Вариативные формы организации дошкольного образования. Развитие вариативных форм дошкольного образования: региональный аспект

Дошкольное образование включает помимо групп полного дня еще и другие формы пребывания ребенка в детском саду. В ряде дошкольных учреждений функционируют группы кратковременного пребывания (ГКП), которые порой оказываются более «полезными» и «щадящими» для детей.

Вне зависимости от направленности группы, между родителем и дошкольным учреждением заключается договор, в котором прописываются все обязанности сторон. Кроме этого, ежемесячно родители вносят плату. Единственное исключение — это группа «Особый ребенок».

Дошкольное образование в ГКП больше подходит детям из семей, где есть возможность сидеть с ребенком дома — малыши в группах занимаются от 2 до 5 раз в неделю. Занятия в детском саду длятся несколько часов, в зависимости от потребностей ребенка. Поспать малышам в группе не придется, так как занятия организуются либо в первой половине дня, либо вечером.

Записаться в эти группы можно так же, как и в группы полного дня — через комиссии или интернет.

Адаптационная группа

Адаптационная группа предназначается для детей от 2 месяцев до 3 лет. Занятия проводятся вместе с мамами и направлены на то, чтобы малыши заранее привыкли к обстановке детского сада и к общению в коллективе. Кроме этого, такие занятия полезны для мам — на дошкольных «уроках» они знакомятся с развивающими методиками, придерживаться которых можно в домашнем обучении. Такая группа, как показывает практика, очень востребована родителями.

Занятия построены на частой смене деятельности. Каждый блок занятий объединен одним сказочным сюжетом с использованием сказочных персонажей и игрушек.

Первая часть занятия заключается в приветствии — все садятся в круг и поют детскую песню. Сказочный персонаж здоровается по очереди с каждым малышом.

Далее педагог рассказывает сказку и приглашает малышей к творческой деятельности: лепка, рисование, аппликация. Проводятся подвижные и музыкально-ритмические игры. Обязательно часть времени отводится на свободную игровую деятельность.

В конце занятия дети прощаются со сказочным персонажем и говорят «До новых встреч».

Группа развития

Группа развития — это следующая ступень в дошкольном образовании малыша. Группа предназначается для детишек от 3 до 7 лет. Занятия проводятся без мам и являются продолжением занятий в адаптационной группе.

Основная цель — социализация малышей в коллективе.

Группа БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

В группе занимаются дети старшего дошкольного возраста. Основная цель — подготовка детей к школьному обучению.

Занятия в этой группе обязательно включают в себя физкультуру, математику, уроки грамоты, основы экологической грамоты, музыкальные упражнения, развитие речи и моторику. В обязательную программу входит и игровая деятельность со взрослым, ведь детство никто не отменял.

Группа ИГРАЯ, ОБУЧАЮСЬ

Группа организуется для детей от 1,5 до 7 лет. Основная цель — адаптация детей к дошкольному учреждению.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика, физкультминутки, оздоровительный бег, двигательная активность на прогулке. Дважды в в год организуются спортивные праздники.

Группа ЮНЫЙ ОЛИМПИЕЦ

В группу входят дети от 4 до 7 лет. Основная цель — физическое развитие и приобщение детей к спорту. В группе проводятся не только спортивные мероприятия, но и другие занятия. Например, в лыжной секции малыши, помимо освоения этого вида спорта, посещают творческие уроки.

Для наглядности приведем планирование деятельности в лыжной секции:

  • игровая — различные игры-эстафеты;
  • коммуникативная — прочтение сказок на тему, разучивание стихов;
  • трудовая — уборка участка с контролем дыхания;
  • познавательно-исследовательская — изучение видов шага;
  • музыкально-художественная — рисование на тему «Здоровый образ жизни», рассказ «Если бы я стал лыжником»;
  • выставка детско-родительского творчества;
  • развитие общей моторики, координации движений, гимнастика;
  • самомассаж и массаж.

Такие секции частно можно встретить в дошкольных учреждениях с приоритетным осуществлением физического развития.

Группа УЧУСЬ ПЛАВАТЬ

Группу «Учусь плавать» можно посещать с двухлетнего возраста. Это идеальный вариант для тех, кто хочет легко приучить ребенка к воде.

Обучение детей плаванию в группах осуществляется в комплексе с многообразными формами:

Как правило, первый час отводится на занятия в бассейне, второй час посвящен музыкальным и ИЗО- занятиям.

Именно сочетание обучающих мероприятий с занятиями в бассейне и рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в закаливании организма и укреплении здоровья.

Материал подготовила Даниленко Мария.

Подробности

Плюшкина Мария Сергеевна , учитель – логопед ГБОУ гимназия №491 «Марьино» СДП «Пчелка» г. Москва, Россия, [email protected]

Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в дошкольных образовательных организациях в свете введения ФГОС ДО.

Ключевые слова: вариативные формы, стандарт образования, образовательный процесс, всестороннее развитие ребенка.

Вариативность российского дошкольного образования - это один из основополагающих принципов развития современного образования. Благодаря вариативности мы сможем обеспечить каждому ребенку право на качественное, доступное образование. Если рассуждать о достижимости поставленной цели, то здесь следует в первую очередь выяснить, что же это такое- вариативные формы дошкольного образования?

Согласно действующим стандартам образования, вариативные формы образования - это современные модули, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг, в том числе - на создание условий для развития негосударственного сектора дошкольной образовательной организации, обеспечение поддержки семейного воспитания.

Из этого определения понятно, что вариативные формы дошкольного образования имеют цель увеличения охвата детей раннего возраста услугами, предоставляемыми в рамках дошкольного образования. На смену классической и единообразной форме дошкольного образования в России приходят новые, вариативные формы.

Наиболее распространенными в российском дошкольном образовании являются:

Семейный детский сад;

Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР);

Консультативный пункт;

Служба ранней помощи;

Лекотека;

Группа кратковременного пребывания (ГКП).

Введение вариативных форм образования детей раннего возраста достигает несколько целей одновременно, но главная из них - это, конечно же, раннее развитие ребенка в соответствии с требованиями и запросами общества.

Общество ожидает от введения вариативных форм дошкольного образования, в нашем случае связанного с ранним развитием ребенка, решение стоящих перед ним определенных задач. Причем базироваться данные инновационные формы дошкольного образования должны на постулате о непременном наличии трех слагаемых успешного воспитательно-образовательного процесса – квалифицированного, компетентного педагога, педагогически грамотного родителя и развивающей образовательной среды. Результаты решения этих задач можно представить в подобии некой пирамиды.

Так, первым уровнем этой пирамиды будет реформирование современной системы дошкольного образования в соответствии с ФГОС на основе введения многообразия форм организованной работы с детьми раннего возраста, не посещающих детский сад. Здесь следует сказать, что именно организованный образовательный процесс, осуществляемый как с детьми, так и с родителями, является более эффективным, в отличие, скажем, от такой формы развития ребенка раннего возраста как семейные группы детского сада.

Семейная группа детского сада (или СДС – семейный детский сад) - это, по сути, такая форма организации дошкольного образования, которая направлена на обеспечение всестороннего в том числе и раннего развития детей, по тем или иным причинам не имеющих возможности посещать детский сад.

Семейные группы детского сада реализуют учебно-воспитательные программы согласно требованиям ФГОС с учетом принципов индивидуального подхода в воспитании конкретного ребенка. При этом необходимо сказать, что само название - семейные группы или семейный детский сад подразумевает, что в качестве педагога в воспитательном процессе участвует родитель (опекун, либо иной законный представитель ребенка). Нередко данная форма рассматривается многодетными родителями, так как она позволяет решить проблему воспитания дошкольников, занятости родителей и развития детей в соответствии с требования стандартов российского дошкольного образования.

Однако, несмотря на всемерную поддержку, которую оказывают педагоги дошкольной организации семейным группам, например:

Родителям (опекунам, другим законным представителям) помогают оформлять нормативную документацию на открытие таких групп;

Родители (или опекуны, другие законные представители) являются сотрудниками дошкольного учреждения - на них распространяются все нормы, обязанности и права согласно трудовому законодательству РФ;

Сотрудники дошкольной организации помогают воспитателям семейных групп составлять план работы в соответствии с требованиями к проведению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста;

Дети, посещающие семейные группы включаются в педагогический процесс дошкольного отделения, например, участвуют в общих мероприятиях, посещают музыкальные, спортивные занятия, занимаются со специалистами (логопедом, дефектологом, психологом);

Для воспитателей семейных групп проводятся специальные учебно-методические мероприятия, оказывается педагогическая поддержка в виде бесед, консультаций, открытых занятий, такие формы обеспечения дошкольного образования детей раннего возраста, к сожалению, не получили широкого распространения среди родителей. Кроме того, налицо, все-таки существенный недостаток такой формы - содержание программы образования и форм его подачи, даже при условии постоянного педагогического сопровождения со стороны специалистов дошкольного отделения, полностью зависит от квалификации и уровня педагогической грамотности воспитателя семейной группы.

Второй уровень пирамиды результатов вариативных форм в дошкольной организации можно определить так: формирование на основе компетентностного подхода инновационной образовательной модели, которая обеспечит полноценное развитие ребенка, в том числе формирование инклюзивного, интегративного и специального образования, обеспечивающего доступность дошкольного образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Реализация вариативных форм, помогающих достичь целей, поставленных современным ФГОС, напрямую связана педагогической грамотностью родителей. И здесь следует рассмотреть такие формы дошкольного образования как консультационный пункт (КП) и Службы ранней помощи (СРП).

Консультационный пункт (КП) предназначен для методического обеспечения единства и преемственности семейного о общественного воспитания и предназначен в основном, для оказания психолого-педагогической помощи родителям в целях поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Задачи, стоящие перед КП, являются, на наш взгляд, моновекторными, так как направлены больше на оказание теоретической помощи родителям. Несмотря на то, что пропагандируется КП как вариативная форма дошкольного образования, назвать ее таковой можно с большой натяжкой. Решение с ее помощью задач разностороннего, гармоничного развития ребенка раннего в условиях комфортной и грамотно выстроенной психолого-педагогической среды, невозможно по той причине, что здесь, как и в семейных группах, результаты воспитательно-образовательного процесса зависят от уровня педагогической грамотности и компетентности родителей. Надо признать, что далеко не всегда этот уровень соответствует уровню воспитателя в детском дошкольном учреждении.

В Службе ранней помощи (СРП) целью работы является психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка от 2-х месяцев до 4 лет, с выявленными нарушениями развития (либо риском нарушения, когда ребенку требует компенсаторная помощь, реабилитация и проч.), не посещающего дошкольное образовательное учреждение. В понятие поддержки здесь вкладывается достаточно широкий смысл - это и подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, способов организации воспитательного процесса, поиск наиболее эффективных форм коррекции отклонений в развитие ребенка.

Решение задач, поставленных перед СРП так или иначе связано со специальной психолого-педагогической поддержкой родителей особенных детей, причем чаще всего речь идет об инклюзивном образовании.

Похожие задачи имеет и такая вариативная форма как лекотека. Она предназначена для помощи родителям детей 2-х месяцев - 7 лет, то есть до первой ступени общеобразовательной школы.

Главное отличие такой формы дошкольного образования - это реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей воспитанников детских дошкольных коррекционных учреждений. Здесь речь также идет о детях, имеющих особенности в развитии, но при этом упор делается на создание образовательной среды, как в стенах учреждений, так и в семейной среде.

Нужно отметить, что и СРП и лекотека - это прекрасней вариант организации грамотной воспитательно-образовательной развивающей среды для детей, имеющих выявленные нарушения психофизического развития.

И, наконец, третий уровень нашей пирамиды результатов вариативных форм в дошкольной организации определяем как организацию на базе дошкольных образовательных учреждений психолого-педагогического процесса повышения педагогической грамотности родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, в целях обеспечения преемственности семейного и общественного образования и в условиях обеспечения тесного взаимодействия с семьей ребенка.

Здесь мы видим наиболее приемлемыми вариативными формами дошкольного образования детей раннего возраста ЦИПР и ГКП.

ЦИПР – центр игровой поддержки детей создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка от 6 месяцев до 3-х лет, в процессе которой происходит адаптация ребенка к поступлению в дошкольную образовательную организацию.

Несколько лет назад ЦИПР чаще всего был представлен в виде Центров раннего развития ребенка, которые занимались по определенным игровым методикам раннего развития, получившим признание как среди педагогов, так и среди родителей. Методики эти достаточно разнообразны - методика М. Монтессори, методика Гленна Домана, методика Сесиль Лупан, методика Масару Ибуки, система Никитиных, методика Зайцева и др. На данный момент ЦИПР – это отдельное структурное подразделение учреждения дошкольного образования, и занятия в нем проводятся с привлечением специалистов данного дошкольного отделения и в полном соответствии с программами дошкольного отделения.

Так как основными задачами ЦИПР являются оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности и обучение родителей способам применения различных развивающих игр, обучение методам игрового взаимодействия с детьми, организации развивающей среды в условиях семейного воспитания на базе программы образовательного учреждения, в полном соответствии с программами дополнительного образования, индивидуально – ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми конкретным образовательным учреждением, то здесь мы видим перекликание задач ЦИПРа с задачами ГКП.

Однако, необходимо сказать, что посещение ребенком раннего возраста варьируется в переделах 1 часа в среднем один - максимально – два раза в неделю, всегда в присутствии родителя, то есть речь о стабильной бесконфликтной адаптации ребенка к условиям дошкольной организации не идет.

В отличие от ЦИПР, группа кратковременного пребывания обеспечивает полноценный образовательный процесс, ибо ребенок постепенно адаптируется к условиям дошкольного образовательного, привыкая к новой окружающей среде, у него вырабатывается система социально значимых в раннем возрасте привычек- маяков, которые помогают ребенку успешно осваивать образовательные навыки и умения. В этом случае преимущество ГКП как системообразующей формы, способной удовлетворить потребности как детей так и родителей, налицо.

Итак, мы пришли к выводу, что именно группа кратковременного пребывания является на данный момент наиболее приемлемой формой обеспечения права каждого ребенка на дошкольное образование.

Кроме того, по популярности у родителей, дети которых не достигли трех лет, группы кратковременного пребывания или ГКП, по праву занимают первое место. Такая популярность обусловлена рядом причин:

во-первых, таким группам присуща малая наполняемость (8-20 детей);

во-вторых, для них характерен гибкий график посещения (3-5 дней в неделю);

в-третьих, родители имеют подтвержденное законодательством право находиться вместе с детьми весь период пребывания в группе;

в-четвертых, для детей, посещающих ГКП, реализуется полноценная образовательная программа.

Однако, здесь необходимо отметить, что работа ГКП может быть реализована только при выполнении трех взаимосвязанных условий:

1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей и развитие способностей каждого ребенка, и реализацию творческого потенциала педагогов и родителей;

2. Организация педагогического процесса на основе рационального использования помещения и полифункциональной деятельности специалистов;

3. Координация взаимодействий взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.

Группа кратковременного пребывания – это группа детского сада, которая функционирует в гибком режиме: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей) и решает задачу обеспечения всестороннего развития детей.

Внедрение в систему дошкольного образование ГКП в течение последних 12 лет показало, что группы кратковременного пребывания отлично справляются с адаптацией ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. Однако, необходимым условием обеспечения целостного развития личности ребенка, в условиях группы кратковременного пребывания является развитие конструктивного взаимодействия с семьей (Т.Н. Доронова, И.М. Исаченкова, О.Л. Князева, Т.И. Оверчук и др.). Тесное социально-деловое и психолого-педагогическое сотрудничество с родителями, влечет за собой создание определенных организационно - педагогических условий, направленных на формирование ценностно- ориентационного единства педагогов и родителей. Эти условия мы можем сформулировать так:

– построение диалога между педагогом и родителями с целью определения единых подходов к целостному развитию ребенка, на основе ценностно-ориентационного единства совместной педагогической деятельности в группе кратковременного пребывания;

– осуществление своевременной экстраполяции образовательных запросов родителей в педагогический процесс группы кратковременного пребывания через совместное освоение проектной деятельности педагогами и родителями посредством последовательных, взаимосвязанных этапов осмысления, интерпретации и рефлексии организации взаимодействия;

– практико-ориентированное освоение способов взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания направлено на преодоление отчуждения между участниками образовательного процесса в контексте деятельностного подхода.

Список литературы:

  1. Анисимов В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет [Текст] / В.П. Анисимов - М.: АРКТИ, 2006. - 184 с.
  2. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - 6-е изд. -М.: Просвещение, 2004. - 253 с.
  3. Психологический словарь [Текст] / под ред. Зиченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.
  4. Стеркина Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента [Текст] / Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6. - С 11-16.
  5. Стеркина Р., Князева О., Маханева М. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования [Текст] / Р. Стеркина, О. Князева, М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 2002. - №9.-С 14-20.

1. Вариативность образовательной системы дошкольного образования

1.1 Вариативность образовательной системы как предмет научного исследования

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению Н.В. Немовой и Т.П. Афанасьевой, являются: наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для школьников вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов); возможность выбора школьниками одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного варианта); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей учащихся).

Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.

Таким образом, вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Если педагогическая модель рассматривается как форма педагогического научного исследования, как обобщенный мысленный образ, замещающий и отражающий структуру и функции конкретного педагогического объекта в виде схематической совокупности понятий и взаимосвязей, а среда – совокупность социально-экономических, культурных и природных условий, в которых живет и осуществляет свою деятельность человек, то понятия «вариативная», «образовательная» выступают в качестве определений, выражающих специфику в структуре и содержании образования.

Объектами качества выступают образовательная среда и образовательный результат.

Составляющими образовательной среды являются образовательный процесс, профессиональная деятельность педагогов, взаимодействие лицея с внешней средой.

Под вариативностью нами понимаются не только используемые вариативные программы, разные по содержанию (общеобразовательный, углубленный, расширенный уровни), но и программы, различающиеся по способам, формам, технологиям учения. Следовательно, вариативность образования ориентирована на личность обучающегося, учитывает его потребности, возможности, запросы.

Одна из основных задач формирования и реализации модели вариативной образовательной среды - создание эффективной системы управления качеством образования.

Качество образования, как и любой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно, так как это управляемый процесс.

Однако управление качеством образования невозможно осуществлять только на административной основе. Оно требует участия всех субъектов образовательного процесса.

Управление качеством образования включает следующие компоненты:

Контроль качества;

Мотивация;

Организация;

Планирование, проектирование;

Исследование качества.

Для управления качеством образования необходимы:

1. Средства управления и измерения качества.

2. Система управления, включающая специализированные звенья.

3. Мотивы управления.

4. Механизмы управления.

5. Цели и условия использования результатов управления качеством.

Целью управления качеством является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, повышения его авторитета в социуме, укрепление статуса, стабилизация будущего.

Система управления качеством образования предполагает наличие специализированных подразделений, ведущих аналитическую работу по обеспечению качества образования. Данные подразделения занимаются:

Получением и обработкой информации;

Определением стратегии развития образовательного процесса;

Изучением опыта других образовательных учреждений;

Консультированием;

Осуществлением взаимодействия с научно-методическими учреждениями, вузами;

Проведением конференций, круглых столов, семинаров, и т.д. по вопросам управления качеством образования;

Организацией повышения квалификации по вопросам управления качеством образование через систему модульных курсов, стажировок, проведение научно-практических семинаров, практикумов, мастер-классов;

Разработкой и внедрением системы мониторинга качества образования.

В основе управления качеством образования лежат определенные функции. К таким функциям можно отнести:

Прогнозирование и планирование качества лицейского образования, предвидение тенденций его изменения;

Организацию системы управления качеством образования через распределение функций, их закрепление и реализацию;

Осуществление контроля качества образования по параметрам его потенциала;

Регулирование качества, обеспечение его соответствия предъявляемым требованиям;

Отслеживание результатов образования, анализ и исследование причин формирования того или иного качества образования;

Создание условий для обеспечения мотивации повышения качества образования.

Перечисленные функции интегрируют в себе специфические функции в системе управления качеством образования, характеризующие не только специфику объекта управления, но и реальные условия его функционирования: кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, трудоемкость, временные затраты и т.д.

Одним из условий и действенных средств повышения эффективности управления качеством образовательного процесса является совершенствование информационной службы, создание информационно-аналитического центра образовательного учреждения, предоставляющего учащимся, родителям и педагогам всю необходимую и достаточную информацию на разных носителях.

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.

За последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы направления этой политики. Среди них - «Декларация прав ребенка» (1959). Основной ее тезис - «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация призывала родителей, неправительственные организации, местные власти, правительства, общественность стран стремиться обеспечить детям такие условия, которые позволяют им развиваться здоровыми людьми, свободными от любых форм насилия, с чувством собственного достоинства.

За 30 лет после принятия ООН «Декларации прав ребенка» многие представления изменились. Возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, а на основе юридических норм предлагались меры для защиты этих прав. «Конвенция о правах ребенка» (1989) не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации. Государства, которые присоединяются к Конвенции, должны нести юридическую ответственность перед международным сообществом за свои действия в отношении детей.

Основная идея Конвенции заключается в обязательном обеспечении интересов и прав детей, создании необходимых мер для выживания, развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни общества. Важнейший правовой принцип, утвержденный в Конвенции, - признание ребенка полноценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

По материалам ЮНЕСКО, полученным при проведении обследования во многих регионах мира, был сделан вывод о том, что все страны оказались вовлеченными в процесс осмысления своих систем образования. Они пришли к заключению, что образование должно быть созвучно современным условиям.

Достоинство курса политики в области образования определяется ориентацией на общечеловеческие ценности, на принципы свободы личности. Эти фундаментальные принципы, лежащие в основе прав личности, должны быть реализованы уже в детские и юношеские годы, когда закладываются мировоззренческие и характерологические качества гражданина.

Права, провозглашенные во «Всеобщей Декларации прав человека», реализуются для ребенка через систему образования, гуманизацию и демократизацию идей, содержания, форм, методов и технологий.

Мировой и отечественный опыт развития образовательных систем свидетельствует о том, что гарантией в этом процессе может быть лишь диалектическое единство свободы личности и равенства прав на образование.

Последние годы в России характеризуются возникновением новых видов учреждений воспитательно-образовательного характера для детей, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. Наряду с государственными существуют негосударственные детские сады. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеются учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных способностей дошкольников (эстетические центры, дошкольные группы и детские сады при лицеях, гимназиях и т.п.); интеграцию воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития; создание дошкольных групп, работающих в условиях двуязычия, и другие. Такое положение дел в дошкольном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе, так и с изменениями в самом школьном образовании. Есть все основания считать, что в будущем тенденции к разнообразию дошкольно-школьных учреждений будут усиливаться.

В 1995 г., постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право, что дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

В связи с изменением нормативно-правовой базы возникла необходимость в подготовке разнообразных программ, которые наряду с Типовой могли быть предложены практике. Процесс подготовки и публикации вариативных программ набирал темпы.

Следует подчеркнуть, что многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

· охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

· эмоциональное благополучие каждого ребенка;

· интеллектуальное развитие ребенка;

· создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

· приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).

В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.

Сегодня в мировой образовательной практике дошкольное детство рассматривается как один из главных образовательных резервов. Легкомысленное отношение к дошкольному возрасту оборачивается для детей в лучшем случае безвозвратно упущенными возможностями, а в худшем - деформацией логики всего последующего жизненного пути - онтогенеза. Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер. Однако можно смело констатировать, что все эти изменения пока не привели к структурированию системы дошкольного воспитания и к разумной реорганизации ее в новую систему дошкольного образования.

У нас до сих пор отсутствует развернутое обоснование самой идеи, а лучше сказать - цели дошкольного образования. Нам необходимо определить и законодательно закрепить цель дошкольного, а возможно, и отдельно цель предшкольного образования. Как известно из педагогики, образование - это целостный педагогический процесс, осуществляющийся в интересах личности, общества, государства. Осенью мы обсуждали проект образовательного кодекса. В нем было написано: «Дошкольное образование осуществляется в помощь родителям». Как видим, речь не идет о государственных образовательных ориентирах. Если переходить на такую позицию и развивать дошкольное образование, руководствуясь интересами родителей, то система дошкольного образования неизбежно превратится в сферу услуг.

Общедоступность качественного дошкольного образования и его обязательность для старших дошкольников определяются, конечно, прежде всего финансовой стороной вопроса. Но обязательность дошкольного образования - это не воинская повинность, а обязательность систематической образовательной работы педагогов и родителей с детьми 5-7 лет в разных организационных формах. Важно при этом сохранить начавшуюся в 90-х годах XX века ориентацию на вариативность дошкольного образования и по содержанию, и по формам его организации. Ввести сейчас единую программу дошкольного образования означало бы попытку повернуть время вспять и не только разрушить уже сделанное за 15 лет в России, но и идти против мировых тенденций с дошкольным образованием.

Для упорядочения и совершенствования дошкольного образования целесообразно создать консолидированными усилиями ведущих научных центров рамочный документ, фиксирующий научные основы дошкольного образования, его специфику, основные направления, общую модель образовательного процесса, условия, а также примерный круг культурно-образовательных содержаний. Иными словами, нам нужен стандарт дошкольного образования. Этот документ должен включать также возрастные нормативы, возможные и желательные достижения по основным направлениям развития в узловых точках возрастного диапазона.

Необходимо зафиксировать возрастные нормативы на переходе от раннего возраста к дошкольному (это три года) и на переходе от дошкольного возраста к школьному - примерно семь лет. Это поможет воспитателям определять соответствие достижений ребенка нормативам, может служить знаком готовности ребенка к школьному образованию по степеням: готов, в стадии готовности, условно готов, не готов.

Расширение организационных форм дошкольного образования должно повлечь за собой кардинальный пересмотр существующих СанПиНов, архаичных и не соответствующих принципу вариативности дошкольного образования. Кроме того, необходимо системно подойти к вариативности организационных форм дошкольного образования. Может быть, имеет смысл выделить как организационную единицу не дошкольное образовательное учреждение, а дошкольную образовательную группу не только в лоне детского сада, но и на базе разных культурно-образовательных, досуговых центров, добровольных родительских сообществ.

Особого научного законодательного обеспечения требует идея введения предшкольного образования, к которой следует подойти очень осторожно. Его цель - обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу, но предшкольное образование - это не подготовка удобного абитуриента для начальной школы. Корректней все же вести речь о преемственности в плане общего развития ребенка, его психологической, физической готовности к школьному обучению. При этом надо иметь в виду, что такая мощная структура, как школа, скорее всего поглотит дошколят, превратив их в четырехлетних маленьких школьников. Это грозит отрицательными социальными последствиями, деформацией полноценного развития школьников.

Следовательно, предшкольное образование должно быть ориентировано на расширение возможности выбора семьями индивидуальных образовательных траекторий. Нам предстоит выработать механизмы, позволяющие сочетать образование в разных типах образовательных учреждений, свод документов, научно-методических разработок, требований к организации режима дня, учебных занятий. И очень важно при этом уделить внимание вопросу специальной подготовки, ввести должность учителя предшкольного образования, так как потребуются люди с высшим образованием, иногда с учеными степенями.

Поэтому проблема выстраивания системы повышения ее жизнестойкости так актуальна в Пермском крае, а именно в городе Кунгур. Цель исследования: Исследовать и проанализировать состояние альтернативных форм обучения в дошкольном образовании города Кунгур. Характеристика базы исследования. Исследование проводилось в городе Кунгур с численностью населения около 70 тысяч человек. ДОУ в городе - ...

Возможностями, интересами в организованных формах совместной и самостоятельной деятельности воспитателя и детей. Примерная региональная программа позволяет педагогическим коллективам оптимально сочетать базовое содержание образования, заданное в ней, и приоритетные (дошкольный компонент) направления (коррекционное, оздоровительное, развивающее) в работе дошкольных образовательных учреждений...

Домашний детский сад.

«Детство - это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И то того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной ёмкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней образования. Особенностями дошкольного детства, обладающего самоценностью и собственной логикой развития, являются: интенсивное созревание организма и формирование психики; сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры, обусловливающих дальнейшее личностное развитие в онтогенезе и готовность к обучению в школе. От того, в каких условиях будет развиваться ребенок, зависит его будущее. Важным социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения. Это первое общественное учреждение, куда попадает ребенок. Там он с помощью «грамотного» воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общения.

Увеличение рождаемости вызвало рост потребности в услугах дошкольных образовательных учреждений. При этом крайне важно обеспечить не только доступность дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей, но и повышение его качества за счет гибкости и многообразия образовательных программ и форм предоставления образования. Должна быть обеспечена всеобщая доступность дошкольного образования.

Необходимо обеспечить каждому ребенку возможность осваивать образовательные програм-

мы для детей дошкольного возраста. (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р).

Проблема : Недостаточный охват детей системой дошкольного образования учреждениями в городах.
В целях наибольшего охвата детей дошкольного возраста, поддержки семей, имеющих детей в возрасте от 1 года и старше, поддержки материнства и детства, обеспечения всесторонне -

го развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, мы решили открыть домашний детский сад. И тем самым предоставить возможность трудоустройства маме, не прерывая процесса воспитания ребенка, с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании.
Цель проекта:
1. Увеличение охвата детей дошкольным образованием через развитие вариативных форм дошкольного образования.
Задачи:
1. Открыть «Домашний детский сад».
2. Создать необходимую благоприятную среду для укрепления физического и психического здоровья детей. Обеспечить индивидуальный подход к детям.
3. Организация домашнего детского сада для детей, не посещающих ДОУ по определенным причинам: соматическая ослабленность организма ребенка, сложная адаптация, особое мировоззрение родителей.

Организация домашнего детского сада
1. Право открыть сад имеет один из родителей (законных представителей) семьи. Родитель, принявший решение организовать домашний детский сад, становится сотрудником ДОУ – воспитателем.
2. Домашний детский сад организуется для детей, не посещающих ДОУ по определенным причинам (соматическая ослабленность организма ребенка, сложная адаптация и другие причины).
3. Домашний детский сад создается на базе ДОУ юридически и является его структурным подразделением.
4. Дети, посещающие домашний детский сад, пользуются всеми льготами по содержанию детей в ДОУ.
5. Воспитатель организует питание детей, приготовленное поварами ДОУ.

Принципы организации домашнего детского сада
1. Тесное сотрудничество ДОУ с семьей: детский сад разрабатывает режим дня, сетку занятий (которые проводятся дома и в саду), предусматривается приход специалиста домой.
2. Система методической помощи маме, воспитателю, домашнего детского сада со стороны ДОУ.

Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап Разработка нормативно правовой базы для открытия домашнего детского сада
Промежуточный продукт:
проект,
Схема PR – сопровождения проекта,
пакет нормативной документации.
2. Технологический
Открытие домашнего детского сада
Сопровождение работы домашнего детского сада
3. Обобщающий этап Анализ реализации проекта
Презентация результатов проекта.

Ресурсы:
Кадровые: привлечение мам с педагогическим образованием.
Финансовые: муниципальные средства, спонсорские средства.
Ожидаемые результаты
В результате поведения проекта открытия домашних детских садов увеличится охват детей дошкольным образованием, а также возможность трудоустроиться одному родителю. Новую вариативную форму дошкольного образования можно использовать в дальнейшем.
Увеличение охвата детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Открытие на базе ДОУ трех структурных подразделения «Домашний детский сад».

Показатели достижения цели.
Достижение запланированных промежуточных и итоговых результатов
Контент-анализ опроса родителей и педагогов по эффективности деятельности.
Основной показатель успешности проекта, на данном этапе - функционирование одного домашнего детского сада. Важным показателем успешности проекта также может стать интерес других городов и районов России к тому, чтобы использовать опыт нашей работы в будущем, в целях увеличения охвата детей дошкольным образованием.

Эффекты реализации проекта:
охвата детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения
поддержка материнства и детства, семей, имеющих детей в возрасте от 1 года и старше.
возможность трудоустройства маме, не прерывая процесса воспитания ребенка.
реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании.

Риски:
Недостаточность финансирования.
Недостачная мотивация родителей на альтернативную форму дошкольного образования.

Механизм минимизации рисков:
PR – сопровождения проекта
Привлечение альтернативных источников привлечения.

Объемы и источники финансирования проекта.
Бюджет и внебюджет.

В связи с вступлением в силу нового Закона об Образовании, где дошкольное образование является первой ступенью большой взаимосвянной цепи системы образования подрастающего поколения, общество предъявляет новые требования к воспитательно — образовательному процессу детей дошкольного возраста.

Сегодня назрела необходимость внедрения вариативных организационных форм дошкольного образования. К этому привела и решение проблемы снижения роста очередности в дошкольные образовательные учреждения. Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в развитии, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, но и внедрение основополагающих принципов и направления развития современной системы образования.

Говоря об образовательном процессе в новых формах дошкольного образования, следует отметить, что это взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования. Это прежде всего и выбор содержания (в рамках ФГОС ДО), и средств, и способов деятельности, и общения. Это и ценностно — смысловое отношение личности к целям, содержанию и процессу образования.

Новых форм дошкольного образования не так и много, но все они отличаются целями и задачами реализации образовательного процесса. Но приоритетно для всех форм одно — это необходимость обеспечения равными стартовыми возможностями детей из разных социальных групп и слоев населения, обеспечение условий для качественной подготовки их к обучению в школе.

Данная презентация «Новые формы дошкольного образования» будет интересна не только руководителям, но педагогам дошкольных образовательных учреждений. В ней подробно описана каждая вариативная форма: цели, задачи, способ вндрения в жизнь ДОУ. Выбор за Вами, уважаемые, коллеги! Формы каждые нужны! Формы каждые важны!

Скачать презентацию

воспитатель МБДОУ №6 «Колосок»

с. Ходынино Рыбновский район

Рязанская область, Россия