным видам деятельности: математические, конструктивно-технические, литературные, музыкальные, спортивные и т. д. В это время расширяется эмоциональная сфера личности, появляется интерес к своему будущему.

По мнению Ю.А. Ермолаева дошкольный возраст охватывает период жизни от 3 до 6 - 7 лет. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на воспитательный и образовательный процесс (1985).

Физиологические особенности детей дошкольного возраста

Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, составляющими основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка.

Особенностью ЦНС ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга. Завершение этих процессов происходит в последующие годы под влиянием внешних и внутренних раздражителей.

Для нервной системы у детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Но длительное поддержание процесса возбуждения ещё не возможно, и дети быстро утомляются.

Для первых лет жизни детей характерна недостаточность межсистемных взаимосвязей в организме. При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. Произвольное же внимание очень кратковременно от 3 до 20 минут, поэтому большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность.

Особое значение в поведении ребёнка имеет развитие речи. До 6 лет у детей преобладают реакции на непосредственные сигналы, а с 6 лет начинают доминировать речевые сигналы (А.С. Солодков, 2005).

Развитие сенсорных систем в основном происходит на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Зрительная сенсорная система особенно быстро развивается на протяжении первых 3-х лет жизни, а затем продолжается её совершенствование. По мере роста ребёнка и улучшения взаимосвязи зрительной информации и двигательного опыта улучшается оценка глубины пространства. Поле зрения резко увеличивается с 6 лет.

Слуховая сенсорная система ребёнка имеет важнейшее значение для развития речи, обеспечивая не только восприятие речи посторонних лиц, но и играя формирующую роль системы обратной связи при собственном произношении слов. Её возбудимость на словесные сигналы особенно заметно повышается в возрасте 4 лет и продолжает увеличиваться к 6-7 годам. Повышается острота слуха и способность к дифференцировке звуков (Н.И. Обреимова, 2000).

Двигательная сенсорная система созревает у человека одной из первых. Формирование проприорецепторов -- мышечных веретён и сухожильных рецепторов начинается уже со 2 - 4 месяца внутриутробного развития и продолжается после рождения до 4 - 6 лет. Это резко улучшает возможность регуляции двигательной активности и выработки новых навыков.

Многие дети проявляют высокую вестибулярную устойчивость к вращениям и поворотам. Ранее возникновение контактов вестибулярной сенсорной системы с моторной системой и с другими сенсорными системами позволяет ребёнку к 2-3 годам освоить основной фонд движений и начинать занятия физическими упражнениями с первых лет жизни (А.С. Солодков, 2005).

В дошкольном возрасте идет интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата. К 5 - 6 годам форма позвоночника, как у взрослого, однако фиксация позвоночника еще несовершенна (Н.И. Обреимова, 2000). Содержание кальция в скелете увеличивается, поэтому идёт окостенение скелета, но все же в нем еще много хрящевой ткани. Интенсивность обмена в костной ткани снижается. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ, поэтому кости гибкие, поэтому в этот период неправильные позы, непосильный труд, чрезмерные перегрузки при выполнении физических упражнений могут вызвать резкие нарушения осанки вследствие неправильного перераспределения тонуса мышечно-связочного аппарата (З.В. Любимова, 2003).

В первые годы жизни у детей тонус мышц-сгибателей превышает тонус разгибателей. Детям трудно длительное время сохранять вертикальную позу. Мышцы конечностей относительно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное развитие мышечно-связочного аппарата брюшного пресса может вызывать образование отвисшего живота и появление грыж при поднятии тяжестей. Сила мышц мальчиков дошкольного возраста равна силе мышц девочек (А.С. Солодков, 2005).

Постепенно нарастает масса мышечной ткани. В период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответственно увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой (1985) и др., упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста можно выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.

Большое значение в обеспечении жизнедеятельности человека имеет кардиореспираторный аппарат. Детей дошкольного возраста отличают небольшие размеры сердца и слабость сердечной мышцы, которые в свою очередь определяют малый СОК, а в сочетании с высокой эластичностью и широким просветом сосудов - низкий уровень АД. С возрастом сердечнососудистая система становится более работоспособной. Увеличиваются масса сердца и сила сердечных сокращений, урезается ЧСС: в 3 года она составляет 105 ударов в 1 мин, в 5 лет -- 100 ударов в 1 мин, в 7 лет -- 85--90 ударов в 1 минуту. Величина ЧСС очень лабильна, легко меняется при любых внешних раздражениях (З.В. Любимова, 2003).

Легочная ткань ребенка мало растяжима, бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка конусовидна и имеет малую экскурсию, дыхательные мышцы слабы. Всё это затрудняет внешнее дыхание, повышает энерготраты на выполнение вдоха и уменьшает глубину дыхания. Дыхание у детей частое поверхностное. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при нагрузках и эмоциональных вспышках. В конце дошкольного возраста завершается формирование грудной клетки, появляется брюшной тип дыхания.

Энергетический обмен у детей дошкольного возраста значительно превышает уровень обмена у взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее заметно -- на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растёт с возрастом.

В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, т.н. первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз. Начинается «подготовка» половых желез к периоду полового созревания (Н.И. Обреимова, 2000).

Таким образом, на протяжении периода от 3 до 7 лет, выделяются третий, пятый и седьмой год жизни, когда происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций, при этом перестройка деятельности основных энергообеспечивающих систем предшествует таковой в двигательной функции, что создает предпосылки для целенаправленного воздействия в эти критические периоды средств физического воспитания. При этом доказано, что возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью развития.

Растить здоровых детей - это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь. Здоровье ребенка для его родителей составляет главную заботу, а порой и тревогу. Даже родившийся здоровым, ребенок нуждается в постоянном медицинском наблюдении, особенно в период раннего развития и в дошкольном возрасте. При этом родители ребенка должны быть защитниками его здоровья и активными помощниками профессиональных медиков. Однако для этого родителям необходимы определенные знания об особенностях развития детей в разные возрастные периоды, чтобы в нужный момент распознать те или иные признаки заболевания.

Не все болезни у детей имеют явные внешние признаки и поэтому распознаются не сразу. Выявить причину происхождения конкретного заболевания у ребенка может только врач, индивидуально и скрупулезно, учитывая самые разнообразные факторы, способствующие внешнему проявлению болезни. Чтобы предупредить развитие болезни у вашего ребенка, нужно предоставить врачу самые подробные сведения о своих наблюдениях за его развитием и здоровьем.

Особенности развития организма детей четвертого, пятого и шестого года жизни

Физическое развитие. В дошкольном возрасте многие внешние признаки у ребенка зависят от влияния окружающей среды. Неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и в воспитательном учреждении, социальные бедствия и природные катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей.

В период первого детства (3-7 лет) мальчики и девочки мало различаются по внешней форме тела и многим физиологическим параметрам организма. От первого года жизни до 4-5 лет скорость роста детей замедляется. Все размеры тела увеличиваются относительно равномерно.

При этом существенных изменений в зависимости от сезонов года не наблюдается. Годичные прибавки роста составляют от 4,0 до 5,0 см, массы тела - до 1,5-2,0 кг. Скорость ростовых процессов увеличивается на шестом году жизни, при этом изменяются соотношения пропорций тела.

Ориентировочное определение показателей физического развития (длина и масса тела) позволяет сопоставить данные о развитии каждого ребенка с возрастными нормативами или оценить пропорциональность размеров по формулам (индексам). Например, применяется росто-весовой индекс:

I = P/L 2

(т.е. вес ребенка в кг делится на квадрат роста в метрах).

Ориентировочно, если результат (индекс) больше 22, то у ребенка избыточный вес, а больше 25 - ожирение; если индекс меньше 14, то у ребенка дефицит массы тела. Для медицинских работников при проведении более точных обследований разработаны специальные таблицы для детей разных возрастов и регионов страны.

Костно-мышечная система. В возрастном периоде 3-6 лет у детей идет формирование осанки и свода стопы. Естественные кривизны позвоночника (шейная, грудная) еще не установились и в положении лежа сглаживаются. Костная ткань все еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, у дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно так же уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования свода стопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры.

Для повышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеет длительное, не менее 3,5-4,0 ч., пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1,5-2,0 ч. в период солнечной инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины.

У дошкольников характерно преобладание тонуса мышц-сгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений.

1. Ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения - 1-2 минуты.

2. Напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета - напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.

3. Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения - 0,5-1 минута.

4. Медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.

5. Груз на голове (книга или мешочек с песком, солью, размером 13x8 см, 500 г) - еще один вариант упражнения с элементом ходьбы. Именно это упражнение позволит проверить правильность осанки во время движения.

Важно отметить, что в этом возрасте продолжается развитие костей запястья, а окостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании таких развивающих видов, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах.

Вместе с тем целесообразно на всех занятиях с детьми уже среднего дошкольного возраста вводить упражнения для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжимания пальцев, поочередного смыкания первого пальца с остальными на каждой руке - «пальчики здороваются», изображения пальцами силуэтов зверей («козочка», «зайчик», «собачка») и т.д. Такие упражнения способствуют развитию точной координации мелких движений рук.

Для нормального развития костной ткани детей дошкольного возраста необходимо также и правильное сбалансированное питание (с обязательным содержанием минеральных веществ - кальция, фосфора, магния и др.), обилие света и наличие ультрафиолетовых лучей солнца во время прогулок, всегда доброкачественного воздуха в помещениях во время игр, занятий и сна, достаточный объем естественных движений.

Кальций содержится в молоке и молочных продуктах, особенно в сыре.

Фосфор содержится в продуктах животного происхождения: в мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах, желтке. Потребность детей в фосфоре в 1,5 раза выше, чем взрослых.

Магний содержится в продуктах растительного происхождения.

В связи с разным сочетанием пищевых ингредиентов в продуктах питание детей должно быть разнообразным. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, мясо, овощи, сахар) обязательно включаются в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) даются не каждый день. Однако в течение недели полагающийся набор продуктов должен быть использован.

О ходе развития и биологическом возрасте дошкольников позволяет судить смена молочных зубов на постоянные, которая начинается с 5-6 лет. Молочные зубы у детей нежные и хрупкие, это следует помнить при организации питания детей. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. В связи с тем что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состояние полости рта и зубов у детей дошкольного возраста. Осмотр ротовой полости стоматологом должен осуществляться не реже двух раз в году с обязательным лечением всех обнаруженных кариозных зубов.

Начало прорезывания первого большого коренного зуба у девочек и мальчиков приходится на 5,5 лет, а переднего резца у мальчиков - в 5,8-6,0 лет, у девочек несколько раньше - в 5,5-5,7 лет.

Конец прорезывания центрального резца у мальчиков и девочек приходится на 7,5 лет. В 6 лет начинает прорезываться боковой (второй) резец. Его прорезывание завершается в 8 лет.

В верхней челюсти постоянные зубы прорезываются чуть раньше, чем в нижней.

С костной системой органически связаны мышечная система и инервационный (нервный) аппарат, ибо они совместно обеспечивают движения человека: от 3 до 5 лет величина мышечных усилий у детей повышается. Постепенно устанавливаются содружественные движения рук и ног.

У детей на пятом году жизни хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.), мелкие же мышцы (например, кисти рук) далеки от своего полного развития. Дети в 5-6 лет успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, безотрывная фаза которого только появляется, прыжки, метание), но тонкая координация движений недостаточно совершенна, поэтому производить мелкие и точные движения ребенку еще сложно.

С четырехлетнего возраста длина шага при ходьбе у детей увеличивается до 39,0-40,5 см, а темп уменьшается. Длина шага при беге также увеличивается. Так, например, у детей, достигших 5 лет, при пробегании дистанции в 30,0 м длина шагов достигает 59-62 см при их частоте 248,0-258,0 в минуту. В 6 лет у мальчиков и девочек наблюдаются более высокие показатели быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, чем в 4-5 лет. В гибкости различия между мальчиками и девочками не проявляются. Примерный перечень двигательных навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей 4-, 5- и 6-летнего возраста, мы приводим в этой таблице.

К 4 годам ребенок должен уметь ходить на носках, высоко поднимая колени, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно (с приподнятым на высоту 30-35 см концом), догонять и убегать со сменой направлений, прыгать на одной ноге, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч не менее чем на 2,5 м, попадать мячом в ящик с расстояния 1,5-2 м, влезать на гимнастическую стенку.

К 5 годам дети должны уметь подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги врозь, ноги вместе; прыгать в длину на 60 см, перепрыгивать через предметы высотой 5-10 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5-6,5 м; бросать двумя руками снизу, из-за головы; попадать в цель с расстояния 2-2,5 м; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.

К 6 годам прибавляются следующие требования: стоять на одной ноге, пройти 3-4 м с закрытыми глазами; прыгать с места в длину на 80 см; с разбега - не менее, чем на 1 м; в высоту прыгать на 20 см; прыгать через качающуюся скакалку; ударять мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд; перебрасывать мяч друг другу; кидать мяч в мишень с расстояния 3-4 м и вдаль на 5-9 м; делать «ласточку» без поддержки взрослого; проходить по гимнастической скамейке.

Развитие кисти и фаланг пальцев руки позволяет детям уже на 4-м году жизни держать карандаш. Совершенствование координации движений и зрительно-пространственного восприятия позволяет детям хорошо копировать геометрические фигуры, изображать на рисунке человека, что также говорит о достаточно высоком развитии представлений и понятий.

На 6-7-м и последующих годах жизни указанные показатели у здоровых дошкольников и младших школьников успешно совершенствуются. И все же у 1/3 детей отмечаются отклонения в развитии общей и мелкой моторики. Дети 5-6 лет с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и часто болеющие, нередко отстают в развитии моторики и речи.

Дыхательная система. В дошкольном возрасте продолжается развитие органов дыхания. Одной из особенностей бронхолегочной ткани у дошкольников является большое количество кровеносных и лимфатических сосудов. Обильное кровоснабжение слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов является причиной более выраженных воспалительных реакций у детей дошкольного возраста в виде отеков слизистой оболочки и влажного кашля при острых респираторных заболеваниях.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) уже в 4 года достигает 1,1 л, частота дыхания - 27-28 в минуту. Затем ЖЕЛ с возрастом, особенно с 5 лет, начинает существенно увеличиваться (1,2-1,4). Увеличивается и экскурсия («расширение и сжатие») грудной клетки при вдохе и выдохе. Минутный объем легких у 5-летних детей достигает 5800 мл, возрастает сила дыхательных мышц.
Система дыхания дошкольников очень чувствительна к вредным примесям воздуха (в том числе табачному дыму) и присутствию болезнетворных микробов. Поэтому необходимо постоянно заботиться о чистоте воздуха в квартире и комнате ребенка. Это требование легко обеспечить правильным сквозным проветриванием всех помещений, влажной уборкой с добавлением дезинфицирующих веществ.

Сердечно-сосудистая система. С развитием легких и их функций тесно связано развитие сердечно-сосудистой системы детей. В первые шесть лет жизни интенсивно растет сердце. Вес сердца на пятом году жизни - 80-83 г, пульс - 100-105 ударов в минуту. На 6-7-м годах жизни частота сердечных сокращений (ЧСС) снижается до 95-92 ударов в минуту. Артерии в 4-6 лет относительно шире, чем в период второго детства. С этой особенностью связана небольшая величина артериального давления. Сердечно-сосудистая система детей дошкольного возраста очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку.

Органы зрения. Развитие органов зрения у детей в 4-6 лет еще не завершено, и интенсивное формирование зрительной функции во многом зависит от внешних условий. Поэтому особое внимание следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза.
При рождении у ребенка из-за небольшого размера глазного яблока в норме определяется дальнозоркое зрение (+2,0 диоптрии). Степень дальнозоркости по мере роста глазного яблока постепенно снижается. У детей 3-6 лет все еще (в 81,9%) преобладает дальнозоркость. Для ясного различения предметов, находящихся на близком или дальнем расстоянии, необходимо особым образом приспособить глаз. Эта способность глаза видеть на близком или дальнем расстоянии - аккомодация - легко осуществляется у детей благодаря изменению формы высокоэластичного хрусталика. Наиболее физиологически правильной нагрузкой для такого глаза является рассматривание удаленных объектов.

В связи с ранним введением развивающего обучения дошкольников на пятом году жизни начинают уделять больше времени рисованию, вырезанию, склеиванию, штриховке и другим действиям. При этом голова ребенка находится в склоненном состоянии, особенно резко выраженном при неправильной рабочей позе. Длительное склоненное положение головы затрудняет отток крови от глаз, вследствие чего увеличивается внутриглазное давление, изображение от более отдаленных предметов уже не попадает в сетчатку. Для снятия напряжения глаз и профилактики глазных болезней применяется специальная гимнастика - офтальмотренаж.

1. «Бегунки» - во весь лист ватмана изображается волнистая линия, в начале которой изображена какая-либо цветная фигура, например, кораблик. Лист ватмана располагается на стене, противоположной от стоящего ребенка, которому предлагается проследить зрительно, как кораблик будет плыть по заданной траектории. Траектория, по которой дети «бегают» глазами, может быть в виде овала, «восьмерки», зигзага, спирали. Толщина линии - 1 см.

2. «Перевод взгляда» - на трех стенах комнаты прикрепляются яркие картинки со сказочными сюжетами. Величина картинки в пределах стандартного альбомного листа. Стоящий у четвертой стены ребенок с поворотом головы попеременно рассматривает рисунки.

3. Упражнения для мышц глаза:

    крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд;

    моргать быстро в течение 15-20 секунд;

    пальцами рук прижать закрытые верхние веки, через 1-2 секунды снять пальцы с век;

    смотреть перед собой вдаль в течение 2-3 секунд, затем поставить указательный палец вытянутой правой руки перед лицом, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.

Для профилактики нарушений зрения особенно строго должны соблюдаться требования к достаточной освещенности помещения и рабочего стола, за которым занимается ребенок, а также пристальное внимание следует уделять правилам общения детей 5-6 лет с компьютером (ПЭВМ) и телевизором. Нарушение требований к продолжительности пребывания у экрана, их частоте и оптимальному цветовому фону экрана видеотерминала вызывают утомление глаз, снижение функционального состояния аккомодационного аппарата.

Для детей дошкольного возраста просмотр телепередач или пребывание у видеотерминала компьютера допускается не чаще 3-4 раз в неделю по 15-20 минут.

При просмотре TV в помещении должно быть включено неяркое общее освещение.

Нервная система. В этом возрастном периоде детям свойственна неустойчивость нервных процессов: дети не могут длительно удерживать активное внимание, легко отвлекаются на посторонние раздражители, быстро утомляются. Чрезмерная нагрузка у детей 4-6 лет может привести к сильному утомлению, падению координации и точности движений, резкому уменьшению произвольного внимания и работоспособности.
По мере возрастания силы и подвижности нервных процессов функции восприятия и внимания на пятом и шестом годах жизни становятся все более устойчивыми и управляемыми, поэтому дети этого возраста более внимательны и работоспособны.
На пятом году жизни дети существенно овладевают речевой функцией: активный словарь ребенка на пятом году жизни приближается к двум тысячам.
Важнейшее значение для развития детей дошкольного возраста приобретают различные игры и речь. Коллективные игры со сложным сюжетом, осмысленными взаимоотношениями, активной деятельностью, четким выполнением задачи и распоряжений существенно стимулируют развитие детей. Речь ребенка становится сложной, с богатым запасом слов. На пятом году жизни дошкольники в большинстве своем овладевают артикуляцией и правильно произносят звуки. Дефекты речи (неустойчивость произношения, косноязычие) еще довольно часты и больше распространены среди детей, отстающих в физическом развитии.

Система иммунитета. В окружающей человека среде существует множество микроорганизмов, способных вызывать те или иные заболевания. Однако организм человека приспособился к защите от многих инфекционных агентов. Ответственность за это несет иммунная система, в состав которой входят лимфатические узлы, миндалины, вилочковая железа, элементы крови и др.
Миндалины - это часть иммунной системы. Лимфоидное кольцо миндалин, задерживая микроорганизмы, не дает им проникнуть в дыхательные пути. Иммунной системе детей в новинку многие привычные для нас инфекции, и работает она с повышенной нагрузкой. Поэтому миндалины у малышей крупнее, чем у взрослых. По мере взросления такое количество иммунных клеток становится ненужным, и миндалины уменьшаются. К подростковому возрасту миндалины и аденоиды становятся крошечными, а у некоторых и вовсе исчезают.
Если миндалины воспаляются, то они перестают выполнять свою защитную функцию и сами становятся очагом инфекции в организме. Воспаление миндалин бывает острым (ангина) и хроническим (тонзиллит). Обычно при острой ангине, сопровождающейся повышенной температурой тела и общим недомоганием ребенка, родители обязательно обращаются за врачебной помощью. При хроническом же тонзиллите внешних признаков может либо не быть, либо единственным проявлением заболевания является общая слабость и утомляемость ребенка. В таких случаях родители могут уделять лечению болезни недостаточно внимания, и впоследствии у ребенка развиваются серьезные осложнения.
Аденоиды расположены там, где в носоглотку открываются и носовые ходы, и евстахиевы трубы, соединяющие носоглотку с полостью среднего уха. Если аденоиды воспалены и увеличены, блокируется носовое дыхание и закладывает уши. Нарушение слуха родители обычно списывают на рассеянность. При аденоидах ухудшается в основном восприятие звуков высокой частоты, т.е. шипящих согласных. Еще один признак воспаления глоточных миндалин - у ребенка постоянно приоткрыт рот. В норме воздух должен идти по носовым путям, где он согревается и очищается: бактерии вместе с пылью оседают на вязкой носовой слизи. Если же малыш дышит ртом, холодный воздух вместе со всеми бактериями летит прямиком в трахею и бронхи. Именно поэтому ребенок с увеличенными аденоидами без конца болеет. Аденоидного ребенка вычислишь и по тому, как он говорит: разросшаяся ткань не дает звуку резонировать в придаточных пазухах, и он получается гнусавым. По той же причине аденоидные дети подвержены гаймориту (воспалению пазух носа).

Первые шесть лет жизни ребенок интенсивно растет и развивается. Активно формируется костная и мышечная системы. Скелет ребенка отличается от скелета взрослого. Новорожденный имеет большую голову, массивное туловище и короткие руки и ноги. Длина нижнего отрезка туловища (до лонного сочленения), составляющая у новорождённого 38 % общей длинны тела, в три года увеличивается до 42 %, а у шестилетних достигает 49,5 %.

Костная система ребенка-дошкольника богата хрящевой тканью. Кости мягкие, гибкие, недостаточно прочные. В них содержится значительное количество воды и только 13 % минеральных солей. Суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия слабее и короче, чем у взрослых. Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается у детей 2-63 лет. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Однако поясничный столб очень эластичен и из-за неблагоприятных условий внешней среды возникают различные нарушения осанки.

Мышцы у детей дошкольного возраста развиты относительно слабо и составляют 20-25 % массы тела. Мышцы-сгибатели развиты больше, чем мышцы разгибатели, поэтому дети часто принимают неправильные позы: голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая. Развитие мышц происходит в определённой последовательности. Сначала развиваются крупные мышечные группы, позднее мелкие. Поэтому маленьким детям легче даются движения всей рукой. Утомление мышц у дошкольников наступает очень быстро.

Кожа ребенка значительно тоньше и нежнее, чем кожа взрослого. Она легче подвергается ранениям. Кровеносные сосуды кожи эластичны и вмещают большое количество крови. Через тонкую кожу кровь легко отдает свое тепло. Тепловое равновесие организма нарушается быстрее, чем у взрослого.

Сердечно-сосудистая система претерпевает в дошкольные период морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8г у 3-4 летнего до 92,3 у 6-летнего ребенка. Частота сердечных сокращений (ЧСС) колеблется у детей младшего и дошкольного возраста в пределах 85-105 уд/мин, старшего 78-99 уд/мин, причем у девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна замедляется, в период бодрствования-учащается. Отклонения в величине артериального давления встречаются сравнительно редко. В норме систолическое давление в возрасте трех лет составляет 103 мм рт.ст., 4 года-104, в 5 лет-105, в 6 лет-106 мм рт.ст.

Продолжительные физические и психические 5 напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.

Особенностью развития отличается дыхательная система ребенка. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания, но к 6 годам еще не завершается строение легочной ткани. Верхние дыхательные пути относительно узкие, что ограничивает возможность легочной вентиляции. Грудная клетка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выходе так низко, как у взрослого, поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Через легкие у ребенка дошкольного возраста протекает значительно большее количество крови, чем у взрослого. Это удовлетворяет потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.

За период дошкольного детства осуществляется сложнейший процесс формирования нервной системы. Основная дифференцировка нервных клеток происходит до трех лет и концу дошкольного возраста почти заканчивается. По мере развития нервной системы формируется статические и динамические функции равновесия, однако сохраняется большая возбудимость, реактивность и высокая пластичность нервной системы. Важнейшей особенностью развития нервной системы дошкольника является преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления.