Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество». Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество

Марина Васильевна Гриннюкова
Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество

Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество

Цель : Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности

Задачи :1. Активировать движение пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности, формировать положительный настрой на занятиях. 2. Развивать память , внимание, творческое воображение , речь, познавательные процессы. 3. Разработать разнообразные формы организации продуктивной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики . 4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально

Большое значениедля детей играет развитие мелкой моторики . Она способствуетразвитиюречии мышлению

1. Главной задачей является развивать умение выражать в речи свои впечатления, развивать эстетические чувства. 2. Формировать умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. 3. Создавать условия для развития речи и мышление у детей через развитие мелкой моторики путем приобщение ребенка к художественному творчеству . 4. Развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности- лепка, аппликация, рисование, конструирование

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка

Работа по развитию мелкой моторики через художественное творчество велась в нескольких направлениях

Продуктивная деятельность

Делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом

Развивать зрительный контроль над движением руки

Помогают образованию связи рука-глаз.

Все это будет помощником в школе.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Основные виды развития мелкой моторики рук Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй,.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Таштыпский районный Центр детского творчества» Методическая разработка.

Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Методическая разработка «Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Тема: «Зимушка зима» Подготовила: Евтушевская.

Развитие мелкой моторики рук детей средствами пластилинографии Развитие мелкой моторики рук детей средствами пластилинографии. С раннего детства все дети любят лепить из пластилина. Благодаря лепке,.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста" Родителей всегда волнует.

Развитие творческих способностей

и мелкой моторики рук детей в процессе художественного труда

Ульянова С.В.,

воспитатель логопедической группы МБДОУ№ 9 «Чебурашка», Южно-Сахалинск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития творчества детей и мелкой моторики рук через разные виды художественного труда.

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Дети от природы наделены яркими способностями. Однако, к сожалению, мы не всегда уделяем достаточного внимания развитию способностей у наших детей. В связи с этими возникла проблема освоения творческой деятельности детей. Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества - это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания - самовоспитание, в основе сознания - самосознание. И все эти «само», конечно, немыслимы без творческой активности, которые развивают чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Художественный труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно - прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованная художественная деятельность в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Художественный труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен найти выход. Так, постепенно и последовательно, вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь.

В процессе художественного труда дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка.

Мастерство рук - это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел. Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная цель - заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи; должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие).

Формируя у детей трудолюбие, умение ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели, при этом учитывая особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваются такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициатива. В процессе работы внимание детей направлено на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.

Работая в данном направлении, я ставлю перед собой следующие задачи:

1. развитие творческих и конструктивных способностей с учетом индивидуальных возможностей ребенка;

2. развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции, развития мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей,

3.развитие мелкой моторики рук и координации движений;

4. воспитание усидчивости, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.

6. Расширение знаний детей и родителей о разных видах ручного труда

7. Активизация родительского интереса к творчеству, привлечение к совместной деятельности с детьми ручным трудом, участие в выставках и конкурсах.

Использование тематического принципа построения процесса работы позволяет варьировать его в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться. Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма работы помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество тем, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить работу из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели - развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами.

В течении нескольких лет я уделяю большое внимание ручному труду, используя работу с бросовым материалом, нитками, крупой, тестом, природным материалом и папье-маше.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетический вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить

ребенку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Важно иметь в группе большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Данная система работы предусматривает наличие в развивающей среде группы места для ручного труда, создание выставочного стенда для демонстрации результатов деятельности детей, использование сделанных игрушек и поделок в театральной и игровой деятельности.

Таким образом, в процессе художественного труда ребёнок вооружается умениями и навыками, развивает интеллектуальную и творческую активность, учится планировать свою деятельность, осуществлять задуманное, конструировать поделки, вносить изменения в процесс изготовления, технологию. У детей формируется умение сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать оригинальные выводы, возникает желание преобразовывать окружающий мир по законам красоты.

Итак, художественный труд является эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, что в полной мере подтверждает практическая деятельность и не теряющие своей актуальности слова скульптора Родена (1840-1917гг.): «...Мир будет счастлив только тогда, когда каждый будет находить радость в своём труде».

Литература

Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В.Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2001 - с.34.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика - Синтез, 2005;

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4 -7лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2008;

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1972.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984

Ключникова Елена Васильевна
Проскурина Наталия Егоровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

В ходе наблюдений за деятельностью детей первой младшей группы в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности и анализа её, педагогом была выявлена необходимость развития мелкой моторики. Поскольку у малышей была плохо развита зрительно-двигательная координация. Дошкольники быстро уставали, имели низкую работоспособность. Не у всех были сформированы навыки самообслуживания. Перед тем, как приступить к практической части своей работы, педагог изучила следующие положения: младшие дошкольники ощущают повышенную потребность в развитии мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки; продуктивная художественно-творческая деятельность возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые благотворно влияют на развитие мелкой моторики; в изобразительной деятельности дошкольники проявляют творческую активность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и внимание, мышление и связная речь. Это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Практическая часть работы воспитателя проводилась в форме сотрудничества педагога и детей. Для этого был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук младших дошкольников через художественно-творческую деятельность. Начиная с первой младшей группы, педагог постепенно реализовывала технологию развития мелкой моторики детей посредством изобразительной деятельности через ряд последовательных этапов: создания мотивации на приобретение художественно-творческих умений; ознакомления детей со средствами и способами развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельности; творческого применения в продуктивной деятельности. Свою работу по развитию мелкой моторики дошкольников педагог начинала с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж ладоней, игры и упражнения, пальчиковые разминки, которые проводятся систематически («Гладим руки щёточками», «Прокатывание между ладошками мячиков, карандашей, фломастеров и т.д.). Особенно детям нравится пальчиковая гимнастика. Она обеспечивает хорошую тренировку движений пальцев («Бутоны», «Бабочка», «Шагающие человечки», «В гости к пальчику большому…», «Моя семья» и т.д. )

Использование игрового самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет организовать весёлые и эмоциональные минутки отдыха и в тоже время повышает эффективность работы. Для более результативного решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей, педагогом в группе создана предметно-развивающая среда. В свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Прекрасно оснащён уголок художественно-творческой деятельности. Подобраны наборы красок, фломастеров, цветных и восковых карандашей, акварельных мелков и мягкого пластилина. Шаблоны трафаретов по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки. Имеется цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры, наклейки, самоклеющаяся плёнка. В большом количестве нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки). Разнообразный материал для занятий с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности: цветные салфетки, гофрированная бумага, фантики, природный материал, крупы и т.д. Весь материал, пособия и игры находятся в свободном доступе для детей. Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности и учитывая возможности детей, воспитатель обогатил техническую сторону детского рисования путём разнообразия способов работы с традиционными и новыми материалами, а также сочетания в одном рисунке разных материалов и техник. Это способствовало развитию у дошкольников мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.

Знакомя детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности , педагог учит их держать палочку, кусочек поролона, другой, приятный на ощупь материал тремя пальцами, добиваясь свободного движения руки во время деятельности. На протяжении двух лет педагогом ведётся работа по внедрению методики развития мелкой моторики рук и психических функций детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными приёмами работы с бумагой в технике салфеточной аппликации на клеевой основе. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы, украшающей группу. («Бабочка и весна», «Первые подснежники» «Я родился!», «Желтые мимозы») Также большая роль воспитателем отводится обрывной аппликации. Детям предоставляется выбор цвета бумаги, фактуры. Педагог с воспитанниками обдумывает тему и придумывает сюжет. («Вечный огонь», «Галстук для папы», «Сказочные облака», «Пушистый цыплёнок», «Нарядное платье» ). Художественная техника создания аппликаций очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. Конструируя из бумаги различные работы, ребёнок находит им применение в играх, использует в повседневной жизни. Дети дарят свои шедевры родным, украшают с педагогом группу, приёмную. Основную деятельность дошкольников педагог связывает с обследованием предметов. Воспитанники любят играть с песком, рисуя на нём зигзагообразные и круговые движения, создавать отпечатки причудливых узоров на поверхности песка: солнышка, травки, зайчика, тучки, машины, обкладывать рисунки камешками, семенами. В деятельности, развивающей мелкую моторику, воспитатель нашла применение и крупам (гороху, манке, гречке, пшену и т.д.) Воспитатель предлагает дошкольникам дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания разных круп. Детям нравиться делать дорожку из гороха для колобка, солнышко из пшена и макарон, облака из фасоли, снег из манки и т.д. («Весёлый снеговичок», «Завтрак для птиц», «Солнышко и облака», «Выпал беленький снежок» ). Такие упражнения увлекательны для малышей.

В самостоятельной деятельности воспитанники выкладывают узоры из бутылочных крышек, пластмассовых палочек, геометрических фигур и т. д. Дети упражняются, обводя квадраты, круги по контуру, трафареты всевозможных животных, птиц. Хорошей тренировкой для развития мелкой моторики пальцев рук является обведение готовых рисунков. С целью развития ручной умелости детей младшего дошкольного возраста педагог много времени уделяет такому творчеству, как пластилинография. Данная техника вносит новизну в деятельность малышей, делает работу с пластилином более увлекательной и интересной. Дети с удовольствием «рисуют пластилином» забавных животных, морских обитателей, природу. («Любимое животное», «Рыбка в аквариуме» ). Особое внимание педагог отводит индивидуальным особенностям каждого ребёнка, его возрасту, настроению, желанию и возможностям. Есть дети, которые плохо ощущают своё тело, долго сидеть не могут, устают. Воспитатель постоянно в контакте с ребёнком. Игровые задания, благодаря которым рука ребёнка становилась более гибкой, послушной глазу, были добровольными, а результат обсуждался только положительно. Ни одну задачу по воспитанию и развитию ребёнка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Поэтому педагогом составлен перспективный план работы с родителями, в котором разработан цикл мероприятий по теме опыта.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями дала хорошие результаты: повысился интерес дошкольников к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами; индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребёнка на свой, более высокий для него уровень развития; у родителей сформировалась потребность принимать активное участие в творческой деятельности детей в домашних условиях.

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский.
    В 6 т. Т.2. – М.: Педагогика, 2009. – 424 с.
  2. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко. – М.: Просвещение, 2008. – 416 с.
  3. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. – М.: Владос, 2006. – 255 с.

В последнее время много исследований, высказываний педагогов, ученых посвящены вопросу развития мелкой моторики рук. Что же это такое — мелкая моторика рук?
«Мелкая моторика — совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций, — считает Дудьев В.П. (Психомоторика. Словарь-справочник, 2008 г.)
Анна Шлотгауер отмечает, что «мелкая моторика-это четкие и скоординированные движения пальцев и рук под контролем зрения» (Библиотека-словарь)
Почему так важно развивать мелкую моторику рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь «Возвращаясь к анатомическим отношениям,- пишет М. М. Кольцова ,- мы обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики» (4, с.102). «Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка» (1, с.3).

Как отмечает Л. В. Фомина: «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы». Кольцова подчеркивает: «До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.» (4,с.103) Она утверждает, что все проведенные исследования позволяют «отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.»(4,с. 104) Кольцова считает: «речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук»(4,с. 106).

От того, как развита рука, пальцы ребенка зависит и то, как будет учиться ребенок в школе, как освоит письмо, чтение. Поэтому в подготовительной группе одной из важных задач подготовки к школе является развитие мелкой моторики рук.

Существует много упражнений на развитие мелкой моторики руки: пальчиковые игры, упражнения в штриховке, в написании цифр, букв, простейших линий, рисование, лепка, аппликация. Для развития мелкой моторики рук я решила использовать шитье детьми мягкой игрушки. Почему я выбрала для развития мелкой моторики рук кружок «Мягкая игрушка»? Еще Ткаченко отмечала, что одним из важных сторон развития мелкой моторики рук является вышивание и шитье. Как же развивается мелкая моторика рук у детей при шитье? Вставляя нитку в иголку, ребёнок научается четким, координированным движениям руки, развивается глазомер. Завязывая узелок, дети тренируют пальцы на руках, а, упражняясь в выполнении рабочих швов: вперёд иголку, назад иголка движения становятся более точными что впоследствии поможет детям в красивом, аккуратном письме. Кроме того, обучаясь рабочим швам, дети проговаривают, рассказывают, показывая, как делать тот или иной шов, соединить детали игрушки. В результате кропотливой работы, ребёнок получает результат своего труда, которому очень рад и горд. Сшитая своими руками игрушка помогает ребенку поверить в свои силы, свою успешность, развивается усидчивость, старательность ребенка: он понимает, что упорство и выдержка способствуют достижению успехов в разных видах деятельности. Тренировка кисти руки и пальцев развивает психические процессы у детей: внимание, память, мышление, воображение. Дети внимательно слушают воспитателя для того, чтобы узнать, как шить игрушку, как кроить, как выполнять тот ли иной шов, как пришивать пуговицы, глаза, рот, нос игрушке. Внимание развивается и при самостоятельном шитье ребенком игрушки, он старается быть аккуратным, чтобы игрушка была красивой и радовала всех. Когда ребёнок шьет, у него тренируется память. Он вспоминает объяснение и показ воспитателя, действует в соответствии с ними. У ребенка развивается также и мышление: он думает, размышляет, как лучше пришить голову, мелкие детали, какую ткань использовать, как сделать выкройку для этой игрушки, делает выводы, умозаключения. Воображение ребенка крепнет с каждым днем: он представляет себе игрушку, которую он сошьет, передает ее движения, делает прическу ей. Делая выкройку, ребёнок учится владеть разнообразными принадлежностями: ножницами, карандашом. лекалами, линейкой. Знакомясь с тканями, ребёнок ощупывает каждую ткань, определяет свойства ткани, у него развиваются мышечные ощущения, которые помогают решить, подойдёт ткань для той или иной игрушки или нет. Умелые руки и глаз способствует развитию у детей художественного вкуса. Умения делать красивые работы, получать удовлетворение от прекрасно и аккуратно сшитой игрушки-все это поможет ребенку в школе. Старательность, терпение, аккуратность, сила воли, умение доводить начатое дело до конца, несмотря ни на какие трудности, желание достичь высоких результатов-эти качества, сформированные при шитье детьми игрушки помогут детям в будущем добиться огромных успехов в учебе. Почему же я взяла не просто шитье, а шитье мягкой игрушки? А потому, что игрушка всегда являлась и является спутником ребенка, его другом. Она воспитывает его чувства, его интерес к познанию, пробуждает мысль, будит фантазию.

Цель кружка: Вызвать у детей интерес к процессу изготовления игрушки, развить мелкую моторику рук и глазомер при шитье детьми игрушки.

Задачи:

1. Научить детей вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы, упражнять в рабочих швах.
2. Развивать у дети желание самостоятельно изготовить игрушку.
3.Развивать творчество детей в процессе выкраивания деталей, пришивание частей друг к другу, выполнение мелких деталей.
4. Учить детей самостоятельно придумывать игрушку и выкройку к ней.
5. Развивать мелкую моторику рук, глазомер при выкраивании деталей, пользовании ножницами, карандашом, пришивании пуговиц, шитье игрушек
.6.Воспитывать усидчивость, силу воли, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

В кружке «Мягкая игрушка учитываются основные принципы дошкольного образования. Одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Дети с удовольствием шьют мягкую игрушку, выбирают игрушку, которую будут шить, ткань, мелкие детали для своей игрушки. В кружке участвуют 10 детей, которым интересен сам процесс изготовления игрушки.
Вторым принципом, предусмотренным ФГОС, является «полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития. Кружок дополнительного образования помог детям развить мелкую моторику рук, психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, а также речь.
Третьим принципом ФГОС является «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником(субъектом) образовательных отношений.»(5 ,с. 1) В кружке воспитатель предлагает ребенку игрушку, выкройку, ткань, объясняет, показывает, как шить, а за ребенком остается выбор, шить эту игрушку или выбрать другую, выявить, какая ткань лучше подойдет для этой игрушки, какой шов лучше использовать. Воспитатель помогает советом, напоминанием, показом. оказывает посильную помощь в шитье игрушки.
Четвертым принципом по ФГОС является поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности. В кружке ребенок инициативен в выполнении собственной поделки, сам дополняет свою игрушку, придумывает прическу, украшает игрушку, придумывает глаза, рот, нос.
Пятый принцип-сотрудничество с семьей. Родители оказывают помощь в обеспечении различными видами тканей и меха, швейными принадлежностями, ватой, синтепоном. Я предлагаю родителям сшить с детьми похожую игрушку, придумать самим эту игрушку, выкройку. Игрушка получается очень привлекательная и интересная. Дети, принося игрушку, сшитую дома, показывают всем, радуются своим успехам. Шестым принципом по ФГОС предусмотрен принцип «приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.»(5,с.1) Дети учатся в кружке выполнять коллективную работу, договариваются между собой, вежливы, добиваются наивысших результатов совместными усилиями.

План кружка «Мягкая игрушка»

Учебная деятельность:

1. Показ мягких игрушек, подушек, ковриков, прихваток, рассматривание слайдов с их изображением. Знакомство с забавными клоунами Ниткиным и Иголкиным, которые будут помогать в изготовлении мягких игрушек. Знакомство с песней клоунов -портных.
Задачи: Вызвать интерес детей к пошиву мягкой игрушки.
2. Путешествие в Город Швейных принадлежностей (шкатулка со швейными принадлежностями). Ознакомление с обитателями этого города: наперстком, катушками ниток, игольницей, иголками, сантиметром, мелком, ножницами и правилами безопасной работы с ними.
Задачи: Познакомить детей с швейными принадлежностями, правилами безопасной работы с ними.
3. Дидактическая игра «Волшебный магазин тканей». Ознакомление со свойствами и видами тканей, меха.
Задачи: Познакомить детей с разными видами тканей. Учить детей распознавать разные ткани. Называть их, выявлять их свойства.
4.Ознакомление с простыми рабочими швами: вперёд иголку петельным швом, швом «через край», швом «иголку назад». Освоение швейных операций (вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье)
Задачи: Познакомить детей с простыми рабочими швами: вперёд иголку петельным швом, швом «через край», швом «иголку назад».
Помочь детям освоить швейные операции: вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье
Развивать глазомер, четкую координацию рук.
5.Обучение пришиванию пуговиц. Выполнение индивидуальных работ: шишечка, жираф, лягушка, бабочка.
Задачи: Научить детей пришивать пуговицы.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать творчество в процессе придумывания образа игрушки, ее индивидуальности.
6. Практическая работа по освоению шва «вперед иголку». Мягкая игрушка «гусеница», выполненная из шариков, сшитых детьми. (коллективная работа)
Задачи: Научить детей шить шарики швом «вперед иголку»
Развивать мелкую моторику рук при шитье.
Воспитывать умение договариваться между собой, выполняя коллективную работу
7. Грибок» (из 2 шариков) для сюжетно-ролевой игры «Магазин»
Задачи:
Учить соединять два шарика.
Развивать умение подбирать ткань для своей работы.
Вносить элементы творчества в свою работу.
Развивать умение доводить начатое дело до конца.
Развивать сосредоточенность, усидчивость.
8. «Рыбка» (из шарика)
Задачи: Продолжать упражнять детей в освоении шва «вперед иголку»
Развивать творчество в процессе выбора ткани, пришивании глаз, хвоста рыбке.
Развивать усидчивость, радость от успешно выполненной работы.
9.Ознакомление с элементами кроя. Освоение элементов кроя на бумаге и перенос выкройки на ткань. Мягкая игрушка «Дед Мороз» (совместная работа-3 ребенка)
Задачи: Научить детей кроить.
Развивать творчество в процессе выбора ткани для игрушки, в пришивании глаз рта, носа, частей игрушки.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук при вдевании нитки в иголку, завязывании узелка, шитье.
Воспитывать умение договариваться между собой
10. Изготовление выкройки для шитья подушки для иголок в виде цветка.
Задачи: Развивать умение кроить.
11. Практическая работа по шитью подушечки. Упражнение в освоении шва «назад иголку»
Задачи:
12. Игрушки-прихватки «Рыбка», «Петушок»
Задачи: Поупражнять детей в освоении шва «назад иголку»
Развивать творчество, инициативность.
Развивать мелкую моторику рук
13.Мягкая игрушка «Мышка». Упражнение в шве « через край»
Задачи: Упражнять детей в шве «через край»
Развивать усидчивость
14.Кукла плоская с одной стороны
Задачи: Учить детей кроить и обтягивать картон тканью. Развивать творчество.
15.Подарок подружке. Резинка-заколка для волос из велюра, бархата.
Задачи: Учить сшивать резинку швом «через край» или «назад иголку» Учить вставлять резинку внутрь
16. Подарок маме «Сердечко, украшенное кружевами».
Задачи: Развивать у детей желание как можно лучше, аккуратнее, красивее сделать поделку маме.
Научить детей пришивать кружева
Упражнять детей в выполнении швов. Развивать умение выбирать удобный для шитья игрушки и для него самого шов
17. Игрушки для пальчикового театра.
Задачи: Развивать творчество детей при выборе игрушки для пальчикового театра, ткани, выкройки, шва.
Развивать умение шить свою игрушку. Развивать аккуратность.
18.Мягкая игрушка «Краб»
Задачи: Развивать мелкую моторику рук при шитье игрушки.
Закрепить умение кроить, выбирать ткань, наилучший способ шитья игрушки.
Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.
19.Изготовление мягкой игрушки в подарок детскому саду
Задачи:
Развивать желание сделать аккуратную и красивую игрушку в подарок детскому саду.
Развивать умение выбирать ткань для своей игрушки, шов, выкройку, мелкие детали.
Развивать творчество, самостоятельность, инициативность в процессе
придумывания своей игрушки, составлении своей выкройки
20.Прощание Ниткина и Иголкина с детьми. Праздник мягкой игрушки.
Задачи: Вызвать гордость за удачно сшитые своими руками игрушки.

В кружковой деятельности «Мягкая игрушка» участвовало 10 детей. В начале года и в конце года проведена диагностика по развитию мелкой моторики рук у этих детей и остальных, не участвующих в процессе шитья игрушки. Результат превзошел все ожидания. У детей, посещавших данный кружок, была намного лучше развита мелкая мускулатура рук, они более усидчивы, всегда добиваются поставленной цели, умеют преодолевать трудности. Дети очень внимательны: у них сформированы многие мыслительные процессы: обобщение, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Они умеют делать выводы умозаключения, с помощью мышечных ощущений выявляют вид ткани и меха, выясняют, для какой игрушки какая ткань подойдет. У этих детей более точны и скоординированы движения пальцев рук, развит глазомер, сформирован интерес к процессу обучения, они любознательны, активны, самостоятельны, инициативны. Дети сами предлагают сшить определенную игрушку, составляют ее эскиз, придумывают выкройку, то есть у них развито воображение, есть творческий потенциал.

Итак, кружок «Мягкая игрушка» наилучшим образом влияет на развитие мелкой моторики рук, психических процессов, помогает в подготовке детей к школе.

Литература:
1.Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» -М., Мозаика-синтез, 2007
2.Агапова И. А. ДавыдоваМ. А. «Мягкая игрушка своими руками», Айрис-Пресс,2004
3.Неботова З., Кононович Т. « Мягкая игрушка. Игрушки-сувениры.» М..Эксмо,2004
4.Кольцова М. М. « Ребенок учится говорить».
. — М.: «Сов. Россия», 1973.
5. ФГОС дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Развитие мелкой моторики через

художественное творчество

Развитие мелкой моторики влияет на развитие речи и мышления (учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы).

Художественное творчество - познание мира разными материалами. Давайте сначала познакомимся с этими материалами.

Что нужно знать о рисовании?

Итак, рисовать можно: красками, мелками и карандашами. И рисовать не только в альбомах и школьных тетрадях.

Краски

Для начинающих художников современный канцелярский рынок предлагает пальчиковые краски. Рисовать ими лучше большими кистями и на крупном листе бумаги.

Можно сделать краски самим! Съедобной краской для пальцев ребенка будет смесь из молока и пищевого красителя.

Можно смешать краску (порошок) с разведенным в воде крахмалом, чтобы добиться удобной для работы консистенции краски.

Или сделайте краску мгновенного приготовления, добавив несколько капель пищевого красителя к крахмалу.

Смешайте яичный желток, сухое средство для мытья посуды и пищевой краситель, чтобы сделать краску, которая будет хорошо ложиться на блестящие поверхности, такие как стекло, фольга, керамическая плитка или вощеная бумага.

Карандаши

Для детей до трех лет лучше выбирать карандаши с трехгранным корпусом. Пользуясь ими, малышу легко будет научиться, правильно располагать пальцы, держать карандаш «Щепоткой», как это делают взрослые, а не в кулаке. Еще один плюс этих карандашей – они не скатываются со стола. Не плохой вариант и утолщенные шестигранные карандаши. А вот карандаши круглого сечения для малышей не желательны. Диаметр карандаша должен быть около 1 см., так как маленькие дети не могут контролировать нажим и грифель от этого постоянно ломается, если же диаметр больше – его трудно удержать в маленькой ручке. Еще карандаши должны быть достаточно мягкими, тогда рисовать ими крохе будет легко и линии будут получаться яркими. На российских карандашах мягкость обозначена буквой М, а на импортных буквой В.

Восковые карандаши тоже отличный подарок маленькому художнику, так как они изготовлены из натурального воска с применением пищевых красителей. Они не пачкают рук, пишут любым концом и даже боком – это ли не радость для ребенка? Точить их очень даже легко с чем может справиться и двухлетний малыш. Раскрашивать раскраски ими удобнее, чем грифельными карандашами. Для малышей до трех лет лучше потолще и с треугольной формой корпуса.

Фломастеры

Существуют водорастворимые фломастеры – для маленьких любителей боди-арта самый подходящий вариант. Они смываются с детской кожи под струей воды даже без применения мыла. Их легко «оживить», если ребенок вдруг забудет закрыть их колпачком и они немного подсохнут. Для этого достаточно лишь опустить их на некоторое время стержнем вниз в емкость с водой. Рисовать ими малыши должны в присутствии взрослых, чтобы избежать несчастного случая. Гигиенисты считают, что маленьким детям полезнее рисовать стоя (и даже лежа), чем сидя. Для этого есть мольберты и специальные доски.

Что нужно знать о лепке?

Во-первых, важно помнить, что во время занятий лепкой вам нужно быть рядом со своим ребёнком. Попробуйте полепить сами и почувствуйте, что это приятно и интересно, и вы сможете вместе с малышом создать удивительные шедевры.

Во-вторых, вам понадобятся дощечки, а также влажные тряпочки или салфетки – вытирать руки. А лепить с детьми можно из пластилина, солёного и съедобного (дрожжевого или песочного) теста, из глины, воска или вощины. Наконец, самое главное – помнить, что слепить нечто осмысленное (в понимании взрослого) дети могут не раньше двух лет, а до этого они знакомятся с материалом и с основными приёмами лепки. А возраст приучения к чистоте, которая не во вред, а на пользу, наступит между 2 и 3 годами. Тогда ребенок легко усвоит многие социальные нормы.

Что же нужно знать о материалах для лепки? Рассмотрим их поближе.

Пластилин в «ячейках » второй по твердости. Или по мягкости, как угодно. Он может быть расфасован в пластмассовые ячейки или баночки. Отечественный или импортный. Из такого пластилина лучше делать не отдельно стоящие фигурки, а «картины наоборот» или рисовать пластилином. Зато для малышей, которые мнут, размазывают и вдавливают он очень хорош.

Плавающий пластилин. На вид он ничем от обычного не отличается. Но материал, из которого он сделан, настолько легкий, что не тонет. Представляете, сколько новых игр в тазике с водой или в ванной можно изобрести с этим пластилином, сколько провести опытов и получить новых ощущений от почти невесомого материала? Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый – апельсином, а красный – клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить.

Соленое тесто - лучший материал для начала лепки с малышом. Этот материал абсолютно экологичен, его спокойно можно брать в рот. Кроме того тесто – самый мягкий и пластичный материал. Рецепт – 2 стакана муки + 1 стакан соли и чуть больше полстакана воды. Для цветного теста в воду добавить порошок пищевого красителя. Некоторые дети ухитряются это тесто тащить в рот, несмотря на то, что оно очень сильно соленое. С такими малышами лучше лепить из сладкого песочного теста.

Глина для детского творчества бывает коричневая и голубая. По мягкости и ковкости глина не уступает соленому тесту, но она не цветная. Хранить глину можно в холодильнике, завернув во влажную ткань и положив в пакет. Чтобы лепка доставляла малышу удовольствие, глины должно быть много (не менее 2-3 кг). Занятия с глиной хорошо сочетаются с добавлением природных материалов: веточек, шишек, листочков.

Условия занятий

    Выбирая место для занятий, думайте о том, где вам проще всего устранять побочные последствия его творчества. Лучше всего подходит кухня.

    Все то, что вам может понадобиться во время занятий, должно лежать под рукой. Особенно всякие тряпки и влажные салфетки.

    Очень важно аккуратно встраивать все занятия и мероприятия в режим дня крохи. Правильно подобранный момент – половина успеха. Малыш должен быть сыт и не утомлен. А мама не должна никуда спешить.

    Не сердитесь на кроху, если он делает что-то не то! Ребенок лучше всего воспринимает даже не содержание занятий, а ваше настроение. И если он запомнит, что когда мы лепим и рисуем мама сердится, он не будет любить ни лепку, ни рисование.

Игры с красками для малышей

Рисовать уже можно с 8 месяцев, т.е. как только ребенок сел, взял ложку и стучит по столу – пришло время.

    Поместите немного водоpаствоpимой кpаски на лист бумаги и покажете малышу, как pазмазать ее по всей бумаге с помощью кисточки. Пpевосходными кисточками могут быть палочки для чистки ушей, листья и пеpья птиц.

    Можно взять для закрашивания раскраски с крупным изображением животных, фруктов, овощей, птиц, игрушек или нарисовать самим контур любого образа или предмета восковыми мелками.

До полутора лет лучше фломастером на водной основе с толстым стержнем; или шариковой ручкой или восковым мелком.

Учимся вместе с ребенком замечать след на бумаге, действовать при этом разными материалами.

С 1,5 лет учимся вместе с ребенком «читать» его рисунок. Образ, увиденный мамой, удивит и обрадует малыша. Очень полезно рисовать вместе с ребенком и для него, т.е. показывать, как это делают взрослые. Папа рисует машину, мама с ребенком «рука в руке» колеса и сам ребенок дорогу.

    Пальчики вместо кисти.

Обмакнув пальчик в краску можно ставить точки, изображая пятнышки на бабочках, божьих коровках, мухоморах, силуэтах одежды или посуды, снежинки, дождь, шарики на елке. Рисовать линии – дорожки, волны, травка, ветки деревьев.

    Примакивание кисточкой.

Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге. Получается ровный красивый отпечаток. Что можно изобразить таким способом? Деревья. Нарисуйте ствол и ветки и предложите ребенку сделать листочки. Дождь. Наклейте из цветной бумаги или нарисуйте тучки, а ребенку предложите нарисовать капельки дождя, приговаривая при этом «кап-кап-кап».

    Волшебный рисунок.

Для этого нам понадобится лист бумаги, свеча, белый восковой мелок или кусочек мыла в зависимости от возраста и умений (эффект одинаковый) и краски. Самые маленькие могут просто почеркать свечой, постарше нарисовать шарики, солнышко, елочку, цветок и т.д. Можно рисовать вместе с мамой используя прием «рука в руке». Теперь набираем на широкую кисть побольше краски и покрываем лист с изображением. Как по волшебству, рисунок проявляется на фоне краски.

    Отпечатки. Для этой игры вам понадобится гуашь, бумажная салфетка, плотная бумага, предметы, которые могут оставить след какой-нибудь геометрической формы (квадратный кубик, катушка от ниток, коробочки от духов, овальная щётка) или штампики вырезанные из овощей (картошки или морковки) с изображением (цветок, грибок, листок и др.) Разведите гуашь на палитре. Готовая краска по густоте должна быть похожа на сметану. Или пропитайте краской тонкий поролон, лежащий в подложке. Затем прижимайте различные предметы сначала к поролону с краской, а затем к бумаге. Правда, здорово? А теперь попробуйте изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей. Например, машину (катушка - колёса, кубики разной формы - кузов и кабина); башню, неваляшку, елку, бусы и т.д.

Используя штампики из овощей можно изобразить цветочную или грибную полянку, листопад; украсить ими силуэты посуды или одежды.

Прижимая детскую ладошку к поролону с краской а затем на бумагу, приговаривая «шлеп-шлеп-шлеп» изобразить лучики у солнышка, рыбок в аквариуме, листочки на дереве, тюльпаны или колокольчики и т.д.

Прижимая ступни ног – следы на дорожке (гуляем по листу обоев).

    Рисуем на кухне. Насыпьте в поднос слой манки. Ребенок обязательно захочет нарисовать что-то пальчиком или написать буквы. Если поднос или поддон слегка встряхнуть, то снова будет чистый «лист».

    Съедобные шедевры. Рисовать на сытый желудок можно кусочком или соком свеклы, моркови, ягодкой. Если манную кашу разделить на порции и добавить пищевой краситель. Нам важен не результат! А интерес к деятельности и тренировка для пальчиков.

    Рисунки на кафеле. Позвольте малышу пофантазировать и порисовать в ванной, например, вареньем, оставшейся после завтрака кашей или съедобной краской (на желтке).

    Рисуем пальчиком или палочкой на мокром песке летом на улице, а зимой дома в поддоне.

    Рисуем мелками на асфальте летом, а зимой на доске или мольберте.

    Рвем бумагу. Не для кого, не секрет, что все дети очень любят это делать, но не каждый знает, что это очень полезно для их пальчиков. Для этого лучше давать детям белую писчую бумагу или бумажные салфетки. Это полезное безобразие можно использовать для создания шедевров: если взять синий картон, клеевой карандаш и показать ребенку, как наклеить мелкие кусочки бумаги (на дорожку, на лужок – тихо падает снежок). Если научить малыша кусочки сминать в комочки тогда можно украсить в аппликации елочку игрушками.

Игры с пластилином и тестом для малышей

    Игра – знакомство с тестом. Комок теста достаточно большой, не умещается в детских ладошках. Сильно хлопаем ладошкой, приговаривая «хлоп-хлоп-хлоп»; стучим кулачком, приговаривая «шлеп-шлеп-шлеп»; отщипываем от большого куска маленькие, приговаривая «щип-щип-щип»; тыкаем в большой кусок пальчиками, оставляя отверстия и при этом, приговаривая «тык-тык-тык»; в получившиеся отверстия вставляем фасоль, макароны или пуговицы, приговаривая при этом «тык-тык-тык»; отрываем небольшие кусочки и сплющиваем их ладошками, приговаривая «плющим-плющим-плющим»; если на глазах у ребенка мама спрячет в тесто мелкую игрушку и будет, приговаривая «ищем, ищем, ищем» искать ее, ребенок обязательно захочет сам найти; размазываем по твердой основе, приговаривая «мажем-мажем-мажем». В дальнейшем аналогично с пластилином.

    Игры на освоение приемов . Отщипываем кусочки и раскатываем их между ладонями – колбаски для щенков, бревнышки для домика, заборчик для цыплят. Свертываем столбик в кольцо и соединяем концы – баранки для матрешки, колечки для пирамидки. Закручиваем столбики – улитки, булочки.

Отщипываем кусочки и скатываем их между ладонями шарики для пирамидки, мячики для котят, орешки для бельчат, яблоки для ежа и ягоды для мишки, бусы для куклы. Сплющиваем шарики между ладонями – печенье для кукол, прянички для мамочки, оладушки для бабушки, колечки для пирамидки.

Составление предмета из частей одной формы но разной величины – снеговик, неваляшка, самолет.

Составление предметов из частей разной формы – грибок, куколка, погремушка.

Прищипывание – мишка-неваляшка (ушки), зайка-неваляшка, птичка (клюв и хвост).

    Рисуем тестом или пластилином. Для этого нам понадобятся листы картона с контурным изображением предмета или образа. Или силуэты разных предметов из картона.

Отщипываем от большого кусочка маленькие и прижимаем к листу – падают снежинки, осеннее дерево.

Отщипываем от большого кусочка маленькие прижимаем к изображению и размазываем – закрасим колобка, мячик и т.д.

Скатываем небольшие шарики и прижимаем к силуэту – компот из ягод, игрушки на елку.

    Игры с тестом на кухне (с соленым или сладким песочным или дрожжевым).

Вырезаем специальными формочками – печенье для себя украшаем орешками или изюмом, а для кукол фасолью, горохом, бусинами и т.д.

Из шариков и жгутиков дрожжевого теста – булочки, калачи.

    Игры с песком на улице и дома. С помощью специальных формочек лепим куличики и украшаем их камешками, веточками, травинками.