Школа с круглосуточным пребыванием. Специальные школы-интернаты для трудных подростков: особенности, программа, отзывы

Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет. Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы. У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе. Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.

Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: ребенок быстро растет, появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.

Подростковые проблемы

Проблемы возникают у подростков по различным причинам. Но в основу можно положить следующие внутренние конфликты:

  1. Желание стать взрослым, при отрицании ценностных ориентиров, по которым живут взрослые.
  2. Ощущение себя в центре Вселенной и неприятие этого со стороны окружающих.
  3. Половое созревание и страх перед новым Я.
  4. Влечение к подросткам противоположного пола и неумение построить со сверстниками отношения.

В итоге подростку тяжело справиться с новыми бурными эмоциями, и родители должны быть всегда готовы вовремя поддержать ребенка или дать совет. Если же в подростковом периоде на него, помимо трудностей с изменением организма, наваливаются и другие, например, низкая культура родителей, алкоголизм в семье, занятость родителей своими делами или работой, то такая личность может попасть в категорию "трудных". Для таких есть школы-интернаты для трудных подростков.


Как строится учебный процесс в интернатах?

Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми детьми трудно, следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.

Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина - основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель - вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.

Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.

В основе поведения трудных подростков - нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу - причину такого поведения воспитанника.

В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.

Закрытые и открытые школы-интернаты

Названные заведения бывают открытого и закрытого типа. Первые из них похожи на кадетские корпуса или суворовские училища. Тут есть дисциплина и распорядок дня, но дети учатся по стандартной школьной программе (конечно, с поправкой на умственные способности), а на выходные могут ездить к родителям. В закрытых же интернатах все намного серьезнее - есть и КПП, и хождение строем, и регулярные занятия с психологом. Некоторые воспитанники в таких учреждениях не попадают домой на выходные, но родители могут навещать их на территории интерната.


Основания отправить подростка в интернат для трудных детей

Основания, чтобы отправить ребенка в спецшколу следующие:

  • совершение преступления, если возраст не соответствует наступлению уголовной ответственности;
  • возраст соответствует уголовной ответственности, но ребенок отстает в психическом развитии;
  • подросток осужден по статьям, предусматривающим преступление средней тяжести, но освобожден от наказания по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Комиссия по делам несовершеннолетних ходатайствует в суде о направлении нарушителя в специальную школу-интернат для трудных подростков. Перед рассмотрением дела в суде несовершеннолетнему проводят медицинский осмотр и направляют к психиатру. Если родители не соглашаются на данные меры, все процедуры проводятся по решению суда.


Центры временного содержания

До заседания суда ребенка могут направить на срок до 30 суток в центр временного содержания. Это происходит в случаях:

  • когда должна быть обеспечена защита жизни или здоровья подростка;
  • нужно предупредить повторное общественно опасное деяние;
  • если ребенку негде жить;
  • нарушитель уклоняется от явки в суд или не проходит медицинское освидетельствование.

Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве

Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) - школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.

Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.

Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки?

Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные. Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации. Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.


Сейчас преподаватели спорят о том, дает ли результаты работа в интернатах для трудных подростков. На данный момент около семидесяти процентов учащихся таких учреждений значительно улучшают знания по школьным предметам. Кроме того, в таких учреждениях воспитанники не только учатся, но и находятся все остальное время. Таким образом, проблемные дети создают новый и успешнее социализируются в обществе.

На что обратить внимание родителям трудных подростков?

В период переходного возраста дети отстаивают свою независимость. Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.

Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия. Может появиться депрессия, тревога.


Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным. Они перечислены ниже:

  1. Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
  2. Частые ссоры, драки, жалобы.
  3. Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
  4. Употребление наркотических средств, алкоголя.
  5. Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.

Наличие проблем у подростка - первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае. 
Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером. Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии. Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам.

Школа-интернат: Специальные Программы Обучения

Школа-интернат - это специальные учебные заведения для детей не достигших совершеннолетнего возраста, имеющее возможности круглосуточного пребывания учащихся. Создаются такие образовательные учреждения с целью вспомоществования семьям в воспитании подрастающего поколения, а также повышения уровня социальной защищенности детей и развития их одаренности.

В нашей стране существуют и действуют следующие виды школ интернатов: обычные, углубленные, интернаты-гимназии, интернаты-лицеи. Различаются они не только программами преподавания дисциплин, но и контингентом набираемых учащихся, нуждающихся в опеке со стороны государства. Здесь же могут проходить обучение дети из обычных семей, на территории проживания которых не имеется общеобразовательных школ.

Школа-интернат обычного профиля дает учащимся все те знания, которые они получают и в очных школах. То есть обучающиеся проходят все три ступени образования: начальную, основную среднюю и полную среднюю. В таком интернате обычно размещают детей, оставшихся без родителей по той или иной причине или же детей из

Школа-интернат с углубленным изучением предметов создается для одаренных детей с творческим и научным складом ума. Например, существуют физико-математические интернаты, куда набирают детей-победителей различных олимпиад. Конкурсная основа приема в такие учебные заведения позволяют набирать в интернат детей с особыми способностями.

Также в нашей стране есть специальные интернаты для детей-инвалидов и ограниченных в развитии. Речь идет, например, о специальных учебных заведениях слабовидящих, слабослышащих и т. д. Программа такого образовательного учреждения создается на основе специальных методик, рассчитанных на то, чтобы ребенок-инвалид нашел свое место в обществе и, несмотря на недуг, не чувствовал себя изгоем.

Особую роль в воспитании молодого поколения играют виды школ интернатов для детей, еще не предположительно находящихся в зоне риска. Главная их роль заключается в том, чтобы оградить подростков от вредного влияния среды и дать неокрепшему в психическом отношении ребенку выстоять и не совершить преступных деяний.

Школа-интернат - платное учреждение. Плата взимается с родителей или лиц их заменяющих. Кроме обучения дети здесь обеспечиваются соответствующей одеждой, учебниками и другими необходимыми принадлежностями. На выходные и праздничные дни по заявлению взрослых воспитанники могут уехать домой.

Выпускники интернатов, где воспитываются дети-сироты обязательно трудоустраиваются.

Особое место среди образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием занимает кадетская школа интернат. Основной контингент, набираемый в такую школу - дети из дети-сироты и опекаемые. Программа учебного заведения данного вида рассчитана на мальчиков, которые по состоянию здоровья готовы пройти наряду с обычными школьными предметами дисциплины военного направления. Инфраструктура кадетского интерната несколько отличается от обычной. Здесь в обязательном порядке должен быть плац, спортивный городок, не менее двух военизированных участков с полосами препятствий, а также отдельно выделенная территория для размещения военной техники, тир и автокласс.

Кадетская школа интернат дает и дополнительное эстетическое образование. Воспитанники имеют возможность изучать хореографию, заниматься в театральных студиях, музицировать и рисовать. Но главным направлением деятельности учебного заведения этого вида является военно-патриотическое воспитание, связанное со становлением личности, которая в дальнейшем будет готова встать на защиту отечества.