Критерии оценивания детей в детском саду. Оценка деятельности детей дошкольного возраста как фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности

Вопрос о том, как оценивать достижения детей, приобретает на этом возрастном этапе ключевое значение для дальнейшего развития деятельности и личности ребенка.

По сравнению с прошлым годом в ваших оценках должны произойти принципиальные изменения.

Напомним, что с детьми в возрасте двух-трех лет мы советовали вам одобрять любые результаты трудов и усилий ребенка, ибо только таким путем вы могли укрепить в нем желание ставить перед собой новые цели. В этом году положение изменилось. Чтобы ребенок не рос самодовольным павлином, не желающим и не умеющим видеть недостатки своей работы, наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности .

Однако такая критическая оценка наталкивается на очень большую психологическую трудность. Ребенок четвертого года жизни рассуждает как в известном анекдоте: «Ты говоришь, что у моего гаража крыша плохо укреплена! Значит, ты меня не любишь! А раз ты меня не любишь, я тебя даже слушать не хочу! Ты злая! »

Как нам преодолеть этот барьер?

Многочисленные наблюдения показывают, что вполне достаточно разыграть на глазах у ребенка маленькую комедию с участием еще одного персонажа-игрушки, которая и наводит всю необходимую критику. Если она - игрушка - намеревается жить в отстроенном доме, то она критикует его с позиции будущего жильца и т. п. Вы при этом пытаетесь выгородить ребенка и доказать игрушке, что его работа не так уж плоха. Разумеется, дети прекрасно видят и понимают, что за игрушку говорите вы. Однако этот нехитрый прием позволяет им в своих маленьких головках развести по разным углам, с одной стороны, ваше доброжелательное и уважительное отношение к ним, с другой - деловые замечания по поводу объективно полученного результата. Так, один мальчик после диалога взрослого с ежиком (ежу не нравились нарисованные яблоки, тогда как взрослый доказывал, что такие яблоки тоже бывают) дернул взрослого за юбку и сказал: «Они и правда маленькие, покажи, как сделать большие! » Этот мальчик отчетливо понял, что взрослый ему друг, а критика рисунка носит исключительно деловой характер.

Другой способ оценки - показ недостатков детей как недостатков, присущих другим персонажам - куклам, зайцам и др. Это они - куклы и зайцы - разбрасывают вещи, гремят посудой, а дети, которым, разумеется, чужды все эти пороки, объясняют, как надо вести себя в таких ситуациях и почему.

Этот прием не приводит к немедленному искоренению всех недостатков. Однако он позволяет детям как бы со стороны увидеть нежелательные формы поведения и отношений, осудить их, обдумать и обговорить, как следует себя вести в подобных ситуациях, и постепенно освоить нужные формы.

Для Женского журнала www.. Гербова

Нельзя! Даже словесно нельзя давать негативную оценку ребенку в садике - это же азы! Я бы поговорила с учителем-воспитателем-методистом. Можно же отбить всякую охоту что-то делать и творить у ребенка!
У меня старший парень застенчивый, когда его негативно оценивали, он вообще в ступор впадал, я столько раз с их садиковской учительницей по этому поводу разговаривала! Психолог тогда у нас еще никакая была. Ох, этих учителей тоже учить нужно... 24.11.2005 10:28:58, Иронька

Ну поговорите Вы, уволится учитель-воспитатель-педагог-вредитель. Останутся дети без воспитателя вовсе, все будут вынуждены нанять нянь? Это какая же экономия для семейного бюджета получится! (Ну это шутка, конечно.) А если по существу...
Зря в корень: пока зарплату нормальную платить не будут (увы, и плату не поднимут соответственно) такие вещи случаться будут.
Конкретно по теме: попробуйте мягко поговорить с воспитателем. Предложите такой вариант (используется в нашем платном детском саду). В конце недели прилетает птица Каркуша (перчаточная кукла, очень колоритная персона, где они такую нашли - ума не приложу) и тем, кто вел себя лучше всех (раскрашивал аккуратнее всех/ помогал малышам лучше всех, ну все, что угодно может быть) торжественно вручает угощение (Чупа-чупс, шоколад "Аленка" маленький, наклейку, карандаш с Барби, ну что угодно может быть). Еще один нестандартный подход - в конце недели (как вариант месяца, полугодия) вручать наиболее отличившимся детям медали умниц (из картона на ленточке из тесьмы). У нас после вручения таковой один мальчик в ней даже спал, так было приятно. Но это надо, чтобы воспитательница сама прониклась этой идеей. Может Вам войти в состав родительского комитета и с ней обсудить эти варианты? И овцы целы (со сути оценок нет), и волки сыты (то есть воспитательница все же детей оценивает).
А методом разборок вряд ли чего добьешься. Почему? Чтобы привлечь хорошие кадры нужна соответствующая мотивация. Закон экономики и никуда не попрешь. 24.11.2005 11:04:17, Просто так

У нас увольнялись воспитатели-учителя, которые так и не смогли найти подход к детям. И не жалко. Честно. Потому что на их место находятся воспитатели-учителя, которые хотят, учатся и могут. Это постоянный процесс проб и ошибок. И еще, конечно, учит. состав очень зависит от политики школы. У нас школа/садик молодая, но есть учителя, которые работают практически с самого начала, и к ним претензий нет, они настоящие профессионалы. Если школа хочет качественные педколлектив, деньги находятся.

А еще можно поставить себя на место этой молоденькой учительницы. Она только-только закончила институт, своих детей нет. Что она знает о детях? Я тоже училась в педагогическом, педагогика была самым нудным предметом, который преподавался на искусственном академическом языке, из которого живому человеку понятны только предлоги и союзы:-) И по сути, молодой учитель начинает изучать эту самую педагогику уже на собственном опыте, набивая шишки. И понимая это, я иду и разговариваю с учителем (разговариваю - не равно ругаюсь:-), объясняя те самы азы, которые мне, как маме с каким-то уже стажем, известны, а для нее могут быть откровением. И если учитель вменяемый и с желанием учиться, то никаких конфликтов не возникает. У нас схожие цели: ее - научить и при этом не попасть в психушку:-), а у нас - научиться и сохранить (и развить) психику ребенка:-) 24.11.2005 11:37:04, Иронька

А кому не дали? Те плакали, у нас даже в спорте, на фиг.катанье медали в конце года торжественно вручали абсолютно всем. Это же маленькие дети. 24.11.2005 11:36:36, Иллика

"У нас после вручения таковой один мальчик в ней даже спал, так было приятно"... - а что делали другие мальчики, которым медали не досталось? Что чувствовали? Этим, значит, медали умниц, а остальные тогда кто? Кто не умница?

И не очень понятно (даже мне, взрослому человеку, что уж говорить о детях), как в конце недели можно подвести итоги. Воспитатель помнил все про каждого из 20 детей за все 5 дней - кто в какой день какую работу выполнил лучше, кто в какой день на какой вопрос правильно ответил, а кто в какой день не помог малышу? Или воспитатель всю неделю ведет "кондуит", а в пятницу его торжественно зачитывает перед группой и вручает "знаки отличия"? А остальным, не отмеченным, что остается - субботняя порка? 24.11.2005 11:29:57, Musenka

Постараюсь быть корректной.
У воспитателя работа с детьми и нормальный воспитатель прекрасно помнит кто и что делал в течение недели. Специфика деятельности.
Жизнь - это вообще конкуренция. Если в семье двое детей (или больше), то они конкурируют за внимание родителей. В школе конкурируют друг с другом, чтобы стать лидером в классе. Дальше за лучшую зарплату. За лучшую няню. За все идет конкуренция. За то, чтобы записать ребенка в хорошую школу тоже.
Проблема не в наличии конкуренции, а в том, в какой форме происходит эта конкуренция. Если до детей доведены правила в доступной форме, то и проблем нет. Хочешь получить поощрение - изволь потрудиться. Труд и регламентация совместной деятельности - это постулаты развития. А вы против? Ваше дело. Но детский сад - это мини-модель общества и идут туда социализироваться, то есть научиться ладить с себе подобными. Посему без правил не обойдешься. И без конкуренции увы тоже. В том числе и за медали.
Оценивать ли вообще? Если оценивать, то как? Вот в чем вопрос.Моя т.з. Да, оценивать. Как? По возможности, учитывая возраст соревнующихся. Оценки ведь есть во всех до одной детских сказках, в стихах и т.д. Но какие оценки? Мягкие и рекомендательные, поощряющие к дальнейшему развитию или такие, которые всю охоту отобьют. Есть разница. Похвала - это тоже оценка завуалированная.
И последнее. Вы никогда не заглянете в дом к каждому. Возможно, кого-то и лупят по субботам. Как знать. Это личный выбор каждого родителя.
Если Вас что-то не устраивает, то Вы в качестве протеста можете из детского сада ребенка забрать и воспитывать его дома сами. А оплевать оно легче всего. И делать при этом ничего не приходится. 24.11.2005 12:18:53, Просто так

Светлана Канищева
Оценка деятельности детей дошкольного возраста как фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности

Известно, что планируя непосредственную образовательную деятельность воспитатели обязательно определяют : цели, задачи (образовательные, воспитательные, развивающие, форму организации занятия (индивидуальную, подгрупповую, фронтальную, методы (практические, наглядные, словесные, игровые, содержание (интеграция образовательных областей, структуру, способы организации детей относительно возраста и планируют желаемые результаты.

Хочется остановиться подробней на оценке результатов деятельности детей воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности .

При планировании результативности НОД воспитатель должен предусматривать не только желаемые результаты и ориентироваться исключительно на результат, но и уделять внимание самому процессу познания или деятельности . Необходимо обратить внимание на желание, старание, активность ребенка в ходе выполнения заданий.

Нужно ли ребенку оценивание его деятельности педагогом во время занятия? Конечно, да, так как оценивание имеет воздействие на ребенка. Это воздействие определяется как ориентирующее и стимулирующее. Дать ребенку понять результативность своих знаний, умений и навыков - функция ориентирующего воздействия оценивания . Стимулирующее воздействие оценивания определяет переживание детьми своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности .

При оценивании необходимо учитывать возрастные особенности детей .

В младшем дошкольном возрасте оценка результатов деятельности детей должна идти по ходу занятия, а не в конце. Это важно. При этом и замечания, и подсказки должны исходить не от воспитателя, а от сказочного игрового персонажа (лисичка, а не воспитатель просит малыша нарисовать лучики у солнышка) . Ребёнку младшего дошкольного возраста не нужно прямо указывать на недостатки в его деятельности (работе, так как это может привести к отказу от дальнейшего выполнения задания. А лучше рассказать, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. (Например, ребёнок нарисовал солнышко без лучиков, воспитатель от имени лисички может сказать, что ей будет холодно и темно, если лучики не будут освещать и согревать Землю)

В среднем дошкольном возрасте ребенок уже спокойнее относится к оцениванию и критике если они звучат, как напоминание о выполнении определённых правил игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Но будет лучше, если ребенок выполняет задание в роли кого-либо (строителя, ученика, персонажа и. т. д.)

В среднем дошкольном возрасте ребенок учится соотносить полученный результат с поставленной целью или образцом и оценивать выполненную работу самостоятельно.

В старшем дошкольном возрасте также как и в младшем, неудачно выполненное задание часто приводит ребенка к растерянности и отказу от работы, особенно, если на это указал взрослый. Поэтому в старшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделить формированию самооценки и самоконтроля ребенка. (Например, вместо того, чтобы указывать на недостаток в работе, спросить у него : «А как он оценивает свою работу ? Что он хотел бы изменить или исправить?». Важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок имел возможность добиться успеха. Задача взрослого – научить детей относиться к неудаче, как к естественному процессу обучения. «Не ошибается тот, кто ничего не делает» .

Главное, что должен помнить воспитатель, что руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме , так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра . И только к семи годам (к школе) ребенку необходимо сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности .

Публикации по теме:

Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста Тема самообразования: «Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста». Счет –.

«Поисково-познавательная деятельность как средство формирования у детей дошкольного возраста театрализованной деятельности» ПРОЕКТ “ Русские.

Формирование положительной мотивации у детей «ПОХВАЛА КАК СТИМУЛ» Если вам хочется похвалить кого-то - сделайте это немедленно, а если поругать - отложите до завтра: возможно, вы.

Консультация «Формирование учебной мотивации у дошкольников» Развитие мотивации дошкольника. Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс.

В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект учебной деятельности по нравственному воспитанию для детей старшего возраста «Путешествие на острова» Занятие проводилось в старшей группе компенсирующей направленности. В группе всего 15 человек: 7 мальчиков и 8 девочек. В занятии участвовало.

Конспект занятия психолога в старшей группе детского сада по формированию положительной мотивации обучения Цели: Активизация желания учиться. Развивать тактильные восприятия. Развитие моторики и слухового внимания. Развитие воображения.

Очень мне понравилась эта статья. Иногда так глубоко не копаешься, а стоило бы...

О ВРЕДЕ ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ В ДЕТСКОМ САДУ

С утра привела ребенка в садик. Заметила красивые ёлочки на каждом шкафчике, старательно раскрашенные малышами. Порадовалась, как красиво украшают к Новому году группу. А вечером я узнала, что ёлочки «с душком»…

Воспитатели придумали систему оценивания наших деток. И тут я почувствовала закипающую ярость.

Я вспомнила свою группу, своих деток-трехлеток во время обеда. И няню Олю, которая назидательно приговаривала, раскладывая по тарелкам второе:
- А Дедушка Мороз в окно за вами подглядывает, запоминает, кто как кушает. Кто хорошо кушает - тому и подарок принесет. А кто плохо кушает - без подарочка останется.
- Оля! - осаживала я няню грозным шёпотом, - Не превращай доброго волшебника в надзирателя! Дед Мороз всем дарит подарки, не зависимо от аппетита и поведения. Не надо ожидание праздника превращать в стресс сомнений «А вдруг мне ничего не подарят»

Я вспомнила очаровательного пятилетнего мальчика, которого привели ко мне на консультацию по причине формирующегося невроза из-за введенной воспитателем оценочной системы. Там были не наклеечки. Там были фишечки. На каждом шкафчике висел карманчик. За хорошее поведение и правильные ответы на занятиях воспитатель выдавала ребенку фишечку, которую нужно было положить в карманчик. За 10 фишечек на шкафчик приклеивалась медаль. Целый день, изо дня в день дети группы находились в стрессе оценивания и конкуренции. Самое ужасное было то, что заработанные фишечки воспитатель могла изъять из карманчика за «плохое поведение». Самый первый оделся на прогулку - получи фишечку. Самый последний оделся - минус фишечка. Дети наперегонки бежали к воспитателю завязывать шарфики и застегивать курточки (в 4-5 лет еще не все могут справиться с этим самостоятельно), чтобы не остаться последним и не потерять фишечку. При этом важно было еще никого не задеть, не толкнуть, потому что, если толкнешь, то минус фишечка. А если толкнули тебя - ты попадаешь в ситуацию, когда дать сдачи и отстоять свои границы равносильно потери фишечки и медали в перспективе. (Вы что для себя выбираете: отстаивание своих границ личности или продвижение по службе с повышением оклада? Согласитесь, подобный выбор может фрустировать.) Мама мальчика как-то застала в раздевалке такую сцену: малыш запутался в колготках и пока он их крутил и выворачивал, сильно отстал от остальных. Он рыдал и просил друга подождать его. Представляете дилемму пятилетнего ребенка? Поддержать друга в беде и потерять фишечку. Или сохранить девятую фишечку, за которой будет медаль, но есть риск потерять друга. Даже на уровне взрослого это непростой нравственный выбор. Не все дети могут справляться с таким нервным напряжением. Некоторые вылетают в невроз.

Я представила, что предстоит нам ближайшие две недели, пока на шкафчиках висят ёлочки. Каждый вечер ребенок будет мне перечислять, кому и за что дали наклеечку. Будет радоваться своей наклеечке и досадовать, когда наклеечка достанется другому. Может быть, до слез обидится, если решит, что наклеечки распределяют несправедливо. Или придумает всю прогулку спокойно просидеть на скамеечке, только чтобы заработать наклеечку. Дети в группе станут считать, у кого сколько наклеечек, и оценивать по ним, кто лучше, кто хуже. У детей в этом возрасте еще неустойчивая самооценка, отсутствие наклеечки может очень болезненно восприниматься. Дети могут начать смеяться над теми, у кого мало наклеечек. Активизируется чувство зависти. Ведь приз хочется каждому. Может возникнуть соблазн переклеить наклеечку с чужой ёлочки на свою. Я не хочу такого стресса ни для себя, ни для своего ребенка, ни для других детей.

Интересно, как бы в аналогичной ситуации чувствовали себя педагоги? Вот ёлочка Марьи Васильевны. Вот ёлочка Светланы Петровны. Дети голосованием каждый вечер решают, кто сегодня был лучшим воспитателем и кому дать наклеечку по итогам дня. У кого из педагогов будет больше наклеечек, тому от родительского комитета будет подарочек. Я бы не хотела оказаться в такой ситуации…

К счастью, нам очень повезло с воспитателями. Они действительно любят детей и творчески подходят к работе. Им казалось, что это будет интересная игра, которая будет стимулировать детей на хорошее поведение. Просто не знали о «побочных эффектах», о возможном негативном влиянии на детскую психику. Но на мою просьбу убрать систему оценивания отреагировали адекватно. Более того, из разговора с воспитателями я узнала, что ими подразумевалось модерирование ситуации, при которой «побеждает дружба» и приз получают все дети. Распределяя наклеечки, они собирались следить, чтобы у всех наклеечек было поровну. Казалось бы, гуманно. Но ведь это заведомая ложь. И как-то безнравственно по отношению к детям: «Старайтесь, деточки, старайтесь. А результат нам известен заранее» Ребенок, который действительно очень старался на занятии, в результате будет неприятно удивлен, что наклеечка досталась не ему, а другому ребенку, без объективных на то причин, просто потому что воспитателю нужно было как-то выровнять счет.

На следующий день «наклеечной» системы уже не было. Мама «из соседнего шкафчика» радостно выдохнула: «Хорошо. А то мне дочь с утра весь мозг вынесла, что если мы опоздаем на зарядку, она наклеечку не получит. Я уж приготовилась каждый день на полчаса раньше вставать»

Кстати, я очень лояльна к тем наклеечкам, которые клеит в тетрадку логопед при индивидуальных занятиях просто за то, что ребенок дома позанимался. Потому что в этом случае отсутствует сравнение с другими детьми.

Я считаю полезными игры-соревнования, даже если в них кто-то из детей бывает фрустрирован проигрышем - это тоже ценный для ребенка опыт. Но одно дела игра, ограниченная по времени и пространству. И совсем другое – рейтинговая оценочная система, которая охватывает всю жизнедеятельность ребенка внутри садика.

Не надо в детском саду фишечек-наклеечек. Берегите психику детей. Родители имеют полное право просить отмены подобных систем. В этом вас поддержат и методическое объединение психологов, и районо.

Павленко Маргарита Алексадровна, педагог-психолог, представитель Медиажурнала «Психотерапия в России» в Волгоградской области

© Павленко М.А., 2016.

© Медиажурнал «Психотерапия в России», 2016.

При копировании материалов и фрагментов статьи ссылка на источник и правообладателей обязательна.

Самовосприятие и самооценка любого человека начинают формироваться в детстве и во многом зависят от оценок окружающих: родителей, педагогов, сверстников и т. д. Получая обратную связь, сталкиваясь с границами дозволенного и недозволенного, ребенок учится жить в этом мире, усваивает понятия добра и зла, определяет собственные возможности. Оценки, данные нам в детстве значимым окружением, влияют на формирование нашей личности и всю дальнейшую жизнь. В этой связи нельзя недооценить значимость среды и людей, рядом с которыми растет ребенок и от которых он получает обратную связь. Что будет, если исключить оценивание любых поступков, устранить реакцию на те или иные действия? Отсутствие оценки может дезориентировать малыша, замедлить скорость его социализации, лишить возможности корректировки собственного поведения. Но как правильно давать оценки, чтобы они положительным образом сказывались на развитии личности? Какие особенности необходимо учитывать при оценке деятельности дошкольника? Этому и посвящена данная статья.



Во-первых, следует сказать о том, что оценка, как правило, носит субъективный характер. Объективная действительность, преломленная через призму восприятия, приобретает иные формы и во многом зависит именно от личностных характеристик оценивающего. Довольно часто мы встречаемся с неразработанностью четких критериев отметки. В отдельных случаях установить такие параметры бывает достаточно сложно. В особенности это касается творческих сфер, где понятия «правильности» или соответствия стандартам весьма условны. И даже если критерии четко установлены, фактор личного восприятия оценивающего должен учитываться. Для того чтобы свести к минимуму субъективность и минимизировать педагогические ошибки, человек, работающий с детьми, должен быть профессионально и психологически грамотным, максимально свободным от личных психологических проблем. Это позволит оценивать деятельность дошкольника наиболее объективно и исключит возможность решения собственных проблем за счет ребенка.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на тот факт, что дошкольник ещё не умеет отделять свою деятельность от своей личности. Ребенок склонен переносить на себя оценку, данную его поступку. Кроме того, взрослые сами часто подкрепляют это смешение в восприятии «Я» и «то, что я сделал» тем, что дают характеристику не поступку, а личности, например: «Ты ударил Ваню, ты – плохой, злой мальчик», вместо: «Бить других людей плохо! Все споры можно решить словами». Опасность таких высказываний кроется ещё и в том, что навешиваемые ярлыки могут прочно закрепиться в сознании формирующейся личности и стать её неотъемлемой частью. В связи с вышесказанным, хочется ещё раз подчеркнуть важность оценки непосредственно действий ребенка, а не его личности в целом.

В-третьих, хотелось бы поднять вопрос о возможности использования системы отметок в работе с дошкольниками. Официально баллы за проделанную работу воспитанникам ДОУ не выставляются, но некоторые педагоги, проводя занятия с детьми (будь то занятия по рабочим тетрадям в детском саду или кружковая деятельность), озвучивают «оценки». Ребенок 3-6 лет ещё не понимает критериев отметки, он не способен в полной мере соотнести свою работу с существующими стандартами и, в силу отсутствия в этом возрасте абстрактного мышления, не может понять истинного значения выставляемых ему баллов от «2» до «5».

Мои наблюдения показывают, что дети, получившие положительную отметку, как правило, характеризуют данный факт следующим образом: «Мне поставили «5», я молодец!»; «Я хороший, я всё сделал правильно и поэтому мне поставили «5»; «Я, наверное, тебя расстрою, мама, я совсем чуть-чуть ошибся и мне поставили «4». Дать же более подробный ответ на вопрос, за что именно они получили ту или иную оценку, дети чаще всего не могут. Это говорит о том, что ребенок в этом возрасте ещё не способен понять суть бальной системы и, как уже говорилось выше, переносит выставляемую ему отметку на свою личность в целом.

Отдельно следует обратить внимание на оценку творческой деятельности. Если в рабочих тетрадях, по которым занимаются дошкольники, задания четко прописаны и можно говорить о существовании каких-либо критериев отметки (хотя и весьма условно), то можно ли ввести такие критерии при оценке творческой деятельности ребенка, например, рисования, пения, танцев, лепки и т.д.? Я придерживаюсь мнения, что основной задачей в работе с дошкольником, является всестороннее, гармоничное развитие его личности, раскрытие и поддержание творческого потенциала ребенка. Но возможно ли это, если в творческий процесс вмешивается оценивание? Мне удалось наблюдать реакцию детей на занятия по хореографии, когда они проходили безоценочно и с использованием отметок. В первом случае, выходя с занятий, дошкольники рассказывали о том, что они делали, чему научились, говорили о том, что им понравилось или не понравилось делать, оценивали степень своей усталости. Во втором случае те же дети после занятий говорили преимущественно об отметках, которые получили они и их товарищи, сравнивали между собой свои оценки, хвастались или расстраивались по поводу выставленных баллов. Кроме того, наблюдались факты обмана: дети преувеличивали свои отметки, говорили, что получили более высокий балл, чем это было на самом деле. Иногда ученики демонстрировали нежелание заниматься хореографией именно из-за страха получить низкую оценку.

Почему среди дошкольников так часто наблюдается отрицание низких отметок, завышение собственных способностей, приписывание себе не имеющих места хороших качеств? Дело в том, что вышеперечисленные факты служат защитной реакцией для нервной системы ребенка и несут в себе функцию самосохранения, защищая восприимчивого малыша от излишнего разочарования, страха, чувства вины и, в конце концов, нервного срыва. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), переживая неуспех, как правило, теряют настойчивость. Успех же, напротив, стимулирует их деятельность. Поэтому, наблюдая неудачу ребенка или его нежелательное поведение, не следует торопиться с резко негативными оценками. Обсудив ситуацию, можно поговорить о возможных вариантах её исправления, путях, которые могут привести к успеху, дальнейшей перспективе. Как уже говорилось выше, вместо «навешивания ярлыков» лучше дать малышу возможность исправить поведение и помочь увидеть свои положительные качества.

Нельзя не согласиться с Н. В. Кузьминой в том, что «Без контроля, без обратной связи, без сведений о том, какой и почему получен результат, без последующей коррекции ошибочных действий, обучение становится «слепым», неуправляемым». И отметка как форма оценки помогает учителю в его деятельности и в деятельности ученика. Как писал Б. Г. Ананьев: «Оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности». Но в то же время, балльная система таит в себе немалую опасность – сдвиг мотива на цель. Отметка сама по себе становится желаемым результатом занятий, а сам процесс обучения, знания и навыки, приобретаемые человеком, отходят в сторону, становятся второстепенными или вовсе теряют свою ценность. Если родители и педагоги будут ориентировать ребенка только на получение положительной отметки и при этом не смогут раскрыть для него привлекательность деятельности как процесса, не покажут, как знания могут применяться, чем они полезны, то человек перестанет замечать сам процесс обучения, не сможет им наслаждаться, получать удовольствие от приобретенных знаний и навыков.

В конце концов, слепая нацеленность на результат приводит к утрате осознания смысла жизни как процесса. А это глобальная проблема современного общества, в котором многие люди, стремясь достичь своей цели, используют любые средства и методы, в том числе морально и социально неприемлемые. А достигнув желаемого, не могут испытать чувства удовлетворения, радости и счастья, оглядываются назад и с удивлением обнаруживают, что жизнь прожита, но не замечена ими, результат есть, а процесса не было, так как путь к цели был прожит «вслепую». Поэтому нельзя недооценивать роль оценок, которые мы даем детям в раннем возрасте, и того, насколько важными станут «отметки» для формирующейся личности.

Ещё Л. С. Выготский писал о том, что: «… отметка представляет из себя настолько постороннюю всему ходу работы форму оценки, что очень скоро начинает доминировать над собственными интересами обучения, и ученик начинает учиться ради того, чтобы избежать дурной или получить хорошую отметку». Кроме того, Выготский говорил об опасности сдвига мотива на цель: «Учатся для того, чтобы выдержать экзамены, а экзамены выдерживаются для того, чтобы получить диплом», что в результате для ребенка может послужить причиной многочисленных стрессов и невротизации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что оценка, безусловно, должна присутствовать при общении с ребенком, так как она оказывает направляющее воздействие и под её влиянием у детей формируются такие важные качества личности, как самооценка и уровень притязаний, что, в свою очередь, является сильным корректирующим фактором поведения и деятельности. Но оценка должна даваться действиям и поступкам человека, не затрагивая его личности. Выставление же отметок, по моему мнению, вообще не должно иметь места в работе с дошкольниками, так как первостепенными задачами являются: научить ребенка получать удовольствие от процесса учебной, трудовой и творческой деятельности; радоваться полученным знаниям и навыкам и уметь применять их; привыкать сравнивать себя с самим собой в прошлом, настоящем и будущем, а не с другими людьми. Безусловно, данная работа гораздо сложнее, чем использование балльной системы, она требует вдумчивого, внимательного отношения к своим подопечным, предполагает психологическую грамотность и постоянное самосовершенствование педагога. Кроме того, необходима разработка альтернативных методов оценки: например, таблиц достижений каждого ученика, где он сравнивается сам с собой, оцениваются его качества и полученные навыки, степень удовлетворенности от процесса и результата познания. Или совершенствование и более активное внедрение уже существующих в ДОУ оценочных карт, которые выполняют ориентирующую роль, показывая эталон поведения, действий, и помогают дошкольнику соотнести свои действия с изображением и оценить их самостоятельно. Если же для педагога отслеживание успеваемости является критичным, то он может отмечать баллы самостоятельно, не оглашая их для своей аудитории. Уверена, что потраченные усилия окупятся, ведь в результате мы получим более здоровое, грамотное, мыслящее и счастливое общество, ориентированное на сам процесс и результат деятельности, а не только на полученную оценку.


Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. – Л. : Издательство Ленинградского университета, 1980. - 172 с. С. 153.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. – М. : Педагогика, 1980. – Т.2: Психология педагогической оценки. – 288 с. С.14

Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Педагогика, 1991. – 490 с. С.268