Занятия физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Учебная дисциплина: Физическая культура

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ

Высшая Школа Бизнеса

Факультет Статистики

Контрольная работа

на тему:

“Самоконтроль студентов, занимающихся физическими упражнениями и спортом”

Выполнил:

студент III курса

группы 1055

Баженов С.В.

ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание является порождением потребностей человеческого общества. Эта потребность состоит в том, что старшее поколение людей готовит к жизни младшее, то есть воспитывает его.

Командные виды спорта, в частности, дают возможность расслабиться и заняться удовлетворительной задачей, которая улучшает вашу физическую форму. Они также предоставляют социальные льготы, позволяя вам общаться с товарищами по команде и друзьями в рекреационных условиях.

Спорт улучшает вашу концентрацию

Регулярная физическая активность помогает сохранять ваши ключевые умственные навыки острыми по мере старения. Это включает в себя критическое мышление, обучение и использование здравого смысла. Исследования показали, что особенно полезно использовать аэробную и мышцую деятельность. Участие в этом виде деятельности три-пять раз в неделю в течение как минимум 30 минут может обеспечить эти преимущества в области психического здоровья.

По мере усложнения в обществе социальных отношений видоизменялась и функция физического воспитания. Постепенно развивался процесс его внедрения в сферу материального производства и духовной жизни людей. Сегодня можно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственные физические качества. Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества должно отражать новую ступень в формировании личности. Поэтому отношение к физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничного развития людей приобретает качества целенаправленного воздействия на конкретного человека согласно его потребностям.

Спорт уменьшает стресс и депрессию

Когда вы физически активны, ваш ум отвлекается от ежедневных стрессоров. Это может помочь вам избежать увязки негативных мыслей. Упражнения уменьшают уровни гормонов стресса в вашем теле. В то же время он стимулирует выработку эндорфинов. Это естественные лифчики настроения, которые могут удерживать стресс и депрессию. Эндорфины могут даже оставить вас более расслабленным и оптимистичным после тяжелой тренировки. Эксперты согласны с тем, что для определения отношений между спортом и депрессией.

Спорт и другие формы физической активности улучшают качество сна. Они делают это, помогая вам быстрее заснуть и углубить ваш сон. Сон лучше может улучшить ваш ментальный взгляд на следующий день, а также улучшить ваше настроение. Просто будьте осторожны, чтобы не заниматься спортом слишком поздно. Вечерняя практика в течение нескольких часов после сна может оставить вас слишком возбужденными, чтобы спать.


1. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

1.Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Слово «диагностика» (с греч.Diagnosis-распознание) употребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической медицины изучающий содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней, во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании

Спорт помогает поддерживать здоровый вес

Центры по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют участие в спорте как здоровый способ поддержания веса. Пребывание в рекомендуемом диапазоне веса снижает вероятность развития диабета, высокого уровня холестерина и гипертонии.

Спорт повышает вашу уверенность в себе

Спорт предоставляет вам чувство мастерства и контроля, что часто приводит к чувству гордости и уверенности в себе.

Врачебный контроль, понятие, цель, задачи

Регулярное упражнение, которое входит в спортивные игры, может повысить вашу уверенность и улучшить вашу самооценку. По мере того, как ваши силы, навыки и выносливость увеличиваются за счет занятий спортом, ваш самооценка также улучшится. С обновленной энергией и энергией, которая исходит от физической активности, вы, возможно, с большей вероятностью преуспеете в заданиях как с игрового поля, так и на нем.

Нас будет интересовать второе значение. Состояние организма и отдельных его систем в зависимости от формы движения, мощности, длительности, ритма, объема и интенсивности работы можно оценить с помощью дозированных нагрузок и возмущающих воздействий функциональных проб.

Для усвоения материала данного раздела мы будем использовать так же термин «физическое развитие». Это комплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями. Основные признаки физического развития – масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели; критериями физического развития выступают особенности телосложения и конституция (тип телосложения) человека.

Спорт связан с личными качествами

Командные виды спорта, такие как футбол, бейсбол и баскетбол, являются гнездом для лидерских качеств. Исследования, проведенные в средних школах, показывают взаимосвязь между участием в спорте и качествами руководства. Из-за возможности тренироваться, пытаться, выигрывать или проигрывать вместе, люди, занимающиеся спортом, естественно, более склонны принимать «командный настрой» на рабочем месте и в социальных ситуациях. Коллективное мышление ведет к сильным лидерским качествам с течением времени.

Антропометрический показатель – активные данные о физическом развитии, степени выраженности антропометрических признаков:

· Соматометрические – длинна и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечья и т.д.;

· Физиометрические (функциональные)- жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила.

Спорт может приносить пользу детям во многих отношениях, так как они приносят пользу взрослым. Самое большое различие заключается в том, что, когда дети начинают участвовать в спортивных состязаниях в молодом возрасте, они гораздо более склонны оставаться активными по мере взросления. Тот же источник предполагает, что участие в командных видах спорта улучшает успеваемость в учебе и приводит к более позднему участию в школе.

Учебная дисциплина: Физическая культура

Некоторые популярные командные виды спорта, в том числе американский футбол и хоккей, обычно приводят к травмам. Часто сообщаемые спортивные травмы включают растяжения, ушибы и сломанные конечности. Большинство спортивных травм приведут к полному выздоровлению, если есть надлежащая медицинская помощь. Однако некоторые травмы, такие как травма мозга и сотрясение мозга, могут нанести постоянный, пожизненный урон спортсмену.

· Соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на органы и системы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центрально-нервную, обмена веществ и энергии, пищеварительную.

Сотрясения со стороны спортивного сообщества в последние годы получили больше внимания, поскольку их появление увеличилось. Повторная травма головы может полностью изменить преимущества участия в спорте, что ведет к депрессии, снижению когнитивной функции и склонностям суицида.

Астма, вызванная физическими упражнениями, является еще одним условием, сообщенным многими спортсменами. Если вы занимаетесь спортом несколько раз в неделю и начинаете развивать симптомы астмы, важно обратить внимание. Попросите вашего врача или специалиста по подготовке об дыхательных упражнениях и практиковать их. Они могут помочь вам избежать развития хронической астмы. Ваш врач может предложить принимать лекарства до тренировки, чтобы помочь уменьшить симптомы астмы.

Итак, мы убедились, что при физических нагрузках происходят изменения в организмах и системах человека. Чтобы занятия спортом не повредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров и преподавателей, но и самих физкультурников.

2. Виды диагностики, ее цели и задачи

Плюсы участия в спортивных мероприятиях многочисленны - от преимуществ, которые они предоставляют маленьким детям, до доказанной связи с психическим здоровьем и счастьем, и, конечно же, с эндорфинами, которые они вызывают. Нет недостатка в причинах, по которым можно найти спорт.

Перед началом занятий спортом поговорите с врачом. Убедитесь, что ваше сердце достаточно здорово для напряженных упражнений. Имейте в виду возможность серьезной травмы и вызванной физической нагрузкой астмы. Хотя есть опасения участвовать в спортивных состязаниях, есть некоторые, которые более безопасны, чем другие. Если вы беспокоитесь о травме, подумайте о спорте с низким уровнем воздействия, таком как плавание.

Основные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.

Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоническому развитию.

Перед диагностикой стоят следующие задачи:

1. Регулярно проводить врачебный контроль за здоровьем всех занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Определение, история и эволюция. Определение срока самоконтроля - непростая задача. Таким образом, саморегуляция, самоконтроль или самодисциплинарные ярлыки используются взаимозаменяемо исследователями и клиницистами. Его также можно определить как оперативно-когнитивную технику, основанную на внутренних процессах, где субъект управляется непредвиденными обстоятельствами, подкреплениями и аверсивами, записывая свое поведение.

Благодаря методам самоконтроля пациенту научили знать принципы поведения, чтобы он мог применять знания для его изменения, а не в зависимости от терапевта. Во всех случаях термин «самоконтроль» относится к конкретному поведению и конкретным ситуациям, а не к глобальным чертам, связанным с силой, усилием или силой воли.

2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий.

3. Выполнить план учебно-тренировочных занятий.

4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической.

5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.

Этот метод представляет проблемы в его классификации путем интеграции его процедур, которые в дополнение к оперантам, составляющим его происхождение, группируют другие когнитивные процедуры и социальные навыки. Дж. Это когнитивная техника. Самоконтроль как психологическая подготовка возникает из-за эволюции методов операндов, основанных на модификации поведения посредством внешнего контроля непредвиденных обстоятельств. Это возникает из-за беспокойства исследователей, когда они спрашивают себя.

«Почему бы не заставить самих субъектов записывать свое поведение и управлять подкреплениями?». Использование методов саморегулирования и самоконтроля позволяет решить проблему отсутствия мотивации в разработке программы, позволяя человеку более эффективно контролировать свое поведение. Кроме того, модель саморегулирования позволяет достичь большего самосознания наблюдаемых поведений, таких как мысли и чувства, обучение самоконтролю.

6. Выявить динамику развития спортивных результатов.

7. Отбирать талантливых спортсменов.

3. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность

Врачебный контроль- это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

Когда субъект становится главным героем процесса модификации поведения, он становится более эффективным, более стабильным и быстрым. В настоящее время самоконтроль следует понимать как базовую способность психологической подготовки, которую спортсмен должен изучать для систематической и организованной практики любого вида спорта, в том числе жизненных привычек, окружающих спортсмена. Из которых выполняется работа с другими методами модификации поведения. Никто не может изменить свое поведение, если он не уверен, что он может его изменить.

Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля- врачебное обследование.

Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а так же от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены- 2 раза в год.

Так, например, в методе биологической обратной связи принцип базового функционирования заключается в собственной автономии субъекта, которая пытается контролировать свое поведение посредством собственных внутренних стратегий. Общее положение самоконтроля в обучении.

В основном техника самоконтроля имела два фундаментальных применения в спортивной сфере. Контроль жизненных привычек среди тех, кто выделяется. Расстройства пищевого поведения нездоровые привычки изучить привычки самолечение наркотиков и болезней и неспособность спасти социальные проблемы самосовершенствование и самооценку. Контроль адаптации к учебному объему.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

Регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;

Врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;

Санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;

Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма

Эта область применения является целью нашей работы, с которой мы будем ее углубленно изучать. Контроль адаптации к объему тренировки. Если этот контроль осуществляется самим субъектом с координацией и руководством тренера, гарантии успеха будут намного больше.

Каждый день тренируется больше, и, следовательно, время, занимающееся спортивной практикой, увеличивается, и у дня продолжается двадцать четыре часа. Тренер большинства спортсменов не всегда находится у подножия трассы со спортсменом, чтобы проверить, завершает ли он подготовку, даже атлеты льда получают свой план обучения по почте.

Санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

Профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

Проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное, дополнительное.

Первичное - проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Чтобы дать нам представление, мы собрали несколько учебных томов в километровых спортивных состязаниях в абсолютной категории. Планирование и организация обучения с этими рабочими нагрузками для достижения максимальной производительности - непростая задача и в значительной степени требует сотрудничества спортсмена.

По словам Матвеева, на тренировку влияют шесть факторов. Физическая подготовка медицинская подготовка медицинская подготовка психологическая подготовка биопрепарат биофармацевтическая подготовка. Психологическая подготовка выполняет задачу обучения волевым качествам для каждого вида спорта.

Повторное - проводится, чтобы убедиться, на сколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а так же для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности преступить к тренировкам после перенесенных травм.

В этом смысле и, связанный с факторами или переменными обучения, выделяет четыре типа факторов. Психологическая подготовка, физическая подготовка, физическая подготовка, физическая подготовка. Проблема состоит в том, чтобы упорядочить с точки зрения фундаментальности каждой из этих переменных. Что происходит, так это то, что основой всего обучения является физическая подготовка. Если вам не хватает необходимых физико-условных качеств для каждого вида спорта, вы не можете применить техническую подготовку. если нет технической подготовки или физической подготовки, не может создавать ситуации тактической подготовки.

Основное предназначение врачебного контроля в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме того, часть студентов направляется на лечебную физкультуру (ЛФК), а некоторые совсем освобождаются от практических занятий на какое-то время. Распределение по группам проводится после комплексного осмотра специалистами (хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, гинекологом, урологом, дерматологом). Затем терапевт определяет медицинскую группу для занятий физической культурой.

Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а так же с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляют на более детальное обследование к специалистам.

Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация- система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.

Углубленные диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в год и включают обследование физического развития по таким показателям, как рост, масса, толщина жировой прослойки, цвет кожи, осанка, форма спины, ног, окружность грудной клетки.

РОСТ (длина тела). Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а так же после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений о отягощениями и штангой длина тела может уменьшиться на 3см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

МАССА ТЕЛА - объективный показатель для контроля за состоянием здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах, затем стабилизируется.

При определении массы исследуемый дожжен стоять неподвижно на середине площадки весов. Контроль за массой тела целесообразно проводить утром, натощак. Показатель массы фиксируется с точностью до 50 грамм. Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха. Исследуемый разводит руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывают так, чтобы она сзади проходила под нижними углами лопаток, спереди у мужчин по нижнему сегменту сосков, а у женщин над молочной железой, в месте перехода кожи с грудной клетки на железу. После наложения ленты исследуемый опускает руки. При измерении максимального вдоха не стоит напрягать мышцы и поднимать плечи, а при максимальном выдохе сутулиться.

Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки. Она зависит от морфоструктурного развития грудной клетки. Ее подвижности, типа дыхания. Средняя величина экскурсии обычно колеблется в пределах 5-7 см.

КИСТЕВАЯ ДИНАМОМЕТРИЯ - метод определения сгибательной силы кисти. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин - 35-50 кг, у женщин - 25-33 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше. Любой показатель силы всегда связан с объемом мышечной массы, т.е. массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела. Она выражается в процентах. Для этого показатель силы правой руки умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин 60-70% массы тела, у женщин-45-50% .

СТАНОВАЯ ДИНАМОМЕТРИЯ как метод определения силы разгибателей туловища. Исследуемый становится на площадку со специальной тягой так, чтобы 2/3 каждой подошвы находились на металлической основе. Ноги вместе, выпрямлены, туловище наклонено вперед. Цепь закрепляется за крюк так, чтобы руки находились на уровне колен. Исследуемый, не сгибая ног и рук, должен медленно разогнуться, вытянув тягу. Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, женщин -80-90 кг. Показатель относительной силы определяется, как и при кистевой динамометрии и в среднем составляет 180-240%. Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой, 170-200%-ниже средней, 200-230%- средней, 230-250%- выше средней, выше 260%- высокой.

ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ (ЧСС, или пульс)- важный интегральный показатель функционального состояния организма. Пульс рекомендуется подсчитывать регулярно в одно и тоже время суток в состоянии покоя, лучше всего утром, после пробуждения, в положении лежа или вечером перед сном в положении сидя. Наблюдать пульс следует также до тренировки (за 3-5 мин.) и сразу после нее. Резкое учащение или замедление пульса по сравнению с предыдущими показателями может быть следствием переутомление или заболевания и требует консультации с преподавателем физического воспитания и врачом. Рекомендуется также следить за состоянием ритма и степенью наполнения пульса.

Пульпаторная пульсометрия доступна каждому, ибо любой человек может подсчитать у себя количество сердечных сокращений в минуту. На учебных занятиях физической культурой при средней интенсивности нагрузки величина пульса достигает 130-150 удар/мин, при интенсивности выше средней150-170, а во время предельных нагрузок у

высококвалифицированных спортсменов-200 удар/мин и более. Имея эту информацию, можно на каждом занятии определять и регулировать интенсивность нагрузки. По продолжительности восстановления исходной величины пульса после большой физической нагрузки можно судить об успешности восстановительных процессов в организме. Если же в течение 20-30 минут исходная величина пульса не восстанавливается, значит в организме наступило утомление в связи с недостаточной подготовленностью к данной физической нагрузке, ее объему или интенсивности. Хорошей переносимостью нагрузок и нормальным восстановлением после них считается, если колебания пульса не превышают 2-4 удар/мин относительно исходного уровня. В случае превышения следует немедленно внести, коррекцию в учено-тренировочную программу, снизив ее объем и интенсивность.

Достаточно информативной является динамика ЧСС при выполнении так называемой ортостатической пробы, провести которую в состоянии любой человек. Для этого нужно выявить разницу частоты сердечных сокращений в положении лежа и через минуту после спокойного вставания. Если разница больше 20удар/мин, значит, организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, т.е. имеется остаточное утомление.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЫХАНИЯ. Частота дыхания (ЧД) измеряется следующим образом: испытуемый кладет ладонь так, чтобы она захватила нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, дыхание должно быть равномерным. Средний показатель ЧД -14-18 дыхательных движений в минуту, у спортсменов 10-16.

Спирометрия позволяет определить жизненную емкость легких. ЖЕЛ-важный показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания. Измеряется с помощью спирометра. Исследуемый берет мундштук спирометра с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает и плавно выдувает его в мундштук до отказа. Необходимо следить, чтобы воздух не выходил через нос. Проводят замеры 3 раза подряд и фиксируют лучший результат. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин 3500-4200 см в кубе, у женщин 2500-ЗОООсм в кубе.

ЦВЕТ КОЖИ. Различают нормальный и загорелый (смуглый) или бледный. Бледная кожа, синюшная на руках и на лице - признак малокровия и сердечнососудистой недостаточности. У спортсменов кожа обычно нормальная или загорелая, достаточно эластичная благодаря активно протекающим в ней процессам обмена вещества.

ОСАНКА привычная поза непринужденно стоящего человека. Нарушение осанки наблюдается при слабом физическом развитии (особенно в период роста и развития организма), при заболеваниях и травмах косно- мышечной системы, при переутомлении. При правильной осанке у хорошего физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутула, грудь плоская или впалая, живот выпячен." Односторонняя, однонаправленная тренировка, особенно в детском возрасте, когда еще продолжается формирование и рост организма, может неблагоприятно отразиться на осанке. Для нормальной спины характерны естественные изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб- искривление позвоночника назад называется кифоз, в вперед- лордоз, вбок- сколиоз.

Грудная клетка бывает различной формы: коническая (у спортсменов), цилиндрическая (у спортсменов с большим стажем) и уплощенная, которая чаще всего встречается у детей и подростков. Форма ног бывает: нормальная, О-образная, Х- образная.

Врачебно-педагогический контроль это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки,* с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.

С помощью врачебно-педагогического контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха.

Отставленный тренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления - на другой и последующие после нагрузки дни.

Кумулятивный тренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые происходят на протяжении длительного периода тренировки. Врачебно-педагогический контроль проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее показателям и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта непосредственно во время выполнения упражнения.

4. Педагогический контроль, содержание педагогического контроля

Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учено-тренировочных занятий.

Задачи педагогического контроля:

> Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;

> Выполнить план тренировки;

> Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;

> Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;

> Отобрать талантливых спортсменов. Содержание педагогического контроля:

> Контроль за посещаемостью занятий;

> Контроль за состоянием занимающихся;

> Контроль за техникой упражнений; Учет спортивных результатов;

> Контроль за поведением во время соревнований.

5. Виды педагогического контроля

1)Поэтапный - оценивать состояние спортивно- технический и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

2)Текущий - определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.

3)Оперативный - экспресс- оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. * Специалисты различают три типа состояний:

1.Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности).

2.Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности).

3.Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки).

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров - преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.

6. Самоконтроль, его цели, задачи и методы

Самоконтроль регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Задачи самоконтроля

1. Расширить знания о физическом развитии.

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4.Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

Цель самоконтроля - регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма. При нервно- психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

7. Субъективные и объективные показатели самоконтроля. Критерии оценки самоконтроля

Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями (объективными и субъективными)

функционального состояния организма. Для начала можно ограничиться такими показателями, как самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (продолжительность, глубина, нарушения), аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой). Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.

Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессе занятий физическими упражнениями), состояние сердечно - сосудистой системы и организма в целом. Таким же объективные показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.

Какие показатели, доступные для самоконтроля, будут отражать состояние сердечно - сосудистой системы при этих нагрузках? Прежде всего, частота сердечных сокращений (ЧСС) - пульс. Существует несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них - пальпаторный - это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии основания большого пальца. После интенсивной нагрузке, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца - в районе пятого межреберья.

В состоянии покоя пульс можно подсчитывать не только за минуту, но и с 10, 15, 30-секундным интервалами. Сразу после физической нагрузки пульс, как правило, подсчитывают в 10-секундном интервале. Это позволяет точнее установить момент восстановления пульса. В норме у взрослого нетренированного человека частота пульса колеблется в пределах 60-89 удар/мин. У женщин пульс на 7-10 удар/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса 40 удар/мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца, либо следствием какой- либо патологии. Если во время физической нагрузки частота пульса 100-130 удар/мин, это свидетельство небольшой ее интенсивности, 130-150 удар/мин характеризует нагрузку средней интенсивности, 150-170 удар/мин по интенсивности выше средней, учащение пульса до 170-100 удар/мин свойственной для предельной нагрузки. Так по некоторым данным, частота сердечных сокращений при максимальной нагрузке в зависимости от возраста может быть: в 25 лет - 200, в 30 лет - 194, в 35 -188, в 40 -183, в 45- 176, в 50 - 171, в 55 - 165, в 60 - 159, в 65 153 удар/мин. Эти показатели могут служить ориентиром при самоконтроле.

Исследования показывают, что нагрузка, сопровождающаяся пульсом в 120-130 удар/мин, вызывает существенное увеличение систолического выброса крови (т.е. объема крови, изгоняемого из сердца во время его сокращения), и величина его при этом составляет 90,5% максимально возможного. Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы и прироста частоты сердечных сокращений до 180 удар/мин вызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том, что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходить при ЧСС не ниже 120-130 удар/мин. Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление (систолическое) в зависимости от возраста равняется 100-125 мм. рт. ст., минимальное (диастолическое) - 65-85 мм. рт. ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм. рт. ст. и более, а минимальное снижаться до 50 мм. рт. ст. и ниже. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут)

показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.

8. Дневник самоконтроля

Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показания самоконтроля и даты.

Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать, правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учено-тренировочных занятий, определенным образом управлять этими процессами.

В качестве формы ведения дневника предлагается следующая.

Самочувствие оценивается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; при этом фиксируется характер необычных ощущений. Сон оценивается по продолжительности глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Аппетит характеризуется как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие) и силе проявления.

Масса тела определяется периодически(1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. В первом

в периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.

Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

Нарушения режима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдения чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение и др. Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательно отражается на состоянии сердечно- сосудистой системы, резко увеличивается ЧЧС и приводит к снижению спортивных результатов.

Спортивные результаты показывают, правильно или неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.

Оценка физического развития с помощью антропометрических изменений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявить имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.

Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и тоже время суток, по общепринятой методике, с использованием специальных стандартных, проверяемых инструментов. При массовых обследованиях измеряются рост, стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сгибателей кисти и другие показатели.

9. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений, тестов для оценки физического развития и физической подготовленности

По антропометрическим данным можно сделать оценку уровня физического развития с помощью антропометрических индексов. Рассмотрим некоторые из них.

Ростовой индекс определяет соотношение роста в сантиметрах и массы в килограммах. Чтобы определить нормальную массу взрослого человека нужно из цифры, обозначающей рост в сантиметрах, вычесть 100- при росте 165-175 см и 110 при более высоком росте.

Весо-ростовый показатель вычисляется делением массы тела (в граммах) на его длину (в сантиметрах). Хорошая оценка для женщин -360-405г/см, для мужчин-380-415г/см.

Жизненный индекс определяется делением цифры, обозначающей жизненную емкость легких, на массу тела (в граммах). Показатель ниже 65-7-мл/кг у мужчин и 55-60 у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких либо об избыточной массе.

Силовой индекс- это отношение силы кисти более сильной руки (в килограммах) к массе тела. В среднем силовой индекс равен у мужчин-0,70-0,75, а у женщин -0,50- 0,60.

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки. Вычисляется так: окружность грудной клетки (в сантиметрах) в паузе умножается на 100 и делится на величину роста в сантиметрах. В норме этот индекс равен 50-55%.

Пропорциональность между ростом и шириной плеч определяется отношением ширины плеч к росту(в см) и выражается в процентах для мужчин- 22%, для женщин- 21%.

Индекс пропорциональности развития грудной клетки и половины длины тела. Если разница равна 5-8см для мужчин и 3-4 см для женщин или превышает названы цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки, если она меньше названных чисел или имеет отрицательные значения, то грудная клетка развита слабо.

Показатель крепости телосложения отражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181см и массе тела 80кг, окружности грудной клетки 90см этот показатель будет: 181-(80+90)=11. У взрослых разность меньше 10 можно оценивать как крепкое телосложение, от 10 до 20 как хорошее, от 21 до 25 как среднее, от 26 до 35 как слабое и больше 36 как очень слабое. Однако показатель крепости телосложения, который зависит от окружности грудной клетки и массы тела, отражают не развитие мускулатуры, а являются признаком ожирения.

Коэффициент пропорциональности (КП) в процентах вычисляется по формуле:

КП=L1-L2/L2*100,

Где L1- длина тела в положении стоя,

L2- тела в положении сидя.

Нормальным считается КП=87-92%.

Результаты оценок показателя физического развития по стандартам можно изобразить графически - такое изображение называется антропометрическим профилем. Этот метод используется во врачебно физкультурных диспансерах, а так же в работе со сборными командами и спортсменами высокого класса. Средние данные разрабатываются на основе массового репрезентативного обследования. Для получения антропометрического профиля оцениваются отклонения индивидуальных показателей спортсмена от средних данных для группы, возраста, пола.

Наряду с антропометрическим профилем в практике врачебного контроля применяют номограммы- графики физических величин, используемые в расчетах физического развития и физической работоспособности.

Здоровье, функциональное состояние и тренированность спортсмена можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений.

Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками. Которые проводятся, как правило, в естественных условиях спортивной деятельности с нагрузками различной интенсивности.

Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений (ЧЧС) и упоминавшаяся ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно- сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5 минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав глубокий вдох (80-90% максимального), задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до его возобновления. Средним показателем считается время задержки дыхания на 60с. У тренированного человека время задержки дыхания более продолжительное. При заболевании или переутомлении это время может снизиться до 30-35с.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем считается время задержки дыхания на выдохе до 30с. При заболеваниях органов дыхания, кровообращения, после инфекционных и других заболеваний, а также в результате перенапряжения и переутомления, когда ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания и на вдохе и на выдохе уменьшается.

Одномоментная функциональная проба с приседанием. Занимающихся отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4 минуте подсчитывается ЧЧС за 15 секунд с пересчетом на 1 минуту (исходная частота). Далее выполняется 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседания вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 секунд с пересчетом на минуту. Увеличение ЧЧС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично-20 и менее, хорошо 21-40, удовлетвоительно-41-65. плохо-66-75, очень плохо- 76 и более.

В практике врачебного контроля применяется, как правильно, комбинированная проба:20 приседаний в течение 30 секунд, 15-секундтный бег на месте в быстром темпе(180 шагов в минуту). Эта проба позволяет судить о приспособительных реакциях сердечно-сосудистой системы организма к скоростной работе и работе на выносливость.

Еще один способ оценки физического состояния - тестирование как применение контрольных нормативов. Так, в практике физического воспитания в учебных заведениях используются обязательные тесты: бег на 100 м (показатель качества быстроты), подтягивание для студентов, поднимание и опускание туловища из положения, лежа для студенток (показатель силовой подготовленности) и бег на 2000 м для студенток и на 3000 м для студентов (показатель выносливости). В начале учебного года тесты проводятся как контрольные, в конце - как фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

10. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам самоконтроля

Для того, чтобы корректировать методику занятий физическими упражнениями, необходимы регулярные наблюдения в течении определенного времени. Приведем пример контроля за развитием силы мышц сгибательной кисти. Исследования проводились в 1996г по группам юношей и девушек. Сила кисти определялась на занятиях по атлетической гимнастике с октября по апрель месяц. У студентов с октября по декабрь сила кисти увеличилась на 1,6кг, а у студенток за то же время уменьшилась на 2,6кг. После экзаменов и каникул результаты у юношей ниже на 4,3кг, а у девушек на 3,7кг. У студентов с февраля по апрель результат продолжает снижаться и в апреле составляет 52,0кг, у девушек увеличивается к апрелю до 37,5кг.

Следовательно, нагрузка была недостаточной и стала причиной того, что сила кисти у занимающихся после занятий изменилась незначительно, это требует пересмотреть и увеличить нагрузку на занятиях атлетической гимнастикой.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева и Ф.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. И доп. (В 2-ч т.). М., «Физкультура и спорт», 1976.

2. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева. М., «Физкультура и спорт», 1977.

Оценка морфофункционального состояния организма - один из основных способов мониторинга состояния здоровья человека. Особенно это важно при регулярных занятиях физическими упражнениями.

Это связано с тем, что уровень физической подготовленности индивида определяет его возможности, и если выполняемая суммарная нагрузка во время физических упражнений будет превышать допустимую, индивидуальную для конкретного человека, то в результате действия кумулятивного (накопительного) эффекта, в организме занимающегося могут начать развиваться пагубные изменения, снижающие уровень его здоровья. И наоборот, если воздействие физических упражнений будет недостаточным, то и приспособительных реакций в виде повышения уровня тренированности не произойдет.

Систематическое измерение, учет и контроль уровня активности органов и систем, а также показателей телосложения позволяет адекватно оценивать реакцию организма на выполняемые физические нагрузки, а значит и рационально их планировать.

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. На их большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей и философов в своих произведениях и высказываниях. Так, Аристотель говорил: "Жизнь требует движения"... "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие".

Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.

Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.

В процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные возможности по совершенствованию сердца.

Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.

Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.

Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой включает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль.

Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма.

1. Понятие самоконтроля и способы его осуществления

Самоконтроль - это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменением под влиянием занятий физической культурой и спортом. Он необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в состоянии здоровья.

На основе получаемых результатов самоконтроля можно оценивать реакцию своего организма на физическую нагрузку во время занятий физическими упражнениями и после них. Самоконтроль необходим всем, кто регулярно занимается физическими упражнениями.

Данные самоконтроля записываются в дневник, в котором фиксируются все параметры нагрузки, средства и методы тренировки.

К параметрам нагрузки относятся:

    объем упражнений - количество упражнений, выполненных за время тренировки или период тренировки (суммарные время, километраж, вес количество подходов и пр.);

    интенсивность выполнения упражнений - количество упражнений в единицу времени (скорость преодоления дистанции (км/час, м/сек, мин/км), вес отягощения, скорость подъема отягощения и пр.). В циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба и бег на лыжах, катание на коньках и пр.) нередко интенсивность оценивают по частоте сердечных сокращений (ЧСС) за 10 сек в пересчете на 1 мин (уд/мин) во время выполнения упражнений или сразу после их прекращения;

    отдых (относится к параметрам интенсивности) - количество времени, отведенного на восстановление функций организма после выполнения упражнения. Необходимо учитывать характер отдыха (активный или пассивный ), и интервал отдыха (ординарный - интервал времени, приводящий к относительно полному восстановлению, суперкомпенсаторный - интервал времени, приводящий к восстановлению до фазы суперкомпенсации или сверхвосстановления, жесткий - строго регламентированный интервал времени, обычно в пределах одной минуты, что приводит к выполнению следующего упражнения в состоянии неполного восстановления).

Изменения в организме под влиянием физической нагрузки

Любая физическая нагрузка, особенно, напряженная вызывает в организме человека определенные изменения его физиологических параметров. Так, при длительном выполнении напряженной мышечной работы, запас энергетических ресурсов снижается, в крови накапливаются остаточные продукты обмена веществ, а импульсы, поступающие в кору головного мозга от работающей скелетной мускулатуры, приводят к нарушению согласованности процессов возбуждения и торможения. Эти изменения сопровождаются неприятными субъективными ощущениями, которые затрудняют выполнение физической работы, в результате работоспособность организма понижается, наступает утомление.

Врачебный контроль

Врачебный контроль – это комплексное медицинское обследование физического состояния и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок.

В ВУЗах страны ежегодно проводится обязательный медицинский осмотр. В соответствии с данными о состоянии здоровья студентов уже на 1-м курсе их распределяют по трем медицинским группам: основной, подготовительной и специальной.

В основную медицинскую группу включаются студенты, не имеющие отклонений в здоровье или с незначительными отклонениями, но с хорошим физическим развитием и функциональным состоянием. Студенты основной группы могут заниматься физическими упражнениями и участвовать в соревнованиях без всяких ограничений.

Подготовительная медицинская группа состоит из студентов без отклонений в здоровье или с незначительными отклонениями, но с неудовлетворительным физическим развитием и функциональным состоянием. В физической подготовке таких студентов нужно более тщательно соблюдать принцип постепенного увеличения нагрузок.

Специальная медицинская группа комплектуется из студентов с отклонениями в состоянии здоровья, которые имеют временный или постоянный характер. На учебных занятиях по физическому воспитанию такие студенты занимаются по специальной программе под руководством преподавателей, прошедших соответствующую подготовку. Приняв решение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, студенты этой медицинской группы обязаны получить предварительную консультацию у врача и преподавателей физического воспитания.

Периодичность врачебного контроля зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр один раз в год, спортсмены дважды.

Педагогический контроль

Тестирование как применение контрольных нормативов (быстрота, выносливость, сила)

Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится пед. контроль для того, чтобы проверить, насколько педагогическое воздействие соответствует повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.

Контроль за посещаемостью занятий;

Контроль за состоянием занимающихся;

Контроль за техникой выполнения упражнений;

Учет спортивных результатов;

Контроль во время соревнований.

Виды педагогического контроля:

    Поэтапный – оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

    Текущий – определять повседневные изменения.

    Оперативный – экспресс оценка состояния в данный момент.

Тестирование как применение контрольных нормативов:

Показатель качества быстроты (бег на 100м)

Показатель выносливости (бег на 2000м и 3000м)

Показатель силовой подготовленности (пресс, отжимание, подтягивание, жим штанги)

Наружный осмотр и антропометрия

Эффективность занятий физическими упражнениями, физическое развитие занимающихся, во время врачебного контроля определяется с помощью наружного осмотра, антропометрии и т.д.

Наружный осмотр дает возможность оценить форму грудной клетки, спины, ног, живота, характеризующие в целом телосложение человека.

Форма грудной клетки может быть цилиндрической, что чаще всего наблюдается у лиц, систематически занимающихся физкультурой и конической или уплощенной у не занимающихся, ведущих малоподвижный образ жизни. Уплощение грудной клетки способствует уменьшению жизненной емкости легких, снижению дыхательной функции организма.

Форма спины может быть нормальной, круглой, плоской, кругловогнутой, в зависимости от степени выраженности естественных изгибов позвоночника.

Форма живота может быть нормальной, отвислой и втянутой, в зависимости от развития мышц брюшной стенки. Недостаточное развитие дает отвислую форму живота. От степени развития брюшной мускулатуры различают так же нормальную или втянутую формы живота.

Форма ног может быть нормальная, Х-образная, О-образная. Если в основной стойке соприкасаются пятки, колени и внутренняя поверхность бедер, или между ними есть небольшие просветы, то такая форма ног считается нормальной. Отсутствие касания в области коленного сустава характерно для О-образной формы ног. Расхождение пяток при сомкнутых коленях дает Х-образную форму. Причиной О-образных ног могут быть значительные физические нагрузки, при слабом развитии мышц, перенесенный в детстве рахит и т.д.

Форма стопы . Нормальная форма стопы играет роль амортизатора, что имеет большое значение в предохранении внутренних органов человека и его спинного и головного мозга от излишних сотрясений при ходьбе, беге, прыжках.

Плоскостопие часто сопровождается болевыми ощущениями во время длительной ходьбы или спортивных упражнений, в которых большая нагрузка падает на нижние конечности. Боли стопы могут временно появиться после тренировок на жестком грунте вследствие перегрузки мышц свода стопы при беге, прыжках, упражнениях с отягощением и пр. В этих случаях рекомендуется на некоторое время (до исчезновения боли) снижение нагрузок или полный отдых.

По внешним признакам физического развития можно определить тип сложения человека, пропорции частей его тела.

Объективные показатели самоконтроля

Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин – 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 сек. после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.

Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

Значительное учащение или замедление пульса на фоне ухудшения самочувствия – один из симптомов утомления, переутомления или нарушения состояния здоровья.

Вес. Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей ростом

от 155 до 165 см = длина тела -100

165- 175 см = длина тела-105

175 и выше см = длина тела -110

Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции тела дает метод, который кроме роста учитывает и окружность грудной клетки рост(см)х объем грудной клетки (см). Вес в кг.

Дыхание должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (Ж1:Л) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 2, 5 – 4 л, у мужчин равна 3, 5-5 л.

Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) – это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастолическое давление (мин) – определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Формула идеального давления для каждого возраста:

– макс. АД = 102+ (0,6 х кол-во лет)

– мин. АД = 63+ (0,5 х кол-во лет)

Всемирная организация здравоохранения предлагает считать нормальными цифрами артериальное давление для систолического (макс.) – 100 -140 мм рт.ст.; для диастолического 80-90 мм рт.ст.

Частота дыхания зависит от возраста, здоровья, уровня тренированности, величины физической нагрузки. Число дыханий у взрослого человека чаще всего составляет 18-20 в минуту. При занятиях физической культурой и спортом частота дыхания в покое снижается. Так, у спортсменов, она обычно колеблется в пределах 10-16 в минуту. При физической нагрузке частота дыхания увеличивается тем больше, чем выше ее мощность и может достичь 60 и более в минуту. Для подсчета частоты дыхания нужно положить ладонь так, чтобы она захватывала нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. При подсчете следует дышать равномерно.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) отражает функциональные возможности системы дыхания. У здоровых нетренированных мужчин молодого возраста ЖЕЛ обычно находится в пределах 3500-4200 см.куб., у женщин 2500-3000 см.куб. С возрастом ЖЕЛ снижается. Величина этого показателя зависит также от роста, веса, состояния здоровья, длительности занятий физическими упражнениями и направленности этих занятий. У бегунов, пловцов, гребцов, лыжников обычно отмечается довольно высокие величины ЖЕЛ – 5 л. и более у мужчин и около 4 л. – у женщин.

После интенсивной утомительной нагрузки ЖЕЛ может снижаться в среднем на 200-300 мл., а к вечеру восстанавливаться. Если показатель ЖЕЛ не восстанавливается до исходного уровня на следующий день после занятий – это свидетельствует о чрезмерности выполненной нагрузки.

Функциональное состояние организма и его оценка

ЧСС (частота сердечных сокращений). Важным и простым показателем, дающим информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы, является пульс. В норме у нетренированного взрослого человека ЧСС колеблется в пределах 60-80 уд/мин. Определяя величину пульса следует помнить, что сердечно-сосудистая система очень чувствительна к различным влияниям (эмоциям, физической нагрузке). Вот почему наиболее редкий пульс регистрируется утром.

Помимо частоты сердечных сокращений можно определить еще одну характеристику пульса – ритмичность или аритмичность его. Аритмия может быть дыхательного характера – на вдохе пульс учащается, а на выдохе – урежается. Такая аритмия не является отклонением от нормы. Среди разных видов аритмий наиболее часто встречается экстрасистолическая аритмия. Редкие, единичные экстрасистолы – довольно частое явление, и они сравнительно безобидны. Частые выпадания пульсового удара оказывают неблагоприятное влияние на функцию кровообращения (резко снижается систолический объем крови). Наиболее частой причиной экстрасистолической аритмии у физкультурников и спортсменов является физической перенапряжение и перетренированность.

О соответствии применяемой нагрузки следует судить по восстановлению пульса после занятий или дозированной пробы.

Оценка вестибулярной устойчивости

Проба Ромберга. Определить состояние нервной системы и в частности состояние вестибулярного аппарата можно с помощью пробы Ромберга.

При выполнении пробы Ромберга простой, надо встать сомкнув ступни ног, руки с чуть разведенными пальцами, вытянуть вперед, глаза закрыть. Определяется время устойчивости в этой позе. При потере равновесия пробу прекращают и фиксируют время ее выполнения. В усложненном варианте ноги стоят на одной линии, при этом пятка, впереди стоящей касается носка другой ноги, в остальном положение такое же, как при простой пробе. Время устойчивости у здоровых нетренированных людей обычно более 30 сек., при этом дрожание (тремор) рук и век отсутствует. Время устойчивости у тренированных и спортсменов, в особенности у гимнастов, фигуристов, прыгунов в воду, пловцов может составлять 100-120 сек. и более. Покачивание, а тем более быстрая потеря равновесия указывают на нарушение координации. Дрожание пальцев рук и век также указывает на это, хотя и в значительно меньшей степени.

Координационную пробу Ромберга применяют до и после занятий. Уменьшение времени выполнения пробы может наблюдаться при утомлении, перенапряжениях, перетренированности, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях физкультурой.

Проба Яроцкого. Помимо пробы Ромберга для исследования состояния вестибулярного анализатора рекомендуется проба Яроцкого. Она проста и доступна и заключается в выполнении круговых поворотов головой в одну сторону (вправо или влево) в темпе 2 поворота в сек., фиксируется время равновесия. У не занимающихся спортом оно составляет, в среднем, 25 сек. У тренированных и спортсменов время сохранения равновесия может увеличиваться до 40-80 сек. и более.

Ортостатическая проба. Для выявления степени нарушения регуляции аппарата кровообращения (утомление, перетренировка, перенапряжение) применяется ортостатическая проба. С этой целью утром, не вставая с постели, нужно подсчитать ЧСС за одну минуту. Затем спокойно встать, выждать минуту и опять сосчитать пульс. Учащение пульса на 6-12 ударов говорит о хорошей реакции сердца на нагрузку. Учащение пульса на 13-18 ударов – удовлетворительной, а свыше 20 ударов – неблагоприятной реакции.

Ортостатическую пробу рекомендуется также проводить до и после занятий физическими упражнениями. Если показатели пробы на следующий день после занятий приходят к исходным величинам, значит нагрузка была допустимой и работоспособность организма восстанавливается. Если же в течение 2-3 дней пульс по сравнению с первой ортостатической пробой не приходит к норме, следует обратиться к врачу.

Самочувствие оценивается как хорошее, удовлетворительное и плохое. Самочувствие отражает наиболее общее состояние организма человека, его центральной нервной системы. Если нет отклонений в состоянии здоровья и спортсмен регулярно тренируется, а форма и содержание тренировки правильно спланированы, то у спортсмена хорошее самочувствие, он полон желания учиться, работать и тренироваться, у него хорошая работоспособность.

В дневнике самоконтроля фиксируется продолжительность и качество сна, процесс засыпания, пробуждение (причина), сновидения, прерывистый или беспокойный сон, бессонница.

Во время сна в организме спортсмена продолжаются восстановительные процессы, и если человек плохо спит, то нарушаются процессы восстановления, что особенно влияет на функцию центральной нервной системы. Незначительные отклонения в состоянии здоровья, еще не подтвержденные другими симптомами, сразу же отражаются на сне.

Сон считается нормальным, когда наступает быстро и протекает без сновидений. После такого крепкого сна человек чувствует себя бодрым и отдохнувшим. При плохом сне человек долго не может заснуть. Прерывистый сон со сновидениями и раннее пробуждение должны настораживать спортсмена и тренера, поскольку наверняка являются следствием нарушения спортивного режима или не совсем правильной методики тренировки.

Работоспособность оценивается как хорошая, удовлетворительная и пониженная. Обычно при хорошем самочувствии и после крепкого сна у спортсмена проявляется и хорошая работоспособность. Но бывают случаи, когда у спортсмена хорошее самочувствие, а работоспособность в процессе тренировки оказывается пониженной. Если появляется нежелание тренироваться, пониженная работоспособность, особенно в течение нескольких дней подряд, то необходимо об этом поставить в известность тренера и обратиться к врачу. Такое явление может возникнуть в результате перенапряжения или даже перетренировки.

Аппетит также может характеризовать состояние организма. Хороший аппетит указывает на нормальный процесс обмена веществ. Спортсмен, выполнив зарядку и туалет, испытывает потребность в приеме пищи. Отсутствие аппетита утром и после тренировки в течение 2-3 часов дает основание считать, что произошло нарушение нормальной функции организма. Аппетит может быть хорошим, умеренным и плохим.

Потоотделение при физической работе является нормальным явлением и зависит от состояния организма. С ростом тренированности потоотделение уменьшается. Повышенное потоотделение при высокой спортивной форме и нормальных метеоусловиях (температура и влажность воздуха) может указывать на переутомление. Потоотделение бывает обильное, умеренное и пониженное.

Желание тренироваться обычно поддерживается тогда, когда нет отклонений в состоянии здоровья, а сон, аппетит и самочувствие хорошие. Однако бывают моменты, когда у спортсмена снижается желание тренироваться и участвовать в соревнованиях. Возникают они, как правило, при недостаточной психологической подготовке, связанной с преодолением трудностей в принятии положения, сложными метеоусловиями для ведения стрельбы, появлением переутомления или начальной фазы перетренированности.

В дневнике самоконтроля в обязательном порядке необходимо отмечать отклонения от общего режима. Очень часто состояние организма и его работоспособность зависят от правильного выполнения режима. Нарушение одного из пунктов режима дня вызывает изменение других, и обычная тренировочная нагрузка может вызвать значительные изменения в функциях различных систем организма. А это, в свою очередь, снижает качество и результат планирования тренировочного процесса. Например, спортсмен плохо поужинал, так как спешил на вечер, пришел домой поздно, долго не мог заснуть, утром встал поздно и с трудом. Хотелось есть, поел плотно; на тренировке появились боли в животе, началось обильное потоотделение. Тренировку пришлось прекратить. Из приведенного примера видно, какими отрицательными явлениями сопровождается нарушение режима.

Спортсмены, решившие добиться высоких результатов в спорте, кроме выполнения больших по объему и высоких по интенсивности тренировочных нагрузок, должны строго соблюдать определенный режим.

Многие спортсмены содержание тренировки достаточно подробно фиксируют в дневнике тренировок, а в графе дневника самоконтроля описывается только объем (большой, средний, малый) и интенсивность (слабая, средняя, сильная, максимальная). При этом необходимо указывать, как перенесена физическая нагрузка: хорошо, удовлетворительно, тяжело.

Кроме приведенных субъективных данных самоконтроля, в дневник заносятся результаты измерения пульса. ЖЕЛ, частоты дыхания, веса, динамометрии.

Женщины, наряду с этим, должны записывать все, что связано с протеканием и изменениями менструального цикла.

По частоте пульса можно определить характер деятельности сердечно-сосудистой системы и интенсивности физической нагрузки. По динамике пульса можно судить о приспособляемости организма к нагрузке и о процессах восстановления. У спортсменов частота пульса реже, чел у не занимающихся спортом. С ростом тренированности и квалификации спортсмена частота пульса может уменьшаться.

В процессе самоконтроля измерения пульса проводят несколько раз в течение дня, подсчет необходимо вести за 1 мин. На тренировке, как правило, подсчет ведут за 10-15 с, потом пересчитывают пульс в 1 мин.

Измерение других объективных показателей, их динамика в течение микроцикла, этапа и периода тренировки являются важными при оценке состояния организма. Например, сопоставляя вес спортсмена или показатели динамометрии с оценкой его работоспособности и лучшими результатами, можно судить о его спортивной форме.

Регулярное ведение самоконтроля позволяет накопить полезный материал, который помогает спортсмену и тренеру в анализе тренировки и дальнейшем корректировании плана тренировочного процесса.

Однако самый тщательный самоконтроль не может заменить врачебного контроля.