Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Разработка структуры ооп доу по фгос: в чем отличие от фгт







Logo Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, признаёт дошкольное образование уровнем общего образования. Статья 10. Структура системы образования 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Из нового ФЗ «Об образовании в РФ»


Это предполагает, что образовательные программы ДОУ (ДОО) должны разрабатываться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Кроме того, с 1 сентября 2013 г. у каждого ДОУ (ДОО) должна быть своя программа развития!


Logo "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Сан ПиН ", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от (Сан ПиН). Сан ПиН 2013


Logo Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов На самостоятельную деятельность детей лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее часов. Сан ПиН 2013


Logo В значительной мере упрощены требования к режиму занятий в ДОО. Теперь они фактически сведены к допустимой продолжительности непрерывной непосредственно образовательной деятельности и максимально допустимому объему образовательной нагрузки в течение дня для детей разного возраста. Сан ПиН 2013


Logo Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Сан ПиН 2013


Logo Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. Сан ПиН 2013


Logo Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Сан ПиН 2013


Logo Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Сан ПиН 2013


Logo XII. Требования к организации физического воспитания Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие. В объеме двигательной активности воспитанников лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций. Сан ПиН 2013


Logo Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: - в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Сан ПиН 2013


Logo ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 26 сентября 2013 г., регистрационный ПРИКАЗ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. 1014


Logo 6. Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. 10. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. ПРИКАЗ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. 1014


Logo 13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь обще развивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.Группы могут иметь обще развивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. ПРИКАЗ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. 1014


Logo 13. В образовательной организации могут быть организованы также: группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня; семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь обще развивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования. В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы). ПРИКАЗ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. 1014


Logo 14. Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8–10,5-часового пребывания); продленного дня (13–14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни. ПРИКАЗ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. 1014





ФГОС – ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к структуре Программы (ООП); к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого- педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно- пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.


1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Задают структуру ООП. 2. Определяют содержание Программы, которое должно охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.


Logo В стандарте доминирует идея о развитии творческих способностей детей (через лепку, аппликацию, рисование, слушание художественных произведений и т.п.), познавательное развитие будет минимизировано (никаких математик, обучения чтению и письму и проч.). Второй акцент стандарта – на социализацию, воспитание детей. 1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования: … К завершению дошкольного образования (к 7- 8 годам): ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, партнеров по совместной деятельности;


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (продолжение) ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (продолжение) ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (продолжение) ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с книжной культурой, с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. …


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (продолжение) Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностях развития конкретного ребенка.


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (продолжение) 7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством: расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; приобщения детей через соответствующие их индивидуально- возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализации вариативных образовательных программ; соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФГОС полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития; детоцентризма образовательных программ; индивидуализации дошкольного образования; содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; партнерства с семьей; учёта этнокультурной ситуации развития детей.


ЦЕЛИ ФГОС обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.


ЗАДАЧИ ФГОС охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия; сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;


ФГОС дошкольного образования В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.


Logo Сквозные идеи стандарта: Школа должна быть готова к любому ребёнку!!! Никаких тестирований и аттестаций детей в ДОУ. Результат определять не по готовностям детей, а по образовательному процессу. ФГОС дошкольного образования


Logo Опасность того, что родителям и ребенку будет навязываться мониторинг оценки развития, сведена к минимуму нормативными положениями стандарта. "С точки зрения нормативно-правовых вещей он даже избыточен", - заметил директор Федерального института развития образования Александр Асмолов. Любой мониторинг, по его словам, должен будет служить двум целям - подбору и пониманию траектории развития ребенка и, второе, - коррекции и выбора парциальных программ. Таким образом, в отличие от других стандартов, контроль будет касаться контроля условий, в которых развивается ребенок. "Стандарт развития, по сути, сделан так, чтобы мы не вступили на скользкую и минную территорию, когда в дошкольных учреждениях появится человек с тестом в руках", - сказал Асмолов. ФГОС об оценке развития детей


В Организации (группе) может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика – оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей. Критерии оценки: Индивидуальный прогресс в развитии Достижения (портфолио)








Какие бывают программы 1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (федеральный уровень). 2. Основная образовательная программа (разрабатывается каждым ДОУ). 3. Программа развития ДОУ (разрабатывается каждым ДОУ). 4. Авторские комплексные и парциальные программы. 5. Авторские программы воспитателей, педагогов.


Из ФЗ «Об образовании в РФ» Примерная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы.


Из ФЗ «Об образовании в РФ» Примерные основные образовательные программы экспертизу Примерные основные образовательные программы проходят экспертизу и включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся общедоступным государственным информационным ресурсом. Порядок проведения экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, порядок аккредитации организаций, которым предоставляется право ведения такого реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.





Из ФЗ «Об образовании в РФ» Основная образовательная программа Основная образовательная программа – утвержденная в установленном порядке учебно- методическая документация, определяющая на основе федерального государственного образовательного стандарта (образовательных стандарта) основные характеристики и организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня в этой образовательной организации с учетом ее вида (категории) и особенностей деятельности..


Logo Статья 12. Образовательные программы 6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Из нового ФЗ «Об образовании в РФ»


Основная образовательная программа (ООП) Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации (социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности - социальное как общечеловеческое, социальное как общественное, социальное как коллективное) и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса. Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.


Структура ООП ДОУ Структура ООП ДОУ: Программа включает три основных раздела: 1.Целевой, 2.Содержательный, 3.Организационный, каждом из которых в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.


Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи цели и задачи реализации Программы; характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности воспитанников значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности воспитанников Организации, их специальные образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.); принципы и подходы принципы и подходы к формированию Программы.


Планируемые результаты конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, их особых образовательных потребностей, а также особенностей развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов.


2. Содержательный раздел - представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие детей в соответствии с пятью образовательными областями: 2.1 Социально-коммуникативное развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности; 2.2 Познавательное развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности; 2.3. Речевое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности; 2.4.Художественно-эстетическое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности; 2.5. Физическое развитие детей на основе приобретения опыта в области физического развития в соответствующих видах деятельности; 2.6. Программа коррекционной работы.


Программа коррекционной работы Данный раздел должен быть разработан в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов, осваивающих Программы в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.


3. Организационный раздел должен включать: 3.1 Описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий; 3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы; 3.3. Описание кадрового обеспечения реализации Программы; 3.4 Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения; 3.5. Описание психолого-педагогических условий; 3.6. Описание развивающей предметно- пространственной среды; 3 7 Описание условий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детьми–инвалидами; 3.8. Описание финансовых условий реализации Программы.


Журнал «Вестник образования» Внимание! В журнале «Вестник образования» 24 будут опубликованы ФГОС дошкольного образования и Методические рекомендации Министерства образования и науки российской Федерации по его введению. Журнал «Вестник образования» является единственным официальным изданием Минобрнауки России по вопросам общего образования (Письмо Министерство образования и науки РФ от 9 октября 2013 года).


Эл. почта Как с нами связаться, если вы заинтересовались? Тел. кафедры начального и дошкольного Образования ФГАОУ АПК и ППРО 8–495–452–49–00 (доб. 2129) ДО ВСТРЕЧИ!!!

Каждая дошкольная образовательная организация обязана поменять структуру своей основной образовательной Программы в соответствии с ФГОС (ООП ДОУ по ФГОС). В Стандарте обязательно обращаем внимание на то, чего не было в ФГТ. Структура Программы включает в себя три раздела: целевой, содержательный и организационный.

  1. Целевой раздел ООП ДОУ по ФГОС

В ООП ДОУ должна быть пояснительная записка и планируемая результативность с опорой на по ФГОС. В пояснительной записке излагается, какие возрастные группы, контингент детей, по каким программам вы реализуете содержание и т.д. Новое в целевом разделе - это описание или разработка планируемых результатов, где необходимо отразить те результаты, которые вы будете представлять в конце учебного года как общественный о результатах своей организации.

  1. Содержательный раздел ООП ДОУ по ФГОС

Содержательный раздел не вызовет у педагогов особых трудностей, потому что он есть в каждом детском саду, но здесь должно быть описание по пяти направлениям с учетом примерных Программ и методических пособий: описание образовательной деятельности; возрастных особенностей; методических пособий, которые вы используете; форм способов, методов и средств, которые используются педагогическим процессом; коррекция, которая осуществляется в детском саду (если есть такое направление работы); а также особенности организации образовательной деятельности в разных видах детской деятельности или в культурных практиках, которые существуют во многих детских садах.

Если в ФГТ выделяли десять образовательных областей, то в Стандарте более обобщенно прозвучали эти образовательные области или направления:

  1. социально-коммуникативное развитие
  2. познавательное развитие
  3. речевое развитие (обратите внимание: по настоянию науки было разведено два этих направления - познавательное и речевое развитие)
  4. художественно-эстетическое развитие
  5. физическое развитие.

Т.о., в ФГОС не десять, а пять направлений или образовательных областей.

В ФГОС описаны характеристики или краткое содержание каждого из пяти направлений, которые должны быть обязательны, как минимум войти в примерную Программу детского сада. Эти 5 направлений определяют тот минимум содержания, который обязана выполнить каждая дошкольная организация, реализующая ту или иную примерную Программу.

В ФГТ был опущен очень важный раздел возрастных особенностей детей. В Стандарте описано, что конкретное содержание пяти образовательных областей зависит прежде всего от возраста детей. ООП ДОУ по ФГОС можно реализовывать в различных видах деятельности, но для каждого возраста эти виды выделяются обособленно. Здесь идут подзаголовки. Например, в младенческом возрасте от 2-х месяцев до года: непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие музыки, детских песен, стихов, двигательная активность и тактильные двигательные игры. Для детей раннего возраста от 1 года до 3-х лет вы тоже найдете в ФГОС содержательную часть.

Для детей от 3-х до 8-ми лет уже обозначаются виды детской деятельности, и они тоже несколько откорректированы. В ФГТ было 8 видов: 1) игровая, 2) коммуникативная, 3) познавательно-исследовательская, 4) чтение, 5) трудовая, 6) продуктивная, 7) музыкально-художественная и 8) двигательная.

В Стандарте их уже девять:

  1. игровая,
  2. коммуникативная,
  3. познавательно-исследовательская,
  4. восприятие художественной литературы и фольклора,
  5. самообслуживание и элементарный бытовой труд,
  6. конструкторская,
  7. изобразительная,
  8. музыкальная,
  9. двигательная.

Изменились:

  • чтение - отсутствует, но, как вид деятельности стало «восприятие художественной литературы и фольклора» (мы, практики, именно так и понимали этот вид деятельности, но теперь формулировка просто изменилась на более правильную по отношению к этому разделу);
  • в отдельные виды деятельности выделены конструкторская и изобразительная деятельность - то, чего не было в ФГТ;
  • разъединены музыкальная и изобразительная деятельности.

Это важная составляющая Стандарта.

Важным моментом в содержательной части ООП ДОУ по ФГОС являются способы поддержки детской инициативы: что у вас для этого в детском саду есть, какие формы используются.

Раздел взаимодействия с семьей - это основная часть, но в этой содержательной части может быть выделена и часть, формируемая участниками педпроцесса - и тогда вы выбираете любую парциальную Программу под направления деятельности своего детского сада и учитываете специфику национальных, социокультурных условий, коррекционное или инклюзивное образование.

Использование примерных программ для ООП ДОУ по ФГОС

1) В системе дошкольного образования существуют уже много примерных программ, на которые ориентируются воспитатели: «Истоки», «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Цветные ладошки» и т.д. Все время появляются новые программы: например, «Счастливый ребенок», «Диалог», «2100», «2000», а также много парциальных программ. Министерство образования, получив от авторов ООП ДОУ, проводит экспертизу на соответствие их не ФГТ, а на соответствие ФГОС.

2) Затем они включаются в реестр (другими словами - список) примерных программ, на которые можно ориентироваться. Этот реестр будет постоянно пополняться для того, чтобы педагоги могли ими воспользоваться. Во многих детских садах работают хорошие профессионалы, знающие свое дело, но они не обеспечены научным потенциалом (а их большинство в России). В таких организациях педагоги не могут сами написать содержательную сторону образовательной программы - они возьмут их из примерных программ.

  1. Организационный раздел ООП ДОУ по ФГОС

Организационный раздел включает в себя:

  • описание материально-технического, кадрового и методического обеспечения педпроцесса, средств обучения;
  • сюда же входит режим работы дошкольного учреждения, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, каникул (есть рекомендации, как на весь год выстроить модель организации педпроцесса по месяцам с включением этих особенностей);
  • особенности развития предметно-пространственных сред, которые в обязательном порядке должны быть описаны в примерных программах, разработанных авторами - может быть просто ссылка на эти программы.

Дополнительный раздел ООП ДОУ по ФГОС - краткая презентация образовательной программы, рассчитанная на родителей. Это новое дополнение в организационном разделе образовательной программы.
В этой презентации должны быть указаны:

  • возраст и иные характеристики детей, которых вы обслуживаете или принимаете в свою организацию.
  • примерные Программы, которые вы используете;
  • характеристика взаимодействия педагогического коллектива с родителями.

В структуре ООП ДОУ по ФГОС две части - обязательная часть и формируемая участниками педпроцесса. Рассматривая «примерные и парциальные программы», нужно помнить, что в Федеральном стандарте несколько изменено соотношение частей. Если в ФГТ это было 80/20%: 80% - обязательная часть выполнения и 20% отводилось на приоритетные направления, которые формулировались участниками педагогического процесса конкретного учреждения, то в ФГОС это соотношение составляет 60/40%. Педагогам очень трудно определить и высчитать точно это соотношение, но в Министерстве образования представлены методические рекомендации по этому вопросу.

Образовательная Программа каждого детского сада или дошкольной организации определяет содержание и, самое главное, описание моделей педагогического процесса.



СТРУКТУРА ООП в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила: воспитатель Ильина Е.А.



Разделы

ООП

Организационный

Дополнительный



Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.



  • Пояснительная записка должна раскрывать:
  • -цели и задачи реализации Программы;
  • -принципы и подходы к формированию Программы;
  • -значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).


представляет общее содержание Программы, обеспечивающие полноценное развитие личности детей.



а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.



а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.



специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

сложившиеся традиции Организации или Группы.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития



Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.



Организационный раздел

Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы



Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.



Дополнительный раздел

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.



В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.



1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.



Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.



Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений , должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы