Система сенсорного воспитания м монтессори. Система дошкольного воспитания марии монтессори

Раннее развитие детей становится все более популярным. Одной из самых популярных систем раннего развития является методика Монтессори. Эта методика была разработана доктором Марией Монтессори и названа в ее честь. Впервые методика была применена на практике еще в 1906 году и после этого с каждым годом все активнее используется в детских садах и школах по всему миру.

Суть и принципы методики М.Монтессори

Методика М.Монтессори основывается на глубочайшем уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в своем развитии с самых первых дней жизни, дабы раскрыть весь заложенный в нем потенциал.

Основная цель методики М.Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики:

  • Индивидуальная программа обучения;
  • Максимальная свобода ребенка;
  • Минимальное вмешательство в деятельность ребенка

Для реализации методики М.Монтессори необходимо организовать пространство таким образом, чтобы попадая в него, ребенок начинал обучаться самостоятельно.

Монтессори-материалы:

Для создания обучающей среды М.Монтессори в процессе работы с детьми постоянно создавала и тестировала специальные обучающие материалы, отбирая наиболее эффективные и интересные для детей. Важность Монтессори-материалов огромна, занимаясь с ними, ребенок учится не замечая этого, учится легко, играя. С помощью Монтессори-материалов ребенок познает мир, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений, получает практические навыки самообслуживания. Кроме того, в процессе освоения материалов ребенок:

  • Учится ставить цели и достигать их;
  • Приобретает практические навыки решения различных задач;
  • Действует путем проб и ошибок, что развитию умения нахождения собственных ошибок и исправления их.

Монтессори-воспитатель

«Помоги мне сделать это самому»

По убеждению М.Монтессори каждый ребенок нуждается в индивидуальной программе развития, приспособленной исключительно для него. Этот принцип реализовывают Монтессори-воспитатели, которые призваны создавать условия для эффективных занятий и обеспечивать максимальную свободу ребенка. А также способствовать проявлению и поддерживать интерес малыша к окружающему миру и активной деятельности.

Каждый ребенок сам решает, чем ему лучше заниматься: чтением, рисованием, географией или лепкой, и осваивает это в индивидуальном темпе. При этом воспитатель выступает в роли наблюдателя и не вмешивается в действия детей, а лишь создает им условия для занятий. Монтессори-воспитатель вправе вмешаться и помочь ребенку лишь в том случае, когда малыш не может выбрать себе материал или не знает, что делать с ним. И даже в этом случае воспитатель не делает ничего за ребенка, он лишь объясняет суть и делает мини презентацию.

Монтессори-класс

Монтессори-класс - это комната, разделенная на тематические зоны и заполненная разнообразными дидактическими материалами. Правильно организованное рабочее пространство Монтессори-класса помогает малышу интенсивно развиваться.

Разделение Монтессори-класса на тематические зоны помогает малышу лучше ориентироваться в многообразии дидактических материалов, структурировать получаемую информацию, а также поддерживать порядок.

Изначально М.Монтессори предложила разбивать пространство класса на 5 тематических зон:

  • Зона реальной (практической) жизни
  • Зона сенсорного развития
  • Зона математики
  • Зона языковая
  • Зона космическая

Но количество тематических зон может быть гораздо больше и разнообразнее (музыкальная, художественная, спортивная и др.). А теперь поговорим подробнее о каждой зоне в Монтессори-классе:

1. Зона реальной (практической) жизни.

В этой зоне собраны материалы, способствующие приобретению ребенком навыков самообслуживания. Малыш учится стирать и гладить вещи, чистить и нарезать овощи, подметать, управляться с совком и щеткой, чистить ботинки, завязывать и развязывать шнурки, застегивать и расстегивать различные виды застежек и замков. Причем, делать все это по-настоящему.

2. Зона сенсорного развития.

В этой зоне собраны материалы, которые помогут малышу научиться различать характеристики предметов: размер, цвет, форма, вес. А также будут способствовать развитию зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти и мелкой моторики.

3. Зона математики.

В этой зоне находятся материалы, способствующие ознакомлению и освоению понятия количества. Кроме того, занимаясь в зоне математики, малыш развивает пространственное и логическое мышление, внимание, память, усидчивость.

4. Зона языковая.

Материалы этой зоны помогут малышу выучить алфавит, слоги, а также научиться читать и писать.

5. Зона космическая.

Эта зона знакомит ребенка с окружающим миром, с процессами и явлениями, с привычками и традициями других народов.

Методика М.Монтессори имеет очень большой успех и популярность с момента своего основания и до сегодняшнего дня. У данной методики много последователей, которые вводят свои дополнительные элементы в соответствие с основными принципами методики. Постоянно увеличивается количество материалов, а также в Монтессори-классе появляются новые тематические зоны, предназначенные для более разностороннего развития малыша. Например, двигательная, музыкальная, зона искусств и многие другие. Вы также можете создавать подобные зоны для развития своего малыша у себя дома в соответствии со своими возможностями и интересами малыша.

Творите с Вашими детьми и для детей!

Оптимальный возраст для обучения по методике М.Монтессори

Занятия по методике М.Монтессори никогда не рано начинать. Ребенку с 1 года уже будет интересно находиться в Монтессори-классе и знакомиться с Монтессори-материалами.

В центрах М.Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет. Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики М.Монтессори и имеет следующие преимущества:

  • Старшие дети учатся заботиться и помогать младшим.
  • Младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.

Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является система Монтессори, подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу. Мария Монтессори, автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду ». Методика существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы. Сегодня насчитывается множество детских садов и центров раннего развития ребенка, работающих по данной системе. Система Монтессори работает с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

История системы

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой.

В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание обратили на себя несчастные умственно отсталые дети, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по гулким больничным коридорам. Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное. Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.

6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована созданная ею педагогическая система. Двигаясь методом проб и ошибок, Мария подготавливала сенсорные материалы, стимулирующие познавательный интерес у детей. С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты. Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.

Опираясь на знания об особенностях физиологического, умственного и психического развития детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что образование является не столько ответственностью учителя, сколько естественным процессом развития малыша.

Суть методики Монтессори

Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке . Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому» . То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.

Основные положения системы Монтессори

  1. Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.
  2. Свобода действий и выбора ребенка.
  3. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.
  4. Решения ребенок принимает самостоятельно.
  5. Занятия проводятся в специально подготовленной среде.
  6. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.
  7. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.
  8. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.
  9. Недопустима критика, недопустимы запреты.
  10. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи воспитателя в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори, позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются:


Роль взрослого в системе

Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия . Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

Роль развивающей среды в системе Монтессори

Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Можно даже сказать, элементом ключевым. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым. Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино. Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка . Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.

Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.
  2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.
  3. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.
  4. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.
  5. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.

Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.

Роль дидактического материала в системе Монтессори

Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы, в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори-педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

Правила работы с дидактическим материалом

  1. Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
  2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
  3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
  4. Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
  5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
  6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
  7. Работа постепенно должна усложняться.
  8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
  9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

Минусы методики Монтессори

Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков.

  1. Система развивает только интеллект и практические навыки
  2. Подвижные и ролевые игры отсутствуют
  3. Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.
  4. Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ.

В рамках одной статьи уместить весь опыт Монтессори, отраженный в ее педагогической системе, невозможно. Мы постарались изложить в данной статье основные постулаты. Для получения более подробной информации о методике рекомендуем обратиться к первоисточникам, книгам, написанным Марией Монтессори и ее последователями. Благо, в настоящее время имеется доступ к различным педагогическим системам и методикам, что позволяет выбирать для наших детей самое лучшее.

Современные дошкольные учреждения в числе преимуществ, выгодно отличающих их от многочисленных конкурентов, перечисляют методику Монтессори. Кому-то это словосочетание знакомо, но большинству - совершенно ни о чем не говорит. Система была придумана еще в начале ХХ столетия итальянским врачом Марией Монтессори. Она особенно уже тем, что пережила своего автора и нашла множество последователей. Методика Монтессори оказалась неподвластной политическим режимам и времени. В чем же ее особенность?

Система обучения Монтессори основана на принципе свободы, который проявляется в игровой форме обучения и самостоятельных упражнениях ребенка. В основе методики лежит индивидуальный подход к каждому малышу. Взрослый человек – всего лишь его помощник.

Занятия по Монтессори проводятся в соответствии с индивидуально разработанным планом для каждого ученика в специально созданной обстановке. Для обучения используют разнообразные пособия, которые позволяют ребенку контролировать себя и анализировать свои ошибки. При этом воспитатель только направляет малыша.

Методика Монтессори для детей может применяться как в группах и детских садах, так и в домашнем обучении. Она позволяет ребенку проявить свои личные способности и потенциал. Обучение по Монтессори развивает творческие способности, логику, внимание, память и моторику. Очень много внимания в занятиях уделяется коллективным играм, в ходе которых у малыша развиваются навыки общения и самостоятельность. Характерной особенностью системы является то, что занятия проводятся в разновозрастных группах. При этом младшие детки нисколько не мешают старшим, а, наоборот, помогают им.

Автор системы считала, что каждый ребенок по своей природе умный и любознательный, но не всякий попадает в среду, которая помогает раскрыться его способностям. Поэтому задачей взрослого является помощь малышу в развитии, в самостоятельном познании мира, создание для этого подходящих условий. Методика Марии Монтессори предполагает принятие малыша таким, какой он есть. Самая главная задача взрослого – побудить ребенка к развитию и обучению.

Влияние методики на детей

Основное влияние методики на детей заключается в развитии самостоятельной, уверенной в своих возможностях личности. Дети Монтессори не воспринимают обучение как тяжелую обязанность, поскольку занятия проводятся без принуждения, критики или грубого вмешательства взрослого. Главный акцент в системе сосредоточен на том, какие потребности испытывает ребенок этой возрастной категории, на его способностях и уникальности каждого.

Обучение по методике Монтессори предполагает, что ребенок испытывает радость от процесса. Связано это с возможностью изучать то, что ему в данный момент интересно. Организация учебного процесса таким образом помогает ребенку расти уверенным в себе и усваивать увиденное с максимальной эффективностью.

Методика развития Монтессори позволяет ребенку быть самостоятельным, рано получать практические навыки. Даже малыш, обучающийся по этой системе, может одеться без помощи взрослого, накрыть на стол и т. д. Самостоятельность подкрепляется тем, что дети решают, что они хотят узнать сейчас и с кем они будут работать в данный момент. Главным лозунгом методики Монтессори является девиз «Помоги мне сделать это самому».

Основы обучения

  • первый этап детства (от рождения до 6 лет);
  • второй этап детства (от 6 до 12 лет);
  • юность (от 12 до 18 лет).

Важнейшим этапом развития ребенка как личности является раннее детство. В этот период получает основное развитие душа ребенка. Если взрослый человек уже воспринимает окружающий мир, частично фильтруя его, то малыш впитывает впечатления, и они становятся частичкой его души. Возраст до 6 лет, согласно методике, является второй эмбриональной фазой развития.

Далее наступает этап лабильности, когда ребенок проходит фазу чувствительности. Он становится особенно восприимчив к некоторым процессам окружающего мира, например, к социальным аспектам, движению или речи. Занимаясь интересным делом, в этом возрасте ребенок уже способен к глубокой концентрации. То есть он постигает явление или процесс, вследствие чего формируется его интеллект и происходит развитие личности.

Важным этапом развития детей является усовершенствование чувств, для чего им необходимо все пощупать, потрогать или попробовать на вкус. На основании этого автор убеждена, что интеллект малыша развивается не благодаря абстракции, а с помощью органов чувств. Поэтому основу методики раннего развития Марии Монтессори составляет единство ощущения и познания.

В соответствии с этим методика Монтессори предполагает специальные учебные пособия и развивающие игры. Например, взяв в руки один шарик в блоке из сотни, малыш способен получить представление о единице и сотне задолго до того, как сможет абстрактно представить себе эти числа.

Занятие по методике Монтессори возможно только в условиях специально созданной среды, которая позволяет малышу постепенно становиться независимым от взрослых. Автор методики уверена в том, что атмосфера вокруг ребенка должна соответствовать его росту и пропорциям. Малыш должен иметь возможность выбрать место для занятия, передвинув самостоятельно стол и стул. Даже простую перестановку стульев Монтессори считает тренировкой моторики.

Обстановка, в которой формируется личность ребенка, должна быть по возможности эстетичной. Малышу с раннего детства следует научиться обращаться с хрупкими предметами, например, фарфором и стеклом. Такие вещи необходимо держать в доступности для ребенка.

Монтессори была убеждена, что важным биологическим принципом жизни человека является стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого. В процессе физического развития необходимо помочь достичь малышу духовной автономности. Взрослому отводится роль союзника, который создаст условия для этого, поможет развиваться стремлениям ребенка к познанию. В этом процессе учителем является сам ребенок.

При обучении необходимо учитывать, что нет двух одинаковых детей, каждый индивидуален. Поэтому планы обучения должны ориентироваться на конкретного ребенка.

Плюсы и минусы методики

Несмотря на множество преимуществ, система не получила повсеместного развития в мире. Связано это с тем, что методика Монтессори имеет как плюсы, так и минусы, которые кому-то подходят, а кому-то нет.

К плюсам можно отнести следующее :

  1. Автор методики – женщина. Женщина-врач, всей душой болеющая за своих воспитанников.
  2. Большой уклон сделан на то, что малыши впитывают ощущения и впечатления подобно губке. При этом важно не только видеть, слышать, но и пробовать, щупать. Именно на развитие мелкой моторики (бусинки, горошки, шнурки) направлена идея системы Монтессори. Доказано, что при развитии мелкой моторики крохи стимулируются и совершенствуются его психологическое развитие и речь. Конечно, такие занятия предполагают контроль безопасности ребенка взрослым, чтобы малыш не засунул мелкие предметы в ухо или нос.
  3. Занятия дают возможность маленькому человеку учиться самостоятельности, самообразовываться.
  4. Обучение детей по методике Монтессори позволяет приобрести уверенность в себе, поскольку полностью исключает порицание, наказание, критику или принуждение.
  5. Занятия имеют быстрые заметные результаты. Дети младшего дошкольного возраста часто умеют считать, писать и читать.
  6. Индивидуальное отношение к потребностям и возможностям ребенка.
  7. Отсутствие соревновательности в группах.
  8. Возможность выбора вида занятия по интересам.

Минусы:

  1. Система изначально рассчитана не на каждого ребенка, она создавалась для развития и адаптации умственно отсталых детей. Очень подвижному малышу будет непросто заниматься по системе Монтессори.
  2. Несмотря на то что методику адаптировали к потребностям нормального малыша, в дальнейшем у ребенка могут возникать сложности с принятием школьных порядков.
  3. К минусам системы некоторые относят разный возраст детей в группе. Это спорный момент. В семьях дети тоже бывают разного возраста, но это не мешает им развиваться, не мешая друг другу.
  4. В первоначальную систему Монтессори не включаются сказки, поскольку автор считала их неполезными, как и любое другое абстрактное обучение. Сейчас методика немного меняется, в некоторых группах сказки уже используются.
  5. Многие педагоги называют метод Монтессори искусственным, поскольку дети живут в своем микромире и зачастую оторваны от социальной реальности.

Методика в домашних условиях: организация зон и основные правила

Методика Монтессори в домашних условиях редко применяется. Связано это со сложностью создания всех необходимых зон дома. Целесообразнее выбрать несколько упражнений, которые позволят развить способности ребенка. При этом нужно использовать предметы, находящиеся под рукой.

Например, чтобы малыш усвоил понятие объема, можно показать ему два стакана – полный и пустой. Когда ребенок будет переливать жидкость из одной емкости в другую, у него формируется представление о наполнении стакана, об объеме и понятиях «больше» и «меньше».

Игры по Монтессори позволяют без труда развить мелкую моторику ребенка. Полезным станет раскладывание пуговиц по цветам или размерам. Чувство прекрасного в малыше разовьет уход за купленным для него комнатным цветком. При этом лучше выбирать цветущие растения. Как приятно будет ребенку, когда цветок, за которым он ухаживал, расцветет.

Раннее развитие детей по системе Монтессори в домашних условиях предполагает создание определенной среды, способствующей самопознанию. Необходимо устроить в комнате несколько специальных зон. В одной зоне нужно расположить игрушки.

Как таковых игрушек в прямом смысле этого слова система Монтессори не подразумевает. Это означает, что их основная функция – не развлечение, а развитие практических навыков. В начале обучения это достаточно простые предметы – пластмассовый утюжок, набор посуды. Играя с ними, ребенок получает навыки самообслуживания.

Позже понадобятся игрушки по методике Монтессори и специальные приспособления, с помощью которых малыш освоит основы счета, ознакомится с количеством, разовьют моторику и внимательность.

В другой зоне следует расположить материалы, позволяющие ребенку развить логическое мышление и фантазию.

Отдельно можно создать зону реальной жизни, в которой малыш будет учиться самостоятельно мыть, пересыпать, одеваться, рисовать и т. д.

Правила развития по Монтессори:

  • Нельзя трогать малыша, если он сам не обращается к взрослому.
  • Нельзя плохо отзываться о ребенке.
  • Необходимо сосредоточиться на развитии положительных качеств в ребенке.
  • Подготовка среды требует педантичности. Необходимо показывать ребенку, как правильно работать с материалом.
  • Ни одно обращение ребенка к взрослому не должно оставаться без внимания.
  • К ребенку, допустившему ошибку, следует относиться с уважением, у него есть возможность исправить ее. Но следует пресекать попытки неправильного применения материала или действия, которые опасны для здоровья и жизни малыша.
  • Нельзя принуждать отдыхающего ребенка к действию. Следует уважать его наблюдения за работой других или размышления о том, как он собирается сделать это.
  • Следует помогать тем, кто хочет работать, но не может выбрать занятие.
  • В основе воспитания лежит милосердие, любовь, забота, тишина и сдержанность.
  • Взрослый, общаясь с малышом, должен предлагать ему то лучшее, что есть в нем и у него.

С какого возраста ребенок может начинать занятия?

Возраст детей, с которыми можно заниматься по системе Монтессори, определен в соответствии с возрастными группами, которые выделила автор. Он может варьировать в разных школах и группах, но, как правило, возможны занятия с 8 месяцев.

Главное условие – ребенок должен уверенно сидеть, а еще лучше - ползать. Примерно к 3 годам детки могут заниматься без мам. Таким образом, система Монтессори подходит в любом возрасте.

Распространенные ошибки и заблуждения

На сегодняшний день, решаясь на обучение ребенка по методике Монтессори, можно порекомендовать родителям самостоятельно прочитать книгу Мари-Элен Пляс «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Известным современным пособием к родителям можно назвать книгу этого же автора «Учим буквы по методике Монтессори».

К сожалению, сегодня легко столкнуться с непрофессионализмом так называемых последователей Монтессори, которые на самом деле не знакомы с ее системой. Обучение детей такими педагогами может быть основано на плагиате других авторов.

Например, некоторые современные преподаватели, как скептически относящиеся к методике, так и, наоборот, увлеченные ею, указывают на то, что Монтессори на самом деле отрицала возможность обучения малыша до 3 лет. Создание групп для деток самого раннего возраста считают распространенным заблуждением, поскольку такие занятия не позволяют развиваться самостоятельности. Ведь присутствие мамы на занятиях исключает это понятие.

О системе Монтессори ходят многочисленные мифы :

  • Методика создана только для умственно отсталых детей. Это заблуждение. Она была впоследствии адаптирована для абсолютно нормального ребенка.
  • Цель методики – раннее образование. Это не так. Действительно, детки, занимающиеся по этой системе, рано читают и пишут. Но, только благодаря развитию способностей ребенка, самостоятельности, уверенности в себе.
  • Методика может заменить программное образование. Это не так. Воспитанники системы Монтессори легко и успешно обучаются, рано начинают писать, читать и выполнять в уме сложные арифметические действия. Но эта система на сегодняшний день не заменяет общеобразовательные программы.
  • Система создана искусственно, поэтому ребенок не сможет применить навыки вне ее. Это не так, малыш в ходе обучения приобретает главный навык – способность мыслить и действовать самостоятельно, который будет востребован в любых условиях.
  • Речь детей, занимающихся по системе Монтессори, ограниченна, поскольку воспитатель на занятиях мало говорит. Это миф. Занятия подразумевают развитие речи, педагог достаточное время говорит с малышом.

Независимо от того, являются ли родители поклонниками методики Монтессори или нет, в воспитании ребенка немаловажным будет правило: если взрослые уважают и поощряют действия малыша, он обязательно вырастет самостоятельным и инициативным.

Полезное видео о методике Монтессори

Ответов

Если описать коротко суть метода Монтессори, то она заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. В этой статье вы узнаете:

Она стала руководительницей детского сада, оборудовав его таким образом, что бы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори – педагогике. К Марии приезжают педагоги из Лондона, Барселоны, Парижа .

В те годы встретилась с Марией Монтессори и наша соотечественница Юлия Фаусек, которая первая в России открыла монтессорианский детский сад.

В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессори организует международную Монтессори ассоциацию (АМИ) которая действует и поныне. Монтессори движение возникает и разворачивается во многих странах мира.

"Развитие творческих способностей человека и его счастье!". И в этом направлении педагогика Монтессори движется уже более 100 лет!

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развития здорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

В итоге была создана педагогическая система , которую Мария Монтессори впервые использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за работой детей, методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори начала распространяться во многих странах мира. В 1913 г она появилась и в России. А с 1914г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Система Марии Монтессори

На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – о дна из самых востребованных методик развития ребенка , в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде . Системе Монтессори более 100 лет. Но очень долгое время её методы были недоступны в нашей стране, в то время как в других странах они широко распространены. Педагогика Монтессори стала возрождаться у нас только в 90е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори.

В основном система охватывает возраст от 0 до 3-хлет и от 3х до 6 лет.

Суть метода

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.

Основные идеи системы М.Монтессори

Система основана на следующих положениях:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, помочь реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.


Роль взрослого

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным дидактическим материалом.

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу

Сначала педагог внимательно наблюдает за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже работает самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! В этом случае самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.


Развивающая среда

Развивающая среда - важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств(зрение, слух, обоняние, вкус и т.д.).

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка . Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.

Среда имеет точную логику построения . Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Расположением полок среда разделена на 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни(мыть руки, стирать салфетки, чистить ботинки, завязывать шнурки, застегивать молнию, гладить, накрывать на стол, мыть посуду, подметать пол и прочее).
  2. Зона сенсорного воспитания - предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т.п.
  3. Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Зона русского языка - для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания составления слов и их написания.
  5. Зона космоса - для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Особенность классов , в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Дидактический материал

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.).

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключ к окружающему миру.

Основные правила использования Монтессори-материалами:

  • Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.
  • Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
  • Соблюдение 5 этапов при работе с материалом :
  1. выбор материала
  2. подготовка материала и рабочего места
  3. выполнение действий
  4. контроль ошибок
  5. завершение работы, расположение материала на исходное место
  • Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.
  • На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.
  • При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.
  • Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.
  • Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.
  • Один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение - это одно из важнейших способов познания), или выбирает какой-то другой материал

Все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать

КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЫ ДОБИВАЕМСЯ?

Более ста лет исполнилось философии и наработкам Марии Монтессори, метод же ее работы не теряет актуальности по сей день. Эффективность педагогической системы подтверждена результатами научных исследований. Сады и школы, которые работают по этой системе, можно встретить по всему миру. Воспитанники заведений удивляют своими интеллектуальными и творческими способностями, а также хорошими манерами.

Педагогика Монтессори - метод воспитания детей, основанный на доверии, свободе и возможности проявить себя. Ключевой посыл педагогической системы: «Помоги мне сделать это самому».

Первая всегда и во всем

31 августа 1870 года в итальянском городе Кьяравалле. В семье она была единственным и горячо любимым ребенком. Отец Марии, Алессандро Монтессори, походил из семьи итальянской знати. Мать звали Ренильдой. В девичестве она носила фамилию Стоппани - древнейшего рода, представители которого были очень образованными людьми. Брат матери, Антонио Стопани, за большой вклад в науку был удостоен памятника в Милане. На то время Ренильда была достаточно образованной леди, но, к сожалению, ей была уготована участь хранительницы домашнего очага и не более. Всю свою жизнь она помогала дочке, как могла, старалась вложить в нее любовь к знаниям и независимость.

Когда Марии исполнилось 12 лет, ее семья переехала в Рим, чтобы у девочки появилась возможность получить лучшее образование. Особо хорошо ей давались естественные науки и математика. Несмотря на все преграды, целеустремленная девочка поступила в техническую школу для юношей, а позже - на медицинский факультет Римского университета. После окончания она становится первой женщиной-терапевтом и хирургом в Италии.

Умница, активистка и просто красавица

В студенческие годы Мария активно боролась за права женщин. Ее выбрали делегатом Международного конгресса женщин, который проходил в Берлине. Девушка умела заставить слушать и слышать, отлично владела ораторским мастерством. При всем этом она всегда прекрасно выглядела, и у нее не было отбоя от поклонников.

Личная трагедия

В 1896 году она начала работать ассистентом в университетской клинике Рима под эгидой Санти де Сантеса. Там встретила своего возлюбленного Джузеппе Монтесано. Личная жизнь итальянки не сложилась. Ей пришлось сделать непростой выбор между чувствами и наукой. Она выбрала второе. Когда поняла, что беременна, то, испугавшись осуждения католической среды, решила сразу после родов отправить ребенка с няней в деревню недалеко от Рима. Есть миф о том, что Мария бросила своего сына, чтобы заниматься с чужими детьми, но на самом деле это не так.

Большинство детей в то время воспитывались гувернерами, и итальянка не сделала ничего идущего вразрез с традициями. Разница была лишь в том, что жил малыш у принимающей семьи. Мария проводила с сыном времени на выходных больше, чем среднестатистическая мать того времени. Монтессори представила сына обществу, только когда ему исполнилось 15 лет. Марио всю жизнь помогал и поддерживал мать, стал ее преемником и после ее смерти сделал огромный вклад в педагогический метод М. Монтессори.

Работа с детьми

В клинике происходит ее первая встреча с малышами, которые имели ограниченные возможности. На то время таких детей не лечили и ничему не обучали, их просто считали идиотами и старались оградить от них социум. После принятия пищи ребятня ползала по голому полу и собирала крошки от хлеба, а потом плевалась шариками из него. Обстановка, в которой находились круглосуточно больные дети, не способствовала развитию и не побуждала к полезной деятельности. Мария долго наблюдала за ними и делала выводы, которые и стали точкой отсчета появления педагогической системы, созданной Монтессори.

Суть метода заключалась в том, чтобы предоставить детям, как больным, так и здоровым, развивающую среду. Крохам нужно дать пространство, в котором сконцентрированы все мировые знания. Для наглядности они представлены через эталоны главных достижений человечества. Каждый малыш должен пройти путь в цивилизованный мир еще в дошкольном возрасте. Педагогическая система Монтессори строится в зависимости от потребностей (сенситивных периодов) в развитии ребенка.

Сенситивные периоды

Развитие ребенка по методу Монтессори происходит в соответствии с временными промежутками, в которые дети просто и естественно постигают определенные навыки и знания. В этом есть суть Особенность его в том, что он бывает один раз в жизни и проходит безвозвратно, независимо от того, успел ли ребенок его использовать или нет. К примеру, в возрасте от 0 до шести лет происходит сенсорное развитие и формирование речи. Социальные навыки возникают и закрепляются в период от 2 до 6 лет. Приучать малыша к чистоте и порядку нужно до 3 лет.

С другими сенситивными периодами можно ознакомиться в трудах итальянского педагога-новатора. Родители и учителя не могут повлиять на возникновение и длительность таких периодов. Однако они должны создать для ребенка среду из дидактических материалов или так называемую зону ближайшего развития.

Мир взрослых - страна великанов для детей

Педагог Монтессори впервые представила теорию о том, что детям неудобно жить в мире взрослых. Каждый малыш чувствует себя там, как лилипут в стране Гулливера. Наш мир представляет для ребенка полный хаос, где у маленького человека нет прав и личного удобного пространства. Великаны-взрослые часто бывают жестокими, несправедливыми и нетерпеливыми. Наказание может последовать за простую оплошность, например разбитую вазу, а ведь малыш просто изучает окружающий мир и имеет право на ошибки.

Педагог хотела донести до родителей и учителей, что дети - это не игрушки в их руках. Нужно учитывать их интересы и потребности. Чтоб воспитать кроху, необходимо его знать, а чтобы понять малыша, за ним следует наблюдать. А это возможно только с тем ребенком, которому предоставили свободу. Усадив дитя за парту, ничего, кроме быстрой потери интереса, вы не увидите. Наблюдать, как проявляется личность, можно только тогда, когда малыш чем-то по-настоящему увлечен.

Дисциплина и свобода одновременно

Под понятием свободы в трудах итальянского педагога следует понимать не вседозволенность, а независимость ребенка от воли взрослого. А этого можно добиться, научив малышей самостоятельно себя обслуживать и учиться новому без помощи старших.

Метод Марии Монтессори кратко:

  • Каждый малыш самостоятельно выбирает себе вид деятельности. Ребенок учится прислушиваться к своему внутреннему «Я», понимать, что ему интересно именно в этот момент.
  • Сведение к минимуму помощи взрослого. Она должна присутствовать только в случаях, если малыш сам просит об этом. Самостоятельность делает ребенка увереннее в своих силах, учит адекватно оценивать личные достижения.
  • Дети растут и обучаются в специально организованной среде. Дидактический материал должен быть в свободном доступе для каждого ребенка. Есть правила, которые должны соблюдать все.
  • Обучение детей разных возрастов в одной группе. Это хорошо как для старших ребят, так и для младших. Маленькие воспитанники тянутся за старшими, а большие ребята помогают крохам.
  • Обучающий материал сконструирован так, что ребенок самостоятельно может найти и исправить свои ошибки.
  • Нет лучших и худших учеников. Достижения ребенка можно сравнивать только с предыдущими результатами.

Независимо от того, используется метод Монтессори в домашних условиях или в обучающих учреждениях, везде существуют одинаковые правила:

  • Поработал - прибери за собой.
  • Работа с материалом происходит на индивидуальном коврике.
  • В классе нельзя шуметь, передвигаемся тихо. Детишек сразу учат бесшумно переносить стульчики.
  • Правило уважительного сосуществования: твоя свобода заканчивается там, где начинается личное пространство другого.

Минусы системы

Последователи педагогической системы отметили огромную пользу, которую приносит метод Монтессори. Отзывы же о подводных камнях можно встретить намного реже.

Детство без сказки. Доктор Монтессори считала, что сказки искажают представление о реальности. Ведь Колобок не может убегать, а животные не могут разговаривать человеческим языком. Система же делает акцент на логике и рациональности, развивает левое полушарие, чтобы ребенок мог сам делать выводы, принимать решения и нести ответственность за поступки. Читать книги методика не запрещает, но советует отдавать предпочтение рассказам с реальными сюжетами.

Нет запретам. Воспитание по методу Монтессори не предусматривает запретов и наказаний. В садике или школе ребенок может не слушать воспитателя, кушать из чужих тарелок, ходить по кабинету во время занятий, бегать по коридору. Педагог не имеет права делать ему замечаний, ведь ребенок должен сам понять, что бардак - это плохо, что нельзя обижать других детей. Учитель может только наблюдать за происходящим. Отечественные психологи не рекомендуют использовать перед школой метод Монтессори. в нашей стране должно включать понятие о послушании. Детей после окончания сада по новаторской программе неохотно берут в школу с классической системой образования. Будущих школьников советуют «перевоспитывать» в обычном садике, ведь ученик может просто не высидеть на уроке. Он и не подозревает, что нужно слушать учителя.

Зонирование пространства

Большой вклад внесла в воспитание детей доктор Монтессори. Метод, который она разработала, предусматривает деление пространства, где занимаются дети, на зоны. Их всего пять. Малыш самостоятельно выбирает зону для занятия и проводит в ней столько времени, сколько ему угодно.

  • Зона практической деятельности. Здесь находятся бытовые предметы, с которыми взрослые имеют дело каждый день. Малыш под присмотром педагога может поливать цветы, стирать, гладить настоящим утюгом, шить. Воспитание по методу Монтессори предусматривает самообслуживание. Подопечные по очереди накрывают на стол, прибирают после обеда, моют и вытирают посуду.
  • Сенсорная зона. Здесь находится материал, который обучает определять характеристики предметов: цвет, форму, размер, вес.
  • Языковая зона. Здесь находится дидактический материал для обучения письму и чтению.
  • Зона математики. Тут малыш изучает цифры, количество предметов, счет, математические примеры. Проводится работа с «золотым материалом».
  • Космическая зона. Здесь расположены карты, глобусы, материал для изучения погодных явлений и все, что знакомит детей с окружающим миром.

Занятия для дошкольников с использованием метода Монтессори заключаются в работе с определенными материалами. Давайте их рассмотрим.

Развитие сенсорики:

  • Рамка с застежками. На ней находятся крючки, пуговицы, молнии, шнурки. С помощью такого тренажера ребенок учится самостоятельно одеваться.
  • Коричневая лестница. Помогает детям определиться с понятиями большой-маленький, толстый-тонкий.
  • Розовая башня. Напоминает Учит сравнивать предметы между собой по размеру.
  • Красные штанги. Ребенок знакомится с понятиями "длиннее", "короче".

Развиваем речь:

  • Буквы из бумаги с эффектом бархата или декоративного песка.
  • Металлические вкладки в форме разнообразных геометрических фигур используются для

Математические способности:

  • Красно-синие штанги. В комплекте 10 штанг. Манипулируя ними, ребенок учится элементарному счету и математическим операциям.
  • Коробка с веретенами.
  • Геометрические тела.

Воспитание дома

  • Создайте для сына или дочери удобную среду обитания. Ребенок должен иметь возможность залезть или слезть самостоятельно с кровати, умыться без посторонней помощи, развешать свои вещи в шкафу или на крючках, подходящих ему по росту.
  • Предоставьте ребенку возможность помогать взрослым по хозяйству. Научите мыть чашки, купите маленький совок и веник, разрешите поливать цветы. Малыш должен знать, что у него есть домашние обязанности. Это четко прописала в своей программе доктор Монтессори.
  • Метод основан на свободе действий. Не мешайте ребенку.
  • Поделите детскую комнату на зоны соответственно методике. Предоставьте ребенку дидактические материалы для занятий. Они достаточно дорогие, поэтому родителям стоит задуматься над тем, что они могут сделать своими руками. На сегодняшний день можно найти массу идей и мастер-классов по изготовлению обучающих материалов.

Система не предлагает детям деятельности по шаблонам, а просто подталкивает ребенка к действию и предоставляет большой выбор материалов.

Вывод

Учебное заведение, использующее педагогический метод Марии Монтессори, можно сравнить с маленькой отдельной планетой детей, где есть свои установленные порядки и нет места вседозволенности. Но при этом малыши учатся понимать свои эмоции и чувства, приобретают навыки самостоятельности и решения бытовых вопросов. Никто и ничто не мешает развитию способностей маленького человека. Система не предлагает детям деятельности по шаблонам, а просто подталкивает ребенка к действию и предоставляет большой выбор материалов.