Таблица показателей физической подготовленности школьников. Методика и динамика физической подготовленности школьников, занимающихся волейболом на начальном этапе обучения. Традиционная оценочная шкала

Для оценки уровня развития физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью занимающихся широко применяют различные упражнения - тесты: прыжок в длину с места и разбега, метание набивного мяча, шестиминутный бег, наклон вперед стоя на скамейке и сидя на полу, бег на различные дистанции, поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание-разгибание рук в упоре, подтягивание на перекладине, челночный бег и т.д. Существуют множество тестов и для определения координации, равновесия, гибкости, выносливости, ловкости, силы отдельных мышечных групп и других физических способностей.

Поскольку баллы помогают нам понять, сколько успехов студенты делают индивидуально и как группа. Когда мы определяем эти сильные и слабые стороны, мы можем принимать более эффективные решения для улучшения практики преподавания, программ и учебной программы.

Учителя и администраторы анализируют оценки, чтобы назначить конкретные услуги студентам; освещать концепцию по-новому, если ученики не понимают; создавать и контролировать академические цели; обеспечить целенаправленную подготовку всего персонала; обеспечить отсутствие демографической отсталости студентов; и многое другое.

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте:

· содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию;

· способствовать развитию двигательных качеств: быстроты, скоростно-силовых, мышечной силы, выносливости и подвижности в суставах;

· закреплять навык правильной осанки при передвижениях и в статических позах;

Какова каждая оценка и почему она важна?

Другими словами, оценки улучшают преподавание и обучение для всех учащихся. Умные сбалансированные оценки: каждому учащемуся в классах 3-8 и 11 весной, чтобы оценить прогресс в английском языке искусства и математики. Формат представляет собой сочетание множественного выбора, короткого ответа и ответов на заполнение. Студенты, набравшие 400 и выше, соответствовали стандарту; оценки ниже 400 не соответствуют стандарту.

Требования к тестированию в средней школе

Советы студентам подготовиться к оценке. Практика хороших привычек обучения в течение всего учебного года; Делай свою домашнюю работу. Если вы беспокоитесь заранее, закройте глаза и подумайте о том, что вас радует в течение 60 секунд. Читайте и обращайте внимание на все направления. Обязательно запишите ответ в правильном месте на листе ответов. Полностью удалите все ответы, которые вы измените. Не тратьте слишком много времени на любой вопрос. Пропустить сложные вопросы до последнего; составить список пропущенных вопросов на бумаге с царапинами и вернуться к тем, кто в конце концов, как позволяет время. Знай тест и разработайте стратегию. Например, некоторые тесты наказывают вас за неправильные ответы, а некоторые нет. Уточните возможные ответы путем устранения явно неправильных вариантов и аргументов, чтобы выбрать лучший выбор.
  • Студенческая производительность измеряется по государственному стандарту.
  • Выполняйте практические тесты при соблюдении сроков, если это возможно.
  • Получите спокойный ночной отдых и едите здоровый, наполненный завтрак.
  • Думай позитивно!
Физическая подготовка, связанная со здоровьем в бразильских школьниках: данные спортивной программы Бразилии.

· формировать рациональные и сложные жизненно-прикладные, а также спортивные виды движений в игровой и соревновательной обстановке;

· обучать основам техники выполнения отдельных упражнений гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и конькобежного спорта, спортивных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол);

· ознакомить с основами самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС во время занятий физическими упражнениями

Центр гуманитарных наук, образования и гуманитарных наук. Физическое воспитание. Кандидо Рондон Маршалл, Парана, Бразилия. Программа обучения в области физического воспитания. Исследовательская группа по кинематографии и человеческой деятельности. Отдел физического воспитания. Ключевые слова: антропометрия; физическая подготовка; студенты; измерения.

Хорошие моторные характеристики считаются важнейшей характеристикой для построения полной коллекции двигателей в младенчестве, и поэтому становится необходимым эффективное участие в повседневной деятельности. В повседневной деятельности, такой как бег, прыжки и катание, дети развивают основные навыки передвижения, которые отражают их уровень физической подготовки и двигательной способности. Помимо определения генетики, характеристики двигателя связаны с поведением и двигательным спросом этих людей.

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте -- основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др.

Роль учителя на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте становится иной, он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретении навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влиянии на различные системы организма.

Организация и методы исследования

Исследования с детьми и подростками сообщили о прямой связи между двигательными характеристиками и физической активностью. Этот набор представляет собой основное преимущество большого количества опубликованных статей для сравнения, а также высокую надежность и простоту применения. Более того, он требует низких эксплуатационных затрат и не нуждается в надежных физических инфраструктурах, достаточно подходящих для применения в большом размере выборки.

Альтернативная оценочная шкала

Были проведены международные исследования, чтобы описать профиль работы двигателя, а также физическую форму, связанную со здоровьем школьников. Другие предполагаемые исследования показывают, что низкая физическая подготовка в младенчестве и подростковом возрасте отрицательно отражается на взрослой жизни. В Бразилии исследования еще не являются окончательными в отношении низкого уровня физической подготовки школьников, особенно для использования небольших образцов; однако найденные результаты имеют решающее значение для понимания феномена данного региона.

Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей учащихся различных возрастов.

Преимущество названных тестов заключается в том, что они сравнительно легко запоминаются и их выполнение не требует от школьников длительного разучивания.

При проведении контрольных испытаний необходимо руководствоваться следующими требованиями.

Учитывая важность исследований, в которых рассматриваются различные регионы страны, а также соответствующие доказательства хорошего уровня двигательной активности для здоровья, целью настоящего исследования было оценить физическую пригодность бразильских школьников в соответствии с руководством, использующим критерии здоровья в качестве ссылки.

Население настоящего исследования состояло из школьников, обучающихся в государственных и частных системах пяти бразильских регионов. Индекс массы тела рассчитывали по частям тела в килограммах, по росту в квадратных метрах. Этот набор был применен во многих исследованиях в Бразилии из-за их качеств, связанных с надежностью и легкостью применения.

1. Контрольные испытания должны проводиться в одинаковой для всех детей обстановке и в одно и то же время.

2. Методика контрольных проверок должна обеспечивать минимальные затраты времени на выполнение тестов.

3. Контрольные упражнения должны быть доступными для всех учащихся, независимо от их физической подготовленности и отличаться простотой измерения и оценки результатов.

Первоначально данные обрабатывались дескриптивными процедурами. Анализ, если дисперсия использовалась для сопоставления пола и возраста. Представляет значения, касающиеся тестов на физическую пригодность школьников, в зависимости от пола и возраста. Доля учащихся, которые не соответствовали критериям, установленным для каждого исследуемого моторного теста, а также для набора тестов, представлена ​​на рисунке 1.

Что касается гибкости, большинство школьников не соответствовали установленным критериям здоровья, поскольку они более распространены у мужчин, чем женского пола. Значительные различия были обнаружены между полами во всех возрастных группах, а также в сборе возрастов.

4. Рекомендуемая последовательность контрольных упражнений для проверки уровня двигательной подготовленности может быть следующей: в первый день - скоростные и скоростно-силовые качества, во второй - сила и выносливость, в последующие - координация, ловкость и другие физические качества.

5. Для получения предварительных данных, тестирование целесообразно проводить в начале учебного года (сентябрь), а итоговую проверку за 2-3 недели до окончания учебного года. Для контроля за ослабленными детьми дополнительную проверку рекомендуется провести в начале второго полугодия.

Что касается кардиореспираторных способностей, примерно 80% студентов представили результаты ниже уровней, установленных для здоровья. Эти данные указывают на более высокую долю женщин-школьников в возрасте семи и девяти лет и мужчин в возрасте восьми, 10 лет и в совокупности всех возрастов, классифицированных ниже критериев, рекомендованных для здоровья. Что касается общей классификации, то наблюдалась высокая распространенность учащихся, которые не соответствовали одновременно критериям здоровья, установленным принятым предложением, в трех моторных тестах.

6. Прежде чем приступить к проведению тестовых испытаний, контрольные упражнения должны быть разучены на уроке физической культуры.

7. Осуществлять проверку физической подготовленности не только с учетом возрастных особенностей развития учащихся, но и в соответствии с принципом единства оценки их физического развития и физической подготовленности.

Эти результаты показывают, что примерно 96% школьников не соответствовали ожидаемому уровню здоровья. В настоящем исследовании оценивались двигательные характеристики бразильских школьников в возрасте от семи до десяти лет, регулярно посещаемые в государственных и частных образовательных системах, которые стали пионерским исследованием, проведенным с большой выборкой из всех бразильских регионов, что, следовательно, уменьшает культурные и социально-экономические различия, которые может повлиять на работу двигателя.

Что касается гибкости, женский пол показал более высокую среднюю стоимость, чем мужской пол во всех проанализированных возрастов. Аналогичные данные были представлены в исследованиях из других стран. Что касается минимальных критериев гибкости, установленных для здоровья, то более половины бразильских школьников не отвечали рекомендательным критериям. В развитых странах наблюдается обратное явление, то есть большинство студентов представляют гибкость, пригодную для здоровья. Низкий уровень гибкости особенно беспокоит связанные с этим риски для боли в пояснице и более высокую частоту постуральных проблем, помимо возможного объяснения низкой производительности в школе.

Проведение контрольных испытаний, способы их выполнения и оценка результатов тестирования осуществляется по общепринятым правилам.

Для определения уровня физической подготовленности школьников обычно используются следующие тесты: на быстроту - бег на 10, 20, 30 м с высокого старта, на скоростно-силовую подготовленность - прыжки в длину с места, на ловкость - челночный бег 3 х 10 м, на силу - сгибание-разгибание рук в упоре лежа, подтягивание 2 на перекладине хватом сверху из виса (мальчики) и из виса лежа (девочки), на гибкость - наклон вперед из положения сидя на полу.

Продольное исследование, проведенное в Финляндии, показало, что через 25 лет дети с низким уровнем гибкости в школьном периоде сообщили о боль в спине во взрослом возрасте. Распространенность неадекватной мышечной силы наблюдалась как у мужчин, так и у женщин. Эти значения были высокими по сравнению с результатами в других странах и в конкретных бразильских регионах. В Соединенных Штатах было подтверждено, что мужской пол показал более высокие средние значения в мышечной выносливости брюшной полости по сравнению с их парами противоположного пола во всей школьной жизни.

Тестовые задания представлены физическими упражнениями, которые сгруппированы по признаку основных физических качеств. Тестирование рекомендуется проводить с помощью соревновательного метода, причем учащиеся должны не только продемонстрировать выполнение нормативов требований, но и выполнить нормативные упражнения, которые отражают разносторонность их подготовленности по каждой конкретной группе физических способностей (силовых, скоростных, к выносливости и координации). Критерием характеристики уровня физической подготовленности выше среднего будут выполнение учащимися основных нормативов требований и (с учетом индивидуального физического развития) выполнение нормативов в соответствующих физических упражнениях. Для характеристики уровня физической подготовленности среднего уровня -- соответственно выполнение учащимися только основных нормативов требований и частичное (до Ѕ) выполнение нормативов в физических упражнениях. Для характеристики уровня физической подготовленности ниже среднего - соответственно выполнение учащимися только основных нормативов требований.

Что касается кардиореспираторного теста, то у обоих полов с возрастом прогрессирование уменьшалось доля студентов, которые не соответствовали минимальным критериям для здоровья. Эти данные подтверждают данные, обнаруженные в североамериканском, немецком и хорватском населении. Однако, когда когорта указывает на здоровье от «Физического наилучшего», была установлена ​​высокая доля бразильских мужчин-мужчин, которые не соответствовали критериям здоровья. Этот факт вызывает тревогу, поскольку низкая аэробная пригодность связана с высокими уровнями холестерина и триглидеридов, несбалансированным кровяным давлением и чувствительностью к инсулину и повышенным риском ожирения.

Способы выполнения тестовых заданий.

Бег 30 метров. Выполняется с высокого старта. В забеге принимают участие два-три человека. По команде «На старт» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание» наклоняются вперед и по команде «Марш» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с помощью секундомера с точностью до 0,1 с.

Более того, литература показала, что учащиеся с недостаточным уровнем аэробной пригодности демонстрируют худшие успехи в учебе. В общей классификации физической пригодности более 95% детей обоих полов не соответствовали рекомендуемому порогу для здоровья. Когда эти данные сравниваются с расследованием, проведенным в бразильском городе и с данными из Соединенных Штатов, можно проверить, что учащиеся данного исследования представили более высокий дефицит физической формы. Низкие уровни физической подготовки напрямую связаны с увеличением седентаризма в современном обществе, особенно из-за интереса к пассивным действиям, таким как портативные игры, телевидение и компьютеры.

Бег 60, 100 метров. Выполняется с низкого старта. В забеге принимают участие два- три человека. По команде «На старт» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение (техника выполнения низкого старта). По команде «Внимание» (техника выполнения низкого старта) и «Марш» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с помощью секундомера с точностью до 0,1 с.

Минимальные показатели производительности двигателя необходимы для поддержания функционального, моторного и морфологического уровней до ожидаемого физического состояния здоровья. Чтобы лучше понять уровень физической подготовленности учащихся, необходимы продольные исследования, которые следят за всем детством и подростками, исследуя также стиль жизни этих предметов.

Поэтому кажется, что у бразильских детей было мало возможностей заниматься физической деятельностью. Однако известно, что в школах нет объективных ресурсов и условий для общения со студентами? требует из-за нескольких причин, которые вытекают из недостатка рабочего материала в ошибочное законодательство в области образования, которое все чаще снимает практику с занятий.

Бег 300, 500 метров, 1000 м. Выполняется с высокого старта на беговой дорожке или ровной местности, на земляном или асфальтном покрытии. Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до 0,1 с.

Прыжок в длину с места. На площадке проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся становится около линии, не касаясь ее носками, затем отводит руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, делает резкий взмах руками вперед и прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется по линии до пятки ноги, стоящей сзади. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет.

Челночный бег 3 х 10 метров. В забеге принимают участие один - два человека. Перед началом бега на линию старта для каждого кладут два кубика. По команде «На старт» участники выходят к линии старта. По команде «Внимание» они наклоняются и берут по одному кубику. По команде «Марш» бегут к финишу, кладут кубик на линию, не останавливаясь, возвращаются за вторым кубиком и также переносят его на линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включают по команде «Марш» и выключают в момент, когда кубик касается пола. Результат фиксируется с точностью до 0,1 с.

Подтягивание. Мальчики выполняют подтягивание из виса на высокой перекладине, девочки - из виса лежа на низкой перекладине (до 80 см). Мальчики и девочки подтягиваются хватом сверху. По команде «Упражнение начинай» производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять упражнение нужно плавно, без рывков. Тело не выгибать, сгибание ног в коленях и дерганье ногами не допускается. В этом случае попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идет в зачет. Девочки подтягиваются, не отрывая ноги от пола.

Наклон вперед из положения сидя на полу. На полу мелом проводится линия А-Б, а к ее середине перпендикулярная линия, которая размечается через каждый сантиметр.

Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками 20-30 сантиметров, ступни вертикальны. Один или два партнера прижимают колени ученика к полу. Выполняется три разминочных наклона, а четвертый - зачетный, результат которого определяется по касанию сантиметровой разметки средним пальцем соединенных вместе рук.

Шестиминутный бег. Бег можно выполнять как в спортивном зале по размеченной дорожке, так и на стадионе по кругу. В забеге могут принимать участие одновременно 4-6 человек. Столько же учеников по заданию учителя занимаются подсчетом кругов и определением общего метража. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10м. По истечении 6 мин бегуны останавливаются, и «контролеры» подсчитывают метраж для каждого из них.

Поднимание туловища из положения лежа на спине. Учащийся лежит на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90°. Партнер держит ноги. Пятки находятся на расстоянии не более 30 см от таза, спина плотно прижата к полу, руки скрещены на груди и не отрываются от нее во время выполнения упражнения. Учащийся поднимает туловище, сгибая его так, чтобы локти касались бедер, затем опускается на пол, касаясь его лопатками. Фиксируется количество выполненных сгибаний за одну минуту. Упражнение выполняется на гимнастическом мате в быстром темпе.

Бросок набивного мяча (1 кг) из положения сидя.

На полу мелом проводится линия А. Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А. Расстояние между пятками 20-30 сантиметров, ноги слегка согнуты, ступни вертикальны. Выполняется наклон туловища назад, мяч в руках над головой. Выпрямляя туловище выполнить бросок мяча из-за головы. Расстояние измеряется в сантиметрах от линии А до точки соприкосновения мяча с поверхностью. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет.

Для оценивания физической подготовленности учащихся используется комплексная оценка, определяемая как сумма баллов, набранных в тестовых упражнениях. Баллы в каждом тестовом упражнении начисляются в соответствии с многобалльной оценочной шкалой, однако оценочная шкала может быть построена по-разному. По мнению автора данной статьи, привычный всем способ начисления баллов поддерживает, в первую очередь, большой спорт, а не массовую физическую культуру и здоровье подрастающего поколения. Но Валентин Спирин не ограничивается критикой – он предлагает свою, альтернативную шкалу оценивания выполнения тестовых упражнений. Именно с использованием этой шкалы ведется анализ результатов на Губернских состязаниях в Псковской области.

Традиционная оценочная шкала

В традиционно принятой оценочной шкале количество баллов прогрессивно нарастает по мере улучшения результата (рис. 1 ). Это вызывает определенные сомнения, так как в данном случае процесс физического воспитания в общеобразовательной школе ориентирован на достижение учащимися высоких спортивных результатов и не имеет ничего общего с физической культурой. Например, юноши и девушки в возрасте 16–17 лет за результат в беге на 100 м и на 1000 м, соответствующий отличной оценке, получают 130 очков, а за результат на этих дистанциях, соответствующий I разряду, – 680 очков.

Рис. 1. Общий вид оценочной шкалы, ориентированной на высокий спортивный результат, для определения уровня физической подготовленности учащихся.

Такой подход к оценке физической подготовленности учащихся, а, следовательно, и к организации процесса физического воспитания в общеобразовательной школе противоречит содержанию и целям государственного стандарта общего образования по физической культуре и оценочным нормативам тестовых упражнений, используемым в программах, рекомендованных для учебных заведений.

В настоящее время в действующих нормативных документах, организующих процесс физического воспитания в образовательной школе, не ставится задача ориентировки в широком масштабе процесса физического воспитания учащихся на высокий спортивный результат, наоборот, содержание этих документов предостерегает от этого. Причин несколько.

Во-первых, направленность физической подготовки на достижение высоких спортивных результатов требует неоправданно больших затрат времени учащихся на спортивную подготовку – до 18 часов в неделю. Такие временные затраты с учетом следовых процессов, связанных с утомлением от высоких физических тренировок, для большинства учеников могут быть причиной развития у них дискомфортных состояний и, как следствие этого, качественного снижения освоения материала по другим предметам учебного плана. А это объективно приводит к ухудшению организации учебно-воспитательного процесса и не способствует созданию здоровьесберегающей образовательной среды в школе. Следует также учитывать имеющиеся в литературе сведения о том, что около 15–20% учеников физически не в состоянии справиться с объемными требованиями учебного плана. Для такой категории учеников рекомендуется только оздоровительная направленность процесса физического воспитания.

Во-вторых, по разным данным, от 80% до 95% учеников и больше имеют отклонения в состоянии здоровья, и ориентировка процесса физического воспитания школьников на спортивную подготовку, несомненно, сопряжена с немалым риском для их здоровья.

В-третьих, выйти на уровень II и I спортивных разрядов в беге на 100 м и 1000 м может ограниченное количество детей, систематически занимающихся в течение 5–7 лет в ДЮСШ по специализации «легкая атлетика». Многолетние занятия в других спортивных секциях (борьба, гимнастика, спортивные игры и т.д.) не выведут занимающихся на уровень I и даже II взрослых разрядов в этих легкоатлетических видах спорта. В лучшем случае у отдельных занимающихся это может быть уровень III взрослого спортивного разряда.

Фактические условия работы учителя физической культуры не позволяют реализовывать массовую спортивную подготовку на таком уровне. Поэтому те районы, в которых не функционируют ДЮСШ, будут находиться в неравных условиях по сравнению с районами, имеющими специализированные спортивные школы. Кроме того, наличие ДЮСШ позволяет ученикам общеобразовательной школы показывать хорошие результаты по этой оценочной шкале, хотя сама школа может и не прилагать к этому особых усилий.

В-четвертых, в соответствии с учением академика А. Ухтомского, направленность физической подготовки учащихся на высокий спортивный результат с вытекающими отсюда значительными физическими, психическими усилиями и временными затратами вызывает в головном мозге стойкий доминирующий очаг возбуждения. Этот доминирующий очаг возбуждения не позволит большинству учащихся качественно осваивать программный материал по другим дисциплинам учебного плана. Даже для студентов физкультурных вузов специальности – 022300 – «Физическая культура и спорт» в государственном образовательном стандарте не ставится задача выполнения спортивного результата. То есть от выпускников физкультурных вузов не требуется выполнения разрядных нормативов.

Неполный перечень указанных выше причин обосновывает нецелесообразность использования шкалы, ориентированной на стимулирование высокого спортивного результата, для оценивания физической подготовленности учащихся образовательных школ и для контроля за организацией работы по физическому воспитанию в коллективах общеобразовательных школ.

Альтернативная оценочная шкала

Наша главная задача – повышение физической подготовленности каждого учащегося. Поэтому мы предлагаем оценочную шкалу, которая строится на совершенно других основаниях.

При разработке такой оценочной шкалы физической подготовленности учащихся необходимо учитывать:

1. Объемные показатели для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, заложенные в государственном стандарте общего образования по физической культуре.
2. Цели, на достижение которых направлена реализация объемных показателей для общеобразовательных учреждений Российской Федерации государственного стандарта общего образования по физической культуре.
3. Оценочные нормативы тестовых упражнений, используемые на сегодняшний день в программах, рекомендованных для учебных заведений.
4. Временные, физические и психические нагрузки, вызванные объемными показателями и требованиями качественного освоения программного материала по другим дисциплинам учебного плана.
5. Индивидуальность учащихся, позволяющую повысить их мотивацию при выполнении тестовых упражнений.

Система начисления очков в многобалльной оценочной шкале должна стимулировать:

1. Работу учителя физической культуры по повышению эффективности процесса физического воспитания в образовательном учреждении.
2. Оптимальное развитие основных двигательных качеств у учащихся, психических процессов, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма.
3. Создание не только здоровьесберегающей, но и здоровьеукрепляющей среды в образовательном учреждении, вовлечение детей и подростков в систематические занятия физическими упражнениями.
4. Обеспечение надежной физической и психической готовности к учебной деятельности.
5. Реализацию природной одаренности учащихся по другим предметам учебного плана.

Показатели уровня физической подготовленности школьников, определяемые по оценочной шкале, должны эффективно использоваться в контроле за организацией работы по физическому воспитанию в коллективах общеобразовательных школ.

Все вышеперечисленные требования могут быть учтены оптимально, когда каждому тестовому упражнению будут определены граничные результаты, соответствующие основным точкам шкалы (рис. 2 ), через которые проводится кусочно-линейная функция, отвечающая следующим условиям.

Рис. 2. Общий вид оценочной шкалы с выделением зон начисления очков за изменение результата на единицу измерения для определения уровня физической подготовки учащихся.

1. Выделяются зоны. Низкой зоне соответствуют результаты тестовых упражнений, оцениваемые отметкой «3». Средней зоне – отметками «4,5» и выше, например, у юношей и девушек в возрасте 16–17 лет эта зона доходит до нормативов I юношеского спортивного разряда. Высокая зона для данной возрастной группы соответствует нормативам III взрослого спортивного разряда, супервысокая зона – II и I взрослых разрядов.

2. Стоимость единицы измерения (количество очков, начисляемое за изменение результата на единицу измерения: 1 повторение, 1 см, 1 сек. в беге на 1000 м или 0,1 сек. в беге на 60 и 100 м в каждой зоне) отличается от предыдущей (последующей) зоны. Так, например, у юношей и девушек в возрасте 16–17 лет улучшение на 1 сек. в беге на 1000 м, соответствующее низкой зоне оценочной шкалы, приведет к увеличению количества очков, набранных в данном упражнении, на 20. То есть, стоимость 1 сек. в низкой зоне – 20 очков. В средней зоне стоимость 1 сек. в беге на 1000 м составляет 36 очков, в высокой зоне – 11 очков, в супервысокой зоне – 6 очков. Стоимость единицы измерения (количество очков, начисляемое за изменение результата на единицу измерения: 1 повторение, 1 см, 1 сек. в беге на 1000 м или 0,1 сек. в беге на 60 и 100 м в каждой зоне) отличается от предыдущей (последующей) зоны.

Максимальное количество очков дается за улучшение результата в средней зоне. Прирост очков в этой зоне за одну единицу измерения значительно выше, чем в супервысокой зоне. Уровень физической подготовленности учащихся, соответствующий средней зоне, свидетельствует о профессионализме учителя физической культуры. Супервысокая зона – это приоритет ДЮСШ: учитель физической культуры при той материально-технической базе, которая имеется в школе, и условиях его работы не в состоянии выйти на этот уровень, тем более в широком масштабе. Такие достижения могут быть зарегистрированы у отдельных учителей-энтузиастов.

В государственном стандарте общего образования по физической культуре и в программах, рекомендованных Министерством для учебных заведений, вполне обоснованно не ставится задача достижения учащимися высоких спортивных результатов, так как широкое ориентирование учащихся на достижение высоких спортивных результатов требует не оправданных социально затрат времени детей на спортивную подготовку (до 18 часов в неделю) и сопряжено с известным риском для их здоровья. Риск для здоровья школьников возрастает, если учитывать факт ослабленного здоровья учащихся. Стремление выйти на уровень результатов высокой и супервысокой зоны оценочной шкалы целесообразно для небольшой категории учеников общеобразовательной школы, которые по своей природе являются уникальными, способными совмещать высокие физические и умственные нагрузки, связанные с освоением объема материала всего учебного плана или готовящихся поступать в учебные заведения физкультурного либо военного профиля.

Уровень показателей физической подготовленности, соответствующий средней зоне оценочной шкалы, будет способствовать успешному достижению целей, заложенных в государственном стандарте общего образования по физической культуре. Этот уровень физической подготовленности, как никакой другой, для большинства учеников общеобразовательной школы позволяет не только удовлетворить биологическую потребность в двигательной активности, эффективно развивать основные двигательные качества, психические процессы, способствующие укреплению здоровья, расширению функциональных возможностей организма, но и успешно освоить объемные требования всего учебного плана. То есть временные затраты на занятие физическими упражнениями в этом случае социально оправданы.

3. Использование комплексной оценки и наличие зон позволяет компенсировать низкие результаты в одних упражнениях высокими – в других. Такой подход позволит до определенной степени нивелировать морфофункциональные различия тестируемых, а также повысить мотивацию при выполнении тестовых упражнений. Многобалльная шкала позволяет дифференцированно оценить результаты тестирования. В предлагаемой шкале в наибольшей степени поощряется прирост результата в средней зоне. Вместе с тем, она учитывает и индивидуальную высокую подготовку ученика.

Предлагаемая оценочная шкала может успешно использоваться для проведения соревнований на определение абсолютного победителя (класса, школы, района, области и т.д.), а также место школы, района в «Губернских состязаниях».

Примечание. Если ставится задача усиления здоровьеукрепляющей направленности физической подготовки учащихся, то за 1 сек. в беге на 1000 м следует начислять большее количество очков, чем за изменения результата на единицу измерения в других тестовых упражнениях. Так, например, у юношей и девушек в возрасте 16–17 лет улучшение на 1 сек. в беге на 1000 м, соответствующее низкой зоне оценочной шкалы, приведет к увеличению количества очков, набранных в данном упражнении, на 20. То есть стоимость 1 сек. в низкой зоне – 20 очков. В средней зоне стоимость 1 сек. в беге на 1000 м составляет 36 очков, в высокой зоне – 11 очков, в супервысокой зоне – 6 очков. По другим видам увеличение количества очков соответственно будет равняться 18, 34, 10, 5 очкам. Результат в беге на 1000 м существенно зависит от возможностей аэробной системы энергообеспечения, мощность которой, по данным отечественных и зарубежных ученых, в первую очередь определяет здоровье человека.

Использование предложенной оценочной шкалы позволит учителю повысить заинтересованность учащихся в улучшении спортивных результатов, а значит, и в укреплении собственного здоровья.